политика как социальное явление ее роль в жизни общества
Тема 9. ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Роль и значение политики в жизни общества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что человек по своей сути – существо политическое. Каждый человек оказывается вовлеченным в политические отношения в той или иной мере: как гражданин государства, член социальной общности, политический деятель и т. д.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все стороны жизни общества. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.
Знакомство с наукой, изучающей политику, политологией, поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни.
Политическая жизнь – это особая сторона социальной жизни, которая тесно связана с государственной властью, ее функциями, институтами и способами осуществления власти.
Политическая жизнь включает интересы различных классов и социальных групп, деятельность партий и общественных организаций, общественно-политические движения. Это очень сложное, многообразное, динамичное и изменчивое явление, которое развивается на социальном пространстве и включает политические отношения, институты, процессы и сознание людей, вступающих в мир политики. В социальном пространстве действуют различные политические силы, группировки, союзы, временные и постоянные коалиции. Взаимодействие всех этих сил при решении социальных проблем определяет само содержание и формы политической жизни.
Человек способен познавать политическую жизнь как на житейском, обыденном уровне, так и на теоретическом, научном.
Политика – неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека.
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли и др.
Ученые по-разному понимают сущность политики.
М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали, что в основе политики лежат действия, которые направлены на достижение, удержание и использование власти. Так, М. Вебер определял политику как “стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти…”. Трактовка власти как основы политики называется субстанциональной.
Ее дополняет и конкретизирует институциональное понимание политики, которое означает, что власть материализуется через организации и институты, важнейшим из которых является государство. На этой позиции стоят французские ученые и, прежде всего, М. Дюверже.
Правовая трактовка политики исходит из того, что ее основой и содержанием являются фундаментальные права человека.
Антропологическая трактовка политики исходит из того, что она органически присуща человеческому обществу, коренится в самой его природе, обусловлена общественным разделением труда и взаимоотношениями индивидов. Выше уже упоминалось, что данное понимание политики восходит к Аристотелю, который рассматривал ее как форму существования человека.
Политика также может рассматриваться как деятельность по согласованию интересов, разрешению конфликтов с целью обеспечения целостности общества. Такое понимание политики называется конфликтно-консенсусным.
Различие подходов к пониманию политики свидетельствует о сложности этого общественного явления, различных его проявлениях и свойствах, глубине содержания.
Изложенное выше приводит к широкому толкованию политики – это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, а также система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности.
Политология – наука о политике. Политика изучается системой политических наук: политической философией, теорией государства и права, политической экономией, политической психологией и др. Каждая из них изучает только узкий, интересующий ее аспект политики.
Политология рассматривает политику во всех ее проявлениях, обобщает, систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления и развития политической жизни общества и, прежде всего, политической власти.
Политология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат и выполняет ряд общественных функций.
Рассмотрим важнейшие из них.
Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни.
Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов.
Воспитательная функция политологии состоит в формировании политичес-кого сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их полити-ческой социализации, в обеспечении возможности функционирования демокра-тических обществ.
Осуществление последней функции особенно необходимо в российском обществе, которое сегодня находится на стадии перехода к рынку и правовому государству.
Знания основ политологии необходимы каждому, так как позволяют разобраться в сущности принимаемых государством и политиками решений, иметь четкие представления о гражданском обществе, правовом государстве и других политических явлениях.
Вопросы для самоконтроля:
Дайте определение понятию «политическая жизнь».
Что такое политика?
Какова роль политики в жизни общества?
Охарактеризуйте основные научные подходы к пониманию политики.
Что изучает политология? Каковы функции политологии?
Тема 10. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Виды субъектов политики. Политика не безлика, в нее вовлечены участники политической жизни – субъекты политики. Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.
Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. В политическом процессе также участвуют:
· социальные общности людей – классы, нации, профессиональные, корпоративные, конфессиональные общности;
· социальные группы: политические элиты, бюрократия;
· а также созданные ими общественные организации, движения и политические партии.
Они проявляют различную активность и влияние на политический процесс.
Например, такие специфические социальные группы, как элиты и бюрократия, нередко вырабатывают и принимают решения по важнейшим вопросам политической жизни общества и государства, концентрируют в своих руках огромную власть. Сила и влияние этих субъектов исходит из того, что они являются устойчивыми социальными группами, которые имеют свои интересы, противостоящие интересам других социальных групп.
Среди субъектов политики, активно участвующих в политическом процессе, выделяется политическая элита.
Политические элиты – это сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть путем монополизации права принимать решения, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития.
Не останавливаясь на происхождении этого понятия, перейдем к изложению его сущности.
Эта категория политологии характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.
Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Разложение родового строя, разделение труда, в особенности отделение умственного труда от физического, привели к появлению в обществе взглядов, которые оправдывали деление общества на высших и низших, благородных и чернь, аристократов и простой люд. Наиболее последовательно эти мысли обосновываются в трудах Конфуция, Платона, Н. Макиавелли, Т. Карлейля, Ф. Ницше.
Сам термин “элита” появляется в политологии в XX в. в трудах Ж. Сореля (1847-1922 гг.) и В. Парето (1848-1923 гг.) и до сегодняшнего дня является одной из наиболее исследуемых и дискуссионных тем в науке.
Как объяснить интерес политической науки и, в частности, ее российских представителей к элите?
Во-первых, материализуя власть, элиты предопределяют принятие важнейших политико-управленческих решений и оказывают реальное влияние на судьбу народов и государств.
Во-вторых, представляя народ, эта социальная группа должна быть в той или иной мере подконтрольна массам и относительно открыта для граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Таким требованиям она подчиняется в демократическом обществе.
Существование политических элит обусловлено следующими основными причинами:
· психическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми возможностями и способностями, желанием участвовать в политике;
· законом разделения труда, так как для эффективного управления необходимы профессиональные знания;
· общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
· широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд непосредственно связан с распределением ценностей);
· невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
· политической пассивностью широких масс населения, жизненные интересы которых обычно лежат вне политики.
Эти факторы обусловливают элитарность общества и постоянный интерес к изучению политических элит в политологии.
Роль политических элит России. Актуальность изучения политических элит в России объясняется общественными условиями страны, значимостью элит как носителей механизма реализации власти в современном политическом процессе, успехами развития обществоведческих наук в стране за последние годы.
В отечественной политической науке долгое время господствовала идея отрицания необходимости элит и их позитивной роли.
“Элита” не вписывалась в теорию бесклассового общества, так как являлась синонимом неравенства и противоречила народовластию. Вопреки фактическому существованию данного явления в жизни советского общества, о нем или умалчивалось, или давалась необъективная информация.
Модернизация российского общества, начавшаяся в 90-е годы, привела к коренному изменению социально-экономической и политической сфер. Формирующийся политический рынок, демократические выборы, а также значительное развитие системы представительства привели к необходимости расширения состава политической элиты. Рекрутирование элиты, особенно в первый период политической модернизации, стало во многом делом избирателя. Активное участие граждан в политической жизни изменило характер взаимодействия общества и политической власти. Индивиды, которые наиболее активно участвовали в реализации социальных интересов и достижении политических целей, составили основу для пополнения политической элиты.
Сегодня в России происходит смена элит. Слабость и низкая квалификация существующей элиты является одним из элементов углубления общественного кризиса.
В силу этого объективная потребность научного познания взаимодействия элит и общества, необходимость формирования квалифицированной и продуктивной элиты обусловливают и делают актуальным интерес к этой проблеме.
К тому же слабая политическая активность граждан в конце прошедшего тысячелетия и низкая результативность российской политической элиты влияют на формирование облика этой группы в целом, нивелируют (снижают) общественную роль элиты, определяют типичные черты ее отдельных представителей – политических лидеров. Посредником между элитой и остальным обществом выступает бюрократия.
Эта социальная группа образует аппарат политических организаций, ядро государственных структур, а также непосредственно проводит в жизнь волю элиты и взаимодействует с населением.
Политический статус личности. Под политическим статусом личности понимается положение человека вполитической системе общества,совокупность его политических прави обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, его роли в политическом процессе, все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности:
· правом избирать и быть избранными;
· свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов;
· правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти.
Каждый человек также имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса.
В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально, лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли, которые она в ней выполняет.
Приведем одну из классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно-одобренные образцы политического поведения.
В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей:
1) рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики;
2) человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую» деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации,целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества;
4) профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политический лидер — человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение субъекта политики.
2. Какими факторами обусловлено появление элит в обществе?
3. Какую роль выполняют политические элиты в современной России?
4. Дайте характеристику основным политическим ролям.
39. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
39. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Политика как социальная реальность может быть рассмотрена с точки зрения трех ее измерений.
В институциональном измерении политика представляет собой совокупность институтов, осуществляющих властвующую и управляющую деятельность. В политических институтах оформляются и действуют властные отношения. В своем нормативном отношении политика есть совокупность ценностей, норм и задач политической деятельности, зависящих от интересов социальных групп. В процессуальном значении политика – система действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управлению государством.
Классификация видов политики с точки зрения сфер общественной жизни и государства.
Экономическая политика связана с регулированием экономических отношений между гражданами и социальными группами. Экономическая и политическая сферы общества тесно взаимосвязаны системой законов, регулирующих экономические отношения и определяющих государственный строй.
Культурная политика направлена на регулирование отношений в сфере духовной жизни общества. Культура и политика как общественные сферы взаимосвязаны системой ценностей, норм, правил политической жизни и политических отношений
Социальная политика связана с регулированием отношений между гражданами и их группами по вопросу об их статусах и ролях в обществе. От одобрения или неодобрения проводимой государственной политики со стороны общественных структур зависит направление ее дальнейшего развития.
Национальная политика направлена на регулирование отношений между национальными группами и нациями.
Политическая сфера общества имеет свою специфику—ее образуют жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество, ни одна социальная структура не выживают. В сфере политики формулируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общими делами.
Читайте также
Первое явление органов
Первое явление органов Считается, что именно Карлос Альенде обнародовал факты Филадельфийского Эксперимента и привлек к нему внимание общественности. Give me a break! [10]. Ничего, кроме возмущения («Как такого шизофреника могли выпустить на свободу?»), в чистом виде письма
Явление в Можайске
Явление в Можайске Многие сохранившиеся до нас древние памятники и предания говорят о том, что предки наши во времена татаро-монгольского ига усердно молились святому чудотворцу Николаю о спасении, прибегали к нему с прошениями о заступничестве и что святитель,
Явление
Явление Король Кастилии Дон Педро I был не слишком силен в грамоте и потому читал медленно, по складам: «На все воля Аллаха! И на то, что я говорю, Его воля! — гласило витиеватое послание имама главной мечети Гранады. — Ты обокрал нас и злодейством взял червленый яхонт —
Явление полтергейста
Явление полтергейста Это странное событие никого в городе не оставило спокойным, сообщает украинская республиканская «Рабочая газета». Сразу же начались пересуды, пошли слухи. Дело в том, что в одной из квартир на одесской улице Бабеля поселился невидимка. В этом твердо
Явление невесомости
Явление невесомости Невесомость – это состояние, при котором сила взаимодействия тела с опорой тела, возникающая под влиянием гравитационного притяжения, действием других массовых сил, в частности силы инерции, возникающей при ускоренном движении тела, отсутствует.
Явление
Явление Христа народу
Явление Христа народу Название картины известного русского художника Александра Андреевича Иванова (1806—1858), над которой, будучи в Италии, он работал около 22 лет. На полотне изображена группа израильтян различного социального положения, в центре которой стоит Иоанн
Глава 7 ЯВЛЕНИЕ ДИРИЖЁРА
Глава 7 ЯВЛЕНИЕ ДИРИЖЁРА У меня нет желания быть укротителем зверей. Колин Дэвис, дирижёр НАПРЯЖЁННОЕ ОЖИДАНИЕ До сих пор всё было лишь прелюдией. Публика заняла свои места, двери в зал закрыты, оркестр вышел на сцену и настроил инструменты. Всё готово, недостаёт лишь
3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС
3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров
Политика См. также «Внешняя политика», «Выборы», «Государство», «Идеи. Идеология», «Партии», «Пропаганда», «Реформы», «Союзы и коалиции»
Политика См. также «Внешняя политика», «Выборы», «Государство», «Идеи. Идеология», «Партии», «Пропаганда», «Реформы», «Союзы и коалиции» Политика – не точная наука. Отто фон Бисмарк Политика есть искусство возможного. Отто фон Бисмарк Неверно, будто политика есть
Обществоведение. 10 класс
*§ 6-1. Политика и её роль в общественной жизни
Политика. В современном обществе понятие «политика» используется в нескольких основных значениях.
● Политика — особая сфера общественной жизни, наряду с экономической сферой, духовной и социальной. В центре политической сферы жизни общества стоят отношения власти.
● Политика — это особая деятельность, связанная с борьбой за власть и оказание влияния на власть. Это сфера отношений между большими социальными группами по поводу установления, организации и изменения власти в обществе и государстве.
● Политика — основные направления деятельности государства или каких-либо иных политических субъектов. В таком значении говорят о внешней и внутренней политике государства, экономической политике, социальной и демографической политике, налоговой политике, экологической политике и т. п.
Как же складывались основные подходы к политике? Понятие «политика» имеет богатую историю. Оно появилось в глубокой древности. Большой вклад в развитие взглядов о политике внёс известный античный философ Аристотель (IV в. до н. э.).
Политика — особая сфера общественной жизни, в центре которой стоят отношения власти; особая деятельность, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на власть; основные направления деятельности государства или каких-либо иных политических субъектов.
Исторически первой формой власти была власть общественная, это такая власть, при которой все проблемы разрешались сообща, тогда ещё не было какого-либо слоя людей, стоящих над всем остальным обществом, отсутствовали особые органы принуждения. По мере развития общества власть начинает преобразовываться из общественной в политическую.
Политическая власть — это не просто способность проводить свою волю в общественной жизни, а способность делать это, опираясь на систему учреждений, организаций, законов. Высшей формой политической власти является государственная власть. Она непрерывно связана с правовыми нормами, для её реализации создаются многочисленные органы, в том числе по принуждению к использованию правовых предписаний.
Учёные выделяют различные виды власти: государственную; экономическую и политическую; светскую и церковную; законодательную, исполнительную и судебную; центральную и местную, власть лидеров, родителей и т. д. Разделение власти на различные виды осуществляется в зависимости от того, кому она принадлежит, кто её осуществляет и по отношению к кому она реализуется.
В отношениях власти всегда необходимо понимать, кто её осуществляет, кто властвует, а кто подчиняется, кто является субъектом власти, а кто объектом. В средствах массовой информации, повседневных разговорах людей можно часто услышать такие словосочетания, как «власть решила», «правительство постановило», «парламент принял закон». На самом деле решали, постановляли, принимали законы конкретные люди. Они либо объединены в коллегиальные органы власти, т. е. исполняют обязанности совместно (например, парламент, правительство, администрация), либо реализуют власть в индивидуальной, персонифицированной форме (персона — от лат. реrsōnа — личность). Президент страны, король, судья осуществляют персонифицированную форму власти. В таком случае всегда известно, какой конкретно человек принял властное решение. Но важно понимать, что в какой бы форме ни выступали властвующие субъекты, их право на власть должно быть обязательно закреплено в законе, и только на основании данного закона субъект власти обретает возможность принимать решения, обязательные для всех. Особенность отношений власти и управления в обществе и его отдельных организациях состоит также в том, что субъекты власти и управления совпадают, тот, кто обладает властью, тот и реализует управление.
Власть | Кому принадлежит | Кто осуществляет | По отношению к кому реализуется |
Родитель | |||
Лидер | |||
Церковь | |||
Государство |
Место человека в системе политических отношений определяет политический статус личности, который означает реальную способность и возможность человека проявлять себя в сфере политики, избирать и быть избранным во властные структуры, участвовать в обсуждении и решении общественных проблем. Для развития общества важно, чтобы граждане участвовали в решении назревших проблем, выборах. С помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании представительных органов государства, реализация их политических прав. По мнению Аристотеля, «гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению».
Политический статус личности проявляется в разнообразии её политических ролей: избирателя, депутата, члена партии и общественной организации, лидера, профессионального политика и т. д. Политическая роль — это индивидуальное поведение человека в сфере политики в соответствии с его статусом. Политический статус личности юридически закрепляется в гражданстве.
Личность как носитель политической культуры ориентирована на определённые ценности и формы поведения в политической жизни. Она формирует позиции:
● относительно институтов государственного управления;
● относительно других людей, партий и т. д. (сознание принадлежности к нации, государству, региону, правопорядку);
● относительно собственного политического участия или неучастия (оценка своей компетентности, влияния на политику, образцов поведения и т. д.).
Политическая культура личности включает знания о политической системе, нормах, ценностях, социальном опыте. Важны также чувства, эмоции, испытываемые личностью по отношению к участникам политических действий, институтам политической системы. У граждан формируются оценки политических событий, личное отношение к действиям и решениям политиков. Знания, чувства, оценки определяют поведение граждан, их личное участие в политической жизни.
По мнению американского политолога Габриэля Алмонда, у личности формируются следующие формы ориентации на объекты политики:
● познавательные (знания о политике, власти, политических институтах);
● эмоциональные (чувства доверия, сомнения и т. д. к тем, кто осуществляет власть);
● оценочные (суждения, мнения о политике).
Эти ориентации и составляют политическую культуру личности. Их анализ позволяет понять мотивы поведения людей, выяснить причины конфликтов, принятия и реализации политических решений.