политика в жизни современного общества
БИЛЕТ 4. РОЛЬ И МЕСТО ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ
По мере развития человеческого общества роль политики не ослабевает, а наоборот ее значение в жизни современных обществ усиливается.
Сегодня важное место отводится политике в разрешении социальных, политических, межнациональных, международных, военных и других конфликтов. Политическая модернизация также предполагает поиск новых форм, подходов политического управления процессами демократизации общественной жизни.
Современное знание о политике позволяет ее трактовать как важнейший фактор исторического и цивилизованного процессов развития современных обществ в двух ее основных функциях:
— всеобщего организационного начала общества
Роль политики в жизни современных обществ обусловлена ее универсальностью, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности.
Развитие общества закономерно сопровождается усложнением его структуры и усилением противоречивости тенденций его эволюции, что подразумевает повышение роли политики как важнейшего социального механизма в обеспечении жизнедеятельности общества, управлении общественными процессами, определении целей и направлений развития общества.
Усиление роли политики в жизни современных обществ объясняется не только самим фактором его развития, но и современными особенностями и тенденциями, в том числе – информатизаций общества, глобализаций и обострением глобальных проблем, геополитическими изменениями в мире т.д.
Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений
Ареал политики охватывает все, что связанно с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, выражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей.
Роль политики в современном обществе
Раскрытие понимания политики в политологии как многомерного явления и как важнейшей сферы жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Выяснение ее основных элементов и функций. Рассмотрение организации политической сферы жизни общества.
Рубрика | Политология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.06.2015 |
Размер файла | 21,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
по дисциплине «Политология»
Роль политики в современном обществе
Глава I. Понятие о политике в целом
1.1 Основные элементы политики
1.2 Функции политики
Глава II. Роль политики в современном обществе
В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.
Именно в политических отношениях заключены главные вопросы общественной жизни. Политические отношения складываются между субъектами различных уровней и подсистем политической жизни. Неотъемлемый компонент и фактор политических отношения это интересы. Будучи формой проявления отношений, политические интересы составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрированное выражение социально-экономических интересов. Политические интересы такая же реальность, как и социально-экономические. Они выражают состояние зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, а так же формируются в виде реакции на эти действия. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне определённую направленность поведения социальных групп, в сфере политических отношений.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме
Ознакомиться с основными понятиями
Для написания данной работы использовались различные литературные источники: Политология. Курс лекций, под ред. М. Н.Марченко, Пугачев В. П. Введение в политологию, и ресурсы интернета.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Понятие о политике в целом
политика государство общество
Прежде чем начать разговор о том, какова роль политики в современном обществе, необходимо понять, что такое политика вообще?
Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, политике профсоюзов…даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».
Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики можно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:
С другой стороны все определения политики можно разбить на группы:
Социологические определения политики. Эти определения опираются на социологический подход и выражаются через общественные явления: экономику, право, мораль, культуру, религию и т.д.
Субстанциальные определения политики. Здесь раскрывается первооснова (субстанция) политики. Политика определяется как действия направленные на обретение, удержание и использование власти.
Научно сконструированные определения политики. Фактически это интерпретации характеризующие политику как процесс подготовки, принятия практической реализации обязательных для всего общества решений.
Вот некоторые определения политики, опубликованные в издании «Международный словарь» в1961г.:
Политика это политические действия, практика.
Политика это раздел этики связанный более с государственным и общественным механизмом, чем с отдельными личностями. Это общественная и социальная этика. 1
Политика это политические отношения или деловое соревнование между соперничающими группами интересов или отдельными личностями за власть и лидерство. 2
Политика это политическое руководство (проведение политики) в частных делах. 2
Политика это политические убеждения, принципы, мнения или симпатии отдельной личности. 3
Политика это общая совокупность взаимно-действующих и обычно конфликтующих отношений между людьми, живущими в обществе, а также лидерами и не лидерами.
Политика это политическая наука.
1.1 Основные элементы политики
Основными элементами политики являются:
1.2 Функции политики
Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки.
В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций: 4
— выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества
— рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;
— распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;
— управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;
— интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. Конституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие задачи;
— созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.
Более частные, разнообразные функции политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т. д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.
В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от активной политической жизни).
Далее мы увидим, какие качественные изменения происходят с функциями политики в рамках тоталитарных обществ, на поздних стадиях развития современных индустриальных государств, в переходных процессах, острых кризисах государственной власти.
Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.
Таким образом, успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.
Глава II. Роль политики в современном обществе
Политическая сфера жизни общества организована в рамках политической системы, которая включает в себя социальные институты и организации, имеющие непосредственное отношение к устройству и функционированию государства, к управлению обществом. Кроме политической системы, то есть организационно оформленных элементов власти, в политическую сферу входят также и неформальные объединения и движения, оппозиционные, экстремистские, радикальные, запрещенные партии и группы. Это свидетельствует о том, что политическая сфера исключительно разнообразна, динамична и противоречива.
На практике политика представляет собой деятельность по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния.
Назначение политики состоит в том, чтобы быть связующим звеном между личностью, ее потребностями, интересами и обществом, обладающим теми или иными возможностями их удовлетворения, найти их гармоничное сочетание. Чтобы добиться такого состояния вещей, политика должна быть гибкой, рациональной, динамичной. Эти качества помогут ей интегрировать людей в сообществе с упорядоченными социальными отношениями, четкой организацией, налаженным взаимодействием.
В связи с этим можно сделать вывод, что политика является родом человеческой деятельности, который связан с осуществлением власти, с участием людей в управлении государством. Исходя из важности выполняемой ею функции, политику следует считать неотъемлемым звеном существования цивилизованного общества.
В структурном плане политика представляет собой единство, по меньшей мере трех элементов: политические отношения (связи между социальными субъектами и их деятельность по поводу власти), политические институты (организации и учреждения, регулирующие политические явления), политическое сознание (взгляды, идеи, мнения, чувства, настроения, отражающие реальное политическое бытие).5
В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).
4. Мухаев Р.Т. Политика как общественное явление
Роль политики в современном обществе
Просмотр содержимого документа
«Роль политики в современном обществе»
Основная часть ___________________________________________________3
Политика – понятие и функции _____________________________4-5
Роль политики в обществе __________________________________6-8
Список использованной литературы и источников __________________13
Ежедневно с экранов телевизоров и из радиоприемников на зрителей и слушателей обрушиваются потоки информации. Львиную долю ее составляют новости о политических событиях. Роль этой сферы деятельности в жизни общества очень существенна, поскольку политика влияет на все стороны жизни государства и его граждан. Современное понимание политики складывается в результате развития, существования и столкновения нескольких позиций или подходов.
С детства мне всегда было интересно наблюдать за взрослыми как они бурно реагируют на события происходящие в стране. Со временем я сам стал участвовать в обсуждении политических передач и дебатов в СМИ. Но заметил, что не все мои друзья и одноклассники разделяют мой интерес в политике и международных отношениях. В поисках единомышленников возникла идея провести социологический опрос в моем учебном заведении, узнать насколько политически грамотна наша молодежь, ребята, с которыми я ежедневно сталкиваюсь в коридорах школы.
Помимо социологического опроса, я беседовал с учителями нашей школы, в свою очередь они помогли мне в сборе нужной литературы по теме политологии. Итак, я погрузился в удивительно интересный для меня мир политики. Мир, который стремительно входит в жизнь каждого человека, поэтому он требует его познания.
Современный мир политизирован до предела. Политика проникла во все поры человеческих отношений, не оставив, кажется, ни одной области, где бы не ощущалось ее влияния. В прежние, теперь уже отдаленные времена человек мог еще как-то скрыться от нее, еще существовали отдельные «островки» жизни, свободные от масштабного и далеко не всегда благотворного воздействия политики. Сегодня он в полном ее плену; он ее активный или пассивный участник, ее неотъемлемая частица; он мыслит и действует политически, даже если не осознает того. Это политика, и мы все говорим ее языком.
Несмотря на такую всеохватность политики, глубину ее проникновения в нашу жизнь, в научном сознании, не говоря уже о сознании обыденном, о ней, по большей части, существуют весьма искаженные и превратные представления. Главная тому причина та, что политика слишком близка к самым глубоким, самым сокровенным интересам человека, социальных групп, государств; она затрагивает наиболее чувствительные струны человеческих отношений, их страстей, устремлений, надежд и помыслов.
Потому-то вымысел, ничем не прикрытая ложь, лицемерие, сокрытие истины, демагогия, интрига – обычная атрибутика политики. 1
ЦЕЛЬ
Провести исследовательскую работу и выявить роль, определить место и значение политики в жизни современного общества.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Работа с литературой о политике и ее роли в современном мире
2. Представить понятие политики
3.Проведение опроса среди школьников об их политических предпочтениях
1. Политика – понятие и функции
Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.
Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.
Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.
В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.
Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Это устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики. К таким связям можно отнести следующие:
зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.
Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.
Общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве». 2
2. Роль политики в обществе
Отличительная особенность современного этапа развития российского общества – это массовое участие граждан в политической жизни. Но когда широкие массы выходят на политическую арену наблюдается их политическая наивность и незрелость. Происходит это потому что очень долго во время коммунистического режима власть была таинственно закрыта от народа. Население участвовало в политической жизни страны, когда проходили выборы, праздничные митинги или профсоюзные шествия.
Роль политики в обществе:
выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества. 3
Между политикой и иными сферами общественной жизни существуют причинно-следственные, функциональные связи и отношения. В стабильных демократических государствах проявляется тенденция к снижению «удельного веса» политического регулирования общественных отношений. Приоритетную роль здесь играют правовые способы, моральные нормы, методы самоуправления и самоорганизации жизни.
Политические идеалы, цели и интересы общества и государства немыслимо без совершенной системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. Политика определяет, формулирует и «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь.
Роль политики в конкретном обществе, границы её влияния зависят от исторических условий, политических традиций, политической культуры граждан, характера политической системы, уровня социально-экономического и духовного развития.
Выражение политикой общего интереса постоянно проявляется в те периоды, когда в обществе преобладает стабильность, налаженность отношений во всех сферах жизни. Если же общество переживает большие изменения, вызванные революциями в производстве, структурной перестройкой, формированием новых классов, политика становится ареной острых столкновений социальных групп, «верхов» и «низов», традиций и инноваций. В частности, Российское государство, создающее цивилизованную рыночную экономику, по-видимому, еще долго будет ареной острой борьбы разных интересов, конфликтного поиска общего согласия и вариантов реализации общего интереса. 4
Объекты политики – общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные организации и люди, на которых направлена деятельность субъектов политики. Объектно-субъектная взаимосвязь в политической жизни представляет собой органическое единство.
