поэт надсон с я биография
Небольшую книжечку в потёртом тёмно-бордовом переплёте я помню с детства. Книга 1937 года издания. На первой странице фото красивого черноволосого мужчины, 285 страничек мелкого текста, большая вступительная статья А. Дымшица и стихи, стихи… Ни в школьной программе, ни позже нигде стихов С. Надсона я не встречала.
Прочтя в ранней молодости почти все стихи этого сборника, запомнила последние четыре строки стихотворения «Жизнь», и поняла, что в будущем меня ждут не только радости:
Двадцать четыре года всего прожил Семён Яковлевич Надсон. Имя почти забыто, а в своё время это имя с благоговением произносила вся читающая молодёжь
Родился Надсон 14 декабря 1862 года в Петербурге в семье надворного советника еврейского происхождения Якова Семёновича Надсона и Антонины Степановны Мамонтовой из семьи дворян Мамонтовых.
С девяти-одиннадцати лет Семён начал писать стихи. Дядя, не считаясь с его склонностью к писательству, и против его воли отдал его в Павловское военное училище (до этого Надсон окончил гимназию). Дядя считал, что военная карьера обеспечит его сироте-племяннику средства к существованию. Ещё гимназистом Надсон начал печататься. Его первые стихи появились в журнале Н. П. Вагнера «Свет», когда он был учеником пятого класса – в них отчётливо проступает некрасовское влияние – мотивы любви к родной стране и народу.
Во время учёбы в Павловском военном училище Надсон простудился на учениях, началась чахотка. За казённый счёт его отправили лечиться в Тифлис на год.
Это был лучший период его жизни. Появилось много друзей, привлечённых его литературной известностью, юмором, доброжелательным характером. В это же время он близко знакомится с литераторами-демократами, посещает их кружки.
У Надсона не было гуманитарного образования, но литературный талант, природный вкус и обострённое чувство справедливости сделали его впоследствии одним из крупнейших литераторов-восьмидесятников. (Но, при этом он сознавал и недостатки своей поэтической речи: бедность, условность, штампованность языка, однообразие поэтических средств, иногда потеря ритма).
В 1884 году, уже безнадёжно больному Надсону была разрешена отставка. Несколько месяцев он работал секретарём редакции газеты «Неделя». В 1885 году вышел сборник его стихов, который имел громадный успех, его трижды переиздавали. За этот сборник Академия наук удостоила Надсона Пушкинской премии. Болезнь усиливалась и на средства, собранные друзьями, он вторично уехал на лечение за границу.
Вернувшись из поездки, смертельно больной, но не теряющий творческих сил, Надсон вынужден был жить на юге (хотя он очень тосковал по Петербургу). Вначале он поселился в Подольской губернии, а затем – в Крыму в Ялте. К этому времени известность Надсона заметно возросла. Поэт получил широкую популярность в кругах прогрессивно настроенной молодёжи.
В Киеве Надсон устроил благотворительный литературный вечер в пользу литературного фонда. Как исполнитель своих стихов на публичных вечерах, Надсон всегда имел большой успех. Его встретили бурной овацией, а после выступления вынесли на руках.
Борясь с тяжёлой болезнью и нищетой, в поисках постоянного заработка поэт в 1886 году – последнем году своей короткой жизни – стал писать для Киевской газеты «Заря» литературные статьи и критические фельетоны. В одном из фельетонов он резко выступил против В.П. Буренина, журналиста «черносотенной улицы». Надсон предчувствовал, что со стороны Буренина последует отборная брань. Но, Буренин превзошёл все ожидания Надсона и ответил клеветой и издевательствами, утверждая, что Надсон вовсе не болен, а симулирует болезнь, чтобы пользоваться частной благотворительностью и жить «нахлебником литературного фонда».
Когда из Ялты в Петербург привезли тело Надсона, когда хоронили его на Волковом кладбище (теперь это Литераторские мостки) – похороны вылились в тысячную манифестацию любви к поэту. Могила Надсона находится поблизости от могил Белинского и Добролюбова. Через несколько лет после смерти на собранные по подписке деньги над могилой Надсона был поставлен памятник – мраморный бюст.
Публицист Г.К. Градовский в своей речи над могилой Надсона привёл аналогию между его гибелью и гибелью Пушкина, отметив, что оба поэта пали жертвой российской реакции.
Ещё при жизни Надсона за ним прочно утвердилась репутация романтика. Творчество его лирично, а пейзажные стихи с подлинной поэтичностью создают образы живой природы:
Заревом заката даль небес объята,
Речка голубая блещет, как в огне;
Нежными цветами убраны богато
Тучки утопают в ясной тишине.
Кое-где мерцая бледными лучами
Звёздочки-шалуньи в небесах горят…
* * *
Кругом легли ночные тени,
Глубокой мглой окутан сад:
Кусты душистые сирени
В весенней неге мирно спят.
Склонясь зелёными ветвями,
Осока дремлет над прудом,
И небо яркими звездами
Горит в сияньи голубом…
Это его ранние стихи. И в любовную лирику Надсон вносил раздумья и нравственные тревоги:
Не торопись же мне любовь свою отдать,
Не наряжай меня в цветы своих мечтаний…
Подумай, в силах ли ты без конца прощать,
Не испугаешься ль грядущих испытаний
(из « Песен любви»)
Более ста стихотворений Надсона положены на музыку. Среди композиторов – Кюи, Рубинштейн, Рахманинов, Направник и др. Его стихи переводились на французский и немецкий языки.
Повседневная жизнь современной ему литературы отражена в следующем стихотворении:
«Сколько лживых фраз, надуто-либеральных,
Сколько лживых партий, мелких вожаков,
Личных обличений, колкостей журнальных,
Маленьких торжеств и маленьких божков.
Сколько самолюбий глубоко задето,
Сколько уст клевещет, жалит и шипит,-
И вокруг, как прежде, сумрак без просвета,
И как прежде, жизнь и душит и томит.
А вопрос так прост: отдайся всей душою,
На служенье братьям, позабудь себя
И иди вперёд, светя перед толпою,
Поднимая павших, веря и любя.
Не гонись за шумом быстрого успеха,
Не меняй на лавр сурового креста,
И пускай тебя язвят отравой смеха,
И клеймят враждой нечистые уста.
Видно не настала, сторона родная,
Для тебя пора, когда бойцы твои,
Мелким личным распрям сил не отдавая,
Встанут все во имя правды и любви!
Видно спят сердца в них, если вместо боя
С горем и врагами родины больной,
Подняли они, враждуя меж собою,
Этот бесконечный, этот жалкий бой. »
А вот посвящёние России:
О, лесть холопская! Ты миру солгала!»
Надсон жил и писал перед поэтами «Серебряного века», и, конечно, его поэзия оказала влияние на их творчество.
У следующих поколений Надсон не получил такого признания. Он так и остался гением в 80-х годах XIX века.
Закончить эссе я хочу знаменитым надсоновским четверостишием:
( 1886 год. Из посмертных публикаций.)
Это эссе я написала с целью кого-то познакомить, а кому-то напомнить имя известнейшего в своё время, а теперь почти забытого поэта.
В чём секрет стихов Семёна Надсона, который 100 лет назад был популярнее Пушкина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Детство, которого не было
Литературный успех Семена Яковлевича Надсона был удивителен – молодежь конца XIX – начала XX века буквально сметала с прилавков книжных магазинов сборники стихов поэта. К тому времени Надсон уже давно был в могиле: это тоже влияло на степень его популярности, ведь на момент смерти он был даже моложе Лермонтова, который был любимым поэтом Надсона. Несомненно одно – он безошибочно угадал настроение эпохи, и ценили его стихотворения именно за созвучие атмосфере конца позапрошлого столетия, атмосфере неопределенности, «безвременья», полной разочарований и пессимизма для человека романтизма.
Творчество Надсона более, чем у других поэтов эпохи, связано с его биографией. Если же рассматривать его наследие с позиций современных, когда творчеству приписывается и важное психологическое значение, то можно выявить интересные закономерности.
Подростком он был определен в военную гимназию, а с тринадцати лет вел дневники – эту привычку он сохранит до самой смерти. С учебой Семен справлялся хорошо, но гимназия скоро наскучила ему, главными интересами в жизни стали стихи и попытки разобраться в себе и мире, свойственные Надсону в куда большей степени, чем это обычно бывает в период юности.
Надсона оценивали как крайне самолюбивого, может, по этой причине у него долго не складывались отношения как с однокашниками, так и в семье дяди. Но в 15 лет Семен познакомился с семьей своего приятеля по гимназии, Михаила Дешевова, и эта встреча очень сильно повлияла на дальнейшую судьбу поэта.
Несчастливая любовь
Если раньше в дневниках Надсона то и дело встречались записи о его влюбленности в разных девушек, то с 1878 года пришла любовь – единственная и трагическая. Предметом его чувств и адресатом его лирики стала Наталья, сестра Михаила, младше Надсона всего на год.
« Что я нашёл особенно хорошего в ней – не знаю, я не хочу об этом думать, я знаю одно, что всю жизнь свою я готов отдать за неё, и мне довольно этого сознания ».
В этой семье Семена всегда принимали очень тепло, а мать Натальи, Софья Степановна, относилась к Надсону с настоящей материнской нежностью. В гостиной Дешевовых Надсон участвовал в интереснейших беседах, которые увлекали и направляли его, и именно Софья Степановна помогала с первыми публикациями. Наталья поначалу отвечала Семену взаимностью, но потом внезапно охладела к нему, переключив внимание на его двоюродного брата Василия.
Спустя еще некоторое время Наталья Дешевова скоропостижно скончалась от чахотки, а вслед за пятнадцатилетней дочерью умерла и мать.
Все свои переживания Надсон отражал в стихах – достаточно хороших уже тогда, а потому появлявшихся в журналах и исполнявшихся на публичных выступлениях в гимназии. В шестнадцать лет Надсон поступил в Павловское военное училище, и во время учебы простудился – тогда у него была выявлена чахотка.
В 1882 года молодого поэта пригласил в свой журнал «Отечественные записки» Алексей Николаевич Плещеев, которого с тех пор Надсон будет считать своим литературным отцом.
Здоровье Надсона продолжало ухудшаться. Через два года он с помощью своих друзей отправляется за границу на лечение. Главным таким другом, опорой для поэта на всем оставшемся ему жизненном пути стала Мария Валентиновна Ватсон, переводчица и поклонница его творчества. Уже тогда молодого двадцатилетнего поэта любили за особую выразительность, проникновенность его стихов, а скорее даже – за честность Надсона в выражении своих чувств: с читателем он общался на полном доверии, открыто исповедуясь и разделяя с ним свои самые сокровенные мысли и эмоции.
Болезнь и травля
В апреле 1886 года он устроился в киевскую газету «Заря», где писал фельетоны о литературе и журналистике. Несмотря на то, что болезнь развивалась, Надсон увлеченно критиковал своих современников и собратьев по перу. Одним из тех, кто оказался мишенью для критики Надсона, оказался его давний знакомый, сотрудник газеты «Новое время» Виктор Буренин. В истории он, по-видимому, так и останется злодеем, погубившим молодого гения – ведь уже тяжело больной Надсон был высмеян в нескольких очерках и статьях Буренина как симулянт, который стремится жить за счет благотворителей, да и относительно стихов Надсона и, в частности, их посвящения юношеской любви, журналист высказался весьма скептически.
Поэт счел себя глубоко оскорбленным и хотел даже вызвать Буренина на дуэль, но друзья не позволили ему этого сделать. Журналист окажется впоследствии заклеймен чуть ли не наравне с бароном Геккереном, и даже классики, в том числе Антон Чехов, признают недостойной и жестокой травлю, которую устроил Надсону сотрудник «Нового времени». Правда, более пристальное изучение конфликта между Надсоном и Бурениным показывает, что нападки и обвинения, будучи действительно довольно резкими, носили обоюдный, взаимный характер: Надсон в своих фельетонах не менее прямолинейно критиковал Буренина. Согласно одному из взглядов, такое поведение поэта было способом добиться полной, совершенной гармонии со своим образом поэта эпохи романтизма, непонятого и преследуемого.
Во время очередного ухудшения своего состояния Надсон отказался покидать Россию, и отправился с помощью все той же Марии Валентиновны в Ялту. Там он получил весть о присуждении сборнику его стихов Пушкинском премии Академии Наук, самой престижной литературной награды дореволюционной России.
Он скончался 19 января 1887 года. Переправкой тела Надсона в Петербург и похоронами занялась Мария Ватсон. Поэта провожали в последний путь тысячи его поклонников.
Стихи Надсона были чрезвычайно популярны, их учили наизусть. Собрание его произведений переиздавалось десятки раз, включая выход огромного для тех времен тиража в 10000 экземпляров. Поэзия Надсона оказала большое влияние на творчество поэтов-символистов.
Конечно, ранний уход из жизни знаменитого поэта играл в его посмертной славе немаловажную роль. Спустя некоторое время, однако, творчество Надсона стали переосмысливать, классики, в том числе Александр Блок, считали популярность надсоновских стихов неким «литературным недоразумением». Стремление делиться своими невзгодами и переживаниями больше не было актуально и не получало читательских симпатий. Уходила в прошлое эпоха томиков Надсона, как и эпоха альбомов гимназисток, куда раньше его стихотворения с любовью переписывали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Краткая биография Семена Яковлевича Надсона
Биография
Семен Яковлевич не мог похвастаться счастливым детством. Он родился в не слишком благополучной семье. Достаточно сказать, что его отец имел еврейское происхождение. А отношение к представителям этой национальности было в царской России неоднозначным: немало было людей с антисемитскими взглядами, да и правительство косвенно поддерживало таких недоброжелателей – во всяком случае, препятствий не чинило.
Когда Семену было 2 года, отец его попал в психиатрическую клинику. Мать с детьми обосновалась в Санкт-Петербурге. Но она вскоре скончалась. Семена взяли на воспитание родственники со стороны матери, которые были крайне недовольны ее браком с евреем (хотя и крещеным). Когда мальчик плакал от какой-нибудь детской обиды, они презрительно говорили ему о «жидовских слезах».
Обида острой занозой застряла в сердце подростка. В общем-то, она будет отравлять ему всю недолгую жизнь…
Мальчик развивался быстро, учился охотно, в 4 года уже неплохо читал. Ему хотелось связать свою жизнь с литературой, но опекуны настаивали на военной карьере. Юноша поступил в Павловское военное училище. Однако проучился там недолго: у него началась чахотка. В целях поправки здоровья он уехал в Каспийский полк (так распорядилось училищное начальство).
Болезнь прогрессировала. Друзья уговорили Семена уехать в Висбаден и потом – в Ниццу, но существенных улучшений не было. Тогда он вернулся в Россию.
Последние годы поэта прошли в Ялте, где он скончался в 1871 году – в неполные 25 лет.
Творчество
Писать стихи Надсон начал рано. Его быстро заметили, стали приглашать к сотрудничеству в известные журналы. Он писал для журнала «Мысли», потом – для «Отечественных записок» и других изданий.
Первый сборник «Стихотворения» имел просто сумасшедший успех. После первого выхода он неоднократно переиздавался.
Популярность молодого поэта росла не по дням, а по часам. Отчасти это было обусловлено ясным, точным слогом, присущим произведениям Надсона, отчасти – высокой гражданственностью его поэзии.
В то время – тяжелое для россиян, ощущавшееся многими как темное, беспросветное, когда давление на политические и личные свободы ощущалось особенно сильно – стихи Надсона, что называется, «попали в струю». Его творчество во многом созвучно некрасовскому.
Грустные напевы
Главный мотив надсоновской поэзии – печаль о несовершенствах этого мира. Здесь сложилось воедино все: горячее сочувствие страдающим людям и искренняя боль за них, тоска из-за нереализованности в любви, давние обиды детства и горечь за свой еврейский народ, который много столетий безвинно терпит оскорбления и унижения.
«Зло вечно, – читаем мы между строк почти каждого стихотворения. – Как его победить? Возможно ли это? Или придется смириться?».
Однако наряду с осознанием собственного бессилия временами прорывается надежда. Надежда на то, что будущее не столь беспросветно, надежда на уверенного в себе лидера, который явится миру и сделает невозможное, объединит людей для борьбы со злом.
Тяжелое детство, головокружительно быстрый взлет, огромная слава и тяжелая болезнь… Такой оказалась жизнь Семена Надсона, одного из выдающихся представителей российской поэзии второй половины XIX века.
Поэт Серебряного века Семён Надсон
«Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю
И утомлённому я руку подаю!»
(С. Надсон из поэмы «Грёзы»)
Внизу, воздвигнуты толпою,
Тельцы минутные стоят
И золотою мишурою
Людей обманчиво манят;
За этот призрак идеалов
Немало сгибнуло борцов,
И льётся кровь у пьедесталов
Борьбы не стоящих тельцов.
И тот, кто мыслию летучей
Сумел подняться над толпой,
Любви оценит свет могучий
И сердца идеал святой;
Он бросит все кумиры века,
С их мимолётной мишурой,
И к идеалу человека
Пойдёт уверенной стопой!»
Ещё в 1882 году с С. Я. Надсоном пожелал познакомиться А. Н. Плещеев. Надсон считал Плещеева своим литературным крёстным отцом. И действительно, Плещеев тепло отзываясь о своём дебютанте открыл для него дорогу в «Отечественные записки», помещённые здесь стихотворения обратили на Надсона всеобщее внимание. С тех пор интерес к творчеству Надсона всё возрастал. В течение 10 лет собрание стихотворений выдержало 14 изданий и разошлось в количестве 50 тысяч экземпляров. Небывалый успех, равного которому нет в истории русской поэзии (в таком количестве не расходились до истечения срока литературной собственности ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Кольцов, ни Некрасов), многие приписывали сочувствию к его несчастной судьбе, клевете, отравившей последние дни жизни безвременно ушедшего поэта. Однако, прошёл ряд лет, а успех стихотворений Семёна Яковлевича Надсона остаётся прежним. Значит, это объяснение успеха нужно искать в самих стихах, тем более, что авторитетная критика мало занималась ими, относясь к Надсону, большей частью, как к поэту второстепенному. У Надсона, несмотря на его молодость очень зрелые стихи, понятные для широкого круга читателей, его творчеству присуща глубокая искренность. Надсон одновременно поклоняется двум идеалам поэзии – гражданскому и чисто художественному. Уже в одном из ранних своих стихотворений «Поэт» Надсон поклоняется двум идеалам – гражданскому и чисто художественному. Особенно хороши в художественном отношении те его стихотворения, где он больше поэт, чем гражданин: «В глуши», «На кладбище», «Сбылося всё», «Снова лунная ночь», «Я пригляделся к ней», «Нет, муза не зови», «Весной», «Умерла моя муза».
Надсон Семен
О классике
Биография
Семён Надсон – довольно необычный поэт. Его творчество относится к периоду до начала «Серебряного века», который часто называется поэтическим безвременьем. На смену старым техникам и духу поэзии ещё не пришли новые, и поэты конца XIX века действительно выглядят немного потерянными. Стихи Семёна Надсона во многом напоминали творчество Некрасова и Лермонтова – причём последнего сам Надсон считал величайшим русским поэтом.
Жизнь Надсона сложилась весьма тяжело – он рано потерял сначала отца, а потом отчима и мать, рос в бедности. К тому же, Надсон был слаб здоровьем, долгие годы страдал от туберкулёза, и в итоге умер всего в 24 года, 31 января 1887 года. В его биографии вообще очень трудно найти хоть какие-нибудь радостные события. Разве что тот факт, что стихи Семёна Надсона незадолго до смерти были удостоены Пушкинской премии.
Последние годы поэта
К 1884 году здоровье Надсона ухудшилось настолько, что его направили на лечение в Европу за счёт Литературного Фонда. Там было сделано две операции, которые лишь незначительно улучшили состояние поэта. Врачи думали, что ему не дожить до 1885 года, но Надсон неожиданно пошёл на поправку, и одновременно энергично взялся за работу. Именно в 1885 вышел единственный его прижизненный сборник.
Однако улучшение состояния было недолгим. Летом его снова оперировали, и снова неудачно. Надсон принял решение вернуться в Россию – как впоследствии пояснял, с намерением умереть в родной стране. Ему какое-то время удавалось активно печататься и даже выступать, но скоро пришлось отбыть на лечение (точнее, поддержание жизни) в Ялту.
Там Надсона и застало известие о присуждении Пушкинской премии. Одновременно с этим радостным событием (наверное, единственным в жизни поэта), он неожиданно стал объектом яростных нападок со стороны Виктора Буренина. Переживания из-за этого ещё более усугубили состояние Надсона. Поэт даже хотел приехать в Петербург для разбирательства со своим оппонентом, но так и не успел этого сделать.
© Poembook, 2013
Все права защищены.