подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

Вторая половина XIX-XX вв. – новый этап в развитии мировой философии. Философию XX века можно назвать постклассической (неклассической). Если классическая философия характеризовалась культом разума, знаний, науки, благодаря которым может быть преобразован мир, то опыт XX века показал, что сами по себе знания не делают человека счастливым, более того, могут быть использованы в антигуманных целях. Поэтому современная философия обратилась к проблеме пределов разума, иррациональных (неразумных, бессознательных) факторов человеческой жизни. Для этой философии характерен поиск новой рациональности и утверждение возможности существования не одной, а нескольких вполне равноправных и конкурирующих рациональностей.

Современная философия развивается в форме множества направлений и школ. Вот некоторые из них.

Философия жизни как направление сложилось в последней трети XIX века главным образом в Германии и Франции. Основатели – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер и др. Переосмысливая классическое рационалистическое наследие в поисках сущностных оснований человеческого бытия, представители «философии жизни» сконцентрировали внимание на проблеме человеческого существования как первичной неразложимой и спонтанной реальности, заново решая вопросы о времени, свободе, смысле жизни, ответственности, выборе, о способах жизненной ориентации. Подлинные основания бытия, его полнота и неповторимость открываются человеку через интуитивные и художественные формы постижения, через «переживание жизни».

Неопозитивизм (логический позитивизм) – современная форма позитивизма, корни которого уходят в XIX столетие, когда были сформулированы основные положения классического позитивизма: признания достоверным только физического опытного знания и отказ научного исследователя от «ненаучного», «метафизического» объяснения (то есть собственно мировоззренческих и философских проблем) как теоретически и практически невозможного. Логические позитивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, в возможности математизации знания и пр.

Постпозитивизм возник и сложился в середине XX в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного представители постпозитивизма видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Психоанализ – направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру З. Фрейду. В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного.

Феноменология– направление, современный вид которому придал философ Гуссерль. Феноменология, по его мнению, – дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания. Выполнить это феноменология может, только будучи строгой наукой. Смысловым фундаментом всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности получил у феноменологов наименование «феноменологической редукции», т.е. переориентировки внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считает феноменология, открывается возможность исследования многообразия видов человеческого опыта.

Экзистенциализм – направление, наиболее ярко воплотившее особенности философии XX века. Ведущие представители: немецкие философы М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские – Ж.. П. Сартр, А. Камю, испанец Х. Ортега-и-Гассет, русские – Н. Бердяев, Л. Шестов. Основной проблемой философии, считает экзистенциализм, является индивидуальное человеческое существование, которое уникально, единственно. В человеке существование предшествует сущности, поэтому он свободен в выборе своего способа быть в мире. Выбирая себя, человек одновременно конституирует мир в конкретную ситуацию. Следствием его свободы является его тотальная личная ответственность не только за себя, но и за все происходящее в мире.

Русская религиозная философия – сравнительно позднее образование, занимающее особое место в неклассической философии. Наиболее видные представители: П. Чаадаев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, А. Лосев. Русские мыслители, опираясь на православие, стремились к созданию синтетической философии, которая должна показать, как человек совместно с Богом может гуманистически преобразовать мир, прийти к Богочеловечеству. Данное состояние мира характеризуется категорией всеединства, обозначающей такой путь восстановления связи действительности с Абсолютом, при этом целое не подавляет части, дает простор для развития каждой индивидуальности.

Источник

Шпаргалки по «Философии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Философия».

Работа содержит 1 файл

Эсхатологическая философия возникает в России в связи о апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьев, Леонтьев).

Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Н. Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.

14. Философия ХХ века и ее основные направления.

Вт. пол. XIX-XX вв. – новый этап в развитии мир. философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Для этой философии характерен поиск новой рациональности и утверж-дение возможности существования не одной, а нескольких вполне равноправных и конкурирующих рациональностей.

Постпозитивизм возник и сложился в середине XXв. На базе критики и самокритики неопозитивизма. Ограничение науч. знания от ненауч. представители постпозитивизма видят в том, что науч. знание принципиально м. б. опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

15. Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси.

В истории соц.-философской мысли Беларуси явно просле-живаются такие гуманистические тенденции, как признание ценности личности, стремление к осознанию блага человека и общества, поиск соц. гармонии, утверждение ценностей духов-ности и культуры.

16. Философское понимание бытия. Метафизика и онтология.

Возникн. философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего. Для этого необходимо было различить понятия существования и сущего.

Первые философ. системы миропонимания основывались на метафизике. Метафизика – это учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Она анализирует существующее как таковое, выявляет логику реального мира. Метафизику называют «первофилософией» (Аристотель) и зачастую исполь-зуют этот термин как синоним философии. В структуру мета-физики включается онтология как учение о сущем; космология как учение о сущности мира; философия антропологии как учение о сущности и существовании человека; теология как учение о бытии Бога.

Онтология это учение о бытии, безотносительно от сущест-вования тех или иных вещей, предметов, процессов во всем их многообразии. Как проявляет себя единая во многом, каковы характеристики сущего, существуют ли фундаментальные принципы бытия и, самое главное, может ли человек включить собственную деятельность всеуниверсальную связь мира и каково место человека в этом сложнейшем процессе – все это влияет на смысложизненные ориентации человека в мире.

Бытие как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда нужно было ответить на вопрос: способна ли философия как форма теоретической мысли достичь истины независимо от опоры на опыт. Основатель учения о бытии Парменид (V в. до н.э. Элейская школа). Сделал объектом философ. анализа сущее (не сущие вещи, а сущее вообще). Это значит, что категория «бытие», по Парме-ниду, обозначает неконкрет. сущее и ни их сумму, а их всеобще св-во быть в наличии (не быть кем-то или чем-то, а просто быть).

Бытие есть сущее, осмысливаемое в контексте культуры эпохи со стороны объективно заданных условий и предпосылок деятельности общественного человека. Реальные процессы истории приводят к эволюции учения о бытии. В ходе этой эволюции философы постепенно переходили к исследованию особого вида бытия – такого, который способен осмыслить собственное существование. К XX веку стало очевидно, что им является человеческое бытие а мир как бы приобретает “человеческое измерение”. Реальная жизнь чел-а в природе, обществе, культуре является объектом внимания соврем. онтологии.

Характеристика мира как целого была бы неполной без обозначения тех его состояний, которые можно обозначить как “ эффект отсутствия”. Имеется в виду, что вещи, явления, процессы обладают свойством “исчезновения”, “не – существования”. Более того, наша мысль порождает многое из того, что никогда не может быть предметом действительности (например, “вечный двигатель”) и, наконец, любая действительность имеет массу альтернативных возможностей своего дальнейшего бытия. Небытие есть отрицание бытия, потенциальная возможность бытия обладает другим существованием.

“Бытие” – “небытие” образуют категориальную пару, с помощью которой отражается “онтологическая судьба” каждого конкретного сущего.

В отлич. от западноевроп. традиции, древневост. философии (Индия, Китай) сложилось иное понимание бытия и небытия. Здесь мир рассматривается как постоянный круговорот превра-щения бытия в небытие, при этом небытие – источник полноты всякого бытия. Любое событие, ситуация есть выражение становления («выплывания» из небытия).Идеалом чел. бытия становится активность в собственном внутреннем мире, углублении в себя как достижения полной гармонии с миром.

Ценностно-исторический смысл учения о бытии выражается в том, что: 1. Фиксируется конкретно-теоретический характер отношений чел-а и мира, обозначаются принципы этих отноше-ний (космоцентризм древних, теотецентриз средневековья и т.д.); 2. Человек осознает необходимость критической оценки собственного бытия и бытия мира. 3. Онтологические размыш-ления приводят чел-а к пониманию уникальности и одновре-менно конечности своего существования. Стремление «быть» приобретает особый ценностный смысл, так оно ориентированно не только на практические цели и интересы, но и их высокие общечеловеческие ценности.

Понимание бытия опирается на три вывода:

Реальное многообразие бытия мира может быть разделено на определенные виды и формы. Выделяют 2 основных вида бытия – материальные и духовные. К матер. бытию относится все то, что существует вне и не зависимо от какого-либо сознания, является причиной самого себя. Это – объект. реальность, включающая в себя не только природу, но и многие явления челов. и общест.жизни. Дело в том, что даже различные духов-ные процессы проявляют, артикулируют себя через язык, зна-ки, символы, предметы культуры, т.е. через объективно-матер. носители. Духовное (идеальное) бытие является субъективной реальностью, т. к. оно испытывает опред. зависимость в своем существовании от матер. бытия. Однако в реальной челов. жизни эти виды бытия взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Так, существование чел-а и общества, мир культуры не могут однозначно отнесены только к материальному или духовному бытию.

Т. о., проблема бытия как совокупность реальности приобретает особый смысл при решении вопроса о чел-е и его месте в мире. Вся история чел. цивилизации связана с необходимостью согласовывать деят-ть общественного человека с возможностями природы, но всегда оставляя открытый вопрос: каковы принципы этого согласования – паритетность или приоритетность лежит в их основе?

Источник

Экзистенциализм

Экзистенциализм (от лат. existentia — существование)— направление в философии XX века, ставящее в центр внимания человеческое существование, уникальность бытия человека, возможности его свободы и выбора, утверждающее интуицию в качестве основного метода постижения действительности.

Основные характеристики экзистенциальной философии:

1. Утверждение абсолютной неповторимости человеческого бытия, уникальности и единственности существования каждого человека, раскрытие глубины его переживаний, смыслов, тревог и надежд, не допускающих выражения как языке понятий. В центр философии ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием. Задачей философии становится вглядывание, «вчувствование» в человеческую жизнь, в реальные человеческие страдания, в интимные процессы выбора индивидом своего «Я»,
1.1. Принцип человеческой индивидуальности. Все универсальное и всеобщее ложно, только Единичное истинно и только ему присуще существование. «Я избрал Абсолют. А что такое Абсолют? Это я сам в своей вечной ценности» (С. Кьеркегор).
«Единичный… трансцендирует от себя как эмпирической индивидуальности к себе как самобытной самости». «Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя самого» — таково основное экзистенциалистское требование. (К. Ясперс)
1.2. Утверждение уникальности личного опыта конкретного человека, несводимого к общим схемам. «Каждый человек имеет миссию истины. Там, где находится мой глаз, не находится другой; то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы». «Наше высшее решение, наше спасение состоит в том, чтобы найти свою самость, вернуться к согласию с собой, уяснить, каково наше искреннее отношение к каждой и любой вещи. Не важно, каким это отношение может быть — мудрым или глупым, позитивным или негативным. Важно, чтобы каждый человек в каждом случае думал то, что он действительно думает» ( X. Ортега-и-Гасет).
1.3. Приоритет человеческой личности, единственности ее судьбы над обществом, государством и миром. Быть личностью, индивидуальностью — значит определить свое особое предназначение в мироздании, утвердить полноту единственного бытия в бытии вселенском (Н. Бердяев).

2. Существование предшествует и выше сущности, единичное предшествует и имеет приоритет над всеобщим, уникальное над универсальным, временное «здесь и сейчас» над вечным. Человек не имеет сущность, «эссенции», в мире нет иного смысла, кроме того, который сам придал. Не существует заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида, но может за него осуществить его превращение в человека.
Человек обретает свою сущность и делает самого себя уже существуя. Он существует благодаря себе и для себя. Единственная сущность – это то, что он существует, следовательно его существование.
Процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя напряженности, драматизма.
Сущность существования – это свободный выбор возможностей. Сущность человека – замысел, проект, будущее. Человек абсолютно автономный в своем выборе и обладает сущностью, идентичной свободе (Ж. П. Сартр).

Бытие и сущее. Бытие следует отличать от реальности существования, действительности, объективных процессов и явлений (Г. Марсель). различение между бытием и сущим представлял, как различение между Светом и тем, что он освещает.
Рождённый в материальной реальности тела, в материальной вселенной, человек обнаруживает себя включенным в бытие.
Существует два региона бытия: бытие-в-себе (être-en-soi), понимаемое как бытие феномена и бытие-для-себя (être-pour-soi), проявляющееся как бытие сознания.
Онтологическая сущность сознания: «Ничто», пустота, бытийная недостаточность, необходимость делать себя, проект. «Ничто» является основанием и источником человеческой действительности. Именно в бездонно-глубоком сущностном Ничто скрывает себя все богатство бытия. Ничто — это состояние сознания, в котором мы можем стать чем угодно по отношению к своей ситуации, тем, чего мы жаждем.
Организация сознанием бытия в свете проектируемого «не-бытия» называется неантизацией.
Неантизация – первоначальное отношение сознания с собой и миром, акт отрыва от себя и от мира.
Сознание предстает как несубстанциональный Абсолют, дух, «выскальзывающий» из-под влияния какой-либо внешней по отношению к нему причинности, очаг продуцирования свободных неонтизирующих и проектирующих актов.
Фактичность (facticité): В широком смысле: факты о мире. Более точно, необходимая связь для-себя с в-себе, с миром и со своим прошлым.

К. Ясперс. Человека нельзя выводить из чего-то другого, он — ‘непосредственная основа всех вещей. Понимание этого означает свободу человека. Человек, находит в себе то, что он не находит нигде в мире: «нечто непознаваемое, недоказуемое, всегда непредметное, нечто ускользающее от всякой исследовательской науки». Это и есть «свобода и то, что с ней связано». Главная цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой. В реальной жизни мы ощущаем одновременно свою силу и способность изменить мир и свою беспомощность, уязвимость, одиночество в мире.
М.Хайдеггер. Человек – это вопрошающее о своем собственном смысле бытие, сознающее себя бытие, свободное бытие, проектирующее себя бытие – бытие в возможности. Такое особое бытие получило наименование «экзистенция», в то время как бытие вещей, объектов именуется «просто-присутствием». Человеку присуща настроенность на «подлинное» бытие, открывающееся нам в набросках смысла и в зове совести.

Ж. П. Сартр. Человек есть то, что он не есть, он есть Ничто и «поток свободы». Он одновременно реальность и трансцендентирование, разрыв с данными, преодоление его. Сознание не имеет онтологической базы и ничем недетерминировано. Оно есть в каждом акте, автономно. Человек не имеет «никакой природы», он открыт. Ему никто, ничего не предписывает, не механизмы, не способы. Сознание предстает как свобода и выбор, как основание всех связей человека как проекта.
Человек– это «проект», который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя остроты, напряженности, драматизма. Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Человек живет, он способен осознавать свою жизнь, а сама его жизнь зависит от его собственных усилий. Быть в пути, то есть постоянно заботиться об обретении своей сущности,- истинно человеческий, хотя и нелегкий, полный драматизма удел.

9. Ответственность. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий.
Ответственность понимается как способность мыслить и осознавать своё бытие, как ответственность за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Безусловное авторство и ответственность – у человека нет алиби, вокруг ответственность.
Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая, как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нём.
Подлинность человеческого существования связывается с признанием и принятием на себя своего авторства, тотальной неоправдываемости своих выборов, решений и личной ответственности (Ж.П.Сартр).

11. Основные модусы экзистенции или способы и виды проявления человеческого существования.
Драматические: конечность существования, тревога, вина, страх, отчуждение, одиночество, изоляция, бессмысленность, абсурд, отчаяние, безысходность. Онтологические тревога, страх и вина конструктивны, они дают силу и вытесняют свои невротические проявления.

Позитивные: свобода, забота, совесть, любовь, решимость, мужество, действие, воображение, творчество.
«Высшие формы человеческого опыта» – феномены надежды, верности, самопожертвования, святости, инкарнации, онтологической потребности, благодати, таинства, любви, дружбы, открытости человеческого достоинства, интерсубъективности. (Г. Марсель).

14. Тревога или страх — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Если боязнь связана с определенной угрозой, то у экзистенциального страха отсутствует конкретный источник. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха.
Именно тревога даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Она необходима для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Он преодолевает все временное и целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода. Страх — это головокружение свободы (С. Кьеркегор).
Страх становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование.
Тревога – это состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия. Тревога – это конечность, переживаемая человеком как его собственная конечность. (П. Тиллих).

18. Забота — это связующий принцип бытия и способ человека быть в мире.
Забота как исходная бытийная целость присутствия, является экзистенциальным основофеноменом в котором фундируются воля, желание, влечение и позыв. Забота представляет особую философскую категорию, в которой происходит совпадение субъектности и объектности и утверждается неразличимость сущности Заботы, Бытия человеческой Самости.
«Забота» тесно связана с понятием Dasein, то есть с принципом присутствия бытия в мире, вплоть до неразличимости – они не просто находятся рядом, а являются одним и тем же: «бытие-в-мире есть в своей сути забота…».
Забота – это бытие присутствия, проявляющаяся как то, чему человеческое присутствие «все время жизни» принадлежит. Забота же есть то деятельное начало, которое направлено на сохранение и развитие Самости. Любой субъект является хранителем своего собственного бытия (М. Хайдеггер).

Предшественники экзистенциализма

Философы

Писатели

Источник

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть картинку подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Картинка про подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть картинку подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Картинка про подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть картинку подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Картинка про подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть картинку подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Картинка про подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни

подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть картинку подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Картинка про подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни

подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть картинку подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Картинка про подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни

Вторая половина XIX-XX вв. – новый этап в развитии мировой философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Итак, если классическая философия характеризовалась культом разума, знаний, науки, благодаря которым может быть преобразован мир, то опыт XX века показал, что сами по себе знания не делают человека счастливым, более того, могут быть использованы в антигуманных целях. Поэтому современная философия, часто называемая неклассической, обратилась к проблеме пределов разума, иррациональных (неразумных, бессознательных) факторов человеческой жизни. Для этой философии характерен поиск новой рациональности и утверждение возможности существования не одной, а нескольких вполне равноправных и конкурирующих рациональностей.

Современная философия развивается в форме множества направлений и школ. Вот некоторые из них.

Философия жизни как направление сложилось в последней трети XIX века главным образом в Германии и Франции. Основатели – известные мыслители Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер и др. Переосмысливая классическое рационалистическое наследие в поисках сущностных оснований человеческого бытия, представители «философии жизни» сконцентрировали внимание на проблеме человеческого существования, заново решая вопросы о времени, свободе, смысле жизни, ответственности, выборе, о способах жизненной ориентации. Подлинные основания бытия, его полнота и неповторимость открываются человеку через «переживания жизни».

Неопозитивизм (логический позитивизм) – современная форма позитивизма, корни которого уходят в XIX столетие, когда были сформулированы основные положения классического позитивизма: признания достоверным только физического опытного знания и отказ научного исследователя от «ненаучного», «метафизического» объяснения (то есть мировоззренческих и философских проблем) как теоретически и практически невозможного. Логические позитивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, в возможности математизации знания и пр.

Постпозитивизм возник и сложился в середине XX в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного представители постпозитивизма видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Психоанализ – направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру З. Фрейду. В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного.

Феноменология – направление, современный вид которому придал философ Гуссерль. Феноменология, по его мнению, – дисциплина, описывающая сущностные характеристики сознания. Выполнить это феноменология может, только будучи строгой наукой. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности получил у феноменологов наименование «феноменологической редукции», т.е. переориентировки внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считает феноменология, открывается возможность исследования многообразия видов человеческого опыта.

Экзистенциализм – направление, наиболее ярко воплотившее особенности философии XX века. Ведущие представители: немецкие философы М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские – Ж.. П. Сартр, А. Камю, испанец Х. Ортега-и-Гассет, русские – Н. Бердяев, Л. Шестов. Основной проблемой философии, считает экзистенциализм, является индивидуальное человеческое существование, которое уникально, единственно. В человеке существование предшествует сущности, поэтому он свободен в выборе своего способа быть в мире. Выбирая себя, человек одновременно конституирует мир в конкретную ситуацию. Следствием его свободы является его тотальная личная ответственность не только за себя, но и за все происходящее в мире.

подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Смотреть картинку подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Картинка про подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни. Фото подлинные основание бытия его полнота и неповторимость открывается человеку через переживание жизни

Русская религиозная философия – сравнительно позднее образование, занимающее особое место в неклассической философии. Наиболее видные представители: П. Чаадаев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, А. Лосев. Русские мыслители, опираясь на православие, стремились к созданию синтетической философии, которая должна показать, как человек совместно с Богом может гуманистически преобразовать мир, прийти к Богочеловечеству. Данное состояние мира характеризуется категорией всеединства, обозначающей такой путь восстановления связи действительности с Абсолютом, при этом целое не подавляет части, дает простор для развития каждой индивидуальности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *