подготовка детей к самостоятельной жизни в условиях школы интерната
«Шаг за шагом» (Программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.
Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Целевая группа:
Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.
Формы работы:
Методы работы:
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение:
Кадровое обеспечение программы:
Реализация программы:
Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Количество участников: 15–20 человек.
Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:
Этапы программы
Направления в работе с выпускниками
Направление в работе
Краткое содержание работы
Формирование Я-концепции
Моё «Я» как внутренний мир.
В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.
Правовая ориентация
Перечень документов, которые необходимы выпускнику.
Валеологическая ориентация
Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.
Социально-бытовая ориентация
Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Профессиональная и трудовая ориентация
Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.
Семейная ориентация
Роль семьи в жизни человека. Любовь.
Финансово-экономическая ориентация
Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.
Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.
Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:
Ожидаемые результаты:
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.
Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:
Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.
Модификация методики применительно к выпускникам образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проведена Г.В.Семья и Ю.С.Смирновой.
Обобщение опыта работы по теме ««Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни»
Обобщение опыта по самообразованию
Тема «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни»
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Изучить литературу по данной теме;
Внедрять новые педагогические технологии;
Познакомиться с новыми формами, методами и приёмами формирования самостоятельности у воспитанников;
Разработка и реализация программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Моя семья».
Этапы работы над темой самообразования:
1 этап – Подготовительный: изучение литературы, опыта работ по данной теме, разработка программы; (2016 – 2017 уч год)
2 этап – внедренческий: реализация программы «Моя семья» (2017 – 2018 уч год)
И эта проблема с каждым годом становится все серьезней. Среди суицидной статистики выпускники детских домов занимают отнюдь не последнее место, зачастую, вернувшись в жилье своих лишенных родительских прав мам и пап, они, не сумев нормально обустроиться, идут по стопам пьющих родителей, совершают преступления.
Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы .
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют опыта проживания в семье, у них не сформировано понятие о полноценной семье, как правило, отсутствует положительный пример родителей, нравственный опыт взаимоотношений в семье. Семья для них не является актуальной ценностью, существенно деформирована сфера нравственных ценностей.
Подготовка воспитанников детских домов к семейной жизни должна способствовать семейной социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.
Для успешного вхождения нашего воспитанника в систему социальных отношений необходимо обеспечить условия овладения ребенком комплекса социальных ролей.
В связи с этим разработана программа воспитания подростков в условиях детского дома по семейному типу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Цель программы: подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
1.Способствовать формированию у воспитанников понятия «семейные ценности» и подготовка их к будущей семейной жизни.
2.Формировать у детей традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности.
3.Развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений.
4. Формировать устойчивый интерес к учебе, успешной сдачи экзаменов и выбору профессии.
5. Способствовать формированию успешной социализации.
Педагогические принципы:
— общественная направленность воспитания;
— связь воспитания с жизнью, трудом;
— опора на положительное в воспитании;
— гумманизация воспитания;
— личностный подход;
— единство воспитательных воздействий.
-Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья.
-Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально-нравственный климат в группе и в детском доме.
-Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием, представление о доме, понятие о благополучной семье;
— глубокое уважение к родителям и людям, которые проявляют заботу о них;
— культура общения со взрослыми, старшими, сверстниками;
— навыки конструктивного общения и ролевого поведения.
— проявлять заботу об окружающих, близких людях;
— адекватно реагировать в различных ситуациях;
— анализировать собственное поведение и выражать адекватно свои чувства;
— организовывать собственный досуг и привлекать окружающих к рациональному использованию свободного времени.
— понятия «семья, состав семьи, наличие родственных связей, значимость семьи в жизни человека»;
— способы бесконфликтного общения, особенности межполового общения;
— проблемы ребёнка из «неблагополучной семьи», проблемы доверия в семье
Возраст воспитанников – 11-18 лет.
Условия реализации программы
Содержание программы предполагает активное использование наглядных и дидактических материалов в соответствии с тематикой программы: видеофильмы, мультимедиаресурсы, использование ТСО, энциклопедии, учебная и художественная литература.
Программа предусматривает использование групповых, коллективных и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа воспитанников обеспечивает творческое общение, сплочённость, своевременное исправление допущенных ошибок своим товарищем. Коллективная форма предусматривает подачу материала всей группе, где есть возможность каждому ребенку самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в воспитательно-развивающий процесс. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику лично, что подразумевает личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, который создаёт благоприятные условия для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника. Работа в парах помогает приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Каждый педагог вправе по-своему использовать материалы данной программы: вносить коррективы в тематику и содержание занятий, варьировать объём часов на выполнение поставленных задач, определять формы, методы и принципы
Основные направления программы:
— социально-бытовое направление : формирование у воспитанников навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений; обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизни; привлечение воспитанников к приготовлению пищи, уборке помещений, самообслуживающему труду; уходу за одеждой, оказанию помощи в работе с воспитанником;
— социально-педагогическое направление : содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности; оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников; создание благоприятных условий для социально-культурного, эстетического воспитания и развития творческих способностей к различным видам деятельности, активно влияющей на их социализацию: игре, труду, познанию, общению;
— социально-психологическое направление осуществляется совместно с педагогом-психологом: подготовка детей к самостоятельной семейной жизни; коррекция педагогической запущенности детей;
— социально-медицинское направление осуществляется совместно с медработниками и включает: санитарно-просветительскую работу; проведение мероприятий по профилактике обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний; индивидуальная работа по предупреждению появления вредных привычек и избавлению от них; проведение мероприятий, направленных на снятие стрессовых состояний детей, вызванных сложившейся жизненной ситуацией;
— социально-экономическое направление у нас выполняет кружок «Домоводство»: это обучение воспитанников основам домоводства; формирование у воспитанников норм и принципов рационального сбалансированного питания; обучение элементарным азам приготовления блюд (супа, второго блюда, салатов, компотов, выпечки); педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям жизни; обучение воспитанников умению разумного расходования денежных средств;
— социально-правовое направление осуществляется при непосредственном участии социальных педагогов: участие в подготовке и решении вопроса о предоставлении жилья воспитанникам, достигшим совершеннолетия; консультирование выпускников по вопросам, связанным с правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов; формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
Основы безопасности жизнедеятельности – проведение мероприятий назнакомство и закрепление правил безопасного поведения (минутки безопасности, беседы, инструктажи).
Соуправление – Совместная работа с активом группы (рейды, групповые собрания, проведение КТД)
Тесное взаимодействие всех служб детского дома способствует решению задач по социальной адаптации и подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Анкетирование «Что такое семья», тестирование «Метод незаконченных предложений», использование проективных рисуночных тестов для выявления всевозможных проблем, связанных с семьёй, для оценивания знаний о семье и о самом себе.
Даётся полный объём знаний, предусмотренный программой, освещение вопросов, интересующих детей. Воспитанники обучаются анализировать взаимоотношения с собственной семьёй, с окружающими. Проводится коррекция взаимоотношений друг с другом, формирование у подростков культуры взаимодействий между полами, идентификация себя по половой принадлежности. Практические занятия помогут почувствовать собственную значимость в обществе, ориентировать ребёнка на сохранение семейных ценностей.
Оценивается качество полученных знаний. Анкетирование, тестирование и опрос помогут выявить у детей объём знаний и качество полученной информации.
Поданной теме была изучена различная литература: Байбородова Л. В. «Преодоление трудностей социализации детей-сирот» — Ярославль, 1997. Арамов И. А. «Изучение ребенка в детском доме», Методическое пособие «СОЦИАЛЬНАЯ КВАРТИРА ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ» авторский коллектив:
А.А. Аббасова, И.А. Бобылева, И.Е. Доненко, О.В. Заводилкина,
(Пособие посвящено вопросам организации и деятельности социальных квартир интернатных учреждений. В нем представлены методические материалы, включающие в себя описание этапов организации деятельности социальной квартиры, рекомендации по ее оборудованию, разработке программы сопровождаемого проживания.) и другую литературу.
На сегодня вопрос обучения, воспитания и развития детей в условиях детского дома мало изучен и является одной из актуальных и социально значимых проблем педагогической науки и практики.
В группе 9 воспитанников, из них 3 девочки и 6 мальчиков. Дети в возрасте от 11 до 18 лет с 4 по 10 класс, группа разновозрастная. В этом году выпускаются 2 воспитанника. Так как группа существует первый год, особое внимание уделяю в течение года сплочению коллектива через игры, работу самоуправления, совместный труд, различные мероприятия.
Особое внимание уделяю социально- бытовому воспитанию через приобщение к самообслуживанию. В группе созданы условия для социализации: стиральная машина, утюги, холодильник, микроволновая печь, электрическая плита с духовкой, чайник, столовые приборы. Эксплуатация приборов проводится под наблюдением воспитателя. Дети умеют стирать, включить и приготовить простые блюда на электрической плите, разогреть в микроволновке, помыть посуду. В группе проводятся «Часы хозяюшки», на которых воспитанники учатся печь, варить, готовить салаты и т д. В обязательном порядке учу детей правилам безопасного поведения на кухне, как правильно пользоваться столовыми приборами, формирую навыки культурного принятия пищи. Прививаются навыки сервировки стола и приготовления блюд, а именно – хворост, пирожки, оладьи, блины, вареники, пельмени, бутерброды, салаты.
В процессе трудовой деятельности осуществляется подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, воспитание позитивного отношения к труду, развитие социальных контактов и позитивного общения.
Поэтому в своей работе целью трудовой деятельности, считаю, формирование жизненно важных умений и навыков у воспитанников для осознанного выбора профессии и дальнейшего жизнеустройства.
В группе работает министр труда – Влад. Он совместно с воспитателем подготовил и провел следующие мероприятия с целью закрепления знаний и умений воспитанников по самообслуживающему труду: чтение Памяток: «Обязанности дежурного по комнате, группе», «Гигиена тела», Гигиена ног» и др., чтение с обсуждением сказок, притч о труде.
Проведены следующие мероприятия: беседы «Правила поддержания чистоты в помещении», «Уход за одеждой», «Уход за обувью», «Глажка личных вещей» и др. На этих занятиях воспитанники приобретают навыки самообслуживания. Проведены мероприятия: игра «Делу время – потехе час», игра «Каждой вещи своё место», игра «Чистота – залог здоровья», в которых принимали участие младшие воспитанники группы, старшие: Головкина Аня была в составе жюри. В игровой форме ребята учились аккуратно и правильно складывать вещи, чистить палас, ухаживать за цветами, пришивать пуговицы, зашивать рваные вещи, правильно заправлять кровать.
Были организованы конкурсы в группе: «Самая чистая комната», «Лучший дежурный», «Самая аккуратная кровать», «Лучшая тумбочка». В группе еженедельно выпускалась «Молния», где дети могли видеть свои оценки за уборку комнаты, группы, за порядок в шкафах и тумбочках.
Ведется индивидуальная работа с воспитанниками по самообслуживающему труду, выбору профессии.
Все занятия проведены с целью воспитания трудолюбия, формирования положительного отношения к труду, умению обслуживать себя, чувства долга и ответственности, целеустремлённости, умению доводить начатое дело до конца, развитие познавательного интереса к получению знаний и стремление применить их в практической деятельности.
Профориентационную работу с выпускниками ведем в тесной связи со всеми службами детского дома: психологи, социальные педагоги, администрация.
В группе проведены следующие мероприятия: часы хозяюшки, час общения «Влияние типа личности на выбор профессии», беседа «Хозяйственно – бытовая деятельность семьи», беседа «Нет прав без обязанностей». А также час общения «Выбор профессии – дело серьезное», час общения «Ошибки при выборе профессии», беседа «Что влияет на выбор профессии».
