политическая сфера жизни общества философия кратко
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Политика как специфическая форма деятельности возникла вместе с появлением общественных классов и государства, когда необходимо было регулировать классовые, кастовые, сословные, межличностные и иные отношения в обществе, связанные с укреплением и устройством государственной власти. Поэтому ее можно определить как одну из форм деятельности по управлению общественными отношениями и связями, возникающими между людьми в процессе создания материальных и духовных ценностей. Главное в политике — завоевание и сохранение государственной власти. Политика в конечном итоге детерминируется экономическими отношениями, но на тех или иных стадиях развития исторического процесса играет доминирующую роль.
Политика включает в себя следующие элементы: 1) власть;
2) политические отношения; 3) политическую организацию; 4) политические интересы и идеи.
Власть вообще есть подчинение одной воли другой. Что касается политической власти, то она связана с политической жизнью общества. Она, как и любая власть, предполагает насилие и принуждение.
Не следует путать власть с авторитетом. Субъект может обладать властью, но не авторитетом, хотя обладание властью не исключает обладания авторитетом. Субъект приобретает авторитет постепенно и заслуживает его благодаря своей деятельности, приносящей пользу обществу, коллективу, группе, политической партии, мафии и т.д. Авторитет дает советы и рекомендации, которые можно учитывать, а можно и просто игнорировать.
Политические отношения складываются в процессе совместной деятельности классов и политических партий, социальных групп и индивидуумов, а также государств. Они проходят определенные этапы становления и формирования, изменяются вместе с изменением способа производства. Политические отношения, например, эпохи рабства коренным образом отличаются от политических отношений буржуазного общества, хотя их функции в целом сохраняются.
Политические отношения делятся на внутренние и внешние, или международные. Внутриполитические отношения касаются классов, партий, индивидуумов данного общества, и от их стабильности зависит стабильность социума. Международные политические отношения касаются взаимоотношений государств, которые вовлечены в орбиту международной политики. Наиболее близкие, но отнюдь не всегда дружеские отношения складываются между соседними государствами, так как у них больше точек соприкосновения. Причем более сильное государство стремится к установлению таких отношений, которые дают ему определенный выигрыш. Вообще опыт истории свидетельствует, что малые государства всегда чувствуют себя неуютно перед крупными государствами, навязывающими им свою волю. Даже когда создается единый орган по урегулированию международных проблем, то все равно крупные государства в нем имеют больший политический вес, чем мелкие. Поэтому нельзя говорить о равных возможностях и равных правах всех государств влиять на решение общемировых задач.
Внутренние и внешние политические отношения взаимосвязаны, особенно в настоящее время, когда имеется единое политическое пространство. Примат принадлежит внутриполитическим отношениям, ибо от их стабильности зависит стабильность международных политических отношений.
Политическая организация, или система, есть совокупность организаций, учреждений, институтов, призванных регулировать отношения между классами, группами, индивидуумами и т.д. для поддержания жизнедеятельности социума. Это прежде всего государство и политические партии. Все остальные многочисленные организации (спортивные, профсоюзные, молодежные, религиозные, женские и др.) не являются политическими организациями, так как политика непосредственно не входит в сферу их деятельности, хотя она их, безусловно, касается. Политические партии в строгом смысле слова, т.е. партии, профессионально и постоянно занимающиеся политической деятельностью и структурно оформленные как политические партии со своими учреждениями, возникли в эпоху капитализма. В докапиталистических классовых обществах роль таких партий играли различные группировки, которые после выполнения определенных задач, как правило, распадались. В условиях буржуазных общественных отношений, когда власть разделилась на представительную (законодательную), исполнительную и судебную, когда усложнились классовые взаимоотношения и внутриклассовые различия, объективно возникла необходимость в существовании политических партий, выражающих интересы различных классов, слоев и социальных групп. Один и тот же класс может иметь множество политических партий. Это связано с тем, что сами классы очень гетерогенны, и слои, находящиеся внутри класса, имеют не только общие, но и частные интересы, выразителями которых выступают партии.
Каждый класс имеет свои политические интересы и идеи, реализация которых требует определенного теоретического обоснования. Этим занимаются политические партии и идеологии. Они разрабатывают политические программы, в которых излагаются цели и задачи партии, а также средства их достижения. Идеологи партий в научном или псевдонаучном духе, хотя идеология и наука несовместимы, доказывают, что их партии являются истинными выразителями интересов всего общества. Иначе говоря, они представляют интересы своего класса как интересы всего государства и тем самым пытаются убедить всех граждан в том, что наиболее оптимальным вариантом развития и стабильности государства является реализация политических установок данного класса. В пропаганду этих установок включаются все средства массовой информации — мощнейший механизм обработки общественного мнения. Сама политическая пропаганда выступает как главное средство распространения политических установок партий.
Политическая сфера общества
2. Политическая сфера общества
Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство, кроме того, представляет собой центральный институт власти в обществе, и концентрированное осуществление этой властью политики. Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:
• обязательным наличием социальной основы правящих сил;
• наличием специального аппарата власти;
• наличием государственной территории;
• суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;
• исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.
В обществе с развитой социальной системой неизбежно усилению социальной, этнической и религиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения, является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет строение и функции политической системы общества.
Основные признаки государства:
1. Публичная власть, обособленная от общества. Власть — это возможность одного субъекта (властителя) отдавать приказы подвластным ей гражданам, осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к лицам, уклоняющимся от их исполнения.
2. Суверенитет, т. е. полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане.
3. Территория, на которой распространены законы и полномочия власти.
4. Исключительное право на издание, законов и норм, обязательных для всего населения.
5. Право на взимание налогов с населения для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения и т. д.
Форма государства определяется формой правления (т. е. способом организации власти) и формой государственного устройства. По формам правления различаются монархия и республика. Монархия отличается следующими признаками: во-первых, власть принадлежит одному лицу, и, во-вторых, глава государства получает свою власть по наследству. Различают абсолютные монархии, где глава государства не ограничен ни какими конституционными нормами, и конституционные монархии, где полномочия монарха ограничены конституцией.
Главная особенность республики состоит в том, что источником власти является народ, поскольку высшие органы государства избираются народом. Различаются парламентская, президентская и смешанные республики.
Парламентская республика предполагает формирование правительства по принципу парламентского большинства: какая партия составляет в парламенте большинство, такая и формирует свое правительство, подотчетное парламенту.
Президентская республика отличается тем, что главой государства и главой правительства является президент.
В смешанной (полупрезидентской) республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные. Унитарным является единое, политически однородное государство, административные единицы которого не обладают собственной государственностью.
Федерация — союз политических субъектом (штаты, земли, субъекты федерации и т. п.), имеющих собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Их самостоятельность ограничена пределами, обусловленными распределением компетенций между центром и входящими в состав федерации субъектами. Особая форма межгосударственного объединения — конфедерация, представляющая собой постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.
Роль политической сферы жизни постоянно возрастает, в связи:
а) большими возможностями влияния политики на другие сферы жизни общества;
б) с развитием современных политических процессов, которые политизируют сознание граждан и повышают их политическую активность.
В социальной философии политика рассматривается в широком и многоплановом контексте как часть более сложной, динамичной и самовоспроизводящейся системы, каковой является человеческое общество. Таким образом, философское исследование политической сферы направлено не на раскрытие действия в нем конкретных механизмов (этим преимущественно занимается политология), а на формирование общей картины мира и уяснение места в нем человека: является ли человек свободным, самодеятельным субъектом политического действия или же он пассивный объект воздействия различных сил и т.д.
Политическая и правовая сферы общества
Слово «политика» происходит от греческого politike – «искусство управления». Политическое управление появляется в сложно дифференцированном обществе одновременно с государством. Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти. Главный политический вопрос – вопрос о завоевании и удержании власти. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, т.е. организационно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.
Государство выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние функции – защита общественной безопасности, поддержание законности и порядка, координация усилий разных субъектов политической и социальной сфер. Внешняя функция государства реализуется в отношениях с другими суверенными государствами.
Различают две основные формы государственного устройства: монархическую и республиканскую. Эти формы выделяются в зависимости от того, осуществляется государственная власть одним лицом (монархия) или группой лиц – выборным органом (республика).
Помимо форм государственного устройства или форм правления, выделяют различные типы политических режимов, или методов осуществления государственного руководства. Основными типами политических режимов являются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.
Термин «демократия» происходит от греческих слов demos – «народ» и kralos – «власть»; буквальный смысл – «власть народа». Английский политик Уинстон Черчиль говорил, что демократия – самый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучше.
Основной принцип демократического устройства – подчинение меньшинства большинству. Однако в демократическом обществе он дополняется другим: право большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности. Любая личность, независимо от того, относится она к большинству или к меньшинству, имеет возможность для выражения и отстаивания своей позиции. Права меньшинства не отменяются волей большинства, защищены законом и правовыми институтами.
Другой принцип демократии – принцип плюрализма. Источник плюрализма – наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных или политических групп. Поскольку любое меньшинство имеет право на выражение и отстаивание своих интересов, плюрализм является нормой существования демократического государства. Свободу слова, являющуюся одним из признаков демократического государства, следует считать следствием плюрализма.
Политический плюрализм предполагает многопартийность. В развитом демократическом обществе соперничество партий за власть осуществляется без разрушения существующей социально-политической системы в соответствии с заданными правила политической игры, конфликты между различными политическими субъектами не носят катастрофического для всего общества характера. Правилами политической игры предполагается борьба за голоса граждан, которые предпочитают ту или иную партию в качестве правящей. Теми же правилами предполагается смена различных партий у власти, что препятствует срастанию какой-то одной партии с государством. Следствием политического плюрализма является деидеологизация частной жизни граждан. В демократическом государстве не существует единой государственной идеологии, претендующей на статус единственно верной.
Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что государство, даже если оно демократическое, является правовым. Основной характеристикой правового государства является главенство закона над властью. Нормы права обязательны для всех субъектов политико-правовой или социальной систем, в том числе и для государства. Правовое государство, таким образом, предполагает наличие своеобразного договора между всеми субъектами социально-политической системы о подчинении нормам права и верховенстве закона.
Основой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество определяется Г. Гегелем как объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребности, особенных и общих интересов для обеспечения безопасности и собственности. К. Маркс считал, что исчезновение классовых антагонизмов приведет к исчезновению насилия и государства, а следовательно, и гражданского общества. Однако исторический опыт показал, что идея К. Маркса об исчезновении государства в обозримом будущем является утопией: в современных политических системах роль гражданского общества только возрастает. Гражданское общество возникает в эпоху становления капиталистических отношений как промежуточное звено между государством и гражданами и выполняет функцию посредника между ними. Основой гражданского общества выступает средний класс (см. 7.4).
Современная социальная наука и философия настаивают на необходимости самостоятельности гражданского общества по отношению к государству. Для выстраивания политической системы постсоветской России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.
Авторитаризм происходит от латинского слова autoritas – «власть», «влияние». Авторитаризм определяется как режим личной власти. При авторитарном политическом режиме граждане являются только объектом властного влияния и ни прямо, ни косвенно не участвуют в принятии решений. При этом в политической системе могут сохраняться представительные, выборные органы власти, однако их роль сведена к минимуму. Некоторые типы авторитарных режимов поддерживают видимость политической оппозиции, однако эта оппозиция, как правило, карманная и выполняет функцию обслуживания существующего режима.
В авторитарных государствах существует единая идеология, признанная официальной, а любая критика действующей власти или официальной идеологии расценивается как подрыв существующего общественного строя. В авторитарных системах нарушаются основные принципы демократического правления: принцип подчинения меньшинства большинству, защиты гражданских прав меньшинства и плюрализма мнений. Тем не менее авторитарный режим не устанавливает тотального контроля за частной жизнью граждан и допускает проявление частной инициативы в экономической сфере. В авторитарных государствах гражданское общество либо отсутствует, либо его роль сведена к минимуму, поэтому никакого диалога между властью и гражданами не происходит.
Тоталитаризм происходит от латинского слова totalitas – «цельность», «полнота». Термин «тоталитаризм» был введен Бенито Муссолини для характеристики созданного им в Италии политического режима. В 20-е гг. XX в. феномен тоталитаризма начал осмысляться сначала в художественной литературе (Евгений Иванович Замятин «Мы», Олдос Хаксли «О дивный новый мир», Джордж Оруэлл «1984»), а чуть позже в политической науке и философии (X. Ортега-и-Гассет, Фридрих Хайек, Ханна Арендт и др.).
Основной признак тоталитаризма – растворение индивидуальности в тотальных политических институтах, отсутствие границ вмешательства государства в частную жизнь граждан. При тоталитарном режиме государство главенствует над правом, верховным правом является воля самого государства. Для тоталитаризма характерна массовая идеологизация всего общества. В качестве единственно верной принята политическая идеология, представляющая собой род религии. Все властные функции выполняет одна партия, срастающаяся с государством. Партия выступает носителем и выразителем государственной идеологии.
Английский экономист Ф. Хайек связывает генезис тоталитаризма с развитием во второй половине XIX в. антилиберальных социалистических движений, отрицавших ценность личности и рассматривавших ее как инструмент достижения коллективных внеличностных целей.
Политическая сфера общества не исчерпывается государством: в ней выделяют политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты. К политической системе относят также политическое сознание. Политическое сознание, или политическая идеология, – совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп. Идеология – это, прежде всего, осознаваемая и сознательно используемая система идей и ценностей, т.е. рациональный конструкт. Однако генетически идеология формируется на основе мифологии и несет на себе определенные характеристики мифа. Наиболее эффективными в плане общественного управления (важнейшая функция идеологии – управление социумом) становятся именно те идеологии, которые эксплуатируют глубинную символику коллективного бессознательного, т.е. иррациональные механизмы. Для того чтобы быть действенной, идеология должна нести в себе некоторые формальные и содержательные характеристики мифа. Придание идеологии мифологической формы облегчает восприятие заложенных в ней идей и смыслов за счет упрощенного и приемлемого для массового сознания уровня рационализации. Как полагает французский социолог Серж Московичи, для того чтобы стать доступными, идеологические доктрины должны отказаться от строгого языка, сложных рассуждений и понятий.
Осуществление государством властных функций невозможно без права. Право – совокупность общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей. Право охраняется и поддерживается государством. По мнению Аристотеля, право есть норма политической справедливости, или нормативно закрепленная справедливость. В Международной хартии прав человека говорится о пяти основных категориях прав:
Правосознание – необходимая составляющая правовой системы, представления и понятия, выражающие отношения людей к действующему праву, правовые теории и правовая идеология. Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии. Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Обыденный уровень правосознания тяготеет к нравственному сознанию, а теоретический – к политическому. В правосознании нравственные понятия должного и справедливого мыслятся как закон, действие которого гарантируется и осуществляется государством. Однако если с точки зрения нравственности поступки оцениваются как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, то с точки зрения права – как законные или незаконные. Право иногда определяют как минимум нравственности, юридически закрепленный в законах.
Политическая сфера жизни общества
Человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.
Аристотель полагал, что первоначально люди объединяются в семьи, затем несколько семей образуют селение и на завершающей стадии этого процесса создается государство как форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством и подчиняющихся власти законов.
Воззрения античных философов отражали реальность политической жизни государств—полисов. В средние века в Европе получила распространение теория государства—вотчины: государственная власть выводилась из права собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике феодального общества.
В соответствии с этой теорией государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные институты.
Государство в его современных формах сложилось в ходе длительного исторического развития. Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Поначалу незначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять достояние племени и увеличивать его за счет других с помощью специально для этого созданное вооруженной силы.Государство—это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
политическая сфера — ϶ᴛᴏ отношения людей, связанные прежде всего с властью, кᴏᴛᴏᴩые обеспечивают совместную безопасность.Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив ϶ᴛᴏ значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выраженияобщественной деятельности, в центре кᴏᴛᴏᴩой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:
Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На ϶ᴛᴏй целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание данных отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.