Важнейшими объектами политики являются власть, вся политическая система общества. Наиболее общим объектом политики является общество в целом, все его ключевые социально-экономические процессы, а политика приобретает функцию координации, регулирования всех сторон социальной жизни. 5
Политика – это та среда, влияние которой мы не всегда замечаем, но которая неизбежно окружает нас и входит в нашу повседневную жизнь, хотим мы этого или нет. Что значит политика для каждого из нас? Что мы знаем о ней? Ощущаем ли мы себя активной силой в политической жизни нашей страны?
Политические опросы населения позволяют выявить общественные настроения на определенной территории. С помощью этой методики можно прогнозировать тенденции и настроения общества при тех или иных обстоятельствах.
Существует два основных метода проведения политических опросов. Первый позволяет оценить мнение населения по конкретным общественно-политическим темам, а второй помогает при составлении рейтингов.
В моем исследовании общей совокупностью является школьники МОУ «СОШ№ 73» в возрасте от 13 до 18 лет. Выборочная совокупность равна 228 человек. Проводилось выборочное исследование при помощи анкетирования.
Первый вопрос был о том, часто ли смотрят школьники политические передачи по телевидению. Результаты показаны на диаграмме.
На вопрос «Кого из саратовских политиков Вы знаете?» ответило 205 респондентов, 23 оставили графу пустой. Среди ответов фигурировали следующие политики: Володин Вячеслав Викторович, Исаев Михаил Александрович, Радаев Валерий Васильевич.
Третий вопрос звучал так: «Хотели бы вы находиться во власти?» Результаты занесены в таблицу.
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Обществознание» Т Е М А «Политика и ее влияние на жизнь современного общества»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Институт истории, международных отношений и
Кафедра политических наук и регионалистики
по дисциплине «Обществознание»
«Политика и ее влияние на жизнь современного общества»
Направление подготовки 44.03.05 «История и обществознание»
студентка 4 курса, ______ группы
Бакарева Марина Евгеньевна
Старший преподаватель кафедры политологии и правоведения
Кучер Константин Владимирович
РАЗДЕЛ 1. Сущность политики………………………………………………….7
РАЗДЕЛ 2. Влияние политики на жизнь современного общества …………14
2.1. Политические процессы и общество………………………………………14
2.2. Политические элиты. Место политики в современном обществе………21
Список использованных источников и литературы…………………………31
Политика – это отношения внутри между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на международной арене (внешняя политика).
Политика связана со всеми сферами общества и активно влияет на них. Это влияет на судьбы стран и народов, отношения между ними, повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политической структуры, демократия, политическая власть, государственные вопросы касаются всех граждан, влияют на интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не теряли свою актуальность для всех членов общества.
Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика имеет большую автономию и оказывает сильное влияние на экономике и другие сферы общества.
В связи с этими причинами особенно важны научные исследования политики, ноу-хау в политической сфере, развитие политических теорий и политическая деятельность.
Цель исследования: решить основные вопросы, связанные с обзором функций, лежавших в основе политики, оценить ее растущую роль в современном обществе.
В ходе работы необходимо выполнить ряд задач: оценить происхождение и природу политики, определить концепцию и суть политики, оценить роль политики в обществе.
Объектом исследования является политическая сфера общества и его отдельные подсистемы.
Предметом исследования являются тенденции и закономерности развития той или иной сферы жизни, а также отдельные ее институты, проблемы, факты, формы явлений.
Основной вклад в развитие современной политической науки внесли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Б. Мур, Э. Даунс, Ч. Линдблом, Г. Алмонд, С. Верба, Э. Кэмпбелл и др. Современная политическая наука — авторитетнейшая академическая дисциплина; соответствующие курсы читаются во всех сколько-нибудь крупных университетах мира. В мире действует Международная ассоциация политологов (IPSA), систематически проводятся научные конференции, симпозиумы. Мнение профессиональных политологов-аналитиков является постоянным компонентом разработки и принятия важнейших решений в национальных государствах и в международных организациях. Уже в 30-х гг. американский теоретик Т. Парсонс, критически оценивая возможности бихевиоризма, выступил против чрезмерного эмпиризма данного метода и направления исследований политики, настаивая на том, что наука прежде всего должна руководствоваться определенной теоретической мыслью, способной объяснить совокупность фактов на основе каузальной (причинной) и нормативной зависимостей. Другой видный американский ученый Д. Истон считал, что в силу чрезвычайной сложности политики теоретическое описание событий должно базироваться на предварительных гипотезах, опирающихся на общее видение ситуации. Он подчеркивал также, что для ученого крайне важно истолковывать факты, наблюдая их в широком социальном контексте. В этих условиях была востребована и философско-нормативная традиция, дававшая критику ценностно нейтрального отношения к политике. В русле этой же традиции во второй половине XX столетия были концептуализированы важнейшие, лежащие теперь в основе политического анализа методы структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, М. Леви, Р. Мертон), системного (Д. Истон), информационно-кибернетического (К. Дойч), коммуникативного (Ю. Хабермас) и политико-культурного (Г. Алмонд) исследования политики. Совокупность приемов исследования политики чрезвычайно усложнилась. Так, ученые, использовавшие структурно-функциональный метод, рассматривали политику как скоординированное взаимодействие элементов, составляющих ее сложную структуру и обусловливающих выполнение ею определенных функций в рамках общественного целого. Системный метод ориентировал исследователей на рассмотрение политики в качестве определенной саморегулирующейся социальной целостности, постоянно взаимодействующей с внешней средой. Ее точки контакта с внешней средой, так называемые подсистемы «входа» и «выхода», фиксировали качественные особенности поведения граждан при выражении ими требований к власти, а также при выполнении ее решений. Политико-культурные методы заложили в основание исследований политики субъективные ориентации элитарных и массовых субъектов на политические объекты, которые в соответствии с ними видоизменяли формы своего поведения, характер деятельности политических институтов и другие параметры функционирования власти. Благодаря кибернетическим методам политика анализировалась через призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи, и сети целенаправленных коммуникативных действий и механизмов, обеспечивающих отношения управляющих и управляемых на всех уровнях взаимоотношений внутри общества и с внешней средой. Методы коммуникативного подхода требовали раскрывать свойства политики через изучение складывающихся в политическом пространстве способов общения людей, формирующихся между ними смыслозначимых контактов и т.д. Наряду с указанными методами, способами изучения политики важное значение имеют также социологические (объясняющие политические действия людей с точки зрения различных параметров их общественного положений – социальных ролей, статуса), антропологические (интерпретирующие политические события в качестве разнообразных проявлений человеческой природы), психологические (абсолютизирующие эмоционально-чувственную детерминацию политических действий человека), институциональные (квалифицирующие организационные структуры как основные звенья политики) методы.