Кроме этого социальные педагоги провели ряд консультаций: «Что такое СНИЛС», «Паспорт гражданина РФ», беседа – практикум «Как правильно составить резюме», «Работа с деловыми документами» и др.
Принимали активное участие в профориентационной неделе, воспитанники посетили различные экскурсии в учебные заведения города, п ринимали активное участие в конкурсе рисунков «Профессии, которые мы выбираем», в конкурсе презентаций, викторине.
Выпускники 9 класса определились с выбором профессии: Влад поступает в ПУ-3 на автомеханика, а Ольга в ПУ- 1.
Учим воспитанников с пользой для себя планировать свободное время, т.е. посещать кружки, секции, занятия по интересам, варить, печь и т. д.
Также уделяется большое внимание и учебной деятельности. Выполняя домашнее задание не могут справиться почти все дети, требуется помощь воспитателя, консультанта, кроме 2 воспитанников: Анны и Рустама. В группе для закрепления учебного материала, развития памяти, внимания проводятся совместно с министром образования интеллектуальные игры, викторины, тесты на логику, интерактивные игры, конкурсы. А также беседы: «Культура поведения в школе», «Как правильно заполнять дневник», беседы с учителями – предметниками об успеваемости, поведению в школе и др, а также велась работа по подготовке е экзаменам.
Семейные собрания по Итогам успеваемости за каждую четверть.
В процессе спортивной деятельности у воспитанников детского дома формируется потребность в здоровом образе жизни, осуществляется закаливание и укрепление здоровья детей. В группе проводятся: минутки здоровья, минутки безопасности, конкурсы рисунков по ЗОЖ, участие в месячниках по ЗОЖ, оформлен уголок. Работаю в группе министр Здоровья – Алексей., министр Спорта- Данил.
Дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот, в условиях детского дома имеют ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Все это впоследствии сказывается на развитие ребенка, на его адаптацию в социуме.
Многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующееся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Весьма остро перед выпускниками детского дома встает проблема включения в социум. Выпускники детских домов испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в браке, установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть их пополняет ряды правонарушителей.
Главной целью жизнедеятельности детского дома становится не передача набора знаний и социального опыта, а развитие личности и социальных компетенций воспитанников.
Работа по предлагаемой Программе заключается в том, что социальные компетенции, составляющие важную часть личностного развития воспитанника, предполагают наличие умения познавать мир, ставить проблемы, искать и находить варианты решений; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия; приобрести потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя в личностном, социальном, профессиональном, учебном, жизненном плане, обучаться жизненно-важным умениям и навыкам в области самореализаци
школы – интерната № 28»
_______________ Сапега Н. А.
«____» _____________ 2014 г.
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат №28 г. Тулуна»
Программа подготовки к самостоятельной жизнедеятельности
воспитанников школы-интерната №28.
Целью деятельности специалистов является оказание помощи воспитанникам в адаптации и интеграции в социальную среду, создание возможности для самореализации, максимального использования своих возможностей и способностей через систему коррекционно-развивающих и социально-развивающих занятий.
диагностика возможностей детей для адаптации к тому или иному виду деятельности;
выработка у воспитанников готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности;
выбор профессии с учетом интересов, психофизических возможностей и ранее полученных навыков;
воспитание умения работать в коллективе, оценивать результаты своего труда;
Система работы предполагает использование как традиционных, так и современных форм деятельности для успешного обеспечения целенаправленного процесса интеграции воспитанников в общество.
Основные положения работы специалистов по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизнедеятельности.
Формировать правильное представление о жизни.
Развивать навыки общения, понимания отношений между детьми и взрослыми, между самими детьми.
Расширять и углублять социальные контакты, исключать беспомощность в решении ряда обычных жизненных ситуаций.
Профессиональное самоопределение воспитанников состоит из следующих этапов:
Развивающая и коррекционная работа;
Профессиональная подготовка (профконсультирование, просвещение, профессиональные пробы, деловые игры, циклы занятий, детское проектирование).
Деятельность специалистов реализуется через лекционные, дискуссионные, практические и игровые занятия.
1 этап – диагностический
Специально подобран и апробируется блок методик диагностики индивидуальных особенностей личности детей-сирот, связанных с выбором профессии.
Диагностика проводится, в том числе для осознания детьми своих индивидуальных качеств.
Все данные заносятся в индивидуальные диагностические карты.
— выявление психологических особенностей ребенка для профессионального самоопределения;
— использование опросника по принципу ДДО для младших школьников.
определение предпочитаемого типа профессий
выявление склонностей, интересов
— профдиагностика- используются следующие методики: диффереционально-диагностический опросник для подростков с ОВЗ, «Анкета интересов», опросник выбора профессии по сферам деятельности для подростков с ОВЗ.
-изучение специфики социального окружения и межличностных отношений;
-исследование отношения подростков к той или иной проблеме, выяснение подготовленности к самостоятельной жизни;
-выявление интересов, потребностей и профессиональной направленности детей;
-выработка критериев оценки готовности воспитанников к самостоятельной жизни;
-диагностика соц. адаптации выпускников и дальнейшей интеграции их в социуме;
-преодоление учебных и профессиональных достижений и проблем процесса образования выпускников;
— определение необходимой предметной среды проживания, социально-психологического климата, наличия вещей, необходимых для нормального проживания.
2 этап – развивающая и коррекционная работа
Система групповых и индивидуальных занятий направлена на:
коррекцию неадекватного поведения;
коррекцию слабой социальной рефлексии;
развитие позитивного общения;
формирование психологической готовности к защите своих прав.
3 этап – профессиональная подготовка
На групповых консультациях у воспитанников развивается социальная активность, детей знакомят с видами профессий, положительными и отрицательными сторонами, перспективами.
Консультирование специалистов школы-интерната предполагает ознакомление с возможностями детей и их готовностью к осуществлению той или иной деятельности.
На индивидуальных и совместных профконсультациях подросток совместно со специалистами учится оценивать качество своих профессиональных и жизненных планов.
-проведение групповых консультаций по теме « Все профессии важны »
-проведение групповых консультаций по теме « Профессии, которые мы выбираем » (профессии типа человек-человек: школа знаний, служба здоровья, на страже закона, культура для всех, сфера обслуживания).
соц.педагог
— проведение индивидуальных профконсультаций с целью расширения знаний о профессиях, учебных заведениях, условиях обучения;
-организация экскурсий в учебные заведения с целью получения профконсультаций;
-посещение «Ярмарки профессий», с целью организации консультаций подростков;
-индивидуальные профконсультации с целью ознакомления с основными результатами профдиагностики;
-совместные профконсультации с учетом личностных особенностей, способностей, успеваемости и интересов ребенка для выработки профессионального пути, получения профессии.
-индивидуальное консультирование по проблемам трудоустройства, защиты прав и законных интересов;
-консультирование с целью оказания помощи в разрешении проблем общения, полового взаимодействия
Профессиональные пробы.
Профессиональные пробы объединяют весь спектр профессиональной деятельности по предметам труда и учитывают самые разные интересы подростков школы-интерната.
Формы организации профессиональных проб: учебный труд, специально организованные кружки, система специально организованных заданий, уроки домашнего труда, работа в мастерских, экскурсии для подростков на предприятия и общественные организации, с целью ознакомления с будущей профессией и составлением профессионального плана.
Организация профессиональных проб предполагает:
овладение первичными знаниями о профессии,
знакомство со специалистами-производственниками,
подробный инструктаж и овладение требованиями к специалисту,
практико-ориентированная деятельность детей,
отчет о прохождении проф. проб,
обмен полученными знаниями и навыками в виде конференции, взаимоконсультаций.
Профессиональные пробы позволяют увидеть успешность (или не успешность) выполнения практического задания в том или ином виде профессиональной деятельности и позволяет судить о направленности профессионального интереса, а главное о возможности успешного освоения будущей профессии в данной области.
Перечень предлагаемых профессий:
повар, грузчик, инструктор по труду, кастелянша, столяр, библиотекарь, подсобный рабочий, плотник, швея по ремонту одежды, подсобный рабочий, вахтер, сторож, уборщик помещений, банщик, гардеробщик, дворник, парикмахер, помощник социального работника, машинист по стирке белья.
За пределами учреждения:
почтальон, кондуктор, санитарка, сапожник, младший продавец, штукатур-маляр, мастер отделочных работ, портной, мастер столярно-плотничных работ, конюх, мастер сельскохозяйственного производства, хозяйка усадьбы, мастер растениеводства, санитарка-уборщица.
Просвещение имеет свей целью углубление знаний воспитанников о профессиях, формирование устойчивого интереса, расширение круга знаний о существующих в обществе профессиях с выделением наиболее актуальных.
Здесь происходит ознакомление с обобщенными психологическими признаками труда, социально-правовыми вопросами профориентации.
Виды работы и содержание
Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, беседы, задачи и проблемные вопросы с профориентационным содержанием, экскурсии, игры из цикла: «Мир профессий»
Расширение представлений детей о профессиях.
Развитие субъективности, присвоение социального опыта.
-формирование представлений о различных видах профессий и их представителями,
— проведение игр по профориентации с целью усвоения детьми представлений о различных видах профессий и знакомство с правилами и нормами взаимодействия с другими людьми, формирование навыков общения, развитие рефлексии и эмпатии.
психолог
специалисты центра занятос-ти
Рассказы, беседы, задачи и проблемные вопросы с профориентационным содержанием, профориентационные сюжетно-ролевые игры, экскурсии и встречи со специалистами.
Формирование умения прогнозировать будущую жизнь, далекую перспективу.
-знакомство с обобщенными психологическими признаками труда,
-освоение понятий о видах профессий с учетом их социальной потребности,
-знакомство с функциями отдела по трудоустройству,
-знакомство с миром профессий, со структурой учебных заведений, собственный выбор профессии,
-знакомство с правами и свободами учащихся.
специалисты центра занятости
Беседы, задачи и проблемные вопросы с профориентационным содержанием, деловые игры, экскурсии и встречи со специалистами, профессиональные пробы, диспут клубы, работа с профессиоведческой и научно-популярной литературой.
Расширение сферы самостоятельности, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности.
-овладение знаниями об эффективном поведении,
-углубленное знакомство с информацией о профессиях,
-освоение социально-правовых вопросов профориентации,
-освоение понятий: «профессиограмма», «формула профессии», «социально-профессиональная мобильность», «безработица»,
-знакомство с ролью и функциями центров занятости в трудоустройстве.
специалисты центра занятости
Деловые игры и детское проектирование.
Целевое назначение: создание ситуации успеха и общественного признания в деятельности, удовлетворение интересов и любознательности, стимулирование личностных достижений в различных сферах деятельности.
Обучение подростков искусству вести деловую дискуссию, преимущественно в социальной области.
Основной инструмент: описание деловых игр, создание команд, обучение и организация работы группы тренеров (специалистов сопровождения-руководителей команд), проведение соревнований внутри школы-интерната, между коррекционными школами.
Подростки школы-интерната, овладевшие опытом ведения дискуссий и определившие свою позицию;
группа специалистов, познакомившаяся с проблемами жизненного самоопределения воспитанников, с позиции самих воспитанников;
привлечение общественного мнения к проблеме формирования профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната;
создание личных связей между детьми, обучающимися в разных учреждениях.
Курс профессиональной переподготовки
Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Методика и содержание деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДВ-091131
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Учительница придумала соцсеть, где школьники помогают друг другу с уроками
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по математике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.