подобие треугольников в жизни человека
Применение подобия треугольников в жизни.
Лабораторная работа по теме:
Применение подобия треугольников в жизни.
Цель: Закрепить и совершенствовать навыки решения задач по теме.
Задачи: 1) узнать, где применяется подобие фигур в жизни.
2) развивать умение при решении задач применять свойства и признаки подобия.
3) преодолевать личные барьеры при работе в группе: неуверенность, боязнь ошибиться.
1) Орг. Момент. Вывод темы и цели урока.
— Здравствуйте ребята, присаживайтесь!
— Посмотрите на картинки, которые вы видите на слайде, как они могут быть связаны с нашим уроком? (на них изображены подобные фигуры)
— Сегодня мы последнее занятие, уделим данной теме, но это будет не совсем обычный урок, сегодня мы проведём лабораторную работу и узнаем, где применяется подобие фигур в жизни.
— Откроем тетради, запишем число, классная работа и тема урока: Применение подобия треугольников в жизни.
— Для этого определимся с нашими намерениями, что нам необходимо успеть за урок:
Вспомнить: основные понятия и признаки подобия,
Повторить: способы решения задач на подобие фигур,
Применить: известные способы при решении задач,
Сделать вывод: о проделанной работе.
2) Актуализация опорных знаний.
— Какое преобразование называется преобразованием подобия?
— Какие фигуры называются подобными?
— Сформулируйте свойства подобных фигур…
— Сформулируйте признаки подобия фигур…
— Устное решение задач по определению признаков подобия:
«Найдите подобные треугольники и определите признак подобия».
— Оформление решения задачи в тетради:
3) Применение знаний на практике. Алгоритм работы.
— Вам знакомо это место? (фото дерева у школы)
— «Как измерить высоту дерева, до вершины которого нельзя добраться?»
— В своей профессиональной деятельности строители, архитекторы, лесоводы, военные для определения высоты объекта используют специальные сложные и дорогостоящие приборы – высотомеры. А как определить высоту столба или дерева без высотомера? Ведь такое умение нужно многим людям, находящимся в лесу: туристам, охотникам, лесникам.
— Для этого и можно использовать свойства подобных треугольников. Сегодня мы с вами научимся определять высоту без высотомера. Объектом измерений станет дерево, растущее на территории школы.
— За шесть веков до нашей эры греческий мудрец Фалес Милетский вычислил высоту египетской пирамиды, измерив длину её тени. Как это было, рассказывается в книге Я.И.Перельмана
«Занимательная геометрия». Фалес, избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту. В этот момент высота пирамиды должна также равняться длине, отбрасываемой ею тени. Вот, пожалуй, единственный случай, когда человек извлёк пользу из своей тени.
— И так, сейчас мы разбиваемся на группы по 4 человека: каждая группа получает рекомендацию по измерению высоты дерева и подробную инструкцию способа измерения. После изучения данного способа, группа идет на улицу для проведения эксперимента, проводит необходимые измерения и вычисления, делая пометки на черновике.
— Домашним заданием будет оформление данной работы (как показано у вас в инструкции), и анализ по удобству данного способа. А на следующем занятии, мы проведём презентацию данных способов, так как у каждой группы свой оригинальный способ.
1. Измерение с помощью статической оценки.
Суть: каждому участнику группы, оценить высоту дерева на глаз, установив рядом с деревом вертикально метровую линейку. Рассчитать высоту как среднее арифметическое полученных данных.
Оборудование: метровая линейка.
установить метровую линейку рядом с деревом вертикально;
предложить человеку определить высоту дерева на глаз;
записать полученное значение в таблицу;
для получения среднего значения сумму измерений, разделить на количество измерений.
Подобие треугольников в жизни человека
Конспект урока «Практическое применение подобия треугольников»
Класс: 9 класс
Тип урока: обобщающий
Цели: создание условий для применения теоретических знаний по теме «Подобие треугольников» для решения задач практического содержания и проведения измерительных работ на местности.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Ход урока:
Геометрия всегда решала те задачи, которые перед ней ставила жизнь. Учение о подобии фигур на основе теории отношений и пропорций было создано в Древней Греции в 5-4 веках до нашей эры и существует и развивается до сих пор. Например, многие детские игрушки подобны предметам взрослого мира, обувь и одежда одного фасона выпускается различных размеров. Эти примеры можно продолжать и дальше. В повседневной жизни встречаются предметы одинаковой формы, но разных размеров, например футбольный и теннисный мячи, две фотографии разного формата.
Мы уже знаем, что в геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными. Сегодня мы обсудим, как свойства подобных треугольников могут быть использованы для проведения различных измерительных работ на местности.
При помощи подобных треугольников можно измерить огромные расстояния и высоты используя подручные средства, т.е. мы будем решать две задачи:
Уже в XVI в. В России нужды землемерия, строительства и военного дела привели к созданию рукописных руководств геометрического содержания. Первое дошедшее до нас сочинение этого рода носит название «О земном верстании, как землю верстать». Оно является частью «Книги сошного письма», написанной, как полагают, при Иване IV в 1556 г. Сохранившаяся копия относится к 1629 г. При разборе Оружейной Палаты в Москве в 1775 г. была обнаружена инструкция «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», изданная в 1607 и 1621 годах и содержащая некоторые геометрические сведения, которые сводятся к определенным приемам решения задач на нахождение расстояний. Вот один пример. Для измерения расстояния от точки Я до точки Б (см. рис.) рекомендуется вбить в точке Я жезл примерно в рост человека. К верхнему концу жезла Ц прилагается вершина прямого угла угольника так, чтобы один из катетов (или его продолжение) проходил через точку Б. Отмечается точка З пересечения другого катета (или его продолжения) с землей. Тогда расстояние БЯ относится к длине жезла ЦЯ так, как длина жезла к расстоянию ЯЗ. Для удобства расчетов и измерений жезл был разделен на 1000 равных частей.
Рассмотрим несколько случаев из истории и литературы
I. Определение высоты предмета по длине его тени.
Греческие ученые решили множество практических задач, которые до них люди не умели решать. Например, за шесть веков до нашей эры греческий мудрец Фалес Милетский научил египтян определять высоту пирамиды по длине ее тени.
Как это было, рассказывается в книге Я.И. Перельмана «Занимательная геометрия». Фалес, говорит предание, избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту. В этот момент высота пирамиды должна также равняться длине отбрасываемой его тени. Вот, пожалуй, единственный случай, когда человек извлёк пользу из своей тени.
Я хочу прочитать вам эту маленькую притчу.
«Усталый северный чужеземец пришел в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошел к великолепному дворцу фараона и что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном походном плаще, а перед ним на золоченом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы.
— Зовут меня Фалес. Родом я из Милета.
Жрец надменно продолжал:
— Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра.
На следующий день Фалес нашёл длинную палку, воткнул её в землю чуть поодаль пирамиды. Дождался определённого момента. Он измерил тень от палки и тень от пирамиды. Сравнивая соотношения высот реальных предметов с длинами их теней, Фалес нашел высоту пирамиды.
Определение высоты пирамиды по длине ее тени.
1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.gif» /> АВС подобен
1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.gif» /> ВСА=
1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.gif» /> АВС=
Н
1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.gif» /> ВАD =
1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.gif» /> АDВ =
По построению
1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.gif» /> АВС подобен
1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image004.gif» /> АОВ на местности, треножник с астролябией ставят так, чтобы отвес, подвешенный к центру диска, находился точно над точкой О. Затем устанавливают алидаду вдоль одной из сторон ОА или ОВ, и отмечают деление, против которого находится указатель алидады. Далее поворачивают алидаду, направляя ее вдоль другой стороны измеряемого угла, и отмечают деление, против которого окажется указатель алидады. Разность отсчета и дает градусную меру
Источник
Проектная работа на тему «Применение подобия треугольников в жизни»
CLK=> 15/3=5=> MD=3*5=15м. Ответ. » data-title=»Решение ∠L-общий,∠DML= =∠KCL=90° => ΔMLD
CLK=> 15/3=5=> MD=3*5=15м. Ответ. » >
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проектная работа на тему: Подобие треугольников и применение их в жизни. Выполнили: ученики 8 класса Чикоткова Арина Ногих Анна Руководитель: учитель математики Фурсенко Н.П. Лизиновка 2016 МКОУ Лизиновская СОШ
Задачи и цели: Узнать где применяется подобие в жизни. Рассмотреть решение задач на местности.
Немного из истории Определение высоты пирамиды по длине ее тени
За шесть веков до нашей эры греческий мудрец Фалес Милетский вычислил высоту египетской пирамиды, измерив длину её тени. Как это было, рассказывается в книге Я.И.Перельмана «Занимательная геометрия». Фалес, говорит предание, избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту. В этот момент высота пирамиды должна также равняться длине отбрасываемой его тени.
На следующий день Фалес нашёл длинную палку, воткнул её в землю чуть поодаль пирамиды. Дождался определённого момента. Провёл некоторые измерения, сказал способ определения высоты пирамиды и назвал её высоту.
Применение теории на практике: Определение высоты предмета По шесту. Для измерения нужно взять шест, равный по длине вашему росту. Шест этот надо установить на таком расстоянии от дерева, чтобы лежа можно было видеть верхушку дерева на одной прямой линии с верхней точкой шеста. Тогда высота дерева будет равна линии, проведенной от вашей головы до основания дерева.
CLK=> 15/3=5=> MD=3*5=15м. Ответ. » title=»Решение ∠L-общий,∠DML= =∠KCL=90° => ΔMLD
CLK=> 15/3=5=> MD=3*5=15м. Ответ. «> ΔMLD
CLK=> 15/3=5=> MD=3*5=15м. Ответ:» title=»Решение ∠L-общий,∠DML= =∠KCL=90° => ΔMLD
Решение ∠L-общий,∠DML= =∠KCL=90° => ΔMLD
CLK=> 15/3=5=> MD=3*5=15м. Ответ: дерево высотой 15 м.
10:1.60=6.25 6.25*1.60=10м Ответ : дерево высотой 10 метров 10м
По луже. Этот способ можно удачно применять после дождя, когда на земле появляется много лужиц. Измерение производят таким образом: находят невдалеке от измеряемого предмета лужицу и становятся около нее так, чтобы она помещалась между вами и предметом. После этого находят точку, из которой видна отраженная в воде вершинка предмета. Измеряемый предмет, например дерево, будет во столько раз выше вас, во сколько расстояние от него до лужицы больше, чем расстояние от лужицы до вас
По зеркалу. АВD подобен EFD (по двум углам): ВАD= FED=90°; АDВ = EDF, т.к. угол падения равен углу отражения. В подобных треугольниках сходственные стороны пропорциональны:
12:1=12 12*1.60=19.2м Ответ: дерево высотой 19.2м 19.2м
Измерение расстояния до недоступной точки. 19.2м 19.2м Палец-0.06м, Расстояние от глаза до пальца-0.5м Расстояние до дерева 160м 19.2:0.06=320 320*0.5=160м
Измерение ширены реки с помощью булавочного прибора
Булавочный прибор для измерений
Также для измерения могут применяться разные инструменты. Экер Экер представляет собой два бруска, расположенных под прямым углом и укреплённых на треножнике. На концах брусков вбиты гвозди так, что прямые, проходящие через них, взаимно перпендикулярны.
Астролябия Устройство: астролябия состоит из двух частей: диска (лимб), разделённого на градусы, и вращающейся вокруг центра линейки (алидады). При измерении угла на местности она наводится на предметы, лежащие на его сторонах. Наведение алидады называется визированием. Для визирования служат диоптры. Это металлические пластинки с прорезами. Диоптров два: один с прорезом в виде узкой щели, другой с широким прорезом, посередине которого натянут волосок. При визировании к узкому прорезу прикладывается глаз наблюдателя, поэтому диоптр с таким прорезом называется глазным. Диоптр с волоском направляется к предмету, лежащему на стороне измеряемого; он называется предметным. В середине алидады прикреплён к ней компас.
Вывод: Подобие треугольников применяется в повседневной жизни довольно часто. Мы выяснили на конкретных примерах, что с помощью подобия можно найти высоту или расстояние до известной или неизвестной нам точки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-296066
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов
Время чтения: 2 минуты
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг
Время чтения: 1 минута
В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Класс: 8
Презентации к уроку
Цели и задачи урока:
Ход урока
Слайды 1-2 (Презентация 1)
Геометрия всегда решала те задачи, которые перед ней ставила жизнь. Учение о подобии фигур на основе теории отношений и пропорций было создано в Древней Греции в 5-4 веках до нашей эры и существует и развивается до сих пор. Например, многие детские игрушки подобны предметам взрослого мира, обувь и одежда одного фасона выпускается различных размеров. Эти примеры можно продолжать и дальше. В конце концов, все люди подобны друг другу и как утверждает Библия, создал их бог по своему образу и подобию. В повседневной жизни встречаются предметы одинаковой формы, но разных размеров, например футбольный и теннисный мячи, две фотографии разного формата.
Мы уже знаем, что в геометрии фигуры одинаковой формы принято называть подобными. Сегодня мы обсудим, как свойства подобных треугольников могут быть использованы для проведения различных измерительных работ на местности.
Для начала в этом нам помогут герои известного мультфильма «Шрек».
Начнем мы со сказки День Рождения Шрека или Практическое применение подобия треугольников. (Презентация 2)
Слайд 3 (Презентация 1)
Уже в XVI в. В России нужды землемерия, строительства и военного дела привели к созданию рукописных руководств геометрического содержания. Первое дошедшее до нас сочинение этого рода носит название «О земном верстании, как землю верстать». Оно является частью «Книги сошного письма», написанной, как полагают, при Иване IV в 1556 г. Сохранившаяся копия относится к 1629 г. При разборе Оружейной Палаты в Москве в 1775 г. была обнаружена инструкция «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», изданная в 1607 и 1621 годах и содержащая некоторые геометрические сведения, которые сводятся к определенным приемам решения задач на нахождение расстояний.
Слайд 4 (Презентация 1) Вот один пример.Для измерения расстояния от точки Я до точки Б (см. рис.) рекомендуется вбить в точке Я жезл примерно в рост человека. К верхнемуконцужезла Ц прилагается вершина прямого угла угольника так, чтобы один из катетов (или его продолжение) проходил через точку Б. Отмечается точка З пересечения другого катета (или его продолжения) с землей. Тогда расстояние БЯ относится к длине жезла ЦЯ так, как длина жезла к расстоянию ЯЗ. Дляудобства расчетов и измерений жезл был разделен на 1000 равных частей.
Рассмотрим несколько случаев из истории и литературы.
1. Определение высоты предмета по длине его тени.
Слайд 5-7 (Презентация 1)
Греческие ученые решили множество практических задач, которые до них люди не умели решать. Например, за шесть веков до нашей эры греческий мудрец Фалес Милетский научил египтян определять высоту пирамиды по длине ее тени.
Как это было, рассказывается в книге Я.И. Перельмана «Занимательная геометрия».Фалес, говорит предание, избрал день и час, когда длина собственной его тени равнялась его росту. В этот момент высота пирамиды должна также равняться длине отбрасываемой его тени. Вот, пожалуй, единственный случай, когда человек извлёк пользу из своей тени.
Слайд 8 (Презентация 1)
Я хочу прочитать вам эту маленькую притчу.
«Усталый северный чужеземец пришел в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошел к великолепному дворцу фараона и что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном походном плаще, а перед ним на золоченом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы.
— Зовут меня Фалес. Родом я из Милета.
Жрец надменно продолжал:
— Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра.
Слайд 9-11 (Презентация 1)
На следующий день Фалес нашёл длинную палку, воткнул её в землю чуть поодаль пирамиды. Дождался определённого момента. Он измерил тень от палки и тень от пирамиды. Сравнивая соотношения высот реальных предметов с длинами их теней, Фалес нашел высоту пирамиды.
Определение высоты пирамиды по длине ее тени.
АВС подобен D СDE (по двум углам):
ВСА=
СED=90°;
АВС=
СDЕ, т. к. соответственные при АВ || DС и секущей АС (солнечные лучи падают параллельно)
В подобных треугольниках сходственные стороны пропорциональны:
.
Таким образом, Фалес нашел высоту пирамиды.
Вопрос классу: Однако, способ предложенный Фалесом, применим не всегда. Почему?
2. Определение высоты предмета по шесту.
Слайд 12-15 (Презентация 1)
При отсутствии тени в пасмурную погоду можно воспользоваться способом измерения, которыйживописнопредставлен у Жюль Верна в известном романе «Таинственный остров».
Читаем отрывок из романа.
— Нет, не понадобится. Мы будем действовать несколько иначе, обратившись к не менее простому и точному способу.
Юноша, стараясь научиться, возможно, большему, последовал за инженером, который спустился с гранитной стены до окраины берега.
Взяв прямой шест, длиной 10 футов, инженер измерил его возможно точнее, сравнивая со своим ростом, который был хорошо ему известен. Герберт нёс за ним отвес, вручённый ему инженером: просто камень, привязанный к концу верёвки.
Не доходя футов 500 до гранитной стены, поднимавшейся отвесно, инженер воткнул шест фута на два в песок и, прочно укрепив его, поставил вертикально с помощью отвеса. Затем он отошёл от шеста на такое расстояние, чтобы лёжа на песке, можно было на одной прямой линии видеть и конец шеста, и край гребня. Эту точку он тщательно отметил колышком.
— Помнишь свойства подобных треугольников?
— Их сходственные стороны пропорциональны.
— Да, и, следовательно, если мы измерим два расстояния, то зная высоту шеста, сможем вычислить четвёртый неизвестный член пропорции, т.е. высоту стены. Мы обойдёмся, таким образом, без непосредственного измерения этой высоты.
Оба расстояния были измерены. Расстояние от колышка до палки равнялось 15 футам, а от палки до скалы 485 футам.
По окончании измерений инженер составил следующую запись:
Н 333,33
Значит, высота гранитной стены равнялась приблизительно 333 футам».
Преимущества способа Жюль Верна:
— можно производить измерения в любую погоду;
3. Определение высоты предмета.
Есть несколько простых способов определения высоты предметов. Например, такие способы приведены в настольной книге охотника-спортсмена.
Слайд 16 (Презентация 1)
По луже. Этот способ можно удачно применять после дождя, когда на земле появляется много лужиц. Измерение производят таким образом: находят невдалеке от измеряемого предмета лужицу и становятся около нее так, чтобы она помещалась между вами и предметом. После этого находят точку, из которой видна отраженная в воде вершина предмета. Измеряемый предмет, например дерево, будет во столько раз выше вас, во сколько расстояние от него до лужицы больше, чем расстояние от лужицы до вас.
Слайд 17-18 (Презентация 1)
Вместо лужицы можно пользоваться положенным горизонтально зеркальцем. Зеркало кладут горизонтально и отходят от него назад в такую точку, стоя в которой, наблюдатель видит в зеркале верхушку дерева. Луч света FD, отражаясь от зеркала в точке D, попадает в глаз человека.
АВD подобен D EFD (по двум углам):
ВАD =
FED=90°;
АDВ =
EDF, т.к. угол падения равен углу отражения.
В подобных треугольниках сходственные стороны пропорциональны:
;
.
Таким образом, найдена высота объекта.
4. Определение расстояния до недоступного объекта.
Рассмотрим применение подобия треугольников к определению расстояния до недоступного объекта. Слайд 19-25 (Презентация 1, с использованием Приложения 1).
5. Практическое задание. Слайд 26 (Презентация 1)
Предлагается решить задачу № 583.В ней предлагается, применив подобие треугольников, измерить ширину реки.Чертеж к задаче имеется в учебнике. Ученикам необходимо объяснить, как получен такой чертеж, доказать подобие треугольников и провести вычисления.
По построению АВС подобен
АВ1С1 (по двум углам).
В подобных треугольниках сходственные стороны пропорциональны:
;
;
;
6. Рассмотрение и обсуждение примеров. Слайды 27-28 (Презентация 1).
7. Дополнительный материал. Слайд 29-30 (Презентация 1 с использованием Приложения 1)
8. Подведение итогов.
Домашнее задание: пункт 64 параграфа 3, стр. 150-151, № 581, 582, придумать свои задачи на определение высоты предмета и определение расстояния до недоступной точки (оформить либо в виде презентации, либо в виде практической работы в формате А4).