подходы к пониманию качества жизни

Основные подходы к оценке качества жизни населения

подходы к пониманию качества жизни. Смотреть фото подходы к пониманию качества жизни. Смотреть картинку подходы к пониманию качества жизни. Картинка про подходы к пониманию качества жизни. Фото подходы к пониманию качества жизни

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.12.2016 2016-12-08

Статья просмотрена: 3390 раз

Библиографическое описание:

Чупров, И. В. Основные подходы к оценке качества жизни населения / И. В. Чупров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 529-532. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36329/ (дата обращения: 21.10.2021).

Международная статистика, изучающая качество жизни населения, достаточно молодое направление. В 1960 г. рабочая группа аналитиков из ООН опубликовала доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создать систему показателей. Раньше уровень оценивался на основании индекса реальной заработной платы (индекс номинальной заработной платы, деленный на индекс цен), а затем индексов прожиточного минимума и стоимости жизни (индекса потребительских цен на товары и услуги определенного набора) [1].

Концепция качества жизни непосредственно связана с концепцией уровня жизни. В таблице 1 можно рассмотреть связь между концепциями представленными ООН в 1961 году и шведской моделью 1970 года, получившей широкое распространение [2].

Понятие ипоказатели уровня жизни ООН ишведской модели [3]

Концепция уровня жизни

Шведская модель

2. Потребление продуктов питания

4. Занятость и условия труда

5. Жилищные условия

6. Социальное обеспечение

8. Отдых и свободное время

1. Труд и условия труда

2. Экономические возможности

3. Политические возможности

4. Школьное обучение

5. Здоровье и использование медицинской помощи

6. Социальные возможности (формирование семьи и семейные отношения)

9. Свободное время и его проведение

Согласно данным таблицы, в обеих моделях присутствуют строгое ранжирование компонентов, отличие заключается в том, что концепция ООН, главной ценностью ставит жизнь человека, а в основе шведской модели трудовая установка, где качество жизни определяется трудом, политическими и экономическими возможностями. При совпадении почти всех компонентов уровня жизни, первостепенность в моделях различна. Статистические показатели являются основой исследования всех представленных компонентов, но в ряде случаев, когда речь идет об удовлетворенности используются социологические исследования.

Статистическая комиссия и научно-исследовательский институт социального развития при ООН приступили к исследованиям социально-экономических показателей в 1985 году, в результате было предложено рассмотреть уровень жизни населения как «условия жизнедеятельности населения, уровень потребления, обеспечение занятости и свободы человека». Была определена общая цель, к которой стремится международное сообщество, обеспечить с помощью национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии с организационной структурой и ресурсами каждой страны удовлетворение экономических, социальных и культурных прав, необходимых для улучшения условий жизни людей и обеспечения благосостояния отдельных лиц и их семей, особенно в том, что касается продуктов питания, одежды, жилья, образования, медицинского обслуживания и основных социальных услуг. В резолюции 40/179 Генеральной Ассамблеи ООН отмечается: «точная оценка прогресса в повышении жизненного уровня требуется надежное средство для его измерения, состоящее из комплекса показателей, касающихся условий жизни, занятости и определяющих их обстоятельств, а также совершенствование основных национальных статистических программ и механизмов учета положения в области продуктов питания, одежды, жилья, образования, медицинского обслуживания и необходимых социальных услуг».

Таким образом, была предложена методика рекомендовавшая, проводить оценку уровня жизни населения по конкретным социальным индикаторам, которые можно объединить в 12 групп показателей: демографические характеристики населения (рождаемость, смертность и др.), санитарно-гигиенические условия жизни, доходы и расходы населения, потребление продовольственных товаров, жилищные условия, образование и культура, условия труда и занятость, стоимость жизни и потребительские цены, транспортные средства, организация отдыха, социальное обеспечение, свободы человека [4].

Для оценки качества жизни в 1970 году Исследовательский институт социального развития ООН предложил комбинированный показатель — индекс социального развития, включавший 16 показателей [5].

В 1990 годах ООН была предложена новая концепция — развитие человеческого потенциала, подразумевавшая создание условий, для всестороннего развития человека, реализации его интересов и возможность жить полноценной, здоровой жизнью.

Концепция качества жизни это условия, которые определяют социальное, умственное и физическое благополучие человека, как по объективным, так и по субъективным факторам, т. е. по личному восприятию человека своей жизни, состояние своего здоровья, семейные отношения, работу, финансовое положение, домашними условиями, возможностью получить образование и т. п. Но так же есть и юридические и политические аспекты, связанные с правами и свободами человека, а так же культурный и идеологический фон.

Ограниченность сухим статистическим анализом, стало причиной невозможности полноценного изучения и понимания условий жизнедеятельности человека, что и привело к появлению новой концепции «качество жизни».

Американский футуролог О. Тоффлер утверждал: «люди при потреблении товаров и услуг делают акцент на психологическом характере удовлетворения при потреблении товаров и услуг, а не на их функциональном назначении».

Важным открытием является осознание, что неограниченный экономический рост, негативно влияет на самого человека и противоречит его интересам, а значит, ухудшается качество жизни [6]. Отказ от философии потребления и переход к философии жизни, может стать основой качественного роста благосостояния людей. Философия жизни основана на культурных и духовных ценностях, на гармонии внутри человека.

Понимание представленных выше аспектов «качества жизни» важно с точки зрения формирования социально-экономической политики государства. Можно выделить два методологических подхода к измерению качества жизни населения. В рамках первого подхода, человек сам определяет основные критерии определяющие качество жизни, и сам их оценивает. Информацию по данным оценкам можно получить только через социологические исследования, которое показывает мнение самого населения. При втором подходе оцениваются условия на основе объективных данных (сюда входит качество жилья, условия труда, доступность образования и пр.). Во втором подходе строится система социальных индикаторов, способных наиболее полно отразить систему формирования благосостояния, сопоставляемую с фактическими условиями.

Политика по формированию благосостояния населения требует такого инструмента как аналитика. Необходимо правильно собрать, проанализировать и сформулировать сильные и слабые стороны существующего положения и на основании полученных данных строить стратегию социально-экономического развития территории.

Формирование благосостояния населения один из критериев построения социально-ориентированного государства. При этом необходимо проводить измерения как объективных, так и субъективных составляющих, что обусловлено структурой самого благосостояния, так как включает обеспеченность материальными благами, личные интересы и удовлетворение потребностей.

Таким образом, при определении и измерении качества жизни существует ряд подходов, концептуально различающиеся по измеряемым факторам, и по предъявляемым требованиям анализа поступающей информации, для дальнейшей разработки программ социальной поддержки населения.

Пожалуй, самой распространенной экономической теорией является теория благосостояния, основанная на анализе потребительского поведения и личных интересов человека. Результатом критики теории благосостояния, стала теория базовых потребностей (депривация) и теория возможностей [7].

Главным отличием между тремя теориями, и вытекающими из них способами измерения и определения качества жизни заключается в различии целевых функций благосостояния (см. Таблица 2).

Теория благосостояния

Теория базовых потребностей

Теория возможностей

Различия

Несовпадение целевых функций благосостояния

Источник

О понятии «Качество жизни»

подходы к пониманию качества жизни. Смотреть фото подходы к пониманию качества жизни. Смотреть картинку подходы к пониманию качества жизни. Картинка про подходы к пониманию качества жизни. Фото подходы к пониманию качества жизни

Как научное понятие, словосочетание «качество жизни» впервые применил экономист Джон Гэлбрейт в своей книге «Общество изобилия» 1958 года. В политике термин стали активно использовать после того, как в 1963 году его произнёс президент Джон Кеннеди в «Докладе о положении нации». Активные исследования качества жизни начались во второй половине XX века в США. Изначально понятие связывали со здоровьем населения, охраной окружающей среды и развитием городов.

В 1961 году специалисты ООН предложили одну из первых номенклатур показателей качества жизни. А с 1962 по 1973 годы в США разработали систему «социальных показателей», которая помогла определить качество во многих сферах жизнедеятельности. Она состояла из семи блоков: здоровье, общественная безопасность, образование, труд, доход, жилище, досуг, которые в свою очередь включали 167 показателей. Исследованиями в области качества жизни также активно занимались специалисты Всемирной организации здравоохранения, выделяющие приоритетным направлением принципы здоровья и экологические компоненты.

В 1990-е годы эксперты ООН разработали широкую систему индикаторов качества жизни, а специалисты ПРООН (программа развития ООН) начали выпускать ежегодные отчёты о развитии человека. В докладах впервые ввели категории «человеческое развитие» и предложили её измеритель — индекс человеческого развития. Первый мировой рейтинг, основанный на показателях качества жизни, ООН выпустила в 1998—2000 годах. В него входило 174 страны.

Итак, основным индикатором качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный сотрудниками программы развития ООН (ПРООН). В его основе лежит измерение трёх параметров: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и величина BBП на душу населения. В 2009 году вышел доклад международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса под руководством Нобелевских лауреатов Джозефа Стиглица и Амартии Сена, в котором предлагалось заменить оценку по валовому внутреннему продукту (ВВП) на показатель качества жизни как основного критерия экономического развития общества. Также в этом докладе были выделены ключевые составляющие понятия «качества жизни»: материальные условия жизни, здоровье, уровень образования и наличие различных навыков, персональная деятельность, политический голос и гражданские права, социальные связи и отношения, нынешнее и будущее состояние окружающей среды, экономическая и физическая безопасность.

В 2017 году на основании отчёта Евростата они были приняты как индикаторы качества жизни.

Согласно отчёту ПРООН за 2018 год, из 189 стран, по которым рассчитывается ИРЧП, 59 стран входят в группу очень высокого развития человеческого потенциала, и 38 — в группу с низким уровнем ИРЧП.

Первые пять мест занимали Норвегия, Швейцария, Австралия, Ирландия и Германия. Нигер, Центральноафриканская Республика, Южный Судан, Чад и Бурунди разместились на самых низких позициях. Россия в рейтинге заняла 49 место.

Основные показатели, по которым анализируется качество жизни:

Показатели качества жизни в разных странах могут отличаться друг от друга, так как они во многом зависят от стадии экономического развития. Существует более 150 методик оценок качества жизни, среди которых особенно распространены индексы качества жизни, официальная статистика о социальных явлениях в стране, социологические опросы и интегральные показатели, характеризующие субъективную оценку качества жизни.

В России в основе оценки некоторых элементов качества жизни лежат показатели минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума и обеспеченность населения учреждениями здравоохранения, образования, культуры и другими.

Сегодня возведение здорового образа жизни жителей нашей области в норму созвучно Майскому указу Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», так как это реальная необходимость противостояния факторам риска, сокращающим продолжительность нашей жизни и ухудшающей её качество. Стимулирование отказа от табакокурения, употребления алкоголя, занятие спортом, рациональное питание – важнейшие задачи для укрепления здоровья и сбережения жизни.

Материал подготовлен заведующей отделом гигиенического обучения и воспитания ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Стром Ф.К. с использованием информации «Медицинской газеты» №42 от 30.10.2018 г. и Internet.

Источник

Качество жизни

Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё бо́льшим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни при обеспеченности таковыми. В то же время многие не могут конкурировать на должном уровне по разным причинам, что даёт сдвиг социума в сторону сословного общества.

В 2009 году вышел доклад международной Комиссии по основным показателям экономической деятельности и социального прогресса под руководством Нобелевских лауреатов Дж. Стиглица и А. Сена, в котором обосновано использование показателя качества жизни в качестве основного критерия экономического развития общества вместо ВВП.

По мнению социологов Финансового университета при Правительстве РФ, высокое качество жизни человека подразумевает:

* достаточную продолжительность здоровой жизни, поддержанную хорошим медицинским обслуживанием и безопасностью (отсутствием значимых угроз жизни и здоровью),

* приемлемый объём потребления товаров и услуг, гарантированный доступ к материальным благам,

* удовлетворительные социальные отношения, отсутствие серьёзных общественных конфликтов и угроз достигнутому уровню благополучия,

* познание мира и развитие — доступ к знаниям, образованию и культурным ценностям, формирующим личность и представления об окружающем мире,

* учет мнения индивида при решении общественных проблем, участие в создании общепринятой картины мира и правил поведения человека,

* социальную принадлежность, полноправное участие в общественной и культурной жизни во всех их формах,

* доступ к разнообразной информации, включая сведения о положении дел в обществе,

* комфортные условия труда, дающего простор для творчества и самореализации, относительно короткий рабочий день, оставляющий человеку достаточно свободного времени для различных занятий.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В последнее время государственные структуры все чаще проявляют интерес к оцениванию государственных программ и проводимых политик. Большим спросом пользуются различные методы оценивания, направленные на измерение социального эффекта программы, выявление непосредственных бенефициариев и адресатов. Активно разрабатывается методология оценивания для отраслевых политик, которая в дальнейшем будет внедрена в качестве элемента программно-политического цикла.

В Википедии есть статья о науке, изучающей движение живых существ, см. Кинезиология«Прикладна́я кинезиоло́гия», ПК (англ. Applied Kinesiology, AK) — вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году Джорджем Гудхартом в США. Представляет собой хиропрактический метод диагностики и терапии, декларирующий связи мышечного напряжения (тонуса) с состоянием внутренних органов и систем организма и предлагающий способы корректирующего немедикаментозного воздействия на них. Из-за отсутствия научных теоретических.

Функциональное состояние — это относительно устойчивая структура актуализируемых субъектом средств деятельности в конкретной ситуации, которая отражает специфику сложившихся на текущий момент времени механизмов регуляции деятельности и определяет эффективность решения трудовых задач. Данное определение используется в структурно-интегративном подходе в психологии.

Качественный метод исследования – это метод сбора, обработки и анализа информации об индивидах. Объектом интереса качественных исследований являются индивиды как исполнители социальных ролей. Предметом исследования качественных исследований является «характер исполнения роли (вариации социального выбора)».

Используются два связанных, но отличающихся понятия психических ресурсов человека.

У этого термина есть также другие значения, см.: Человеческий потенциал (значения)Человеческий потенциал — качества людей (человека), принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены в той или иной сфере (области) деятельности.

Источник

СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И СОЦИОЛОГИЯ

Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №13-6518 от 01.12.2015 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий

подходы к пониманию качества жизни. Смотреть фото подходы к пониманию качества жизни. Смотреть картинку подходы к пониманию качества жизни. Картинка про подходы к пониманию качества жизни. Фото подходы к пониманию качества жизни

подходы к пониманию качества жизни. Смотреть фото подходы к пониманию качества жизни. Смотреть картинку подходы к пониманию качества жизни. Картинка про подходы к пониманию качества жизни. Фото подходы к пониманию качества жизни

Теория и метод системной психологии

Психологические исследования

История психологии и психология истории

Наши юбиляры

Информация

подходы к пониманию качества жизни. Смотреть фото подходы к пониманию качества жизни. Смотреть картинку подходы к пониманию качества жизни. Картинка про подходы к пониманию качества жизни. Фото подходы к пониманию качества жизни

подходы к пониманию качества жизни. Смотреть фото подходы к пониманию качества жизни. Смотреть картинку подходы к пониманию качества жизни. Картинка про подходы к пониманию качества жизни. Фото подходы к пониманию качества жизни

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М,
МГПУ, Москва

В статье рассматриваются причины возникновения и исторические аспекты формирования понятия «уровня жизни». Подробно рассматриваются современные представления о его сути, основных свойствах, признаках и способах определения. При этом в работе освещены практически все многочисленные современные подходы к трактовке и определению данного понятия, глубоко различающиеся в зависимости от особенностей мировоззрения той или иной научной и философской школы послужившей базой для его формирования.
Ключевые слова: качество жизни, счастье, смысл жизни.

MODERN PSYCHOLOGICAL APPROACHES
TO THE ANALYSIS OF THE LIFE QUALITY
(THE LITERATURE REVIEW)

Rotova E.E., Mashilov K.V., Zhygareva E.B., Kogan B. M.,
MCTTU, Moscow

In this article the reasons of emergence are considered and historical aspects of formation of concept «life level». Modern ideas of its essence, the main properties, signs and ways of definition are considered in detail. Thus in this work all numerous modern approaches to treatment and definition of this concept outlooks of this or that scientific and philosophical school deeply differing depending on features with formed base for its formation are shined practically.
Key words: life quality, happiness, sense of life.

1. История развития понятия «качество жизни»

В последние годы понятие «качество жизни» заняло в общественном и научном мнении прочное положение. Растущий интерес к проблематике качества жизни свидетельствует, что наше общество озабочено уже не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития.

В разработке проблемы качества жизни в истории науки можно выделить три стадии: «эмбриональную», «квантификационную», «концеп­туальную». Первая стадия «эмбриональная» (конец 1950-x — середина 1960-x гг.). Понятие «качество жизни» только формируется. Оно чаще используется в популярных публикациях, в избирательных кампаниях c целью пропaгaнды. Основным показателем качест­ва жизни в это время становится внутренний валовой продукт, приходящийся на одного жителя страны. На этой стадии качество жизни понимается как цель перехода от общества с приоритетом получения мaтериaльных благ к обществу, где глав­ная цель — удовлетворение духовных потребностей.

Для второй стадии, начало которой относится к 1966 г, полу­чившей название «квантификационной», характерна разработ­ка cоциaльных показателей и индикаторов. В 60-e гг. ХХ В. понятие «качество жизни» рассматривается преимущественно в трех аспектах. Во-первых, со стороны соци­альных индикаторов, выступающих как исходная основа созда­ния социальных программ, a также в качестве показателей эф­фективности их реализации. Во-вторых, понятие «качество жизни» употребляется как нормативный эталон благосостояния, включающий не только материальные, но и социальные, экологические, политические и нравственные аспекты жизнедеятельности человека. Качест­во жизни рассматривается как переход от удовлетворения «ос­новных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворе­ния «уточненных видоизмененных личных потребностей индивида в красоте, престиже, индивидуализации и чувствен­ных отношениях» [5]. В-третьих, анализируемое понятие рассматривается как характеристика последствий экономической и технологичес­кой политики, влияния научно-технического прогресса на социальные отношения.

В этот период впервые обращается внимание на психологические характеристики качества жизни, которые выража­ются в уровне удовлетворенности (неудовлетворенности) че­ловека условиями своего существования, факторами нематери­ального порядка — здоровьем, условиями труда, уровнем образова­ния, состоянием окружающей срeдыи др. [5]

На третьей стадии происходит концептуализация качества жизни, связанная c формированием двух основных направ­лений исследования данного понятия — «глобального моде­лирования» и «субъективного качества жизни», или «ощущаемого качества жизни». B рамках этих направлений формируются различные подходы к изучению этого понятия:

2. Определение понятия «качество жизни» в зарубежных и отечественных психологических теориях

«Психологическая версия» качества жизни нашла отражение в концепции «ощущаемого качест­ва жизни». При данном подходе качество жизни определяется как удовлетворенность человека своей жизнью и выражается в уровне и степени реали­зации его потребностей (A. Кэмбелл, Ф. Конверс, B. Род­жерс, Э. Фромм и др.) Эта теория дает наиболее полное представление o психо­логическом подходе к рассмотрению качества жизни. Один из ее представителей H. Далки, счи­тает, что под «качеством жизни понимается ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье» [5].

В ряде работ утверждается, что истинное значение качества жизни отражается в субъективных оценках индивида, его ощущениях. Субъективная оценка качества жизни за­висит от многих факторов. K числу этих факторов относят уровень интеллектуального развития личности, доход, занятость, возраст, брачный статус, национальность, место про­живания, здоровье, внешность. O значимости субъективных оценок качества жизни A. Кэмбелл писал: «Если мы попытаемся объяснить мироощущение людей на основе объективных обстоятельств, мы оставим непонятной большую часть того, что нам необходимо объяснить» [5]. Но представители этой концепции не отрицают и значимости объективных оценок качества жизни. Они считают, что необ­ходимо учитывать сложный характер взаимосвязи объектив­ных условий и их субъективную оценку. Некоторые из них (A. Кэмбелл, Ф. Конверс, B. Роджeрc) обращали внимание на то, что степень удовлетворенности жизнью формируется под влиянием двух факторов: эталона сравнения и оценки среды.

Эталон сравнения включает в себя следующие виды и уровни сравнения: устремлений, ожиданий, равенства, a также лич­ных потребностей. Уровень устремлений — то, чего человек хочет достичь; уровень ожиданий — то, что человек ждет от жизни; уровень равенства — положение, которое человек счи­тает для себя достойным; личные потребности — степень их реализации. При этом данные ученые считают, что реша­ющая роль принадлежит субъективным оценкам, доказывая, что социальное влияние, социальное окружение не всегда оп­ределяют то или иное качество жизни. Так, выделяя такие объективные индикаторы, как возраст, пол, доход, образова­ние, занятость, ряд исследователей, стоящих на позициях «ощущаемого качества жизни», утверждают, что эти объек­тивные индикаторы могут фиксировать лишь отдельные стороны удовлетворенности жизнью.
A. Кэмбелл, Ф. Конверс, B. Роджерс разработали формулу оценки «ощущаемого качества жизни». Данная формула вы­глядела следующим образом:
Ii= подходы к пониманию качества жизни. Смотреть фото подходы к пониманию качества жизни. Смотреть картинку подходы к пониманию качества жизни. Картинка про подходы к пониманию качества жизни. Фото подходы к пониманию качества жизни
где Ii — индекс удовлетворенности i-й сферой жизни, являющийся функцией отношения реального статуса к желаемо­му состоянию. Общий индекс качества жизни: Q = f (I1, I2,…, In), где n — количество факторов (т.е. сфер жизнедеятельности) в модели «ощущаемого качества жизни». Уровень удовлетворенности «ощущаемым качеством жизни» выявляется при расхождении между притязаниями индиви­дов и уровнями их удовлетворения. Если использовать дан­ную формулу, то получается, что люди, чьи реальные усло­вия близки желаемым, будут считать уровень своего качества жизни высоким. Люди же, имеющие большие расхождения между реальным и желаемым статусом, будут иметь низкий уровень качества жизни. Однако в этой формуле не учитывается уровень притязаний людей, их психологические осо­бенности, условия жизни, так как на основе только одного показателя невозможно дать объективную оценку качеству жизни.

Г. Гендерсон, M. Сирги, Г. Самли предлагают другое изме­рение: осуществлять анализ качества жизни, включающий в себя четыре уровня. Первый — определение целей и способов их достижения; второй — оценка настоящего и будущего; тре­тий — уровень социального потенциала; четвертый уровень — индивидуальный, групповой, общественный и мировой [5].

Методологической основой концепции «ощущаемого каче­ства жизни» являются идеи прагматизма, радикального эмпиризма, феноменологического и экзистенциалистского подхода, a также концепции потребностей A. Маслоу. и Э. Аллардта. Теория потребностей A. Мaслоу представляет собой стро­гую иерархическую структуру, в которой выделяются пять групп потребностей: физиологические, безопасность, прича­стность, признание и самореализация. Удовлетворение потребностей низшего уровня обеспечивает возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Он писал, что «может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает конкретную зависимость — стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее ме­сто занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод — возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей. На самом же деле почти o любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовле­творен, и не удовлетворен во всех своих базовых потребностях. Ни одна из них почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека. Практически любой поведенческий акт детерминирован множеством моти­вов». [6]. А. Маслоу считал, что все потребности взаимо­связаны и, удовлетворяя низшие потребности, человек стре­мится к удовлетворению более высоких. По его мнению, только 10% людей способны реализовать потребности в само­выражении и самоактуализации, что означает стремление че­ловека достичь максимума своего потенциала.

В соответствии c этим качество жизни понимается как результат возможности удовлетворения потребностей человека [1]. В рамках концепции «ощущаемого качества жизни» одной из проблем является выражение субъективной оценки каче­ства жизни, которая может быть выражена такими понятия­ми, как «счастье-несчастье», «успех-неуспех», «удача-неудача», «смысл жизни», «любовь» и др.. В. Франкл, разделя­ющий основные положения этой концепции, отмечал, что «человек может найти смысл жизни в создании творческого продукта или совершении дела, или в переживании добра, истины и красоты. природы и культуры; или. во встрече c другим уникальным человеком» [8]. Представители этого направления считают, что общая субъективная оценка качества жизни складывается из когнитивной и аффективной оценки. Когнитивная компонента включает в себя оценку общей удовлетворенности жизнью и ее различными сферами, что представляет собой два незави­симых психологических состояния, так как они формируют­ся различными механизмами усвоения информации.

Аффективная компонента представляет собой баланс по­зитивных и негативных аффектов. K первым относится ощу­щение счастья, социальной поддержки, удовлетворенности. Вторые выражаются в ощущениях стресса, депрессии, трево­ги, неудовлетворенности. Сторонники данной концепции для оценки ощущаемого качества жизни предлагают использовать такие категории, как «счастье» и «удовлетворенности». С их точки зрения, «счастье» фиксирует эмоциональную сторону, a удовлетво­ренность — познавательную. Применение этих категорий относительно индивида и общества в целом и есть измерение субъективной стороны качества жизни.

Г. М. Зараковский утверждает, что, основным субъективно-оценочным проявлением качества жизни является Счастье. Древнегреческими философами установлено два вида понимания счастья, связанное с типологическими различиями счастливых людей: эвдемоническое и гедоническое. В соответствии с эвдемоническим пониманием, счастье – это «состояние совершенства», что обусловлено самосовершенствованием личности и самореализацией человеком себя как духовного, разумного существа. Согласно гедонистическому пониманию, счастье – это «сумма насаждений, которые испытывает человек», что обусловлено любыми удовольствиями и радостями, которые выпадают на его долю [4]. Г. Айзенк говорит о фиксации счастья. При исследовании удовлетворенности жизнью людей он заметил, что повторные тесты показывали постоянство сумм, набранных одним и тем же человеком. Возможно, счастье – это внутреннее состояние, на которое мало влияют внешние обстоятельства, за исключением экстраординарных. Также он высказывал идею о том, что люди наделены разным потенциалом счастья от рождения. Подтверждением данной гипотезы служит исследование браков близнецов с близнецами. Анализу подвергались пятьдесят таких супружеских пар. В каждом отдельном случае результат оказывался одинаковым. Таким образом, можно сделать вывод, что существуют наследственные факторы, определяющие способность чувствовать себя счастливым, причем экстраверсия оказывает позитивное влияние на счастье, а нейротизм «связан» с несчастьем [1].

В рамках психологического подхода к пониманию «качества жизни» поднимают­ся проблемы смысла и цели жизни. Большой вклад в изуче­ние проблемы качества жизни в данном аспекте внес Э. Фромм. Он обращает внимание на то, что «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, пре­обладание одного из которых определяет различия в индиви­дуальных характерах людей и типах социального характера». Модусы «иметь» и «быть» определяют все аспекты качества жизни личности [9].
Э. Фрoмм показывает, что модус «иметь» ориентирован на потребление, приспособление окружающей действительности к своему «Я», на высокий уровень, но низкое качество жизни. Под бытием ученый понимает такой способ существова­ния, при котором личность ориентирована на удовлетворение не материальных нужд, a потребностей в самореализации, самоактуализации. Норма «быть» дает людям возможность максимально развивать свою индивидуальность, продуктив­но использовать способности, творить, повышать свой ин­теллектуальный уровень. Качество жизни людей c модусом «быть» не зависит от их жизненного уровня [11]. Итак, исходя из концепции модусов «Иметь» и «быть» Э. Фромма, люди сами формируют свои представления o ка­честве жизни. Для одних оно определяется высоким матери­альным достатком, для других связано с высоким интеллек­туальным уровнем.

Помимо этого, качество жизни связывают со смыслом жизни. «Подлинное качество жизни заключается в испытании человека на верность своему предназначению, человеческой сущности, на правильность выбора, жизненного пути, на обретение высокого и истинного смысла жизни» [2]. Переживание осмысленности жизни в процессе самоосуществления часто сопровождается состоянием счастья, гармонии, душевного здоровья, полноты жизни, что и определяет феномен качества жизни. В.Э. Чудновский, изучая психологический феномен смысла жизни, отмечает многозначность данного понятия с точки зрения влияния на качество жизни человека. Он выделяет различные уровни смысла жизни в зависимости от позитивного или негативного влияния на становление и развитие личности и вводит понятие «оптимальный смысл жизни» как характеристику гармонической структуры смысложизненных ориентаций, существенно обуславливающих высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни, удовлетворенности ею. Оптимальный смысл — это тот смысл, который обеспечивает высокое качество жизни человека [10].

По мнению Г. М. Зараковского смысл жизни дает человеку основной критерий качества его жизни в части духовно-психологической составляющей. Наличие личностного смысла жизни создает перспективу жизненного пути и тот психологический стержень, который позволяет человеку преодолевать различные трудности и испытания, возникающие на жизненном пути [4].

Обобщенный критерий качества жизни «психологическое благополучие» предложила К. Рифф. Для описания структуры психологического благополучия она обращается к гуманистическим теориям здоровой личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт), к идеям К.-Г. Юнга и к тем представлениям о развитии человека, которые содержатся в концепциях Э. Эриксона, Ш. Бюлер и Б. Ньюгартена. Она учла также позитивные критерии психического здоровья М. Ягоды и представления Д. Биррена о позитивном функционировании в позднем возрасте.
К. Рифф выделяет 6 параметров психологического благополучия:

По мнению К. Рифф, предложенные ею шкалы являются универсальными и характеризуют сущность психологического благополучия вне зависимости от социокультурных условий.

Существует модель качества жизни, объединяющая удовлетворенность жизнью, представления о счастье, мотивацию, ценностную структуру, личностные характеристики, в том числе уверенность в себе и стили поведения [7]. Ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, которые являются одним из источников мотивации поведения. Ценностные ориентации представляют собой общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми строится поведение человека в различных жизненных ситуациях. Они формируются на разных этапах онтогенеза под влиянием природного, социального и культурного окружения и понимаются как значимые отношения к себе и к миру в настоящем, прошлом и будущем. Психологической основой ценностной ориентации личности является многообразная структура потребностей, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в сознании ориентации личности, выраженной социально-детерминированным отношением личности к общности [7].

Стиль же поведения определяется как характеристика поведения, которая отражает отношение индивида к его внутреннему миру и социальному окружению. Это является наиболее общей характеристикой поведения индивида. Эта характеристика позволяет классифицировать индивидов вне зависимости от их этнической или социальной принадлежности [7].

Заключение

Таким образом, для психологического подхода к анализу качества жизни характерным является рассмотрение реализованности личностных потребностей и степени адаптации внешней среды для личности. Представители этого учения считают, что качество жизни характеризует состояние общества, прежде всего с точки зрения социально-психологичес­кого климата. Модель «ощущаемого качества жизни» постро­ена на утверждении, что истинное его значение отражено в субъективных ощущениях индивидов, формирующихся на основе конкретных материальных условий жизни, эмоцио­нального настроения и т. д. В соответствии с этим качество жизни есть психологическое состояние личности.

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Журнал » 2012 №5 : Ротова Е.Е., Машилов К.В., Жигарева Е.Б., Коган Б.М, СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)