подготовка детей детских домов к самостоятельной жизни
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Наталья Ковылина
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Главной задачей детских домов является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, т. е. способствовать их к социально-трудовой адаптации. Адаптация воспитанников детских домов – серьезная проблема, так как переход от периода детства к периоду взрослости является сложным для любой личности. Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.
У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека.
В последние годы в учреждениях интернатного типа создается обстановка, максимально приближенная к семейной, разрабатываются и внедряются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
И эта проблема с каждым годом становится все серьезней.
Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт.
Еще не малую роль при выходе воспитанников из детского дома имеет такой критерий как самостоятельность. Существует три уровня самостоятельной деятельности ребёнка:
Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им предстоит решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.
Методическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 лет «Кадроворот». Методическая разработка большой профориентационной игры с элементами тренинга Цель: содействие формированию осознанного выбора.
Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май» Вот и подходит к завершению месяц Май. Поделюсь личным: Май мой любимый месяц года. Нежный! Цветущий! Теплый! Я люблю Май самозабвенно,.
«Один день из жизни моих воспитанников» (фотоотчет) Здравствуйте,друзья! Сегодня я решила представить вам один день из нашей повседневной жизни в детском саду. Наш любимый детский садик называется.
«Один день из жизни моих воспитанников» (фотоотчёт) Детский сад-это дом для маленьких человечков,которые верят в сказку,каждый день познают,умеют мечтать и ещё пока летают во сне! Мы воспитатели.
«Путь во взрослую жизнь» программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мохсоголлохский детский дом для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«ПРИНЯТО»
«____» __________ 2015 г.
____________ В.Н. Ильин
директор детского дома
«___» «____»__________ 2015 г.
«Путь во взрослую жизнь»
программа подготовки воспитанников
к самостоятельной жизни.
2015г.
Паспорт программы
Хангаласский улус, п.Мохсоголлох,
8 (41144) 47-7-36, 8-924-764-99-31
Ильин Василий Николаевич
«Путь во взрослую жизнь»
программа подготовки воспитанников
к самостоятельной жизни.
Кравченко Татьяна Анатольевна
Воспитанники детского дома
Кадровое обеспечение Программы
— администрация детского дома
Тип учреждения: МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мохсоголлохский детский дом Хангаласского улуса РС(Я).
Местонахождение: п.Мохсоголлох
Сроки реализации программы: 3 года
Возраст детей: от 13 до 17 лет
Социальный статус детей: Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Организация деятельности педагогов: Программа предназначена для воспитанников в возрасте 13-17 лет, рассчитана на 3 года. Групповые занятия с воспитанниками организуются 1-2 раза в месяц. Длительность занятия от 45 минут до 1 часа.
Работа по данной Программе происходит на предварительно спланированных целенаправленных занятиях. При необходимости повторяется ранее изученный материал.
Для успешной реализации всех моментов возможна следующая технология работы с Программой:
В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, но в примечаниях к каждой теме указывается, кто из воспитателей за нее отвечает. Зная группу, воспитатель самостоятельно определяет количество часов на каждую тему (т.е. количество занятий). Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д. Далее идет работа по выполнению тематического плана. Воспитатели проводят занятия, администрация контролирует качество обучения, уровень знаний и умений, степень выполнения Программы; организует методическую учебу и повышение квалификации.
Программа предполагает творческий подход в процессе реализации. Используя ее вариативность, педагог имеет реальную возможность самостоятельно интерпретировать ту или иную тему в поисках соответствующих путей решения конкретных проблем в зависимости от имеющихся условий, интересов и склонностей воспитанников.
Промежуточным контролем знаний и умений воспитанников могут быть проведение тестирования среди воспитанников, игровые занятия. Кроме того, качество работы по Программе будет видно и в процессе жизнедеятельности в детском доме: общение воспитанников в повседневной жизни.
Для эффективного решения задач программы необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы.
– негативное отношение окружающих к детям детских домов;
– неприспособленность выпускников детских домов к самостоятельной жизни;
– профессиональная ориентация воспитанников детских домов.
Задача детского дома — помочь в социальной адаптации воспитанников, отсюда необходимость создания программы по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в обществе. Формирования у них необходимых навыков для эффективного функционирования в социуме.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация воспитанников детского дома является важной проблемой, так как человек вынужден жить в мире с другими людьми, взаимодействовать как с отдельными представителями общества, так и с группами. И для того, чтобы общение было успешным, человек должен знать и применять общепринятые нормы, выполнять определенные существующие правила, находить эффективные варианты поведения в той или иной ситуации. Наличие у детей-сирот опыта решения этих задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям жизни в современном обществе, поскольку приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт.
Реализация программы
Цель программы: подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни, повышение социальной компетенции детей.
Задачи программы:
• Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
• Информационное обеспечение воспитанников по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, с учётом наклонностей, интересов и способностей.
• Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевых, дидактических, рефлексивных).
• Воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей. Формирование здорового образа жизни.
• Формирование правовой культуры.
• Развитие познавательного интереса
• Формирование экономического мышления.
Материальное обеспечение:
• Помещение для занятий;
• Техническое оснащение (компьютер, проектор);
Формы работы:
Методы работы:
Этапы программы:
1 этап – Подготовительный:
• Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
• Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
• Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
• Теоретическая подготовка педагогов, работающих по реализации программы.
2 этап – Организационный:
• Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
• Реализация системы занятий по программе.
3 этап – Основной:
• Реализация плана работы.
4 этап – Заключительный:
• Совместный анализ занятий со специалистами детского дома, принимающими участие в реализации программы.
• Обобщение опыта реализации проекта.
• Диагностика изменений, произошедших с воспитанниками в ходе реализации программы.
• Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
• Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
• Разработка и внедрение методических рекомендаций по теме программы.
Программа основывается на ряде принципов:
– Принцип гуманизма: уважительное отношение к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, выделение в качестве приоритетных задач забота о физическом, социальном здоровье ребенка.
– Принцип сотрудничества: взаимодействие педагога и воспитанника в раскрытии потенциалов ребенка в различной деятельности, в продвижении его к определенным целям.
– Принцип целесообразности: совместно с воспитанниками разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый из них чувствует свою востребовательность.
– Принцип коррекционно-развивающей направленности: учитывая специфику контингента воспитанников детского дома любое воспитательное мероприятие должно быть направлено на развитие и коррекцию высших психических функций каждого конкретного ребенка.
– Принцип социально-практической направленности: организация всей воспитательной работы с целью достижения адекватного включения воспитанников в социальную среду на основе овладения ими конкретными трудовыми навыками и умениями.
– Принцип творческого начала: продуманная по содержанию, четко организованная по форме деятельность с элементами неожиданности, творчества, проблемности, сюрприза.
— Принцип последовательности и систематичности.
—Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий :создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия ребенка, поддержка, коррекция и развитие его здоровья.
Предполагаемый результат работы с Программой:
· развиты личностные качества, необходимые для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм;
· сформированность представления о чувстве любви, человека к окружающему миру, человека к человеку и т.д.;
· понимание ценности труда и творчества;
· развиты представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
· имеют представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
· понимают роль физической культуры и спорта для здоровья человека;
· расширены знания детей о культуре народа через познание региональных, культурных традиций.
Методическая работа
Мероприятия
Участники
1. Подборка методических разработок
2. Подбор методической литературы.
3. Изучение нормативной документации.
4. Планирование деятельности работы групп
Структура программы:
Программа состоит из 3-х направлений воспитания, содержание которых отражает основные направления работы по воспитанию и социализации воспитанников:
1. «Этика и эстетика семейных отношений»
2. «Мы и Социум»
3. «Труд и профессиональное самоопределение»
Программно-тематическое содержание
Этика и эстетика семейных отношений
Мы и Социум
Цель: знакомство воспитанников с основными правами и гарантиями выпускников детского дома. Рассмотрение основных прав выпускников в сфере образования, медицинского обслуживания, трудоустройства и жилищного хозяйства. Рассмотрение возможных жилищных проблем и их решение.
Труд и профессиональное самоопределение.
Цель: Определение профессиональной направленности воспитанников, знакомство с разнообразием профессий, формирование основных умений трудоустройства.
Рассмотрение плана и способов поиска работы. Научиться составлять резюме на практикуме. Знакомство с рекомендациями для встречи с работодателем. Знакомство с типами образовательных учреждений.
Рекомендованная литература:
7. Г.В. Резапкина «Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов». М.: Генезис, 2004. – 48 с.
«Шаг за шагом» (Программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.
Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Целевая группа:
Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.
Формы работы:
Методы работы:
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальное обеспечение:
Кадровое обеспечение программы:
Реализация программы:
Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Количество участников: 15–20 человек.
Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:
Этапы программы
Направления в работе с выпускниками
Направление в работе
Краткое содержание работы
Формирование Я-концепции
Моё «Я» как внутренний мир.
В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.
Правовая ориентация
Перечень документов, которые необходимы выпускнику.
Валеологическая ориентация
Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.
Социально-бытовая ориентация
Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Профессиональная и трудовая ориентация
Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.
Семейная ориентация
Роль семьи в жизни человека. Любовь.
Финансово-экономическая ориентация
Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.
Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.
Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:
Ожидаемые результаты:
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.
Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:
Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.
Модификация методики применительно к выпускникам образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проведена Г.В.Семья и Ю.С.Смирновой.
Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения
Наталья Лаврова
Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения
«Комплексная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения»
Работа содержит методические рекомендации по комплексной подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения. В работе выделены проблемы профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определен ряд направлений и практических решений, направленных на формирование жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлены педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту. Определен спектр педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников. Как метод моделирования социальных отношений предложены игровые технологии. Работа содержит методические рекомендации по разработке имитационных игр, ситуационно – ролевых игр, дидактической игры. Работа будет интересна социальным педагогам, педагогам образовательных учреждений, педагогам – психологам, педагогам – организаторам.
С внедрением ФГОС от учреждений профессионального образования требуется не только подготовка грамотных специалистов, но и формирование у обучающегося осознания себя как члена социального и профессионального сообщества. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. Однако процесс подготовки воспитанников к самостоятельной жизни не всегда рассматривается в контексте целенаправленного создания условий для развития личности ребенка. Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска из образовательного учреждения, где детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были созданы интернатные условия. Если ранее все возникающие у воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы решали педагоги, специалисты и сотрудники образовательного учреждения, то после выпуска данная категория лиц остается с возникающими проблемами один на один.Наиболее важные из этих проблем следующие:
1. Проблема здоровья. Исследования показывают, что среди сирот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей. Лишение детей материнской заботы, с последующей психической депривацией, в учреждениях государственного воспитания, сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот, наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.
2. Проблема интеграции и социальной адаптации. Важное значение, в адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет правильная и рациональная организация их профессионального обучения, способствующая повышению их уровня конкурентоспособности на рынке труда. Исходя из понимания положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учебным технологиям главной задачей является – организация системы воспитания и обучения имеющая цель комплексной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к полноценной самостоятельной жизни после выхода из образовательного учреждения.
Решение этой задачи предполагает: удовлетворение потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования и квалификации в избранной области деятельности; разработка и внедрение новых методов обучения.
В жизненном и профессиональном самоопределении выпускники, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием жизненного опыта, который другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Педагоги могут помочь данным обучающимся сформировать комплекс качеств, благодаря которым, они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации.
К таким качествам можно отнести:
— информированность и соотнесение информации со своими особенностями;
— умение принимать решение;
— положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.
Большинство выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
— отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т. п. ;
— несформированность потребности и способности трудиться;
— иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
— отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;
— отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит; специфическая субкультура низкого уровня;
— плохое состояние здоровья.
Как показывает опыт работы, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения.Данным выпускникам характерны:
— ограниченность знаний, познавательная пассивность, ограниченность и своеобразие словарного запаса;
— равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивация к их освоению;
— отсутствие стремления проявить себя;
— недостаток критичности; завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний;
— повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество);
— недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения;
— иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;
— отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт;
— неумение самостоятельно организовать свой досуг.
Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит эмоциональных отношений, замкнутость. Более того, мотивация к изменению поведения у данных воспитанников низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Работа должна быть направлена на развитие установок социального сотрудничества, тенденции предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желание помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и помощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Для успешной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни необходимо проводить мероприятия, содержащие в себе процесс «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира.
Самое главное – это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что вчерашние выпускники, которые не смогли адаптироваться и социализироваться в обществе, скорее всего, начнут вести асоциальный образ жизни, а это – повышение уровня преступности, рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение психологической напряженности в обществе, увеличение числа малоимущих и нищих, рост числа членов общества, имеющих какие-либо девиации в поведении.
Цель методической разработки – информирование педагогических работников о существующей проблеме, создание условий для внедрения педагогических технологий, использование которых оптимально подходит при разработке и проведении уроков, мероприятии направленных на повышение уровня социализации воспитанников.
1. Представить теоретические основы по выбранной теме, обозначить ее актуальность;
2. Определить проблемы, возникающие при работе по подготовке обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни;
3. Представить методический материал для работы.
1.1. Проблемы профессиональной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения.
Профессиональная социализация личности, представляет собой развитие и самореализацию человека в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая включает не только профессиональные знания, умения и опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, но и определённую систему ценностей в соответствии с назначением и смыслом профессии, а также нормы поведения и взаимоотношений.
Современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода «рабочий капитал». Станет ли будущий выпускник успешным человеком, зависит от множества различных факторов, главным из которых является успешность процесса социализации.
Результат успешной социализации – это интеграция человека в профессиональное сообщество и общество. Профессиональная социализация достаточно длительный процесс, и чем лучше воспитанник будет подготовлен к этому процессу, тем успешнее у него сформируется система профессиональных и ценностных ориентаций. Стратегическое планирование индивидуальной биографии становится наиболее актуальным для воспитанника. В связи с этим ключевыми становятся такие ориентиры, как «социальная успешность» личности во всех её проявлениях. В связи с этим в учреждениях СПО особое значение отводится формированию социальных компетенций, творческих компетенций, компетенций самосовершенствования. Кардинальные социально-экономические преобразования в стране, рыночные отношения, введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия профессиональной подготовки личности. Приоритетными являются следующие направления подготовки воспитанников:
— развитие личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда сообразно способностям, интересам и возможностям, а также потребностям общества;
— подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
— развитие предприимчивости, самостоятельности, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности, порядочности;
— формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;
— воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая, экологическая, правовая и т. д.).
1.2. Формирование жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как фактора подготовки и к самостоятельной жизни в обществе обусловлена рядом обстоятельств:
— недостаточная разработанность теории и практики педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто направленных на конкретные аспекты самоопределения и не учитывающих его комплексного характера;
— педагоги, психологи, не пройдя специальной подготовки для работы с детьми лишенными семейного окружения, пытаются без должного организационного, теоретического и методического обеспечения руководить формированием жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Многие авторы, изучающие данную проблему, отмечают, что в условиях утраты семейного окружения и воспитания в учреждениях закрытого (интернатного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое и будущее со своими целями, ценностными ориентациями, возможностями.
Традиционная система педагогического руководства формированием жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждается в переосмыслении с позиции личностно-ориентированного подхода, что должно создать в образовательном учреждении условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом воспитательном учреждении, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, профессии.
В развитии психолого-педагогической теории жизненногопланирования наиболее отчетливо проявляются два концептуальных подхода:
— первый, определяющий жизненные планы как процесс и результат поэтапного принятия решений, посредством которых личность формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями социума;
— второй, рассматривающий жизненные планы как процесс формирования индивидуального стиля жизни, отражающий понимание, переживания, предметные действия в конкретных социальных условиях.
Формирование жизненных планов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует рассматривать, как один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу практического освоения детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией спонтанно формирующихся жизненных планов, важно включаться в целенаправленную совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из следующих принципов жизненного планирования: актуальности, рациональности, реалистичности и контролируемости. При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию обучающихся, необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самостоятельному поиску и отбору информации.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Имитационная игра, как метод моделирования социальных отношений.
При разработке планов уроков и мероприятий, направленных на успешную социализацию воспитанников необходимо использовать педагогические технологии, ориентированные на интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной, исследовательской и проектной деятельности, дальнейшему профессиональному росту, самореализацию, самовоспитание, самостоятельному поиску и отбору информации.
Спектр используемых технологий довольно широк:
— Групповые технологии обучения – повышают эффективность усвоения содержания программ учебных курсов, способствуют формированию коммуникабельной, толерантной личности, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе;
— Игровые технологии обеспечивают освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве;
— Технология проблемного обучения ведет к освоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей;
— Технологии перспективно-опережающего обучения способствуют формированию общекультурных компетентностей, ситуации успешности для каждого воспитанника;
— Проектные технологии создают условия, способствующие осмыслению накопленного материала, самореализации, творчества и исследовательской деятельности;
— Исследовательские технологии помогают в обучении основам исследовательской деятельности, способам получения информации и работы с различными источниками, способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу. Данные технологии часто применяются при подготовке проектов, выполнении лабораторных работ;
— Информационные технологии обучают работе с разными источниками информации, в том числе компьютерными.
Из вышеперечисленных технологий следует обратить внимание на игровые технологии, т. к. именно они позволяют воспитанникам в воображаемых условиях не только реализовать определенную деятельность, но и имитировать, «проживать» различные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, ситуаций, отношений. Как метод моделирования социальных отношений можно разработать имитационную игру.
В имитационной игре должны быть выполнены следующие положения:
1.Наличие объекта игрового моделирования: им может быть – первый день на работе, встреча с юристом по поводу оформления документов, разговор с работодателем, собеседование при приеме на работу и т. д.
2.Соревнование: в игре всегда действует несколько игровых групп, между которыми разворачивается состязание, как за лучшее выполнение задания, так и в демонстрации сплоченности игровой группы. Система оценивания позволяет выявить игровую группу, успешно решившую основную задачу игры, поощрить работавших быстро, дружно, проявивших доброжелательность и чувство юмора.
3.Конфликт: в игре конфликт запрограммирован тем, что задача, которую должна решить игровая группа является сложной – требуется освоить новый материал и творчески его применить в неожиданной ситуации.
4.Роли: в игре используются самые разные роли, которые необходимо распределить между участниками игры, максимально учитывая их способности, устремления и состояния.
5.Взаимодействие: четкий сценарий и схема игры обеспечивают готовность игровых групп к контакту друг с другом в дискуссиях, к экспертизе. Защите и оппонированию своих и чужих идей, предложений, решений, поступков.
6.Подведение итогов: в игре работают эксперты, компетентное жюри, консультанты (педагоги, психологи, в задачу которых входит оценка деятельности участников игры.
7.Игровое последействие: оно проявляется в социально – психологическом климате группы, коллектива. Иногда имеют место негативные последствия. Чаще всего это связано с распределением призовых мест, награждением победителей. В этом случае педагогу необходимо использовать игротехнические приемы релаксации, чтобы снять напряжение с участников игры.
2.2. Ситуационно – ролевая игра
Основная идея заключается в том, что индивидуальное решение воспитанников, принимаемое им в конкретной ситуации (прием на работу, знакомство с коллегами, распределение бюджета и т. д.) соотносится с коллективным (5-7 воспитанников) решением и сравнивается с эталонным решением, которое предлагает ведущий. Предложенную ведущим ситуацию, решает вначале каждый участник, а затем участники, объединившись по 5-7 человек, принимают командное решение. При подведении итогов обращается внимание на характер взаимодействия в игровой подгруппе при обсуждении и принятии решения, на психологическую совместимость членов команды, борьбу за лидерство и т. д.
2.3. Дидактическая игра.
Дидактическая игра используется для обучения конкретным навыкам. Например, если мы хотим сформировать навыки делового общения, повысить уровень коммуникативной культуры воспитанников, то можно использовать следующий алгоритм, который называется «Вертушка общения». Игрок получает маршрутный лист, из которого можно понять, какую роль на каждом этапе ему предстоит играть и за каким столом сидеть. Тема диалога может быть из любой области будущей самостоятельной жизни. Главное заложить в неё некое противоречие, спорный вопрос. Главное чтобы участники имели разную точку зрения на данную проблему, вопрос. Результаты договоренности фиксируются на специальном бланке и заверяются подписями всех «договорившихся» сторон. Если кто-то из участников «Вертушки общения» отказывается поставить свою подпись на бланке, не видя возможности отказаться от своей точки зрения, то он получает 0 баллов, но и с его собеседника снимается 2 балла за неумение убеждать. Далее следует пересадка. И снова диалог, решение, подписи. Диагностика участников заключается не в фиксации баллов и тех участников, которым удалось убедить других в правильности своих взглядов, а в эмоциональной реакции и поведении участников игры во время делового общения.
В настоящее время значимым в образовательном и воспитательном процессе современного образовательного учреждения является компетентностный подход. Перед педагогами ставятся задачи формирования компетенций воспитанников, как необходимого условия их самореализации. Образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Поставленная перед образовательным учреждением задача подготовка квалифицированного, конкурентного специалиста, свободно владеющего своей профессией на уровне мировых стандартов, а также свободно ориентирующегося в сложных областях деятельности. Все больше возникает потребность в формировании у выпускников способности применять знания в различных ситуациях и решать жизненные проблемы, самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать траекторию их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию. Подготовить выпускника к самостоятельной жизни – это не только подсказать и помочь, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Для успешной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни необходимо проводить мероприятия, содержащие в себе процесс «проживания» в определенной ситуации, выявления новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира. Как метод моделирования социальных отношений, включающий в себя процесс «проживания» определенных ситуации, в данной работе предложено использование педагогам имитационных игр.
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Родительское собрание на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Цель: содействовать.
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Адаптация-это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством,.
Формирование здоровья ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения Гикавчук И. А. воспитатель МДОУ№ 57 г. Майкоп Наши дети. Сколько радости и надежд связано с их появлением на свет. Мы хотим, чтобы они выросли.
Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» Задачи: 1. Заботится о физическом и психическом благополучии детей. 2. Стараться донести до сознания родителей, детей, что правильная двигательная.
Консультация для воспитателей «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения» Хорошее настроение – лучший Рецепт против плохого поведения. Не осуждайте малышей за плохое поведение – то есть за плохое настроение. Ищите.
Презентация «Управление инновационным развитием образовательного учреждения в условиях введения ФГОС» Хочу предоставить вашему вниманию презентацию на тему «Управление инновационным развитием образовательного учреждения в условиях введения.
Презентация «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства». Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства. Центр двигательной активности в группе.
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Проект Адаптации детей раннего возраста.
Статья «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.