Методологическая база и методы исследования образованы политико-историческим анализом взаимодействия политики и общества; совокупностью приемов и методов исследования, включающих в себя комплексный анализ явлений и процессов; сравнительно-исторический подход к проблеме влияния политики на современное общество, системный метод.
Структура курсовой работы состоит из оглавления, введения, двух разделов и двух подразделов, заключения и списка использованной литературы и источников.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы: во всестороннем освещении сути рассматриваемой проблемы, предоставление нового взгляда на вопрос, что расширит подход к его изучению, станет основой для выдвижения оригинальных, научно аргументированных гипотез.
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ
Политика затрагивает все сферы общества и активно влияет на них. Она оказывает давление на судьбы народов и стран, на отношения между ними, влияет на жизнь человека. Политика, политическая структура, свобода выражения мнений, политическая власть, государственные вопросы касаются всех, влияют на интересы каждого.
Не случайно говорят, что политика заинтересована в человеке, даже если человек не заинтересован в политике. Это означает, что не только ученые, но и обычные граждане не могут оставить ее без своего внимания. Если политика оказывает такое заметное влияние на нашу жизнь, мы не можем обойтись без знаний о ней.
Появление в мире такого понятия, как «политика», связано с тем, что структура общества асимметрична. Существуют различные социальные группы и классы (этнические, демографические, профессиональные). Они могут не совпадать, а иногда даже конфликтовать с точки зрения интересов, устремлений, идеологии. Все это приводит к их борьбе друг с другом, независимо от того, хотят они этого или нет.
Великий древнегреческий философ Аристотель сформулировал положение о том, что «. человек по своей природе является политическим существом. », а это значит, что он в какой-то степени вовлечен в политическую жизнь. Единственный вопрос заключается в том, что человек сознательно становится субъектом и объектом политики, в определенных ситуациях намеренно делает свой политический выбор [9, ст. 5].
«Политика» – очень распространенное слово и имеет много значений как на русском языке, так и на многих других языках мира. В обычной жизни деятельность, направленная на любую цель, которая зависит от определенной цели (деятельность главы государства, партии или фирмы, а иногда и отношение женщины к мужу), может называться политикой.
Но многие люди, которые используют термин «политика», почти никогда не думают о его содержании. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» – сказал древнегреческий политик Перикл. В то же время коварство слов заключается в том, что, когда они становятся публичными, они часто теряют свое первоначальное значение. Немецкий философ Георг Гегель сказал: «. если нечто становится общественным, значит, мы точно не знаем, о чем идет речь…». Русский историк В. Ключевский писал о политических терминах: «. у них есть своя история, и когда мы встречаем их в исторических памятниках далеких времен, мы неизбежно впадаем в анахронизм, если понимаем их в современном смысле. ». Это также относится к термину «политика».
Понять суть и содержание категории «политика» можно на трех уровнях.
1. Обычный уровень. Гражданин создает первое фоновое изображение, которое позволяет ему адаптироваться к политически организованному сообществу, найти способы взаимодействия с государством и должностными лицами, которые являются общими для его целей.
2. Научно-теоретический уровень. На этом уровне создается абстрактный образ мышления, при котором в сознании человека строится политика на основе обобщения и систематизации идеи внешних и внутренних отношений, а не индивидуального, а межгруппового и универсального опыта.
3. На уровне технологического отражения. Он служит для разнообразия качественного научного сознания, созданного для решения конкретной политической проблемы, и представляет науку как «искусство», «ремесло», «умение».
Возвращаясь к значению понятия «политика» в научных словарях, мы увидим, что политика рассматривается как искусство власти и направление действий государства, партии, учреждения в Популярном политическом словаре, опубликованном в Москве в 1924 году.
В Словаре Русского Языка С. Ожегов описывает политику как деятельность органов государственной власти и государственной администрации, отражающую социальную систему и экономическую структуру.
Советский философский Энциклопедический словарь представляет политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, народами и другими социальными группами, с проблемой завоевания фундамента, удержания и использования государственной власти.
Приведенные выше определения политики не исчерпывают все разнообразие их определений, но вместе они позволяют нам рассматривать суть политики как социальное явление, такое как: «Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевания, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами» [19, ст. 6].
Политика может быть классифицирована по нескольким основаниям:
1. По сферам общественной жизни;
2. По объекту воздействия;
3. Как предмет политики;
4. По приоритету деятельности (цели).
Таким образом, мы можем сказать, что политика заключается в следующем: участие в делах государства, определение форм, обязанностей, содержания деятельности; деятельность в области отношений между классами, народами, партиями и государствами; ряд событий или государственных вопросов, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей друг с другом. Политика отождествляется со всей социальной реальностью; политика также понимается как взаимосвязь между широкими социальными группами людей, связанными с реализацией их политических интересов.
1.2 Функции политики
Функции политики являются основными аспектами ее влияния на общество. Поскольку влияние политики на общество очень разнообразно, оно имеет много разных функций. Наиболее важным из них является обеспечение единства и целостности общества, которое исходит из сущности и социальной цели политики и, таким образом, от руководства и управления социальными процессами.
Другие функции политики подчиняются главной. Они, в частности, включают:
А) выражение и удовлетворение социальных интересов. Политика призвана создать возможности для членов общества выражать и удовлетворять свои социально значимые интересы и потребности;
Б) интеграция общества на основе координации социальных интересов. Политика координирует социальные интересы и потребности, приравнивая их определенным образом, подчиняя частичные интересы общим. В первую очередь она может выражать интересы только части общества, подчиняя ему другие интересы. Политика в этом случае играет дестабилизирующую роль и может привести к ожесточенным социальным конфликтам и даже разрушению общества как политически организованного сообщества;
В) рационализация социальных противоречий и конфликтов, цивилизованное разрешение обществ между членами и между собой и посредством диалога с государством;
Г) социализация индивида, то есть формирование индивида как члена человеческого сообщества, включение его в сложный мир социальных отношений. С одной стороны, политика оказывает целенаправленное влияние на социализацию индивида, в то время как с другой стороны, она действует как средство того, чтобы человек приобрел социальные качества, сформировав себя как социально активный субъект. Более того, в области политики доминирующей причиной социальной деятельности индивида является необходимость изменения и улучшения, а не адаптация к окружающей среде;
Д) обеспечение непрерывности и инноваций социального развития. Согласованность достигается в развитии общества с политикой, учитывается опыт предыдущих поколений в управлении социальными процессами, а также возникают инновации, определяемые насущными потребностями и потребностями [23, ст. 45].
Это наиболее общие направления влияния политики на общество. К числу ее функций относятся и те, которые осуществляются отдельными субъектами политики. Такая всеобъемлющая роль политики обусловлена тремя ее важнейшими свойствами: универсальностью, инклюзивностью и атрибутивностью. Универсальность политики заключается в ее всеобъемлющем характере, способности влиять практически на любые стороны и элементы жизнедеятельности общества, начиная с масштабов государства и заканчивая индивидуальными чертами характера человека.
Инклюзивность (от лат. Includere – включать) политики – это способность неограниченно проникать во все сферы общественной жизни. Атрибутивность политики проявляется в объединении с неполитическими социальными явлениями, отношениями и сферами, формировании других видов социальных отношений и пространств общественной жизни.
Атрибутивность присуща другим организационно-нормативным областям, но в разной степени и не в такой форме императива. Таким образом, закон не может охватывать культуру, идеологию или мораль, морально-этическая сфера не может влиять на экономику и тому подобное Это может не повлиять. В то же время политика свободно участвует в широком спектре взаимодействий, образуя различные типы и области социальных отношений – политико-экономические, социально-политические, гендерные, общекультурные, политико-юридические, морально-политические и т. д. и путем создания соответствующих областей управления и научной информации о них [14, ст. 23].
Соотношения в политике принуждения и права во многом зависят от морального состояния общества. Чем выше уровень нравственности общества, тем больше объем правового регулирования социальных отношений. Напротив, низкий уровень морального состояния общества требует применения повышенного количества репрессий [1, ст. 12].
Завершая рассмотрение сути и функций политики целесообразно сосредоточиться на основных концепциях политологии – руководящей, функциональной и коммуникативной. Понимание руководящей или силовой или авторитарной политики основано на утверждениях о власти как сущности политики. Концепция функциональной политики, инициированная Платоном, исходит из того факта, что суть политики заключается в распределении обязанностей и полномочий с незаменимой координацией обязанностей и полномочий, а также в обеспечении эффективности управления и целостности общества как политического сообщества. В то же время, политика интерпретируется как ловкость, способность достичь распределения функций, сохраняя при этом взаимодействие и целостность социальной системы. Наконец, понимание коммуникативной политики, у истоков которой стоял Аристотель, возникает из всеобъемлющей политики как человеческое общение, взаимодействие людей, решение общих проблем, которые понимаются как государственные вопросы [7, ст. 6].
Все концепции политики тесно взаимосвязаны. Директивный подход охватывается функциональным, поскольку руководство и управление обществом как важнейшая функция политики основываются на использовании власти. Все функции политики формируются и определяются в процессе общения, то есть понимание коммуникативной политики также включает в себя функциональную и директиву через нее.
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ НА ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Различные политические действия и отношения субъектов составляют политические процессы. Политический процесс, в общем смысле, можно охарактеризовать как последовательное изменение, движение, развитие политической жизни в определенном направлении. О политическом процессе можно говорить в нескольких смыслах. Во-первых, политический процесс-это форма существования (функционирования) политической системы общества, которая развивается в пространстве и времени (например, современный социальный процесс). Во-вторых, политический процесс-это один из социальных процессов, который отличается от правовых, экономических, идеологических процессов (например, перестройка как политический процесс). В-третьих, политический процесс понимается как результат процесса определенного масштаба (например, создание партии, проведение выборов).
2.1. Политические процессы и общество
Социальная жизнь – это ряд различных процессов: различные изменения в социальных явлениях, взаимосвязь причин и последствий, действия людей и соответствующие им последствия. Понятие «процесс» – прогресс в пояснительных словарях определяется в двух смыслах:
А) последовательное изменение явлений, ситуаций в развитии чего-то;
Б) серия последовательных действий для достижения результата.
Оба этих значения этого понятия отражают фундаментальные аспекты развития любого социального явления, включая политические. Политический процесс – особый вид социально-исторического процесса. Его специфической особенностью является достижение общих целей властью и политическими субъектами с использованием соответствующих норм. С механизмом политического процесса и сознанием и психологией социальных групп [2, ст. 8].
При анализе политического процесса особое значение приобретает главный вопрос политологии – взаимосвязь между объективным и субъективным. Как мы можем оценить этот процесс: исключительно и в первую очередь в результате сознательных усилий лиц, участвующих в политической деятельности, или как взаимодействие институтов и субъектов, которые возникают и воспроизводятся независимо от воли и сознания участников процесса? В современной политологии существуют как первые (субъективные), так и вторые (объективные) традиции. Одна основана на концепции М. Вебера, а другая – на интерпретации марксизма в духе экономического материализма. Видимо, следует исходить из понимания исторического процесса как единства объективного и субъективного [16, ст. 52].
В целом и общем политическое участие – это действия, предпринятые отдельными лицами для влияния на основную политику, управление государственными делами или выбор политических лидеров на любом уровне политической власти на местном или национальном уровне. Политическое участие может быть организованным или нерегулярным, эпизодическим или постоянным с использованием юридических или незаконных методов.
Большинство политологов выделяют два типа политического участия: автономный и мобилизационный. Автономное участие – это сознательная деятельность более или менее знающих граждан в политической жизни, целью которой является влияние на положение и деятельность политиков, избранных избирателями. Движущей силой для автономного участия является понимание степени важности политического решения. Такое участие распространено в основном в стабильных демократических политических процессах [13, ст. 111].
Мобилизационное участие является обязательным действием, когда участие в политике, например, голосование или участие в политическом собрании зависит от неполитических стимулов (страх, взятка, долг). Участие в мобилизации характерно для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов.
Выборы в правительственные органы играют важную роль в политическом участии. Выборы позволяют отдельным лицам и социальным группам формулировать свои требования для поддержки действий политических лидеров, которые соответствуют ожиданиям большинства населения. Голосование является одним из основных механизмов разрешения политических конфликтов, надежным способом узаконить политический режим, а также средством политической социализации [12, ст. 26]. При этом выборы не всегда выполняют только положительные функции политического процесса. В реформированном обществе с разделенной политической культурой и нестабильной социальной структурой все больше возможностей для маргинальных слоев негативно влиять на политику, замедлять политические реформы, особенно когда царит консерватизм или нет общепринятых политических институтов. Задача реформаторов в этих условиях – сконцентрировать власть в руках тех, кто лучше информирован и разделяет демократические ценности.
Существуют так называемые аполитичные группы людей, которые потеряли веру в свои способности, цели, социальные корни, идентичность с любой социальной группой. Они потеряли весь смысл жизни, думая, что они были отвергнуты всеми способами. Наконец, есть совершенно другая группа людей, которые отказываются участвовать в политической жизни из-за уверенности в справедливости, законности, стабильности и справедливости политических решений, чем все упомянутые. Такие люди считают, что возможности для политического процесса будут положительными, даже если они не будут участвовать. Однако во времена депрессии они могут энергично войти в политическую жизнь [15, ст. 63].
Обоснование и цель участия – повлиять на принятие и реализацию политических решений. В процессе разработки политических решений могут быть выбраны крупные структуры связи, которые раскрывают внутреннюю структуру и характер политического процесса. Первой такой связью обычно считается этап представления политических интересов групп и граждан с институтами, принимающими политические решения. Второй элемент политического процесса – этап разработки и принятия политических решений. В политическом процессе преобладают преднамеренные, плановые действия групповых субъектов. Содержание политического процесса – это ряд принятых решений. Обобщающий тип политического решения – это формулировка политического пути, часто называемого стратегией. Основные характеристики системы можно судить по типам решений, методам развития, уровням участия участников аудитории [25, ст. 98].
Политическое решение-это выбор и обоснование конкретного проекта политических действий, направленного на реализацию общих интересов социальных групп или общества (государства) в целом. Принятие политических решений также является частным процессом, который является частью глобального и более общего процесса. Содержание последнего – это система действий политического субъекта, которая включает в себя несколько этапов:
А) выявление и определение проблем (задач);
Б) анализ условий и возможностей его решения;
В) создание целей и распределение приоритетов из них;
Г) выбор возможных альтернативных вариантов их применения в соответствии с принципами, ценностями и нормами, принятыми этой организацией;
Д) анализ альтернатив с точки зрения возможных трудностей в практическом применении и ожидаемых результатов;
Е) выбор наилучшего стиля движения и подходящих инструментов. Он играет особенно важную роль в принятии политического решения, в момент определения приоритетной цели в конкретной ситуации и политических сил, которые могут ее реализовать [20, ст. 19].
Гарантом адекватного политического решения является особый анализ конкретной ситуации: реальные тенденции и противоречия в политическом процессе, связанные с выравниванием сил на данном этапе, отношение масс, элит и лидеров к действиям различных сил. Политические решения сгруппированы по многим критериям: решения, касающиеся конкретных этапов глобального политического процесса – функционирования, реформы, развития системы; иерархические структуры власти, субъекты, принятые решения – решения федеральных, республиканских или местных органов власти; решения по характеру политических субъектов – государственных, партийных и других; решения по объекту, на который направлено политическое действие – политические или социальные группы, институты, нормы; решения по характеру целей и задач, которым подчиняются решения – стратегические, оперативные, тактические, общие, частные решения [24, ст. 10].
Эти и другие типы политических решений имеют определенные общие черты, которые отличают их от управленческих решений и других областей общественной жизни.
Одна из особенностей политического решения связана с необходимостью выбора многих целей и задач, определения приоритетных и установления соответствующих критериев успеха реализации. Например, любой проект программы деятельности политической партии всегда является многоцелевым с определением порядка реализации целей и определением корреляции запланированных действий с ожидаемыми результатами и их результатами.
Еще одна важная особенность политического решения заключается в том, что субъектом прямого принятия решений является лидер или организация, представляющая крупные социальные группы или даже государство в целом. Решение эффективно, если оно будет обеспечено поддержкой тех, от имени кого оно принимается.
Специфика политического решения связана с мобилизацией и концентрацией ресурсов общества, перераспределением между различными субъектами власти. Наконец, фактор времени имеет большое значение при принятии политического решения. Как спешка, так и задержка в принятии решений обрекают субъекта на неудачу.
Возможность разработки политических решений, соответствующих потребностям общества, зависит от количества целевых факторов:
на уровне централизации власти (децентрализации);
корреляция прав и привилегий центральных и местных органов государственной системы;
от взаимодействия партийных и государственных структур, степени разделения и равновесия законодательной, исполнительной и судебной полномочий и других факторов, которые прямо или косвенно влияют на процесс принятия политических решений [21, ст. 212].
Отношения правящего слоя оказывают сильное влияние на содержание политического процесса на этапе принятия политических решений:
отношения между правящей и оппозиционной элитой;
связи между устройством управления и технического управления, которые показывают, кто принял основное решение;
отношения между секторальными сегментами исполнительной элиты (военные, административные, сельскохозяйственные, экономические);
уровень коррупции элитных групп (объединение власти с преступниками).
Социальные интересы не всегда находят выражения в политических решениях. Это особенно верно для следующих случаев:
А) в условиях политического отчуждения, когда субъект не может получить доступ к каналам для выражения интересов или не хочет использовать существующие каналы: он не доверяет им, игнорирует их, не имеет соответствующего опыта, чувствует свою слабость представлять политические интересы;
Б) в случае подавления превращения интересов одной социальной группы в политические требования, приписывая ей другое, общепринятое государство, использование воображаемых способов удовлетворения интересов;
В) в тех случаях, когда интересы явно недостаточны или их удовлетворение вызывает дисфункциональное состояние системы.
Как многогранный процесс, выражение интересов охватывает их идентификацию, осознание и обобщение (в политике интересы всегда выражаются в обобщенной форме), трансформацию в политические требования. Разработка, принятие и реализация политических решений включает в себя весь процесс выражения интересов в их противоречивых отношениях [3, ст. 15].
При разработке и реализации политических решений существует множество факторов, которые препятствуют выражению и гармонизации интересов. Это могут быть старые догмы и новые так называемые «демократические» стереотипы. Первый включает в себя понимание того, что общественные интересы важны только как государство и только, в то время как другие – только как проявление общих, вторичных интересов. Таким образом, презрение к человеку, группе и другим конкретным интересам, даже блокирование их во имя «общей выгоды», во имя государственных интересов. А под видом общего блага часто возникают интересы ведомств и бюрократического аппарата, что особенно характерно для авторитарного политического руководства.
2.2 Политическая элита. Место политики в современном обществе
Исследование политики – это исследование влияния и влиятельных лиц. В любом обществе есть и должна быть группа людей, которые принимают самые важные решения в обществе и управляют большинством. Иногда его называют исполнительной элитой.
Элементы элитарных теорий можно увидеть во взглядах древних мыслителей (Платона, Конфуция). Как неотъемлемая система зрения, теория элиты была сформулирована итальянскими учеными В. Парето, Г. Моска и немцем Р. Михельсом [6, ст. 14].
В социально-политической структуре современного общества можно выделить определенные элементы (движение от целого к частному с учетом уровня деятельности и степени его влияния на целое): господствующий класс – политически активная часть класс, его авангард – организация класса – политические лидеры. Политическая элита включает в себя наиболее влиятельных и активных членов правящего класса, должностных лиц политических организаций этого класса, интеллектуалов, которые развивают политическую идеологию, лидеров этих организаций, людей, которые принимают прямые политические решения и выражают совокупную волю класса [8, ст. 158].
Другими словами, политическая элита – это относительно небольшой слой людей, которые занимают лидирующие позиции в правительственных органах, политических партиях, общественных организациях, политических движениях и, таким образом, имеют возможность прямо или косвенно влиять на развитие в стране политики. Правящие элиты являются неотъемлемой частью политической элиты. Обычно ее делят на высшие, которые принимают наиболее важные для всего государства решения; олицетворяют силовые структуры средних, крупных регионов; нижние, административные, представленные сотрудниками – менеджерами. Кроме того, оппозиционная элита (контрэлита) избирается как независимая элита, которая может прийти к власти в будущем.
