подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни

Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни

Программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни с учётом основных аспектов жизнедеятельности

Составила: социальный педагог

Современное общество требует от нынешнего поколения различных личностных качеств, одним из которых является самостоятельность. Общепризнано: от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее поступательное развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности. Это особенно важно для школ-интернатов, воспитанников детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать, прежде всего, на самих себя.

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники интернатных учреждений недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска на первый план, выдвигается проблема неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права, поэтому именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще своих сверстников попадают в криминальный мир.

Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социализацию и социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная программа рассчитана на среднее и старшее учебное звено. Эта программа содействует

— развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе;

— созданию благоприятных условий для формирования личности гражданина через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации;

— приобретению опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;

— формирование правовых знаний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— повышению делопроизводительной и маркетинговой грамотности воспитанников и обучающихся в школе-интернате;

— формированию у обучающихся школы-интерната устойчивых семейных ценностей.

Категория и возраст детей, участвующих в реализации данной программы: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 14-17 лет.

Предусмотрено использование основного метода работы: просвещение.

Для более эффективного результата правового просвещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать средства ТСО, видеоматериалы.

В процессе реализации программы предполагаются следующие критерии эффективности :

повышение уровня правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

наличие положительно ориентированных жизненных планов;

повышение у подростка уверенности в себе;

осознание личной ответственности каждого ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей за свой выбор;

полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, на полном доверии друг к другу;

уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.

Механизм выполнения программы : содержание программы реализуется из расчета 2 раза в месяц. Реализация программы предполагается в течение учебного года социальным педагогом, воспитателями.

Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников.

Целенаправленно реализуя все направления Программы, школа-интернат выпустит в жизнь молодого человека, способного к следующему:

Адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

Сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;

Осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;

Творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;

Продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.

Знать свои права и обязанности;

Иметь способность критически, в соответствии с нормами морали и прав оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;

Ориентироваться в социальной жизни общества, наличие системы социальных установок.

Выпускник школы-интерната – это личность, любящая родной край, готовая жить в нем и работать. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.

формирование самостоятельной, зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

Подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

развитие разносторонних качеств личности: потребность в созидательном труде, потребность в здоровом образе жизни; самодостаточность, интеллектуальное развитие.

Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Эта программа включает шесть разделов:

Секреты выбора профессии

Маркетинговая и делопроизводительная грамотность.

Здоровье и безопасность.

I Раздел «Правовая грамотность»

— формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

— формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

— формирование ценностного отношения к регламентации взаимодействий и взаимоотношений людей, представления о смысле законов и норм как гаранте целесообразного и конструктивного сосуществования.

Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права

Как не стать жертвой преступления

Беседа с элементами дискуссии, консультирование

Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.

Лекция. Консультация инспектора ПДН.

Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия

Содержание раздела «Правовая грамотность»

Человек. Личность. Гражданин.

Главная книга страны.

— Конституция РФ. Основные права человека. Права человека с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Преступления и наказания

— Правовая ответственность подростка, взрослого человека. Виды преступлений и меры их пресечений. Разбор ситуаций.

Зачем нужны законы.

— Два подхода к предназначению закона. Определения закона. Что такое разумная свобода? Чтение текста «Быль о правах». Упражнение «Тест на криминальность».

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Что нужно знать при выходе из учебного учреждения. Кто поможет защитить твои права.

Как не стать жертвой преступления

— Личная безопасность. Экстремальные ситуации. Правила поведения на улице и в общественных местах.

Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок.

— Понятие “антиобщественные группировки”. Принудительные способы вовлечения в молодежные антиобщественные группировки. Шалость. Злонамеренный поступок.

II Раздел «Коммуникативные навыки»

развитие способности гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях

— показать сложность и многоплановость общения людей, повысить уровень коммуникативной компетентности обучающихся, способствовать личностному развитию;

— способствовать освоению разных форм и методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности;

— формирование практических навыков общения, самопознания, саморазвития;

— повышение самооценки и уверенности в себе.

Содержание раздела «Коммуникативные навыки»

— Понятия «вербальное» и «невербальное» общение. Язык тела. Тест «Приятный ли ты собеседник»

Представление о себе.

— Тренинг умений. Адаптивные способы поведения. Навыки уверенного поведения. Процесс самораскрытия, его основные проблемы: формирование искаженного образа, недоверие, отстраненность.

— Понятие коммуникативных барьеров, их классификация. Моделирование ситуаций.

Правила убеждения собеседника.

— Раскрытие основных правил убеждения человека. Практикум «Выступление с убедительной речью».

— Слушать и слышать. Для чего это нам нужно. Правила для говорящего. Правила для слушающего. Умение слушать активно. Основные ошибки активного слушателя.

Этика делового общения.

— Конфликт и его этапы. Стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения конфликта. Ошибки конфликтующего. Выход из конфликта.

Виды взаимодействия людей.

— Виды взаимодействия: совместная деятельность, конкуренция, конфликт.

9. Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.

— Рефлексия обучающихся, их ощущения и переживания во время прохождения курса.

III Раздел «Семейная азбука»

— формирование необходимых способностей для создания собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной отцовской и материнской позиции, воспитание семьянина;

— формирование навыков и умений разрешения семейных конфликтов и жизненных ситуаций;

— формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях;

— формирование мотивации деятельности обучающихся как членов собственной семьи и создателей своей модели счастливого дома;

— формирование у обучающихся знаний и умений ведения домашнего хозяйства.

Содержание раздела «Семейная азбука»

Семья – что это такое?

— Семья в современном обществе. Семейные роли. Роль семьи. Русская энциклопедия семейной жизни.

Из чего вырастает настоящая семья?

Радости и трудности отцовства-материнства.

— Взаимоотношения мужчины и женщины. Гигиена. Мамочкина школа. Краткие сведения о детских заболеваниях. Народная медицина.

— Семейные проблемы. Моделирование ситуаций. Пути разрешения семейных конфликтов. Терпенье, взаимоуважение, ответственность – три кита, на которых держится семейное счастье.

Духовно-нравственные основы семьи.

— Семейные ценности и традиции. Культура семьи. Воспитание у детей духовно-нравственных качеств. Эко-воспитание в семье. Этика и эстетика. Правильная организация досуга семьи.

«В доброй семье пахнет пирогами».

— Знакомство с основами приготовления пищи. Заготовка и хранение продуктов. Формирование тетради базовых рецептов. Конкурс «Кулинарный поединок».

— Основы ведения домашнего хозяйства. О семейной экономике. Как научиться жить по средствам. Когда пора делать ремонт?

IV Раздел «Выбираем профессию»

— формирование у подростков осознанного профессионального самоопределения и гуманного достижения жизненных целей;

— формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии с учётом своих возможностей, способностей и полученных знаний;

— способствовать положительной мотивации на трудовую деятельность

Содержание раздела «Выбираем профессию»

Выбор профессии за мной!

Основные категории в профессиональной деятельности.

— Понятие «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».

Экскурсии на предприятия.

Несколько важных правил.

— Правила приёма в высшее и среднее учебное заведение. Правила приёма на производство. Как встать на биржу труда. Что надо знать о бизнесе.

Умение трудиться – главное сокровище человека.

— Умственный и физический труд. Пословицы о труде. Игра «Алфавит профессий».

Профессия и способности. Профессия и характер.

— Определение профессий, сопоставимых с индивидуальными предпочтениями, тест «Круг возможностей». Определение профессиональных предпочтений личности по сферам: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ» А.В. Либина.

V Раздел « Маркетинговая и делопроизводительная грамотность »

дать знания о правилах оформления документов, деловой переписке;

— способствовать уверенности в собственных силах в различных жизненных ситуациях, связанных с оформлением документации;

Содержание раздела « Маркетинговая и делопроизводительная грамотность »

— Общая информация о документе. Правила деловой переписки. Реквизиты документа. Общие правила оформления документа.

— Правила оформления. Образец. Структура.

Рекомендательное письмо. Сопроводительное письмо.

— Правила написания. Объём. Бланк. Подпись. Структура. Секреты «правильных акцентов».

— Определение. Содержание. Оформление.

— Правила оформления. Сопутствующие документы. Структура. Особенности. Примеры и образцы.

— Функция. Правила оформления. Условия необходимости написания письма. Особенности формулировки. Структура. Моделирование и анализ жизненных ситуаций.

Объяснительная записка. Жалоба.

— Правила написания. Функции. Структура. Особенности формулировки. Значение объёма. Правильное изложение требований. Ссылки. Мелкие важные нюансы.

Этика делового общения. Деловая переписка.

— Определение понятия. Историческая справка. «Золотое правило» нравственности. Собственная система ценностей. Этические принципы. «По одёжке встречают. ».

VI Раздел «Здоровье и безопасность»

предупреждение вредных привычек;

— способствовать формированию здорового образа жизни;

— закрепить умения обучающихся заботиться о своём здоровье.

Гигиена человека. Гигиена помещения.

Лекция. Беседа. Занятие презентация

Уход за ребёнком. Игра «Дочки-сыночки»

Лекция. Беседа. Анализ проблемных ситуаций. Игровая деятельность.

Первая помощь. Игра «Служба спасения».

Лекция. Беседа. Игровая деятельность.

Беседа. Лекция. Игровая деятельность

Признаки стресса и способы оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации.

Чрезвычайные ситуации – правила поведения. Моделирование ситуаций.

Заключительное обобщающее занятие. Рефлексия.

Содержание раздела «Здоровье и безопасность»

Жизнь без вредных привычек.

— Привычка или болезнь. Показ презентации «Тяжелые последствия». Рисование плакатов. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Экскурсионное посещение «Музея наркоконтроля».

— Предупредить лучше, чем лечить. Индивидуальные особенности организма. Правила закаливания.

Активный отдых: что это такое?

— Отдых может быть активным? Виды активного отдыха (презентация). Меры предосторожности. Игры на свежем воздухе. Игра-путешествие «За тридевять земель».

Гигиена человека. Гигиена помещения.

— Показ презентации «Кто живёт под ногтями?». Виды микробов. Борьба с грызунами. Туалет – самое чистое место в доме. Гигиена – королева чистоты (театрализованное занятие с наглядными пособиями).

— Малыш в доме главный. Как пеленать. Особенности приготовления пищи для малыша. Организация прогулки. Детский гардероб. Режим дня. Краткие сведения о детских заболеваниях. Доврачебная помощь. Игра «Дочки-сыночки».

— Не навреди другому. Показ презентации «Оказание первой помощи». Моделирование ситуаций, их разбор, анализ. Игра «Служба спасения».

— Определение понятия. Зачем нам нужен иммунитет. Что является причиной снижения иммунитета. Последствия снижения иммунитета. Показ презентации «Тайные силы внутри нас». Игра «Собери помощников организма».

Чрезвычайные ситуации – правила поведения.

— Виды чрезвычайных ситуаций. Правила поведения. Моделирование ситуаций.

Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.– сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Смирнова Г. Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. – М., 2003.

Великородная В.А. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.

Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: Практическое пособие / авт. – сост. Л.Г. Ивлиева ; под ред. В.Г. Паршиной. – М.: АРКТИ, 2006.

Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 5–7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса /авт. – сост. Л.М. Сыромятникова. М.: Глобус, 2008.

Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

Овчарова Р.В. справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа органов управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / авт. – сост.: Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009.

Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт. – сост. Н.А. Меньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.

Правовое воспитание школьников.5–9 классы. Конспекты занятий/сост. О.В. Летнева – Волгоград: Учитель, 2005.

Источник

Обобщение опыта работы по теме ««Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни»

Обобщение опыта по самообразованию

Тема «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни»

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Изучить литературу по данной теме;

Внедрять новые педагогические технологии;

Познакомиться с новыми формами, методами и приёмами формирования самостоятельности у воспитанников;

Разработка и реализация программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Моя семья».

Этапы работы над темой самообразования:

1 этап – Подготовительный: изучение литературы, опыта работ по данной теме, разработка программы; (2016 – 2017 уч год)

2 этап – внедренческий: реализация программы «Моя семья» (2017 – 2018 уч год)

И эта проблема с каждым годом становится все серьезней. Среди суицидной статистики выпускники детских домов занимают отнюдь не последнее место, зачастую, вернувшись в жилье своих лишенных родительских прав мам и пап, они, не сумев нормально обустроиться, идут по стопам пьющих родителей, совершают преступления.

Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы .

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют опыта проживания в семье, у них не сформировано понятие о полноценной семье, как правило, отсутствует положительный пример родителей, нравственный опыт взаимоотношений в семье. Семья для них не является актуальной ценностью, существенно деформирована сфера нравственных ценностей.

Подготовка воспитанников детских домов к семейной жизни должна способствовать семейной социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.

Для успешного вхождения нашего воспитанника в систему социальных отношений необходимо обеспечить условия овладения ребенком комплекса социальных ролей.

В связи с этим разработана программа воспитания подростков в условиях детского дома по семейному типу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Цель программы: подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.

1.Способствовать формированию у воспитанников понятия «семейные ценности» и подготовка их к будущей семейной жизни.

2.Формировать у детей традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.

3.Развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.

4. Формировать устойчивый интерес к учебе, успешной сдачи экзаменов и выбору профессии.

5. Способствовать формированию успешной социализации.

Педагогические принципы:
— общественная направленность воспитания;
— связь воспитания с жизнью, трудом;
— опора на положительное в воспитании;
— гумманизация воспитания;
— личностный подход;
— единство воспитательных воздействий.

-Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья.

-Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально-нравственный климат в группе и в детском доме.

-Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием, представление о доме, понятие о благополучной семье;

— глубокое уважение к родителям и людям, которые проявляют заботу о них;

— культура общения со взрослыми, старшими, сверстниками;

— навыки конструктивного общения и ролевого поведения.

— проявлять заботу об окружающих, близких людях;

— адекватно реагировать в различных ситуациях;

— анализировать собственное поведение и выражать адекватно свои чувства;

— организовывать собственный досуг и привлекать окружающих к рациональному использованию свободного времени.

— понятия «семья, состав семьи, наличие родственных связей, значимость семьи в жизни человека»;

— способы бесконфликтного общения, особенности межполового общения;

— проблемы ребёнка из «неблагополучной семьи», проблемы доверия в семье

Возраст воспитанников – 11-18 лет.

Условия реализации программы

Содержание программы предполагает активное использование наглядных и дидактических материалов в соответствии с тематикой программы: видеофильмы, мультимедиаресурсы, использование ТСО, энциклопедии, учебная и художественная литература.
Программа предусматривает использование групповых, коллективных и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа воспитанников обеспечивает творческое общение, сплочённость, своевременное исправление допущенных ошибок своим товарищем. Коллективная форма предусматривает подачу материала всей группе, где есть возможность каждому ребенку самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в воспитательно-развивающий процесс. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику лично, что подразумевает личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, который создаёт благоприятные условия для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника. Работа в парах помогает приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Каждый педагог вправе по-своему использовать материалы данной программы: вносить коррективы в тематику и содержание занятий, варьировать объём часов на выполнение поставленных задач, определять формы, методы и принципы

Основные направления программы:

— социально-бытовое направление : формирование у воспитанников навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений; обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизни; привлечение воспитанников к приготовлению пищи, уборке помещений, самообслуживающему труду; уходу за одеждой, оказанию помощи в работе с воспитанником;

социально-педагогическое направление : содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности; оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников; создание благоприятных условий для социально-культурного, эстетического воспитания и развития творческих способностей к различным видам деятельности, активно влияющей на их социализацию: игре, труду, познанию, общению;

социально-психологическое направление осуществляется совместно с педагогом-психологом: подготовка детей к самостоятельной семейной жизни; коррекция педагогической запущенности детей;

социально-медицинское направление осуществляется совместно с медработниками и включает: санитарно-просветительскую работу; проведение мероприятий по профилактике обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний; индивидуальная работа по предупреждению появления вредных привычек и избавлению от них; проведение мероприятий, направленных на снятие стрессовых состояний детей, вызванных сложившейся жизненной ситуацией;

социально-экономическое направление у нас выполняет кружок «Домоводство»: это обучение воспитанников основам домоводства; формирование у воспитанников норм и принципов рационального сбалансированного питания; обучение элементарным азам приготовления блюд (супа, второго блюда, салатов, компотов, выпечки); педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям жизни; обучение воспитанников умению разумного расходования денежных средств;

социально-правовое направление осуществляется при непосредственном участии социальных педагогов: участие в подготовке и решении вопроса о предоставлении жилья воспитанникам, достигшим совершеннолетия; консультирование выпускников по вопросам, связанным с правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов; формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

Основы безопасности жизнедеятельности – проведение мероприятий назнакомство и закрепление правил безопасного поведения (минутки безопасности, беседы, инструктажи).

Соуправление – Совместная работа с активом группы (рейды, групповые собрания, проведение КТД)

Тесное взаимодействие всех служб детского дома способствует решению задач по социальной адаптации и подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Анкетирование «Что такое семья», тестирование «Метод незаконченных предложений», использование проективных рисуночных тестов для выявления всевозможных проблем, связанных с семьёй, для оценивания знаний о семье и о самом себе.

Даётся полный объём знаний, предусмотренный программой, освещение вопросов, интересующих детей. Воспитанники обучаются анализировать взаимоотношения с собственной семьёй, с окружающими. Проводится коррекция взаимоотношений друг с другом, формирование у подростков культуры взаимодействий между полами, идентификация себя по половой принадлежности. Практические занятия помогут почувствовать собственную значимость в обществе, ориентировать ребёнка на сохранение семейных ценностей.

Оценивается качество полученных знаний. Анкетирование, тестирование и опрос помогут выявить у детей объём знаний и качество полученной информации.

Поданной теме была изучена различная литература: Байбородова Л. В. «Преодоление трудностей социализации детей-сирот» — Ярославль, 1997. Арамов И. А. «Изучение ребенка в детском доме», Методическое пособие «СОЦИАЛЬНАЯ КВАРТИРА ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ» авторский коллектив:

А.А. Аббасова, И.А. Бобылева, И.Е. Доненко, О.В. Заводилкина,

(Пособие посвящено вопросам организации и деятельности социальных квартир интернатных учреждений. В нем представлены методические материалы, включающие в себя описание этапов организации деятельности социальной квартиры, рекомендации по ее оборудованию, разработке программы сопровождаемого проживания.) и другую литературу.

На сегодня вопрос обучения, воспитания и развития детей в условиях детского дома мало изучен и является одной из актуальных и социально значимых проблем педагогической науки и практики.

В группе 9 воспитанников, из них 3 девочки и 6 мальчиков. Дети в возрасте от 11 до 18 лет с 4 по 10 класс, группа разновозрастная. В этом году выпускаются 2 воспитанника. Так как группа существует первый год, особое внимание уделяю в течение года сплочению коллектива через игры, работу самоуправления, совместный труд, различные мероприятия.

Особое внимание уделяю социально- бытовому воспитанию через приобщение к самообслуживанию. В группе созданы условия для социализации: стиральная машина, утюги, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита с духовкой, чайник, столовые приборы. Эксплуатация приборов проводится под наблюдением воспитателя. Дети умеют стирать, включить и приготовить простые блюда на электрической плите, разогреть в микроволновке, помыть посуду. В группе проводятся «Часы хозяюшки», на которых воспитанники учатся печь, варить, готовить салаты и т д. В обязательном порядке учу детей правилам безопасного поведения на кухне, как правильно пользоваться столовыми приборами, формирую навыки культурного принятия пищи. Прививаются навыки сервировки стола и приготовления блюд, а именно – хворост, пирожки, оладьи, блины, вареники, пельмени, бутерброды, салаты.

В процессе трудовой деятельности осуществляется подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание позитивного отношения к труду, развитие социальных контактов и позитивного общения.
Поэтому в своей работе целью трудовой деятельности, считаю, формирование жизненно важных умений и навыков у воспитанников для осознанного выбора профессии и дальнейшего жизнеустройства.

В группе работает министр труда – Влад. Он совместно с воспитателем подготовил и провел следующие мероприятия с целью закрепления знаний и умений воспитанников по самообслуживающему труду: чтение Памяток: «Обязанности дежурного по комнате, группе», «Гигиена тела», Гигиена ног» и др., чтение с обсуждением сказок, притч о труде.

Проведены следующие мероприятия: беседы «Правила поддержания чистоты в помещении», «Уход за одеждой», «Уход за обувью», «Глажка личных вещей» и др. На этих занятиях воспитанники приобретают навыки самообслуживания. Проведены мероприятия: игра «Делу время – потехе час», игра «Каждой вещи своё место», игра «Чистота – залог здоровья», в которых принимали участие младшие воспитанники группы, старшие: Головкина Аня была в составе жюри. В игровой форме ребята учились аккуратно и правильно складывать вещи, чистить палас, ухаживать за цветами, пришивать пуговицы, зашивать рваные вещи, правильно заправлять кровать.

Были организованы конкурсы в группе: «Самая чистая комната», «Лучший дежурный», «Самая аккуратная кровать», «Лучшая тумбочка». В группе еженедельно выпускалась «Молния», где дети могли видеть свои оценки за уборку комнаты, группы, за порядок в шкафах и тумбочках.

Ведется индивидуальная работа с воспитанниками по самообслуживающему труду, выбору профессии.

Все занятия проведены с целью воспитания трудолюбия, формирования положительного отношения к труду, умению обслуживать себя, чувства долга и ответственности, целеустремлённости, умению доводить начатое дело до конца, развитие познавательного интереса к получению знаний и стремление применить их в практической деятельности.

Профориентационную работу с выпускниками ведем в тесной связи со всеми службами детского дома: психологи, социальные педагоги, администрация.

В группе проведены следующие мероприятия: часы хозяюшки, час общения «Влияние типа личности на выбор профессии», беседа «Хозяйственно – бытовая деятельность семьи», беседа «Нет прав без обязанностей». А также час общения «Выбор профессии – дело серьезное», час общения «Ошибки при выборе профессии», беседа «Что влияет на выбор профессии».

Кроме этого социальные педагоги провели ряд консультаций: «Что такое СНИЛС», «Паспорт гражданина РФ», беседа – практикум «Как правильно составить резюме», «Работа с деловыми документами» и др.

Принимали активное участие в профориентационной неделе, воспитанники посетили различные экскурсии в учебные заведения города, п ринимали активное участие в конкурсе рисунков «Профессии, которые мы выбираем», в конкурсе презентаций, викторине.

Выпускники 9 класса определились с выбором профессии: Влад поступает в ПУ-3 на автомеханика, а Ольга в ПУ- 1.

Учим воспитанников с пользой для себя планировать свободное время, т.е. посещать кружки, секции, занятия по интересам, варить, печь и т. д.

Также уделяется большое внимание и учебной деятельности. Выполняя домашнее задание не могут справиться почти все дети, требуется помощь воспитателя, консультанта, кроме 2 воспитанников: Анны и Рустама. В группе для закрепления учебного материала, развития памяти, внимания проводятся совместно с министром образования интеллектуальные игры, викторины, тесты на логику, интерактивные игры, конкурсы. А также беседы: «Культура поведения в школе», «Как правильно заполнять дневник», беседы с учителями – предметниками об успеваемости, поведению в школе и др, а также велась работа по подготовке е экзаменам.

Семейные собрания по Итогам успеваемости за каждую четверть.

В процессе спортивной деятельности у воспитанников детского дома формируется потребность в здоровом образе жизни, осуществляется закаливание и укрепление здоровья детей. В группе проводятся: минутки здоровья, минутки безопасности, конкурсы рисунков по ЗОЖ, участие в месячниках по ЗОЖ, оформлен уголок. Работаю в группе министр Здоровья – Алексей., министр Спорта- Данил.

Дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот, в условиях детского дома имеют ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Все это впоследствии сказывается на развитие ребенка, на его адаптацию в социуме.

Многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Весьма остро перед выпускниками детского дома встает проблема включения в социум. Выпускники детских домов испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть их пополняет ряды правонарушителей.

Главной целью жизнедеятельности детского дома становится не передача набора знаний и социального опыта, а развитие личности и социальных компетенций воспитанников.

Работа по предлагаемой Программе заключается в том, что социальные компетенции, составляющие важную часть личностного развития воспитанника, предполагают наличие умения познавать мир, ставить проблемы, искать и находить варианты решений; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия; приобрести потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя в личностном, социальном, профессиональном, учебном, жизненном плане, обучаться жизненно-важным умениям и навыкам в области самореализаци

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *