поезд в пусан актеры озвучки
Рецензия на фильм «Поезд в Пусан»
Мощный южнокорейский зомби-хоррор, который не предлагает ничего радикально нового, но комбинирует известные жанровые приемы и ходы в нечто по-настоящему уникальное
Сок Ву (Гон Ю) – вечно занятой фондовый брокер. Он разведен и живет в Сеуле с матерью, которая присматривает за его дочерью Су Ан (Ким Су Ан). В день своего рождения девочка хочет, чтобы они с отцом съездили к ее маме в Пусан, но не успевают герои сесть на поезд, как город охватывает эпидемия неизведанного вируса, превращающего своих жертв в кровожадных убийц. Казалось бы, в мчащемся экспрессе можно почувствовать себя в безопасности, но одна из пассажирок инфицирована, так что поездка окажется не из приятных.
Кадр из фильма «Поезд в Пусан»
Южная Корея у мирового зрителя уже давно ассоциируется с жестким, брутальным и одновременно чувственным кино, но так уж повелось, что «чистых» жанровых хорроров в этой стране снимают мало – эстетская вампирская «Жажда» есть, комиксоидный монстр-муви «Вторжение динозавра» в наличии, почти слэшерный «Я видел дьявола» тоже имеется, но это все-таки немножко не о том и не так. «Поезд в Пусан», с другой стороны, абсолютно четко следует общемировым «чекпойнтам» типичного фильма о зомби – разрозненные намеки на грядущую эпидемию, ее первая вспышка, клаустрофобичный саспенс одиночных стычек и эффектный финал на открытом воздухе с целой ордой зараженных, которые громоздятся друг на друга в жуткий пчелиный рой.
Кадр из фильма «Поезд в Пусан»
При виде этой копошащейся, скалящейся и рычащей бесформенной массы тут же вспоминается «Война миров Z», но «Поезд в Пусан», как это ни странно, лучше. Да, в нем нет «планетарного» масштаба голливудского хита, но, например, Гон Ю и Ма Дон Сок (играющий другого пассажира – раскачанного увальня, трогательно ухаживающего за беременной женой) выдают харизму, до которой Брэду Питту (по крайней мере, конкретно в «Войне миров Z») ой как далеко, а маленькая Ким Су Ан играет так ярко и эффектно, что с легкостью переигрывает всех детей из американского фильма, вместе взятых.
Кадр из фильма «Поезд в Пусан»
Обходит «Поезд в Пусан» своего голливудского родственника и в другом – как водится у азиатов, это довольно эмоциональное кино. Не такое глубокое и трогательное, как корейцы умеют, когда целенаправленно на это работают, но на порядок более проникновенное, чем сухая, даже механистичная западная «Война». Хотя на представление персонажей у авторов почти нет времени, практически каждый из центральных героев получился выпуклым и ярким – пусть это герои-функции, но функции, прописанные жирно и со знанием дела, чтобы с изюминкой, но ничего лишнего или затягивающего сюжет.
Вообще динамика фильма и его разнообразие – еще одно его бесспорное достоинство. Длится «Поезд в Пусан» почти два часа, и авторы используют с толком каждую минуту. И, что удивительно, при всей кажущейся бедности возможных в таком сюжете ситуаций, создатели придумывают около десятка принципиально отличающихся друг от друга экшен-сцен. Герои то пытаются сойти на кажущейся пустынной станции, то прячутся от зараженных в туалете, то пробиваются с боем через несколько вагонов к «своим». И даже этот прорыв реализован крайне разнообразно – один вагон персонажи проходят одним способом, второй – другим, для третьего придумывают новую тактику. Фильм постоянно меняется, живет и дышит, он всеми силами пытается не застрять в жанровой колее, и хотя в финальной трети он все-таки становится более прямолинейным, простым и, что уж тут греха таить, туповатым (персонажи все чаще ведут себя как идиоты), это уже не успевает серьезно подпортить впечатление. Тем более что выглядит «Поезд в Пусан» по-корейски стильно – картинка яркая, сочная и совсем не бедная. По крайней мере, грим инфицированных вполне убедительный – так и тянет сказать, «скромненько, но со вкусом».
Поезд в Пусан
Персонажи
Поиск персонажей
Бездомный, ехавший в поезде без билета. Помогал выбраться оставшимся выжившим. Погиб под обрушившимся вагоном.
Черлидер бейсбольной команды и подруга Ён Гука. Протестовала против того, чтобы запереть Ён Гука, Сок У и Сан Хва в тамбуре, когда те прорывались в вагон к выжившим, однако её не послушали. Погибла от укуса зомби.
Молодой игрок в бейсбол, ехавший на поезде вместе со своей командой. После неудачной высадки в Тэджоне потерял практически всех друзей и наряду с Сок У и Сан Хва оказался отрезан от большинства выживших. Погиб, будучи укушенным зомби.
Богатый бизнесмен, направлявшийся из Сеула в Пусан, где живёт его мать. После появления в поезде зомби начал вести себя крайне эгоистично, без раздумий жертвуя жизнями других пассажиров, лишь бы спастись самому. Был инфицирован на вокзале в Тэгу, но всё же пробрался на локомотив с выжившими. Погиб от рук Сок У, уже обратившись в зомби.
Одна из двух сестёр, ехавших в Пусан (судя по всему, старшая). Была укушена и обратилась в зомби, оказавшись отрезанной от остальных пассажиров после неудачной высадки на станции Тэджон.
Рабочий, ехавший в Пусан вместе с беременной женой. После неудачной высадки на станции Тэджон оказался вместе с Сок У и Ён Гуком отрезанным от других пассажиров и решил пробиваться к ним. Погиб, решив остаться в вагоне, куда прорвались зомби, и сдерживать их, тем самым спас Сон Гён.
Беременная жена Сан Хва. Была одним из двух уцелевших пассажиров, которым удалось добраться до Пусана.
Пятилетняя дочь Сок У и его бывшей жены. Жила с отцом в Сеуле, но очень хотела встретиться с матерью в Пусане. Вместе с Сон Гён смогла добраться до Пусана живой.
Сестра Ин Гиль. Увидев, что та превратилась в зомби, открыла ей и другим мертвецам дверь в вагон в живыми, после чего почти все выжившие были укушены.
Как корейский аниматор придумал зомби-хоррор «Поезд в Пусан»
В 2020 году с кино всё очень сложно, потому есть нечто метафорическое в том, что единственным крупным летним блокбастером стало продолжение «Поезда в Пусан». Это история о стихийной зомби-эпидемии в Корее, против которой оказалось бессильно государство, и людям пришлось выживать своими силами. Наш редактор Варков — о социальном подтексте пандемии.
Продолжение «Поезда в Пусан» в этом году должны были показать в Каннах, но вмешался коронавирус, и планы пришлось изменить.
Ранние работы
Франшиза «Поезд в Пусан» — детище аниматора Ён Сан-хо. До первой части в 2016-м он был известен по нескольким короткометражкам и двум серьезным анимационным фильмам — «Королю свиней» (Dwaejiui wang) и «Подделке» (Saibi). В анимации 2011 года в основе истории конфликт детей из богатых и бедных семей. Последние вынуждены терпеть унижения, но, как известно, рано или поздно всему приходит конец. Неважно, насколько вы знакомы с корейским укладом жизни, элементы школьного социального расслоения хорошо знакомы каждому, кто учился в России. И эти темы будут близки всем.
В «Подделке» 2013-го Ён Сан-хо идет дальше, развивая тему социального расслоения (тема крайне популярна в корейском кино): деревня, где живут главные герои, на грани затопления. Бюрократическая система местных властей обещает помочь, но ничего не делает для этого. Люди, пытаясь найти помощь, обращаются к пастору. Так он берёт на себя ответственность за чужие жизни и их будущее. Режиссер наглядно показывает обратную сторону религии — бездумное следование правилам и нечистых на руку священников. И всё это в контрасте с властями, которые заняты чем угодно, кроме реальной помощи людям.
В 2016-м выходит сразу два новых проекта от Ён Сан-хо, и оба в одной вселенной: «Поезд в Пусан» и «Станция „Сеул“». Начнём с игрового фильма — он рассказывает о неожиданно вспыхнувшей эпидемии, которая застала главных героев в скоростном пассажирском поезде.
«Поезд в Пусан»
На первый взгляд, «Поезд в Пусан» — это типичный пример фильма ужасов из жанра contained horror. Герои заперты в замкнутом помещении с «монстром», и, чтобы выжить, им нужно работать сообща, отбросив все разногласия. Наверняка вы хотя бы раз смотрели фильм с подобным сюжетом, только в версии Ён Сан-хо вместо одного монстра несколько десятков зомби, заражающих за несколько секунд.
Кадр из «Поезда в Пусан»
Мертвецы в фильме не классические. Они похожи на быстрых зомби из ремейка «Рассвета мертвецов» Зака Снайдера, потому что быстро бегают и не устают в отличие от людей, и на зараженных из «28 дней спустя», потому что вирус обращает носителя за короткий срок. При этом зомби были не способны видеть в темноте — одна из самых запоминающихся сцен фильма показывала, как герои пытались шумом обмануть мертвецов, чтобы пройти мимо. Но главное достижение Ён Сан-хо — режиссёр откровенно показывает, что будет с зомби, если они будут бесконтрольно себя вести и бежать огромной голодной толпой. Лучшие сцены в фильме связаны с этим, и спецэффекты впечатляют — Брэду Питту в «Войне миров Z» такое и не снилось.
Кадр из «Поезда в Пусан»
Идея социального протеста в фильме достигает апогея. Здесь под метафорой зомби-эпидемии можно увидеть то, что простые люди, бездомные, военные, офисные клерки и прочие слои объединяются единой идеей смести все. Здесь нет речи о том, чтобы что-то строить вместо текущего порядка, задача лишь уничтожить любой ценой. Отдельно стоит сказать, что «заразность» этих идей отлично представлена самим неизвестным вирусом — он способен зацепить любого, даже представителя богатого сословия, по несчастливой случайности оказавшегося не в то время не в том месте.
В этой метафоре Ён Сан-хо не новатор, он продолжает идеи создателя зомби в современном понимании Джорджа Ромеро. В своих фильмах он тоже вел довольно очевидную метафору, что зомби — это широкие общественные массы, вынужденно идущие на демонстрации против власти. Но в «Поезде в Пусан» все представители высшего класса, оказавшиеся в составе, полном мертвецов, быстро понимают, что их положение здесь не поможет — нужно либо объединяться с людьми, либо манипулировать ими. И различие методов отлично показано в фильме.
«Станция „Сеул“»
Любопытно, что изначально Ён Сан-хо хотел сделать анимационный фильм про зомби, но продюсеры настолько впечатлились задумкой, что предложили сделать игровое кино. Но анимация всё равно вышла, причем в том же году. «Станция „Сеул“» выступает приквелом «Поезда в Пусан» и рассказывает о событиях, предшествующих вспышке эпидемии в Сеуле. О происхождении вируса снова не говорят, но нам показывают и первого зараженного, и хаос, который творился в городе, пока поезд с героями фильма мчался в провинцию.
Кадр из «Станции „Сеул“»
Если в «Поезде в Пусан» контекст с протестом был завуалирован метафорой, то в «Станции „Сеул“» Ён Сан-хо подаёт свою задумку открыто. Когда в Сеуле вспыхивают беспорядки из-за зараженных, полиция бросается подавлять их и поначалу думает, что это бунт. Они не видят разницы между зомби и случайными людьми из бедных кварталов, оказавшимися по ту сторону баррикад. В их числе и главные герои. Полиция не понимает происходящего, а потому для них нет разницы между горожанами и безвольными зомби, и решение они видят лишь в применении силы.
В анимации поведение зомби отличается. Главное отличие — они прекрасно видят ночью, поэтому герои не могут скрыться от них в темноте. Если в фильме зараженные сливались в один бушующий поток, желавший поглотить уцелевших, то в мультипликационной версии прием у Ён Сан-хо иной. Здесь зараженные меняют цвет кожи и становятся похожи друг на друга, когда обращаются.
Кадр из «Станции „Сеул“»
Но главное — подобно «Ходячим мертвецам» и другим произведениям в этом жанре, «Станции „Сеул“», погружая зрителя в гущу зомби-апокалипсиса, напоминает: самое страшное существо — живой человек. Несмотря на ужас вокруг, главная героиня неминуемо сталкивается с кошмаром из своего прошлого, которое не отпускает её даже на грани Конца Света.
Кстати, «Станцию „Сеул“» показывали в эфире 2×2 в рамках цикла «Другая анимация».
«Поезд в Пусан 2: Полуостров»
В оригинале он Peninsula или просто «Полуостров», что точнее передает суть фильма. Сиквел не продолжает сюжет первой части и не показывает судьбу уцелевших героев. Зато зритель узнаёт, что эпидемия не вышла за пределы Кореи, и спустя четыре года мир живет, как прежде, за исключением беженцев из Кореи, которых не признают в близлежащих азиатских странах и считают людьми второго сорта. Пытаясь изменить это положение, главные герои соглашаются на опасную операцию — проникнуть обратно на полуостров, чтобы забрать там деньги из машины, брошенной на автостраде.
Кадр из «Поезда в Пусан 2: Полуостров»
Как и в предыдущих фильмах Ён Сан-хо, на первый взгляд это фильм-ограбление (нечто похожее и тоже с зомби сейчас снимает Зак Снайдер), но на деле это ограбление без ограбления. Оказавшись на полуострове, где за четыре года заразились почти все люди, главные герои понимают, что даже в их социальной ситуации есть, куда падать. Оказывается, в остатках Кореи уцелели люди, и хрупкое общество поддерживается жестокими играми, где бывшие военные делают ставки, кто из найденных ими бродяг дольше протянет на арене с зомби.
Ён Сан-хо умышленно обходит внешний мир стороной, быстро переключая внимание на разрушенные улицы Сеула кишащего зараженными города. Зомби здесь снова изменили поведение. Так, например, заражение теперь занимает больше времени (это было частично и в «Станции „Сеул“»), а ещё они стали менее быстрыми (что логично, за четыре года их тела заметно разложились) — теперь от них можно убежать.
Кадр из «Поезда в Пусан 2: Полуостров»
И в контексте постапокалиптической Кореи Ён Сан-хо снова говорит о социальных проблемах: лейтмотивом фильма идёт выбор главного героя, который он совершил в начале фильма. Заботясь о своей семье, он не помог людям на дороге, и, вернувшись через много лет, встретил их снова. Это терзает его изнутри, потому что, пока он, бывший военный, погружался на социальное дно, эти брошенные им люди выживали в настоящем Аду. Смеет ли он теперь подвести их? Этому и посвящён сиквел «Поезда в Пусан».
Другие работы Ён Сан-хо
Если вам понравились режиссёрские работы Ён Сан-хо, стоит также обратить внимание и на другие его работы. Например, он написал сценарий для анимационного фильма «Выпускной класс» (Joleopban), тоже вышедшего в 2016-м. Это драма отличницы и красавицы из выпускного класса, вынужденной подрабатывать проституткой. Фильм несколько затерялся на фоне «Станции „Сеул“», где главная героиня тоже работала в прошлом проституткой, но он достоин внимания.
Ещё любопытный проект режиссера — «Телекинез» (Yeomryeok) 2018-го, его Ён Сан-хо уже сам поставил, помимо сценария. Это история простого охранника, который, попив воды из горного ручья, получает способности к телекинезу. Это первый супергеройский корейский фильм, хотя к жанру он, конечно, относится достаточно формально. Это вновь драма о человеке из бедного класса, который бросает вызов корпорации, подмявшей под себя власть в родном городе главного героя.
Корейское кино уже не первый год штурмует зарубежные кинотеатры. В прошлом году «Паразиты» Пон Чжун Хо наделали шума, доказав, что люди неоправданно обходят стороной азиатское кино. Теперь корейский «Поезд в Пусан 2» становится главным блокбастером лета. Что будет дальше?
Проработал несколько лет в магазине комиксов. Писал о книжках с картинками, пока продавал их. Создал раздел комиксов на «Канобу» и спецвыпуск «Мира Фантастики». Теперь помогаю делать 2х2.медиа.