подготовка учащихся к семейной жизни
Социальный проект «Школа подготовки к семейной жизни»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 25 МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
Социально-личностные достижения учащихся в рамках внеурочной деятельности по предмету
«Школа подготовки к семейной жизни»
Авторы: Рубан И.Д., учитель обществознания МОБУ СОШ № 25,
Мызенко А.Р., уч-ся 11кл. МОБУ СОШ № 25
Проект «Школа подготовки к семейной жизни»
Авторы: Рубан И.Д., зам.директора по УВР МОБУ СОШ № 25, Мызенко А.Р., уч-ся 11кл. МОБУ СОШ № 25
1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
2. Формирование высоких жизненных позиций.
3. Расширение знаний о семье, закономерностях её развития, традициях и обычаях, уклада, этикета, психологии пола.
4. Формирование ответственного «родительства».
Актуальность программы заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения:
2 раздел – 10 класс
3 раздел – 11 класс
Пути реализации программы:
1. Цикл занятий для школьников.
2. Цикл занятий для родителей.
3. Цикл занятий для старшеклассников и родителей (совместно).
дискуссии и дебаты
интеллектуальные и ролевые игры
уроки с элементами психологического тренинга
встречи с медработником
классно-семейные походы (поездки)
презентация семейного совета
Готовность старшеклассников к самостоятельной семейной жизни определяется по группе показателей:
Нравственно-психологическая и интеллектуально-познавательная готовность.
Социальные медицинские и правовые знания.
Экономическая и хозяйственная подготовка.
В результате освоения программы учащиеся должны знать :
историю развития института семьи и брака в России;
семейный уклад, традиции, обычаи, обряды русской культуры;
нравственные нормы брака;
произведения выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов, кинорежиссёров, посвященных теме семьи, родительства, гражданской позиции человека;
опыт продуктивного поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье;
опыт проектной и исследовательской деятельности по теме программы;
определённый набор присвоенных семенных духовно-нравственных ценностей: любовь, добро, уважение, целомудрие, истина, культура, благо, вера, надежда; свобода и равенство, достоинство, мир; мать (материнство), отец (отцовство);
на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности между членами семьи;
на официальный брак;
на рождение и воспитание детей в полной семье;
на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);
выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.);
на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентацию на ценности семьи и рода;
уважение к родителям, другим членам семьи;
выполнение в родительской семье основных бытовых обязанностей;
готовность к созданию полной семьи, рождению и воспитанию детей.
Раздел 1: « Семья как деловое партнёрство»
1 . Курс по выбору : «Семья как деловое парнёрство»
2. Классные часы по темам:
— «Семья в современном обществе»,
— «На ней-то всё и держится» (о личности в семье),
— «Искусство маленьких шагов».
3. Заседания клуба «Дебаты» по темам:
— «Нужна ли нам семья?»,
— «Современная семья: кризис или поиск счастья?»,
4. Тренинг-практикум: «Как рассчитать семейный бюджет»
5. Конкурс проектов: «Искусство быть супругами».
6. Родительские собрания (лектории) по темам:
— «Правила семейной жизни»,
— «Проблема семейного отдыха».
7. Совместные мероприятия:
-экскурсии на место работы.
Раздел 2: «Этика и психология семейной жизни»
1. Элективный учебный предмет: «Этика и психология семейной жизни»
2. Классные часы по темам:
— «Что муж ни сделает, то и хорошо»,
— «Между нами, девочками (мальчиками)».
3.Заседание клуба «Дебаты» по темам:
— «Гражданский брак: «за» и «против»,
— «Не хочу учиться, а хочу жениться»,
— «Совет да любовь»… или «Терпения вам»?».
4. Тренинг-практикум : «Мужественность мальчиков и женственность девочек»
5. Конкурс проектов : «Моя будущая семья»
6. Родителькие собрания (лектории) по темам:
— «Как говорить с детьми о любви, сексе и семейной жизни»,
— «Психотипы матери и отца»,
— «Стили родительского поведения и воспитания».
7. Совместные мероприятия:
— выставка «Творческая мастерская семьи»,
— конференция: «Традиции семьи и их значение».
Раздел 3: «Осознанное «родительство»
1.Факультатив «Осознанное «родительство»
2. Классные часы по темам:
— «О чём забывают отцы»,
— «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
3. Заседания клуба «Дебаты» по темам:
— «Дети с экономической точки зрения»,
— «А если мода на детей совсем пройдёт?»,
— «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому» (В.Бранд).
5. Конкурс проектов : «Мама, папа, я – счастливая семья»
6. Родительские собрания (лектории) по темам:
— «Роль отца (матери) в воспитании детей»,
7. Совместные мероприятия:
— чествование семейных династий.
Разработчики программы оставляют за собой право вносить в неё коррективы в процессе реализации.
Захарова Л. Януш Корчак: святое величие любви.//Воспитание школьников.-2005.-№2.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: «Рад. шк», 1985.
Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.- М.: Просвещение, 1991.
Ковалев С.В. Психология современной семьи.- М.: Просвещение, 1998.
Классная Методическая газета для классного руководителя «Классное руководство и воспитание школьников». №7, 2009,М.: Изд. дом « Первое сентября».
Элективные курсы по обществознанию для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9-11 кл.: методическое пособие/ сост. Т.А. Корнива и др. М.: Глобус, 2007.
«Подготовка подростков к семейной жизни» А.Н. Сизанов.
Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни: Учеб. Пособие для учащихся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.С. Ковинько. – М.: Просвещение,1987.
Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности. Учебное пособие для шкльников и студентов. – М.,2000.
Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000.
Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия»,2008
Ильин И.А. Путь духовного обновления: О семье / Сост. Лисица Ю.Т., СОБР. Соч. в 10тт., Том 1. – М.: «Русская книга», 1996.
Латышина Д.И. традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школа Пресса», 2004.
Варга А.Я. Системная психотерапия. СПб: Речь;2001.
Г.Навайтис «Тайны семейного (не) счастья». Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж 1998г.
Классный час на тему «Подготовка обучающихся к семейной жизни»
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Автономное профессиональное образовательное учреждение
«Глазовский аграрно-промышленный техникум»
« Подготовка обучающихся к семейной жизни »
Руководитель группы №34
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии руководителей групп.
Протокол № __ от ___________ г. Количество печатных страниц: ___
Председатель МК________________(Попова А.Н.)
Методическая разработка описывает методику проведения открытого классного часа на тему: «Подготовка обучающихся к семейной жизни», в которой студенты ознакамливаются с семейной политикой, которая является укреплением семейных ценностей путем формирования в обществе позитивного образа семьи, реализации мероприятий, направленных на повышение престижа семьи и обеспечение семейного благополучия.
Многие проблемы современной семьи и общества находятся не только в материальной сфере. Они связаны с ценностными ориентирами и культурой всего общества, отдельной личности (психологическая, нравственная, правовая и гендерная культура), ее образованием и воспитанием. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении.
Цель методической разработки – глубокая и фундаментальная подготовка студентов к семейной жизни, к ответственному отцовству и достойному материнству.
· Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
· Формирование нравственные, эмоциональные, эстетические установки и качества
· Формирование высоких жизненных позиций.
· Формирование ответственного «родителя».
Данная методическая разработка предназначена для руководителей групп всех курсов профессиональных учебных заведений.
Руководитель группы: Тема нашего классного часа «Подготовка обучающихся к семейной жизни».
Основная цель классного часа – подготовка студентов к семейной жизни, к ответственному отцовству и достойному материнству.
1. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
2. Формирование высоких жизненных позиций.
4. Формирование ответственного «родителя».
Для меня семья, это когда каждый думает не только о себе, а и о каждом члене семьи. Уважение, именно уважение стоит на первом месте. Если нет уважения, то нет и семьи, есть нечто похожее, но не семья.
