поезд жизни за вагоном вагон
Поезд жизни за вагоном вагон
А я тебя совсем не знаю,
Мой незнакомый человек!
И между нами километры,
Озёра, горы, много рек.
Но мы живём в одном же мире.
И дышим воздухом одним.
Мы в этом мире — пассажиры:
Свой поезд жизни отстоим!
Самый печальный недостаток в поезде жизни в том, что в нем нет стоп-крана.
Cвидетельство о публикации 598500 © Eugene Ryabyi 09.01.21 17:51
Поезд жизни
© Copyright: Татьяна Первых, 2020 Свидетельство о публикации №220010600987
Мы бежим за последним вагоном
Мы бежим за последним вагоном,
Всё пытаемся поезд догнать,
Но не знаем, что там, за перроном,
Можно запросто больно упасть.
Да и нужно ли это?-Не знаем.
Может нам надо взять и отстать?
Будет день новый, будет и поезд,
Просто нужно чуть-чуть подождать…
Первая станция — станция «Детство»
И никуда от нее нам не деться.
Папина гордость, мамины слезы
На длинных ресничках капельки — росы.
Конфеты, мультяшки, веселые книжки,
Расквашеный нос соседа мальчишки.
Детсад, подружки, куклы и платья
Вся малышня словно сестры и братья.
Колеса, дорога… гудок вновь раздался.
Перрон теплый «Детство» сзади остался.
Вновь остановка — станция «Юность».
Ах эти годы, лунность, бездумность.
… показать весь текст …
Гармония — это когда ты приходишь на тот вокзал, направление которого ты выбрал для своего поезда жизни. Ты видишь ясно и чётко табло с рейсами и маршрутами, которые ты вправе выбирать для себя и под себя. Ты волен выбирать здесь свой вагон и своё купе. Или свой плацкарт. Поезд твоей жизни трогается мягко и плавно, двигается по тем маршрутам, которые ты выбрал. Завораживающие виды за окном приносят тебе удовольствие и восхищение. А остановки на станциях объявляются заранее и они чётко обозначены в плане твоей поездки. Экипаж поезда всячески и добродушно старается выполнять твои пожелания и просьбы. Ты едешь на своём поезде и знаешь о том, где заканчивается приносящий тебе удовольствие маршрут.
ПОЕЗДА
Поезда…
Поезда…
Поезда…
Вы увозите нас в никуда…
То на север вы мчитесь, то мчитесь на юг…
В перестуке колес слышу песню разлук…
Вы увозите нас из насиженых мест…
Матерей и отцов, жен, детей и невест…
Вы в чужие увозите нас города…
И кого ненадолго, а кого навсегда…
Для того, чтоб однажды вернуться сюда…
Нужно в жизни менять иногда поезда.
Гляжу, как мчатся мимо поезда,
И снова вьются тысячи дорог,
А впереди другие города,
И нашей жизни новый эпилог.
И струны рельс, играя стук колес,
Несущихся по сердцу поездов,
Моей душе грусть осени принес
По желтым листьям времени шагов.
Как я устала слушать поезда,
Свист ветра и печальный скрип колес,
Но верно, что узнаю я всегда,
Тот поезд, который бы тебя привез.
© ШПИЯКИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА. 2017 г.
«Курьерский поезд под названием «Жизнь»».
По рельсам едет поезд «В никуда»,
А может даже едет «Не откуда»,
Распроданы билеты на места,
По линии обычного маршрута.
Торопится по курсу экипаж,
В окне бегут размазанные тени,
У каждого в том поезде багаж,
Для каждого по своему он ценен.
В том багаже припрятаны мечты,
Любовь и боль, и куча сожалений.
На всякий случай чистые листы,
Признания и уйма объяснений.
… показать весь текст …
Поезд в тоннеле. Притча.
Это не совсем притча, но текст чем-то «трогает за душу» и заставляет задуматься…
Поезд остановился прямо в тоннеле. Причем первый вагон уже вышел из тоннеля, а последний еще не вошел. Неожиданная остановка огорчила всех, кроме пассажира из последнего вагона. И не потому, что в его вагоне было светлей, чем в других, а потому, что недалеко от тоннеля жил его отец.
Каждый отпуск проезжал пассажир через этот тоннель, но отца не видел уже много лет, так как остановки здесь поезд не делал. Пассажир высунулся из окошка и окликнул проводника, который разгуливал вдоль поезда:
— Что…
… показать весь текст …
…Тишина. Как будто всевышний электрик отключил свет во вселенной и принудил все живое впасть в анабиоз, для сбережения необходимой жизненной энергии. Глаза по немногу привыкают к кромешной тьме и начинают различать скрытые до сей поры очертания предметов и строений. Угол старого вокзала. В проемах окон ни блестки, ни движения теней. Черные дыры, на такой же черной стене. Все замерло. И кажется, что время остановилось. Дальше ангары, склады, почтовые помещения. Товарная зона. Убегающие в никуда л…
… показать весь текст …
— И что же милый друг не пишет?
А друг — лежит себе —
не дышит…
И только вор крыла колышет:
украл зелёные глаза.
На что вы имеете право в поезде: 18 рекомендаций путешественницы
Подробная инструкция с ценами и ссылками на правила РЖД
Я люблю путешествовать и часто езжу на поездах.
За несколько лет я успела побывать в Финляндии, Латвии и во многих российских городах. Несмотря на мою любовь к путешествиям, поезда меня часто расстраивали: в них вечно не хватало розеток, шумели пьяные соседи, а в туалет была очередь с километр.
Вот на что вы имеете право в поездке.
Как путешествовать во время пандемии
Выбрать комфортабельный поезд
Поезда и вагоны не одинаковы по уровню обслуживания: одни могут быть с кондиционерами и биотуалетами, другие — с деревянными окнами и единственной на весь вагон розеткой. Чтобы не оказаться в таком, правильно выбирайте поезд: у каждого маршрута есть номер, который можно увидеть во время покупки билета.
Номера 151—298 и 451—598 — это сезонные или дополнительные поезда, которые пускают в праздники и летом — на маршруты южного направления. Их комплектуют по остаточному принципу — из тех вагонов, что есть. В них нет кондиционеров, биотуалетов и розеток.
Не прогадать с вагоном и местом
В одном поезде могут быть как старые вагоны, так и новые — с кондиционером и биотуалетом. Можно попросить проводника пересадить вас в новый, если там будут свободные места. Правда, за это придется доплатить.
Попросить проводника помочь с вещами и бельем
Проводник обязан застилать полки: верхние места в СВ, купе и мягких вагонах. Он помогает приготовить постель инвалидам, пожилым людям и беременным в вагонах всех категорий: это входит в его должностные инструкции.
Убирать постельное белье за всеми пассажирами — обязанность проводника. По рабочей инструкции, он должен делать это после высадки людей. По просьбе пассажира и при наличии возможности проводник может помочь загрузить вещи в тамбур вагона. Я всегда беру с собой в поездки большой чемодан на колесиках, и мне ни разу не отказали в помощи при погрузке.
Ж/д компании часто предлагают включить белье в цену билета, но от него можно отказаться и спать хоть в спальном мешке. Правда, в этом случае проводник не даст матрас, одеяло и подушку, чтобы не нарушать санитарные нормы. Если же вы решили не брать белье, но потом передумали, то сможете купить его у проводника.
Я иногда не брала белье, например когда понимала, что хорошо отдохнула перед поездкой и точно не буду спать в поезде. Я читала или слушала музыку, завернувшись в собственный плед, — проводники были не против.
Поесть за адекватные деньги
Не обязательно готовить и брать с собой кучу еды: поесть по приемлемым ценам можно и в поезде. Вот какие варианты есть у пассажира.
Еще микроволновки часто есть в купе проводника — можно попросить его разогреть вашу еду. Об этом сказано в пункте 8.1. стандарта ОАО «РЖД» о нестандартных просьбах пассажира. Проводник может попросить за это доплатить, но цены неизвестны.
Стоимость дополнительного питания в вагонах разного класса
Люкс | СВ | Купейный | Плацкартный | Сидячий | |
---|---|---|---|---|---|
Завтрак | 438 Р | 402 Р | 272 Р | 217 Р | 205 Р |
Обед | 621 Р | 534 Р | 394 Р | 306 Р | 294 Р |
Ужин | 509 Р | 463 Р | 333 Р | 270 Р | 264 Р |
Заказать еду в вагоне-ресторане. Если вы едете в купе, можно попросить проводника вызвать из вагона-ресторана официанта, чтобы тот принял ваш заказ. Но можно сходить и самому: там бывают удобные кресла, свободные розетки и вайфай.
Хотя в скоростных поездах, например в «Ласточке» и «Сапсане», проводники продают чай за 100 Р и больше, по стандартам ОАО «РЖД» пассажирам должны бесплатно предлагать воду. Она есть во всех поездах: в старых вагонах — в титане, в новых — в кулере. За температурой в титане должен следить проводник.
Я часто слышала, что пассажирам бесплатно полагаются стакан и ложка. Но во внутренних правилах РЖД об этом ничего не написано, поэтому решение принимает проводник. Если вам удастся взять стакан, можно сэкономить, самостоятельно заварив чай из пакетика. Проводники не раз бесплатно давали мне и чашку, и ложку.
Выпить что-то алкогольное в поезде тоже можно, но только в вагоне-ресторане: там продают напитки крепостью до 16,5%. То есть пиво, вино или вермут заказать получится, а вот коньяк или виски — нет.
штраф за распитие алкоголя в поезде
Не терпеть противных соседей
Если ваши соседи по вагону пьяны, находятся под воздействием запрещенных веществ или нарушают ваш покой, можно попросить проводника вмешаться. Если он не сможет их успокоить, то вызовет транспортную полицию, которая снимет нетрезвых пассажиров с поезда. Это закреплено в правилах перевозок Минтранса России. Начальник поезда делает на билете такого гражданина отметку «Поездка прекращена на основании подпункта „а“ пункта 27 правил оказания услуг».
При этом наказание вполне реальное: моего знакомого однажды сняли с поезда. Он был пьян, шумел и мешал другим пассажирам. В какой-то момент проводник устал терпеть его выходки и вызвал дежурный наряд полиции на одной из станций. Те забрали провинившегося в отделение и продержали там 15 суток.
Зарядить гаджеты
В поезде есть розетки, которыми можно заряжать гаджеты, их количество зависит от его новизны:
Вот где еще могут быть розетки в вагоне:
Если розетки есть, но они не работают, иногда их можно включить по просьбе проводника.
Попросить проводника дать аптечку или оказать первую помощь
В купе у проводника всегда есть аптечка первой помощи. В ней есть бинты, марля, пластырь, перчатки, йод и стерильные салфетки. Их должны выдавать бесплатно. Но лекарств там нет, поэтому лучше захватить их с собой.
Если в дороге пассажиру стало плохо, проводник обязан сообщить об этом начальнику состава и оказать доврачебную помощь. Также он привлечет пассажиров-медиков, если они есть в поезде, обратившись к ним через поездное радио. Параллельно с этим начальник поезда через машиниста вызовет к составу скорую или медработников вокзала на ближайшей станции.
Бесплатно сыграть в шахматы
У проводника можно попросить бесплатные настольные игры — шашки, шахматы или домино. Бывает, что шахматная доска нарисована прямо на общих столиках. Еще можно бесплатно попросить иголки с нитками, ножницы, щетку для одежды и обуви.
Принять душ
примерно за столько можно принять душ в поезде
Сходить в туалет в соседнем вагоне или бесплатно на вокзале
В туалете поезда должны быть бумажные полотенца, мыло и бумага. Если их нет, скажите об этом проводнику: он обязан их принести.
Если в туалет в вашем вагоне огромная очередь, можно сходить в соседний — даже если это купе, вам никто ничего не скажет. Кроме того, из абзаца 4 ст. 80 устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что вы можете за час до поездки и через час после прибытия бесплатно сходить в туалет на вокзале — достаточно показать билет кассиру уборной. Я не раз так делала — обычно пропускают без лишних вопросов.
Попросить разбудить себя
Проводник должен сообщать всем пассажирам, что поезд прибывает на очередную станцию. Обычно он делает это за 5—10 минут до остановки. Но можно и просто попросить проводника разбудить вас в нужное время — не только перед выходом.
Но я бы не рекомендовала надеяться на проводника: он может забыть о вашей просьбе. Обычно я ставлю несколько будильников на телефоне, если знаю, что приезжаю ночью и могу проспать свою остановку.
Сделать паузу в поездке, а потом продолжить путешествие
Путешественник имеет право сойти с поезда на любой станции на срок до 10 дней, например чтобы изучить один из городов по ходу следования. Допустим, по дороге из Москвы в Пермь можно выйти на пару дней в Нижнем Новгороде, а потом продолжить путь.
Перевезти животное
В поездах разрешено провозить животных, причем без справки от ветеринара. Правила перевозки отличаются в зависимости от типа вагона:
Мелких зверей и птиц, например кошку, хомячка или чихуахуа, позволяют перевозить в клетке или контейнере на месте для ручной клади. Сумма длины, ширины и высоты контейнера не должна превышать 180 см. Обычно каждому пассажиру разрешено взять с собой только один такой контейнер. Например, мои друзья регулярно ездят из Санкт-Петербурга в Москву и обратно с йоркширским терьером. Сначала собака нервничала, но потом привыкла к переноске и теперь спокойно относится к поездкам.
Если животное не помещается в переноску размером 180 см, то относится к крупному. Тогда для него надо выкупать все места в отдельном купе и перевозить его там — с поводком и в наморднике, под наблюдением хозяина. Оформить билет на поездку с животным можно на сайте РЖД или в кассе.
Условия перевозки животных в скоростных поездах отличаются:
примерная стоимость перевозки животного на расстояние 600—1500 км
Животное должно быть в клетке или контейнере размером до 180 см по сумме трех измерений. Туда надо положить кормушку и корм, поилку, опционально — игрушку. Вес контейнера вместе с животным — до 75 кг. Обязательно нужно указать данные о человеке, который будет встречать питомца.
Нельзя перевозить животных и птиц, чье поведение может угрожать жизни и здоровью пассажиров или работников: больных, неприрученных или неадекватно себя ведущих питомцев. Чтобы перевезти животное, изучите правила перевозки.
Перевезти велосипед и другую ручную кладь
В поездах дальнего следования можно провозить велосипед как багаж — в разобранном и упакованном виде. Велосипед примут в поезд со снятыми колесами, педалями, багажником, крыльями и рулем, в чехле или пленке. На сайте РЖД есть инструкция по его транспортировке.
Удобнее всего путешествовать с велосипедом в плацкарте: там он легко помещается на третьей полке и не мешает пассажирам. Бесплатно можно перевезти байк весом до 36 кг, для вагонов СВ — до 50 кг. Размер велосипеда в сумме трех измерений не должен превышать 180 см.
Если велосипед более габаритный, его можно перевезти в багажном купе. Для этого надо приехать на вокзал заранее и оформить перевозку в кассе.
Кроме велосипеда, в поезде можно провезти любую ручную кладь весом до 36 кг и размером до 180 см по сумме трех измерений, например лыжи, удочки и другие вещи. Еще в ручной клади можно перевозить байдарки и детские коляски — в разобранном и упакованном виде.
Я ни разу не перевозила в поезде велосипед. Зато как-то мы с друзьями ездили в Карелию, где планировали сплав на байдарках. Для этого нам нужно было сначала добраться из Москвы в Петрозаводск и провезти с собой 4 байдарки. Мы спокойно сдали их в багаж, доплатив за перевозку.
Перевезти авто или мотоцикл
В некоторых составах есть места для перевозки авто. Их бронируют за 3—90 дней до поездки. Оплатить билет нужно не позже суток до отправления. Перевозить автомобиль сложно, но, если вы готовы на это, вот что нужно сделать.
Уточните, есть ли в поезде вагон для перевозки транспорта. В Москве и Санкт-Петербурге позвоните в центр организации перевозок транспортных средств, в других городах обратитесь в единый информационный центр РЖД.
Оформите документы и оплатите перевозку. После подтверждения заявки нужно оформить документы с помощью бесплатной курьерской службы или в спецкассах.
Для оформления перевозки предоставьте в кассе или курьеру:
После проверки документов распишитесь и оплатите перевозку. После этого вам выдадут:
Сдайте авто на погрузку, предоставив в терминале распечатанный купон электронной багажной квитанции с реквизитами перевозки.
Авто должно быть исправным, на время поездки нужно отключить сигнализацию и оставить в баке не больше 10 литров бензина — он понадобится при загрузке и выгрузке машины.
В салон авто можно сложить багаж весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг. Его оформляют как грузоперевозку и оплачивают по отдельной багажной квитанции.
Один вагон для авто вмещает 4 машины. Их закрепляют специальными упорами. Проводник контролирует перевозку: он загружает и выгружает машину, оформляет опись. Если поезд идет за рубеж, он вместе с владельцем авто присутствует при прохождении таможни.
Если вывозите авто за границу, убедитесь, что у вас нет налоговой, банковской или еще какой-либо задолженности или ограничения на выезд. В ином случае вас могут снять с поезда вместе с авто, что означает задержку состава и крупный штраф.
Вернуть забытые вещи
Оставить заявку на розыск вещи, которую вы забыли на вокзале или в пригородном комплексе, можно по телефону 8 800 775-00-00 или по адресу info@rzd.ru. Еще можно обратиться к начальнику вокзала — для этого нужно уточнить в справочной, где находится его кабинет. Сообщите ему номер поезда, вагона и места, на котором вы ехали, а также приметы потерянных вещей. После этого начальник вокзала свяжется с поездом и уточнит, есть ли там ваши вещи. Если их сняли с поезда, скорее всего, они будут храниться в бюро находок 30 дней — после этого срока никто за них не отвечает. За хранение вещей придется заплатить — эта услуга стоит 150 Р в день.
Еще один вариант вернуть вещи — заполнить электронную заявку на сайте РЖД, но эта услуга доступна только для поездов дальнего следования.
Занять детей игрой или чтением
В некоторых поездах есть бесплатная детская комната, например в составах «Аллегро» по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки. Там дети играют и читают книги. В самом поезде оборудовано место для провоза детских колясок, а для ухода за грудными детьми в туалетной комнате предусмотрен столик для пеленания.
В некоторых поездах для детей 5—14 лет есть бесплатная услуга «Библиотека юного путешественника». Там выставлены книги на русском и иностранном языках. Например, есть произведения Барто, Бианки, Маршака, Толстого, Заходера, Волкова, Булычева, Успенского, братьев Гримм, О. Генри, Роулинг, Нурдквиста и других авторов.
Библиотеки есть в 20 поездах, например в двухэтажном составе № 104 Москва — Адлер, № 31/32 «Лев Толстой» Москва — Хельсинки, № 133/134 Томск — Анапа, Санкт-Петербург — Адлер, Москва — Казань.
Пожаловаться
Если вы хотите пожаловаться на обслуживание в поезде, можно сделать это в книге жалоб и предложений — она находится у начальника пассажирского состава.
Поезд жизни за вагоном вагон
А ночью будет волшебство,
пустой перрон,
сентябрь и лето.
Продлится это до рассвета
и из последнего вагона-
«Прощайте я уже ушло…»
Не бойтесь прыгнуть в последний вагон уходящего поезда, следующего до станции «Прощение».
Мы бежим за последним вагоном
Мы бежим за последним вагоном,
Всё пытаемся поезд догнать,
Но не знаем, что там, за перроном,
Можно запросто больно упасть.
Да и нужно ли это?-Не знаем.
Может нам надо взять и отстать?
Будет день новый, будет и поезд,
Просто нужно чуть-чуть подождать…
Стираются лица, мелодии, звуки.
Кружат хороводы безумных ночей.
Так хочется броситься в твои руки,
Но я просыпаюсь снова ничьей.
Забыты слова, и лишь тихая песня
Всплывает в прокуренной ветром груди.
Я тихо пою, спотыкаясь о чувства,
Которые встречу еще впереди.
Быть может, не нужно бояться летать?
Не слушая тех, кто безжалостно гонит.
Но силы пока что меня предают:
На станции «Жизнь» я в последнем вагоне
Последний вагон
Странные люди в последнем вагоне,
То ли растеряны, то ли пьяны,
Может не верят, что их не догонят
Толпы невзгод и гнетущие сны.
Встретиться взглядом боятся друг с другом,
Искры рождает касание тел.
Сердце на взводе, дыханье упруго,
Вздох облегчения — чудом успел.
Вроде расслабились, книги достали,
Кто-то газету, сосед телефон.
Прошлое спит на скамейке вокзальной,
Куплен билет, но не в этот вагон.
Когда хватаешь за хвост последний уходящий поезд и взбираешься на ходу в последний вагон, то наступает такое облегчение… И чувство, что всё будет хорошо, уже тебя уверенно не покидает…
Успей «вскочить на подножку УХОДЯЩЕГО поезда». «Войди в последний вагон».
На заставке: Яндекс-картинки к теме
. Жизнь моя — железная дорога,
вечное стремление вперед.
Маргарита Алигер. 1938г.
Неясности много
в туманной дали.
Но поезд назад не вернется!
Его пассажиры
себя обрели!
Такое не всем удается!
Сергей Бурдаев
Самое время поговорить о времени.
Тема настоящей публикации о переносном значении (тропах) высшей ценности для человека, времени жизни. В заголовке и подзаголовке тропов три:
— вскочить на подножку уходящего поезда;
— войти в последний вагон;
— поезд уже ушёл.
(Да и действительно, в прямом значении составляющих, разве можно запрыгнуть в вагон, минуя его подножку).
И тут в ряд выстраиваются фразеологизмы русского языка:
— после драки кулаками не машут;
— перед смертью не надышишься;
— хороша ложка к обеду;
— чего не наелся, того не налижешься.
Все фразеологизмы говорят о том, что если человек что-то делает, то это нужно делать вовремя.
Перроны, перроны, платформы, вагоны!
Мечусь, как шальная, мой поезд уходит!
И срок на исходе, и нервы на взводе.
Туннели, перроны… Да кто же так строит?!
Таблички, табло… Переполнены залы
Пришедшими загодя или недавно.
На стенах панно, на полу чемоданы,
Билетные кассы большого вокзала…
Да где же мой поезд?! Билеты в кармане.
Куда же я еду?! Не помню… Не знаю.
Судьбу проклиная, по схеме гадаю,
Мечусь и опять не туда попадаю.
Стою, чуть не плачу! Да что ж за несчастье.
В последнее время со мной это часто…
А люди вокруг, как всегда, безучастны…
Ах, вот он! Мой поезд: «Отчаянье – Счастье».
Влетаю стрелой на подножку вагона.
Успела. Прощайте, вокзалы, перроны…
Не знаю, что будет. Как примут? Кто встретит?
И стёрто число на обратном билете.
© Copyright: Лариса Самойлова-Шабуня, 2008
— Рассуждение первое по материалу Амвросия Грабенича в живом журнале https://a-grabenich.livejournal.com/32717.html#comments и его обсуждению. Отдельные моменты здесь не просто удивили, но и некоторым образом шокировали.
Вот эта повесть https://www.litmir.me/br/?b=65079&p=22.
Одиннадцатилетнего пацана Мишку Додонова, оставшегося после смерти отца (от голода) старшим при больной матери и двух младших братцах, слово Ташкент из разговоров лопатинских мужиков, как далёкая звезда на небе, манило запахом хлеба, сытостью, жизнью. Он мечтал добраться туда, заработать там и привезти домой, прежде всего на посев хоть фунтов пятнадцать пшеницы, да хлеба кусками побольше, чтоб накормить маму и малышню.
В рваных лаптях, с двумя штопаными мешками, начал он считать подножки уходящих на восток поездов, каждая из которых для него могла стать последней, как и тот поезд, которому она принадлежала.
Лишь один эпизод того вечного стремления вперёд:
А вагоны двигаются.
Прямо на глазах двигаются.
— Прощай, Ташкент!
— Прощай, Лопатино село!
Но бывает по-другому, когда умирать не хочется.
Не хотелось Мишке умирать.
Собрал он последние силы, натянул проволокой каждую жилу, ногами подножку нащупал. Изогнулся, опрокинулся спиной вниз легче стало держать каменный отяжелевший зад.
— Теперь не упаду.
Обрадовался маленько, а с площадки человек смотрит сердитыми глазами. Что-то сказал, но колеса вагонные проглотили голос, смяли торопливыми стуками. Не понял Мишка, только поглядел жалобно на человека сердитого,
— Дяденька поддержи!
— Пускай расшибется!
А потом (это уж совсем неожиданно) ухватил Мишку за руку около плеча, выволок на площадку. Поставил около сундучка с фонарем, сердито сказал:
— Убиться хочешь?
Но не один Мишка с его чистыми помыслами, а ещё много ребятни, тётенек и дяденек, пытались в то время вскочить на подножки уходящих от них поездов. И скольким это удалось? Сколько же было сброшено более проворными, тоже пытающимися вскарабкаться. А может это не проворство? А инстинкт самосохранения? Успей на свой поезд. в прямом и переносном смысле. И кто, если не ты? Неважно какой ценой. Как в животном мире? Побеждает сильный?
Слабые же УЖЕ не втиснутся в свой поезд, не доедут до своих ташкентов, не привезут те два мешка пшеницы, как Мишка, не станут хозяевами жизни, отцами следующего поколения.
Будут ли гордостью детей и внуков, родившихся от тех, сумевших тогда. вскочить на ту подножку любой ценой? Примут ли внуки эти подвиги дедов или осудят?
— Рассуждение второе по четырёхсерийному док. тел. фильму Анатолия Малкина (АТВ) «Она написала себе роль«; по повести «Старая собака» и худ. фильму «Кто войдёт в последний вагон...» (1986г.).
Но начнём всё же с фильма, в названии которого уже означен тот последний вагон, так для нас важный.
Об этом она рассказала А. Малкину в его фильме https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/34206.
Как считает писательница, она успела вскочить в последний вагон, «ухватила удачу за хвост» с первым своим рассказом «День без вранья«, опубликованным в июле 1964 года. Это были последние месяцы хрущёвской «оттепели» (в октябре Хрущёв был снят со всех должностей). Но Токареву тогда уже заметили. По этому рассказу, по её же сценарию был снят фильм «Урок литературы» в 1968 году. А далее в 1969 году была опубликована и первая книга «О том, чего не было». Лиха беда начало.
Героине В. Токаревой, медсестре роддома, шёл тридцать второй год. Это не много и не мало, смотря с какой стороны смотреть. Например, помереть — рано, а вступать в комсомол — поздно. А выходить замуж — последний вагон. Поезд уходит. Вот уже мимо плывёт последний вагон. У них в роддоме тридцатилетняя женщина считается «старая первородящая».
И на глазах у читателей и зрителей перед Инной проплывут какие-то два вагона, наверное, всё-таки не последние.
Первый «друг», которого, как ей казалось, она любила, десять лет морочил ей голову «завтраками» как та «собака на сене» («И сам не ам, и другому не дам»). Инна, как и Алла из «Осеннего марафона» Г. Данелии, всё на что-то надеялись, слушая враньё своих болтунов.
Вторая же попытка Инны увести женатого мужчину из семьи с устоявшимися отношениями, потерпела очередное фиаско уже по её вине. Наверное, так и должно. В ситуацию наклёвывающегося нового брака жениха, ещё не разорвавшего узы старого брака, вмешалась собака, но не та, что стерегла стог, а любимая законными супругами старая собака, жившая в семье долгих шестнадцать лет и заменявшая бездетной паре, по сути, отсутствие детей (по медицинским показаниям). Инна не любила собак, да и чужого мужа она тоже не любила.
Возможно, это и к лучшему.
И до тех пор, пока катится твой поезд, будет мелькать последний вагон надежды. (В. Токарева «Старая собака»).
II. А поезд шёл-шёл. И ушёл-таки.
Поезд ушёл, упущено время. А было его «вагон», как в шутку говорят.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Данте Алигьери
Наверное, подходящим примером для рассуждений об ушедшем поезде будет рассказ писателя и сценариста Ю.М. Нагибина (1920-1994) «Срочно требуются человеческие волосы» (1968г.).
Рассказ о чисто случайной встрече у входа на киностудию «Ленфильм» молодой женщины Наташи Проскуровой, актрисы, и седовласого пожилого мужчины Сергея Ивановича Гущина (Гущина, так упорно называет его автор на протяжении истории), инженера-катапультиста, приехавшего в командировку как консультант. Шуточное общение у объявления о нужде киношников в седых волосах для париков вдруг стало, как оказалось, тонкой связующей нитью всего лишь на один день и одну ночь этой пары.
Каким на самом деле был наш герой?
. Гущин не любил Каланчевскую площадь. Ее вокзалы обещали дальний путь в три стороны света: на север, восток и юг – до последних пределов страны. И люди садились в поезда и ехали к Тихому океану и Белому морю, на берега Арагвы и Куры, а Гущин никуда не ездил. Его мучила эта возможность дальних странствий, пропадающая для него втуне не столько по недостатку времени и средств – при желании и то и другое можно было найти, – сколько из душевной вялости, неумения сломать каждодневность, отпустить семейную лямку. Он чувствовал себя виноватым перед вокзалами – московский муравей, не рискующий выползти из магического круга, очерченного рутиной. Но сегодня он без стыда и виновности вышел на площадь. Он съездил вроде бы не за тридевять земель, но, быть может, в самое дальнее путешествие. И, поухватистее взяв за ручку свой малый багаж, Гущин деловито замешался в толпу других путешественников.
Почему он не остался по жизни с любимой женщиной?
А всё могло быть иначе. Но поезд ушёл.
— Телевизионная версия рассказа Ю. Нагибина (Ленинградское телевидение, 1970г). https://www.youtube.com/watch?v=DjrItRnCOBk
В заключительной сцене спектакля Гущин, пытающийся навсегда уехать из Москвы в Ленинград к любимой женщине, уже выходит из дома, но на углу оборачивается и, увидев высунувшуюся из окна жену, поворачивает назад... Перед ним вдруг всплывает образ Наташи. Гущин успокаивает себя в своём решении: «Я знал, что ты меня поймёшь».
Слова: Симон Осиашвили
Музыка: Рустам Неврединов
в исполнении Николая Караченцова
Когда я был юным и глупым,
Туман мне глаза застилал,
Но жизнь, прогулявшись по кругу,
Мне всё разглядеть помогла.
С судьбой не сыграешь в картишки,
И мне скоро срок протрубят…
А я всё такой же мальчишка,
Как был много весен назад.
Мой поезд ещё не ушёл,
Ещё не налит посошок –
И мне торопиться пока ещё повода нет.
Мой поезд ещё не ушёл,
Ещё мне и здесь хорошо –
Недаром закат временами похож на рассвет.
Вот так это в жизни бывает,
Часы не дано обмануть:
Меня стариком называют,
Но я не в обиде ничуть.
Ещё я любуюсь невестой,
Вино, словно воду, я пью,
Ещё сердце тянется к песне –
Мой поезд ещё не ушёл,
Ещё не налит посошок –
И мне торопиться пока ещё повода нет.
Мой поезд ещё не ушёл,
Ещё мне и здесь хорошо –
Недаром закат временами похож на рассвет.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»