полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный
Социальный педагог – дефектолог и социальный педагог, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами.
Социально-педагогическая деятельность как система комплексной поддержки развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это разносторонняя, общественно значимая и педагогически ориентированная деятельность социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности по решению воспитательных и социальных проблем детей с ограниченным потенциалом жизнедеятельности в условиях конкретного микросоциума.
Конец XX ознаменовал собой Рубикон в изменении общественно-педагогического сознания – от «культуры полезности» к «культуре достоинства» (А.Г.Асмолов), к признанию безусловной ценности для общества любой человеческой личности независимо от степени её отдачи. Самым значимым достижением в этой области является изменение отношения к личности, развивающейся в условиях недостаточности.
Отклонения в развитии могут привести к возникновению значительных проблем в процессе социализации. Поэтому организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторной характер и является мощным адаптирующим фактором.
Особые потребности ребенка с отклонениями в развитии в процессе социализации определяют механизмы организации социально-педагогической деятельности путем построения образовательного пространства, которое предполагает:
– максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения в развитии ребенка);
– выдвижение специальных задач по профилактике вторичных нарушений развития (например, расширение коммуникативных возможностей за счет обучения невербальным средствам общения: жестовой речи);
– применение особых форм организации социально-педагогической среды (создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.);
– расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
– организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве, пролонгированность этого процесса;
– активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.
Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.
Показателем эффективной организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности считается социальная интеграция – полное, равноправное включение данной личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.
Объектом социально-педагогической деятельности в системе комплексной поддержке средствами специального образования являются несколько категорий людей, находящихся в особо трудных условиях жизнедеятельности ввиду врожденных или приобретенных нарушений психофизического и интеллектуального развития. Среди них в особую группу выделяются дети со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер. Эта категория детей называется «инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», «ребенок с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии».
Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Закон российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (от 24.11.1995 г.) вводит правовое понятие «инвалид».
Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1) заболеванием; 2) последствиями травм; 3) анатомическими дефектами. В законе вводится ещё один признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите. До 18-летнего возраста правовой статус инвалидов – «дети-инвалиды». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании заявления гражданина или его законного представителя или по направлению медицинского учреждения. При получении такого статуса дети-инвалиды имеют права на все льготы, обозначенные в законах.
Целью социально-педагогической деятельности институтов коррекционно-компенсаторной направленности являются обеспечение полной и полноценной социальной интеграции лицам с нарушениями развития и создание им адекватных условий для независимой жизни в обществе.
Дата добавления: 2016-06-02 ; просмотров: 2392 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Социально- педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
Социальная помощь оказывается учреждениями социального обслуживания.
Социальное обслуживание- деятельность социальных служб по социальной поддержке оказанию социально-бытовых, медицинских, правовых услуг, материальной помощи, по адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной ситуации.
Социально-педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче социального опыта человечества.
В социально-педагогическую деятельность входят процессы:
· образования, обучения и воспитания;
· интериоризации (преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания);
· экстериоризации (процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной) социокультурных программ и общественного наследия.
Социальный педагог оказывает помощь детям с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от норма.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова цель, задачи и содержание медико-социально-педагогического патронажа?
2. Что такое медико-социальная профилактика?
3. Назовите основные группы инвалидности.
4. Охарактеризуйте процесс профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью.
5. Охарактеризуйте структуру социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями.
Современные педагогические системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности
Социально-педагогическая деятельность как система комплексной поддержки развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это разносторонняя, общественно значимая и педагогически ориентированная деятельность социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности по решению воспитательных и социальных проблем детей с ограниченным потенциалом жизнедеятельности в условиях конкретного микросоциума.
Конец XX ознаменовал собой Рубикон в изменении общественно-педагогического сознания – от «культуры полезности» к «культуре достоинства» (А.Г.Асмолов), к признанию безусловной ценности для общества любой человеческой личности независимо от степени её отдачи. Самым значимым достижением в этой области является изменение отношения к личности, развивающейся в условиях недостаточности.
Отклонения в развитии могут привести к возникновению значительных проблем в процессе социализации. Поэтому организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторной характер и является мощным адаптирующим фактором.
Особые потребности ребенка с отклонениями в развитии в процессе социализации определяют механизмы организации социально-педагогической деятельности путем построения образовательного пространства, которое предполагает:
– максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения в развитии ребенка);
– выдвижение специальных задач по профилактике вторичных нарушений развития (например, расширение коммуникативных возможностей за счет обучения невербальным средствам общения: жестовой речи);
– применение особых форм организации социально-педагогической среды (создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.);
– расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
– организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве, пролонгированность этого процесса;
– активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.
Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.
Показателем эффективной организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности считается социальная интеграция – полное, равноправное включение данной личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.
Объектом социально-педагогической деятельности в системе комплексной поддержке средствами специального образования являются несколько категорий людей, находящихся в особо трудных условиях жизнедеятельности ввиду врожденных или приобретенных нарушений психофизического и интеллектуального развития. Среди них в особую группу выделяются дети со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер. Эта категория детей называется «инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», «ребенок с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии».
Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Закон российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (от 24.11.1995 г.) вводит правовое понятие «инвалид».
Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1) заболеванием; 2) последствиями травм; 3) анатомическими дефектами. В законе вводится ещё один признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите. До 18-летнего возраста правовой статус инвалидов – «дети-инвалиды». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании заявления гражданина или его законного представителя или по направлению медицинского учреждения. При получении такого статуса дети-инвалиды имеют права на все льготы, обозначенные в законах.
Классификация нарушений развития, которая чаще других используется на практике:
– дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
– дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития);
– дети с нарушениями речи;
– дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
– дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. По данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается 200 млн детей с умственными и физическими недостатками, в Российской Федерации в настоящее время 1,6 млн таких детей.
Целью социально-педагогической деятельности институтов коррекционно-компенсаторной направленности являются обеспечение полной и полноценной социальной интеграции лицам с нарушениями развития и создание им адекватных условий для независимой жизни в обществе.
Социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности представлены комплексом организаций, учреждений. Это организации образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также межведомственные структуры. Важнейшим звеном в системе социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности является семья.
Институты специального образования:
– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;
– специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
– школы-интернаты и детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся бех попечения родителей;
– медико-психолого-социальные и реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические консультации.
В соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением Правительством РФ № 228 от 12 марта 1997 г., организуется учебно-воспитательная деятельность образовательных учреждений по обучению и реабилитации в рамках реализуемых образовательных программ в каждом виде образовательного учреждения:
1-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) детей;
2-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабослышащих детей;
3-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания незрячих (слепых) детей;
4-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабовидящих детей;
5-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией;
6-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности);
7-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с задержкой психофизического развития;
8-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
В системе Министерства здравоохранения РФ действуют:
– дома ребенка для детей раннего и младшего дошкольного возраста;
– дошкольные образовательные учреждения – центры восстановительного лечения для детей от 1.5 до 3-4 лет;
– школы при санаторно-курортных учреждениях;
– реабилитационные центры для детей-инвалидов.
В системе министерства труда и социального развития РФ существует сеть реабилитационных центров и интернатных учреждений:
– стационарные психоневрологического дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми физическими отклонениями;
– реабилитационные центры для инвалидов;
– специальные профессионально-технические училища.
В последние годы появляются учреждения нового типа, осуществляющие социально-педагогическую деятельность на межведомственной основе:
– реабилитационные и медико-психолого-социальные центры, осуществляющие раннюю диагностику нарушений развития и раннюю психолого-педагогическую помощь ребенку в условиях семьи, комплексное индивидуальное сопровождение развития ребенка;
– дошкольные группы для кратковременного пребывания детей;
– школы надомного обучения для детей-инвалидов и т.п.
Постановлением Правительством РФ № 867 от 31 июля 1998 г., принято положение «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Такие учреждения работают на междисциплинарной основе.
Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) является диагностико-коррекционным учреждением. Это межведомственная структура. Основные задачи заключаются в выявлении, комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии и «группы риска», в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений.
Медико-психолого-социальные центры – многофункциональные учреждения, включающие диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы. Важнейшим направлением деятельности является организация процесса сопровождения ребенка.
В системе Министерства труда и социального развития РФ существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с инвалидностью. Это дома-интернаты для детей и взрослых с глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми физическими отклонениями и др. В этих учреждениях помимо медицинской реабилитации вводятся программы развития познавательных возможностей детей, привития им трудовых и социально-бытовых навыков и умений, развития навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирование элементов нравственного и эстетического воспитания.
Социально-педагогическая помощь детям с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития начинается с профилактики социального сиротства этих детей (предотвращения отказов от детей) и психологической поддержки их родителей в преодолении первоначального шока.
Социальный педагог должен будет координировать связь между родителями и различными представителями социальных, медицинских, образовательных учреждений; организовывать встречи со специалистами различного профиля.
Родители должны получить на этих встречах полноценную информацию о диагнозе и полное описание проблемы. Социальный педагог должен предоставить родителям специальную литературу, детально разъясняющую состояние ребенка, связанное с конкретным нарушением развития, дать точную информацию о специальных услугах, которые существуют по месту жительства и будут предоставлены семье.
Также социальный педагог должен составить индивидуальный план комплексной помощи семье и ребенку. Он включает: базовую информацию о наличии лечебных, психолого-педагогических и социальных учреждениях; организацию групп взаимопомощи из числа родителей; организацию семейного патронажа; подача в местный отдел соцобеспечения документов на получение пособия.
По прошествии периода адаптации семьи к новым жизненным условиям социальный педагог активизирует оказание ранней помощи ребенку.
Социально-педагогическая деятельность в специальной (коррекционной) школе направлена на оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности, и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков. Для этого социальный педагог устанавливает контакт с различными учреждениями и службами.
Содержание работы социального педагога включает следующие направления:
– формирование гуманных отношений в социуме;
– содействие саморазвитию личности ребенка;
– оказание в социальной адаптации и реабилитации воспитанников;
– оздоровление и нормализация отношений в семье;
– решение личных и социальных проблем учащихся;
– выявление и разрешение конфликтных ситуаций;
– патронаж детей и др.
Социальному педагогу необходимо знать порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому. На основании перечня заболеваний медицинское лечебно-профилактическое учреждение выдает заключение о необходимости обучения ребенка на дому. В функции социального педагога, сопровождающего процесс надомного обучения входит не только защита его прав на предоставление указанных условий и льгот, но и обеспечение максимально возможной интеграции такого ребенка в общество: содействие в организации школьных мероприятий, организация досуга и дополнительного образования.
Вопрос 40. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
2. Социально-педагогическая деятельность (по определению В.А. Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.
В социально-педагогическую деятельность входят процессы:
образования, обучения и воспитания;
интериоризации (преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания);
экстериоризации (процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной) социокупьтурных программ и общественного наследия.
Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором.
Социальная интеграция (по определению Л.И. Аксеновой) полное, равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.
Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — приоритет личности и семьи.
Структура социально-педагогической помощи в России:
защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.;
участие в разработке и реализации социальных проектов и’ программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.
Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) одна из новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Основные задачи ПМПК:
• выявление и комплексное обследование детей с отклонениями; в развитии, а также детей группы риска; 3
• разработка индивидуальных реабилитационных программ;
• разработка и реализация комплекса мер психолого-медико педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений) в развитии;
сотрудничество с другими заинтересованными органами и учреждениями. В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ существую специальные учреждения для детей взрослых с инвалидностью, в которых дети и подростки программы развития познавательных возможностей, навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирования элементов нравственного и основ эстетического воспитания:
дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;
детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;
специальные профессионально-технические училища;
дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
Л.И. Аксенова выделяет следующие инновационные направления стратегии социально-педагогической помощи:
становление государственно-общественной системы соииально-педагогической помощи;
совершенствование процесса социального воспитания (в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста);
создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи;
организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушения развития и снижения степени инвалидности;
появление опытных моделей интегрированного обучения;
3. Организация социально-педагогической помощи за рубежом:
• интеграция и нормализация — основные принципы построении системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
• наличие частных школ и социальных служб, использующих авторские программы и методы специального обучения;
• особые условия поддержки семьи, нуждающейся в социально-педагогической помощи.
В Швеции такая семья имеет право на помощь персонального ассистента, дополнительную материальную и медицинскую помощь. Детские поликлиники осуществляют комплексное обследование детей и контроль за их развитием, диагностику окружающей среды. Существует индивидуальная программа развития каждого ребенка. Обеспечена семейная терапия.
4. Стратегия государственной социальной политики в России:
• адресное оказание социальных услуг;
• совершенствование социальной защиты и социального обслуживания;
• дальнейшая реализация Федеральных программ «Социальна защиты инвалидов» и «Дети-инвалиды».
Программа «Социальная защита инвалидов»:
• формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов;
• создание необходимых условий для полноценной жизни веществе.
• создание эффективной системы профилактики детской инвалидности;
• создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
• оказание консультативной и иной помощи семьям, имеющим ребенка с отклонениями в развитии;
• создание для детей-инвалидов равных возможностей (получение медицинской помощи, образования, доступ ко всем ее рам жизнеобеспечения);
• интенсификация научных исследований по соответствующе! проблематике.
Вопрос 41. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.
Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в.
Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и. физической деятельности.
Причины выраженной задержки психического развития:
минимальные (слабовыраженные) органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка;
длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;
длительная социально-культурная депривация (лат. — мышление, психическое состояние, которое характеризуется выраженными отключениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов); влияние стрессовых психотравмирующих факторов.
В научной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.
Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967) — два варианта задержки психического развития:
психофизический и психический инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость);
астенические и иеребрастенические состояния (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость);
дизонтогенетические (недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка);
эндефалопатические (в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза);
интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств и обусловленная действиями механизма сенсорной деприваиии;
интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.
Классификация К.С. Лебединской (1986) — по генезу задержки психического развития:
соматогенного генеза — данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов банка;
психогенного генеза — связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития (на ранних этапах) ребенка;
4. Характерные особенности детей с ЗПР:
отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста);
несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;
неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развитии (зону ближайшего развития).
Вопрос 42. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).
Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.
Для оказания помощи открываются следующие группы:
• младшая (от 2,5 до 3,5 лет);
• средняя (от 3,5 до 5 лет);
• старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).
По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):
• в школу (или) класс для детей с ЗПР;
• специальную школу соответствующего типа.
2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:
Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:
• общее и коммуникативное взаимодействие;
• развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространствен-;! ной координации;
• предметная деятельность и игра;
• развитие продуктивной деятельности;
• подготовка к школьному обучению.
Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит вое-* питатель:
физическое и трудовое воспитание;
ознакомление с окружающим миром.
Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых де-фектологом:
социальное и познавательное развитие;
ознакомление с окружающим миром;
развитие речи и тонкой ручной моторики;
подготовка к обучению грамоте.
Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.
Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:
в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.;
в коррекционных классах при общеобразовательных школах (на основании приказа Минобразования России «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР», 1981).
Особенности обучения в коррекционном классе:
адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);
изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.);
индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);
факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).
Образовательный процесс в классе коррекционно-развиваюшего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе: учета актуальных возможностей ребенка; охраны и укрепления его здоровья; создания благожелательной образовательной среды; _ взаимодействия с родителями.
4. В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя:
различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗП Р, классы коррекционно-развивающего обучения при школе общего назначения;
ранее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования;
совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);
нормативное и учебно-методическое обеспечение практики, образования детей с ЗПР;
определение задач и содержания профессиональной ориентации профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;
создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;
разработку моделей служб консультативной помощи семье;