Структура и социальное представительство политической элиты нестабильны. Изменения в обществе под влиянием его общего прогресса, особого статуса, революции, реформы, избирательных кампаний, смены поколений влияют на состав политической элиты.
Важнейшей задачей для современного демократического государства является создание политической элиты, ответственной перед публикой по конституционным принципам, выражающей интересы общества и не позволяющей ему превратиться в привилегированную аудиторию, оторванную от масс. Общество может развиваться спокойно и успешно только тогда, когда основные интересы всего народа обеспечены, когда они видят, что политика властей соответствует их устремлениям и надеждам. Исходя из реальной ситуации, исходя из того, что общество состоит из различных социальных групп и слоев, можно предположить, что присутствие людей из их окружения в силовых структурах будет наиболее подходящим, поскольку они лучше понимают особые потребности соответствующих слоев населения. Однако это не всегда так. Известно, что в СССР законодательные органы создавались по этому принципу. Однако полезность его работы, его социальная ориентация была неэффективной, так как на этом основании многие избранные депутаты не обладали необходимыми профессиональными знаниями, способностью самостоятельно осуществлять политическую деятельность, и были готовы лишь выполнять предписания, идущие «сверху» [4, ст. 16].
Создание суверенной элиты на основе демократически развивающейся политической системы и многопартийной системы во многом способствует решению проблем, стоящих перед обществом, обеспечению интересов масс. В то же время, как уже упоминалось выше, интересы некоторых социальных групп в структурах власти не обязательно отстаивать людьми одного и того же социального слоя. На Западе (а сейчас, во многом, в нашей стране) такую роль отдают людям из других слоев общества, которые являются профессиональными политиками.
В подготовке политической элиты, в зависимости от характера партии и программных руководящих принципов, большую роль играют партии, которые выдвигают между собой политических лидеров, способных успешно отстаивать интересы определенных социальных групп.
Политические элиты во время своей деятельности выполняют определенные функции в зависимости от собственных особенностей элиты. Например, важнейшими функциями высшей группы исполнительной элиты являются: установление стратегических целей; развитие внутренней и внешней политики государства, обеспечение реализации выбранного курса; создание механизма реализации его планов; обеспечение надлежащего контроля над выполнением поставленных перед обществом задач. Функции элиты, в том числе лидеров политических партий, определяются задачами тех партий, главная из которых – борьба за власть [17, ст. 76]. Это подразумевает необходимость предоставления рекомендаций для установления связей между партией и сегментами общества, на которых она основана; они организуют избирательные кампании для поддержки своей партии и образуют правительство из представителей партии, если на выборах победят. Элита общественных организаций и политических движений имеет определенные функции.
Кроме того, каждая из элит выполняет внутренние функции, связанные с созданием жизни возглавляемого им правительственного органа, его партии, общественной организации и политического движения.
Особая роль рассматриваемой группы велика в организации социального труда. Он состоит в разработке стратегии развития страны, определении ее долгосрочных целей и выборе международной и оборонной политики. Главной прерогативой этой группы является создание ответственных сотрудников аппарата политического управления страны [22, ст. 11].
Материальное и социальное положение политических лидеров является самым высоким, и это соответствует максимальной ответственности и сложности работы, которую они выполняют. Но главной особенностью их позиции является не высокий уровень потребления, а огромное количество политической силы над общественными жилыми помещениями, фактически неограниченные возможности контролировать судьбу миллионов людей. Эта позиция объединяет чрезвычайно широкие права с огромной моральной и политической ответственностью. Не каждый человек может справиться с выполнением таких функций, и, как показывает история, не каждый справляется.
Нас интересует деятельность политической элиты в кризисных ситуациях, стратегия и тактика, которые она определяет для стабилизации ситуации и продолжения обновления общества. У западных политологов есть конкретные наработки в этом направлении, и сегодня было бы неразумно их игнорировать. Конечно, предложения должны быть реализованы с учетом особенностей нашей страны [5, ст.46].
Современные западные политологи, как правило, выступают против резкой и радикальной перестройки общества. Они считают лучший метод – способ постепенных реформ, направленных на эволюционные изменения (модернизация обратных обществ) и предотвращение политических потрясений и конфликтов.
Основные интересы элиты по своей природе являются политическими и могут быть разделены на две составляющие: общественную и личную (корпоративную). Общественный интерес политических лидеров заключается в том, чтобы вывести общество из глубокой кризисной ситуации, ускорить его социально-экономическое развитие, повысить его силу и обеспечить надежную оборонительную способность. И это понятно. Во-первых, управлять динамично развивающейся страной с высокой экономикой престижнее и проще, чем технически и социально отсталой страной. Во-вторых, независимо от того, насколько сильна сила, в конечном итоге ее стабильность зависит от настроения масс, которое определяется уровнем жизни и условиями, темпами роста благосостояния. Поэтому социально ориентированные интересы политических лидеров совпадают с интересами страны в целом [10, ст. 6].
Личные (корпоративные) интересы суверенной элиты проявляются в первую очередь в стремлении сохранить и укрепить свои официальные позиции и полномочия. Между тем, сохранение и укрепление позиции политической элиты достигается в основном двумя разными способами: либо путем создания личных групп, члены которых поддерживают друг друга благодаря социальным и родственным связям. Те, кто использует первый путь, нуждаются в высших политических, экономических и социальных знаниях, огромном гражданском мужестве, непоколебимой воле и самой глубокой вере в историческую потребность, чтобы обновить общество.