поэт тишины французский актер с прозвищем
Поэт тишины французский актер с прозвищем
Его называли «поэтом тишины», «чародеем молчания», говорившего языком сердца. На сцене он провел 60 лет – практически целую жизнь, создав неповторимый образ Бипа – всемирно известного символа Франции. Блестящая игра талантливого мима поражала каждого, кто хотя бы один раз видел его выступление. Все эти слова относятся к «Пьеро ХХ века» Марселю Марсо.
Детские годы
Мальчик увидел свет в марте 1923 во французском городе Страсбург. Спустя три года семейство польских эмигрантов Мангель переехало в Лилль. Отец Марселя Чарльз, еврей по национальности, считался довольно зажиточным хозяином. Он занимался забиванием скотины по законам кашрута, что позволяло хорошо зарабатывать и содержать семью на весьма достойном уровне.
Мать Марселя Анна старалась с ранних лет воспитывать сына в любви к искусству. Вместе с тетей Фанни, родной сестрой отца, он посещал киносеансы с фильмами Чарли Чаплина. Уже после первого просмотра картины с участием великого актера Марсель понял, на кого он хотел бы быть похожим. Образ печального маленького человечка вошел в самое сердце мальчика, предопределив его будущее.
В 1938 семья возвратилась в Страсбург. Марсель, учась в средней школе, показал себя как лучший ученик и декламатор стихотворений.
Война
Счастливая жизнь завершилась вместе с приходом нацистов. Был арестован и отправлен в концлагерь Освенцим отец семейства, так и не вернувшийся из этого страшного места. Там же сгинули и все его родственники. Семнадцатилетний Марсель и его брат стали участниками французского Сопротивления. Талант мима проявился уже в этот период. Юноша мог много раз пройти мимо одного человека, оставаясь незамеченным. Так он сумел спасти от смерти порядка 70 еврейских ребят. Марсель правил биографические данные в паспортах, помогал переводить группы в Швейцарию через Альпы. Словом, делал все возможное ради спасения людей. В это же время он поменял документы, став Марселем Марсо.
В тяжелейшее военное время актером была создана небольшая творческая бригада, выступавшая на фронтах. А летом 1944 после освобождения столицы Франции артисты дали масштабное представление под названием «Три тысячи трупов».
Обучение актерскому мастерству
Учиться мастерству актера Марсель начал еще до войны в Лиможской школе искусств. После страшных событий молодой человек продолжил обучение в актерской школе Этьена Декруа и режиссера Дюллена, преподносивших пантомиму в качестве отдельного жанра в авторском курсе. Они обучали своих воспитанников, решивших овладеть данным искусством,108 способам наклона головы, 250 жестам и многому другому. Марсель в тот период, вспомнив Чаплина, позаимствовал у него определенные находки: неуклюжие движения, грим, оригинальный головной убор.
Творческая жизнь
В 1947, создав «Содружество мимов», просуществовавшее до 1960 года, Марсо участвовал во многих спектаклях труппы. Их постановки видели зрители «Театра на Елисейских полях», «Театра Сары Бернар».
В начале пятидесятых годов минувшего столетия благодаря «Шинели» Гоголя, поставленном в так называемом «карманном театре» Марсо приобрел европейскую известность. Он сумел блестяще показать драму маленького человека, который сражался за свою заветную мечту.
Однако, несмотря на успех первой постановки, коммерческие надежды театра, который существовал исключительно на средства, вырученные от спектаклей, не оправдались. Заработанных денег впритык хватило лишь на зарплату артистам и элементарное содержание театра. А экономический кризис 1950-х и вовсе привел к его закрытию.
Марсель, оставшись один, стал выступать самостоятельно. Именно тогда он придумал Бипа – человека, живущего обыкновенной, узнаваемой зрителями жизнью. Этот образ, воплощенный с помощью пантомимы, принес ему общемировую любовь публики. Ведь настроение и переживание мима были понятны без слов.
Огромный успех
В течение 20 лет артист давал по 300 выступлений в год по всему миру, который он объездил 5 раз. Его неутомимости мог позавидовать любой. Вне сцены Марсо оставался таким открытым и красноречивым человеком. Он давал эмоциональные интервью журналистам, увлекая их в словесный поток общения.
Любимый персонаж актера в полосатом свитере, потрепанной шляпе с белым лицом и подведенными глазами заставлял смеяться и грустить многочисленных зрителей. В 1961 Марсо приехал в СССР. Его клоун-неудачник Бип покорил советскую публику своей искренностью и непосредственностью.
Несколько раз он получал приглашения сниматься в кино. Принял участие в кинопроекте студии «Ленфильм» «Его звали Роберт», в фантастической франко-итальянской киноленте «Барбарелла», сыграл себя самого в кинопародии «Немое кино».
Легендарный артист пантомимы прожил долгую творческую жизнь, был отмечен многочисленными наградами Франции и других стран, создал школу пантомимы, которая существует доныне, считаясь мемориальной, и Фонд поддержки мимов.
Его земной путь завершился в сентябре 2007. В последний путь на кладбище Пер-Лашез прославленного мима провожали его поклонники под звуки фортепианного концерта №21 Вольфганга Амадея Моцарта, музыку которого он часто использовал в своих выступлениях.
Луи де Фюнес
Фото Все
Видео Все
«История жизни». Луи де Фюнес
Интервью с Луи де Фюнесом 1968
Луи де Фюнес — биография
Луи де Фюнес относится к тем актерам, которые стали очень популярными в Советском Союзе, а потом — в России. Кроме того, этот человек был талантливым сценаристом и кинорежиссером. Его считают великим комиком 20 века, настоящим олицетворением худших человеческих качеств – хитрости, изворотливости, жадности, вздорности и истеричности. Но это было только амплуа, настоящий Луи де Фюнес был добрым, любящим и заботливым человеком.
Детство
Полное имя актера — Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарса. Величайший комик XX века родился в коммуне О-де-Сен-Курбевуа 31 июля 1914 года. Местечко находилось всего в восьми километрах от центра Парижа. За десять лет до появления на свет этого малыша родителям актера пришлось переехать в столицу Франции из Севильи. Это было настоящее бегство от родственников, недовольных сложившимся союзом.
Луи де Фюнес в детстве
Карлос Луис де Галарса принадлежал к старинному аристократическому испано-португальскому роду. Мама великого комика тоже имела испано-португальские корни. У влюбленных не было никакой возможности заключить брак в Испании, их родители в категоричной форме восстали против свадьбы. И только переезд в Париж позволил любящей паре заключить брак. У себя на родине Карлос успел получить хорошее образование. Он был юристом, однако во Франции ему пришлось срочно переквалифицироваться в огранщика алмазов.
Мудрецы говорят, что от большой любви рождаются талантливые дети. Родители обожали своего малыша, а он не переставал удивлять их своими способностями. Мальчик был настоящим полиглотом, он играючи овладел тремя языками – превосходно знал французский, испанский и английский. Он любил рисовать, и быстро освоив игру на фортепиано, стал настоящим виртуозом. В общении малыш был простым и приятным, имел много друзей. Вместе со своими многочисленными приятелями мальчик часто бегал на Сену ловить рыбу.
Мама будущего актера была очень темпераментной женщиной, безраздельно хозяйничавшей в доме. Она относилась к сыну с большой теплотой, а он считал своим долгом смешить ее своим проделками и гримасами, на которые был большим мастером. Сверстники дали ему безобидное, но очень смешное прозвище – Фюфю.
Любимым занятием Луи было посещение кинематографа, где его кумиром стал Чаплин. Подросток очень быстро перенял манеры актера, ловко копировал его выходки и ужимки.
Уже в то время Фюфю мечтал о карьере актера, но он не мог сказать об этом родителям, зная, что те не одобрят его стремлений. Школа стала для него настоящей сценой. Здесь он вел себя как заправский клоун, веселил одноклассников, строил рожицы, передразнивал педагогов. После окончания школы Луи стал самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Это было время великой депрессии, когда найти рабочее место было очень непросто.
Луи де Фюнес в юности
Юноша хватался за любую работу, он не хотел быть обузой для родителей. За несколько лет он успел побывать чертежником, счетоводом, чистильщиком обуви, коммивояжером. Потом ему крупно повезло, Луи стал пианистом в одном из ресторанчиков Пигаля. Скоро маленький музыкант стал пользоваться бешеной популярностью у посетителей. Он виртуозно исполнял самые сложные джазовые композиции и при этом успевал очень смешно гримасничать.
Вечерами и ночами Луи был занят на работе, а днем учился на драматических курсах актера Рене Симона. Мечты о карьере актера не давали ему покоя. Когда столицу Франции оккупировали гитлеровцы, де Фюнес стал работать преподавателем сольфеджио в музыкальной школе. По вечерам он продолжал играть в ресторанах, где веселились пьяные немцы, исполняя для них популярные песни. Вряд ли стоит осуждать актера за это, работа давала ему возможность не умереть с голоду.
Фильмы
Сам актер не воевал, по причине слабого здоровья ему выписали «белый билет» еще в 1939 году. При этом де Фюнес не раз выезжал во французские военные лагеря, где музицировал, пел для военнослужащих. После окончания войны музыканта пригласили сниматься в фильме «Барбизонское искушение». Роль была небольшой и не принесла актеру популярности. За 13 последующих лет де Фюнес сыграл в множестве эпизодов, исполнял роли второго плана, но не имел успеха.
Луи де Фюнес в фильме «Барбизонское искушение»
В его фильмографии за этот период появился внушительный список из 75 картин, но Луи все так же был беден и не пользовался известностью. Это стало причиной для настоящей депрессии, актер думал, что его жизнь прошла впустую. Тогда эмоциональное состояние Фюнеса было крайне нестабильным, он испытывал приступы грусти и печали, был очень раздражительным.
И только в 1958 году, на пятом десятке лет, актер проснулся знаменитым. Это случилось после выхода на экраны фильма «Блеро» (или «Не пойман – не вор»), комедии, где Луи сыграл главную роль. Он создал образ рыночного торговца Блеро, и получил мировую известность. Жандармы подозревают Блеро в незаконной торговле рыбой, и безуспешно гоняются за ним. Все это выглядело очень смешно, но сам комик был просто бесподобным. Пройдет совсем немного времени, и режиссеры станут наперебой приглашать актера сниматься в комедийных лентах.
Луи де Фюнес в фильме «Не пойман – не вор»
Пик актерской карьеры Луи де Фюнеса пришелся на 60-е годы. За год великий комик успевал сниматься в трех-четырех картинах. К нему пришли большие роли, большие деньги и слава. Луи был на седьмом небе от счастья, но до самого конца своей жизни он так и не смог избавиться от комплекса бедности. На протяжении многих лет он едва сводил концы с концами. Разбогатев, актер не сумел выйти из режима жесткой экономии. Сыновья не понимали его, считали просто жадным.
Самой значимой ролью Фюнеса критики и зрители считают образ комиссара Жюва в фильмах о Фантомасе. Этот не слишком умный, низкорослый жандарм воображает себя настоящим гением сыска, предводителем борьбы с всемирным злом. Режиссером трилогии был Андрэ Юнебель. Он хотел снять десять фильмов о Фантомасе, однако этим мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. После выхода третьего фильма интерес к его героям пошел на спад, режиссер отказался от первоначальной идеи.
Следующих два фильма с участием Луи де Фюнеса стали чемпионами страны по кассовым сборам. Это были киноленты «Разиня» (1964) и «Большая прогулка» (1966). Благодаря этим фильмам комика в 1968 году признали лучшим французским актером, он обогнал своих коллег и по гонорарам. За один фильм де Фюнес получал вознаграждение в 2,5 миллиона франков. Многим зрителям нравится трилогия, где комик выступал в образе жандарма Людовика Крюшо, вышедшая на экран в 1964-1968 годах.
В 70-х годах карьера великого комика пошла на спад. Бесконечные съемки стали утомлять актера, но каждый его фильм зрители принимали с большим восторгом. В 1975 году Фюнес пережил первый инфаркт, за которым последовал и второй. По настоянию врачей актер прекратил сниматься. Но после отдыха и размеренной жизни в замке Шато-де-Клермон он еще успел сняться в нескольких фильмах, последним из которых стала кинолента «Жандарм и жандарметки».
В фильмографии великого комика – более 120 ролей. Его по праву считают большим актером, внесшим огромный вклад в развитие мирового кинематографа. Родины высоко оценила заслуги актера, в 1973 году ему вручили высшую награду Франции – орден Почетного легиона. В 1980 году актер стал лауреатом почетной премии «Сезар».
Личная жизнь
Маленький рост (164 см) и вес (55 кг) совсем не мешали любвеобильному Луи. К женщинам он относился с обожанием, и они отвечали ему тем же. В любви он был настоящим «наполеончиком». Прекрасное сочетание чувственности и неистового напора с первого взгляда покоряли женщин.
В первый раз актер женился в 22 года. Его избранницей стала Жермен Луиза Элоди Карруайе, которая родила комику сына Даниэля. Через шесть лет брак распался.
Луи де Фюнес и Жермен Карруайе
Второй супругой Луи стала Жанна Августина де Бартелеми де Мопассан, внучатая племянница великого писателя. Она была секретаршей в музыкальной школе, где актер преподавал сольфеджио. Молодые люди стали встречаться, в 1943 году узаконили свои отношения. С этой женщиной Луи прожил 40 лет, он любил, боготворил ее, и старался сделать жизнь Жанны счастливой. Ради своей семьи он был готов на все.
Луи де Фюнес с второй женой Жанной де Фюнес
Жена отвечала актеру взаимностью, была для него не только любящей супругой, но и настоящим импресарио, следила за качеством съемок, освещения. Жанна выбрала для своего гениального мужа постоянную партнершу, с Клод Жансак он снимался в десяти кинолентах. У супругов родилось двое сыновей – Патрик и Оливье.
Патрик стал доктором, Оливье – летчиком, долгое время работал в компании «Эйр Франс». Актер не забывал и о своем первом сыне, Даниэле, привозил ему подарки, учил рисовать, много рассказывал о кино. Он скрывал свои поездки от Жанны. В подростковом возрасте Даниэль бывал на премьерах, выступлениях отца, но затем их связь прервалась. Когда отец скончался, Даниэля даже не пригласили на похороны.
Луи де Фюнес с женой и сыновьями
Патрик и Оливье часто упрекали отца в скупости. Он сам проверял все счета, на которых размещал свои средства. Карманы Луи всегда оттягивали связки ключей от шкафов и комодов – он боялся, что семья останется без вещей, если в дом заберутся воры. Он покупал самые дешевые продукты и с большим удовольствием торговался за каждую копейку на рынке. Но однажды этот скупой человек сделал своей жене потрясающий подарок – вручил ей ключи от фамильного замка Клермон, когда-то принадлежавшего ее семье. Замок пришлось реставрировать, на это ушло 830 тысяч франков.
После случившихся инфарктов супруги продали свою парижскую квартиру, перебрались в Клермон. Луи решил заняться мемуарами, но жизнь на природе увлекла его, и он отказался от первоначальной идеи. Рыбалка, занятие садоводством и огородничеством, разведение цветов пришлось ему по вкусу. Он занимался разведением роз, и даже успел вывести новую разновидность розовых кустарников. Комик ежедневно инспектировал свои угодья, никогда не приходил к жене с пустыми руками. Для своей любимой Жанны актер обязательно приносил цветы или овощи, только что сорванные с грядки.
Причина смерти
В январе 1983 года Луи де Фюнес скончался от сердечного приступа. Он умер в своей комнате в присутствии любимой жены. Перед этим он позвал супругу к себе, сказав, что ему очень одиноко без нее.
Похороны Луи де Фюнеса
Этот маленький мужчина был по-настоящему великим актером и человеком. Он добился большого успеха, его близкие стали богатыми и счастливыми людьми. Своим зрителям Луи де Фюнес дарил радость, стараясь сделать их жизнь светлее и приятнее.
Лучшие фильмы
Ссылки
Жан Маре: история отважного мушкетера и героя-любовника
Ценителям французского кино знакомо имя блистательного актера Жана Маре. Принц Обаяния — так восторженно называли его почитатели. Творческая карьера и фильмография артиста знакома многим. А вот личная жизнь Жана Маре овеяна ореолом тайн, загадок и недомолвок.
Дата и место рождения: 11.12.1913 Франция. Шербур. |
Знак зодиака: Стрелец |
Образование: курсы актерского мастерства Шарля Дюллена |
Семейное положение: разведен, детей нет |
Немного о биографии
Родился Жан в Шербуре в декабре 1913 года. Отец — Альфред Маре был человеком добропорядочным, работал ветеринаром. Мать мальчика, Элин Маре, была профессиональной аферисткой. Родители разошлись, поскольку отец не смог смириться с криминальным поведением супруги.
К тому времени в семье рос четырехлетний Анри. Своей старшей сестры Мадлен Жан не помнил, поскольку девочка умерла до его рождения. Мать, будучи уверенной в том, что третьим ребенком станет дочка, тяжело, вплоть до депрессии, переживала появление на свет ребенка мужского пола.
Отсутствие мужского начала в воспитании мальчишки и подсознательное нежелание матери иметь еще одного сына сыграли свою судьбоносную роль в личностном формировании ребенка.
Миловидная внешность и неудержимое желание примерять на себя предметы дамского туалета вызывали умиление у окружающих. Жану нравилось, что его принимают за девочку. В таком виде не стыдился выходить на улицу и не считал свое поведение неприемлемым.
Вскоре после развода Элин с сыновьями переехала в Париж. Город был выбран по двум причинам. Первая – большие возможности для криминального ремесла, вторая – возможность оставлять детей на родственников – парижан. Мать не занималась воспитанием детей в той мере, в какой должна была это делать. Более того, часто мальчишки оставались на попечении бабушки и тети, поскольку горе-родительница пропадала на длительное время. Ее отсутствие взрослые объясняли деловыми отъездами. На самом же деле пагубное пристрастие Элин Маре к воровству и махинациям частенько приводило женщину на тюремные нары.
Жан рос практически на улице. Тетя и бабушка решали лишь его проблемы с едой, одеждой и кровом над головой. Мальчишка слыл величайшим лгуном, драчуном и воришкой. Учился настолько плохо, что вынужден был сменить несколько школ. Учителям дерзил и не признавал никаких авторитетов. Его уличное прозвище “монстр с ангельским лицом” целиком соответствовало образу жизни безнадзорного ребенка.
Но даже у такого, казалось бы, непутёвого подростка была мечта стать актером, сниматься в кино. В стремлении реализовать ее парень не отказывался ни от какой работы. Оставив школьное обучение, в возрасте 15 лет Жан начал осваивать рабочую специальность на заводе. Позже помогал фотографу в качестве подмастерья, извлекая из этого выгоду для себя: распечатывал личные фотографии и разносил их по киностудиям города.
В детские годы Жан наивно полагал, что обучаться актерскому ремеслу не обязательно, ведь он лучше всех из сверстников декламирует стихи. А уж как разыгрывает преподавателей, наряжаясь в женские платья! Когда же понял, что учиться все же придется, озадачился выбором соответствующего учебного заведения.
В молодости трижды предпринимал попытки поступить в театральный ВУЗ и трижды терпел поражение. Исчерпав все шансы стать актером, юноша поступил на платные, причем довольно дорогостоящие курсы актерского мастерства Шарля Дюллена. А чтобы оплачивать обучение, бесплатно трудился в театре статистом.
Окончив курсы, Жан был принят в театр, но, к своему разочарованию, довольствовался лишь эпизодическими ролями. Ни высокий рост (1 метр 82 сантиметра), ни эффектная внешность не привлекали внимание режиссеров. Сколько лет продолжалось бы его актерская невостребованность, неизвестно.
Наступила Вторая мировая война. Вместе со многими актер пошел в действующую армию. Все годы службы был водителем бензовоза. Не раз приходилось проводить машину по минному полю, под шквалом артиллерийских ударов. Не раз рисковал жизнью и героем себя никогда не считал. Однако командование по достоинству оценило героизм солдата и наградило его Военным крестом.
Была ли у Жана Маре жена?
В свете некоторых подробностей личной жизни актера этот риторический вопрос волнует многих поклонников его творчества. Да, Жан Маре состоял в браке, в которым завершилась история его любви с актрисой Милой Пароли.
Молодые люди познакомились на съемках картины «Кровать с балдахином». Их брак продлился недолго, всего два года. Дети у супругов так и не родились, посему расставание Жана и Милы было безболезненным.
Некоторое время ходили упорные слухи о романтических отношениях актера с Марлен Дитрих. Причиной тому стала фотография актрисы с многозначительной надписью «Возьмешь меня замуж?». На самом же деле Жан и Марлен связывали дружба и общее дело, которому оба великих актера отдали свою жизнь.
Жан Маре пытался выстраивать и более серьезные отношения, совсем не прочь был стать отцом. Однако, ни одна из его возлюбленных не осчастливила его ни сыном, ни дочкой. Сексуальные связи с французскими красотками терпели фиаско, поскольку актер никого из них не смог полюбить.
Судьба оказалась благосклонной к талантливому актеру и в 1963 году одарила его возможностью стать отцом. Жан Маре усыновил мальчишку-цыганёнка. Серж Мараис, так звали приемного сына, был сиротой. Парень был настолько подавлен и разочарован жизнью, что вновь испечённому отцу пришлось приложить немало усилий, чтобы сердце его оттаяло и он по-новому смог посмотреть на жизнь.
Жан Маре с сыном
Актер настоял, чтобы сын получил достойное образование. Старался всеми силами привить ему любовь к театру, кино. Однако всего этого Серж не оценил. Его интересовали лишь женщины и всевозможные развлечения. К своему разочарованию, истинно родительских чувств Маре так и не познал, а попытку стать отцом назвал самой большой катастрофой своей жизни.
Ориентация французского актера
Гомосексуальные наклонности практически с детства были присущи Маре. Первым его мужчиной стал любовник матери Жак де Баланси, картежник и плут. Вспоминая об этой связи, актер говорит лишь о чувстве любопытства, но не о страхе и стыде. Когда Жан понял про себя, что он гей, пытался неоднократно сменить ориентацию гомосексуалиста, переключаясь на любовные связи с представительницами прекрасного пола, но природа брала свое.
Жан Маре и Жан Кокто
В 1937 году судьба подарила Маре встречу с человеком, изменившим не только его актерскую карьеру, но и личную жизнь. Это был Жан Кокто — режиссер, драматург, писатель, поэт и художник. Заметив нашего героя на репетиции спектакля, он решил дать шанс недостаточно востребованному в профессии, но красивому и импозантному актеру и пригласил его на главную роль в своем фильме “Рыцари круглого стола”. Впоследствии Кокто отдавал своему актеру лучшие роли в известных фильмах.
Между двумя Жанами завязался роман, о котором ходило много невероятных слухов. Увлеченные отношениями, они не обращали на слухи никакого внимания, всюду появлялись вместе. Дело дошло до того, что молодые люди признались друг другу в далеко не платонической любви. И хотя Жан Маре ответил взаимностью на любовное признание партнера исключительно из стремления устроить свою карьеру, очень скоро полюбил Кокто всем сердцем и пронес эту любовь через всю жизнь.
Их порочная связь продолжалась долгие 26 лет. За эти годы Жан Кокто многое сделал для своего возлюбленного. Он был для него не только любовником, но и отцом, и наставником. Много усилий приложил к тому, чтобы восполнить пробелы в образовании Маре, воспитать у него изысканный вкус и сформировать стиль. В стремлении показать ему мир, драматург побывал с подопечным во многих странах. Познакомил со многими влиятельными людьми. К тому же, в творческом плане прекрасно дополняли друг друга: Кокто писал прекрасные сценарии, а Маре воплощал их на экране.
Но жизнь продолжается. Вскоре Жан Маре нашел утешение в лице молодого танцовщика Джоржа Райха, связь с которым длилась более 10 лет. Все его мужчины обожали кинокумира.
Джордж Райх и Жан Маре
Творческий путь
В 1933 году 20-летний юноша с внешностью Адониса поступил на курсы для начинающих артистов, с воодушевлением участвовал во всех учебных спектаклях. Долгожданную карьеру в кино он начал в статусе протеже и любовника режиссера Марселя Л`Эрбье. В 1934-м он получил небольшую роль в киноленте своего покровителя «Скандал», затем еще в нескольких проектах.
Первую роль в кино Жан Маре сыграл в 1933 году
В 1937 году он встретился со знаменитым режиссером Жаном Кокто. Этот выдающийся литератор ввел артиста в высший поэтический мир, способствовал становлению в качестве настоящего профессионала, помог стать настоящей кинозвездой и сам стал его любовником. Он отдавал ему ключевые роли практически во всех своих пьесах и фильмах, и их совместное творчество имело громкий успех и завоевало всемирное признание. Юноша сыграл в его спектакле «Царь Эдип», в 1938г. – в «Рыцари круглого стола», в 1942-м – в картине «Кармен», киноверсии знаменитой оперы. В широкий прокат она вышла только в 1945 году, но стала во Франции невероятно популярной – ее посмотрели более 4 млн. человек.
На фото: Жан Маре и Жан Кокто
«Вечное возвращение»: Жан Маре и Мадлен Солонь
После освобождения столицы от фашистов Жан пошел на фронт. Он неоднократно демонстрировал смелость при выполнении миссий. После окончания войны за проявленную отвагу ему вручили Военный крест.
Актер доблестно сражался на войне
В фильме 1946 года «Красавица и чудовище» Кокто доверил своему возлюбленному спутнику жизни сразу три роли: принца, друга Людовика Авелана и Чудовища. Эту их совместную работу специалисты называли «кинематографическим чудом», «волшебным произведением киноискусства», «непреходящим идеалом». Красавицу играла известная в свое время актриса Жозетт Дэй. В 1948 году Маре получил за эту роль премию «Бэмби», а Кокто был удостоен награды имени Деллюка. В 2005 году рукопись данного гениального сценария продали на «Сотбис» за 120 тыс. евро.
Жан Маре в роли Чудовища
В роли ключевого персонажа появился артист в 1947 году – в драме «Двуглавый орел» авторства того же Кокто, где образ его избранницы воплотила Эдвиж Фейер. Спустя год – в ленте «Ужасные родители», где его партнершей снова стала красавица Жозетт Дэй, и в «Рюи Блас» с Даниэль Дарье в качестве любимой героем королевы. Известно, что на съемках последней из упомянутых лент он, предпочитавший все трюки выполнять самостоятельно, едва не утонул, застряв вниз головой в расщелине между скалами.
Кадр из фильма «Рюи Блас»
В 1949 году актер сыграл Орфея в одноименной ленте-фэнтези. По признанию критиков, роль стала одной из лучших его работ. Картина была номинирована на премию Британской киноакадемии BAFTA.
Жан Маре в роли Орфея (1950)
В 50-60 гг. прошлого столетия артист посвятил новому жанру – фильмам «плаща и шпаги». Его герои – приверженцы кодекса чести, поборники справедливости и защитники слабых. Невероятно популярными стали картины «Граф Монте-Кристо», «Капитан Фракасс», «Горбун».
Возможностью поработать с ним радовались многие именитые режиссеры. Он сыграл у Андре Юнебеля в «Парижских тайнах», у Абеля Ганса в «Битве при Аустерлице», в «Белых ночах» у Висконти. В 1960-х в прокат вышла кинотрилогия о Фантомасе с Жаном в двух ключевых ролях. Его коллегой по площадке был Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва.
Жан Маре – Фантомас
Фильмы с участием актера и главные роли
Творческий период великого актера — с 1933 по 2010 годы. Кинозвезда, кумир миллионов зрителей не только во Франции, но и во многих странах мира, в жизни Жан Маре был несколько скромным, добродушным и отзывчивым человеком. Несмотря на всемирную популярность, совершенно не страдал звездной болезнью.
Талант актера поистине многогранен. Ему были доступны все жанры: от комедии до трагедии. Создав на экране образы романтических и благородных героев, таких как граф Монте-Кристо, д’Артаньян, он с легкостью переключился на фантазийного Фантомаса.
Фильмография и список фильмов актера насчитывает более ста разножанровых картин. Все трюки в кинофильмах выполнял самостоятельно. Отлично владел шпагой, верховой ездой. Совершал различной сложности прыжки с мостов, крыш, из окон и с деревьев. Иногда приходилось делать несколько дублей, но Маре не сдавался и доводил все до идеального результата. Именно за его неподдельное мужество и отвагу в актера были влюблены многие женщины мира.
Началось все с гала-концерта Союза артистов, где актеры выполняли трюки. Жан исполнил номер “Газовый рожок”. Он выходил на арену в цирке, в образе пьяницы и просил прикурить. У служителя спичек не оказалось и он предложил прикурить от газового рожка, который находился на шесте высотой восемьнадцать метров. Изображая пьяного Маре с ловкостью обезьяны забрался на верх и прикурил, покачиваясь на шесте.
Получив негласный титул востребованного актера Франции, Жан работал с лучшими режиссерами: Лукино Висконти, Абель Ганс и др.
В историческом фильме режиссера Андре Юнибеля “Капитан” герой Жана Маре спасает великого Людовика XIII. Картина потрясает игрой талантливого актера и костюмами той эпохи, которые смотрятся на Маре просто восхитительно.
Жану Маре посчастливилось сниматься в главной роли поистине великого бестселлера французского кинематографа «Граф Монте-Кристо». Фильм имел потрясающий успех. Роль графа признана блестящей работой актера. Впечатляют костюмы и декорации, сама съемка.
Трилогия “Фантомас” принесла Маре очередной творческий успех. Мужественный образ Жана и комедийный талант Луи де Фюнеса органично переплетались в сюжете. Он сыграл две роли: преступника в маске и в роли журналиста Фандора.
Предшествующим “Фантомасу” был исторический фильм “Горбун”. Актер мастерски менял облик шевалье Лагардера на мрачного и нелюдимого горбуна. Фильм наполнен сценами схваток, дуэлей, что держит зрителя в напряжении и подогревает интерес к картине.
В фильме по произведениям Александра Дюма — отца “Железная Маска” Жан Маре восхитительно воплотил романтичный и мужественный образ д’Артаньяна.
Нередко в интернете встретишь запрос кто озвучивал актера. В фильме “Фантомас” как в и в других культовах картинах Жана дублировал Владимир Дружников.
Награды и номинации
За военную службу во время Второй мировой войны актер получил Военный Крест. Он водил бензовоз на передовую для заправки военного транспорта.
За первую же главную роль в картине Жана Кокто он получил премию «Бемби». Всего у артиста 4 этих немецких медиа-премии. Также он был награжден призом венецианского МКФ «Серебряный лев» и Орденом Почетного легиона.
В 1993 году Маре получил почетный «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Многие картины, в которых играл Жан Маре, выдвигались на различные международные премии и завоевывали их.
Причина смерти актера
Ничто не проходит бесследно. Многочисленные травмы, полученные актером при исполнении сложных трюков, дали о себе знать в старости. У Маре начались обмороки. При обследовании врачи поставили неутешительный диагноз: рак костного мозга. Он мужественно и терпеливо переносит боль. Пройдя курс лечения и приняв решение изменить течение своей жизни, актер уединился на своей вилле, понемногу рисовал и писал мемуары. Умер он 08.11.1998 в возрасте 85 лет. Причина смерти — отек легких. Не многие знают, где похоронен французский актер. Его могила находиться на Старом кладбище Валлориса, которою в январе 2020 ограбили вандалы, забрав с надгробия одну из фигур льва. Скульптуры выполнены по эскизам Жана Маре.
Немногие знают, но это остается фактом, что накануне кончины, почувствовав ухудшение, актер оставил аудиозапись своего обращения к поклонникам со словами искренней благодарности и признанием в любви всем зрителям его фильмов. Обращение было настолько трогательным, что, когда в день похорон оно прозвучало на соборной паперти Валориса, рыдали все собравшиеся. Дело дошло и до обмороков. Страна обожала своего кумира.
Личная жизнь Жана Маре неотъемлема от истории французского кинематографа. Огромный вклад талантливого актера в развитии отечественного искусства высоко оценил президент страны Жак Ширак. В интернете можно найти множество книг, написанных про французского актера и прочитать онлайн. В сети также имеется музыка группы Jean Mare, но ничего общего с героем нашей статьи она не имеет.
Последние годы жизни
В конце жизни артист сосредоточился на театральных постановках: блистал в «Короле Лир» по Шекспиру, в «Тартюфе» по комедии Мольера, «Сид» по пьесе в стихах Корнеля.
Кадр из фильма «Обнаженная у него в кармане» (1957)В 1960-х он покинул Париж и приобрел виллу в Валларисе, что на Лазурном берегу. Там он занялся рисованием, скульптурой, подружился с семьей гончаров Паскали и освоил азы этого ремесла. Когда его скульптуры увидел Пикассо, то возмутился, что человек, одаренный такими способностями, тратит время на актерство.
Жан Маре и его картиныС 1970 по 1995 год Жан обогатил свою фильмографию новыми кинолентами, включая «Отверженных» с Жаном-Полем Бельмондо и мелодраму «Ускользающая красота».
К старости Жан Маре увлекся скульптуройВ 1970-х вышла книга «Сказки Жана Море» с изящными авторскими иллюстрациями. Отдавая дань памяти и уважения своему другу Кокто, он написал о нем книгу, а в 1983 году в Theatre de VAtelier поставил пьесу «Кокто-Маре».
Последняя роль Жана Маре («Ускользающая красота», 1995)В 1988 году у актера диагностировали онкологическое поражение костного мозга. Но о своем заболевании он не подозревал – друзья решили не говорить ему об этом. В 1996 году, накануне театральной премьеры по пьесе Шекспира «Буря», он попал под дождь, тяжело заболел, но шутил, что публика его не одобрит, если он умрет в момент, когда город оклеен афишами с его изображением. В 1998 году он уже с трудом передвигался, но посетил художественную выставку в Каннах с экспозицией его полотен. В ноябре того же года он ушел из жизни от отека легких.
Могила Жана Маре украшена скульптурами его работыМогилу выдающегося француза на кладбище Валлариса стерегут скульптуры львов с человечьими глазами его работы. Все свое имущество он завещал супругам Паскали. Но сын Серж в суде оспорил завещание и выступил против любых компромиссных решений. Наследство Маре осталось под судебным арестом.