пол морфи шахматист биография
Пол Морфи: недолгая вспышка гения шахмат
День добрый, дорогой друг!
Когда заходит речь о чемпионах мира, его фамилия отсутствует в списке. Это конечно не ошибка, просто перепетии шахматной истории. Официальный чемпионский титул стал разыгрываться позже. Его имя: Пол Морфи – гениальный американский шахматист середины 19 века.
«Одной только красотой едва ли можно кого удивить. Сила, непобедимая сила Морфи — вот причина успеха его и залог бессмертия». А. Алехин
Становление
В 12 лет Пол побеждал в легких партиях известного шахматиста Иоганна Левенталя.
С детства Пол отличался впечатлительностью и феноменальной памятью. До 1850 года учился в школе, затем поступил в привилегированный колледж, а в 1855 – в Луизианский университет, закончив последний за два года и получив диплом адвоката.
В 1857 в Нью-Йорке состоялся первый Всеамериканский шахматный конгресс. Морфи принял в нем участие, и это стало поворотным пунктом в его жизни. Он выиграл первый приз и стал шахматистом №1 в Америке.
Некоронованный чемпион мира
Вот одна из партий этого матча:
Сразу после этого триумфа под горячую руку американского гения попал А.Монтгредиен (семь побед и одна ничья). В заключение своего турне триумфатор провел несколько сеансов вслепую в Лондоне, а также сеанс против английских мастеров.
В 1859 году в знак признательности от американского народа неофицальный чемпион был увенчан золотой короной и венком.
Закат
Отчасти под влиянием эйфории, Морфи обявил о готовности играть с любым шахматистом мира, давая тому фору: пешку и очередь хода (ход вперед).
В 1963 вновь посетил Париж, где также ограничился тренировочными партиями, а также встретился с де-Ривьером для обсуждения идеи создания дебютного справочника.
Причину болезни точно так и не установили. По одной из версий, душевное расстройство случилось как следствие стресса из-за профессиональной неустроенности. Морфи не удавалось найти работу адвоката, то есть по своей университетской специальности.
По другой, — отказ родителей своей избранницы в предложении руки и сердца. Они считали, что шахматами семью не прокормить.
Постепенно болезнь перешла из стадии тихой меланхолии в настоящую манию преследования. В конце 60-х Морфи совершил еще один вояж в Европу, на сей раз больше для того, чтобы сменить обстановку и развеяться.
Однако болезнь не отступила. Она все крепче заключала в свои объятия Пола, он все больше замыкался в себе и в кругу близких.
Стиль игры
Современники считали, что первопричина успехов Пола Морфи – исключительное комбинационное дарование.
Однако, при внимательном рассмотрении его творчества можно заметить, что комбинации в его игре появлялись не на пустом месте, а служили инструментом в контексте глубокой позиционной игры.
И превосходство Морфи имел скорее в стратегии. Например, тот же Андерсен ничем не уступал Морфи в комбинационном мастерстве, однако проиграл ему матч, что называется «в одну калитку».
«До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было»
Фишер о Морфи
От себя добавлю, что судьба Морфи чем-то напоминает судьбу Роберта Фишера. Впечатляющий взлет на вершину мировых шахмат и последующий отказ от активной игры.
Тем интереснее прочитать мнение о Морфи именно Роберта Фишера:
«По точности игры Морфи, вероятно, превосходил всех когда-либо живших шахматистов. Он обладал абсолютным видением доски и никогда не допускал промахов, несмотря на то, что играл очень быстро, лишь в редких случаях тратя на ход более пяти минут.
Я переиграл несколько сот партий Морфи и не уставал восхищаться его изобретательностью. Порой мне нужно было минут 20, чтобы найти правильный ответ на его ход. Морфи никогда не терял присутствия духа в сложных ситуациях и находил выигрывающие возможности даже п позициях, казавшихся безнадежными. Кроме того, он обладал великолепной эндшпильной техникой.
Морфи оставил шахматы. Однако его разочарование относилось больше к шахматистам, нежели к шахматам.»
Пол Морфи оставил глубокий и неизгладимый след в истории шахмат. Его партии отличает глубина замыслов, интуитивное проникновение в суть позиции, творческий накал борьбы и красота комбинирования. На них учились и будут учиться не одно поколение шахматистов
Лучшие партии
Паульсен- Морфи, Нью-Йорк, 1857 г. 0:1
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Морфи родился в Новом Орлеане в богатой и знатной семье. Он научился играть в шахматы, просто наблюдая за играми между отцом и дядей. Его семья вскоре признала талант мальчика к игре и поощряла его играть на семейных собраниях, и к девяти годам он считался одним из лучших игроков в городе. В возрасте всего двенадцати лет Морфи победил венгерского мастера Йоханна Левенталя в матче из трех игр.
Триумфально вернувшись в Соединенные Штаты, Морфи совершил поездку по крупным городам, играя в шахматы на обратном пути в Новый Орлеан. Вернувшись в Новый Орлеан в конце 1859 года в возрасте 22 лет, он ушел из активных шахматных соревнований, чтобы начать свою юридическую карьеру. Однако Морфи так и не добился успеха в юридической практике и в конечном итоге прожил жизнь безделья, живя на состояние своей семьи. Несмотря на призывы поклонников, Морфи так и не вернулся в игру и умер в 1884 году от инсульта в возрасте 47 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
биография
Ранние годы
Детские победы
После этого инцидента семья Морфи признала его не по годам развитым талантом и поощряла его играть на семейных собраниях и в местных шахматных кругах. К девяти годам он считался одним из лучших игроков Нового Орлеана. В 1846 году город посетил генерал Уинфилд Скотт и сообщил своим хозяевам, что хочет провести вечер в шахматы с сильным местным игроком. Шахматы были нечастым развлечением Скотта, но он наслаждался игрой и считал себя грозным игроком. После обеда шахматные фигуры были расставлены, и появился противник Скотта: миниатюрный девятилетний Морфи. Сначала Скотт обиделся, думая, что над ним высмеивают, но он согласился играть после того, как был уверен, что его желания неукоснительно выполняются и что мальчик был «вундеркиндом», который подвергнет испытанию свое мастерство. Морфи легко выиграл обе из своих двух партий, во второй раз объявив принудительный мат всего за шесть ходов.
В 1850 году, когда Морфи было двенадцать, сильный профессиональный венгерский шахматный мастер Иоганн Левенталь посетил Новый Орлеан. Левенталь, который часто играл и побеждал талантливых молодых людей, считал неформальный матч пустой тратой времени, но принял предложение в знак любезности к состоятельному судье.
Примерно к двенадцатому ходу в первой партии Левенталь понял, что перед ним грозный соперник. Каждый раз, когда Морфи делал хороший ход, брови Лёвенталя вздымались вверх, что Эрнест Морфи назвал «комичным». Левенталь сыграл три игры с Полом Морфи во время его пребывания в Новом Орлеане, забив два поражения и одну ничью (или, согласно другому источнику, проиграв все три).
Школа и Первый Американский шахматный конгресс
После 1850 года Морфи долгое время мало играл в шахматы. Прилежно обучаясь, он окончил Колледж Спринг-Хилл в Мобиле, штат Алабама, в 1854 году. Затем он остался на дополнительный год, изучая математику и философию. Он был удостоен степени AM с высшими наградами в мае 1855 года.
Европа
До этого времени Морфи не был хорошо известен или высоко оценен в Европе. Несмотря на его доминирование на шахматной сцене США, качество его противников было относительно низким по сравнению с Европой, где проживало большинство лучших шахматистов. Европейское мнение заключалось в том, что им не нужно ехать в Соединенные Штаты, чтобы сыграть с молодым и относительно неизвестным игроком, тем более, что в США было немного других хороших игроков, чтобы сделать такую поездку стоящей.
Стонтон сделал официальный ответ через Illustrated London News, заявив, что он не может поехать в Соединенные Штаты и что Морфи должен приехать в Европу, если он хочет бросить вызов ему и другим европейским шахматистам.
. Если мистер Морфи, чье мастерство вызывает у нас самое живое восхищение, желает завоевать себе поддержку среди шахматного рыцарства Европы, он должен воспользоваться своим намеченным визитом в следующем году; Затем он встретится в этой стране, во Франции, в Германии и в России со многими чемпионами, чьи имена должны быть для него на слуху, готовыми испытать и воздать должное его доблести.
И в Англии, и во Франции Морфи давал многочисленные сеансы одновременной игры, в том числе показы шахмат с завязанными глазами, в которых он регулярно играл и побеждал восемь противников одновременно. Морфи играл в известную казуальную игру против герцога Брауншвейгского и графа Изуара в Итальянском оперном театре в Париже.
Признан чемпионом мира по шахматам
В Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье:Отказ от шахмат
Морфи не смог успешно построить юридическую практику после окончания войны в 1865 году. Его попытки открыть адвокатское бюро потерпели неудачу; когда к нему приходили посетители, они неизменно хотели поговорить о шахматах, а не о своих юридических делах. Финансово обеспеченный благодаря состоянию своей семьи, Морфи по сути провел остаток своей жизни в праздности. На просьбу поклонников вернуться в шахматные соревнования он отказался. Он действительно присутствовал на турнире в Нью-Йорке 1883 года и встретился с чемпионом мира Вильгельмом Стейницем (который безуспешно пытался уговорить Морфи согласиться на матч в 1860-х годах) в Новом Орлеане, но отказался обсуждать с ним шахматы. В соответствии с господствовавшим в то время мнением, Морфи считал шахматы лишь любительским занятием, считая игру не достойной занятия серьезным занятием. Профессиональные шахматы рассматривались в том же свете, что и профессиональные игроки. Возраст профессионального шахматиста наступил только спустя десятилетия. Морфи впал в состояние заблуждения и паранойи; он считал, что его преследует зять. Его лучший друг Чарльз Мориан отмечал во многих письмах, что Морфи был «невменяемым» и «не правым умственно». В 1882 году его мать, брат и друг пытались принять его в католический санаторий, но Морфи так хорошо отстаивал свои права и здравомыслие, что они выслали его. СмертьГородские легенды о его жизниНекоторые авторы утверждают, что Морфи «расположил женские туфли полукругом вокруг своей кровати» и что он умер в своей ванне «в окружении женских туфлей». Эдвард Винтер утверждает, что это не история шахмат, а просто «зловещие вымыслы» из буклета, написанного племянницей Морфи Региной Морфи-Войатье. Она написала:
Поскольку это были его собственные туфли, делается вывод, что эти «убогие анекдоты» (как выразился Винтер) не соответствуют действительности. Стиль игрыНаследиеБобби Фишер включил Морфи в десятку величайших шахматистов всех времен и охарактеризовал его как «возможно, самого точного игрока, который когда-либо жил». Он отметил, что «Морфи и Капабланка обладают огромным талантом», и заявил, что Морфи обладает талантом победить любого игрока любой эпохи, если у него есть время для изучения современной теории и идей. Полученные результатыВот результаты Морфи в матчах и казуальных играх, в которых не было разногласий: Пол Морфи
Все материалы о шахматисте Пол Морфи — великий американский шахматист середины XIX века. Многие современники считали его сильнейшим игроком планеты, неофициальным чемпионом мира. Пол родился в 1837 году и активно играл в шахматы до 1860 года. Короткий шахматный путь Морфи впечатлил поклонников игры: мастера отличал невероятно быстрый темп ведения партий и доминирующий стиль. Биография шахматистаПол Морфи был рожден 22 июня 1837 года в Новом Орлеане, штат Луизиана, США. Еще ребенком Пол наблюдал за партиями в шахматы и самостоятельно разобрался в правилах игры. Первая встреча Морфи с признанным мастером состоялась в 1850 году. Новый Орлеан посетил венгерский шахматист Иоганн Лёвенталь. Морфи удалось одержать две победы в трех играх. Результат третьей партии остается неясным — сведения из разных источников сообщают о диаметрально противоположных результатах. Некоторые журналисты сомневаются в том, что третья партия действительно состоялась. Начало шахматной карьерыПервое заметное выступление Морфи пришлось на Американский шахматный конгресс 1857 года. В турнире приняли участие 16 игроков, разделенных на 8 пар — проигравший выбывал, победитель продвигался по турнирной сетке. Морфи одержал девять побед в десяти партиях в 1/8 финала, четвертьфинале и полуфинале (поединки между шахматистами велись до трех побед). В финале Полу противостоял уроженец Германии Луи Паульсен. Как и Морфи, немец не проиграл ни одной партии на пути к решающему сражению, но сделал это не столь убедительно. Паульсен выиграл матч против Морфи, состоявший из большего числа раундов. Полу удалось выиграть пять партий и добиться двух ничьих. Наиболее эффектная победа была достигнута жертвой ферзя за черных в дебюте четырех коней. К моменту выступления на конгрессе в Нью-Йорке Морфи исполнилось 20 лет. Журналисты назвали его одним из лучших игроков мира. Но Полу не доводилось противостоять сильнейшим европейским мастерам. По этой причине в 1858 году он направился в Европу. За океаном Морфи сыграл несколько десятков партий. Наиболее значимым следует считать противостояние с Адольфом Андерсеном. Вероятно, Пол и Адольф были сильнейшими игроками мира в конце 1850-х годов. Морфи разгромил Андерсена, победив в семи из одиннадцати партий. Две игры завершились вничью, в двух первенствовал немецкий мастер. Андерсен, известный двумя выдающимися партиями (которые получили собственные имена — «Бессмертная» и «Вечнозеленая»), часто использовал дебютный ход 1.a3 за белых. Морфи проиграл первую партию в этом начале от Андерсена, но стиль американца был столь доминирующим, что в остальных партиях стартовые ходы немца не играли значимой роли. Морфи победил в трех последующих играх за 25-ть и менее ходов. Во второй партии мат был поставлен на 17-м ходу. Морфи утверждал, что основной целью его поездки в Европу были не партии с Андерсоном, а встреча с английским мастером Говардом Стаунтоном. Именно Стаунтон был автором дизайна современных шахматных фигур. После смерти Морфи в 1884 году журналист из Нового Орлеана Чарльз де Мориан написал некролог, в котором утверждал, что Стаунтон сначала принял предложение Морфи о проведении серии игр, а затем попросил об их переносе. Де Мориан полагает, что инициатива отмены матча также исходила от англичанина, который испугался американского вундеркинда. Истинные причины отказа Говарда остаются неясными. Возможно, проблемой стало здоровье Стаунтона. Англичанин достиг пика своего шахматного могущества в конце 1840-х годов. Его шансы на победу в игре против Морфи оценивались как незначительные. Противостояние Пола и Говарда могло украсить шахматную историю, но осталось лишь строчкой в главе шахматной истории под заголовком «Что если…». Европейское турне Морфи предполагало не только партии с Андерсеном и Стаунтоном. Пол договорился о встрече с Генри Бердом, своим давним соперником Лёвенталем, Даниэлем Гарвицем, Августом Монгредиеном и другими мастерами. Уровень их игры заметно уступал навыкам Андерсена. Морфи смог выиграть 65% проведенных партий. Общее число побед превысило пять десятков. В определенный момент каждый соперник Пола выдавал серию без побед, чередуя ничьи и поражения. Морфи мог проиграть оппоненту один или два раза, но затем неизменно побеждал его в доминирующем стиле. Продолжительный матч против американца становился пыткой для любого шахматиста. Партия в парижской опереБлестящие результаты Морфи часто достигались в париях с менее мастеровитыми игроками. Сегодня эксперты отнесли бы их к категории любителей. Поэтому мы можем говорить о том, что Пол никогда не занимался шахматами на профессиональном уровне. Впрочем, подобная модель построения карьеры редко использовалась шахматистами середины XIX века. Почти у каждого из них была какая-то основная работа, а шахматам они уделяли свободное время. Например, Андерсен работал учителем, Стаунтон — переводчиком, Гарвиц — журналистом. Наиболее эффектным стал поединок Морфи против европейских аристократов — герцога Брауншвейгского и графа Изуара — во время представления в парижской опере. В антракте Пол сразился с местными любителями шахмат. Многие игроки ценят победы, достигнутые посредством жертв. В таком стиле Морфи легко и быстро расправлялся с соперниками. В парижской опере он подарил поклонникам игры настоящее шоу, найдя кратчайший путь к победе за счет быстрого развития инициативы. Уже на 17-м ходу Морфи поставил мат королю консультирующихся соперников. Жизнь после шахматМорфи активно играл в шахматы на протяжении 24-х месяцев: с момента участия в Американском шахматном конгрессе до возвращения из Европы в мае 1859 года. Что случилось потом? Морфи стало скучно. Он утверждал, что готов играть только с форой в пользу противника — Пол брал черные фигуры и отказывался от пешки f. Но и на этих условиях никто не соглашался играть с ним. Это вынудило Пола заняться юридической практикой, поскольку он обладал соответствующим образованием. Вскоре в США началась война между Севером и Югом. Морфи жил в Луизиане, рабовладельческом штате. Но не существует документальных свидетельств, которые убедительно доказывали бы факт службы Пола в армии. Юридическая карьера Морфи не удалась. Клиенты приходили к Полу не для получения консультаций — любители шахмат хотели обсудить с мастером свои партии или отдельные аспекты игры. Определенное влияние на неудачи Морфи оказала и война. Послевоенная жизнь мастера почти не освящена в биографических очерках. Пол Морфи скончался 10 июля 1884 года в возрасте 47-ми лет. Лучшие партии МорфиРичард Рети в книге «Современное мышление в шахматах» (1929) утверждал, что Морфи обладал выдающимся талантом к созданию победных комбинаций на шахматной доске. Автор называет Пола первым мастером позиционной игры. Рети убежден, что Морфи был единственным шахматистом того времени, осознававшим важность дебютов. В 1964 году Бобби Фишер сказал, что Морфи следует считать самым точным игроком, который когда-либо садился за шахматную доску. Будущий чемпион мира полагал, что Пол мог найти выход из любой, даже самой безнадежной ситуации по ходу партии. Безусловно, Морфи был лучшим игроком мире в конце 1850-х годов. Этот факт позволяет считать его неофициальным чемпионом мира. Его революционное мышление и внимание к дебютам изменило мир шахмат. Нам стоит признать, что Пол Морфи добился выдающихся результатов за очень короткий промежуток времени. Остается только догадываться, какие вершины покорились бы мастеру при продолжении шахматной карьеры. В биографическом очерке уже были представлены некоторые шедевры из богатого творчества Морфи. Вот другие его лучшие партии разных лет: В данной встрече Морфи поставил сопернику эффектный спертый мат. Пол Морфи — легенда мировых шахматПол Чарльз Морфи (англ. Paul Charles Morphy, 22 июня 1837, Новый Орлеан — 10 июля 1884, там же) — американский шахматист; сильнейший в мире в середине XIX века. Многие любители шахмат считают, что самым гениальным шахматистом США является Бобби Фишер, но, судя по словам самого Фишера (см. ниже), он считал иначе. Пальму первенства Фишер отдал Полу Морфи. Морфи окончил Луизианский университет. Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя — Эрнесто Морфи — был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э.Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64-Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье. С шахматами познакомился в 10 лет; в 12 — выиграл партию у Э. Руссо — участника первого в истории США матча на первенство страны. В 1850 победил в лёгких партиях И. Лёвенталя (1,5:0,5), гастролировавшего в США. Выдающегося успеха достиг на Первом американском шахматном конгрессе (Нью-Йорк, 1857), где 16 участников играли короткие матчи до трёх (в финале до пяти) выигрышей. Легко победив всех соперников — Дж. Томпсона, А. Мика (с одинаковым счётом: +3, −0, =0), Т. Лихтенгейна (+3, −1, =0) и в финале Л. Паульсена (+5, −1, =0), 20-летний Морфи стал лидером шахматистов США. Помимо конгресса Морфи сыграл в Нью-Йорке свыше 250 партий, в том числе более 150 — на «дачу вперёд» (см. Фора). Из 100 партий «на равных» он проиграл всего лишь 5; среди проигравших ему оказались ведущие шахматисты США Паульсен (+1, −10, =3), Ч. Стэнли, Дж. Шультен и др. Сознавая своё превосходство, Морфи предложил пешку и ход вперёд любому члену Нью-Йоркского шахматного клуба. Вызов принял Стэнли: при счёте +0, —4, =1 (играли до 7 выигрышей) Стэнли матч сдал. Ту же фору Морфи предложил любому шахматисту США. В 1858 Морфи вызвал на матч Х. Стаунтона, который, приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами. Попытки Морфи, приехавшего в Англию, организовать матч, потерпели неудачу. Морфи удалось (вместе с Т. Барнсом) сыграть против Стаунтона и Дж. Оуэна лишь консультационные партии: +2, −0, =0. Он также провёл ряд матчей с ведущими английскими мастерами и добился убедительных побед: над Барнсом (+19, −7, =1), С. Боденом (+5, −1, =3), Г. Бёрдом (+10, −1, =1), Э. Лёве (+6, −0, =0), Дж. Медли (+3, −0, =0), Оуэном (+4, −1, =0). Наиболее упорным из английских соперников Морфи оказался Лёвенталь (+9, −3, =2). Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6, −1, =1). В Париже Морфи выиграл матч у Д. Гарвица (+5, −2, =1), провёл сеанс вслепую (+6, −0, =2) и сыграл ряд лёгких партий с ведущими мастерами — П. Ш. Сент-Аманом, утверждавшим, что Морфи мог с успехом давать впёред пешку f7 любому из современников, Ж. А. де Ривьером, Ж. Прети, П. Журну и др. В декабре 1858 в Париж для встречи с Морфи прибыл А. Андерсен. Матч между ними, закончившийся уверенной победой Морфи (+7, −2, =2; см. Морфи — Андерсен матч), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. Последний матч в Париже Морфи сыграл с О. Монгредиеном (+7, −0, =1). Перед отъездом в США Морфи провёл в Англии ряд сеансов вслепую против шахматистов Лондонского (+2, −0, =8) и Сент-Джорджского (+5, −0, =3) клубов; а также сеанс в Сент-Джеймском клубе против мастеров (Барнс, Боден, Бёрд, Лёвенталь, Ривьер): +2, −1, =2. В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже. Современники объясняли феноменальные успехи Морфи его исключительным комбинационным дарованием. Однако партии матча Морфи — Андерсен — сильнейших шахматистов того времени — свидетельствуют о том, что превосходство Морфи проявлялось главным образом в стратегии. В комбинационной игре Андерсен не уступал Морфи. Первостепенной задачей Морфи считал мобилизацию сил и достижение перевеса в развитии. Чтобы избежать потери темпа или создать трудности в развитии сил соперника, Морфи прибегал к жертвам. Малозаметные потери темпов, которые соперники допускали при разменах, Морфи чётко использовал. Играя белыми, он уже в дебюте создавал предпосылки для атаки, а чёрными — стремился перехватить инициативу. Важное значение Морфи придавал пешечному центру. Располагая перевесом в развитии и пространстве, он предпринимал пешечный прорыв, обычно связанный с жертвой 1—2 пешек. Основанные главным образом на общих соображениях жертвы Морфи носили выраженный позиционный характер. В результате прорыва Морфи вскрывал линии. Его фигуры, сосредоточенные на открывшихся вертикалях и диагоналях, приобретали большую силу: на направлении главного удара у Морфи оказывался значительный перевес. Многие партии Морфи завершались прямой атакой позиции короля соперника и комбинационным ударом. Однако атака не была для Морфи самоцелью: если было выгодно, он охотно упрощал позицию, разменивал ферзей, предпочитая позиционный перевес в окончании неясным осложнениям в миттельшпиле. При этом демонстрировал высокое техническое мастерство. Сила Морфи заключалась в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера» (А. Алехин). Не оставив литературного шахматного наследия, Морфи своим шахматным творчеством выдвинул принципы стратегии открытых позиций. О шахматном творчестве Пола МорфиВосхищенно, о творчестве Морфи, высказывались многие сильнейшие шахматисты разных времен: Андерсен, Алехин, Эйве, Ботвинник, Смыслов, Фишер и другие.
Постоянное стремление Морфи к инициативе, неустанный поиск наилучшего хода, игра высокого накала производят глубокое впечат-ление. Несомненно, что шахматы были для Морфи искусством, а Морфи для шахмат — великим художником. Его игра пленяет свежестью мысли, неиссякаемой энергией. Он играл вдохновенно, без стремления проникнуть в психологию противника, играл, если можно так выразиться, в “чистые шахматы”. Порой любители шахмат задают вопрос при встрече с гроссмейстером: “А как бы Морфи играл в нынешних соревнованиях?” Конечно, легче уклониться от ответа, сказав, что вопрос неправомерен. Однако можно утверждать, что гармоничное понимание позиции и глубина интуиции Морфи сделали бы его опаснейшим партнером и для шахматистов наших дней. Партии Морфи — это классика шахматного творчества. Их полезно и приятно изучать шахматисту любой квалификации, от новичка до мастера.
Морфи был самым эрудированным шахматистом своего времени. Доподлинно известно, например, что он был знаком с такими книгами как “Handbuch” Бильгера (400 страниц этого труда, впервые вышедшего в 1843 г., были сплошь заполнены дебютными анализами в табличной форме) и “The Chess Handbook” Стаунтона… Эти книги лучше современных; теория открытых начал с тех пор существенно не продвинулась вперед. А природного таланта Морфи было бы более чем достаточно, чтобы доставить ему победу над лучшими шахматистами XX столетия. По точности игры Морфи, вероятно, превосходил всех когда-либо живших шахматистов. Он обладал абсолютным видением доски и никогда не допускал промахов, несмотря на то, что играл очень быстро, лишь в редких случаях тратя на обдумывание хода более пяти минут. (У его противников на это часто уходили часы; шахматных часов в ту пору еще не существовало). Я переиграл несколько сот партий Морфи и неизменно поражался и восхищался его изобретательностью. Порой мне нужно было минут двадцать, чтобы найти правильный ответ на ходы Морфи. Морфи никогда не терял присутствия духа в тяжелых позициях и находил возможности выигрыша в положениях, которые казались безнадежными. Вдобавок он обладал великолепной техникой в окончаниях. Пожалуй, его единственная слабость — наиболее проявившаяся в матче с Андерсеном — заключалась в разыгрывании закрытых дебютов, как например, голландская защита. Но даже в этих случаях находчивость Морфи позволяла ему выходить из борьбы победителем. Общеизвестно, что в 1859 г. Морфи оставил шахматы. Его разочарование относилось больше к шахматистам, чем к самим шахматам.” Подборка видеоКоролевский гамбит — Пол Морфи навсега (Автор: Александр Гельман). Видео-разбор партии Морфи — Руссо. Атакуем с Полом Морфи. Дебют четырёх коней (Автор: Евгений Гринис)
|