поэт онегин гаджикасимов биография
Из «звезды» в монахи. Удивительная жизнь Онегина Гаджикасимова
«Говорят, что некрасиво,
некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих.
Это так, но ты с Алёшкой несчастлива, несчастлива, а судьба связала крепко нас троих».
Знакомые строчки? А вы знаете, кто их написал? Известный в свое время поэт, «звезда», как сказали бы наши современники, поэт Онегин Гаджикасимов. Его песни до сих пор помнят и любят, и не только люди старшего поколения, но и молодежь, настолько они красивые, лиричные, рассказывающие о настоящей любви. Он прожил удивительную жизнь, отказался от денег и славы, ради того, чтобы стать православным проповедником. Удивительная жизнь, о которой можно писать книги.
Любимчик судьбы
Мальчик с необычным именем «Онегин» родился в 1937 году в Баку. Мать назвала сына Онегином, т.к. любила творчество А.С. Пушкина, а ее сын родился в тот год, когда праздновалось столетие со смерти поэта.
Его семья принадлежала к потомственному аристократическому роду. Отцом семейства был Юсиф-бей, он в свое время окончил университет и работал в НКВД, боролся с экономическими преступлениями. Мать, Махтабан-ханум, смогла защитить кандидатскую по детской психологии, она была преподавателем в педагогическом университете.
У таких интеллигентных родителей подрастали творческие дети. Самый старший поступил на режиссерский факультет в Москве, второй снимался в фильмах и стал оперным певцом, младший тоже мечтал об актерской профессии, но вынужден был работать по линии райкома. А сам Онегин был настоящей «звездой». С ним сотрудничали самые известные композиторы, его песни пели Муслим Магомаев и Иосиф Кабзон. Возьмите любую пластинку 70-ых годов с хитами. Автором текста многих из них будет поэт Онегин Гаджикасимов. Их выпускали впечатляющими тиражами – 15 млн. 795 тыс.
Его называли «баловнем судьбы». В 17 лет он сразу же поступил в Литинститут им. Горького и блистательно его закончил. Тут же стал заведующим отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио. Он был любимцем богемы 60-80-х годов. Стройный, красивый, спортивный, общительный, искрометный, Онегин всегда был душой компании. К тому же добрый, безотказный, готовый оказать помощь любому. Друзья, которые называли его Онегом, говорили, что у него широкая восточная душа.
Гаджикасимов жил красиво, в то время он был одним из самых состоятельных людей СССР. Если он покупал вино, то не 1 бутылку, а 10. Если кого-то приглашал на встречу в ресторан, всегда оплачивал счета. Разводился с очередной женой и уходил из дома без копейки, оставляя женщине все, что нажил. Кстати, женат он был 4 раза. Первая супруга – Валерия Бегутова, о второй известно очень мало, она была дочерью генерала. Третья – дочь дирижера Карамышева, а с последней, Татьяной, он прожил 14 лет. В первом и третьем браке у него родились 2 сына, обоих назвали в честь деда, Юсифами.
К Онегину Гаджикасимову стояла очередь из именитых композиторов и певцов, у него было все, о чем только можно мечтать, но он пошел свой собственной дорогой и никогда об этом не жалел. Когда жена призналась ему, что ей его жалко, он заявил, что жалеет их всех, т.к. они ничего не поняли и не понимают.
Новая жизнь
У Онегина было все, о чем мечтает современная молодежь: деньги, образование, известность, его любили женщины. Но в 1985 году его жизнь кардинально поменялась. Что именно стало причиной, можно только догадываться. В конце своей карьеры он попал в опалу, к тому же время это было сложное, начался разлом и разлад во всем, у многих творческих людей появилось ощущение пустоты. Гаджикасимов переосмыслил свою жизнь, принял крещение. В его руки попала Библия, которую он прочитал за 3 дня. После этого он потерял зрение, но, как признался позже, приобрел другое зрение, духовное. Вскоре его слепота прошла, но это был уже совершенно другой человек. Поэт, предки которого исповедовали ислам, стал православным христианином, это не поняли даже его близкие. Онегин просто исчез, порвав со всеми отношения. Родня пыталась найти его через жену, но она только рыдала и говорила, что он ушел, все бросил.
Крестившись в сельской церквушке, в 1987 году он продал все ценные вещи и перебрался на старую дачу, чтобы подготовиться к монашескому постригу. В 1988 году он отдал все свои деньги монастырю и перебрался в Оптину Пустынь, вел жизнь обычного послушника. Ему пришлось нелегко, и он признавался, что без подготовки было бы еще сложнее. Онегин заранее научился не спать ночью, есть мало, но ему все равно было сложно выдерживать монастырские службы. Вскоре сбылась его мечта, он стал монахом и приобрел новое имя – Силуан.
Часто его можно было видеть в числе паломников. Отец Силуан стал известнейшим проповедником, он, как никто другой, мог рассказать о христианстве. Прекрасно образованный, он разбирался не только в вопросах религии, но и в медицине, науке, искусстве и делился своими знаниями с другими людьми. С любовью и терпением неоднократно повторял известные истины. Верующие говорили, что никогда до этого не слышали, чтобы кто-то так говорил о Боге. В его словах было много любви и милосердия, они помогали людям укрепляться в вере.
Но из-за конфликта Силуан был вынужден уйти из Пустыни, что именно случилось, никто не знает. В 1994 году он снял комнату около Домодедова, жил там, ходил в храм. Все очень любили этого скромного, простого монаха, который произносил вдохновенные проповеди. Постаревший, больной, в одежде с чужого плеча, но, тем не менее, невероятно светлый и радостный, он притягивал к себе людей. В последние годы жизни он принял схиму и стал зваться отец Симон. Схима – это отчуждение от мира, полное соединение с Богом через молитву.
Отец Симон тяжело болел, у него обнаружили онкологию, но лечиться не хотел. К тому же у него болели ноги, иногда его монашеские сапоги наполнялись кровью. Но он терпел, считал, что на все воля Божья, и человек не имеет права ее менять. Скончался он в 2002 году, 30 июня. Последние дни провел в больнице, куда его отвезли прихожане. Говорят, что и после смерти на его лице светилась улыбка. Его погребли на кладбище села Лямицино. Оно расположено в Московской области, в Домодедовском районе.
Вот такая непростая судьба была у одного из самых популярных поэтов советских годов, чьи хиты до сих пор исполняют молодые звезды. Многие уже и не помнят, кто был автором этих песен, таких искренних и добрых. Тех самых, которые гарантировали любому исполнителю успех и карьерный взлет на эстраде. Но он выбрал свой собственный путь и никогда об этом не жалел.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Автор самых крутых советских шлягеров ушёл в монахи
Совершенно незамеченным прошло в этом году 80-летие со дня рождения знаменитого поэта-песенника Онегина ГАДЖИКАСИМОВА, автора «Алешкиной любви» и «Портрета работы Пабло Пикассо» ВИА «Веселые ребята», «Позвони» Полада БЮЛЬ-БЮЛЬ ОГЛЫ, «Восточной песни» Валерия ОБОДЗИНСКОГО и многих других шлягеров.
Появившийся на свет в Азербайджане в год 100-летия смерти ПУШКИНА и названный матерью в честь любимого героя Александра Сергеевича, Онегин Юсиф оглы в конце 80-х неожиданно для всех порвал со своим прежним окружением и стал монахом в православном монастыре Оптина пустынь. Мы попытались выяснить, что побудило поэта столь радикально изменить свою жизнь.
Средства на пропитание я зарабатывала трудом внештатного сотрудника отдела писем «Литературной газеты». Но больше всего мне нравилось ходить в церковь. В масштабах прихода Знамения Божией Матери, что у метро «Рижская», я слыла своего рода авторитетом. Со мной водили знакомство многие, в том числе Люда Дрознес по прозвищу Цунами, слывшая в кругах благочестивой публики внештатной осведомительницей.
