похороните меня за плинтусом актриса бабушка
Не могла забрать ребенка у психически больной мамы, потеряла Ролана Быкова. Горькие слезы Елены Санаевой
Артистку привыкли называть музой Ролана Быкова, однако режиссер не писал под нее героинь и не способствовал продвижению карьеры. Даже наоборот: другие постановщики полагали, что Елена Санаева не нуждается в приглашениях, ведь обеспечить работой ее мог муж.
Трудно спрогнозировать, как бы сложилась судьба актрисы, если бы она не встретила Ролана Антоновича. Перспективы у нее имелись: в молодости Елену Санаеву снимал в своих фильмах Василий Шукшин. Однако стоило только сыграть Лису Алису в «Приключениях Буратино», как репертуар заметно сузился: отныне режиссеры считали Санаеву характерной комедийной артисткой.
Ролан Антонович выделил жене второстепенных персонажей в фильмах «Нос», «Свадебный подарок» и «Чучело», но это не слишком помогло ей в профессиональном плане. Елена Всеволодовна не расстраивалась: главной для нее стала роль заботливой супруги талантливого режиссера. 21 октября актрисе исполняется 79, и мы рассказываем, многим ли ей пришлось пожертвовать ради любви.
Родители с трудной судьбой
Актер Всеволод Санаев познакомился с Лидией Гончаренко, учившейся на филолога, во время гастролей МХАТа в Киеве. Артист влюбился в девушку, уговорил ее бросить вуз, фактически сбежать от родителей и переехать с ним в Москву. Поженившись, супруги поселились в комнате в столичной коммуналке.
Стесненные условия пару не смущали: у влюбленных была крыша над головой, вскоре родился здоровый сын Леша, да и на пропитание молодой семье хватало. Но вскоре грянула война, женщину с ребенком эвакуировали в Алма-Ату, а ее муж оказался в Саратове. К сожалению, первенец Санаевых подхватил одновременно корь и дифтерию и скончался в 1942-м. В отсутствие супруга двухлетнего малыша безутешная мать хоронила вместе с актрисой Валентиной Караваевой.
«Жизнь уходила из меня: носовые кровотечения, так называемый асцит, когда жидкость скапливалась в животе, синяки, возникавшие по всему телу непроизвольно. Это было ужасно, но в Москве жили три великих гомеопата, которые меня спасли. А еще спасла мама, которая умоляла хоть что-то поесть и водила меня гулять в сквер», — делилась Елена Санаева в программе «В гостях у Дмитрия Гордона».
Девочка чудом выздоровела, и постепенно жизнь семьи вошла в привычное русло. Вот только в конце 40-х кто-то написал на Лидию Антоновну кляузу за рассказанный на кухне двусмысленный анекдот — вероятно, привлекательной жене актера попросту позавидовали. Из-за доноса женщина подверглась жестким допросам НКВД, после чего впала в депрессию и обзавелась манией преследования — диагноз позднее подтвердили психиатры.
Женщине требовалась серьезная помощь врачей, и Санаев сделал упор на кинематограф, чтобы обеспечить ей должный уход. Состояние Лидии временно стабилизировалось, но рецидивы случались часто. В памяти Елены отложилось, как мать заставляла ее выпрыгивать из автобуса и ловить такси, заметив «слежку». Порой Гончаренко закутывала девочку в одеяло, плакала и просила позаботиться об отце — ведь, мол, скоро ее посадят в тюрьму.
После лечения в психиатрической клинике мания преследования исчезла, а вот депрессия продолжила отравлять жизнь Лидии Антоновне. Однажды коллега Сергей Лукьянов сказал Всеволоду Санаеву, что был в похожей ситуации: его первая супруга лежала в больнице.
Лукьянов предупреждал, что дальше будет только хуже, и советовал Всеволоду бросить жену и начать все с чистого листа. Санаев ответил, что избранница подарила ему двоих детей и отдала свою молодость, так что ни о каком разводе не может идти и речи. Артист сильно любил свою Лидию, но не представлял, как ее болезнь отразится на качестве жизни потомков…
Встреча с Роланом Быковым
Елена мечтала пойти по стопам отца, так что, окончив Щепкинское училище, начала сниматься в кино в эпизодах. В конце 60-х папа составил Санаевой протекцию, попросив Василия Шукшина дать ей роль Лены Рязанцевой в «Странных людях». Молодая актриса оправдала ожидания, так что Шукшин взял ее и в картину «Печки-лавочки».
Когда карьера артистки только начинала набирать обороты, на свет появился ее сын Павел — Елена успела выйти замуж за инженера Владимира Конузина. Супруги быстро осознали, что поспешили с браком, и развелись, поэтому Паша носил фамилию мамы и знаменитого дедушки. Мальчику было четыре, когда Санаева закрутила роман с Роланом Быковым.
Это была нестандартная история. На съемки «Докера» Быков приехал с возлюбленной — женщиной, только что окончившей режиссерские курсы. О спутнице мужчина благополучно забыл, как только поцеловал партнершу по фильму Елену Санаеву, хотя в сценарии подобного эпизода не было.
Вскоре Ролан уже признавался в сильных чувствах Елене, к чему поначалу актриса относилась скептически: она знала, что холостяку пачками приходят письма от поклонниц. Однако поток красивых слов не кончался, и, как оказалось, говорил Быков абсолютно искренне.
Вынужденная разлука с сыном
Харизма и открытость Быкова развеяли сомнения артистки, но не ее матери. Лидии Антоновне позвонила бывшая жена Быкова Лидия Князева с предупреждением, что режиссер разрушит жизнь Санаевой. «Столько писем присылали: о том, что он неверный, старый. А я более верного человека в жизни не встречала», — подчеркивала актриса.
Влюбленные поженились, но так как оба много работали, несколько лет сын Санаевой жил не с ними, а с бабушкой и дедушкой. «Мы ездили по городам и весям, так получилось, что с 4,5 лет Паша жил у моих родителей. Я пыталась забрать его неоднократно, но это кончалось большими скандалами, мне не удавалось. Однажды выкрала даже его, но потом пришлось опять вернуть…» — делилась актриса.
В другой раз Санаева встретилась с родителями и Пашей у Бюро пропаганды киноискусства. Женщина протянула руку к сыну, и тут Всеволод Васильевич ударил по ней: не сильно, но так, что актриса отступила, не желая вступать в конфронтацию.
«И мы как вцепились друг в друга — не оторвать, — описывала тот момент актриса. — Я поняла, что больше без него просто не смогу: «Сынок, мы не расстанемся никогда». В этот же вечер у Паши поднялась температура. Я позвонила маме, сказала, что ребенок заболел и останется здесь. И Паша уже туда не вернулся. Не сразу, но постепенно наши отношения с мамой потеплели. Иногда она подолгу общалась с Быковым по телефону, после чего он мне говорил: «Да замечательная тетка!» Но главное, мама была очень благодарна Ролану за его отношение к Паше».
Что же касается книги «Похороните меня за плинтусом», которую Павел выпустил в 90-е, то история не автобиографична, хотя герои действительно во многом похожи на родственников Санаева-младшего. По словам Елены, по роману ставили прекрасные спектакли, но экранизация превратила сюжет в чернуху, а персонажа бабушки — в настоящего монстра, подчинившего себе домочадцев. «Когда Паша подрос, то сам сделал вывод, сказав: «Мама, а ведь дедушка не был подкаблучником, он просто был очень милосердным человеком», — делилась Елена Санаева.
Быков обожал Пашу и даже в шутку спрашивал у Санаевой, почему она не от него родила такого чудесного парнишку. Общих детей у супругов не появилось, хотя Санаева как-то обмолвилась, что Быков этого хотел. «Боливар бы не выдержал троих — это я про себя, — поясняла артистка. — Мне приходилось свою жизнь распределять между Роланом и Пашей. А Быков забирал очень много времени. Если я выходила в магазин, он меня всегда встречал со словами: «Где ты так долго ходишь?» Объясняла ему, как маленькому: «Ролочка, я же не летаю. Старалась побыстрее, вот принесла продукты…» — «Все равно мне было очень плохо без тебя».
Череда смертей
В старости Лидия Антоновна стала совсем плоха: у нее прогрессировал склероз мозга. Любящий муж как мог ухаживал за больной, а когда она оказалась в клинике при смерти, не сумел сдержать слез. «Я ругала его, говорила: «Она же еще жива, ты чего ее уже хоронишь?» Ему было тяжело видеть маму такой, поэтому я больше не брала его в больницу», — делилась Елена.
Когда Лидия Антоновна скончалась, Всеволод Санаев утратил смысл жизни. Без супруги он провел несколько месяцев — сгорел от рака. «Метастазы распространялись быстро. Когда его самочувствие ухудшилось, мы стали настаивать на госпитализации, но он отказался. Сказал, что хочет умереть рядом со мной и Роланом», — рассказывала Елена Всеволодовна Борису Корчевникову в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Не успела актриса оправиться после смерти родителей, как онкологическое заболевание обнаружили у ее супруга. Проблем со здоровьем у Ролана Быкова и так было предостаточно: язва, бронхиты, пневмония. Рак легких добил прославленного режиссера и оставил Санаеву вдовой. «Паша вез меня на машине и со слезами на глазах сказал: «Знаешь, мама, я тебя люблю, но так, как Ролан, меня ни один человек на свете понимать не будет», — вспоминала актриса.
Потеряв близких, актриса продолжила сниматься в кино и сериалах, однако не забывала о муже, которому посвятила жизнь: издала его книгу и дневники, участвовала в днях памяти, стала президентом Детского фонда имени Ролана Быкова.
«Я вспоминаю слова Жерара Филипа о том, что брак — это продолжительная беседа. Года за два до смерти Ролан мне сказал: «Боже мой, мы прожили вместе 25 лет, а я даже с тобой наговориться не успел». Понимаете, какое это счастье, если человек за целую жизнь с тобой не наговорился? — рассуждала актриса. — Но я продолжаю с ним общаться. Мы по-прежнему в диалоге».
ГЕРОИ «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ»
25 февраля родился Всеволод Санаев (1912-1996), актер с трудной личной жизнью.
Жена у Санаева была всего одна… Зато какая!
В наше время «сор из избы» вынес внук актера Павел Санаев, рассказав в повести «Похороните меня за плинтусом» историю непростых взаимоотношений Санаевых-старших с дочерью Еленой и ее избранником Роланом Быковым.
Образ бабушки, способной «залюбить до смерти», вышел очень колоритным.
А как обстояли дела в действительности?
Вот об этом и поговорим.
Всеволод Санаев хотел работать во МХАТе. Мечта его сбылась, пусть и не в том виде, как ему мстилось.
После окончания ГИТИСа парня приняли в труппу прославленного театра, где корифеи прочно держали оборону, не давая молодняку играть.
В 1938 Санаев дебютировал в кино, причем сразу в двух ролях, да еще в хите «Волга-Волга», но роли оказались такими мелкими, что зрителю не запомнились. Удачнее была работа Санаева в фильме Пырьева «Любимая девушка», после которого актера стали узнавать.
На гастролях в Киеве Всеволод встретил студентку филфака Лидию Гончаренко и влюбился. Целый месяц он уговаривал ее выйти замуж. В итоге Лида согласилась, хотя все родственники выступали против брака с актером.
Мирное течение жизни нарушила война. В самом ее начале Санаева вызвали на съемки в Борисоглебск, а пока он там находился Москву, как прифронтовой город, закрыли. Томясь в Борисоглебске Санаев не знал, что Лидия с малолетним сыном эвакуировалась в Алма-Ату.
В Алма-Ате мальчик заболел и умер, что стало для Лидии психологической травмой, от которой женщина так и не смогла оправиться.
Когда через год родилась Елена, вся сложная материнская любовь обрушилась на нее.
Елена Санаева рассказывала:
«Потеряв сына, она боялась потерять и нас с папой, и этот бесконечный страх вгонял ее в стресс, в котором она жила. Проявлялся он у нее порой своеобразно: в детстве, когда я падала, она могла еще и наподдать: «Как же ты упала?! Зачем ты туда полезла?!»
Второй случай, превративший жизнь Лидии Санаевой в ад случился в начале 1950-ых. Женщина рассказала на коммунальной кухне политический анекдот, о чем кто-то стукнул куда следует. После разговоров с людьми в штатском Лидия уничтожила все ценные вещи. Изрезала шубу, разбила флакон духов. Ее пришлось положить в психиатрическую больницу, с диагнозом «мания преследования», где несчастную вдоволь полечили инсулиновым шоком.
Эти события заставили Всеволода Санаева окончательно уйти из МХАТа (откуда он уже уходил, да снова вернулся).
Вот что об этом говорит дочь:
Этот уход благотворно подействовал на карьеру Санаева в кино. Он начал сниматься много, качественно и скоро выбился в первые лица нашего экрана.
Между тем, у Санаева подросла дочь, тоже решившая стать актрисой. От первого брака она родила сына Павла, который на целых 11 лет стал для бабушки светом в окошке.
После развода дочери Лидия настояла, что ребенок с отцом общаться не будет. Елена не могла матери перечить и предложила мужу встречаться с сыном тайно. Тот от таких подачек отказался.
А потом Елена Санаева на съемках фильма «Докер» встретила Ролана Быкова, которого старшее поколение Санаевых не приняло категорически.
Павел Санаев вспоминает:
Быкова причисляли к врагам семьи очень долго. О нем ходило много слухов, которые, разумеется, в нашем доме всячески раздувались. «Связался черт с младенцем!» – патетически повторял дедушка, убежденный, что Ролан не только с мамой «не монтируется», а еще и «испортит ее и выбросит вон». Бабушка тоже твердила, что спасает меня, больного, отдавая последние силы, а мама, вместо того чтобы помогать ей, «таскается» с Роланом на съемки.
. Маме разрешалось навещать меня всего пару раз в месяц, и каждая наша встреча, которой я с нетерпением ждал, заканчивалась страшной ссорой. Забрать же меня к себе мама не могла. Это было так же немыслимо, как, к примеру, прийти и попросить что-то у Сталина… Лишь однажды, когда мне было лет восемь, мы с мамой сбежали. Это произошло внезапно. Мама, улучив момент, когда бабушка вышла в магазин, а дед был где-то на съемках, увезла меня к себе».
С 4 до 11 лет Павел воспитывался в отрыве от матери. Но постепенно как-то все устаканилось.
Когда в 1995 году Лидия умерла Всеволод, немало от ее характера натерпевшийся, быстро сгорел. Дочери он говорил: «Лель, пусть бы она вообще ничего не говорила, просто сидела в уголочке на кровати, только бы живая была»
Всеволод ушел вслед за женой в тот момент, когда столь нелюбимый им зять Ролан Быков измерял ему давление.
«Вы хотите моей смерти…»: поругавшаяся с семьей Светлана Крючкова оказалась в больнице
Светлана Крючкова была невероятно убедительна в роли бабушки в картине Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом». Актриса настолько вжилась в образ, что даже стала третировать своих родных дома. Дошло до того, что она разругалась с родственниками.
Сама артистка признает, что работа над ролью далась ей очень тяжело. Крючкова буквально переродилась. В новом интервью известная актриса вспомнила о том, как вживалась в образ своей характерной героини:
«Это было очень тяжелое вживание. Один из режиссеров даже мне сказал: «Светлана Николаевна перевоплощается на клеточном уровне». Я совершенно по-другому начала ходить, разговаривать».
А после просмотра фильма, по словам Светланы Крючковой, ее невестка призналась, что не отдала бы своего ребенка такой бабушке. Артистка оказалась невероятно гармонична в такой непростой роли. Однако только она сама знает, чего ей это стоило.
«Помню, как поругалась с семьей и ушла в другую комнату. За мной пришел мой младший сын и сказал: «Ну, что, нарепетировалась?» Он очень хорошо все понял. Я в эту бабушку влезала с огромным трудом, а еще с большими усилиями вылезала», — вспомнила Светлана Николаевна.
Дошло до того, что актриса даже попала в больницу. Ее увезли в реанимацию, и после этого впервые в жизни Крючкова поняла, что ей нужно отдохнуть. Целый месяц она пробыла за границей, а потом еще два месяца —в санатории. Однако затем ее позвали на озвучивание картины.
Рецензия на фильм «Похороните меня за плинтусом»
Трейлер
Маленький мальчик живет с бабушкой и дедушкой, потому что его мама его бросила, чтобы жить с мазилой-кровопийцей – по крайней мере, так мальчику говорят. Бабушка из кожи вон лезет, лишь бы мальчика накормить и полечить, дедушка – народный артист, приносит домой бешеные деньги, мальчик все время болеет. Иногда, очень редко, раз в год на день рождения мама приходит, она хочет его забрать. Бабушка жульничает и вырывает страницы из календаря, чтобы дня рожденья не было. Бабушка кричит, проклинает внука – от любви, всепожирающей и всеудушающей.
Экранизация повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» явно станет самой обсуждаемой премьерой на этой неделе. Обсуждали и книжку много лет, после ее выхода: насколько она автобиографична, насколько ожил тут советский детский быт с его жмущими колготками, банками, ночными горшками, «злыми» медсестрами в детском санатории, а также вот этой вот характерной интонацией: «Я жилы рву, своими внутренностями тебя кормлю, а ты, неблагодарная тварь…». Теперь будут говорить о фильме и, конечно, ругать. Павел Санаев собирался сам снимать кино по своей книге, но вместо этого стал делать блокбастер «На игре» (2009), экранизацией занялся Сергей Снежкин, режиссер сериала «Брежнев» и фильма «ЧП районного масштаба». Санаеву эта экранизация теперь страшно не нравится, как и многим фанатам его книги.
Снежкин действительно очень сильно сжал действие – в полтора дня, оставив от мальчика тень. В книжке это живой и хитрый пацан, живущий с бабушкой по ее правилам, изредка припадающий к матери, как к единственному эмоциональному источнику, тайком прыгающий по крышам и падающий в яму с цементом. В фильме – страдательное причастие, чистое дитя. В книжке мы смотрели на мир его глазами – в кино такое мог бы сделать разве что Ролан Быков, прототип мазилы-убийцы.
С таким же успехом можно упрекнуть режиссера в том, что у него в кадре яблоки – не «симиренко», а «гренни смит», и кухня не того дизайна и даже гроб у бабушки не такой, как полагается жене народного артиста, а дешевый, обтянутый красной синтетикой. Яблоки, гробы…Снежкину в этом фильме было что сказать, и он сделал это максимально аккуратно, профессионально и абсолютно безжалостно. Редкость по нынешним временам.
Похороните меня за плинтусом (фильм)
Михаил Литвак
Леонид Литвак
«Похороните меня за плинтусом» — российский фильм, снятый по мотивам одноимённой повести Павла Санаева. Вышел на широкий экран (вся страна) 3 декабря 2009 года.
Содержание
Сюжет
Сюжет фильма в целом совпадает с сюжетом повести. Действия картины лишь сжаты во времени и охватывают два дня. Восьмилетний Саша Савельев живёт с бабушкой и актёром-дедушкой. Мальчика не отдают маме. Бабушка воспитывает и заботится о часто болеющем внуке с безумной любовью, которая постепенно превращается в настоящую тиранию.
В ролях
Съёмочная группа
Отзывы
Часть сыгранного по воле продюсеров не вошла в фильм. Некоторые сцены убрали неправомерно. Там были очень нежные сцены, где бабушка не только кричит. … Также не вошли в фильм внезапные переключения в настроении этой женщины. Ведь сумасшедший человек всегда конкретен, но одна его конкретика не соотносится с другой. Я долго боролась за несколько сцен, но, увы, меня не послушали.
Интересные факты
Награды
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Похороните меня за плинтусом (фильм)» в других словарях:
Похороните меня за плинтусом (значения) — Похороните меня за плинтусом: Похороните меня за плинтусом автобиографическая повесть Павла Санаева, написанная в 1994 году. Похороните меня за плинтусом российский фильм драма 2009 года … Википедия
Невозвращенец (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Невозвращенец. Невозвращенец Жанр драма Режиссёр С.С. Снежкин Автор сценария А.А. Каба … Википедия
ЧП районного масштаба (фильм) — ЧП районного масштаба Жанр драма / комедия Режиссёр Сергей Снежкин Автор сц … Википедия
2009 год в кино — В 2009 году был выпущен фильм «Аватар» режиссёра Джеймса Кэмерона, ставший самым кассовым за всю историю мирового кинематографа. Содержание 1 Лидеры проката 1.1 Лидеры российского проката … Википедия
Ника (кинопремия, 2010) — Торжественная церемония вручения премии Ника за 2009 год состоялась 31 марта 2010 года в Московском государственном театре оперетты. Специальный приз совета академии «За выдающийся вклад в российский кинематограф» вручён художнику мультипликатору … Википедия
Сергей Олегович Снежкин — Сергей Снежкин Имя при рождении: Сергей Олегович Снежкин Дата рождения: 10 октября 1954 Место рождения: Ленинград … Википедия
Сергей Снежкин — Имя при рождении: Сергей Олегович Снежкин Дата рождения: 10 октября 1954 Место рождения: Ленинград … Википедия
Снежкин, Сергей Олегович — Сергей Снежкин Имя при рождении: Сергей Олегович Снежкин Дата рождения: 10 октября 1954(1954 10 10) (58 лет) Место рождения: Ленинград … Википедия
Снежкин — Снежкин, Сергей Олегович Сергей Снежкин Фото Имя при рождении: Сергей Олегович Снежкин Дата рождения: 10 октября 1954 (55 лет)(19541010) Место р … Википедия
Премия «Ника» за лучшую женскую роль — вручается ежегодно Российской Академией кинематографических искусств. Номинация существует с момента учреждения премии и впервые награды в этой категории вручались в 1988 году (за 1987 год). Ниже перечислены лауреаты и номинанты. По итогам 1987… … Википедия