подруга фаины раневской актриса
«Скажи мне, кто твой друг»: лучшие подруги в жизни Фаины Раневской
Павла Вульф
После смерти Павлы Фаина Георгиевна признавалась, что подруга была ее единственной любовью. Их связывало обоюдное глубокое уважение и наставничество. Девушки практически не разлучались, помогали развиваться профессионально и духовно.
Раневская считала, что только благодаря общению с Вульф она смогла добиться таких высот.
Фото – личный архив Фаины Раневской
Любовь Орлова
Знакомство девушек произошло в тридцатые годы на киностудии «Мосфильм». По слухам, Люба сомневалась, принимать ли предложение о съемках в «Веселых ребятах», но Фаина убедила коллегу согласиться.
После грандиозного успеха ее карьера пошла в гору, и Орлова почувствовала искреннюю признательность к подруге. Поэтому часто навещала ее и писала благодарственные письма. Раневская часто признавалась, что большей симпатии, чем к Любочке, ни к кому не испытывала.
Анна Ахматова
Оказалось, что поэтесса в свою очередь обожает фильмы с участием звезды. Это помогло родиться их сильной дружбе.
Татьяна Пельтцер
Танюшу Раневская воспринимала как сестру. Они обе были востребованы и успешны, их любила вся страна. И даже по характеру знаменитости не отличались: в лицо говорили правду, не льстили и мало с кем общались.
Интересно, что подобное поведение мешало подругам: они то ссорились, то мирились. Неизменным было только одно: обе не могли жить друг без друга.
Фото – личный архив Фаины Раневской
Ия Саввина
Большая разница в возрасте не помешала актрисам найти общий язык. Однажды Раневская посмотрела картину «Дама с собачкой» и была очарована игрой главной героини. Знаменитость решила лично передать комплимент дебютантке.
Восторженное письмо от звезды мирового уровня очень воодушевило Ию. С тех пор девушки не переставали общаться. Их объединяли схожие интересы: поэзия и работа. Саввина любила приходить к учителю домой и репетировать.
Лесбийская любовь Фаины Раневской
Фаину Раневскую боготворили все. При всеобщей любви актриса была всю жизнь одинока, и отсутствие спутника жизни породило бурное обсуждение ее сексуальной ориентации: якобы мужчины Фаине Григорьевне и не нравились вовсе. Сейчас о ее жизни ходит множество слухов и домыслов.
«Королева кинематографа», «гениальнейшая актриса своего времени», «самая острая на язык», — какие только лестные эпитеты ни летели в ее адрес от современников. Однако актерский талант женщины также вызывает теперь сомнения у многих недоброжелателей: так ли уж заслуженно ее расхваливают?
Предлагаю разобраться, где правда, а где — лишь домыслы завистников.
Нахальная девятнадцатилетняя девица с удивленно вскинутыми бровями ворвалась в кабинет директора одного из театров Подмосковья в 1915-м году. Едва отдышавшись, она хлопнула по столу рекомендательным письмом авторства антрепренера Соколовского, близкого друга директора.
Дорогой Ванюша, посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Ты уж сам как-нибудь деликатно, намеком, в скобках, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив у нее нет. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры – так будет лучше и для нее, и для театра.
Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская…
Казалось бы, на этом редакция могла бы свернуть работу над этой статьей, но директор театра что-то разглядел в этой маленькой запыхавшейся девочке. Он еще раз окинул молоденькую актрису внимательным взглядом и… разорвал письмо. В этом крохотном кабинете богом забытого театра и родилась великая Раневская.
Уже через пару недель после своего яркого появления Раневская впервые вышла на сцену. Немногочисленные посетители Малаховского дачного театра рукоплескали молодой актрисе, никто и не мог подумать, что эта нескладная, но очень талантливая девочка ни одного часа своей жизни не уделила учебе актерству!
Шарлотта в «Вишневом саде», Змеюкина в «Свадьбе», Дунька в «Любови Яровой» — казалось, роли второго плана становились главными, когда их играла Раневская. Вскоре актрису начали замечать более именитые театры: сначала московский Камерный, а потом уже Театр Красной Армии и Театр им. Моссовета. За всю свою жизнь Раневская не сыграла ни одной главной роли. Актриса с горькой иронией отмечала:
«Я как яйца: участвую, но не вхожу»
Каждый, кто хоть раз встречался с Раневской вживую, отмечал бешеную энергетику, исходящую от актрисы. Ее обаянию и харизме завидовал каждый, а острый язык вводил в ступор любого. Оцените сами:
Раневская стояла в своей гримуборной совершенно голая и курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель Театра им. Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила:
– Вас не шокирует, что я курю?
Но несмотря на столь яркий характер и успех в карьере, личная жизнь актрисы совсем не складывалась. Казалось, она вообще никогда не заводила романы. Но многие полушепотом поговаривали о том, что Раневская предпочитает женщин.
Алексей Щеглов, внук русской актрисы Павлы Вульф, рассказывал о том, как однажды стал невольным свидетелем крайне близкого общения Фаины и его бабушки, которое можно было назвать дружеским с очень большой натяжкой. Застуканная маленьким ребенком, Раневская тут же нашлась, что ответить: «Мы с твоей бабушкой делаем зарядку».
В огонь лесбийства актрисы подлил масла журналист Глеб Скороходов, который был близким другом Фаины. Она относилась к нему с большой любовью, зачастую шутливо называя своим сыном. Долгие часы они проводили в беседе, которые Скороходов потом записывал в блокнотик.
Так, по словам журналиста, Раневская без стеснения рассказывала о своей любви к представительницам прекрасного пола. Вскоре из этих записанных диалогов родилась книга. Раневская узнала о рукописи и тут же разорвала отношения со Скороходовым. Книга вышла в печать только после смерти актрисы.
Великая Раневская всю жизнь чувствовала себя совсем одной в этом огромном мире. Прикрывая свои душевные терзания едким сарказмом, она безумно боялась не только жить, но и умереть в одиночестве. Она завела собаку, которого назвала Мальчик — в честь любимого ею Станиславского. Домработницы, в которых актриса пыталась найти подруг, разворовывали имущество постаревшей актрисы, а знакомые все реже и реже заходили в гости.
Сбылось то, чего так боялась Раневская: она умерла в одиночестве. Но, быть может, по-настоящему великие люди и должны уходить так — тихо, почти бесшумно?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Фотоальбом
—Метки
—Цитатник
«Николай Добронравов. Тост за достоинство честных певцов» Творческий и семейный союз композит.
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЖИЗНЬ И СУДЬБА ПОДРУГИ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ АКТРИСЫ БРОНИСЛАВЫ ЗАХАРОВОЙ
МХАТу им. Чехова (или МХТ, как его теперь называют) стукнуло 120 лет.
В октябре 1898 года великие СТАНИСЛАВСКИЙ и НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО показали первый спектакль «Царь Федор Иоаннович». И вскоре их детище стало считаться главной сценой нашей страны, на которую неизменно выходили звезды первой величины. 15 лет жизни МХАТу посвятила 77-летняя актриса Бронислава ЗАХАРОВА, которая и в кино много снималась, поэтому, конечно, знакома (по крайней мере, внешне) многим зрителям.
Он отличный был мужик, но романа у меня с ним не случилось. Наверное, я не в его вкусе. Я же худенькая, неказистая, актриса-травести (когда-то в Театре Сатиры первой сыграла роль Малыша в легендарном спектакле «Малыш и Карлсон»), а вокруг столько красавиц.
Многие в труппе пили. Из-за пьянства меня из МХАТа и прогнали взашей. Спасибо, хоть до пенсии дали доработать. А в тот день, когда мне исполнилось 55 лет, 16 января 1996 года, вывесили приказ о моем увольнении из-за алкоголизма. Конечно, в этом только сама виновата. Если честно, с 17 лет крепко пью.
Талантливая артистка вынуждена ходить в дырявых ботинках. Фото Руслана ВОРОНОГО
В тот злополучный вечер приняла несколько рюмок перед спектаклем, ну и попросила завтруппой меня подменить. Честно же призналась, что нетрезва, не хочу в таком виде выходить к зрителю, и добавила: «Пусть второй состав сегодня поработает». А завтруппой взвилась, что ей это все надоело. Дескать, не будет никого на подмогу вызывать, и отрезала: «Играй сама».
Я понадеялась, что все пройдет гладко, ведь роль небольшая, ну и вышла на сцену. Терпеливо ждала реплику, а мне ее коллеги так и не дали. После этого о моем невменяемом состоянии вдруг стали говорить все вокруг. Закончилось тем, что на меня написали докладную и сразу же уволили по статье. А все спектакли, где я была задействована, постепенно сняли с репертуара.
Обидно, конечно. Вот, например, Евгений Евстигнеев никогда не брезговал коньячком. Сидит, бывало, с рюмкой и мне обязательно наливает, положив кусочек шоколадки поверх, а потом просит: «Бронь, сгоняй еще в буфет. Мало!» Не каждый мог выйти на сцену даже после пятидесяти граммов, а он и намного больше принимал, а потом играл гениально!
Однажды Евстигнеев с Калягиным выпивал и в процессе решили договориться о замене на сцене. Женя предлагает: «Давай я пойду к Ефремову, а ты, Саш, иди к завтруппой Новикову». Калягин замотал головой: «Лучше я к Олегу». Новиков намного строже был, да с ним особо и не договоришься.
ЕФРЕМОВ и сам пил по-чёрному
На что дана молодость
А в МХАТе раньше все замечали, что сразу же прекрасно выглядеть начинала, даже если пару дней ни капли в рот не брала. В «Вишневом саде» моя героиня Шарлотта акробатический переворот делала. Я даже в 50 лет с легкостью так кувыркалась. Потому что подвижная и не тетёха.
С Галиной СТАХАНОВОЙ в фильме «Дом спящих красавиц»
«Страшно сойти с ума»
Фаина Георгиевна, как и я, очень одинокой была. Жаловалась, что поговорить не с кем. Вот и веселила ее как могла. У меня сейчас такого человека для радости нет. Безумно боюсь немощи и болезней, особенно Альцгеймера. Сойти с ума страшно.
Постоянного мужчину так и не завела, ребенка не родила. В общем, мое время ушло…
«Это слишком грустно»
А вот что о нашей героине рассказал ее коллега Стас САДАЛАЛЬСКИЙ:
Захарову любила Раневская, Броня много записывала за ней и сохранила уникальные заметки тех лет о Фаине Георгиевне, со множеством цитат, еще не растасканных по Интернету. Например, слова великого Давыдова, которые Раневская часто вспоминала:
«Великая и ужасная»: 125 лет со дня рождения Фаины Раневской (7 фото + 7 видео)
27 августа исполнилось 125 лет со дня рождения Фаины Раневской – одной из величайших актрис XX века, лауреата трех Сталинских премий, Народной артистки СССР, королевы эпизода, которую помнят и любят до сих пор, хотя сменилось уже не одно поколение зрителей.
Эта удивительная женщина – воплощенное противоречие. Она мечтала о большой любви, но всю жизнь была одинока, а если влюблялась, то безответно. Она хотела играть главные драматические роли, но получала в основном комические эпизоды. Однако ни у кого язык не повернется назвать ее путь на театральной сцене и в кино недостаточно успешным. Ее таланта с лихвой хватало на то, чтобы своим коротким появлением на экране вытащить самый скучный фильм в лидеры проката. Кажется, что одной своей харизмой она вполне могла бы создавать новые миры.
Но не только театральные и кинообразы сделали Раневскую звездой. Лишь единицы актеров, вошедших в мировую историю, знамениты не только своими ролями, но еще и репликами, причем сказанными не со сцены, а походя, в быту. Над ее афоризмами, собранными в отдельную книгу, хохочет уже не одно поколение читателей. Яркие, соленые, меткие, часто приправленные крепким непристойным словцом, они шокируют и вгоняют в ступор.
Вероятно, если бы Раневская могла предположить, что мы будем праздновать 125 лет со дня ее рождения, она и по этому поводу отпустила бы едкую, смешную и умопомрачительно неприличную шутку – как раз в ее духе.
Фамильный сарказм, или Сила слова вместо хорошенького личика
Жизнь этой женщины – целая эпоха. Рожденная в царской России, она играла на сцене при Ленине, Сталине, Хрущеве, Брежневе. А ведь актрисы Фаины Раневской могло бы не быть. Во всяком случае ее родители прочили девушке совсем другое будущее.
«Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника», – написала она в своей анкете. Ее настоящее имя – Фанни Фельдман. Будущая великая актриса родилась 27 августа 1896 года в городе Таганроге, в очень состоятельной еврейской семье. Ее отец Гирш Хаимович Фельдман, промышленник и коммерсант, купец 1-й гильдии владел несколькими доходными домами, мельницей и пароходом «Святой Николай». Он занимался торговлей черным металлом, азотистыми удобрениями, имел фабрику масляных и сухих красок, а также цех для выделки шерсти. Кроме этого, ему принадлежал магазин строительных материалов и обширные склады. Об отце Раневской известно, что и он был весьма остер на язык, так что язвительность и меткость высказываний – фамильная черта, которую будущая актриса унаследовала от отца.
Как, впрочем, и чувство долга, ведь глава семейства не просто делал деньги, но и занимался благотворительностью. Он основал в Таганроге приют для престарелых евреев, а также приобрел на собственные средства орган и установил его в таганрогской хоральной синагоге, где был старостой.
Возможно, именно семейное воспитание привело к тому, что и Раневская, будучи уже знаменитой актрисой, спонсировала Дом ветеранов сцены, оставляя себе лишь небольшую часть денег – ровно столько, сколько хватало на питание и коммунальные услуги.
Мама будущей актрисы Милка Рафаиловна вела домашнее хозяйство, содержала в образцовом порядке семейный дом и была безупречной еврейской мамой. Именно она тайком от всего семейства несколько лет подряд поддерживала младшую дочку, когда та вдруг решила пойти наперекор всему и стать актрисой.
Фото: Википедия (мать Фаины Раневской)
Раневская: «Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной, а быль – это когда наоборот».
Непростой характер Фанни Фельдман демонстрировала с самого раннего детства. Она была пятым ребенком в семье и считалась почти дурнушкой. Трое старших братьев насмехались над ее заиканием, за что всегда получали от девочки яростный отпор. А с сестрой Изабеллой, которая была на четыре года старше ее самой, Фанни очень хотела дружить, но ничего не получалось. Еще бы – та была очень хороша собой, и маленькая Фанни, завидуя до слез, все время задирала ее, расстраивалась, просила прощения и – снова язвила.
Еще тогда, в детстве, начала появляться знаменитая манера отвешивать время от времени острые точные шуточки, которыми впоследствии так славилась «великая и ужасная» актриса Раневская.
«Натур и морды»: почему будущая звезда сбежала из родительского дома?
Девочкой она страдала от того, что не так красива, как ровесницы. Она получила неплохое семейное образование, как и все купеческие дети: музыка, иностранные языки, литература, живопись. Она пела и играла на фортепиано, писала пейзажи и натюрморты, которые сама называла «натур и морды». Но настоящей ее страстью было чтение. Отец мечтал выдать ее замуж за состоятельного фабриканта и надеялся, что острый язык она со временем сумеет попридержать, и тогда из нее получится благопристойная еврейская жена, которая будет рожать детей одного за другим.
«Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья», – говорила впоследствии актриса.
Подросшая Фанни заявила родителям, что хочет стать актрисой, и решение это – окончательное. Мечта о театре появилась у девочки после того, как в 13 лет она посмотрела постановку «Вишневого сада» на сцене таганрогского театра. Именно в память о том спектакле актриса и взяла себе позже звучный псевдоним Раневская. Решимость стать актрисой (и непременно великой!) еще больше окрепла после просмотра американского немого фильма «Ромео и Джульетта».
Раневская: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят!»
17-летняя Фанни экстерном сдала экзамены в гимназии и поступила на актерские курсы. А вскоре девушка заявила родителям, что поедет в Москву, чтобы учиться в театральной школе. Отец сперва попытался вразумить и уговорить дочь, но потом устал от ее упрямства и просто заявил, что на эту затею она не получит ни гроша.
Фото: Википедия (отец Фаины Раневской)
Однако останавливаться будущая звезда сцены не собиралась и сбежала в Москву практически без денег. Просто выждала, пока семейные страсти улягутся, и уехала, не попрощавшись ни с кем, кроме мамы. Та потихоньку от отца дала упрямой дочке небольшую сумму на первое время, да и потом поддерживала ее переводами.
На эти деньги Фаина сняла в Москве крохотную комнатку и больше в родительский дом не вернулась. Впрочем, откуда ей было знать, что всего через пять лет грянет революция, а вслед за этим ее семья будет вынуждена эмигрировать из Таганрога. Они переправятся на собственном пароходе через Румынию и Турцию за границу и осядут в Праге. Родителей Фаина Раневская больше так и не увидела.
В Москве она так и не поступила в театральную школу и попыталась брать частные уроки театрального мастерства, а также играла в массовке Малаховского летнего театра. Тогда же ее посетила и первая любовь, которая обернулась тяжкой оплеухой ее самолюбию.
Играя в массовке, юная Раневская до беспамятства влюбилась в одного актера. Статный красавец, покоритель женских сердец – о нем девушка могла только мечтать да вздыхать. И вдруг он сам недвусмысленно напросился к ней в гости. Молоденькая актриса была так неопытна, что не догадалась о готовящейся насмешке: не смея верить в свое счастье, она спустила последние деньги на вино и закуски, накрыла стол, надела самое эффектное платье и стала ждать, замирая от страха. И он действительно пришел, но не один, а с красоткой, которую прижимал к себе. Остолбеневшую девушку он похвалил за накрытый стол и – попросил пару часов погулять. «А я вас здесь подожду», – заявил наглец и выпроводил хозяйку за порог.
В своих воспоминаниях Раневская писала, что это была ее первая и последняя любовь в жизни. Хотя, конечно, это не так: она влюблялась, и не единожды.
«Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй».
В те годы судьба свела ее с будущей примой Большого театра Екатериной Гельцер, которая танцевала в антрепризе Сергея Дягилева. Собственно, именно балерина и устроила девушку на работу в ее первый театр, она уже тогда разглядела в юной актрисе зачатки большого, настоящего таланта.
Гельцер приютила Фаину Раневскую в своем доме и ввела ее в круг людей, о знакомстве с которыми многие могли только мечтать. В то время в Москве было что-то вроде закрытого клуба, куда приходили артисты, поэты, музыканты. Они приводили своих друзей, но для всех остальных попасть в этот закрытый клуб было очень непросто. Балерина познакомила юную Раневскую с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и актером Василием Качаловым, в которого Фаина Раневская позже была тайно влюблена долгие годы. Началось все с того, что начинающая актриса решилась написать ему письмо.
Об этом Раневская вспоминала так: «Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора театра были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву! Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр».
С тех пор у них началась дружба, которая продолжалась долгие годы. Дружба, но – не больше.
«В жизни я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню».
В целом, у Раневской всю жизнь не складывались близкие отношения с мужчинами. Она бывала влюблена, и не раз, но ни об одном успешном романе актрисы ничего не известно.
Зато свои нерастраченные чувства, всю страсть натуры она воплотила в своих ролях. Театр был главной любовью всей ее жизни!
«Некиношная» внешность и поиски «своего» театра
Остроумная и резкая, она жила на сцене и каждый свой спектакль играла по-новому. Вворачивала «соленые» словечки, сыпала афоризмами. Зрители Раневскую обожали за непредсказуемость, за удивительный колорит. Называли великой. Миссис Сэвидж и Васса Железнова в исполнении Раневской вошли в золотой фонд отечественного театра. А ее Люси Купер в постановке «Дальше – тишина» зал аплодировал стоя.
Фото: ТАСС\Строков Михаил (Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская в роли Люси Купер и народный артист СССР Ростислав Янович Плятт в роли Барклея Купера в сцене из спектакля «Дальше-тишина»)
«Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене нужно жить».
Фаина Раневская за свою жизнь сменила множество театров, в первые годы она играла в Керчи, Феодосии, Кисловодске, Ростове-на-Дону, в Баку, Смоленске, Архангельске и многих других городах. В поисках «своего» театра она часто переходила из одного коллектива в другой.
У нее были очень выразительные, но как позже говорила сама Раневская, «некиношные» черты лица: крупный нос, большие темные глаза с поволокой и густые брови – это в те времена, когда идеалом считались брови-«ниточки». Кроме того, она была очень высокой (1 м 80 см), и поэтому найти партнера по сцене для нее было непросто. К тому же ей все время приходилось строго следить за фигурой, чтобы не выглядеть грузной. По этому поводу она много шутила.
«Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой – морда становится меньше. Но грустнее».
Окончательно обосновавшись в Москве, она выступала в Камерном театре, Центральном театре Красной Армии, Театре драмы (сейчас – театр имени Маяковского). Она долгое время была актрисой Театра имени Моссовета, потом уходила на сцену Пушкинского театра и вновь возвращалась назад.
Фото: ТАСС\Евзерихин Эммануил (Актрисы Серафима Германовна Бирман (Карпухина) и Фаина Георгиевна Раневская (Москалева) (слева направо) в спектакле «Дядюшкин сон» в Государственном академическом театре имени Моссовета.)
Дело в том, что ее работа в театрах постоянно сопровождалась скандалами с режиссерами и актерами. Искрометный юмор и непримиримость Фаины Раневской служили ей не лучшую роль. Так, например, готовясь играть эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она почти полностью переписала сценарий и представила образ совершенно по-новому. Работать с ней было трудно. Но возможно именно благодаря этому все роли актрисы имели частичку от нее самой: яркой, саркастичной, мудрой.
Почему Раневская так и осталась королевой эпизода?
В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году. Режиссер Михаил Ромм пригласил ее на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой новелле Ги де Мопассана. С этого момента она снималась довольно много.
При этом режиссеры знали, что снимать Раневскую – это не простая задача. Она способна биться за каждое слово, перекроить всю роль и поставить все с ног на голову. Особенно если из фильма можно выжать больше, чем в нем было изначально заложено. Она не терпела фальши, как не терпела и посредственной, не в полную силу сыгранной сцены и киноленты в целом. Работать с ней было сложно, но режиссеры хорошо понимали, что фильм просто обречен на успех, если в нем есть Раневская!
«Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: Бог поможет!»
Одним из любимых ее кинообразов стала роль злой Мачехи в сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Автором сценария был Евгений Шварц, который позволил Раневской вставлять свои реплики. Благодаря этому роль Мачехи стала одной из лучших комедийных ролей актрисы. Однако настоящую популярность Фаине Раневской принесла комедия «Подкидыш», где она произнесла крылатое и знаменитое на всю страну: «Муля, не нервируй меня». Сама Раневская эту роль терпеть не могла. Тем более что после этого фильма многие годы люди при виде нее расплывались в улыбке и повторяли эту самую фразу.
И все же ее творческий путь в кино полон трагизма. «Тридцать шесть ролей в фильмах – и ни одной главной! Большой, настоящей – такой роли, о которой мечтает каждый актер», – писал в своей книге исследователь и писатель Збигнев Войцеховский.
Фаина Раневская могла играть главные роли, могла создавать на сцене и в кино сильнейшие образы, но для нее не нашлось того единственного режиссера, который увидел бы это.
«Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью повидло».
По одной из версий, виноват в этом был не ее вздорный характер, и уж, конечно, не то, что она была совсем не красавицей. Сохранилось письмо министра кинематографии Ивана Большакова, в котором тот недвусмысленно указывает режиссеру Сергею Эйзенштейну, который собирался снимать Раневскую в фильме об Иване Грозном: «Семитские черты лица Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах», – в те годы это совсем не приветствовалось. Еврейке можно было играть вторые роли, но для главных нужно было иметь славянскую внешность, или, как вариант, грузинскую.
Итак, самой главной роли в ее жизни так и не случилось. Но она не была несчастна. Хотя она всегда хотела большего и прекрасно видела, что могла бы сыграть иные роли и сделать это по-настоящему гениально.
Ее манера играть и жить была истовой, искренней, всепоглощающей. Можно сказать, что свою жизнь, во всяком случае публичную ее часть она тоже гениально сыграла, словно восполняя то, что она не доиграла на сцене.
Ахматова и другие звезды: с кем дружила актриса
На протяжении всей жизни Фаину Раневскую связывала самая нежная дружба со многими очень не похожими на нее саму женщинами и мужчинами, хотя с людьми она сходилась непросто и в свой ближний круг допускала далеко не каждого.
Ближайшей ее подругой всю жизнь была актриса Павла Вульф, которая взялась учить юную Раневскую, когда та делала свои первые шаги на театральных подмостках. На закате жизни Фаина Раневская вспоминала: «Павла Леонтьевна спасла меня от улицы. Она меня очень любила, а я относилась к ней молитвенно. Только ей я обязана тем, что стала актрисой. В трудную минуту я обратилась к ней за помощью. Она нашла меня способной и стала со мной работать. Научила меня тому, что ей преподал ее великий учитель Давыдов и очень любившая ее Комиссаржевская. Она сделала из меня и человека, и актрису. Если я стала понимать, как вести себя на сцене, – я обязана этим только Павле Леонтьевне».
«Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!»
Одним из немногих по-настоящему близких друзей Раневской был театральный режиссер Соломон Михоэлс, погибший в 1948 году от рук сотрудников НКВД. Современники отмечали, что такие крепкие доверительные отношения, какие сложились между ними, встречаются крайне редко. Прямые свидетельства этой высокой дружбы – письма Фаины Георгиевны, которые она неизменно начинала словами «Мой дорогой, мой неповторимый».
С юности она дружила с Анной Ахматовой. Казалось бы, что связывало сдержанную, закрытую, величественно-чопорную поэтессу и активную, страстную актрису, которая своими саркастическими замечаниями была способна сразить наповал? Вот уж поистине – лед и пламень! Биографы обеих пишут, что, возможно их связывало то, что обе они ни под кого никогда не подлаживались и не подстраивались, не поступались своими принципами. Любили говорить правду в глаза и называть вещи своими именами, но дружбой своей взаимно очень дорожили.
Известно, что на самых близких друзей Раневская никогда не обращала свой сарказм, не допускала даже малейшей насмешки.
Особым доверием у Раневской пользовался и журналист Глеб Скороходов. Вот уж действительно редкий случай, когда между мужчиной и женщиной была самая что ни на есть настоящая дружба, без единой тени влечения, искренняя, крепкая. Ему она как-то призналась: «С вами я могу говорить то, что думаю, без оглядки, быть сама собой настолько, насколько я еще это умею».
«Шкаф Орловой так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать!»
Близкими приятельницами Фаины Раневской были актрисы Рина Зеленая и Татьяна Пельтцер. А Любовь Орлова в Раневской просто души не чаяла. Она делилась с ней в письмах подробностями жизни, которые доверяют только близким подругам. И подписывала письма с искренней нежностью: «Любимая моя Фея! Обнимаю Вас! Целую!». Впрочем, и Орловой доставалось колкостей от Раневской. Но та никогда не обижалась, а лишь хохотала в ответ.
Житейские мудрости «великой и ужасной»
Про женские хитрости актриса высказывалась с присущей ей прямолинейностью. «Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет».
Она любила давать совет «слабому полу». Например такие: «Милочка, если хотите похудеть – ешьте голой и перед зеркалом!».
«Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению».
Естественно, не обходилось и без вдумчивого анализа собственной жизни. Она говорила: «У меня хватило ума глупо прожить жизнь».
«Как старая пальма на вокзале – никому не нужна, а выбросить жалко».
«Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому».
«Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка».
«Здоровье – это когда у вас каждый день болит в другом месте».
Раневская терпеть не могла фальши не только на сцене, но и в жизни. Когда тимуровское движение превратилось в показуху, к ней, уже пожилой женщине, как-то пожаловал отряд тимуровцев. Пионеры бодро отрапортовали, что собираются взять над ней шефство. Но корчить из себя умиленную старушку актриса была не намерена. По-королевски широко поведя рукой, она сказала своим фирменным, хорошо поставленным голосом: «Пионэры, возьметесь за руки и идите в ж. пу»!
«Меньше пафоса, господа», – призывала актриса. И неоднократно иллюстрировала этот тезис личным примером. Как-то раз она курила в своей грим-уборной совершенно голая, и в этот момент к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. «Вас не шокирует, что я курю?» – спросила ошарашенного посетителя актриса.
К себе самой Раневская относилась примерно в том же духе. На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» – отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
Авторитетная Британская энциклопедия включила Фаину Раневскую в десятку самых выдающихся актеров всего XX столетия! Возможно, эту великолепную актрису сложно заподозрить в чрезмерном человеколюбии, но это не помешало ей дожить до 87 лет. Причем так, как ей хотелось – «чтобы тебя запомнили даже сволочи!».
Вспомним некоторые е роли: