подпись без срока давности актеры
Экспертиза давности (точнее судебно-техническая экспертиза документа) может проводиться как в отношении документа в целом («абсолютная давность», например, на соответствие фактической даты изготовления расписки дате, на ней указанной), так и на предмет выяснения того, какая часть документа была выполнена раньше другой («относительная давность», к примеру, что было написано раньше – текст расписки или подпись под ней?).
Эксперт дает заключение на основании результатов проведенных исследований, руководствуясь своими специальными знаниями (ст.7 ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ»). Никаких нормативных актов, утверждающих использование конкретных методик для определения давности составления документов, на сегодняшний день не существует! Эксперт при определении давности составления документа руководствуется научными данными, которые выбирает по сути на свое усмотрение – существует некоторое количество запатентованных, но не имеющих серьезного научного обоснования, методик – на это нужно особое обратить внимание, когда экспертиза поручена не лаборатории Минюста, а сторонней организации.
На сегодняшний день общепризнанной и рекомендованной Минюстом является методика «Определения давности выполнения реквизитов в документах по относительному содержанию в штрихах летучих растворителей», авторами которой являются Э.А. Тросман, Г.С. Бежанишвили, Н.А. Батыгина (метод газо-жидкостной хроматографии).
Я не эксперт-криминалист, а юрист-практик, поэтому не буду утомлять теоретическими вопросами об особенностях различных методов проведения этой экспертизы, а постараюсь дать практические рекомендации, которые определил для себя сам. Экспертиза давности изготовления документа достаточно дорогостоящая, поэтому нужно хотя бы примерно понимать, есть ли шанс получить оплаченный результат.
— пригоден для документов, хранившихся при температуре +20-25 градусов Цельсия, при влажности 30-60%, в отсутствие источника света (в стопке документов, в шкафу). То есть так, как и должен храниться документ в нормальных условиях.
— пригоден для документов, реквизиты которых выполнены как шариковой, так и гелевой (капиллярной) ручкой (то есть, чернилами). На практике существует устаревшее мнение, что чернила для гелевых ручек не подлежат исследованию по данной методике! В этом можно легко убедиться в суде – фальсификаторы необычайно любят писать документы именно гелевыми ручками, в обычной жизни не очень удобными и редко применяемыми. Однако, согласно п.6.1 Методики реквизиты, выполненные чернилами (например, для гелевых ручек) непригодны для исследования только тогда, когда возраст документа два года и более! Текст, напечатанный на лазерном принтере для исследования не пригоден, только на струйном (если такие еще остались). Сама бумага на возраст не исследуется.
— не пригоден в случае, если документ подвергали агрессивному (как правило) температурному воздействию. Да, для ускорения исчезновения «летучих веществ» документы гладят утюгом через тряпку, сушат на батарее, располагают под настольной лампой и так далее.
— предполагает разрушение документа (штрихи для анализа попросту вырезаются из него, нужно не менее 3 штрихов при общей их протяженности от 30 мм)
Собственно, выводы:
— Ключевым условием успеха фальсификатора является количество времени, прошедшее после изготовления документа и до предъявления его на экспертизу. Чем дольше документ «отлежался» на полке (желательно от двух лет), тем меньше вероятность того, что эксперт установит дату его реального изготовления. И агрессивных методов воздействия не нужно. Поэтому, если есть основания полагать, что документ фактически изготовлен достаточно давно – от двух лет и более назад, то стоит всерьез подумать о целесообразности назначения (и оплаты!) экспертизы давности;
— Если документ готовили в спешке – например, ответчик просит приобщить к материалам дела расписку, которая в указанную в ней дату заведомо не составлялась, то «отлежаться» на полке этот документ явно не успел. Если же ответчик прибегнул к искусственному его состариванию (гладил утюгом, сушил под лампой или на батарее), то это обстоятельство эксперт установить сможет, причем достоверно. Поэтому можно всерьез подумать об экспертизе давности – вывод о агрессивном воздействии на документ (даже при невозможности установить дату его изготовления) равнозначен выводу о фальсификации доказательства. Пример – вот это определение АС Челябинской области по делу о банкротстве.
— Следует иметь ввиду, что никаких гарантий установления давности выполнения реквизитов документа даже при использовании методики Минюста, к сожалению, нет. Поскольку речь всегда идет о конкретном документе, где была использована определенная паста (чернила), который хранился определенным образом и подвергался определенному воздействию.
Примеры из практики, этот тезис подтверждающие:
Без срока давности. Серия 6. Любовь превыше всего
Сериал «Без срока давности», это адаптация американского сериала «Детектив Раш» (англ. Cold Case). Серия «Любовь превыше всего» это серия «Love Conquers Al» в оригинальном варианте. Так же 6.
Она спотыкается и падает. Смотрит вверх и прикрывает окровавленной рукой окровавленную голову.
РИТА
Нет! Не надо!
Крупный план руки с пистолетом.
Выстрел.
3.2. ИНТ. УВД. КОМНАТА ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, ВИКТОР ФРИЗ
В своей комнате находятся Алла Шарова и Роман Королёв. Они явно скучают каждый на своём месте. Шарова играет в «Косынку» на компьютере, Королёв при помощи брелока с ультрафиолетовым фонариком проверяет свои денежные купюры на подлинность. Шарова вздыхает и смотрит на Королёва.
ШАРОВА
Помнишь, как у Конан-Дойла: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела!»
Королёв отрывается от своего занятия.
КОРОЛЁВ
Вижу, ты уже втянулась в эти висяки.
ШАРОВА
Но ведь не безуспешно! Согласен?
Дверь открывается и в комнату заглядывает Фриз. Фриз смотрит на скучающих оперативников и говорит:
ФРИЗ
Скучаем?
Шарова разводит руки в стороны.
КОРОЛЁВ
Как Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Фриз улыбается.
ФРИЗ
Тогда собирайтесь, сыщики. У Сан Саныча для вас интересный экземпляр.
Шарова и Королёв радостно поднимаются со своих мест.
3.3. ИНТ. УВД. КОРИДОР ПЕРЕД КАБИНЕТОМ ТИХОМИРОВА. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, ВИКТОР ФРИЗ
По коридору идут Шарова, Королёв и Фриз.
ФРИЗ
Вкратце. Шевельков из Центрального задержал вчера одного типа. Пенсионеров тряс. Тот сначала в несознанку, а потом и сам раскололся и кое-что ещё вспомнил.
КОРОЛЁВ
А чего вспомнил-то?
ФРИЗ
Сами послушайте.
ШАРОВА
Очень хорошо. Послушаем.
Королёв кивает.
КОРОЛЁВ
Послушаем.
Они подходят к кабинету Тихомирова, и Фриз открывает дверь в кабинет.
3.4-А. ИНТ. УВД. КАБИНЕТ ТИХОМИРОВА. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, ВИКТОР ФРИЗ, АЛЕКСАНДР ТИХОМИРОВ, ДМИТРИЙ ВЯЗОВ, МИЛИЦИОНЕР
В кабинете находятся Шарова, Королёв, Фриз, Тихомиров, задержанный (ДМИТРИЙ ВЯЗОВ) и милиционер, который его охраняет.
ВЯЗОВ
Есть у меня одна наводочка: дело тухлое… Но, вы же спецы…
ТИХОМИРОВ
Сидел?
ВЯЗОВ
Нет. Бог отвёл.
КОРОЛЁВ
Тогда разговаривай по-человечески.
ВЯЗОВ
Да это я, так… Думал, общий язык найдём.
ШАРОВА
Может и найдём. Всё зависит от вашей сознательности.
ВЯЗОВ
А сознательность у меня есть.
ШАРОВА
Тогда рассказывайте.
ВЯЗОВ
Рассказываю. Я видел, как убили девушку. Летом двух тысячно первого. Ну, то есть, как убивали, я не видел, но кое-что заметил.
Действие переносится в 2001 год.
3.7. ИНТ. УВД. КОРИДОР ПЕРЕД КАБИНЕТОМ ТИХОМИРОВА. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, ВИКТОР ФРИЗ
Из кабинета выходит Шарова, за ней выскальзывает Фриз.
ФРИЗ
Алла, можно тебя на минутку.
Шарова останавливается и поворачивается к Фризу.
ШАРОВА
Я вас слушаю, Виктор Петрович.
ФРИЗ
Алла, я бы не советовал поднимать это дело.
ШАРОВА
Почему?
ФРИЗ
Потому что это дело закрытое. Ну, то есть раскрытое…
ШАРОВА
Виктор Петрович, а если убийца на свободе. Если посадили не того и он сидит ни за что?
ФРИЗ
У нас ни за что никто не сидит. Значит, за что-то было.
ШАРОВА
Но не за убийство же!
ФРИЗ
В этом ты права. Но, мой совет, не трогай это дело. В прокуратуре не любят подобного. Могут быть неприятности.
Шарова задумывается.
ТИТР – НЕРАСКРЫТЫ ДЕЛА (РАБОЧЕЕ НАЗВАНИЕ). ЛЮБОВЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Затемнение.
3.10. ИНТ. УВД. КОРИДОР ПЕРЕД КОМНАТОЙ ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, АЛЕКСАНДР ТИХОМИРОВ
По коридору идут Шарова, Королёв и Тихомиров. Оперативники рассказывают начальнику о деле Риты Антиповой.
ШАРОВА
Этот Харин в конце разговора сильно заволновался…
ТИХОМИРОВ
(По-деловому.) На каком вопросе?
КОРОЛЁВ
Знал ли он убитую.
ШАРОВА
И ещё про его автомобиль. Почему он его так срочно продал?
Шарова, Королёв и Тихомиров останавливаются перед дверью а комнату оперативников.
ТИХОМИРОВ
А он знал убитую?
ШАРОВА
Говорит, что не знал.
КОРОЛЁВ
Мы проверили, они учились в разных колледжах.
ТИХОМИРОВ
Что ещё вы проверили?
ШАРОВА
Пытаемся найти её родителей, но по старому адресу они уже не живут.
ТИХОМИРОВ
Хорошо, работайте.
Тихомиров смотрит на дверь комнаты, загадочно улыбается и говорит:
ТИХОМИРОВ (ПРОДОЛЖАЕТ)
Там вас один сюрприз ожидает. Постарайтесь… Ну, ладно, работайте.
Тихомиров уходит по коридору, а Шарова и Королёв переглядываются.
КОРОЛЁВ
Нам ещё сюрпризов не хватало?
Оперативники открывают дверь и заходят в свою комнату.
3.11. ИНТ. УВД. КОМНАТА ОПЕРАТИВНИКОВ. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, ВИКТОР ФРИЗ, НИКОЛАЙ ВОРОНИН
Шарова и Королёв заходят в комнату и видят сидящих за столом Фриза и Воронина. Воронин читает газету.
КОРОЛЁВ (ВОРОНИНУ)
Опаньки, Ворона! А ты чего здесь делаешь? У тебя же тройное?
ВОРОНИН
Очень смешно. После того как ты соскочил, с кем мне работать?
КОРОЛЁВ
Не соскочил, а перевёлся на менее интересную работу.
Смотрит на Шарову и улыбается.
ШАРОВА
Николай, так ты тройное-то раскрыл?
Воронин вздыхает и откладывает газету в сторону.
ВОРОНИН
Не раскрыл. А что?
КОРОЛЁВ (РАДОСТНО)
Значит, еще один висяк?! Я так и знал. Ну, ничего, мы как специалисты по висякам, лет через десять его раскроем.
Королёв смеётся. Шарова улыбается. Фриз качает головой.
ФРИЗ
Вам, молодёжи, только бы веселиться. Делом надо заниматься.
КОРОЛЁВ
А мы и занимаемся.
ШАРОВА (ВОРОНИНУ)
Коля, ты можешь найти старый автомобиль? Я знаю у тебя связи…
ВОРОНИН
С этого и надо было начинать. Что за тачка?
ШАРОВА
(со знанием дела) Японец.
Шарова достаёт из старого дела листок бумаги и передаёт его Воронину.
ШАРОВА
Вот здесь описание. Думаю, что он ещё на ходу.
КОРОЛЁВ
Только в висяк это не превращай.
ВОРОНИН
Да пошёл ты…
Воронин начинает читать бумагу.
ФРИЗ (ШАРОВОЙ)
А для меня, что-нибудь есть? Я тоже пока в обойме.
ШАРОВА
Виктор Петрович, нужно поговорить с одним осужденным, но он сидит не в Москве, в Коломне…
Фриз загорается.
ФРИЗ
В «шестёрке»?! Очень хорошо! Их начальник мой приятель, работали вместе… Так что никаких запросов в прокуратуру. Только напрямую.
Шарова улыбается.
ШАРОВА
Тогда, вот.
Шарова передаёт Фризу бумагу и смотрит на Королёва.
ШАРОВА
Рома, а мы должны найти того, кто купил автомобиль Харина.
ВОРОНИН
Я найду автомобиль, а вы найдёте, того кто вам нужен. С вас шоколадка.
Воронин начинает кому-то звонить по мобильному телефону. Королёв усмехается.
КОРОЛЁВ
Всё-таки, ты, Воронин, незаменимый человек.
Все улыбаются.
3.12. НАТ. УЛИЦА. У ТОРГОВОЙ ПАЛАТКИ. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, СВЕТЛАНА, КАВКАЗЕЦ, МАССОВКА
Рядом с торговой палаткой стоят Шарова, Королёв и Светлана. Светлана продавец. Народ рассматривает товар, а чуть в стороне стоит мужчина кавказского типа и недовольно поглядывает в сторону оперативников и Светланы.
СВЕТЛАНА
Я купила этого япончика в две тысяча первом году. Летом. Я тогда хорошо зарабатывала… До кризиса все хорошо зарабатывали…
ШАРОВА
Ну, здесь, всё понятно. А за сколько вы его купили?
СВЕТЛАНА
Вот тут фокус. Парень, который мне его продал, сказал, что машину ему подарили, но ему срочно нужны деньги. Короче, потом, через два года, я продала этот автомобиль в два раза дороже.
Светлана улыбается.
КОРОЛЁВ
Может он угнал машину?
СВЕТЛАНА
Нет, я с такими не связываюсь. Документы я сразу проверила, там всё было в чисто.
ШАРОВА
А сами вы, как думаете, почему он продал автомобиль так дёшево?
СВЕТЛАНА
Не знаю, сказал, что деньги нужны… А может он не знал, сколько она могла стоить. По-вашему я должна была отказаться?
КОРОЛЁВ
Ну что вы!
ШАРОВА
А вы хорошо помните того парня?
СВЕТЛАНА
Не очень. Помню, что машина была в очень хорошем состоянии, особенно салон – он вообще блестел, как новый.
В это время Светлана смотрит на кавказца, который нервно переминается с ноги на ногу и бросает гневные взгляды в их сторону.
СВЕТЛАНА
Слушайте, я бы рада ещё поболтать, но я всё рассказала, и хозяин мой уже начинает нервничать.
Оперативники смотрят на кавказца, то резко отворачивается. Шарова улыбается.
ШАРОВА
Спасибо, вы нам очень помогли.
Светлана возвращается за своё рабочее место, а Королёв говорит Шаровой.
КОРОЛЁВ
Харин с детства был с автомобилями, и он не разбирался в ценах? Смешно.
ШАРОВА
Очень нужно было продать. Теперь осталось найти машину, а в ней причину.
Королёв кивает.
3.13-А. ИНТ. КОЛОМНА. КОЛОНИЯ ОБЩЕГО РЕЖИМА. ДЕНЬ
АНДРЕЙ МИНАЕВ, ВИКТОР ФРИЗ, ОХРАННИК
Виктор Фриз сидит в небольшой комнате с прикрученными к полу столом и стульями. Железная дверь открывается, и в помещение заходят человек в тюремной одежде (АНДРЕЙ МИНАЕВ) и ОХРАННИК. Минаев садится напротив Фриза, а охранник остаётся у двери. Минаев недружелюбно смотрит на Фриза и первым начинает разговор.
МИНАЕВ
(Сурово.) Ну, и что вам от меня опять нужно?
ФРИЗ
Мы снова открыли твоё дело, сынок.
Минаев усмехается.
МИНАЕВ
И что от этого изменится? Может, найдёте настоящего убийцу?
ФРИЗ
Мы постараемся. Объясни, откуда на месте убийства взялась твоя цепочка?
МИНАЕВ
Я и тогда объяснял и сейчас объясняю, что эту цепочку я ей подарил!
ФРИЗ
Когда?
МИНАЕВ
За день до её смерти.
ФРИЗ
Почти все свидетели, говорили, что ты её ревновал. К кому?
Минаев задумывается, а затем начинает говорить очень спокойным голосом.
МИНАЕВ
У неё кто-то был помимо меня. Тот, к кому она относилась очень серьёзно.
ФРИЗ
А той ночью она была с ним?
МИНАЕВ
Я не знаю. Мне она сказала, что родители ей запретили выходить из дома. Но скорее всего, она меня обманула.
ФРИЗ
А как ты понял, что у неё кто-то есть?
Минаев задумывается.
3.13-Б. ИНТ. КОЛОМНА. КОЛОНИЯ ОБЩЕГО РЕЖИМА. ДЕНЬ
АНДРЕЙ МИНАЕВ, ВИКТОР ФРИЗ, ОХРАННИК
В комнате Фриз, Минаев и охранник.
ФРИЗ
И кто это был?
МИНАЕВ
Я так и не узнал.
Фриз показывает Минаеву фотографию молодого Харина.
ФРИЗ
Посмотри, этого парня ты знаешь? Его зовут Иван Харин.
Минаев смотрит на фотографию и отрицательно качает головой.
МИНАЕВ
Я не знаю его.
Фриз вздыхает и убирает фото во внутренний карман пиджака.
ФРИЗ
Хорошо. Спасибо. (Охраннику.) Мы закончили.
МИНАЕВ
И это всё, что вы мне скажите? Спасибо и всё?
Фриз пожимает плечами.
ФРИЗ
Пока, спасибо, а там посмотрим.
Минаев зло смотрит на Фриза и поднимается со своего места.
МИНАЕВ
Да пошли вы!
Он подходит к охраннику и утыкается лицом в стену.
3.16. ИНТ. УВД. ГАРАЖ. ВЕЧЕР
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, НИКОЛАЙ ВОРОНИН
В гараже УВД стоит автомобиль Харина. Рядом с ним находятся Шарова, Королёв и Воронин. Они осматривают автомобиль. Особому досмотру подвергается салон, задняя его часть.
КОРОЛЁВ
Судя по всему, обивку чистили раз пятьдесят. И как мы обнаружим здесь кровь?
Воронин разводит руки в стороны и отходит от автомобиля.
ВОРОНИН
Мне приказали машину найти, я нашёл. Дальше сами.
Королёв вздыхает.
КОРОЛЁВ
Вот так всегда. Ну, что же будем искать.
Королёв осматривает прошитые швы обивки. Воронин спрашивает у Шаровой.
ВОРОНИН
Алла, а ты уверена, что Харин и Рита встречались? Она ведь была красавица, он какой-то сморчок. Не похоже, чтобы у них было много общего!
КОРОЛЕВ
Они даже учились в разных колледжах.
Кричит Королёв из автомобиля, давая понять, что он всё слышит. Шарова улыбается.
ШАРОВА
Рома, ты что-нибудь нашёл?
Королёв вылезает из автомобиля и садится на заднем сиденье.
КОРОЛЁВ
Всё чисто. Никакой крови, только фантики от конфет. Нужно сдирать обшивку и отдавать на химическую экспертизу.
Королёв достаёт из кармана свой брелок с ультрафиолетовым фонариком и начинает светить себе на руку. Шарова внимательно смотрит на фонарик, затем подходит к Королёву, берёт у него из руки брелок и громко говорит:
ШАРОВА
Коля, выключи свет!
Воронин подходит к рубильнику и дергает ручку вниз. Шарова включает фонарик и направляет луч на кожаную обивку. В свете ультрафиолетового луча на обивке явственно проступают следы некой субстанции. Шарова смотрит ан Королёва.
ШАРОВА
А вот и общее Риты и Харина.
КОРОЛЁВ
Это, что, кровь?
Шарова кивает.
3.17-Б. ИНТ. ГАРАЖИ. АВТОМАСТЕРСКАЯ ХАРИНА. В ГАРАЖЕ. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, ИВАН ХАРИН
Харин улыбается, вспоминая тот случай.
ХАРИН
У меня и билет сохранился.
ШАРОВА
(Удивлённо.) Вы сохранили билет на концерт десятилетней давности? Это какой-то особенный билет?
ХАРИН
Да нет. Просто билет на концерт. Многие хранят такие вещи. Я обязательно его найду.
КОРОЛЁВ
Найдите, очень хочется посмотреть.
Королёв очень внимательно смотрит на Харина.
КОРОЛЁВ (ПРОДОЛЖАЕТ)
Что же случилось на самом деле, Харин?
Харин тоже смотрит на оперативников и очень серьёзно говорит:
ХАРИН
Я не знаю, что случилось. Зато я точно знаю две вещи. Первая: я сбил собаку, и вторая: у меня есть билет.
ШАРОВА
Вы понимаете, что человеческая кровь отличается от собачьей?
ХАРИН
(Очень решительно.) У меня есть билет.
ШАРОВА
Ладно, разберёмся. Вы общаетесь с Павловым? Знаете, где он?
ХАРИН
Не общаемся. Знаю, что он стал хирургом. У него своя клиника.
ШАРОВА
Хорошо. Мы всё это проверим.
Оперативники разворачиваются и направляются к выходу. Харин кричит им вслед.
ХАРИН
У меня есть билет!
Королёв оглядывается на него, перед тем, как выйти из гаража.
3.24-А. ИНТ. ДОМ ПАНОВОЙ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, ЕЛЕНА ПАНОВА
В гостиную заходят Шарова и Королёв. Вслед за ними заходит ЕЛЕНА ПАНОВА.
ШАРОВА
У нас к вам несколько вопросов о Валерии Павлове.
ПАНОВА
С ним что-то случилось?
КОРОЛЁВ
Нет. С ним всё в порядке. Жив, здоров. Режет людей и зашивает…
ШАРОВА
Скажите, вы ведь встречались с Павловым в колледже?
Панова улыбается.
ПАНОВА
И в школе и в колледже, целых четыре года.
КОРОЛЁВ
У вас было всё так серьёзно?
ПАНОВА
Очень серьёзно. Но после колледжа поступили в разные институты и перестали общаться. (Оперативникам.) Присаживайтесь.
Шарова и Королёв садятся. Садится и Панова.
ПАНОВА (ПРОДОЛЖАЕТ)
Так бывает в жизни, и довольно часто.
ШАРОВА
Скажите, вы или он встречались ещё с кем-нибудь в школе или колледже?
ПАНОВА
Нет, мы всегда были вместе.
КОРОЛЁВ
Значит, вы не знали Маргариту Антипову.
Королёв показывает фотографию Риты. Панова смотрит на фотографию и говорит:
ПАНОВА
Я знаю её… Точнее, я знаю, что её убили. Но, знакомы с ней не были. Ни я, ни Валера. А почему вы меня спрашиваете о ней? Насколько я знаю, убийца в тюрьме…
ШАРОВА
Он оказался невиновным.
ПАНОВА
Да? Ну, а от меня-то вам что нужно?
Шарова смотрит на Панову и говорит:
ШАРОВА
Скорее всего, вы не помните, что делали двадцатого июня две тысячи первого года?
Панова улыбается.
ПАНОВА
Вообще-то, помню.
Королёв и Шарова удивлённо переглядываются.
ПАНОВА (ПРОДОЛЖАЕТ)
Просто, именно в тот вечер произошло кое-что очень важное в моей жизни…
Действие переносится в 2001 год.
3.24-Б. ИНТ. ДОМ ПАНОВОЙ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ, ЕЛЕНА ПАНОВА
Панова закончив рассказ улыбается. Шарова улыбается, но с некоторым удивлением спрашивает:
ШАРОВА
У вас тогда это было в первый раз?
Панова немного смущается.
ПАНОВА
В первый. Понимаете, может это и странно звучит, но… Меня так воспитали. Мы поклялись друг другу в верности. Это было такое испытание…
КОРОЛЁВ
А у Павлова за четыре года, это тоже было в первый раз?
ПАНОВА
Мы были верны друг другу. И очень доверяли.
ШАРОВА
Послушайте, Елена, а вы уверены, что это случилось именно в эту ночь? Мы ведь не зря интересуемся Павловым.
ПАНОВА
Вы его совсем не знаете. Валера был ангелом.
Панова улыбается.
3.27-А. ИНТ. КЛИНИКА. КАБИНЕТ ПАВЛОВА. ДЕНЬ
ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ, АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ
Из затемнения.
В кабинет заходит Павлов вслед за ним Шарова, а за ней Королёв. Павлов продолжает говорить.
ПАВЛОВ
Если можно, покороче, пожалуйста.
ШАРОВА
Ну, разумеется. Мы тоже торопимся. Расскажите нам о Маргарите Антиповой.
КОРОЛЁВ
За что вы её убили?
ПАВЛОВ
Что за ерунда! Я даже не был с ней знаком.
КОРОЛЁВ
А-а, я понял! Вам просто нравится ходить на похороны?
Шарова показывает Павлову фотографию с похорон Риты. Павлов смотрит на неё и выдыхает.
ПАВЛОВ
Полагаю, что уже нет смысла лгать. Да, я был знаком с Ритой. примерно около часа.
Действие переносится в 2001 год.
3.27-Б. ИНТ. КЛИНИКА. КАБИНЕТ ПАВЛОВА. ДЕНЬ
ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ, АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ
Павлов сидит в кресле с низко опущенной головой. Затем он поднимает голову и начинает говорить.
ПАВЛОВ
Я понимаю, что совершил глупость. Но, я был молод. У меня была девушка, с которой я собирался провести всю оставшуюся жизнь…
КОРОЛЁВ
Это точно. Но она вам не давала. А тут… Сама прыгает на вас.
ШАРОВА
Рома, прекрати. (Павлову.) Что было дальше?
ПАВЛОВ
После этого я отвёз Риту домой и больше её не видел. Никогда. Единственная девушка, которая для меня существовала, это Лена.
КОРОЛЁВ
А на похоронах вы случайно оказались?
ПАВЛОВ
Нет, конечно… Просто, когда её убили, я почувствовал себя отчасти виноватым… Я подумал, что должен быть там.
ШАРОВА
Панова знала об этом?
ПАВЛОВ
Нет, конечно! Она не должна была об этом знать. Это убило бы её.
КОРОЛЁВ
Когда вы в последний с ней раз разговаривали?
ПАВЛОВ
Десять лет назад. На выпускном в колледже. И знаете, я помню, как понял тогда, что мы с ней больше никогда не увидимся.
Павлов опускает голову.
3.32. НАТ. ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА ВОЗЛЕ КВАРТИРЫ ПАНОВОЙ. ВЕЧЕР
АЛЛА ШАРОВА, ЕЛЕНА ПАНОВА
На лестничной площадке возле квартиры Пановой стоит Шарова. Она нажимает на дверной звонок и через несколько секунд входная дверь открывается и на лестничную площадку выходит Елена Панова.
ШАРОВА
Добрый вечер, Елена Петровна. Мы могли бы поговорить?
ПАНОВА
У нас сейчас ужин… Что-то важное?
ШАРОВА
Почему вы не сказали, что знали о связи Павлова с Антиповой?
Панова бросает резкий взгляд в квартиру и прикрывает дверь.
ПАНОВА
О какой связи? Я вас не понимаю…
ШАРОВА
Хватит уже, Елена. Я хочу знать правду.
ПАНОВА
Но это же было не серьёзно! Всего один раз.
ШАРОВА
Это Павлов сказал вам?
ПАНОВА
Он не мог допустить ложь и грязь в наши отношения. И, конечно, во всём мне признался. Мне было трудно, но я простила его. Один раз ошибиться может каждый.
ШАРОВА
Согласна. Но почему «один раз?»
Панова смотрит на Шарову и не понимает, о чём она говорит.
ПАНОВА
Я не понимаю, к чему вы клоните?
Шарова протягивает Пановой несколько листов помятой и исписанной бумаги.
ШАРОВА
Вы знали, что Маргарита Антипова очень любила писать письма своей подруге? Вот её письма. Девять штук. И все про то, как она встречалась с Павловым. Девять писем, девять встреч. А какие там подробности!
Панова берёт письма, мельком пробегает глазами по самому верхнему и взволнованно говорит:
ПАНОВА
Она всегда была вруньей.
ШАРОВА
И шлюхой? Вы ведь так называли её, когда звонили?
ПАНОВА
Я прошу вас уйти! Слышите!? Уходите!
ШАРОВА
Хорошо, я уйду. А это я оставляю вам. Поверьте – весьма любопытное чтиво. И вот ещё что: вы по-прежнему утверждаете, что двадцатого июня у вас с Валерой была первая ночь?
ПАНОВА
Я сказала вам всё.
ШАРОВА
Ну, хорошо. Завтра мы встречаемся с Павловым. Будет здорово, если ваши истории совпадут.
Шарова спускается по ступенькам, а Панова смотрит ей вслед.
3.33-А. ИНТ. ДВОР ДОМА ПАНОВОЙ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ ОПЕРАТИВНИКОВ. ВЕЧЕР
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ
Королёв сидит за рулём. Дверь открывается и рядом с ним садится Шарова.
КОРОЛЁВ
Ну, и как всё прошло?
ШАРОВА
Сейчас увидим.
КОРОЛЁВ
Как думаешь, она поверила?
ШАРОВА
Если бы она простила Павлова тогда, то сейчас они были бы вместе. А раз это не так, то, или она не простила его…
КОРОЛЁВ
Или той ночью произошло что-то другое.
Шарова смотрит на Королёва и кивает. Королёв же смотрит на подъезд Пановой.
3.34. НАТ. ДВОР ДОМА ПАНОВОЙ. ПОДЪЕЗД. ВЕЧЕР
ЕЛЕНА ПАНОВА
Из подъезда дома выходит Панова.
КОРОЛЁВ (ГОЛОС ЗА КАДРОМ)
Выходит.
Панова направляется к своему автомобилю и звонит по мобильному телефону.
3.33-Б. ИНТ. ДВОР ДОМА ПАНОВОЙ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ ОПЕРАТИВНИКОВ. ВЕЧЕР
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ
Шарова смотрит на Панову. Королёв заводит мотор.
3.35-А. НАТ. ВОЗЛЕ НЕБОЛЬШОГО КАФЕ. ВЕЧЕР
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ
Уже стемнело. Возле кафе с большой прозрачной витриной стоит автомобиль оперативников. Королёв и Шарова внутри наблюдают за кафе.
3.36-А. ИНТ. В КАФЕ. ВИД СО СТОРОНЫ УЛИЦЫ. ВЕЧЕР
ЕЛЕНА ПАНОВА
В кафе за столиком в одиночестве сидит взволнованная Елена Панова.
3.37-А. ИНТ. ВОЗЛЕ НЕБОЛЬШОГО КАФЕ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ ОПЕРАТИВНИКОВ. ВЕЧЕР
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ
В салоне Шарова и Королёв, они наблюдают за Пановой.
КОРОЛЁВ
А что если он не придёт?
ШАРОВА
Должен прийти. Что-то их очень сильно связывает!
КОРОЛЁВ
А может она не ему звонила?
ШАРОВА
Смотри.
Королёв смотрит.
3.35-Б. НАТ. ВОЗЛЕ НЕБОЛЬШОГО КАФЕ. ВЕЧЕР
ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ
К кафе подъезжает автомобиль, из которого выходит Валерий Павлов. Павлов направляется в кафе.
3.36-Б. ИНТ. В КАФЕ. ВИД СО СТОРОНЫ УЛИЦЫ. ВЕЧЕР
ЕЛЕНА ПАНОВА, ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ
За столиком сидит Елена Панова. К ней подсаживается Павлов. Они здороваются, улыбаются… Панова что-то говорит и показывает Павлову письма Оксаны. Павлов берёт их и начинает читать.
3.37-Б. ИНТ. ВОЗЛЕ НЕБОЛЬШОГО КАФЕ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ ОПЕРАТИВНИКОВ. ВЕЧЕР
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ
Оперативники наблюдают за происходящим.
3.36-В. ИНТ. В КАФЕ. ВИД СО СТОРОНЫ УЛИЦЫ. ВЕЧЕР
ЕЛЕНА ПАНОВА, ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ
Панова что-то говорит и показывает Павлову письма Оксаны. Павлов берёт их и начинает читать. Панова продолжает взволнованно говорить.
3.37-В. ИНТ. ВОЗЛЕ НЕБОЛЬШОГО КАФЕ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ ОПЕРАТИВНИКОВ. ВЕЧЕР
АЛЛА ШАРОВА, РОМАН КОРОЛЁВ
Шарова и Королёв.
ШАРОВА
Ну, вот и всё. Пора!
Королёв кивает, и оперативники выходят из машины.
3.49. ИНТ. УВД. КОМНАТА ОПЕРАТИВНИКОВ. ВЕЧЕР
АЛЛА ШАРОВА, НИКОЛАЙ ВОРОНИН, ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ, ЕЛЕНА ПАНОВА, РОМАН КОРОЛЁВ
Шарова закрывает папку с делом Маргариты Антиповой. Воронин и Королёв выводят из кабинета под руки Павлова и Панову.
В следующих кадрах, мы видим, как Павлова и Панову фотографируют в анфас и в профиль…
Иван Харин, освобождённый из-под следствия, работает в своей автомастерской…
Шарова возвращает в архив закрытое дело Маргариты Антиповой…
Андрея Минаева выпускают из ворот тюрьмы…
Шарова сидит на пустых трибунах стадиона летнего лагеря и смотрит на беговую дорожку…
По дорожке бежит молодая Рита Антипова.
Шарова как бы видит её и улыбается.
Затемнение.