В те поры уже пенсионерка, хотя и изрядно молодившаяся, она считала нужным меня опекать и регулярно навещала нас с «младенцем Александрой», ее крестницей.
17 октября в мою квартиру позвонили. Открыв дверь, я обнаружила на пороге улыбающуюся Люду с букетом дешевеньких осенних цветов. Рядом с ней стоял высокий широкоплечий мужчина с иссиня-черными и слегка тронутыми сединой длинными, ниже плеч, волосами. В руках он держал гигантского размера арбуз.
Люда сияла, всем своим видом демонстрируя радость от того, что она не хухры-мухры, а, несмотря на свой пенсионный возраст и наличие взрослой внучки, все еще очень даже в состоянии нравиться и иметь в качестве своего спутника такого вот импозантного мужчину.
Онегин с женой Татьяной (1977 г.)
Свидетели последних часов его жизни говорили, что, умирая, он простил всех своих многочисленных врагов и отошел в вечность, по выражению одной его почитательницы, «эфирным старчиком». Я же запомнила его фантастической красоты человеком, настоящим восточным красавцем.
Олег несколько раз вскользь упоминал о своих братьях, не называя имен и даже не уточняя, что речь шла и о родном младшем брате Низами, и о двух старших, от первого брака матери, Фахри и Фаиге Мустафаевых. Упоминал в том контексте, что «какая разница, что они братья по плоти, если не существует духовного родства».
В юности наш герой служил на флоте
В самом первом миньоне группы «Цветы» великолепный Александр ЛОСЕВ сделал хитом его песню «Не надо»
Колоссальные доходы
Как я потом узнала от племянницы Гаджикасимова, его отец Юсиф, дворянин по происхождению, в 1905 году вступил в социал-демократическую партию, раздал свои имения и угодья малоимущим и после революции работал в НКВД, но в 40-х годах разочаровался в новой власти и ушел из органов преподавателем латинского языка в Азербайджанский университет.
Валерий ОБОДЗИНСКИЙ стал звездой, исполнив его «Girl» (музыка Джона ЛЕННОНА), «Восточную песню», «Солнце не спит», «Спасибо тебе, море» и «Обиду»
Но к концу 80-х у него на счет партии никаких иллюзий уже не осталось. Он никогда не был диссидентом. Просто, как и многие в те годы, не любил «коммуняк» и относился к ним с той брезгливостью, которую я назвала бы эстетической, а не идеологической.
Так что его обращение к вере и церкви имело свои корни. В уверенности, что он начал абсолютно новую жизнь, Олег даже свою квартиру оставил незнакомым людям, отчего на старости лет скитался по чужим углам и в буквальном смысле иногда не имел, где главу преклонить.
Когда Олег собрался идти в монастырь, я, хорошо знавшая нравы русско-советского духовенства, отнеслась к этому довольно кисло и пыталась как можно деликатнее отговорить его от этого шага, который интуитивно казался мне опрометчивым, а в перспективе, возможно, и трагическим. Естественно, он меня не послушал.
Одна дорога
Однажды наш директор-азербайджанец Вагиф Анверович Караев попросил меня съездить на моей «шестерке» за священником. Забирал я его в селе Константиново, где находился так называемый дом путешественника Пржевальского. Сопровождала его женщина в монашеской одежде. Дорога была вся разбитая. Машину сильно трясло и подбрасывало на ухабах. Я извинился перед моими пассажирами за эти неудобства. Священник ответил философски: «Нет у нас дорог плохих. Есть одна наша дорога, которая нам предназначена».
Когда мы приехали к нам на базу отдыха, он зашел в домик к директору и долго с ним общался. А вечером я отвез священника и его спутницу обратно в Константиново. Я и предположить не мог, что возил великого поэта, чьи песни любил с детства. Я даже не знал, как он выглядит. А Вагиф Анверович мне ничего не объяснил.
Спустя несколько месяцев священник снова появился у нас. Его пригласили на день рождения мамы директора, где собралась вся их азербайджанская родня. На этот раз возил его племянник Вагифа Анверовича, который еще удивленно спросил: «Зачем тут русский батюшка?» А я только встречал его и помогал дойти от машины до места празднования.
Как мне показалось, ему было тяжело ходить. А на улице уже лежали снег и лед. Пробыл он на дне рождения не очень долго. Сказал виновнице торжества какие-то правильные слова и вскоре откланялся. А после дня рождения директор неожиданно попросил меня записать на кассету песни на стихи нашего гостя. Тут-то я и узнал, что это был Онегин Гаджикасимов.
Естественно, у меня возникло желание с ним пообщаться. Но я был так загружен работой, что до этого так и не дошло. Спохватился только в начале «нулевых», когда Гаджикасимова начал разыскивать композитор Сергей Дьячков, написавший на его стихи «Алешкину любовь».
Могила поэта на Лямцинском кладбище под Москвой
Но вскоре нашлась и могила великого поэта. Я на своей «шестерке» ездил из Домодедово в Егорьевск. И, проезжая мимо Лямцевского кладбища, обратил внимание на огромный шатер над одной из могил. Оказалось, что под именем иеросхимонаха Симона там похоронен Онегин Гаджикасимов.
Две жизни Онегина Гаджикасимова
Для того чтобы понять, кем он стал, важно знать, кем он был.
Статный, спортивный, красивый, любимец богемы 60–80-х годов прошлого столетия. Он приехал в Москву из Баку в 17 лет – поступать в Литературный институт. Сдав экзамены, он стал лучшим на своем курсе. Уже в этот период начинают издаваться его рассказы, стихи.
Перспективный, талантливый и обаятельный поэт, создававший также и тексты к песням прославленных эстрадных композиторов. Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени. На смену идеологическим текстам песен приходят сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова.
Энергичный, молодой поэт был одержим идеей создания шлягера. И такая песня появляется – это «Восточная песня», которую впоследствии пел тоже молодой и талантливый певец Валерий Ободзинский.
Летом 1970 года происходит немыслимое: в московских магазинах музыки люди часами стоят, чтобы купить пластинку с песнями на его стихи. Тираж проданных пластинок побил все мыслимые рекорды – цифра приближалась к шестнадцати миллионам копий.
В то время песни на стихи Онегина пела вся страна. Слава и деньги сыпались как из рога изобилия.
Но даже талант не защищает гения от человеческой зависти. В 1971 году выходит разгромная статья Льва Ошанина о том, как коверкается русский язык в песнях на примере текстов Онегина Гаджикасимова. Тут же по приказу С.Лапина, возглавляющего Всесоюзное телерадиовещание, размагничиваются плёнки с песнями Гаджикасимова, на концертах автора слов не объявляют, его отлучают и от телерадиоэфира.
Чтобы отвлечься Гаджикасимов выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места выглядят чужими. Кажется, поезда мчатся по краю пропасти. Остановки на путях дальнего следования оказываются тупиками. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. Он пытается найти опору в душе, но там пусто. И он принимает решение.
Чтобы отвлечься Гаджикасимов выезжает на гастроли по стране. Давно знакомые места выглядят чужими. Кажется, поезда мчатся по краю пропасти. Остановки на путях дальнего следования оказываются тупиками. Рушится всё, что ещё вчера составляло смысл жизни. Он пытается найти опору в душе, но там пусто. И он принимает решение.
Осенью 85-го он, никому ничего не говоря, садится в поезд и едет подальше от шумной Москвы. Выходит на отдаленной белорусской станции, идет в православную церковь и принимает крещение (в 49 лет). Этот поступок был продуман и последователен, через полтора года, в 87 году, Онегин сделал окончательный выбор: сжег все свои записи, избавился от всех ценных вещей, отказался от семьи, дружеских застолий и прочих радостей мирской жизни. Около года он прожил в уединении на заброшенной даче, чтобы подготовить себя к монашескому постригу. В декабре 88-го он жертвует все свои сбережения монастырю и приезжает послушником в одну из главных религиозных святынь – в Оптину Пустынь. (Монастырь расположен в двух километрах от Козельска и как бы отделен от всего мира рекой Жиздрой.)
Теперь каждый его день – это приближение к монашескому постригу. Онегину Гаджикасимову 51 год. Нёс послушание привратника. В журнале дежурств расписывался «Гакасимов», скрывая от всех свою прежнюю мирскую славу. 3 декабря 1989 года, накануне престольного праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, был принят в число братии Оптиной пустыни. Назначен комендантом монастыря.
Из письма Онегина Гаджикасимова:
«. вот и истекли 3 месяца со дня моего появления в Богоизбранной Оптине. Месяц стояния суточного на вратах, месяц отдохновения и ещё один месяц различных послушаний. Хорошо, что ещё до монастыря начал готовиться – не спать ночью, ограничивать себя в еде, всё теперь пригодилось. Службы здесь длительные, монастырские, поначалу сложно. Меня перевели в 2-х местную келью. Я только-только сейчас начинаю, кажется, что-то понимать, что-то нащупывать».
Возможно, нам не дано понять многое из того, что происходит с нами и вокруг, но для верующего ясно, что эти перемены олицетворяют Господа, проявление Его воли.
И так: через два года после крещения он решает ехать в монастырь и принимает монашеский сан с именем Силуан. Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, проводит некоторое время. У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был. Но невероятный труд, постоянный подвиг – все это совершенствовало его, и уже он сам представлял собой храм души своей, вмещавшей огромное количество любви, людей, духовных сил и доброты.
Из воспоминаний прихожан:
«Внешне отец Силуан обладал невероятной статью. Высокий, борода и длинные волосы с благородной сединой. И всегда бедно одет, стоптанные сапоги огромного размера. Впрочем, внешнее впечатление производили только две вещи – осанка и взгляд. Смотрел он чаще внутрь себя, но, кроме всего прочего, сильнее была защита, которую он давал своей заботой, равносильным участием в решении самых сложных и самых малых проблем жизни.»
«Обладая невероятной мощью характера, своим примером и умением понимать любого приходящего к нему и просящего о помощи, отец Силуан укреплял в вере. О любви он учил всегда, и главным образом выделял ту самую любовь и милосердие. Но величайшего благоговения исполнялся в тот момент, когда говорил о Боге. Временами, поучая в наставлениях, отец Силуан мог быть суров и даже, казалось, строг сверх меры, но сила, с которой он жалел, превышала ту меру в разы. Трепетная и трогательная была его любовь. Потому и истинная. Та, которую так боишься потерять.»
Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал. Он всегда был открыт для любой аудитории. Проповеди были разными. Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей. И его ждали одинаково как на пресс-конференциях, так и в маленьких деревенских храмах.
С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины. Ведь в суете и заботах мы часто их забываем.
Отец Симон совершал паломничества к святым местам. Там он рассказывал людям лучше любого гида о том как зарождалось христианство. Он стал одним из известнейших (для своего времени) проповедников Оптиной Пустыни. На проповеди отца Симона приезжало много людей, из самых отдалённых от Оптиной Пустыни мест.
С 1994 г. отец Силуан поселяется в Подмосковье. Снимает комнату близ Домодедова. И ходит молиться в ближайший храм. Прихожане полюбили высокого статного седовласого монаха за его скромность, простоту, за его вдохновенные проповеди в храме и занятия в воскресной школе для взрослых.
Скончался монах 30 июня 2002 года. Похоронен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.
Новое в блогах
Удивительная судьба азербайджанского Онегина
Если спросить обывателя, что он знает об Онегине Юсиф оглы Гаджикасимове, то он воспримет это как шутку (проверено неоднократно).
Но если озвучить названия хитов, или имена звезд, к триумфу которых был причастен Гаджикасимов, то не найдется ни одного человека, который бы их не знал. При этом многие из мэтров эстрады, именно на стихах «азербайджанского Онегина» стали известны всему Союзу.
Онегин родился в 1937 году, в год столетия со дня смерти Пушкина, поэтому был назван в честь одного из самых известных его героев. (К слову, младший брат Низами, был назван в честь 800-летия Низами Гянджеви. Ему повезло родится в 1942-ом.)
Родители
Как вы наверное уже поняли, родители Онегина были не совсем обычными людьми.
С родителями и младшим братом
Отец — потомственный дворянин, юрист по образованию, Юсиф-бей Гаджикасимов, рано увлекся идеями социал-демократии, потратив почти все свое наследство на помощь неимущим. Поэтому с радостью воспринял революцию. Пошел работать в НКВД, в отдел, занимающийся экономическими преступлениями.
После войны, на фоне отношения к фронтовикам, разочаровался в Советской власти, уволился из органов, и стал преподавателем латинского языка в Азербайджанском Государственном Университете.
Мать — Махтабан-ханум Гаджикасимова, также из дворян. С юных лет увлеклась русской поэзией, став одной из лучших специалистов по русской литературе XIX века. Преподавала в Азербайджанском Педагогическом Институте.
Была первой женщиной-азербайджанкой, защитившей кандидатскую диссертацию по детской психологии.
Именно она настояла на том, чтобы старшему сыну дали имя Онегин.
Детство и юность
Детство Онегина пришлось на тяжелые военные годы, поэтому о них мало что известно, но уже начиная со школы о нем много воспоминаний одноклассников.
Учился Гаджикасимов в школе №6, был яркой личностью, любимцем девочек. Писал, как романтические стихи, так и пародии на учителей, которые зачитывал перед всем классом.
Дома и в школе его звали Геной.
В 8 и 18 лет (на обоих фото крайний слева)
Связь с одноклассниками он поддерживал и после школы. Приезжал в Баку на встречи, был душой компании, никогда не хвалился своими связями с кумирами эстрады тех лет.
На встрече с одноклассниками в 1979 году ( третий слева в нижнем ряду)
Молодость
После школы Онегин начинает встречаться со своей первой женой Валерией (всего их было четыре), но его призывают в армию — в морфлот на четыре года. За это время он пишет более 800 писем своей любимой.
По приходу из армии, женится и поступает в Литературный институт имени Горького (Москва), который оканчивает в 1964 году.
Начало славного пути
Онегин Гаджикасимов еще студентом начинает переводить тексты зарубежных песен, да так удачно, что к нему выстраивается очередь из молодых полулегальных коллективов.
Тогда же он знакомится с «Веселыми ребятами» и совсем молодым Валерием Ободзинским. Онегину 23, а Ободзинскому 18.
О том, как Онегин помог «ребятам» стать известными, я писал выше, но и Ободзинский — звезда эстрады 70-х, обязан ему своей славой.
«Восточная песня» Ободзинского
К концу 60-х годов Гаджикасимов, хотя молодой, но очень популярный в эстрадной среде поэт-песенник. К нему обращаются молодые исполнители и композиторы, и он никому не отказывает.
Вот как о создании «Восточной песни» рассказывает Давид Тухманов, написавший музыку:
У меня появилась мелодия. Мелодия, которая мне нравилась. И вот на эту мелодию, собственно говоря, и нужно было написать стихи. Я попросил Онегина это сделать. Надо сказать, что он в ту пору, как и мы все, молодые авторы, был одержим идеей создания шлягера.
Нужно было эту песню записать с кем-то из певцов. Возникла фигура Ободзинского — певца начинающего. Нам он всем очень нравился, у него был очень красивый голос, как бы нестандартный.
Надо сказать, что Ободзинский не хотел петь песню. Считал, что он для нее еще слишком молод, а это песня повидавшего жизнь мужчины. Но Онегин настоял, что нужен именно «не целованный мальчик», под такой типаж она писалась.
«Восточная песня» внезапно сделала меня просто популярным певцом. Вот утром я спел эту песню, в передаче «С добрым утром», а вечером я, сам того не ведая и не чувствуя, не знал, что будет бешеный ажиотаж на моих концертах. То есть страшное что творилось. (С) Из воспоминаний Валерия Ободзинского.
Интересно.что судьба автора песни и её первогоисполнителя похожи. Оба были подвержены шельмованию со стороны минкульта и нашей Социалистической цензуры.
Позже песню много раз перепевали.
А это ее поют звезды: Игорь Николаев, Лайма Вайкуле, Леонид Агутин, Валерия, Валерий Меладзе.
Слава
На протяжении следующих 20 лет, вплоть до 80-х, Онегин Гаджикасимов — популярнейший в СССР поэт-песенник.
С ним работают все популярные композиторы и исполнители, а он сам становится членом сразу двух творческих «союзов»: «Союза писателей» и «Союза композиторов». Вступает в партию.
Зарабатывает бешеные по тем временам деньги. Вот что о этом периоде вспоминает журналист Михаил Бузукашвили:
В то время песни Онегина пела вся страна. По тем временам, кстати, он был несусветно богатым человеком. Во всех ресторанах от Москвы и до самых окраин исполняли его песни, за каждое исполнение отчислялись копейки, которые потом вливались в бурный денежный поток. И в эфире его песни звучали часто, благо Онегин заведовал отделом концертов по заявкам Всесоюзного радио. Он писал сценарии, по которым ставились телесериалы, он везде успевал. Такого жизнелюба, любителя поесть и выпить, я не встречал больше никогда. Он обожал женщин, устоять перед ним было невозможно. Он был огромным, добрым, очень обаятельным, невероятно эрудированным и мягким в обращении. Щедрость его была неописуемой, словом, настоящий кавказский мужчина, сохранивший в Москве замечательные традиции, свойственные выходцам из прекрасного уголка на земле. Уходя от очередной жены, он оставлял ей квартиру и дачу, а сам жил у знакомых и никогда не терял при этом оптимизма, ни для кого не был в тягость, все его любили. Для меня он был добрым и надежным Портосом, который никогда не подведет, поделится последним.
С братом Низами, в Баку
А потом все внезапно изменилось. Он перестает писать, кутить, выходит из союзов и партии, и ударяется в религию.
Иеросхимонах Симон
Племянница позже вспоминала последний приезд дяди в Баку.
Он приехал с одной Библией в руках. Совсем не был похож на себя прежнего. Его родной брат Низами, был в шоке. Онегин для него всегда был кумиром и примером для подражания.
Низами, чуть ли не плакал от отчаяния, думал что брат попал в какую-то секту. Умолял его опомниться. Но тот был спокоен и доброжелателен.
В конце концов родственники смирились.
Когда Онегин уезжал, младший брат ему на прощанье сказал: «Мне очень жаль». На что тот ответил: «Это мне жаль, что вы так ничего и не поняли.»
Причины
Называют несколько причин такого резкого ухода из мирской жизни. Все они базируются на одном — Онегин Гаджикасимов был патологически порядочен. Как и отец, если ошибался, то только свято веря в свою правоту.
Версия №1
Он был четырежды женат:
О первой жене написано выше. Вторая, была генеральской дочкой, их брак продлился совсем недолго. Третья, Татьяна, дочь дирижера ансамбля радио «Маяк», Бориса Карамышева.
Все трое получили все нажитое совместно имущество и сбережения.
От первого и третьего брака у Онегина были сыновья, которых он поддерживал до своего ухода.
Четвертая жена, Татьяна, детей поэту не рожала, но их брак был самым долгим — 14 лет.
По свидетельству очевидцев, Онегин был безумно влюблен в Татьяну (прямо по Пушкину). Даже через 10 лет после брака, души в ней не чаял. Но в то же время понимал, что она с ним во многом из-за материальных благ.
Уже отойдя от мирской жизни, кому-то из послушников, Гаджикасимов рассказал свой сон-байку. Будто приснилось, что плывет он по реке в лодке, а рядом тонет жена. Он пытается ей помочь всеми силами, но та тяжелую шубу даже сбросить не хочет. Выбившись из сил, понимая, что помочь ей не может. Онегин отвернулся и поплыл дальше.
Так же произошло и в реальной жизни. В один из дней он просто не вернулся домой.
Версия №2
По второй версии, Онегин разочаровался в партии и советском образе жизни. А после этого, уже не мог существовать в условиях прежней жизни. Он даже пытался эмигрировать, но забрал документы, т.к. не представлял существования вне русскоязычной среды.
Собственно проблемы с Советской Властью у Онегина были всегда. Несмотря на то, что он не писал текстов на политические темы, а может именно из-за этого, его тексты вызывали критику у партийных изданий.
Один из его первых хитов, «Восточную песню» (о ней писалось выше), вообще запретили проигрывать по ТВ и радио, т.к. в ней содержалась строка:
В каждой строчке только точки после буквы «Эл»
Кто-то наверху усмотрел в ней намек на имя Брежнева «Леонид».
Но Онегин продолжал верить в Партию и Правительство до последнего. Только в начале 80-х, когда окончательно стало ясно, что Власть далека от коммунистических идеалов народности, он выходит из рядов КПСС. Но последней каплей стал Горбачев, с его речами о застое.
В том же, 1985 году, Онегин принимает крещение и становится Олегом.
Обеты
Гаджикасимов не просто пришел к Вере. Он выбрал путь аскетизма, полного отречения от всех мирских благ — путь который пройти до конца решаются очень не многие.
В 1989 году, уже Олег, пришел паломником в монастырь Введенская Оптина пустынь, недалеко от Козельска (Калуга). Записался изменив фамилию, чтобы никто его не узнал.
Начал с послушания привратника.
Послушник — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов, но принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, послушникам разрешается носить подрясник.
Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.
В том же,1989 году, становится комендантом монастыря и стрижется в рясофор с именем Афанасий.
В мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.
Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя.
В 1991 году стрижется в монашество получая имя Силуан.
Малую схиму ещё называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом.
Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт три монашеских (аскетических) обета:
— Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
— Безбрачия (или целомудрия);
— Нестяжания (нищета, или отказ от владения личной собственностью).
В 1995 году стрижется в Великую схиму с именем Симон.
Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимонахом, или в просторечии схимником
В специальном одеянии схимонаха и повседневной рясе
Интересно, что даже в такой среде Гаджикасимов выделялся своими качествами. К нему тянулись люди, о нем рассказывали разные удивительные истории, при этом никто, даже в самом монастыре, не знает кем он был в мирской жизни.
Впрочем, в монастыре Оптина пустынь, он не задержался. Когда старый настоятель был рукоположен до епископа, в 1990 году пришел новый архимандрит. С новыми порядками и новым коммерческим отношением к монастырскому бытию. Он пытался привлечь Гаджикасимова на свою сторону, но что тому мирские блага?
Вот что об этом пишут свидетели того его периода жизни:
Иеромонаха Симона любили и уважали в Подмосковье. В Сети достаточно фото и видеоматериалов, где видно с каким пиететом к нему относились, как простые люди, так и служители божьи.
Отец Симон, в миру Онегин Гаджикасимов, скончался 30 июня 2002 года. Подавляющее число людей знавших его, только после смерти узнали, кем он был раньше.
Похоронен на сельском кладбище в Подмосковье.
Могила отца Симона
О нем не забыли и после смерти. Его могила всегда ухожена, здесь часто можно встретить людей знавших отца Симона. На канале Россия был снят фильм «Храм для Онегина. После славы.» Проводятся вечера его памяти.
Недавно вышла книга «Песня перешедшая в молитву». Вот только на Родине Онегина Гаджикасимова похоже забыли.