поэты которых не признавали при жизни
Позднее признание: Знаменитые литераторы, прославившиеся после своего ухода в мир иной
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эдгар Аллан По
Сегодня его называют родоначальником детективного жанра, а в его таланте никто не сомневается. При жизни рассказы Эдгара По изредка печатались в газетах, после чего на автора обрушивался очередной шквал критики. Его стиль был новым и зачастую непонятным для издателей, критиков и знатоков литературы. Он искренне верил, что надо потерпеть ещё немного, и его звезда засияет на литературном небосклоне.
Франц Кафка
Он никогда не стремился к славе и популярности, предпочитая писать свои шедевры и складывать их в ящик письменного стола. Сегодня его романами зачитываются миллионы, а в начале ХХ века сочинения Кафки казались чем-то малопонятным. Потому изредка публикуемые произведения оставались незамеченными ни критиками, ни читателями. Неудивительно, ведь в них находили отражение душевные метания и физические страдания автора, страдавшего от собственной неуравновешенности и многочисленных заболеваний.
Писатель скончался в 40-летнем возрасте, завещая другу сжечь все свои рукописи. Но последний решил приложить максимум усилий для издания творческого наследия Франца Кафки. А вот возлюбленная рано ушедшего гения беспрекословно выполнила его волю, уничтожив все те сочинения, которые у неё хранились. Изданные произведения произвели эффект взорвавшейся бомбы и с тех пор спрос на произведения Франца Кафки не снижается.
Фредерик Стендаль
Имя Фредерик Стендаль его современникам не говорило ни о чем, а произведения его оставались безвестными и непонятыми. Однако писатель искренне верил в торжество справедливости и считал: он пишет для потомков. Лишь следующие поколения читателей будут готовы принять его творчество. Теперь понятно, что Стендаль не ошибся, сегодня его имя – одно из самых значимых во французской и мировой литературе.
Омар Хайям
При жизни персидский философ был известен исключительно, как выдающийся учёный. Его вклад в математику и астрономию был высоко оценен не только потомками, но и современниками. Весьма популярные сегодня рубаи Омара Хайама в XI веке соплеменникам были неизвестны, хотя философ писал их на протяжении всей жизни. В начале XX века благодаря переводам Эдварда Фицджеральда рубаи стали очень популярны. Интерес к поэтическому творчеству Омара Хайяма заставил обратиться и вспомнить и его научные труды, которые были незаслуженно забыты веками.
Уильям Шекспир
Великий Шекспир был довольно успешен при жизни. Многие его произведения издавались, критики были весьма благосклонны к творчеству драматурга. И, тем не менее, настоящей славой назвать это было никак нельзя. Лишь в XIX веке, спустя не один десяток лет после смерти английского поэта, его творчество было оценено по достоинству, а его популярность можно было назвать бардопоклонничеством, как отмечал Бернард Шоу. Произведения Шекспира остаются удивительно современны и актуальны и сегодня, заставляя раз за разом задумываться и переосмысливать не только сочинения великого поэта, но и собственное отношение к жизни.
Эмили Дикинсон
Американская поэтесса при жизни была самой настоящей «белой вороной» в литературном мире. К изданию были допущены не более десятка её стихов, да и те нещадно критиковались. Подвергался разбору и переработке стиль стихотворений, который разительно отличался от всего, что было создано до неё, наталкивалась на непонимание своеобразное использование знаков препинания и даже заглавных букв.
После смерти Эмили Дикинсон сестра поэтессы обнаружила множество рукописей и стала готовить их к печати. Но и тогда далеко не все смогли оценить гениальность Эмили Дикинсон. Зато в начале XX века читатель смог, наконец, оценить яркую творческую индивидуальность талантливой поэтессы. Первый сборник стихов Эмили Дикинсон был опубликован лишь спустя 4 года после её смерти. Сегодня поэтессу считают одним из величайших поэтов Америки.
Еще один непризнанный при жизни гений Винсент Ван Гог не особо вписывался в тогдашний круг своих коллег-художников – жил он скромно и без затей, а его картины практически не продавались. Зато в наши дни его полотна продаются за миллионы, а личность художника не даёт покоя не только критикам, но и далёким от мира искусства обывателям.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
16 известных людей, чьи таланты были признаны только после их смерти
Есть много известных людей, которые продолжают жить с нами в рамках своей работы. Независимо от того, стремились ли они к признанию или нет, никто из них не может знать, насколько знаменитыми стали бы посмертно. Итак, вот список лучших 16 человек, которые оказали огромное влияние на общество, а также культуру даже после их смерти.
1. Винсент Ван Гог
Этот художник умер в 1890 году, продав лишь 14 картин, и всеобщее признание его художественных работ пришло только после 1900 года.
Винсент Ван Гог был застенчивым ребенком с низкой самооценкой, но позже обнаружил свою любовь к рисунку и живописи и начал развивать свою художественную карьеру. Позже он впал в депрессию и страдал от эпилепсии, что привело к смерти: художник скончался от потери крови, после попытки самоубийства. После своей смерти он оставил порядка 2000 работ, которые сегодня оцениваются в миллионы долларов.
2. Эмили Дикинсон
Работы Эмили Дикинсон, которая описывает свои личные мысли о смерти, смертности и природе, вышли в свет только после её смерти в 1886 году.
Эмили Дикинсон была застенчивой затворницей, которая едва ли опубликовала некоторые из её стихов в течение жизни. После смерти Эмили, её сестра Лавина обнаружила 40 ручных переплётов объёмом почти 1800 стихов и опубликовала. Многие считают, что неосуществлённые романтические отношения сосредоточили стиль письма Эмили Дикинсон на сугубо личный характер и связывают с событиями с её собственной жизни.
3. Франц Кафка
Этот немецкий писатель никогда не жил, наслаждаясь славой, так как издатели не принимали его работы и никто не воспринимал его всерьёз в течение его жизни.
В настоящее время рассматриваемый как самый влиятельный писатель-экзистенциалист 20-го века, Франц Кафка не получил известность при жизни. Он умер в 1924 году, из-за того, что страдал от туберкулеза и не мог самостоятельно принимать пищу. Перед смертью Кафка поручил своему другу Максу Броду сжечь работы. Но, к счастью, Макс опубликовал их и сохранил в истории.
4. Эдгар Аллан По
Этот американский писатель, который умер в 1849 году, даже не заработал достаточно денег, чтобы содержать себя в течение своей жизни.
Эдгар наиболее прославился своими стихами и рассказами, в частности, его мистическими рассказами. В то время как он смог опубликовать свою прозу, а также короткие рассказы, он никогда не зарабатывал достаточно денег, чтобы поддержать себя. И, после смерти его жены, он поддался чрезмерному употреблению алкоголя. Его работа почитается во всём мире за введение нового стиля письма и тем в мире литературы. Фактическая причина смерти Эдгара По до сих пор остаётся загадкой.
5. Генри Дэвид Торо
Этот философ умер в 1862 году, но его литература вдохновила многих лидеров, таких как Махатма Ганди и Лев Толстой.
Американский писатель, философ и историк, Генри Дэвид Торо был в состоянии по-настоящему подчеркнуть важность живой природы, единства с природой и мира природы. В течение своей жизни Генри никогда не был понят людьми, в результате чего только две из его книг был опубликованных в то время, пока он был ещё жив.
6. Генри Дарджер
Этот художник умер в 1973 году, но стал популярным только тогда, когда его знаменитая 15145-страничная фэнтезийная рукопись была обнаружена в 1990-е годы.
Генри считался психически неполноценным человеком, который прожил жизнь отшельником в Чикаго. Но он использовал свой опыт и жизненный путь, чтобы создать поразительные работы. На сегодняшний день он является широко известным за его фэнтезийную рукопись, название которой «История Девочек Вивиана», наряду с несколькими сотнями рисунков и акварельных картин, иллюстрирующих историю.
7. Грегор Иоганн Мендель
Этот учёный умер в 1884 году, но его основательная работа не была признана до 20-го века.
Грегор был австрийским учёным, который получил посмертную известность в качестве основателя современной генетики. Он обнаружил основные принципы наследственности в результате экспериментов с горохом в своём монастырском саду, но его открытие не было понято современниками. Сегодня в честь него названы два закона, связанных с генетикой.
8. Галилео Галилей
Этот итальянский астроном умер в 1642 году, но его теории были приняты только в начале 19-го века.
Галилео Галилей был учёным, математиком и астроном, который играл важную роль в научной революции, предоставляя драгоценную информацию и астрологические инструменты для научного мира. Он построил первый телескоп, с помощью которого были выявлены солнечные пятна, кратеры Луны и многие другие небесные тела в космическом пространстве. В своё время он часто подвергался критике со стороны тех, кто принимал активное участие в религии, которая считала, что мир не вращается вокруг Солнца.
9. Альфред Лотар Вегенер
Этот метеоролог умер в 1930 году, но его гипотеза не была широко принята до 1950 года.
Альфред Лотар Вегенер был немецким полярным исследователем, геофизиком и метеорологом. Во время своей жизни он сосредоточил свои исследования в большой степени на дрейфе континентов — он считал, что континенты были соединены друг с другом и постепенно двигаются вокруг Земли. Но отсутствие конкретных доказательств не позволило заработать его работе какого-либо одобрения. После его смерти, Джон Тузо Уилсон нашёл существенные доказательства того, что теории Альфреда были верными.
10. Ян Вермеер
Этот художник умер в 1675 году, но его талант был признан лишь в 19-м веке.
Наиболее известный своими картинами бытовых сцен жизни среднего класса, Ян никогда не получал признания его таланта во время своей жизни. В то время как он зарабатывал себе на жизнь в качестве художника, он не был известным за пределами города Делфт, и, конечно, никогда не был богат. Утверждают, что причиной его смерти стал стресс из-за финансовых трудностей. Густав Фридрих Вааген и Теофиль Торе-Бюргер, заново открывшие Яна Вермеера в 19 веке, публикуя эссе, приписывали ему 66 картин, хотя на сегодняшний день достоверно подлинными считаются его 34 картины, ещё 5 — дискуссионно.
11. Джон Китс
Критики не любили поэзию Джона Китса в течение всей его жизни, но к концу 19-го века он стал одним из самых любимых поэтов Англии.
Раньше мнения критиков о поэзии Китса не были благоприятными, с заметным исключением из его близких друзей и изгнанного Перси Биши Шелли. Только после его смерти в возрасте 25 лет, сделанные им работы начали приниматься во внимание своим стилем и чувственностью.
12. Стиг Ларссон
Хорошо известный в качестве журналиста в течение своей жизни, как автор он стал известен только после смерти.
Стиг Ларссон наиболее всего известен своей трилогией «Миллениум», которая включает в себя романы: «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнём» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки». Хотя Ларссон был известен в Швеции как откровенный журналист и редактор, его наследие известного писателя началось после его смерти в 2004 году.
13. Оскар Уайльд
Этот культовый автор был банкротом в момент смерти, и получил свою известность только после смерти в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита.
Оскар Уайльд был английским драматургом, прозаиком и поэтом ирландского происхождения. Он скончался в 1900 году в Париже полностью обанкроченным от уплаты судебных издержек на его арест и тюремное заключение за «грубую непристойность» с лицами мужского пола. Его работа получила широкую известность после его смерти, и он стал одним из самых популярных драматургов Лондона.
14. Ник Дрэйк
Ник Дрейк, который умер 41 год назад, был прекрасным музыкантом. Он не смог найти широкую аудиторию в течение своей жизни, но его работа постепенно получает более широкое внимание и признание. Дрейк страдал от тяжелой депрессии и умер в 1974 году от передозировки антидепрессантами.
15. Джефф Бакли
Исполнитель легендарной песни «Hallelujah», ставшая широко известной после посмертного выпуска его работ.
Музыкальная легенда, который умер слишком рано, выпустив только один альбом, Джефф Бакли остаётся одним из самых критикуемых исполнителей 1990-х годов. Джефф утонул во время ночного купания возле Мемфиса, штат Теннесси. После смерти было много посмертных релизов его работ, включая демозаписи и наброски к незавершённому альбому My Sweetheart the Drunk, а также расширенные издания Grace и Live at Sin-é.
16. Иоганн Себастьян Бах
Этот композитор музыки барокко стал широко известен только после возрождения интереса к его музыке в 1800-х годах.
Один из величайших композиторов всех времен Иоганн Себастьян Бах был малоизвестным во время его жизни и больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Технически блестящим и высококвалифицированным он стал широко известен только после возрождения интереса к его музыке в 1800-х годах.
Грибоедов, Кафка, Мелвилл и другие писатели, которые прославились после смерти
Иногда трудно поверить в то, что авторы общепризнанных шедевров так и не узнали о том, что стали популярны, — кто-то слишком рано умер, кто-то устал искать славы, а кто-то и вовсе на нее не рассчитывал. Рассказываем про знаменитых писателей, не оцененных по достоинству при жизни.
Александр Грибоедов (1795–1829)
Сейчас сатирическая пьеса «Горе от ума», высмеивающая московские нравы начала XIX века, известна каждому школьнику, но сам Александр Грибоедов — не только драматург, но и поэт, композитор и дипломат — не застал ни ее полноценной публикации, ни полноценной постановки в театре. Грибоедов завершил «Горе от ума» в 1825 году, и его друзья высоко оценили пьесу. Официально опубликовать ее, впрочем, было невозможно по соображениям цензуры, как и разыгрывать в театре.
Автору удалось увидеть лишь одну постановку, в 1827 году, и ту неполную, с серьезными сокращениями. Два года спустя 34-летний Грибоедов был убит во время резни в персидском посольстве, а его самое знаменитое произведение без купюр было опубликовано через 33 года после его смерти, только в 1862 году.
Джейн Остин (1775–1817)
Английская романистка Джейн Остин вряд ли могла предвидеть сумасшедшую популярность, которой есть у нее сегодня. И хотя технически при жизни Остин удалось опубликовать три романа и даже немного этим заработать, все они были подписаны «By a Lady» («Написано дамой») — женщина могла напечататься в то время только анонимно или под мужским псевдонимом.
Увы, ожидания Остин от литературной карьеры оправдывались редко: сначала ее дебютный роман «Сьюзан», позже переработанный в «Нортенгерское аббатство», слишком долго пролежал у издателя, пока не вышла другая книга с тем же названием. Потом она согласилась продать права на публикацию «Гордости и предубеждения» гораздо дешевле, чем могла бы, — Остин не знала тогда, что тираж ее предыдущей книги, «Чувство и чувствительность», успешно и быстро разойдется. О жизни писательницы подробнее можно узнать из книги английской исследовательницы и телеведущей Люси Уорсли «В гостях у Джейн Остин».
Герман Мелвилл (1819–1891)
Нельзя сказать, что Герману Мелвиллу категорически не везло с писательством — многие его рассказы и заметки были опубликованы. Но вот роман «Моби Дик», теперь считающийся шедевром, при жизни автора получил скептические оценки критиков. Мелвилл использовал свой опыт морской службы и реальную историю об огромном и неуловимом белом ките для того, чтобы создать сложный, философский, полный литературных аллюзий текст. Сложность романа (и особенно его объем — почти тысяча страниц) помешала роману завоевать популярность.
Герман Мелвилл / stock.adobe.com
Только празднование 100-летия со дня рождения Мелвилла в 1919 году возродило интерес к его персоне и творческому наследию, и с тех пор он считается одним из главных американских прозаиков.
Эмили Дикинсон (1830–1886)
Эмили Дикинсон при жизни удалось опубликовать лишь несколько стихотворений, да и те под псевдонимом, а сейчас она признана одной из лучших американских поэтесс. Произведения Дикинсон — более 1 800 стихотворений — были найдены после ее смерти сестрой Лавинией, которая решила во что бы то ни стало опубликовать их. Это удалось сделать с помощью любовницы брата Дикинсонов — Мейбл Лумис Тодд.
И хотя Тодд, несомненно, заслуживает всяческих похвал за сохранение творческого наследия Дикинсон, она вместе с наставником поэтессы Томасом Хиггинсоном отредактировала и пригладила стихотворения в соответствии с традиционными представлениями о поэтическом синтаксисе. К счастью, большая популярность сборников поэзии Дикинсон и исследовательский интерес привели к тому, что в последующих переизданиях новаторские элементы стиля поэтессы были сохранены.
Генри Дэвид Торо (1817–1862)
Современник Эмили Дикинсон Генри Дэвид Торо стал последователем философской школы трансцендентализма, призывающей уйти от цивилизации обратно к истокам. В качестве социального эксперимента Торо ушел жить в маленькую хижину в лесу и позже написал книгу «Уолден» о том, как провел там два года, два месяца и два дня. Несмотря на умеренно положительные отзывы критиков, тираж книги еле разошелся и больше не переиздавался при жизни автора.
В XX веке, однако, «Уолден» стали считать одним из важнейших текстов американской литературы — как отметил писатель Джон Апдайк, книга теперь настолько сильно ассоциируется с возвращением к природе, антикапиталистическим и гражданским протестом, что «рискует стать такой же священной, как Библия».
Сёрен Кьеркегор (1813–1855)
Кьеркегора называют одним из самых интересных и значительных мировых мыслителей. Но, как и многие другие авторы в нашем списке, датский философ прожил сравнительно недолгую жизнь (он умер, когда ему было всего 43), и практически вся она прошла в его родном Копенгагене. Кьеркегор не путешествовал, и только после его смерти его идеи стали активно распространяться за пределами Дании, чему поспособствовали переводы на главные европейские языки.
В самой Дании тексты Кьеркегора были относительно известными, но многие соотечественники негативно восприняли его антирелигиозный пафос и критику церкви. В итоге Кьеркегор стал мировой знаменитостью только в первой половине XX века — работы мыслителя повлияли как на философов, так и на литераторов: Симону де Бовуар, Мартина Хайдеггера, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра, Германа Гессе и других.
Франц Кафка (1883–1924)
Пожалуй, самый знаменитый и цитируемый пример — при жизни Франца Кафки было опубликовано несколько его рассказов (в том числе «Превращение»), но публикой и критиками они остались незамеченными. Писатель долгое время болел туберкулезом и, зная о своей скорой смерти, завещал уничтожить свои тексты. Писатель Макс Брод, долго пытавшийся убедить Кафку в его таланте, пренебрег его последней волей и все равно опубликовал их, превратив писателя в знаменитость посмертно.
Франц Кафка в 1910 году / vieusseux.it
Несмотря на то что ни один из романов Кафки — «Процесс», «Замок» или «Америка» — не был завершен, все они получили широкое признание. Известно также, что одна из последних любовниц Кафки, Дора Диамант, тоже проигнорировала его просьбу уничтожить хранящиеся у нее дневники и письма, но в итоге их конфисковало гестапо, и до сих пор их местонахождение остается загадкой.
Мэри Энн Шеффер (1934–2008)
Американка Мэри Энн Шеффер много лет работала в книжной индустрии, но первую и единственную книгу, «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» написала уже за 70. В качестве темы Шеффер выбрала нацистскую оккупацию острова Гернси, где как-то застряла, пережидая нелетную погоду. В итоге в 2006 году получилась рукопись эпистолярного романа о молодой писательнице Джулиет, которая изучала историю Гернси и его жителей, организовавших сопротивление нацистам под прикрытием книжного клуба.
К сожалению, здоровье Шеффер стало резко ухудшаться, и она не смогла самостоятельно внести требуемые издательством правки — вместо нее этим занялась ее племянница Энни Бэрроуз, чье имя в итоге тоже появилось на обложке. Шеффер не стало в 2008 году, незадолго до того, как роман был опубликован и возглавил список бестселлеров The New York Times, а в 2018 году книга была экранизирована с Лили Джеймс в главной роли.
Не в то время, не в том месте: гении, прославившиеся после смерти
7 июня исполняется 165 лет со дня рождения Поля Гогена — художника с тропических островов, писавшего экзотические пейзажи и смуглых красавиц-таитянок. Проект Weekend РИА Новости вспоминает о самом Гогене и других гениях, не доживших до собственной славы, и разбирается, как после смерти (а иногда – благодаря ей) рождались мифы о великих людях прошлого.
Поль Гоген: беглец с тропического острова
Долгие годы Поль Гоген мечтал о далеких краях, где мог бы целиком отдаться творчеству. Страсть к путешествиям была в нем с детства: первые годы жизни он провел в Перу, на родине матери, а в юности устроился на корабль помощником лоцмана и путешествовал у берегов Южной Америки.
Решение сосредоточиться на живописи пришло к Гогену в 37 лет — к тому времени у него была семья и пятеро детей. Родственники предпочли бы для него карьеру биржевого брокера, но увлечение — коллекционирование искусства и собственные художественные опыты — однажды пересилили притягательность финансовых сводок. Художник оставил семью (как думал, на время) и посвятил свою жизнь главному делу, ради которого готов терпеть лишения, ходить в потертом пальто, полинявшей шляпе, стертых башмаках.
«В нем мой капитал, будущее моих детей, она прославит имя, которое я им дал. Поэтому я продолжаю заниматься живописью; сейчас она мне не приносит денег (плохие времена), но сулит успех в будущем. Ты возразишь, что до цели далеко, но как я, по-твоему, должен поступить? Разве я виноват? Больше всех страдаю от этого я сам».
Легких времен с того момента у него не было, жил ли он в Понт-Авене, искал ли счастья на Мартинике или пытался добиться успеха в Париже. Особенно тяжелой для художника оказалась парижская зима 1885-1886-го года, когда, доведенный до отчаяния, он не умер с голода только потому, что расклеивал по городу афиши.
Но без отторжения от мира, желания бежать, стал бы художник тем, кем он стал? Его просветление, его зрелость и его художественный язык – все это мы находим в произведениях, созданных на Таити и Хива-Оа – острове, где Гоген провел последние годы своей жизни.
«Мне кажется, что мне еще никогда не удавалось добиться такой величавой и глубокой звучности в цвете», — отзывался Гоген о своей картине «Женщина под деревом манго», созданной в 1892-м году.
В 1891-м году художник впервые уехал на Таити, спустя пару лет на какое-то время вернулся во Францию, а затем, уже навсегда, перебрался во Французскую Полинезию.
Жизнь на Таити казалась наполненной яркими красками – «поэзия во всем», восхитительная природа, женщины, которых одно удовольствие писать (одна стала его женой, многие просто оставались на ночь) восхищали и вдохновляли художника. Колониальная Франция диктовала на острове свои правила и образ жизни, но зерно «гнилой цивилизации», от которой бежал Гоген, только начало пускать свои корни и мало влияло на вольные нравы коренного населения. В то же время проблемы со здоровьем (художник страдал от сифилиса и проказы), финансами и местными властями все чаще наталкивали его на мысль перебраться назад в Европу – на сей раз в Испанию.
Но этого никогда не произошло. Гоген умер на Хива–Оа.
При жизни художника на острове не находилось чудаков, готовых покупать его картины, так что Гоген просто дарил полотна или оставлял их в залог. На аукционе, состоявшемся после смерти, все его работы были проданы по ничтожной цене, а большая часть произведений и вовсе отправилась на помойку благодаря «эксперту» из Папеэте, разбиравшему архив художника и заключившему, что акварелям и рисункам «там самое место».
Прошло не так много времени, и Гоген оказался гением, чьи произведения и критика, и публика назвали шедеврами: случилось то, о чем художник не мог и мечтать всю свою жизнь. Сотни «любителей искусства» ринулись на острова в надежде перекупить работы, а самые предприимчивые, не мудрствуя лукаво, соскребали подписи с полотен его последователя Шарля Лаваля. Мир горячо полюбил Гогена.
Спустя годы поразительно метким кажется письмо, написанное художнику его другом Даниелем де Монфредом, уговарившего Гогена остаться на островах:
«Если ты вернешься теперь, есть угроза, что ты испортишь процесс инкубации, который переживает отношение публики к тебе. Сейчас ты уникальный, легендарный художник, который из далеких Южных морей присылает нам поразительные, неповторимые вещи, зрелые творения большого художника, уже, по-своему, покинувшего мир. Твои враги (как и все, раздражающие посредственность, ты нажил много врагов) молчат, они не смеют нападать на тебя, даже подумать об этом не могут. Ты так далеко. Тебе не надо возвращаться… Ты уже так же неприступен, как все великие мертвые; ты уже принадлежишь истории искусства».
Винсент Ван Гог: сумасшедший мистик
Ван Гог – хрестоматийный пример того, как гений открывается после смерти, а особенную роль в посмертной славе играет образ, созданный предприимчивыми дилерами для того, чтобы продвигать и продавать картины.
Вольный художник-самоучка, непризнанный гений, одинокий сумасшедший, отрезавший себе ухо – таковы «составляющие» мифа о Гогене. Этот образ появился при горячем участии немецкого галериста Юлиуса Мейер-Грефе, который оказался владельцем нескольких картин живописца и решил «подкорректировать» биографию живописца, добавив темных и мистических красок, чтобы продать полотна выгоднее.
Но феномен Ван Гога — не в сумасшествии последних лет, сделавшем личность художника притчей во языцех, а в колоссальном пути, который он прошел за недолгие десять лет. Как и Гоген, сначала художник делал карьеру на коммерческом поприще — торговал живописью и уже в 20 лет зарабатывал больше, чем его отец. После – собирался стать священником, полгода проходил стажировку в качестве миссионера в Бельгии, но в конечном итоге отказался от этой идеи.
Его образование: год посещений Академии художеств в Брюсселе, год учебы в Антверпене и еще два года в престижной художественной школы знаменитого педагога Фернана Кормона. Остальные «университеты» — сельские пейзажи, поля подсолнухов в Арле и ночные кафе, расцветавшие на одних полотнах яркими красками и становившиеся тревожными образами на других. «Эволюция» кисти Ван Гога была стремительной, а его стиль – уникальным и ни на что не похожим.
При жизни Ван Гог и правда не был популярным художником и плохо продавался, но и «безумным гением-одиночкой» он тоже не был. В переписке с братом Ван Гог представал человеком рассудительным, о его работах хорошо отзывались критики и коллеги, и, что самое важное, он имел возможность писать свои «поля и крестьян, море и моряков, шахты и шахтеров» без особенных финансовых затруднений. За спиной Ван Гога стояла семья, чьим фамильным делом была торговавшая искусством фирма Goupil & Cie, и, прежде всего, младший брат Тео, всю жизнь опекавший художника.
После смерти Винсента (и вслед за ним его брата, который не смог оправиться от тяжелой потери и умер через полгода), коллекция произведений живописца и его переписка оказались в руках супруги Теодора Иоанны Ван Гог. Охотников до творчества художника тогда не нашлось, да сама Иоанна не стремилась делать деньги на картинах, помня о мечте мужа устроить посмертную выставку.
Большую роль в открытии Ван Гога миру сыграли его письма, опубликованные вдовой Теодора в 1914-м году при содействии Эмиля Бернара и пролившие свет на его личность. «Миссию» продолжил и сын Теодора, тоже Винсент Ван Гог, усилиями которого в Голландии появился посвященный живописцу музей, располагающий бесценным собранием работ художника.
Франц Шуберт: гений-самоучка
Франц Шуберт, австрийский композитор-самоучка, один из основоположников романтизма в музыке, оставил после себя огромное наследие — песни, оперы, сонаты, мессы, но лишь малая часть сочинений, по большей части ранних, была известна его современникам. Только после смерти прозвучала и его Девятая симфония – вершина творчества, произведение, которое во времена композитора сочли слишком сложным для исполнения.
Большую часть жизни Шуберт если не нуждался, то испытывал серьезные материальные трудности и часто не имел средств, чтобы купить нотную бумагу. В молодые годы его грошовой зарплаты учителя музыки оказалось недостаточно, чтобы жениться на своей избраннице Терезе Гром. Девушка не стала перечить матери и вышла замуж за кондитера.
Между тем, талант Шуберта, сына директора школы в пригороде Лихтенталя, дал о себе знать в самом раннем детстве. Мальчик самостоятельно научился играть на фортепиано, музицировал, прекрасно пел и по протекции двух придворных мастеров – Сальери и Эйблера – был приглашен в императорский хор, где вскоре получил повышение – пост первой скрипки.
Став старше, Шуберт покинул капеллу из-за ломавшегося голоса и получил место преподавателя музыки. В это не самое лучшее для себя время он писал произведения с невероятной скоростью: так, в один из самых продуктивных своих годов, 1815-й, он создал более сотни песен (иногда писал по 5 – 8 в день), полдюжины опер и оперетт, несколько симфоний и церковных произведений.
«Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», — отзывался Шуберт о своей работе.
Но при жизни мир знал Шуберта только как автора песен. Будучи в Вене Шуберт получил признание в музыкальных кругах – но прежде всего как «легкий» композитор, вечера музыки которого сопровождались развлечениями, шутками и беседой с публикой. За всю жизнь усилиями друзей был организован один-единственный его концерт.
Всю жизнь писавший «в стол», Шуберт умер в 1828 году в возрасте 31 года после двухнедельной лихорадки. Эпитафия на его могиле красноречиво резюмировала жизненный путь:
«Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».
«Открытие» Шуберта произошло спустя десять лет после смерти. «Большая симфония» увидела свет в 1838-м году, когда ее во время визита в Вену обнаружил немецкий композитор Роберт Шуман и увез с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Мендельсон. Еще семь симфоний, несколько опер и месс сорок лет спустя нашли Джордж Гроув и Артур Салливан. Так начался интерес мира к наследию композитора, который подхватили и усилили Ференц Лист, Антонин Воржак, Гектор Берлиоз, Антон Брукнер, а позже — Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам.
Ян Вермеер: делфтский сфинкс
Голландец Ян Вермеер был открыт заново лишь в XIX столетии (почти 200 лет спустя), а свои дни закончил в нищете. Все произведения создателя «Девушки с жемчужной сережкой» его жена была вынуждена продать, чтобы оплатить долги кредиторам, а спустя какое-то время имя художника забылось окончательно. Позже чтобы продать картины, владельцы нередко меняли подписи на полотнах Вермеера, что еще больше запутало аттрибуцию его работ. Так, знаменитую «Девушку, читающую письмо у открытого окна» в 1724-м году саксонский курфюрст Август III купил в полной уверенности, что приобретает полотно Рембрандта.
При жизни Вермеер являлся уважаемым живописцем, писавшим в основном на заказ, а его мастерская в Делфте была одной из местных достопримечательностей, куда непременно захаживали приезжие ценители искусства. Положение художника и его семьи резко ухудшилось с началом войны между Голландией и Францией в 1672-м году. Вермеер, который всегда работал медленно и создавал по два-три полотна в год, мало заботясь об интересах рынка, потерял возможность продавать по достойной цене даже эти, немногочисленные, картины.
Французский путешественник Бальтазар де Монкони, посетивший Голландию в начале 70-х годов XVII века, писал в дневнике:
«Я был представлен художнику Вермееру в Делфте, но тот не имел в своем доме ни одной собственной картины. Мы, однако, обнаружили одну у пекаря, который купил эту работу за сотню ливров. Я же думаю, что и шесть пистолей было бы слишком высокой ценой».
Вермеер умер в 1675-м году от сердечного приступа и оказался забыт современниками на два столетия.
Всемирная слава Вермеера совпала с расцветом импрессионизма, который отказывался от темных тонов академического стиля в пользу яркой палитры, делал главным объектом внимания свет. Если современники разглядели в Вермеере выдающегося портретиста, то потомки — гениального новатора, который поднял живопись на новую высоту и, не оставив после себя ни одного ученика, спустя столетия оказался «предтечей» импрессионизма.
Первооткрывателем Вермеера стал Теофиль Торе – искусствовед и политик, который проявлял большой интерес к голландской живописи XVII века, много путешествовал по Европе и в одну из поездок наткнулся на полотно под названием «Вид Делфта». Торе поспешил разыскать другие работы неизвестного художника, а позже опубликовал ряд статей (под взятым в эмиграции псевдонимом Уильям Бурже), в которых поставил живописца в один ряд с другими выдающимися голландцами. Это Торе назвал Вермеера «Дельфтским сфинксом» — из-за числа загадок, оставшихся после мастера и обеспечивших ему дополнительный интерес публики.
Эдгар Аллан По: брат проклятых поэтов
«Отец» детектива и один из основоположников жанра ужасов. Мрачный тип, страдавший психическими расстройствами и писавший книги, в полной мере отразившие сумерки его страдающей души… Такой портрет рисует воображение при упоминании имени Эдгара Аллана По, чья жизнь, в самом деле – неиссякаемый источник тайн и «сенсаций», многие из которых, правда, так и останутся жить в качестве мифов.
Он с детства мечтал стать писателем как обожаемый им Байрон, а свои первые произведения записывал на листах бухгалтерских книг в конторе приемного отца Джона Аллана. Настоящая история писателя сама достойна книги: его родители, бродячие артисты, погибли, когда мальчику было пять лет, детство и юность он провел в приемной семье, но его отношения с отцом, по одной из версий, были не самыми радужными. Став старше, По уехал учиться в только открывшийся университет в Ричмонде, но быстро вылетел, проиграв в азартные игры немалое количество денег, и ушел в армию. По делал попытки найти общий язык с родными, но его мачеха вскоре умерла, и он ее так и не увидел, а примирение с Алланом оказалось временным.
Начало мифу про Эдгара По положил сам писатель: про свою юность он рассказывал, что вслед за Байроном хотел попасть в Грецию, чтобы принять участие в освободительной войне, но добрался только до Санкт-Петербурга. Позже биографы опровергли его байку и доказали, что в северной столице будущий писатель оказаться никак не мог.
Самая трагичная и загадочная страница жизни литератора – его отношения с женщинами и потеря супруги Виргинии Клемм. Писатель женился на девушке, когда той было 13, а ему — 27. Когда 27 исполнилось самой Виргинии, она умерла от чахотки. До сих пор неясно, какие отношения – любовные или просто дружеские – их связывали, но, как бы то ни было, убитый горем писатель пережил свою возлюбленную всего на полтора года и умер в сорок лет при загадочных обстоятельствах, так и не дождавшись признания.
Объявленный после смерти одним из лучших писателей, творивших на английском, при жизни же По тщетно пытался заработать хоть что-то на сборниках рассказов и стихов, и если и имел какую-то славу, то скорее как едкий критик, в пух и прах разносивший чужие книги.
Собственным произведениям По, время от времени появлявшимся в печати, тоже доставалось прилично: это сегодня о писателе говорят как о родоначальнике детективного жанра, научной фантастики и вмести с Мэри Шелли и Брэмом Стокером — книг ужасов, а при жизни для писателя у критиков находилось больше претензий, нежели похвал. Вот типичные: бесконечные назидания, бесконечные рассуждения обо всем, что занимало его фантазию, «провалы» в сюжете и в конечном итоге, отсутствие «чувства читателя».
Настоящая же слава По началась с Европы, где для нее много сделал Бодлер, почувствовавший духовное родство с автором. Его темное мистическое стихотворение «Ворон» пришлось ко двору и французским проклятым поэтам, и нашим символистам. Вот, наконец, последний штрих к «мистическому образу»: каждый год в день рождения писателя на его могилу в Балтиморе приходит загадочный поклонник, чье лицо скрыто капюшоном, молча кладет на его могилу три розы, ставит бутылку коньяка и так же безмолвно уходит прочь. Его ежегодные с 1930-го года «явления» — традиция, которую, несмотря на армию любопытствующих, никто не стремится нарушить.
Франц Кафка: одинокий затворник
При жизни Франц Кафка напечатал несколько рассказов и ни одного романа, а после того, как его главные произведения увидели свет, стал одним из важнейших писателей XX столетия.
По этим произведениям и дневникам, а также воспоминаниям близкого друга писателя Макса Брода, мы и судим о Кафке. Перед нами – фигура страдающая. Болезненный, неуверенный в себе человек, находившийся не в ладу с миром и, что немаловажно, отцом — виновником львиной доли его комплексов и несчастий.
«Я неспособен переносить тревоги и, вероятно, для того и создан, чтобы погибнуть от тревог. Когда я достаточно ослабею — а этого не придется долго ждать, — наверное, достаточно будет малейшей тревоги, чтобы выбить меня из колеи». (из дневников Кафки)
Но это – беспокойная внутренняя жизнь, внешне не изобиловавшая яркими событиями вроде далеких путешествий. Франц Кафка родился в Праге в еврейской семье, учился в Карловом университете, где получил степень доктора права, и большую часть жизни прослужил чиновником в страховом ведомстве, которое, судя по личным записям, ненавидел до глубины души. Когда наступал ночь, Кафка садился за стол и писал свои наполненные ощущением абсурда книги, действие которых происходило словно во сне – алогично, страшно, мучительно неясно.
«Только неистово писать ночами — вот чего я хочу. И умереть от этого или сойти с ума…» (из писем)
Было в жизни Кафки несколько неудачных отношений, три расторгнутые помолвки. После смерти все произведения «анонимного» писателя должны были быть преданы огню. Часть своих работ Кафка отдал возлюбленной Доре Димант (и та сожгла их, хотя не все), часть – Максу Броду, который не выполнил воли друга (впрочем, по его словам, и обещаний никаких не давал) и со временем опубликовал «Процесс», «Замок» и «Америку», а также личные дневники писателя.
Подлинного пика популярность писателя достигла в 1940-1950-е годы, а теми, кто много сделал для осмысления творчества писателя, стали Камю, Сартр, Саррот, Политцер и, конечно, сам Брод.
Спустя годы появились и скептики, неуверенные, что материалы, которыми мы располагаем, складываются в достоверный образ Кафки-человека. Так, чешский писатель Милан Кундер разозлился на Брода за его романтический, искаженный, по мнению литератора, взгляд на Кафку. А не так давно много шума наделала книга Джеймска Хоуса «Постигая Кафку», который решил «приземлить» образ святого страдальца неожиданными фактами, заявив, например, что писатель выписывал порножурналы и захаживал в бордели.
«Ученые делают вид, что этих материалов не существует. Индустрия Кафки не хочет знать подобного о своем идоле», — уверяет Хоус под неодобрительнй гул научного сообщества.
У тех, кто развенчивает мифы, шансов на внимание публики ничуть не меньше, чем у тех, кто их создает.
Подготовила Тамара Бараненкова