Это честность в отношениях, это порядочность и верность.
Студентам задаются вопросы и варианты ответов к ним. (студенты выбирают один или несколько вариантов)
Первый вопрос. Выберите утверждение, более всего характеризующее, по вашему мнению, современную семью?
Семья – это добровольный союз мужчины и женщины
Семья – это место, где я ощущаю себя нужным и значимым
Семья – это прочная связь между поколениями
Семья – это надежная опора человека в жизни
Семья – это союз двух людей, независимых друг от друга, каждый из которых имеет собственные взгляды и интересы
Второй вопрос. Что, по вашему мнению, способствует укреплению семьи в первый год совместной жизни?
-отсутствие внимания со стороны родителей
-стремление сразу иметь детей
-четкое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей
-совместное ведение домашнего хозяйства
-стремление проводить вместе свободное время
-наличие общих друзей
Третий вопрос. Какие традиции есть в вашей родительской семье?
-встреча Нового Года всей семьей
-семейный отдых на природе
-организация праздника на день рождения кого-либо из членов семьи
-проведение семейных советов
-организация и проведение театрализованных семейных представлений
-семейное посещение выставок, галерей, театров, концертов
-совместное проведение отпуска
-почитание религиозных праздников и обычаев в семье
-празднование знаменательных для Вашей семьи дат
-семейная преемственность профессий
-в нашей семье нет никаких традиций;
Четвёртый вопрос. В каком возрасте вы готовы создать семью?
Пятый вопрос. Проставьте номер каждой ценности по мере важности для вас (1-самое важное и т.д. )
Шестой вопрос. Главой вашей будущей семьи будет:
Седьмой вопрос. Какой форме семейной жизни вы отдаете предпочтение?
— официально зарегистрированный брак
— не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить
— не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить
Восьмой вопрос. Насколько вы готовы выполнять семейные функции после вступления в брак?
б) скорее готов, чем не готов,
в) скорее не готов, чем готов
г) затрудняюсь ответить
Девятый вопрос. Будете ли вы считаться с мнением родителей в выборе вашего супруга (или супруги)?
— да, для меня их мнение очень важно
— я выслушаю их мнение, но выбор сделаю самостоятельно
— нет, их мнение меня не интересует
Десятый вопрос. Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?
— скорее хочу, чем не хочу
— скорее не хочу, чем хочу
Варианты ответов, которые выбирали студенты, обсуждались. Руководитель группы попросила студентов рассказать, какую они видят свою семью и в каком возрасте нужно создать её.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Руководитель группы давайте подведём итоги какая же должна быть, по вашему мнению идеальная семья? (студенты делают выводы). Мы провели с вами замечательную беседу о семье. Возможно, у какого-то из вас изменилось мнение о понятие семья, и о том, какая она должна быть.
Желаю вам, чтобы ваша семья была самая лучшая на свете.
Всем спасибо за внимание, желаю создать счастливую семью.
Программа кружка «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» (10 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Шагонар»
Утверждена приказом директора
№ 84 от 05.09. 2015 г.
кружка в 10 классе
«Подготовка старшеклассников к семейной жизни»
Чебодаева А.А., педагог-психолог
Адаптированная программа по курсу
«Подготовка старшеклассников к семейной жизни».
Пояснительная записка.
Элективный курс «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
В рамках обучения предполагается, что к возрасту 15-16 лет учащийся готов самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения оценить свои способности и интересы, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями. При этом психолог рассматривается как ближайшее окружение подростка и зная психологию этого возраста, психолог должен стать социальным партнёром. От которого учащийся ждёт не готовых решений и советов, а откровенного разговора о волнующих проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Педагог-психолог, педагоги, администрация школы должны иметь представление о потенциальных возможностях учеников. Учет в учебном процессе возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, создание благоприятной атмосферы в школе как для детей и их родителей, так и для педагогического состава школы, разрешение любой конфликтной ситуации, требуют, чтобы в своей работе школа опиралась на весь комплекс имеющихся психологических знаний.
Изучение курса « Подготовка старшеклассников к семейной жизни » направлено на достижение следующих целей:
Формирование у школьников общего представления о том, что такое психология и чем она занимается;
Формирование представлений о том, какое значение психологические знания имеют в жизни, и какую пользу приносят людям;
Познание самих себя, человеческих взаимоотношений;
Овладение элементарными приемами психической саморегуляции, психологической помощи;
Формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
Выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
Коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы.
Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ученика:
формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству, психологической культуре, познанию, здоровью,
формировать представления: о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных; о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка; об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи; об основах семейного законодательства; о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
Продолжительность курса: 29 часов (1 час в неделю).
Возрастная группа: учащиеся 10 класса
Наполняемость группы: 12 человек.
Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,
Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,
Несформированность навыков принятия решения,
Неуверенность в своих силах, тревожность,
Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.
Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.
По окончании курса учащиеся должны:
знать:
правила эффективного общения;
проблемы межличностного взаимодействия;
рефлексировать свое поведение;
анализировать ситуации общения.
В программу включены знания, жизненно необходимые для выпускников основной и средней школы. Знания из различных направлений современной психологии: теоретической, экспериментальной и практической; а также из различных областей психологической науки: общей, дифференцированной, социальной, возрастной, педагогической.
Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления школьники сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.
Курс состоит из лекционных (теоретических), экспериментально-диагностических и практических (тренинговых) занятий. На лекционных занятиях раскрывается основной теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психологических явлений, предварительного знакомства с полезными на практике психологическими методиками. Практические занятия включают психодиагностику, освоение элементарных методов практического воздействия.
В курсе использованы современные психологические теории и методики. Активно используется продукция МШ «ИМАТОН». Использованы методики Торндайка, Мюстенберга, Айзенка, Векслера, Люшера, Леонгарда и других известных авторов. Отдельные методики являются авторскими и ранее нигде не использовались.
коллективный способ обучения (работа в парах и группах).
Ключевые идеи курса.
1. Каждый человек обладает безусловной ценностью и представляет собой уникальную личность.
2. Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.
3. Цель развития человека — гармоничная личность.
4. Цель развития достижима через самопознание и самосовершенствование.
При изучении курса психологии в школе рекомендуется применять различные формы текущего контроля знаний и умений: ответы на вопросы, письменные ответы на проблемный вопрос, творческие работы, экспресс-анализ по общим разделам программы
Контроль изучения курса предполагает выполнение учащимися тестовой работы. Правильные ответы сообщаются учащимся, и на основании этого они имеют возможность оценить себя сами. Кроме того, учащиеся выполнят ряд творческих работ, результаты которых обсуждаются в группах. Таким образом, контроль ориентирован на само- и взаимоконтроль.
Механизм оценивания результатов:
установление причин фактов
установление взаимосвязей между фактами
отличие основных фактов и фактов второстепенных
формулирование проблем по теме
умение отыскать возможные пути решения проблемы
раскрытие содержания понятий
установление взаимосвязей между понятиями
практическое применение понятий
Владение правилами и приемами:
формулирование правил, требований, приемов
раскрытие содержания правил, требований, приемов
характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
самоанализ результатов выполнения подобных действий
Знания умения и навыки учащихся.
По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
Общекультурная компетентность — уровень психологической образованности, достаточный для самообразования в области психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определение своих позиций, умения принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации.
Методологическая компетентность — предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о концепциях, определяющих современное развитие психологии, изучение теоретических работ ведущих психологов прошлого и современности.
В соответствии с ожидаемым уровнем образованности учащихся и строится определенная логическая последовательность освоения предмета, даются определенные психологические знания.
Учебно-тематический план
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел 1.
Общая характеристика психологии как науки
Раздел 2. Индивидуальные особенности человека
Раздел 4. Я в мире.
Раздел 5. Брак и семья.
Психология межличностных отношений.
Готовность к браку: семья или карьера. Особенности молодой семьи. Семья и дети.
Поговорим о деньгах. Бюджет семьи.
Итоговые занятия. Самопрезентация.
Итог:
Тема
Содержание
Общая характеристика психологии как науки
Знакомство с группой. Психогеометрия. Понятие психология и психика. Что такое «душа». Чем занимается наука «психология».
Что такое группа? Создание комфортной, доверительной, безопасной обстановки. Принятие правил. Самоанализ и самораскрытие.
Активизация механизмов рефлексии с целью выявления интересов подростков, понимание ими себя на основе самоанализа внутренней свободы.
Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.
Понятие о темпераменте, как об основе психики человека. Характеристика типов темперамента.
Уверенное и неуверенное поведение, приобретение опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях.
Межличностное взаимопонимание. Общение
Формирование и развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания.
Формирование и развитие навыков эффективного и конструктивного общения с взрослыми и сверстниками.
Эмоции в ситуациях с агрессивными действиями. Черты агрессивного подростка. Эмоции и чувства.
Конфликты и их природа, нахождение в конфликте, выход из него, конструктивное разрешение конфликтов. Конфликтные ситуации.
Адекватное поведение в конфликтной ситуации. Выбор стратегии поведения в конфликте. Общение в конфликтной ситуации.
Нравственные основы семьи. Современные формы семьи и её функции. Две модели семьи «МЫ» или «Я+Я».
Нравственные нормы семьи. Любовь, забота и ответственность. Родительская любовь, ее безусловность. Супружеская любовь. Любовь и сексуальность. Особенности мужской и женской сексуальности. Любовь и ревность. Является ли ревность признаком любви. Верность и самоотверженность в любви. 4 формы современной семьи.
Готовность к браку: семья или карьера. Особенности молодой семьи. Семья и дети.
Поговорим о деньгах. Бюджет семьи.
Эффективность работы группы. Актуализация навыков общения.
Подведение итогов. Обратная связь.
Литература, используемая при составлении программы.
Афанасьева Т.М. “Семья”.
Браун Л. “Имидж – путь к успеху”.
Гарбузов В.И. “Нервные дети”.
Сатир В. “Как строить себя и свою семью”.
Тимошенко Л.Н. “Воспитание старшеклассниц”.
Черников А.В. “Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики”.
Эйдемиллер Э.Г. “Методы семейной диагностики и психотерапии”.
Методическое обеспечение программы
Урок 1
Введение в предмет
Цель урока: познакомиться с группой учащихся, заинтересовать учащихся в изучении курса психологии.
В процессе подготовки урока использованы тренинговая игра «Баранья голова», предложенная для знакомства с группой на курсах нейро-лингвистического програмирования президентом ассоциации психотерапевтов С-Петербурга В.А. Ананьевым, тест одного из новейших направлений психологии — психогеометрии, описанный в монографии А. А. Алексеева и Л. А. Громовой «Психогеометрия для менеджеров». Л. Знание,1992.
Любой курс, каким бы он не был — обязательным или предметом по выбору учащихся, относящимся к точным или гуманитарным наукам, начинается со знакомства. Психология не является исключением из правил, а как раз наоборот, являясь наукой, изучающий личность человека, индивидуальные особенности человека, напрямую направлена на тесное знакомство с каждым учащимся в отдельности.
Мне хочется предложить вам познакомиться не совсем обычным способом — с помощью игры «Баранья голова». Обычно психологи использовали эту незамысловатую детскую игру в процессе занятий по развитию памяти, т.к. объем информации с каждым следующим игроком увеличивался, и сохранить его в памяти становилось не так-то просто. В обычном своем варианте, игра заключается в следующем: первый игрок называет слово, следующий игрок должен повторить слово предыдущего и только после этого назвать свое. Так игра может длиться до бесконечности. Если кто-то не сумел повторить правильно весь порядок слов, произнесенных до него, то следующий игрок, называя всю цепочку слов, в том месте, где должно было прозвучать слово «не сумевшего» произносит: «Баранья голова», как бы указывая на слабое развитие памяти у данного игрока. В начале своей работы над программой, я предлагал учащимся называть свои имена, и это очень легко получалось практически у любой аудитории. И я решил усложнить задачу, а одновременно, приблизить данную форму знакомства к целям науки психологии: я предлагаю вам называть свое имя, в любой его форме — полной, краткой или уменьшительно-ласкательной, и черту своего характера на первую букву имени. Ну а чтобы сохранить дух соревнования, я сам закончу цепочку и повторю все ваши имена и черты характера. Итак, давайте познакомимся!
Знакомство состоялось. А теперь я предлагаю вам познакомиться с самим собой. Для этого психология использует различные методы психодиагностики. Психодиагностика будет заложена в основу всего нашего курса. Это одно из молодых направлений психологии, которое отвечает на вопросы, актуальные для каждого из вас: «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?». Сегодня получить знания о себе самом нам позволит одно из новейших направлений психологии — психогеометрия. Это уникальная практическая система анализа личности, которая, через действия человека с геометрическими фигурами, позволяет судить о его психологии. По мнению авторов, она позволяет:
Мгновенно определить форму или тип, (хотя здесь есть и различия) личности интересующего вас человека и, естественно, вашу собственную форму.
Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке.
Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер — специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%, а методика считается валентной (результативной) при 75% точности!
Инструкция : Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на доске. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: «Это — Я!». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.
Итак, самый трудный этап закончен. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это — ваша основная фигура, ваша форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Вторая фигур$ оказывает незначительное влияние на вашу личность, но и его необходимо учитывать в анализе вашего характера. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Фигуры известны. А что это значит, для вас мы узнаем на следующем уроке (таким образом, удается заинтересовать учащихся и «втянуть» их в активную работу по познанию самого себя и окружающих их людей)!
За время, отведенное нам, я могу предложить вам лишь краткий анализ индивидуальных особенностей личности, присущих каждой из пяти фигур.
Квадрат. Самая уравновешенная фигура. Люди, уверенно выбирающие квадрат, устойчивы, упорны, любят работать в режиме и выполнять всю работу до конца. Они не столько вырабатывают идеи, сколько завершают их разработку. Это хорошие специалисты в своей области, хорошие коллекционеры. Особенности их интеллекта: сильный мыслительный анализ, аналитик, как правило, имеет левополушарное развитие, проработчик идей.
Это люди порядка, у них все лежит на месте, не любят сюрпризов и случайных гостей. Их идеал — распланированная жизнь.
Они могут быть хорошими организаторами, администраторами, но плохи там, где надо рискнуть. Любят жить по определенным правилам игры. Не могут себя разрекламировать. Любят покой.
Они всегда знают, что и от кого им надо, всегда считают, что они правы, что часто соответствует действительности. За ними идут люди, т.к. у них есть скорость, рациональность, эффективность всех начинаний. Они прагматики и рационалисты. Если есть возможность прибыли, они быстро принимают решение и начинают искать пути ее добычи. Основная черта треугольников — установка на победу. Девиз: «Все или хоть что-нибудь!» В одежде — все для успеха. Утверждают, что важные документы такой человек никогда не подписывает дешевой ручкой. Ему важно все, что работает на успех. Если вы настоящий треугольник, то сбежите из отпуска, для осуществления своих идей.
На работе таких людей всегда уважают.
Прямоугольник. В положении прямоугольника может оказаться любая фигура. Это «квадрат, вытянутый жизнью». Такой человек испытывает состояние недовольства собой или прострации, которое может быть вызвано увольнением, назначением на новую должность, разводом, т.е. каким-то стрессовым фактором. В вашей школьной жизни — это контрольные, экзамены, ну и конечно ваши личные взаимоотношения. Это состояние иногда называют «полуоглушение» — выхода из сложившейся ситуации не видно, в связи с этим образуется внутреннее напряжение, которое приводит к непредсказуемости поведения (утром — злой, вечером — добрый).
В одежде, зачастую, оказывается «не в той ситуации». Снижает свою самооценку. Но при этом прямоугольники любознательны, готовы учиться, доверчивы.
Круг. Это символ гармонии. Девиз такого человека — «Давайте жить дружно!» Такие люди одеваются комфортно, любят мягкие ткани. Это те, кто стабилизируют любую группу, кто является в группе «громоотводом».
Хороший партнер по общению. Легко вступает в контакты. У таких людей хорошо развита интуиция, они всегда «секут» обманщиков. Они высоко эмпатичны и умеют сопереживать в радости. Но круги плохо хранят тайны, им не следует доверяться.
В конфликтах они всегда уступают первыми. Из таких людей получаются хорошие домохозяйки, психологи, священники, врачи. Очень эстетичны, любят петь.
Походка у зигзага, как правило, «летящая».
Психология как наука
Цель урока: раскрыть понятие психологии как науки, показать особенности и значение житейской психологии, дать определение «научной психологии».
В процессе подготовки урока использована монография доктора психологических наук, профессора Я. Л. Коломенского «Человек: психология». М. Просвещение, 1986.
В учебных расписаниях многих школ до сих пор отсутствует соответствующий предмет. Нельзя сказать, что человека в школе не изучают.
На уроках литературы анализируют особенности внутреннего мира героев классических произведений, на уроках языка изучают законы этого важнейшего средства человеческого общения и мышления, на уроках истории изучаются наиболее яркие личности, оказавшие серьезное влияние на ход дальнейшей истории развития человечества. На обложке учебника по биологии большими буквами написано «ЧЕЛОВЕК», и лишь ниже уточнение — «анатомия, физиология и гигиена»… Но нигде не изучается внутреннее «устройство» самого главного в человеке — его психики.
Вопрос: Что изучает психология? Все науки можно условно разделить на две большие группы. В одной группе окажутся точные науки, такие как математика, физика, химия; в другой — гуманитарные: языкознание, история, литература и т.д. Это науки о человеке.
Это деление достаточно условно, т.к. точные и гуманитарные науки взаимно дополняют друг друга. Общую задачу гуманитарных наук очень точно сформулировали еще древние греки, написав на одном из своих храмов: «Познай самого себя». И мы с вами познаем. Познаем собственную историю, происхождение, язык, нравы, обычаи, биологическую природу. В трудах многих поколений ученых ( биологов, историков, философов, лингвистов и т.д.) человечество как бы создает коллективный автопортрет, который непрерывно совершенствуется и обогащается. Этот портрет был бы неполным и даже искаженным без багажа знаний, который вносит в него одна из самых гуманитарных наук — психология.
Лучший учитель психологии — сама жизнь, и ее уроки каждый усваивает еще до того, как впервые познакомиться с самой наукой. Дело в том, что слово «психология» используют в нескольких разных значениях. Давайте познакомимся для начала с так называемой житейской психологией.
Не изучая никаких специальных наук, мы с детства употребляем следующие выражения: «я хочу», «я не хочу», «я думаю», «я чувствую», «я представляю»; вы с легкостью рассуждаете о своих достоинствах и недостатках, о своей памяти, воле, способностях, характере, темпераменте и уме. Еще не использовано ни одного незнакомого слова, а уже перечислены многие разделы нашей науки. Характерная особенность психологии как науки как раз та, что человек знакомиться с психологией задолго до ее систематического изучения. В практике обычного общения люди постигают немало психологических законов. В этом смысле можно сказать, что каждый человек — психолог. Ведь без определенного запаса психологического опыта и знаний невозможно жить среди людей. Например, каждый из нас с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, голосу, особенностям поведения, даже по ритму дыхания и цвету лица — эмоциональное состояние другого человека, и не только «читать» но и учитывать эти нюансы в своих целях. Даже маленький ребенок очень рано начинает понимать, когда можно обратиться с просьбой к родителям, а когда удобнее отложить до лучших времен.
Мы усваиваем житейскую психологию не только благодаря собственному опыту, но и из таких источников, как художественная литература, народные пословицы и поговорки, сказки и мифы и даже частушки. В них можно найти истоки почти всех психологических теорий и отраслей психологии. Пример: «В тихом омуте черти водятся». Как бы вы объяснили эту пословицу? Это предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности человека. Интересно, что такие наблюдения интернациональны. Почти у всех народов можно найти аналогичное утверждение. К примеру, у французов эта же пословица звучит примерно так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».
Правда, житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты, а порой и просто неверны. В несовершенстве таких знаний очень легко убедиться. Попробуйте ответить на несколько простых вопросов: «Чем отличаются чувства от ощущений?»; «Что такое темперамент?»; «Что такое мышление?» и т.д. Задайте эти вопросы своим знакомым. Результат можно предвидеть. Сначала ваши испытуемые воспримут их довольно спокойно и бодро начнут отвечать. И тут обнаружиться, что сказать-то почти и нечего… Скорее всего ответом будет классическая формула: «Понимаю, а высказать не могу». Такой формулой часто пользуются и учащиеся, им в ответ говорят: «Значит, не понимаешь» — и дальше следует не менее классическое: «Придется ответить еще раз».
Но для тех, кто только начинает знакомиться с психологией как наукой, эта предобразованность, это предзнание все же полезно. Накопленный запас наблюдений постепенно включается в систему научных понятий, и такой сплав теории и практики может стать прочным фундаментом настоящей психологической образованности. Именно поэтому, ребята (и вы это скоро почувствуете), психология изучается не так, как многие другие науки. Ведь лозунг «Познай самого себя» имеет и прямое значение, обращенное к каждому отдельному человеку. Это призыв к самопознанию. Поэтому, постигая научную психологию, человек как бы примеряет к самому себе: так ли у меня, как «по теории», или как-то иначе. Кроме того, начинающие психологи охотно наблюдают за своими друзьями и знакомыми — применяют знания на практике.
Что же представляет собой психология как наука? В переводе на русский язык — это наука о душе (по-древнегречески: «псюхе» — душа, «логос» — наука). Похожие словосочетания применяются для различных областей знаний: геология — наука о Земле, зоология — наука о животных и т.д. Но если предмет других наук более или менее ясен, то точно ответить на вопрос «Что такое «душа»»? не так просто. В различные исторические эпохи ученые вкладывали в это слово разное содержание. По религиозному учению душа — это непостижимое, бесплотное, духовное начало, которое бог вдунул в сотворенное им из праха тело первого человека. При этом душа дана человеку, так сказать, во временное пользование: когда тело перестает существовать, душа «отлетает в мир иной». Материалистическое понимание слова «душа» иное. Оно употребляется как синоним слова «психика» для обозначения совокупности психических явлений, которые представляет собой свойство высоко организованной материи, свойство мозга.
Правда, есть в повседневной жизни и другие оттенки в употреблении слова «душа». Иногда человек говорит о себе: «душа радуется», «душа болит». О ком-то отзывается: «У него души нет», а о другом — «Какой душевный человек». Здесь мы сталкиваемся с более узким содержанием понятия «душа»: способность человека к сочувствию, сопереживанию, его умение поставить себя на место другого, радоваться и страдать вместе с другими людьми.
И все же, мы остановимся на позициях материализма, и дадим следующее определение науки психологии: Психология — это наука о возникновение, развитие и проявление психики и сознания человека. Психология — это область знаний о внутреннем психическом мире человека.