политика как явление политической жизни присуща человеческому роду изначально

Тест ЕГЭ Политика, задание 13.

ЕГЭ Политика, задание №13.

1) Выберите верные суждения о роли государства в политической системе общества в условиях демократии и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Государство руководит деятельностью всех общественных организаций и движений.

2. Власть государства распространяется на всё население страны в пределах государственных границ.

3. Государство определяет основные направления развития общества.

4. Государство является официальным представителем страны на международной арене.

5. Государство определяет моральные нормы и закрепляет их законодательно.

2) Выберите верные суждения о характерных чертах правового государства и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Руководящая роль в правовом государстве принадлежит исполнительной власти.

2. Судебные органы в правовом государстве подчиняются законодательной власти.

3. В правовом государстве существует верховенство закона во всех сферах жизни.

4. Гражданское общество является социальной основой правового государства.

5. Правовое государство предполагает взаимную ответственность личности и государства.

3) Выберите верные суждения о формах государства и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Форма государственного устройства представляет структуру высших органов власти государства.

2. Одним из основных признаков монархической формой правления является пожизненное пользование властью главой государства.

3. Различают республики парламентские и централизованные.

4. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом.

5. Общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федеративном государстве осуществляют центральные (союзные) органы власти.

4) Выберите верные суждения о формах политического режима и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Форма государственного устройства представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти государством.

2. Различают парламентские и демократические политические режимы.

3. Одним из принципов деятельности демократического государства является плюрализм.

4. При антидемократических режимах действует приоритет государства над правом.

5. Принцип разделения властей действует при всех политических режимах.

1. Компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный

2. Главное отличие демократических выборов от недемократических состоит в строгом следовании избирательным процедурам.

3. Началом избирательной кампании является агитация за кандидатов на выборные должности.

4. При многостепенных выборах избиратели непосредственно голосуют за кандидата в президенты страны.

5. Свободные демократические выборы являются высшим выражением власти народа.

1. Возникновение власти вызвано потребностью в согласовании несовпадающих интересов.

2. Политика как явление политической жизни присуща человеческому роду изначально.

3. В наиболее полном виде политическая власть воплощается в государственной власти.

4. Любая власть носит политический характер.

5. Одним из институтов государственной власти являются судебные органы.

1. Разделение партий на консервативные, либеральные, социал-демократические осуществляется по отношению к проводимой политике.

2. Участвуя в избирательных кампаниях, партии выполняют электоральную функцию.

3. По организационной структуре выделяют партии правящие и оппозиционные.

4. Политическую партию характеризует добровольность объединения людей, имеющих сходные

5. Одним из документов, регулирующих внутрипартийные отношения, является устав партии.

1. К субъектам государственной власти относятся социальные институты, политика и право.

2. В условиях демократии государственная власть не вправе устанавливать общеобязательные

для исполнения нормы.

3. К ветвям государственной власти относят законодательную, исполнительную и судебную.

4. Государственная власть является одним из видов политической власти.

5. Государственная власть обладает возможностью использовать принудительные ресурсы на законном основании.

под которыми они указаны.

1. В парламентской республике правительство ответственно перед парламентом.

2. Парламентские республики являются федерациями по государственному устройству.

3. Президент парламентской республики может быть избран на заседании парламента.

4. В парламентской республике происходят регулярные выборы и парламента, и президента, а в

президентской — только президента.

5. В президентской республике не действует принцип разделения властей.

1. К форме государства относят правовой статус граждан.

2. Монархия и республика представляют форму территориально-государственного устройства.

3. Степень и возможность ограничения власти связана с политическим режимом.

4. Унитарное государство может быть республикой.

5. Республиканское правление существует только в условиях демократии.

1. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и

прямого избирательного права при тайном голосовании и обязательном участии в выборах.

2. Половина от общего числа Государственной Думы избирается по смешанной системе.

3. Выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.

4. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 18 лет.

5. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам

(один округ — один депутат).

1. В правовом государстве действуют принципы верховенства права и разделения властей.

2. Республики относятся к правовым государствам.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности реализуется в существовании естественных и неотчуждаемых прав человека.

4. Правовое государство существует во взаимодействии с гражданским обществом.

5. В соответствии с Конституцией РФ политика правового государства направлена на создание

условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

1. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

2. Субъекты РФ образуют органы государственной власти.

3. Органы местного самоуправления составляют основу государственной власти в РФ.

4. Органы государственной власти РФ устанавливают и регулирует гражданские права и свободы.

5. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ.

1. В демократических государствах устанавливается обязательная политическая идеология демократического типа.

2. Политическая идеология воплощает ценности, идеалы и принципы сторонников тех или

иных направлений государственного развития.

3. Политическая идеология и политическая психология составляют политическое сознание.

4. Сторонники либерализма объявляют государство главным условием функционирования рыночной экономики.

5. Консервативная политическая идеология признает ведущими ценностями традиции, порядок

1. Политическая культура выполняет управленческую, мировоззренческую и целеполагающую

функции в обществе.

2. Политическая культура — это сокращённое определение культуры политического участия.

3. Основой политической культуры индивида, социальной группы или общности являются политические ценности и политическое мировоззрение.

4. Политическая культура является частью политической системы.

5. На формирование политической культуры общества влияют средства массовой информации.

1. Принцип «народ — источник власти» проявляется в свободных альтернативных выборах в демократическом государстве.

2. Только в демократическом государстве представительные органы государственной власти

формируются посредством выборов.

3. Участие в выборах в демократическом государстве является обязательным.

4. Демократическое государство гарантирует всеобщие и равные выборы.

5. Выборы в демократическом государстве могут осуществляться на национальном, региональном и муниципальном уровнях.

1. Принцип народовластия проявляется в существовании прямой и косвенной демократии.

2. Принцип большинства дополняется принципом защиты прав меньшинства.

3. Политический плюрализм как принцип демократии означает существование многообразных

конкурирующих между собой политических партий.

4. Принцип правового равенства граждан подразумевает равенство граждан по отношению к

5. Принцип парламентаризма предусматривает существование в государстве пропорциональной

1. Политическая система — это форма правления, которая складывается в государстве под воздействием различных политических сил.

2. В структуру политической системы входят институциональная, коммуникативная, нормативная и культурно-идеологическая подсистемы.

3. К функциям политической системы относятся правоохранительная и судебная.

4. Политическая система характеризуется как механизм осуществления политической власти и

5. Выделяют демократические и недемократические политические системы.

1. Форма государства основывается на представлениях о территории и государственных границах.

2. По форме правления выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные государства.

3. Политический режим отражает особенности взаимодействия политической власти и общества.

4. По форме государственно-территориального устройства различают монархии и федерации.

5. К форме государства относится способ формирования политической власти.

1. Создание избирательных округов для выдвижения депутатов.

2. Проведение выборов в один или два тура.

3. Установление избирательного барьера.

4. Проведение всеобщих и равных выборов при тайном голосовании.

5. Голосование за политические партии, зарегистрированные в качестве участников выборов.

1. Политическая культура выполняет управленческую, мировоззренческую и целеполагающую

функции в обществе.

2. Виды политической культуры выделяются в зависимости от особенностей цивилизации, типа

общества и его политической системы, степени проявления интереса к политике.

3. Основой политической культуры индивида, социальной группы или общности являются политические ценности и политическое мировоззрение.

4. Политическая культура включается в институциональную подсистему политической системы.

5. На формирование политической культуры индивида оказывают влияние государство и его

органы, политические партии и общественно-политические организации, средства массовой

1. Понятие «форма государства» отражает особенности государств, связанные с порядком формирования высших органов власти, территориальной организации и методами осуществления власти.

2. По форме правления выделяют унитарные и федеративные государства.

3. Политический режим отражает особенности взаимодействия политической власти и общества.

4. Территориально-государственное устройство означает разделение государства на административные единицы.

5. К форме государства относится экономическая политика.

1. Политическая система — это форма правления, которая складывается в государстве под воз-

действием различных политических сил.

2. В структуру политической системы входят институциональная, организационная, коммуникативная, нормативная и культурно-идеологическая подсистемы.

3. К функциям политической системы относятся правоохранительная и судебная.

4. Политическая система характеризуется как механизм осуществления политической власти и

5. Выделяют демократические и недемократические политические системы.

1. Принцип «народ — источник власти» проявляется в существовании прямой и косвенной демократии.

2. Принцип большинства дополняется принципом защиты прав меньшинства.

3. Политический плюрализм как принцип демократии означает существование многообразных

конкурирующих между собой политических партий.

4. Принцип правового равенства граждан подразумевает равенство граждан по отношению к

5. Принцип парламентаризма предусматривает существование в государстве пропорциональной

которыми они указаны.

1. Принцип «Народ — источник власти» проявляется в свободных альтернативных выборах в

2. Только в демократическом государстве посредством выборов формируются представительные

органы государственной власти.

3. Участие в выборах в демократическом государстве является обязательным.

4. Демократическое государство гарантирует всеобщие и равные выборы.

5. Выборы в демократическом государстве могут осуществляться на национальном, региональном и муниципальном уровнях.

1. К субъектам политики относятся политические институты, а именно социальные группы и

2. Принимая участие в выборах, граждане проявляют себя как субъекты политики.

3. В демократическом государстве политические партии как субъекты политики являются ин-

статутом гражданского общества.

4. Политическая элита как субъект политики оказывает приоритетное воздействие на принятие

5. Деятельность субъектов политики всегда направлена на консолидацию политических сил и

укрепление государственной власти.

1. Гражданское общество характеризуется верховенством права, разделением властей и приоритетным значением прав и свобод личности.

2. Гражданское общество — это совокупность неполитических отношений и институтов, реализующих частные интересы граждан.

3. Основой взаимодействия людей, социальных групп и институтов в условиях гражданского

общества являются горизонтальные связи — свободные равные партнерские отношения.

4. Местное самоуправление — компонент гражданского общества.

5. Ассоциации и объединения гражданского общества создаются по указанию государственных

1. Политическое лидерство — это постоянное воздействие политика на все общество или социальные группы, осуществление им политической власти в обществе.

2. Становление политического лидера не зависит от его личностных качеств.

3. Политические лидеры не имеют субъективных политических интересов.

4. Выделяют такие типы лидерства, как традиционное, харизматическое и рационально — легальное.

5. Демократический стиль политического лидерства не допускает критики и требует полного

1. Политическая элита — это объект политической деятельности,

2. В демократическом обществе преобладает «антрепренерская» (открытая) система рекрутирования политической элиты.

3. Наряду с политической элитой в государстве может существовать контрэлита.

4. Политическая элита сказывает приоритетное воздействие на государственную власть при

принятия властных решений.

5. В политическую элиту в равных долях входят представители всех социальных групп.

1. Представляет собой совокупность принудительных ресурсов государства.

2. Возникает вместе с возникновением человеческого общества.

3. Характеризуется публичностью.

4. Выполняет интегративную и регулятивную функции.

5. Имеет универсальный характер и проявляется во всех видах общественных взаимодействий.

под которыми они указаны.

1. К признакам государства относится его территориальная целостность.

2. Высшим органом законодательной власти в государстве является парламент.

3. Государство обладает монопольным правом сбора налогов.

4. Важнейшим признаком государства является его суверенитет.

5. Государству присуще разделение власти на самостоятельные ветви.

2. В унитарном государстве отсутствует территориальное деление страны.

3. В федеративном государстве субъект федерации обладает частью суверенитета.

4. Унитарные государства имеют, как правило, однопалатный парламент.

5. В унитарных государствах чаще, чем в федеративных, устанавливаются авторитарные режимы.

1. Средства массовой информации в современном обществе могут играть дезинтегрирующую,

2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели,

3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях

науки, культуры и экономики.

4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.

5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают сказывать

менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.

1. Политическая партия является элементом коммуникативного компонента политической системы.

2. Политическая партия, получившая большинство в парламенте, формирует высшую законодательную и исполнительную власть;

3) Важнейшей функцией партии в условиях демократии является управление народным хозяйством.

4. В современном демократическом обществе особое значение имеет участие партии в избирательной кампании.

5. Одной из функций политической партии выступает выявление и согласование групп интересов граждан страны.

1. Политическая власть выражается в управлении делами государства и общества через систему

2. Политическая власть включает систему негосударственных методов воздействия на общество

3. Политическая власть занимается образовательной и научной деятельностью.

4. К институтам политической власти относятся производственные организации.

5. К институтам политической власти относятся потребительские и профессиональные союзы.

1. Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.

2. В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти

3. Только в правовом государстве власть имеет монополию на легальное применение силы.

4. Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.

5. Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.

которыми они указаны.

1. Демократический политический режим отличают неограниченные законом полномочия власти.

2. При демократическом режиме обязательно устанавливается республиканская форма правления,

3. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека,

4. При демократическом режиме обеспечивается защита прав отдельных личностей и меньшинств.

5. В отличие от политических режимов других типов, демократический режим обеспечивает

право власти на управление людьми, находящимися на определенной территории.

1. К основным признакам государства относится его территориальная целостность.

2. Государственные органы охраны общественного порядка образуют независимую ветвь власти.

3. Государство обладает монопольным правом сбора налогов.

4. Одной из ветвей государственной власти в демократическом обществе является суд.

5. Правом принимать законы в условиях демократии обладает государство и правящая партия.

1. В условиях авторитарного режима преобладает командная экономика.

2. Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.

3. Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.

4. Утверждение парламентаризма началось в новое время.

5. Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.

1. При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности

2. При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

3. При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.

4. В отличие от политических режимов других типов, при демократическом режиме существует

право власти на взимание налогов и сборов.

5. При демократическом режиме, в отличие от политических режимов других типов, существует право власти на легальное применение силы.

Источник

Вопрос №2: Политика как общественное явление, ее функции и роль.

Политика как общественное явление. Политика как явление социальной жизни не является прису­щим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики. Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также такие социальные институ­ты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых ин­тересов обусловили возникновение государства и вместе с ним поли­тики. Таким образом, политика своим происхождением обязана го­сударству. Да и в буквальном переводе с греческого политика озна­чает «то, что относится к государству».

Политика – сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие. По сферам общественной жизни она подразделяется на: эко­номическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; но направленности – на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности – на нейтральную, открытых дверей, нацио­нального примирения, компромиссов; по содержанию и характе­ру – на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.

Политикаэто деятельность социальных групп, организаций и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Функции политики в обществе. Политика выполняет в обществе ряд важных функций:

управленческая (политическое руководство обществом);

интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих их частей, систем;

регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;

теоретико-прогностическая, цель которой – выработка концепции, стратегии, курса развития общества;

артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;

нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;

социализация личности – функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

Взаимосвязь политики с другими сферами общества. Политика неразрывно и многообразно связана со всеми сферами жизни общества: экономической, моралью, правом, духовной, религиозной и другими сферами. Для того чтобы показать пределы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера – это область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей.

В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем): хозяйственно-экономическая, социальная, политическая, духовная. Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества. С другой – сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

Всякая общественная проблема приобретает политический характер, если она связана с интересами социальных групп или общества в целом и требует для своего решения использования средств подчинения, в качестве которых выступает государство в лице его различных институтов, учреждений и органов. Но у политики есть пределы воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок – «плохо», планирование – «хорошо».

Политика и экономика. Политика имеет собственную логику развития, при этом она, испытывая воздействия экономических факторов, сама оказывает существенное влияние на функционирование и развитие экономики. Экономику можно рассматривать в качестве базиса политики в том смысле, что она производит те материальные ресурсы, перераспределение которых осуществляется в сфере политики, и, таким образом, возможности экономики определяют возможности политики. Ни один политик не способен делать более того, что позволяют ему имеющиеся экономические условия. Однако политика – это не пассивное отражение экономики, она способна оказывать огромное обратное влияние на экономические процессы. Возможности самой экономики, ее эффективность во многом, а иногда и в решающей степени зависят от экономической политики государства, от тех правил экономической жизни, которые установлены политической властью. Другими словами, политика в известном смысле сама выступает базисом по отношению к экономике. В конечном счете представляется бессмысленным трактовать отношения экономики и политики с помощью категорий базиса и надстройки. Это две важнейшие части общественного организма, выполняющие специфические функции и сложные функциональные связи.

Политика и право. Политика неотделима и от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право, в свою очередь, является сложным феноменом, порождаемым нуждами общества. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором. Характер права, его содержание, направленность определяются господствующим в обществе политическим режимом.

Политика и религия. Сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она сама может претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *