поэтизация сельской жизни сканворд 9

Поэтизация сельской жизни сканворд 9

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Деревенская проза

Ф.А. АбрамовФёдор Александрович Абрамов (1920-1983)
поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть фото поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть картинку поэтизация сельской жизни сканворд 9. Картинка про поэтизация сельской жизни сканворд 9. Фото поэтизация сельской жизни сканворд 9
«Я горжусь тем, что я вышел из деревни»

Федор Абрамов родился в селе Веркола Архангельской области. С третьего курса филологического факультета ЛГУ ушёл в народное ополчение. После ранения его вывезли из блокадного города по льду Ладожского озера. Как нестроевик был оставлен в тыловых частях, затем взят в органы контрразведки “Смерш”, где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы.

Из отзывов читателей:

«Такие книги читать обязательно надо, чтобы не быть Иванами, родства не помнящими.

«Прочла четыре книги о Пряслиных, и как вроде с ними прожила их нелегкие годы, с ними пахала, сеяла, жилы рвала. У нас кишка тонка так жить. Мельчаем, люди. Неужели вырождаемся?»

«Перечитываю книгу в третий раз. Каждая страница берет за душу. Слезы наворачиваются на глаза за все лишения, пережитые людьми во время войны и гордость за их мужество. И горько, что сейчас все это забывается и фашизм поднимает голову. Но вот такие книги не дают забыть».
поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть фото поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть картинку поэтизация сельской жизни сканворд 9. Картинка про поэтизация сельской жизни сканворд 9. Фото поэтизация сельской жизни сканворд 9

Валентин Распутин родился в деревне Аталанка Иркутской области. Закончив местную начальную школу, он вынужден был уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского»). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Дебютировал в качестве рассказчика (первые сборники “Край возле самого неба” и “Костровые новых городов” вышли в 1966 году). Первым произведением, принёсшим ему известность, стала повесть “Деньги для Марии” (1967). В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970). Затем последовали повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей. В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени отдает общественной и публицистической деятельности. Живет и работает в Иркутске.

Из отзывов читателей:

«Мой совет: читайте и размышляйте вместе с Распутиным. Если, конечно, душе не претит размышлять».

«Познакомился с Распутиным по фильму «Уроки французского» и после почти все, что попадалось прочитать, учило жить по мужски, крепко стоять на ногах, «уставать от усталости, а не от собственной старости». Он научил меня видеть, что блестит, а что драгоценно».

«Считаю, что Распутин незаслуженно подзабыт. В нем столько простоты, доброты, смирения и, в то же время, столько силы, такое единение с природой. Начинаешь понимать, как на самом деле всё просто в жизни, и как мало нужно человеку для счастья, и как легко можно разрушить это счастье».

В.П. АстафьевВиктор Петрович Астафьев (1924-2001)
поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть фото поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть картинку поэтизация сельской жизни сканворд 9. Картинка про поэтизация сельской жизни сканворд 9. Фото поэтизация сельской жизни сканворд 9
Выдающийся русский писатель, один из немногих, кого ещё при жизни называли классиком. Он завоевал любовь миллионов читателей своей искренностью, неподдельной болью о судьбах своей Родины и своего народа.

Деревенская тема поначалу наиболее полно воплотилась в первой книге «Последнего поклона», повести «Ода русскому огороду», рассказе “Жизнь прожить”, многих “Затесях”… В них ощущение “малой родины” с ее подворьем и пашней как гармонического мироздания. Поэтизация естественности природного и хозяйственного круговорота жизни. Включенность в него как мерило истинности существования человека. Своеобычность национальных характеров.

Из отзывов читателей

«Начал с прочтения «Затесей»- гениально. Чем больше узнавал о творчестве писателя, тем больше восхищался. «Печальный детектив», «Царь-рыба», «Последний поклон»- лучше не бывает. Жёстко, честно, великолепный русский язык. Мой любимый писатель».

«Рекомендую всем книги Астафьева, они помогают не только увидеть «как там делают и поступают» другие, но заставляет больше покопаться в себе, представить себя в той или иной ситуации, задать вопрос «а как бы я? и что со мной было бы?»

«Писатель честный, жесткий, порой жестокий, не щадящий чувств читателя. Страшная, совершенно неудобоваримая, порой отвратительная, но Правда. »

«Пока читал, не отступала мысль: вот ведь какое чудо есть литература. Всем на равных условиях предложены 33 буквы и бумага. Один автор из такого конструктора сварганит избитую пошлую писанину, а другой соорудит блистательный изумруд, мудрый, честный и вечный! Вот такой изумруд Астафьева и попался мне в этот раз».
поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть фото поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть картинку поэтизация сельской жизни сканворд 9. Картинка про поэтизация сельской жизни сканворд 9. Фото поэтизация сельской жизни сканворд 9

Василий Белов родился в деревне Тимониха Вологодской области. Его отец Иван Федорович погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы» Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в деревенской школе работал счетоводом, потом окончил ФЗО, где получил специальность слесаря, моториста и электромонтера. Армейскую службу проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.

Многие рассказы и повести Белова, по определению критика Ю.Селезнёва, “небогаты внешними событиями, резкими поворотами сюжета. Нет в них и занимательной интриги. Но они богаты человеком”. По словам другого критика, М.Лобанова: “Ему доступна не речевая шелуха, а дух народного языка и его поэзия”.

Из отзывов читателей

«Я Василия Ивановича полюбил, когда начал читать его рассказы. И вот однажды я читал рассказ, где описывается предгрозовое состояние природы. Он пишет простыми словами так, что ты слышишь аромат трав, ты чувствуешь, как после грозы запах озона в воздухе стоит. Мне кажется лучше Белова о нашей земле, о нашей природе никто не писал».
поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть фото поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть картинку поэтизация сельской жизни сканворд 9. Картинка про поэтизация сельской жизни сканворд 9. Фото поэтизация сельской жизни сканворд 9

Борис Можаев родился в селе Пителино Рязанской губернии. В 1940 году, окончив школу, поступил на кораблестроительный факультет. В 1941 году был мобилизован, служил в Советской Армии до 1954 года. В 1948 году окончил Высшее инженерно-техническое училище ВМФ в Ленинграде. Будучи курсантом, посещал лекции на филологическом факультете Ленинградского университета. Проходил службу на флоте военным инженером в Порт-Артуре, Владивостоке. После демобилизации стал дальневосточным собственным корреспондентом «Строительной газеты», впоследствии работал в «Известиях».

Можаевым были написаны также детективные произведения: “Власть тайги” (1959), “Пропажа свидетеля” и “Падение лесного короля” (оба 1984), по которым создана кинотрилогия; пьесы; киносценарии; публицистические статьи.

В последние годы жизни работал над романом «Изгой», который не успел закончить (первая книга романа опубликована в журнале «Наш современник», № 2, 3 за 1993 год). События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 1950-х годов, в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа «Мужики и бабы».

«Голос Можаева и прежде, и сейчас, спасал людей от безнадежной уверенности, будто «в наших краях правда не ночует». А. Турков

«Открыл для себя Можаева. Надо учиться жить вот на таких людях. Когда меня пусть по касательной, пусть случайно касаются такого масштаба люди, то это меня заряжает. Хочется делать дело, простите за тавтологию».
поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть фото поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть картинку поэтизация сельской жизни сканворд 9. Картинка про поэтизация сельской жизни сканворд 9. Фото поэтизация сельской жизни сканворд 9

Василий Макарович Шукшин (1929-1974)
поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть фото поэтизация сельской жизни сканворд 9. Смотреть картинку поэтизация сельской жизни сканворд 9. Картинка про поэтизация сельской жизни сканворд 9. Фото поэтизация сельской жизни сканворд 9
«Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен».

Дебют в прозе состоялся в 1961 году, когда его рассказы опубликовал журнал “Октябрь”, а уже через два года (одновременно с выходом его первого фильма “Живёт такой парень”) вышел и первый сборник рассказов “Сельские жители”. Впоследствии при жизни автора выходили сборники “Там, вдали” (1968), “Земляки” (1970), “Характеры” (1973).

Источник

Женские образы в деревенской прозе

Человеческая жизнь настолько многогранна, что едва ли хватит столетия, дабы разобраться во всех ее течениях, проблемах, нюансах и сделать соответствующие выводы. Жизнь поколения требует и того более.

Как только в социуме возникает острая, требующая решения проблема, обязательно находятся люди, говорящие о ней, привлекающие общественное внимание, предлагающие какие-то решения. Когда об одной и той же проблеме говорят разные люди, говорят не только с трибун, а в своем творчестве, будь то художественная литература, музыка, песни, картины, складывается целое течение. Найдет оно своих последователей или нет, неизвестно. Оно существует не за тем, чтобы пафосно заявить о своем существовании и тем самым удовлетворить собственные амбиции, а потому что иначе «не можется».

Хотя отдельные произведения, критически осмысляющие колхозный опыт, начали появляться уже с начала 1950-х, только к середине 60-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление. Тогда же возник и сам термин.

Полуофициальным органом писателей-деревенщиков был журнал «Наш современник». Начало перестройки ознаменовалось взрывом общественного интереса к новым произведениям, но изменение социально-политической ситуации после распада СССР привело к тому, что центр тяжести в литературе сместился к другим явлениям, и деревенская проза выпала из актуальной литературы.

У каждого народа свои традиции, менталитет, фольклор. Окружающая нас действительность, впитываемая еще в детские годы, находит свое отражение на протяжении многих лет. Куда бы мы не переезжали, с кем бы ни общались, то первое, влияет и делает нас таковыми, какие мы есть.

Валентин Распутин в книге «Что в слове, что за словом?» задается вопросом:
«И все же в чем отличия писателя, вышедшего из деревни, от городского писателя? Думаю, в более чувственном и менее рационалистическом восприятии жизни. В статье о Чехове Юрий Нагибин, сравнивая Чехова с Буниным, говорит, что почти все нынешние «деревенщики» вышли из Бунина. Я с удовольствием соглашусь, что они одного поля ягода, но не потому, что истоком всех их вместе был Бунин, а потому, что истоком всех их вместе, в том числе и Бунина, была деревня с ее сильным природным и традиционным влиянием».

«Деревенское» приближено к вечному, спокойному, мудрому. Проблемы, «поднятые» в деревне, зачастую имеют более глубокий характер, нежели в рамках одной деревни. Они приравнены к национальным проблемам, потому они затрагивают проблему народа.

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.

Атмосфера места, где рождается человек, загадочным образом влияет на его характер, а значит, и на судьбу. Пришедшие в литературу сыновья крестьян помнили о своей родине, писали о ней и гордились ею:

«Я есть сын крестьянина. Меня касается все, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога». (Александр Яшин рассказ «Угощаю рябиной»).

После того как крестьянство получило, наконец, паспорта и смогло самостоятельно выбирать себе места проживания и виды деятельности, начался массовый отток населения из сельской местности в города; особенно это касалось так называемой Нечернозёмной зоны. Оставались полупустые, а то и вовсе обезлюдевшие деревни, где царили вопиющая колхозно-совхозная бесхозяйственность и почти повальное пьянство среди оставшихся жителей.

Пытаясь найти ответы, на вопросы, витающие в воздухе, авторы изображали деревню. Надорванную, больную. Думаю, увиденное не могло не оставить след в душе писателей (романы Ф.Абрамова «Братья и сёстры» и «Две зимы и три лета» (1958 и 1968 соответственно), повесть В.Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы» (1973)). Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа. Вот и «деревенская» проза, начавшаяся с поэтизации детства и природы, кончилась сознанием великой утраты. Не случаен же мотив «прощания», отраженный даже в названиях произведений («Прощание с Матерой», «Последний срок» В. Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева, «Последняя страда», «Последний старик деревни» Ф. Абрамова), и в главных сюжетных ситуациях произведений, и предчувствиях героев. Ф. Абрамов нередко говорил, что Россия прощается с деревней как с матерью.

Многие считают, что начало направлению «деревенская проза» в советской литературе положили рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор», появившиеся в начале 1960-х годов в журнале «Новый мир», Александра Исаевича Солженицына.
«Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича» изображали не столько деревенскую жизнь, сколько конкретные образы двух людей «от земли»: в первом рассказе, первоначально названном «Не стоит село без праведника», повествовалось о тяжелейшем и полном достоинства жизненном пути простой русской женщины; второй представлял психологию крестьянина, без вины содержащегося в ГУЛАГе. В этом же ключе создавались и такие произведения В.Распутина, как «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Прощание с Матёрой» (1976), в которых на первый план выходили не социальные проблемы села, а проблемы нравственных ценностей народа в изменяющемся мире; подобного рода прозе давались определения «натурфилософской» и «онтологической».

К деревенской прозе относятся такие произведения Виктора Астафьева, как «Последний поклон», «Ода русскому огороду», «Царь-рыба», хотя самого его чаще (опять-таки условно) всё-таки относят к представителям «военной прозы»; не укладывается ни в какие строгие рамки и своеобразное творчество таких писателей, как Владимир Солоухин, Сергей Залыгин. И всё-таки, несмотря на доводы за и против, круг «деревенщиков» обозначился более или менее чётко.

Чтобы говорить на тему «Женского образа в «деревенской прозе», мне бы хотелось более детально рассмотреть произведения трех-четырех авторов писавших в этом жанре.

Все наши беды или, по крайней мере, многие из них оттого, что на деревню смотрят как на нечто глупое и несуразное.

Именно об этом и писали «деревенщики». О гибели деревни! Предупреждали, кричали, взывали многоголосо, предсказывали, но. безрезультатно.

Подсознательно или вполне осознанно, деревенщики выбирают главными героинями женщин. Ведь в деревнях в тот период было достаточно много обиженных людей: раскулачиваньем, не хваткой, не имением. Один тип мужчин отдавал всего себя работе, пытаясь построить «светлое будущее», второй тип пьянствовал и дебоширил.
Старухи, молодки, женщины «в самом соку» вот кто без устали работал на полях, лесах, в колхозах и совхозах.

Практически с самой первой страницы повести читателю становится известно, что в скором времени, старуха умрет. Но вот, приезжают ее дети, они собираются вокруг постели матери и вместе с ними, еще какое-то время, читатель живет в ожидании смерти.

Анна живет в ожидании детей. Живет их радостями, печалью, счастьем. Подобный типаж женщины распространен. И не только в деревне: многострадальная мать, терпящего от своего дитя равнодушие, злость, закрывающая глаза на его многочисленные недостатки и ждущая, что еще чуть-чуть и дитя станет лучше.

Вот и Шукшин образ многострадальной матери, которой ее же дети приносят боль, показывает нам. Показывает своеобразно, через сына наконец-то сумевшего понять, что же есть мать. Что она продолжает любить сына. Что ни на секунду не может забыть о нем.

«Старушка опять закивала сухой головой, хотела, видно, скрепиться и не заплакать, но слезы закапали ей на руки, и она скоро вытерла глаза фартуком. (. ) Зависла в избе тяжелая тишина. » (В.Шукшин. Полное собрание сочинений, том 1. стр. 442. М., 1994г.)

О матери беспокоится молодая девушка Саня. О том, чтобы ей достались и сапожки ее и платок теплый и ватничек. «носи, родная, на здоровье, вспоминай меня, горемычную».

Милентьевна отвечает дочери заботой и любовью: «. Никого, говорят, близко к мертвой дочери не подпустила. Сама из петли вынула, сама обмыла в гроб положила. » (стр 30) хотела дочерин «позор» от людей скрыть.

Всего несколькими строками Ф.Абрамов показывает не только взаимоотношения между людьми, но и силу характера, глубину их чувств.

«Деревенская тема» находит свое место не только в литературе. Вспомним старые, добрые фильмы: «Дело было в Пенькове», «Жил такой парень. «, «Председатель», «Евдокия», «Любовь и голуби». Замечательно поставленные и сыгранные актерами картины. Яркие характеры и образы.

Однако вернемся к повести В.Распутина «Последний срок». Дочь Люся, прожившая в городе много лет, уже переняла привычки, манеры городских жителей. Даже ее язык отличается от того, каким говорят в деревне. Варвара стыдится саму себя перед сестрой. Равно как и старуха Анна. Ей стыдно, что дочь увидит мать немощной, старой, угасающей.

Но вот, Люся идет за грибами в лес, чтобы успокоиться, придти к гармоничному состоянию. Далее, В.Распутин описывает не столько ее воспоминания связанные с этими местами, сколько духовные изменения происходящие в успевшей стать «городской» героине. Кажется, что сама земля говорит с молодой женщиной. Говорит зовом своим, ее собственными чувствами, ее памятью. Люся в смятении: как она могла обо всем этом, забыть?!

На противопоставлении характеров матери и дочери, держатся повести «Пелагея» и «Алька» Ф.Абрамова.

Опубликованная повесть в «Новом мире» (1969.N 6), нашла живой читательский отклик.
«Из Нижнего Тагила 3 сентября 1969 года писал В.Булкин: «Мне 22 года. Служу в армии. Детство провел в деревне. Я читал повесть с огромным удовольствием. Не было еще такой книги..». Читатели ставили «Пелагею» в один ряд с русскими женщинами, созданными в русской и советской литературе, сравнивали ее с героиней рассказа «Матренин двор» Солженицына, с Дарьей из повести В.Распутина «Последний срок».

Борис Можаев писал: «Вчера утром прочел твою Паладью. Очень понравилась. Слезы вышибало не однажды. Плакал и от грусти, и от радости за тебя, за нашу литературу. По-моему, это шедевр. А ведь сие не часто бывает даже у великих. Скупо, угловато, точно.. Не написал, а вырубил. Поздравляю».

Сливается внутренне, не внешне. Она, как и прочие героини описанные «деревенщиками» черпает силу, сбрасывает усталость, соприкасаясь с природой.

Она преклоняется перед начальством, но разве не это же самое мы можем наблюдать и сегодня? С экранов телевизоров, страниц газет, книг? У Пелагеи была цель в жизни. И это делало ее сильной, как и (повторюсь) поколение тех женщин, что прошли войну, что пережили сложные, нищие, послевоенные годы. Волею судьбы, Пелагея должна была идти в колхозном «стаде». А она не хотела, любой ценой она хотела выжить, накормить семью.

Но внутренний остался. Общество не предлагает ей никаких задач, никаких целей, а самые наипервейшие цели (еда, хлеб за которые вынуждены были бороться такие как Пелагея) достигнуты. И потому, Алька как представитель молодого поколения вяла и бессильна. Увы, это мы наблюдаем и сейчас.

Она хотела жить одновременно и в городе и в деревне. Быть официанткой, стюардессой и дояркой. В ней нет той твердости духа, которые мы наблюдаем у Пелагеи.

В.Распутин настолько абстрагировался, что порой в написанных им строках читается не боль, а наблюдения человека. Постороннего человека. С ним соглашаешься: «все так, все верно, но отчего тогда на душе-то так муторно и пусто. «

Трезвую рассудительность в первую очередь, и описательность, мы можем наблюдать и у А.Солженицына, в частности в произведении «Матренин двор».

«. была в одном синем старушечьем сарафане, босиком» Или: «Старуха живо разогнулась, хитровато прищурила один глаз», «Тихоновна, шелестя босыми ногами, живехонько собрала на стол».

Концовку работы хотелось бы сделать не от своего имени. А небольшим отрывком из рабочих записей Ф.Абрамова, которые звучат как завещание писателя, всегда предостерегавшего людей об опасности утраты духовного здоровья в погоне за материальным благополучием:

«Михаил смотрит на Лизу в больнице, на ее глаза. Где, где он видел такие глаза? На иконе. И хотя он неверующий, но перед этой иконой он встал бы на колени. Когда были такие глаза у людей? В войну. У Лизы они сохранились и после войны. Как же он не понял этого?

Надо было только уметь читать глаза, и было бы все в порядке. А его облепила плесень. И вот эти глаза смыли пыль, грязь, сытость. Спасибо тебе, сестра! И он снова почувствовал себя легким, живым. Он знал, как ему теперь жить.

. он глядел на братьев, глядел на солнце, на дверь, которая вела в больницу, затем рухнул на колени:
— Ребята, молитесь за сестру. Если кто и поможет ей сейчас, то только наша молитва.

И вслед за ним все упали на колени.

Верните мне голод плоти, но великую радость духа. (. ) Дайте мне страдания. Страдания за колхоз, за страну.

Сыт я, господи, набито брюхо хлебом. Хлеба духовного дай. Радостей духа дай. В старую избу, (. ) на мох, на сосну, но чтобы чист духом я был, чтобы ложась, мог сказать: я человеком прожил этот день.

1. Котенко Н. Валентин Распутин. М., 1988;

2. Панкеев И. Валентин Распутин: По страницам произведений. М., 1990;

3. Селезнёв Ю. О прозе Валентина Распутина последних лет // Селезнёв Ю. Златая цепь. М., 1985. С. 254-262;

5. А.Солженицын собрание сочинений в 8 томах. М. 1991г.

6. Ф.Абрамов «Братья и сестры» М., 1989 г.

7. В.Шукшин. Полное собрание сочинений, М., 1994г.

8. В.Распутин «Прощание с Матерой», М. 1983г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *