политическая жизнь индустриального общества
Типы общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество
Типология обществ. Что такое модернизация
Человеческие общества многообразны, и в науке существуют разные способы делить их на типы. Например, марксизм предлагает формационный подход: делит общества на первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические. Другая теория предлагает рассматривать историю человечества как процесс модернизации.
Три типа обществ отличаются друг от друга устройством экономики, политической сферы, социальной структурой, культурой и духовными ценностями.
Современная теория модернизации признает индивидуальные особенности этого процесса в разных странах. Ученые стали признавать не только положительные, но и отрицательные последствия модернизации: ущерб экологии, уничтожение традиционных общественных институтов, социальные конфликты. Таким образом, модернизация уже не рассматривается как линейный, неизбежный и исключительно позитивный процесс.
Традиционное общество и его признаки
В традиционных обществах низкая социальная мобильность: социальные структуры замкнуты, людям сложно перейти из сословия в сословие.
Политические свободы в таких обществах обычно отсутствуют. Власть авторитарна, преобладают монархические формы правления.
В духовной сфере господствуют религиозные ценности, коллективизм преобладает над индивидуализмом.
Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет, средневековая Русь, Англия до XVIII века etc.
Индустриальное общество и его признаки
Индустриальное (промышленное) общество основано на машинном производстве, механическом труде.
Социальная мобильность повышается: структуры общества становятся подвижными, положение человека все чаще зависит от его личных заслуг, а не от происхождения.
Провозглашаются политические свободы и равноправие. Абсолютизм сменяется ограниченной монархией или республикой. Идет формирование гражданского общества.
На смену религиозным ценностям приходят идеалы прогресса и успеха, индивидуализма. Возникает массовая культура.
Постиндустриальное общество и его признаки
Постиндустриальное общество возникает в результате научно-технической революции, когда основой экономики становятся наука и знания. Автоматизация и компьютеризация резко повышают производительность труда.
Большая часть населения в постиндустриальном обществе занята в сфере услуг. Главным фактором производства становится информация, поэтому данный тип общества еще называют информационным обществом.
В политике провозглашаются ценности плюрализма, гражданского общества, демократии консенсуса.
Сравнительная таблица: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество
Производство основано на ручном труде
Господствует натуральное хозяйство
Производство основано на механическом труде
Производство основано на автоматизации
Низкая социальная мобильность.
Социальная мобильность повышается.
Максимальная социальная мобильность. Профессиональная дифференциация
Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления
Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии
Религиозные ценности, коллективизм
Ценности прогресса, индивидуального успеха
Установите соответствие между типами обществ. Ответы на вопросы из ЕГЭ
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо различать традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество, знать их основные признаки. Для примера разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.
Задание 1. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) господство сельского натурального хозяйства
Б) доминирование интенсивных технологий
B) господство общинной собственности
Г) преобладание ручных орудий труда
Д) развитие расширенного воспроизводства
1) традиционное (аграрное)
Задание 2. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
A) сословная структура общества
Б) серийное производство товаров массового потребления
B) низкая социальная мобильность
Г) ведущая роль информации в жизни общества
Задание 3. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) развитие высоких технологий
Б) ускорение развития промышленности
В) выдвижение на первый план сферы услуг
Г) доминирование религиозных ценностей
Д) общинный уклад, коллективизм
1) традиционное (аграрное)
3) информационное (постиндустриальное)
Задание 4. Студент работает над рефератом «Общество традиционного типа». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны).
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура сословно корпоративна, стабильна.
5) Преобладает экстенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
Ответ: 1245
Задание 5. Студент работает над рефератом «Признаки индустриального общества». Какие характерные черты индустриального общества из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
Ответ: 356
Задание 6. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) новые интеллектуальные технологии
Ответ: 145
Общество индустриальное
Всего получено оценок: 6.
Всего получено оценок: 6.
В начале XIX века в европейских странах формировался тип общества, существенно отличающийся от традиционного. Появление индустриального общества связано с промышленной революцией, в результате которой резко увеличилось количество заводов и фабрик, возросли объёмы производства. Этот процесс затронул все сферы жизни. Рассмотрим, что относится к индустриальному обществу, каковы его характерные черты.
Экономика
Индустриальное общество — это тип экономически развитого общества, характерными чертами которого являются индустриализация, автоматизация производства, разделение труда.
Главной сферой экономики в индустриальном обществе становится промышленность. Благодаря её интенсивному развитию существенно повышается производительность труда, растёт объём продукции. Данный тип общества характеризует развитие крупных предприятий (заводов, фабрик), обеспечивающих работой значительную часть населения.
В конце XIX века в Российской империи существовало несколько синдикатов, контролировавших производство товаров в разных областях. Так, синдикат «Кровля» изготавливал листовое железо, «Продамет» занимался изделиями из металла, английский Табачный трест скупил все российские компании по производству табачных изделий.
Политическая сфера
Черты общества индустриального типа в области политики характеризуются провозглашением прав и свобод личности, появлением республиканской формы правления. Человек приобретает способность влиять на власть, участвовать в управлении делами государства. Разрабатываются нормы права, регулирующие отношения людей.
Социальное устройство
Характеристикой индустриального общества в социальной сфере стало разрушение сословной системы, которая сменилась классовой. Основными классами общества стали буржуазия и пролетариат.
Эта особенность социальной структуры отличает промышленное общество от аграрного и информационного.
Чертой индустриального общества стала урбанизация. Это понятие означает увеличение количества городского населения. Открытие предприятий сопровождалось появлением рабочих мест. Крестьяне устремились в города, чтобы заработать деньги.
Духовная жизнь
Характеристиками индустриального общества в духовной сфере стали секуляризация сознания, рационализм, утилитаризм. Кратко рассмотрим определения этих понятий.
В связи с развитием науки и техники появляется необходимость в специалистах. Повышается количество образованных людей, происходит становление массовой культуры.
Индустриализация оказала положительное влияние на развитие общества, повышение уровня жизни. Однако строительство фабрик и заводов привело к ухудшению экологической обстановки. Последствия этого процесса особенно ощущаются сейчас, когда человечество столкнулось с проблемой глобального потепления и истощения природных ресурсов.
Что мы узнали?
В обществознании определяются характерные черты индустриального общества. Основными из них являются индустриализация и автоматизация производства, провозглашение прав и свобод, появление классовой системы, секуляризация сознания.
Индустриальное общество
Индустриальное общество – термин, впервые введённый Анри де Сен-Симоном. Это был французский философ и социолог. Формирование такого общества происходит в результате индустриализации производства. На предприятиях идёт активное внедрение новых технологических процессов, основанных на научно-технических изобретениях. Ручной труд заменяется машинным, а в перспективе автоматическими линиями. Идёт становление рынка. Возрастает роль управленческого аппарата. В стране формируется новая структура общества.
Основные черты индустриального общества
В процессе индустриализации общества идёт процесс перехода от традиционных форм развития к индустриальным. Такое общество имеет следующие характерные черты:
Идёт разделение труда. Появляются узконаправленные специальности.
На производстве ручной труд заменяется машинным, а в перспективе автоматическими линиями, работающими под управлением 1 человека.
Производимые товары поступают на хорошо развитый рынок.
Наблюдается развитие транспорта и средств коммуникации.
Возрастает мобильность общества. Идёт процесс перетекания людей из деревни в город.
Повышается рост доходов населения и увеличивается покупательная способность людей.
Формируется новая структура общества.
Особенности индустриального общества
В процессе формирования индустриального общества наблюдаются явления, которые отсутствовали ранее. К ним относятся:
Возрастает мобильность населения. Это наблюдается в городах, когда люди меняют места работы в целях улучшения своих условий.
При сформированном индустриальном обществе количество сельских работников не превышает 50 % от общего числа трудящихся.
Стабильность чередуется с кризисами, потому что для этого периода характерно неравномерность развития.
Усиленными темпами ведётся эксплуатация природных ресурсов. Их нерациональное использование во внимание не берётся.
Базовой составляющей индустриального общества является частная собственность на средства производства.
На рынке присутствует жёсткая конкуренция.
Производство промышленных изделий примерно равняется объёму выработки сельской продукции.
Всё общество разделяется на классы.
Предпосылки индустриального общества
В процессе формирования индустриального общества происходит перерастание феодальных отношений в капиталистические. Это сопровождается следующими событиями:
В городе наблюдается становление 2 новых классов: буржуазии и пролетариата.
Идёт формирование капиталистического строя.
В поисках ресурсов и дешёвой рабочей силы начинается колонизация слаборазвитых стран.
Происходит научно-техническая революция, что значительно повышает уровень жизни общества.
Формирование индустриального общества не означает создание условий равных возможностей, однако при максимальной отдаче у трудящихся появляются хорошие перспективы на будущее.
Промышленная революция в европейских странах. Таблица.
К странам, где впервые произошла промышленная революция, относятся Англия, Франция и Германия. Происходившие в них события представлены в таблице.
Эта страна первой стала на путь прогрессивного развития. Именно здесь в XVI веке был изобретён паровой двигатель. В XVII между Манчестером и Ливерпулем начал курсировать паровоз. А в XIX появился телеграф
Здесь индустриализация началась после революции 1789 — 1794 годов. С появлением машин начали развиваться керамическая промышленность и ткацкое дело. Несколько позже произошло зарождение машиностроения.
Эта страна чуть позже стала на индустриальный путь развития, поскольку сначала отставала от Англии и Франции. Однако в XIX веке здесь появилась паровая машина и развитие промышленности пошло такими темпами, что страна за небольшой промежуток времени выбилась в лидеры.
Что общего между традиционным и индустриальным обществом
Несмотря на то что традиционное и индустриальное общество имеют множество отличий, у них есть общие черты. К ним относятся:
В обоих обществах присутствует экономика и политика.
Над всем процессом развития страны стоит аппарат власти.
Как бы ни развивались оба общества, всегда присутствует социальное неравенство.
Экономика индустриального общества
При становлении индустриального общества экономика претерпевает значительные изменения. Заключаются они в следующем:
На предприятиях начинается массовое производство товаров. Облегчается это созданием конвейеров.
На более высокий уровень поднимается движение финансовых потоков. Это достигается развитием банковского сектора.
В целях облегчения формирования первоначального капитала появляется такое понятие как кредит.
Идёт расширение рынка. Проявляется это в его глобализации.
В результате перепроизводства периодически происходят кризисы.
Постоянно наблюдаются противоречия между пролетариатом и буржуазией.
Основой повышения экономики является разделение технологических операций для получения изделий. Выполняются они разными людьми. Это даёт существенный рост производительности труда.
Социальная структура
С развитием индустриального общества изменения проходят в социальной структуре. Заключаются они в следующем:
За счёт миграции крестьян из деревни в город появляется новый класс – пролетариат.
Владельцы промышленных предприятий формируют буржуазию. В основном это бывшие помещики, пришедшие из деревни.
Появляется средний класс. В него входят представители мелкой буржуазии и интеллигенции.
Разделение происходит и среди рабочего класса на квалифицированных работников и неквалифицированных.
Массовая культура
Параллельно с индустриализацией общества повышается и его культура. Население не может заниматься только трудовой деятельностью. В конце рабочего дня необходим отдых, который выражается в выражении собственных потребностей. Проявление массовой культуры состоит в следующем:
Индустриализация общества позволяет сделать множество полезных открытий, которые при правильном их использовании должны пойти только на благо развития человечества.
Отставание в 50 и более лет от ведущих западных стран по уровню развития наблюдалось на протяжении всей истории нашего государства. Максимально близко подойти удалось к концу 19 — началу 20 века, но шанса на дальнейшее развитие не выпало по причине всем известных событий, развернувшихся в первой половине века.
Благоприятное значение для общества имел процесс индустриализации. Даже сейчас мы пользуемся многими заводами и технологиями, разработанными в то время. Да и большая часть нашей промышленности и промышленности стран Ближнего Зарубежья заложены именно в этот период.
Индустриализация поменяла не только облик страны, но и коренным образом преобразовалась ментальность народа. Великая крестьянская страна за десятилетие превратилась в мощную индустриальную державу, с поголовно грамотным населением.
Основные типы общества
6 класс, 8 класс, 10 класс
Три типа общества
Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Традиционное общество
Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.
Характерные черты традиционного общества:
Ручной труд и примитивные технологии.
Преобладание сельского хозяйства.
Низкая социальная мобильность.
Преобладание ценностей коллективизма.
Влияние церкви на общественную жизнь.
Признаки традиционного общества:
Основная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство.
Низкий темп развития.
Направлено в прошлое, боится нововведений.
Полное поглощение личности коллективом.
Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.
Индустриальное общество
Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.
Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Характерные черты индустриального общества:
Активное развитие промышленности.
Серийное машинное производство и автоматизация.
Превращение науки в общественный институт.
Рождение массовой культуры.
Предоставление прав и свобод людям.
Формирование гражданского общества.
Признаки индустриального общества:
Базовая структура — экономика.
Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.
Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).
Направлено на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.
Главный фактор производства — информация.
Характерные черты постиндустриального общества:
Развитие сферы услуг.
Основная единица товара — информация (знания).
Развитие информационных технологий.
Профессиональное деление общества.
Широкое использование компьютерных технологий.
Реализация научно-технической революции.
Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки постиндустриального общества:
Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.
Фактор развития — теоретические знания или информация.
Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.
Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».
Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).
Другие классификации общества
Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.
По степени открытости
Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.
Открытое — характеризуется отсутствием единой государственной идеологии, динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.
По наличию письменности
Дописьменные — не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.
Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.
По степени социального расслоения
Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.
Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.
На основании доминирующей религии
Политеизм — вера в множество богов, к которым люди обращаются, чтобы задобрить и попросить помощь.
Монотеизм или единобожие — вера в одного Бога, который считается покровителем и помогает людям в земной жизни.
Пантеизм — Бог наравне с природными силами и тесно с ними связан.
Религии без Бога — философское осмысление важных вопросов жизни.
Политическая культура индустриального общества
Промышленная революция, экономическое развитие, увеличение социальной мобильности приводят к кардинальным изменениям в социальной структуре общества. Меняется вся социально-политическая сфера: она превращается в социальную сферу и политическую сферу. Происходит то, что К. Маркс удачно назвал «эмансипацией гражданского общества». Существовавшая ранее корпоративно-сословная связь политической сферы и приватной исчезает. Политическая определенность индивида и социальной группы становится не автоматической и предопределенной, а делом свободного выбора того или иного субъекта. Политические смыслы политическим субъектам уже не задаются от рождения, а устанавливаются в соответствии с их политической деятельностью. Кроме того, эти политические смыслы не обязательно квалифицируются с точки зрения юридических норм.
Появляются новые социальные группы и исчезают старые. В процессе, который описан К. Марксом как первоначальное накопление капитала, а более поздними исследователями социально-структурных изменений (X. Брэвермэн, Б. Мур, Ч. Тилли, Э. Томпсон и др.) — как пролетаризация, появляется рабочий класс. Два основных общественных класса — буржуазия и пролетариат определяют на длительное время политическую жизнь капиталистического общества. Сама жизнь этих классов претерпевает изменения по сравнению с их предшественниками. Дом и домашнее хозяйство отделяются от работы и становятся отдельной сферой деятельности, первоначально «зарезервированной» за женщинами.
Двухполюсность социальной структуры капиталистического общества необходимо понимать как некоторую идеальную модель. В реальном обществе существовали классы и слои, связанные с предыдущими состояниями социума, существовали неосновные социальные группы. Кроме того, основные классы были негомогенными образованиями. Внутри них можно выделить группы, сегменты, которые, разделяя в целом классовые интересы и принципиально так же относясь к средствам производства, занимали различные позиции в экономике и поэтому имели свои специфические ориентации в политике. Сказывалось здесь и региональное различие, специфика развития капиталистических отношений в конкретной сфере, особым образом структурированные связи с другими классами и слоями. Здесь возможны конфликты между этими субклассовыми группами, различная их партийная ориентация.
Одновременно с классовым структурированием и освобождением социальных связей от политических происходит личное освобождение индивида от заданных связей. Это приводит к возможности свободного индивидуального выбора жизненного пути. Появляется современный индивид и индивидуализм. Освобождение человека от сословных, общинных, корпоративных уз приводит его и к потере защищенности, которую давала принадлежность к традиционным общностям. Индивид и социальные группы начинают поиск новых связей и на новой основе.
Новая идентичность и новые социальные связи первоначально сосуществуют со старыми. Отсюда сложность определения детерминант в политической и социальной активности в ранний период, что служит основой различной интерпретации и взаимной критики исследователей.
Претерпевает изменение образование, возрастает значение науки и как фактора производства, и как фактора, непосредственно влияющего на общественное сознание.
Упрощение социальной структуры и ее независимость от регулирования со стороны политической власти привело к доминированию экономических факторов в социальной сфере.
Приход индустриального общества, характеризуемого чистотой классовых отношений, доминированием экономических интересов, существенно изменяет смысловую сеть общества. Р. Арон писал: «Постепенно исчезает уважение к традиционным социальным иерархиям. Распространяются так называемые рационалистические и материалистические мировоззрения. Привилегированные группы из прошлого, которые современная пропаганда окрестила феодальными (в строгом смысле феодалов на Западе давно уже нет), то есть традиционная аристократия, теряет власть и авторитет».
Классовая принадлежность стала основным социальным статусом. Именно классовому осмыслению действительности в капиталистическом обществе принадлежит основная роль в политической культуре. Поэтому основная характеристика политической культуры этой стадии развития общества — классовость.
В практическом политическом освоении действительности классовость предстает в специфическом структурировании политического пространства. Классовые организации, действующие в экономической, социальной и политических сферах — одна из отличительных черт этих обществ. Даже если организации не ставят классовых задач, они по составу и характеру деятельности классовые. Классовое образование и по направленности (что вполне естественно), и по его организации, характеризующейся социальной сегрегацией, доминирует.
Формирование государственной власти посредством выборов и участие в политических акциях тех или иных политических сил в значительной мере связана с классовым положением того или иного субъекта. Существует определенная связь (которая фиксируется социологическими исследованиями — индекс Алфорда) между социальным положением индивида и поддержкой им того или иного политического направления.
Сегментация основных классов и множественность интересов в обществе требует канализации их выражения в политической сфере. С этим связано появление политических партий. Это одна из важнейших черт политической культуры индустриального общества.
Наличие партий, их борьба за политическую власть связаны с развитием современной плюралистической демократии, возможностью различных социальных групп без ограничений выставлять свои требования в политической сфере и добиваться их удовлетворения, согласуясь с правилами игры. Естественно, что плюралистическая демократия в значительной степени явилась естественным следствием развития рыночной, соревновательной организации экономики и политической борьбы.
Вместе с капитализмом приходит активное политическое освоение. Классы и индивиды стремятся изменить реальность в соответствии со своими смыслами. Естественный консерватизм традиционного общества и во многом ретроспективность политического сознания сменяются преобразовательной направленностью и политическим динамизмом.
В аксиологическом плане политическое освоение связано с классовой политической оценкой происходящих событий, институтов, субъектов. Классовый интерес, как его понимает тот или иной субъект, является определяющим. Образы рабочего и «буржуя» в массовом сознании достаточно устойчивы, они проникают в литературу, и уже по этому признаку можно определить политическую и социальную ориентацию автора. Характеризовались не только представители социальных групп, которые персонифицировали зачастую ту или иную группу, но и в целом миры, культуры этих групп.
Для периода максимального противостояния классов (пик классического капитализма) характерно стремление уничтожить политического соперника: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья. » Не просто уничтожение соперника, но уничтожение принципа его существования, его смысла, его мира. Но в этом заключается и предельный смысл основного противоречия этого типа политической культуры. Претензия на всеобщность, вплоть до уничтожения противника, классового взгляда, интереса, мира.
Важно отметить, что эта предельность в большей степени характерна для пролетариата, так как он может рассматривать себя как самодостаточную экономическую, социальную и политическую силу. Очевидность его наиважнейшего положения на производстве и рассматривание процесса управления как незначительного, добавочного при относительно несложном промышленном производстве на первых порах, создавало иллюзию возможности самоуправления на производстве и в целом в обществе (отсюда пресловутая кухарка, управляющая государством). Управление зачастую рассматривалось как подавление, а государственная власть как орган классового господства и насилия.
Для буржуазии при всей возможной конфликтности отношений с рабочими постановка вопроса об их уничтожении просто не могла стоять. Очевидность здесь заключалась в необходимости рабочих для производства и, соответственно, для существования самих капиталистов. Речь могла идти лишь об «узде» и подчинении рабочих и иных социальных групп собственным правилам игры и навязывании своего осмысления. Гегемония, духовное подчинение выступает более важным инструментом, чем политико-физическое воздействие и простое подавление. Но эта гегемония фактически означала доминирование смыслового мира одного класса. Идеология строилась принципиально монистично, однополюсно.
В известной мере антагонистические классы комплементарны (взаимодополнительны), что радикальное сознание обоих классов зачастую не понимает и не принимает. Тем не менее, этот важный момент влияет на унифицирующие моменты политических субкультур противостоящих классов. Во-первых, это влияние генетическое, что следует из комплементарности. Во-вторых, политически конструируемое, что связано с необходимостью сосуществования в едином политическом пространстве.
Нормативная система индустриального общества в значительной степени связана с правом, причем равным для всех. Даже если в какие-то периоды равноправие нарушается, оно принципиально не отрицается. Уменьшается роль обычаев и традиций как регуляторов политической деятельности.
Идеальные политические культуры предлагают раздвинуть рамки прежней политики, и достаточно быстро новые образцы легитимизируются, становятся частью реальной политической культуры. В качестве примера можно привести участие женщин в социальной и политической жизни. Из лишенного политического смысла существа женщина становится активным участником политического процесса.
Кратко суммируя основные черты этого типа политической культуры, можно отметить классовость политической идеологии и политической активности; партии как основной организационный механизм борьбы за власть и выражения классовой позиции в политике; выборность политической власти; принципиальное ориентирование на право, как основной регулирующий механизм — даже когда его хотят уничтожить (как несправедливое, буржуазное ит. п.), предлагается другое право; равноправие как принцип действия правовой и политической системы.