политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

Конспект урока по обществознанию на тему «Политика и власть» (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» г. Вилючинск

Глава I. Политика. Урок 1. Политика и власть

Гудзишевская Нина Валентиновна

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

Цель: характеризовать власть и политику как социальные явления

· формировать целостное представление об обществе, механизмах и регуляторах
деятельности людей; выяснить специфику политической сферы общества и политической власти; их роль и место в жизни общества;

· установить роль СМИ в политической жизни, оценить положительное и негативное влияние СМИ на формирование общественного мнения и принятия органами власти политических решений;

· развивать навыки анализа различной информации, формулирования аргументи-рованной точки зрения по проблемам урока, участия в дискуссии.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, технологии синквейна, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

1.Организационно-целевой этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационно-целевой этап.

Слайд 1. Античный философ Аристотель называл человека «политическим животным», естественной средой его обитания является общество, значит он в той или иной мере вовлечен в политическую жизнь.

Его учитель Платон утверждал: «Политика – это искусство жить вместе».

Вспомните строение общества как системы и приведите аргументы «за» или «против» утверждений мыслителей прошлого (обсуждение проблемы).

Слайд 2. Обобщение учителя. Комментарии к схеме: Политическая сфера является одной из сфер жизни общества. Какое место она занимает в совокупности всех сфер?

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

В текущем учебном году российское образование переходит на новые федеральные государственные стандарты. Проявление какой сферы общественной жизни отражено в этом событии? (подвести учащихся к выводу о тесной взаимосвязи всех сфер общества, но решение в интересах всего общества, обязательные к исполнению принимаются на государственном уровне)

Слайд 3. Формулировка цели и задач урока:

Гипотеза: политика занимает особое место в жизни общества и отдельного человека, так как тесно связана с особым видом власти – политической властью.

3.Изучение нового материала.

Слайд 4. Запись темы урока в тетрадь.

1. Что такое политика

2. Политическая власть

3. Роль политики в жизни общества

4. Политическая жизнь и СМИ

Слайд 6. Что такое политика.

Есть несколько определений термина «политика». Авторство приписывают Аристотелю.

От какого древнегреческого слова произошел термин «политика»? (В Античности каждый греческий город был полисом – отдельным государством).

Таким образом, политика – это государственная деятельность.

· Политика – искусство управления государством. Аристотель.

· Политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. С. Ожегов. Словарь русского языка.

Задание: стр. 4. Найдите в тексте определение термина «политика» (обсуждение задания)

Слайд 8. Политическая деятельность охватывает разные стороны общественной жизни и взаимоотношения различных общественные групп. Поэтому классифицировать политику можно на основе различных критериев.

Комментарии к таблице: «Классификация политики»

По сферам общественной жизни

Экономическая; военная, научно-техническая; в области культуры; социальная; экологическая, национальная, др.

По объекту воздействия

Внутренняя и внешняя

Государственная политика; партийная политика; политика общественный объединений и движений; политика индивида, др.

В зависимости от цели

Политика «открытых дверей»; политика национального примирения; политика гонки вооружений; политика мирного сосуществования, др.

Текущая, среднесрочная, долгосрочная, перспективная

Слайд 9. Политическая власть.

Что такое власть? Какие существуют виды власти? (обсуждение вопроса)

Слайд 10. Обобщение. Комментарии к схеме:

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

Какие виды власти и почему, по вашему мнению, принципиально отличаются от остальных? (обсуждение проблемы).

Слайд 11. Обобщение ответов учащихся. Комментарии к таблице:

Административная, духовная, военная, родительская

— распространяется на отдельных людей

— опирается на силу авторитета

— распространяется на все общество

— опирается на силу принуждения

« Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распре-деление власти, будь то между государствами, будь то внутри государств»,- Макс Вебер,

немецкий социолог, философ II пол. XIX – нач. XX вв.

Слайд 12. Роль политики в жизни общества.

В обществе распространено мнение о том, что «политика – грязное дело». Многие известные политики и государственные деятели сами негативно оценивают политику. Например,

„Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь.“

Многие граждане считают, что от политики нужно держаться подальше. Другая часть граждан уверенна, что политика их не касается.

Как бы вы определили свое отношение к политике? Можно ли быть в стороне от неё? (беседа).

Слайд 13. Французский политический деятель, писатель XIX в. Шарль Форб де Монталамбер утверждал: « Вы можете не заниматься политикой, политика все равно занимается вами».

Роль политики в жизни человека определяется задачами, которые она решает:

· руководство обществом в целом

· определение основных направлений развития государства

· разрешение назревших проблем

· повседневное управление общественными процессами

· обеспечение социальной стабильности

· предупреждение угроз жизни и благополучия граждан

Приведите примеры решения этих задач (обсуждение задания).

Слайд 14. Политическая жизнь и СМИ.

В конце XVIII в. в Англии появилось выражение «четвертая власть» применительно к прессе. В наши дни утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе».

Деятельность СМИ в Российской Федерации регулируется законом № 263-ФЗ, в котором есть следующие статьи:

· Ст. 3 Недопустимость цензуры

· Ст. 4.Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.

Согласно закону СМИ не имеют реальной власти, так как не облажают юридическим правом принуждать кого – либо к совершению определенных действий. Термин «четвертая власть» отражает лишь огромное влияние СМИ на общество.

Слайд 15. Комментарии к схеме:

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

Проверка выполнения задания.

Слайд 16. Обобщение учителя

— формирование представлений о работе органов власти, деятельности политических организаций, о проблемах общественной жизни

— формирование «обратной связи», влияние на решения властей, способы их проведения в жизнь

— искажение, утаивание информации – возможность манипуляции поведением людей

— вовлечение граждан в политическую жизнь

5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

6. Обсуждение домашнего задания.

Письменно ответить на вопрос.

Одно из важнейших прав человека – право на неприкосновенность личности. Политическая власть предполагает возможность принуждения. Нет ли в этом противоречия?

Источник

Разработка урока по обществознанию по теме «Роль политики в жизни общества». Подготовка к ГИА.

В помощь учителю. Хорошая подготовка к экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию по теме «Роль политики в жизни общества». Подготовка к ГИА.»

Разработка урока по теме: «Роль политики в жизни общества»

Политика играет значительную роль в жизни общества. Она оказывает

воздействие на экономику, социальные взаимодействия, культуру. Политика основана на отношениях власти.

! Власть – способность оказывать влияние на социальное положение и поведение человека, группы, общества в целом вопреки сопротивлению изменять их деятельность. Власть проявляется в виде особых отношений между людьми – отношений «господства – подчинения».

право и другие социальные нормы;

численность и структура населения;

возможность изменить социальный статус;

материальные ценности и экономические возможности;

Власть в коллективе

Власть в отношениях двух индивидов

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока

Особенности политической власти:

в политические отношения вовлечены все члены общества (публичность власти);

существует только в обществе, связана с функционированием государства;

направлена на достижение общезначимых целей, которые не могут быть реализованы без вмешательства государства;

основана на организованном законном принуждении (насилии), праве и авторитете;

субъектами являются государство, политические партии и движения, лидеры.

На политику влияет экономическое состояние общества, численность населения и социальная структура общества, культура общества.

Роль политики в жизни общества

обеспечивает целостность и стабильность развития общества;

объединяет людей для достижения общественно значимых целей;

регулирует общественные процессы, сокращает число социальных конфликтов и способствует их мирному разрешению;

обеспечивает выработку и применение социальных норм;

способствует включению личности в социальные отношения, приобретению людьми опыта преобразовательной деятельности, исполнения социальных ролей;

в определённой мере гарантирует права и свободы граждан, сохранение общественного порядка и гражданского мира.

Источник

Конспект урока по обществознанию Политика и субъекты политической жизни

политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урокаполитика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урокаполитика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урокаполитика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урокаполитика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урокаполитика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Смотреть картинку политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Картинка про политика и ее роль в общественной жизни конспект урока. Фото политика и ее роль в общественной жизни конспект урокаЦели: Разъяснить учащимся, что такое «политика» и какие существуют виды политики.

Разъяснить учащимся, что такое «власть» и какие существуют формы влияния одних лиц на другие, сформировать умения анализировать взаимоотношения людей в политической сфере.

Пояснить учащимся, кто может выступать в роли субъектов политической жизни, сформировать навыки активного поведения.

Понятийный материал: политика, власть, человек политический, субъекты политики легитимность.

Тип урока: Учебная лекция с элементами беседы.

План:

Что такое политика?

На чем основывается власть?

Способы воздействия на людей.

Ход урока

В начале урока учитель предлагает учащимся небольшую работу. Нужно вставить в текст пропущенные слова (текс распечатан и выдается каждому ученику):

Учитель: 1. Что такое политика?

Политика – это искусство возможного.

Политика – это искусство управлять государством.

Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. В центре политической деятельности находятся вопросы регулирования отношений внутри государства и межгосударственных отношений.

Следовательно, главная функция политики – регулятивная.

2. Политическую деятельность можно классифицировать по тем или иным признакам.

Политика регулирует разные сферы общественной жизни; соответственно выделяется политика

По области распределения (приложения) различается политика

внутренняя и внешняя.

По масштабу сообществ, на которые воздействуют политические решения, различается политика

По срокам действия выделяется политика

Задание: Какая это политика:

Решение городского Совета народных депутатов.

Указ президента РФ.

Постановление губернатора Мурманской области.

Национальный проект «Образование».

3. Что такое власть?

4. На чем основывается власть?

(Вопрос можно сначала адресовать учащимся).

Американский финансист и политик Генри Моргентау (1891-1967) писал: «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей».

5. Существуют различные способы воздействия на людей, различные средства осуществления власти над человеком.

(Вопрос можно сначала адресовать учащимся). Британский философ и математик Бертран Рассел (1872-1970) утверждал:

«На человека можно влиять:

посредством прямой физической власти над его телом, т.е. когда его заключают в тюрьму или убивают;

воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, т.е. предоставляя работу или отказывая в ней;

влиянием на взгляды и мнения людей, т.е. пропагандой в самом широком смысле.

А как прийти к власти?

Еще Макиавелли выделил четыре способа достижения власти (их можно при оформлении доски к уроки записать на доске):

собственные личные достоинства;

использование достоинств других;

временное увлечение народа.

Ребята, с властью связано понятие легитимность – способ обеспечения консенсуса, согласия власти и общества, узаконивание власти в глазах граждан.

Задание: В феврале 1598 г. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Но не все признали легитимность его власти. Почему? (Это был не природный царь).

6. Человек политический.

Древнегреческий философ Аристотель в своей книге «Политика» писал

(Высказывание записано на доске):

«Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству».

Но будучи существами политическими, люди проявляют разную степень политической активности.

Политологи считают, что лишь 10-20% людей действительно политически активны, 80-90 % – равнодушны, их называют зрители политического театра.

Задание: Подумайте, в какие моменты истории появляется больше актеров политического театра, а в какие преобладают зрители.

Философы считают, что в человеке заложены мотивы и желания, делающие его существом политическим.

Б.Рассел разделял политические желания человека на основные и вторичные.

В основную группу входит всё, что необходимо для поддержания жизни: пища, кров, одежда. Невозможность удовлетворения этих потребностей приводит к социальным потрясениям (бунты, восстания, революции и т.д.)

Ко вторичным желаниям человека Б.Рассел отнес те стремления, которые никогда не могут быть удовлетворены полностью. Это стяжательство, тщеславие, любовь к власти.

Стяжательство – алчное накопление денег, имущества; страсть к наживе, приобретательству.

Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию.

Задание: С каким из этих понятий Вы соотнесете стремление иметь как можно больше благ? Стремление к войне?

7. Субъекты политики.

Мы уже использовали сравнение политики с театром. (А помните у У. Шекспира «Что наша жизнь – театр. И все мы в нем актеры».)

В политическом театре много актеров, претендующих на главные, второстепенные роли, на роли статистов. Есть в этом театре и зрители7″Ребята, а вы кто в политическом театре? (Ответы учащихся).

Субъектами политики называют всех, кто так или иначе участвует в политической жизни. Это может быть гражданин, партия, организация, класс, государство, этнос и т.д.

Сегодня рассмотрим вопрос участия в политике граждан.

полностью бессознательное участие;

полусознательное участие (понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении чему-то заданному, неоспоримому);

Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства:

Традиционное лидерство освящено авторитетом издавна существующих патриархальных установлений, религиозными нормами.

Рациональное лидерство опирается на определенную систему общих правил и норм, на закон.

Задание: К какому типу лидеров вы отнесете Петра Первого, Николая Второго, В.И.Ленина, И.В.Сталина, Н.С.Хрущева, В.В.Путина?

Политологи подсчитали, что успех лидера только на 7% зависит от того, что он говорит, и на 55% – от того, какое впечатление он производит.

– Ребята, а вам нравится какой-либо политик и почему? Если вы будете участвовать в выборах, то кого поддержите? (Ответы ребят).

Говорят, что лидер должен быть понятен не до конца. Выделяют четыре типа лидеров:

Лидер-торговец. Он стремится убедить людей делать то, что нужно ему.

Задание: Назовите политиков, которых можно отнести к каждому из перечисленных типов.

В 2018 году в России будут выбирать президента. Какого президента вы хотели бы видеть во главе нашего государства?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

Что такое политика?

Какие виды политики вы запомнили?

Кто такой человек политический?

Назовите субъекты политики.

ВЫВОД: В соответствии с Конституцией РФ гражданине России обладают целым рядом политических прав и свобод. Они участвуют в политической жизни, являясь, субъектами политики. Следовательно, надо формировать в себе навыки активного поведения.

Источник

Разработка урока по праву на тему «Политика и общество» для 9 класса

Тема: Политика и общество.

Цель урока: уяснить роль политики в жизни общества.

развитие аналитического мышления.

Формирование интереса к политической системе своей страны. Воспитание патриотизма; формирование правовой политической культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Конституция РК,

Организационный момент. Общее приветствие, выявление отсутствующих, цель урока.

Актуализация знаний учащихся по ГЛАВЕ 6 «Социальная структура общества»

1. Понятие социальной структуры общества (слои, классы и т.д.)

2. Социальная стратификация и мобильность.

3. Расскажите о браке и условиях необходимых для его заключения

4. Что такое брачный договор?

5. Какие донациональные формы общностей людей вы знаете? /род, племя,

7. Расскажите о межнациональных отношениях в Казахстане. ()

Сформулируйте и запишите в тетради определения терминов: авто ном ный народ, диаспора, этнос.

Объяснение новой темы. ( Проводится в форме беседы с элементами обсуждения и закрепления по ходу урока.)

Как вы думаете, что такое политика?

Понятие политика (от греч.общественные или государственные дела) – это искусство управления государством.

Это особый вид деятельности в сфере решения проблем, которые касаются народа, общественных объединений, государства и власти.

К особо важным проблемам политики относятся вопросы взаимоотношений с иностранными государствами, межнациональные и межэтнические отношения, проблемы касающиеся языка, культуры, традиций национальных диаспор.и др.

Для осуществления политики требуются различного рода средства и институты, которые в своей совокупности представляют политическую систему общества, государства.

Политическая система – это система институтов, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Основным и самым главным институтом политической системы является государство.

К гос. органам осуществляющим политическую государственную власть в стране относятся? Парламент, Правительство, Суд.

Сенат – верхняя палата парламента РК. Сенат образуют депутаты, по два человека от каждой области и 15депутатов назначенных Президентом РК. Срок полномочий депутатов сената – 6 лет. Половина переизбирается каждые 3 года.

Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Срок полномочий депутатов мажилиса – 5 лет. (Слайд 2)

К другим субъектам политической структуры государства относятся общественные объединения, политические партии, оппозиция различных направлений.

Суд – контролирующий орган власти защищающий права, свободу и законные интересы граждан.

Политика и власть Что, по-вашему, такое власть?

Перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни.

Власть – форма волевых отношений между людьми, проявляющаяся в реальной возможности влиять на поведение людей, социальных групп, на характер и направления их общественной деятельности.

Власть существует с момента появления человеческого общества и наравне с ним проходит тот же путь развития.

Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе.

Власть – это способность и возможность подчинять своей воле.

Власти присущны такие компоненты как сила, влияние, закон и авторитет. Рассмотрим на основании этих компонентов две разные ситуации:

Что общего в этих ситуациях?

Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.

Политическая власть— способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти.

В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм).

Существует несколько способов обретения власти. В одних случаях власть передается от отца к сыну (монархия), в других человек приходит к власти через выборы (республика), еще можно завоевать власть силой посредством путча, переворота или революции, тоесть незаконным путем (диктатура).

Оттого, что власть одна, а политических сил, претендующих на власть много, в современном мире возникает проблема захвата её каким-нибудь органом или отдельным политиком. Для предотвращения концентрации всей полноты власти в руках какого-либо органа или политика осуществляется принцип разделения власти на три ветви:

— Приведите примеры каждого типа власти.

В странах, где проблемы гос.власти решаются демократическим путём, высшие законодательные и исполнительные органы власти действуют исключительно с позиций общенациональных интересов, обеспечивают стабильность. Оппозиция и политические партии защищают СВОИ ИНТЕРЕСЫ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ БОРЬБОЙ.

СМИ нередко называют четвёртой властью. Как вы думаете почему?

То есть СМИ имеет влияние на формирование политической ситуации в стране.

СМИ – главный канал политики.

Статья 3 Конституции РК гласит: Народ – источник власти.

Что же такое народ?

— Римский оратор Цицерон о народе.

Итак, НАРОД, является народом только в том случае, если он политически грамотен, сплочён, умеет активно выдвигать и защищать свои права и интересы, способен дать политическую оценку действиям политиков, обращает внимание на достижения и недостатки власти и т.д.

Если же люди, став рабами подконтрольных властям СМИ, не в состоянии определить направление движения общества, становятся объектом угнетения, попадают в узду власть имущих, то такое бесструктурное общество нельзя назвать народом, а только ТОЛПОЙ.

Народ должен не пассивно наблюдать, а активно участвовать в создании, обсуждении и принятии необходимых для общества законов. А также необходим контроль со стороны депутатов, избранных народом, за исполнением этих законов.

Народ невозможно победить, уничтожить, он является тем фактором, который в конечном счете все раставит по своим местам.

Вопросы и задания к учащимся.

— Могут ли люди в совместной деятельности вообще обойтись без руководства и власти?

— Назовите политические институты власти и управления местного значения.

Д/з. параграф 16, читать. Темы сообщений: Монархия, Республика, Диктатура.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *