полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный

Социальный педагог – дефектолог и социальный педагог, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами.

Социально-педагогическая деятельность как система комплексной поддержки развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это разносторонняя, общественно значимая и педагогически ориентированная деятельность социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности по решению воспитательных и социальных проблем детей с ограниченным потенциалом жизнедеятельности в условиях конкретного микросоциума.

Конец XX ознаменовал собой Рубикон в изменении общественно-педагогического сознания – от «культуры полезности» к «культуре достоинства» (А.Г.Асмолов), к признанию безусловной ценности для общества любой человеческой личности независимо от степени её отдачи. Самым значимым достижением в этой области является изменение отношения к личности, развивающейся в условиях недостаточности.

Отклонения в развитии могут привести к возникновению значительных проблем в процессе социализации. Поэтому организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторной характер и является мощным адаптирующим фактором.

Особые потребности ребенка с отклонениями в развитии в процессе социализации определяют механизмы организации социально-педагогической деятельности путем построения образовательного пространства, которое предполагает:

– максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения в развитии ребенка);

– выдвижение специальных задач по профилактике вторичных нарушений развития (например, расширение коммуникативных возможностей за счет обучения невербальным средствам общения: жестовой речи);

– применение особых форм организации социально-педагогической среды (создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.);

– расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;

– организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве, пролонгированность этого процесса;

– активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.

Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.

Показателем эффективной организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности считается социальная интеграция – полное, равноправное включение данной личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.

Объектом социально-педагогической деятельности в системе комплексной поддержке средствами специального образования являются несколько категорий людей, находящихся в особо трудных условиях жизнедеятельности ввиду врожденных или приобретенных нарушений психофизического и интеллектуального развития. Среди них в особую группу выделяются дети со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер. Эта категория детей называется «инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», «ребенок с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии».

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Закон российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (от 24.11.1995 г.) вводит правовое понятие «инвалид».

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1) заболеванием; 2) последствиями травм; 3) анатомическими дефектами. В законе вводится ещё один признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите. До 18-летнего возраста правовой статус инвалидов – «дети-инвалиды». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании заявления гражданина или его законного представителя или по направлению медицинского учреждения. При получении такого статуса дети-инвалиды имеют права на все льготы, обозначенные в законах.

Целью социально-педагогической деятельности институтов коррекционно-компенсаторной направленности являются обеспечение полной и полноценной социальной интеграции лицам с нарушениями развития и создание им адекватных условий для независимой жизни в обществе.

Дата добавления: 2016-06-02 ; просмотров: 2392 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Социально- педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями

полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный

полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный

полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный

Социальная помощь оказывается учреждениями социального обслуживания.

Социальное обслуживание- деятельность социальных служб по социальной поддержке оказанию социально-бытовых, медицинских, правовых услуг, материальной помощи, по адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной ситуации.

Социально-педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче социального опыта человечества.

В социально-педагогическую деятельность входят процессы:

· образования, обучения и воспитания;

· интериоризации (преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания);

· экстериоризации (процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной) социокультурных программ и общественного наследия.

Социальный педагог оказывает помощь детям с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от норма.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова цель, задачи и содержание медико-социально-педагогического патронажа?

2. Что такое медико-социальная профилактика?

3. Назовите основные группы инвалидности.

4. Охарактеризуйте процесс профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью.

5. Охарактеризуйте структуру социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями.

Современные педагогические системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Источник

Социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности

Социально-педагогическая деятельность как система комплексной поддержки развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это разносторонняя, общественно значимая и педагогически ориентированная деятельность социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности по решению воспитательных и социальных проблем детей с ограниченным потенциалом жизнедеятельности в условиях конкретного микросоциума.

Конец XX ознаменовал собой Рубикон в изменении общественно-педагогического сознания – от «культуры полезности» к «культуре достоинства» (А.Г.Асмолов), к признанию безусловной ценности для общества любой человеческой личности независимо от степени её отдачи. Самым значимым достижением в этой области является изменение отношения к личности, развивающейся в условиях недостаточности.

Отклонения в развитии могут привести к возникновению значительных проблем в процессе социализации. Поэтому организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторной характер и является мощным адаптирующим фактором.

Особые потребности ребенка с отклонениями в развитии в процессе социализации определяют механизмы организации социально-педагогической деятельности путем построения образовательного пространства, которое предполагает:

– максимально раннее начало целенаправленного коррекционно-педагогического процесса (с момента определения нарушения в развитии ребенка);

– выдвижение специальных задач по профилактике вторичных нарушений развития (например, расширение коммуникативных возможностей за счет обучения невербальным средствам общения: жестовой речи);

– применение особых форм организации социально-педагогической среды (создание специальной инфраструктуры, обеспечение техническими средствами реабилитации и т.д.);

– расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;

– организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве, пролонгированность этого процесса;

– активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.

Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности.

Показателем эффективной организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности считается социальная интеграция – полное, равноправное включение данной личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.

Объектом социально-педагогической деятельности в системе комплексной поддержке средствами специального образования являются несколько категорий людей, находящихся в особо трудных условиях жизнедеятельности ввиду врожденных или приобретенных нарушений психофизического и интеллектуального развития. Среди них в особую группу выделяются дети со значительными отклонениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер. Эта категория детей называется «инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», «ребенок с особыми потребностями», «дети с отклонениями (нарушениями) в развитии».

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Закон российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (от 24.11.1995 г.) вводит правовое понятие «инвалид».

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1) заболеванием; 2) последствиями травм; 3) анатомическими дефектами. В законе вводится ещё один признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите. До 18-летнего возраста правовой статус инвалидов – «дети-инвалиды». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании заявления гражданина или его законного представителя или по направлению медицинского учреждения. При получении такого статуса дети-инвалиды имеют права на все льготы, обозначенные в законах.

Классификация нарушений развития, которая чаще других используется на практике:

– дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);

– дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития);

– дети с нарушениями речи;

– дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;

– дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. По данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается 200 млн детей с умственными и физическими недостатками, в Российской Федерации в настоящее время 1,6 млн таких детей.

Целью социально-педагогической деятельности институтов коррекционно-компенсаторной направленности являются обеспечение полной и полноценной социальной интеграции лицам с нарушениями развития и создание им адекватных условий для независимой жизни в обществе.

Социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности представлены комплексом организаций, учреждений. Это организации образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также межведомственные структуры. Важнейшим звеном в системе социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности является семья.

Институты специального образования:

– специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;

– специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;

– школы-интернаты и детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся бех попечения родителей;

– медико-психолого-социальные и реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические консультации.

В соответствии с «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением Правительством РФ № 228 от 12 марта 1997 г., организуется учебно-воспитательная деятельность образовательных учреждений по обучению и реабилитации в рамках реализуемых образовательных программ в каждом виде образовательного учреждения:

1-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) детей;

2-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабослышащих детей;

3-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания незрячих (слепых) детей;

4-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабовидящих детей;

5-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией;

6-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности);

7-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с задержкой психофизического развития;

8-й вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

В системе Министерства здравоохранения РФ действуют:

– дома ребенка для детей раннего и младшего дошкольного возраста;

– дошкольные образовательные учреждения – центры восстановительного лечения для детей от 1.5 до 3-4 лет;

– школы при санаторно-курортных учреждениях;

– реабилитационные центры для детей-инвалидов.

В системе министерства труда и социального развития РФ существует сеть реабилитационных центров и интернатных учреждений:

– стационарные психоневрологического дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми физическими отклонениями;

– реабилитационные центры для инвалидов;

– специальные профессионально-технические училища.

В последние годы появляются учреждения нового типа, осуществляющие социально-педагогическую деятельность на межведомственной основе:

– реабилитационные и медико-психолого-социальные центры, осуществляющие раннюю диагностику нарушений развития и раннюю психолого-педагогическую помощь ребенку в условиях семьи, комплексное индивидуальное сопровождение развития ребенка;

– дошкольные группы для кратковременного пребывания детей;

– школы надомного обучения для детей-инвалидов и т.п.

Постановлением Правительством РФ № 867 от 31 июля 1998 г., принято положение «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Такие учреждения работают на междисциплинарной основе.

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) является диагностико-коррекционным учреждением. Это межведомственная структура. Основные задачи заключаются в выявлении, комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии и «группы риска», в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений.

Медико-психолого-социальные центры – многофункциональные учреждения, включающие диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы. Важнейшим направлением деятельности является организация процесса сопровождения ребенка.

В системе Министерства труда и социального развития РФ существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с инвалидностью. Это дома-интернаты для детей и взрослых с глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми физическими отклонениями и др. В этих учреждениях помимо медицинской реабилитации вводятся программы развития познавательных возможностей детей, привития им трудовых и социально-бытовых навыков и умений, развития навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирование элементов нравственного и эстетического воспитания.

Социально-педагогическая помощь детям с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития начинается с профилактики социального сиротства этих детей (предотвращения отказов от детей) и психологической поддержки их родителей в преодолении первоначального шока.

Социальный педагог должен будет координировать связь между родителями и различными представителями социальных, медицинских, образовательных учреждений; организовывать встречи со специалистами различного профиля.

Родители должны получить на этих встречах полноценную информацию о диагнозе и полное описание проблемы. Социальный педагог должен предоставить родителям специальную литературу, детально разъясняющую состояние ребенка, связанное с конкретным нарушением развития, дать точную информацию о специальных услугах, которые существуют по месту жительства и будут предоставлены семье.

Также социальный педагог должен составить индивидуальный план комплексной помощи семье и ребенку. Он включает: базовую информацию о наличии лечебных, психолого-педагогических и социальных учреждениях; организацию групп взаимопомощи из числа родителей; организацию семейного патронажа; подача в местный отдел соцобеспечения документов на получение пособия.

По прошествии периода адаптации семьи к новым жизненным условиям социальный педагог активизирует оказание ранней помощи ребенку.

Социально-педагогическая деятельность в специальной (коррекционной) школе направлена на оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности, и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков. Для этого социальный педагог устанавливает контакт с различными учреждениями и службами.

Содержание работы социального педагога включает следующие направления:

– формирование гуманных отношений в социуме;

– содействие саморазвитию личности ребенка;

– оказание в социальной адаптации и реабилитации воспитанников;

– оздоровление и нормализация отношений в семье;

– решение личных и социальных проблем учащихся;

– выявление и разрешение конфликтных ситуаций;

– патронаж детей и др.

Социальному педагогу необходимо знать порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому. На основании перечня заболеваний медицинское лечебно-профилактическое учреждение выдает заключение о необходимости обучения ребенка на дому. В функции социального педагога, сопровождающего процесс надомного обучения входит не только защита его прав на предоставление указанных условий и льгот, но и обеспечение максимально возможной интеграции такого ребенка в общество: содействие в организации школьных мероприятий, организация досуга и дополнительного образования.

Источник

Вопрос 40. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями

полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный

полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный

полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный

2. Социально-педагогическая деятельность (по определению В.А. Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.

В социально-педагогическую деятельность входят процессы:

образования, обучения и воспитания;

интериоризации (преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания);

экстериоризации (процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной) социокупьтурных программ и общественного наследия.

Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором.

Социальная интеграция (по определению Л.И. Аксеновой) полное, равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — приоритет личности и семьи.

Структура социально-педагогической помощи в России:

защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.;

участие в разработке и реализации социальных проектов и’ программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.

Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) одна из новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Основные задачи ПМПК:

полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Смотреть картинку полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Картинка про полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный. Фото полное равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума достойный социальный

• выявление и комплексное обследование детей с отклонениями; в развитии, а также детей группы риска; 3

• разработка индивидуальных реабилитационных программ;

• разработка и реализация комплекса мер психолого-медико педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различными формами отклонений) в развитии;

сотрудничество с другими заинтересованными органами и учреждениями. В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ существую специальные учреждения для детей взрослых с инвалидностью, в которых дети и подростки программы развития познавательных возможностей, навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирования элементов нравственного и основ эстетического воспитания:

дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;

детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;

специальные профессионально-технические училища;

дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

Л.И. Аксенова выделяет следующие инновационные направления стратегии социально-педагогической помощи:

становление государственно-общественной системы соииально-педагогической помощи;

совершенствование процесса социального воспитания (в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста);

создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи;

организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушения развития и снижения степени инвалидности;

появление опытных моделей интегрированного обучения;

3. Организация социально-педагогической помощи за рубежом:

• интеграция и нормализация — основные принципы построении системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

• наличие частных школ и социальных служб, использующих авторские программы и методы специального обучения;

• особые условия поддержки семьи, нуждающейся в социально-педагогической помощи.

В Швеции такая семья имеет право на помощь персонального ассистента, дополнительную материальную и медицинскую помощь. Детские поликлиники осуществляют комплексное обследование детей и контроль за их развитием, диагностику окружающей среды. Существует индивидуальная программа развития каждого ребенка. Обеспечена семейная терапия.

4. Стратегия государственной социальной политики в России:

• адресное оказание социальных услуг;

• совершенствование социальной защиты и социального обслуживания;

• дальнейшая реализация Федеральных программ «Социальна защиты инвалидов» и «Дети-инвалиды».

Программа «Социальная защита инвалидов»:

• формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов;

• создание необходимых условий для полноценной жизни веществе.

• создание эффективной системы профилактики детской инвалидности;

• создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

• оказание консультативной и иной помощи семьям, имеющим ребенка с отклонениями в развитии;

• создание для детей-инвалидов равных возможностей (получение медицинской помощи, образования, доступ ко всем ее рам жизнеобеспечения);

• интенсификация научных исследований по соответствующе! проблематике.

Вопрос 41. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.

Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в.

Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и. физической деятельности.

Причины выраженной задержки психического развития:

минимальные (слабовыраженные) органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка;

длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;

длительная социально-культурная депривация (лат. — мышление, психическое состояние, которое характеризуется выраженными отключениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов); влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

В научной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967) — два варианта задержки психического развития:

психофизический и психический инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость);

астенические и иеребрастенические состояния (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость);

дизонтогенетические (недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка);

эндефалопатические (в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза);

интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств и обусловленная действиями механизма сенсорной деприваиии;

интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.

Классификация К.С. Лебединской (1986) — по генезу задержки психического развития:

соматогенного генеза — данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов банка;

психогенного генеза — связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития (на ранних этапах) ребенка;

4. Характерные особенности детей с ЗПР:

отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста);

несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;

неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);

низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);

Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развитии (зону ближайшего развития).

Вопрос 42. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).

Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.

Для оказания помощи открываются следующие группы:

• младшая (от 2,5 до 3,5 лет);

• средняя (от 3,5 до 5 лет);

• старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).

По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):

• в школу (или) класс для детей с ЗПР;

• специальную школу соответствующего типа.

2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:

Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:

• общее и коммуникативное взаимодействие;

• развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространствен-;! ной координации;

• предметная деятельность и игра;

• развитие продуктивной деятельности;

• подготовка к школьному обучению.

Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит вое-* питатель:

физическое и трудовое воспитание;

ознакомление с окружающим миром.

Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых де-фектологом:

социальное и познавательное развитие;

ознакомление с окружающим миром;

развитие речи и тонкой ручной моторики;

подготовка к обучению грамоте.

Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.

Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:

в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.;

в коррекционных классах при общеобразовательных школах (на основании приказа Минобразования России «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР», 1981).

Особенности обучения в коррекционном классе:

адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);

изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.);

индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);

факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).

Образовательный процесс в классе коррекционно-развиваюшего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе: учета актуальных возможностей ребенка; охраны и укрепления его здоровья; создания благожелательной образовательной среды; _ взаимодействия с родителями.

4. В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя:

различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗП Р, классы коррекционно-развивающего обучения при школе общего назначения;

ранее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования;

совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);

нормативное и учебно-методическое обеспечение практики, образования детей с ЗПР;

определение задач и содержания профессиональной ориентации профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;

создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;

разработку моделей служб консультативной помощи семье;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *