политика ее роль в жизни общества политическая власть

Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества

политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть фото политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть картинку политика ее роль в жизни общества политическая власть. Картинка про политика ее роль в жизни общества политическая власть. Фото политика ее роль в жизни общества политическая власть политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть фото политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть картинку политика ее роль в жизни общества политическая власть. Картинка про политика ее роль в жизни общества политическая власть. Фото политика ее роль в жизни общества политическая власть политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть фото политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть картинку политика ее роль в жизни общества политическая власть. Картинка про политика ее роль в жизни общества политическая власть. Фото политика ее роль в жизни общества политическая власть политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть фото политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть картинку политика ее роль в жизни общества политическая власть. Картинка про политика ее роль в жизни общества политическая власть. Фото политика ее роль в жизни общества политическая власть

политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть фото политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть картинку политика ее роль в жизни общества политическая власть. Картинка про политика ее роль в жизни общества политическая власть. Фото политика ее роль в жизни общества политическая власть

политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть фото политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть картинку политика ее роль в жизни общества политическая власть. Картинка про политика ее роль в жизни общества политическая власть. Фото политика ее роль в жизни общества политическая власть

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».

Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения — поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появление политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими.

Современная наука предлагает различные определения политики. Среди них следующие:

1. Политика — это отношения между государства‑ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика — это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально‑политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развитии общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно‑политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе — собственно‑политическим — относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно‑политические движения).

Ко второй группе — несобственно‑политическим — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого‑либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно‑политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть фото политика ее роль в жизни общества политическая власть. Смотреть картинку политика ее роль в жизни общества политическая власть. Картинка про политика ее роль в жизни общества политическая власть. Фото политика ее роль в жизни общества политическая власть

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Коммуникативная подсистема политической‑системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно‑правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и традиции.

Еще одну группу политических норм представляют этико‑моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно‑идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс типичных для данного общества, укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Источник

Тема 9. ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Роль и значение политики в жизни общества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что человек по своей сути – существо политическое. Каждый человек оказывается вовлеченным в политические отношения в той или иной мере: как гражданин государства, член социальной общности, политический деятель и т. д.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все стороны жизни общества. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.

Знакомство с наукой, изучающей политику, политологией, поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни.

Политическая жизнь – это особая сторона социальной жизни, которая тесно связана с государственной властью, ее функциями, институтами и способами осуществления власти.

Политическая жизнь включает интересы различных классов и социальных групп, деятельность партий и общественных организаций, общественно-политические движения. Это очень сложное, многообразное, динамичное и изменчивое явление, которое развивается на социальном пространстве и включает политические отношения, институты, процессы и сознание людей, вступающих в мир политики. В социальном пространстве действуют различные политические силы, группировки, союзы, временные и постоянные коалиции. Взаимодействие всех этих сил при решении социальных проблем определяет само содержание и формы политической жизни.

Человек способен познавать политическую жизнь как на житейском, обыденном уровне, так и на теоретическом, научном.

Политика – неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека.

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:

1) обеспечение целостности и стабильности общества;

2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;

3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;

4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли и др.

Ученые по-разному понимают сущность политики.

М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали, что в основе политики лежат действия, которые направлены на достижение, удержание и использование власти. Так, М. Вебер определял политику как “стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти…”. Трактовка власти как основы политики называется субстанциональной.

Ее дополняет и конкретизирует институциональное понимание политики, которое означает, что власть материализуется через организации и институты, важнейшим из которых является государство. На этой позиции стоят французские ученые и, прежде всего, М. Дюверже.

Правовая трактовка политики исходит из того, что ее основой и содержанием являются фундаментальные права человека.

Антропологическая трактовка политики исходит из того, что она органически присуща человеческому обществу, коренится в самой его природе, обусловлена общественным разделением труда и взаимоотношениями индивидов. Выше уже упоминалось, что данное понимание политики восходит к Аристотелю, который рассматривал ее как форму существования человека.

Политика также может рассматриваться как деятельность по согласованию интересов, разрешению конфликтов с целью обеспечения целостности общества. Такое понимание политики называется конфликтно-консенсусным.

Различие подходов к пониманию политики свидетельствует о сложности этого общественного явления, различных его проявлениях и свойствах, глубине содержания.

Изложенное выше приводит к широкому толкованию политики – это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, а также система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности.

Политология – наука о политике. Политика изучается системой политических наук: политической философией, теорией государства и права, политической экономией, политической психологией и др. Каждая из них изучает только узкий, интересующий ее аспект политики.

Политология рассматривает политику во всех ее проявлениях, обобщает, систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления и развития политической жизни общества и, прежде всего, политической власти.

Политология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат и выполняет ряд общественных функций.

Рассмотрим важнейшие из них.

Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни.

Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов.

Воспитательная функция политологии состоит в формировании политичес-кого сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их полити-ческой социализации, в обеспечении возможности функционирования демокра-тических обществ.

Осуществление последней функции особенно необходимо в российском обществе, которое сегодня находится на стадии перехода к рынку и правовому государству.

Знания основ политологии необходимы каждому, так как позволяют разобраться в сущности принимаемых государством и политиками решений, иметь четкие представления о гражданском обществе, правовом государстве и других политических явлениях.

Вопросы для самоконтроля:

Дайте определение понятию «политическая жизнь».

Что такое политика?

Какова роль политики в жизни общества?

Охарактеризуйте основные научные подходы к пониманию политики.

Что изучает политология? Каковы функции политологии?

Тема 10. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Виды субъектов политики. Политика не безлика, в нее вовлечены участники политической жизни – субъекты политики. Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения.

Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. В политическом процессе также участвуют:

· социальные общности людей – классы, нации, профессиональные, корпоративные, конфессиональные общности;

· социальные группы: политические элиты, бюрократия;

· а также созданные ими общественные организации, движения и политические партии.

Они проявляют различную активность и влияние на политический процесс.

Например, такие специфические социальные группы, как элиты и бюрократия, нередко вырабатывают и принимают решения по важнейшим вопросам политической жизни общества и государства, концентрируют в своих руках огромную власть. Сила и влияние этих субъектов исходит из того, что они являются устойчивыми социальными группами, которые имеют свои интересы, противостоящие интересам других социальных групп.

Среди субъектов политики, активно участвующих в политическом процессе, выделяется политическая элита.

Политические элиты – это сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть путем монополизации права принимать решения, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития.

Не останавливаясь на происхождении этого понятия, перейдем к изложению его сущности.

Эта категория политологии характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Разложение родового строя, разделение труда, в особенности отделение умственного труда от физического, привели к появлению в обществе взглядов, которые оправдывали деление общества на высших и низших, благородных и чернь, аристократов и простой люд. Наиболее последовательно эти мысли обосновываются в трудах Конфуция, Платона, Н. Макиавелли, Т. Карлейля, Ф. Ницше.

Сам термин “элита” появляется в политологии в XX в. в трудах Ж. Сореля (1847-1922 гг.) и В. Парето (1848-1923 гг.) и до сегодняшнего дня является одной из наиболее исследуемых и дискуссионных тем в науке.

Как объяснить интерес политической науки и, в частности, ее российских представителей к элите?

Во-первых, материализуя власть, элиты предопределяют принятие важнейших политико-управленческих решений и оказывают реальное влияние на судьбу народов и государств.

Во-вторых, представляя народ, эта социальная группа должна быть в той или иной мере подконтрольна массам и относительно открыта для граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Таким требованиям она подчиняется в демократическом обществе.

Существование политических элит обусловлено следующими основными причинами:

· психическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми возможностями и способностями, желанием участвовать в политике;

· законом разделения труда, так как для эффективного управления необходимы профессиональные знания;

· общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

· широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд непосредственно связан с распределением ценностей);

· невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

· политической пассивностью широких масс населения, жизненные интересы которых обычно лежат вне политики.

Эти факторы обусловливают элитарность общества и постоянный интерес к изучению политических элит в политологии.

Роль политических элит России. Актуальность изучения политических элит в России объясняется общественными условиями страны, значимостью элит как носителей механизма реализации власти в современном политическом процессе, успехами развития обществоведческих наук в стране за последние годы.

В отечественной политической науке долгое время господствовала идея отрицания необходимости элит и их позитивной роли.

“Элита” не вписывалась в теорию бесклассового общества, так как являлась синонимом неравенства и противоречила народовластию. Вопреки фактическому существованию данного явления в жизни советского общества, о нем или умалчивалось, или давалась необъективная информация.

Модернизация российского общества, начавшаяся в 90-е годы, привела к коренному изменению социально-экономической и политической сфер. Формирующийся политический рынок, демократические выборы, а также значительное развитие системы представительства привели к необходимости расширения состава политической элиты. Рекрутирование элиты, особенно в первый период политической модернизации, стало во многом делом избирателя. Активное участие граждан в политической жизни изменило характер взаимодействия общества и политической власти. Индивиды, которые наиболее активно участвовали в реализации социальных интересов и достижении политических целей, составили основу для пополнения политической элиты.

Сегодня в России происходит смена элит. Слабость и низкая квалификация существующей элиты является одним из элементов углубления общественного кризиса.

В силу этого объективная потребность научного познания взаимодействия элит и общества, необходимость формирования квалифицированной и продуктивной элиты обусловливают и делают актуальным интерес к этой проблеме.

К тому же слабая политическая активность граждан в конце прошедшего тысячелетия и низкая результативность российской политической элиты влияют на формирование облика этой группы в целом, нивелируют (снижают) общественную роль элиты, определяют типичные черты ее отдельных представителей – политических лидеров. Посредником между элитой и остальным обществом выступает бюрократия.

Эта социальная группа образует аппарат политических организаций, ядро государственных структур, а также непосредственно проводит в жизнь волю элиты и взаимодействует с населением.

Политический статус личности. Под политическим статусом личности понимается положение человека вполитической системе общества,совокупность его политических прави обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Независимо от степени участия того или иного человека в политике, его роли в политическом процессе, все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности:

· правом избирать и быть избранными;

· свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов;

· правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти.

Каждый человек также имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса.

В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально, лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.

Для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли, которые она в ней выполняет.

Приведем одну из классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно-одобренные образцы политического поведения.

В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей:

1) рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики;

2) человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую» деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

3) гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации,целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества;

4) профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;

5) политический лидер — человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение субъекта политики.

2. Какими факторами обусловлено появление элит в обществе?

3. Какую роль выполняют политические элиты в современной России?

4. Дайте характеристику основным политическим ролям.

Источник

§ 6. Политика и её роль в общественной жизни

1. Что такое политика? Чем отличается политическая власть от экономической, идеологической и религиозной?

Политика — это сфера деятельности групп, партий, личностей, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Отличия политической власти от других видов власти:

— действует от имени всего общества;
— только политическая власть может легально (законно) использовать силу в пределах страны;
— осуществление политической власти регулируется законом;
— обязательность ее решений для всего общества и для других видов власти;
— существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений.

2. Назовите субъектов политической жизни и охарактеризуйте возможности влияния на политику каждого из них. Кем являются граждане страны, когда они голосуют на референдуме, или на выборах в парламент, или на выборах президента, — субъектами или объектами власти?

Субъекты политической власти: государство, политические партии (выражают различные мнения населения), лидеры (стремятся к власти), общественные объединения (контроль за органами власти), социальные институты (помогают осуществлять власть), социальные общности, социальные группы и граждане (из-за их интересов выбирается направление политики).

На референдуме и выборах граждане страны являются одновременно субъектами и объектами власти. Все граждане голосуют на референдуме по важнейшим вопросам государственного и местного значения. На выборах выбирают президента или парламент, которые будут представлять их интересы, когда придут к власти. Здесь они выступают как субъекты власти. Так как президент и парламент представляют интересы граждан, то они также и объекты.

3. Охарактеризуйте тип политического лидерства следующих исторических личностей: Гедимин, Иосиф Сталин, Эрнесто Че Гевара, Елизавета II, Пётр Машеров, Мартин Лютер Кинг. Обоснуйте свою точку зрения.

Гедимин — лидер-консерватор. Великий князь литовский, руководствовался принципом: «Не разрушать старины, не вводить новизны». Он позволял завоеванному местному населению придерживаться своей веры и не вмешивался в их обычаи.

Иосиф Сталин — харизматическое лидерство. Незаурядная личность, правитель СССР. Во время его руководства в стране сложился тоталитарный режим, когда государство контролировало все сферы жизни общества.

Эрнесто Че Гевара — лидер-революционер. Латиноамериканский революционер, участвовал в кубинской революции в 1959 году.

Елизавета II — традиционное лидерство. Царствующая королева Великобритании получила власть по наследству, по традиции.

Пётр Машеров — легальное лидерство. Белорусский государственный деятель, получил власть по закону.

Мартин Лютер Кинг — лидер-знаменосец, борец за гражданские права афроамериканцев в США, стремился изменить политическую систему ради идеала — права афроамериканцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *