почему зерноядные птицы в разные периоды жизни могут занимать в пищевых цепях место консументов
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Пищевая цепь»
1. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: большая синица, жук яблонный цветоед, ястреб, цветки яблони. Определите консумента второго порядка в составленной цепи.
2. Кровососущие насекомые – обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.
Консументом 2 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 1 порядка (травоядного, например, коровы).
Консументом 3 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 2 порядка (лисицы).
Консументом 4 порядка кровососущее насекомое является, когда питается кровью консумента 3 порядка (волка).
3. В водоеме обитают разнообразные организмы: окунь, щука, одноклеточные зеленые водоросли (хлорелла), дафнии, головастики. Составьте цепь питания из названных организмов. Укажите консумента третьего порядка. Выберите пары организмов, которые вступают в отношения «хищник-жертва».
4. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?
Самыми тяжелыми будут растения, поскольку они находятся в начале пищевой цепи. Самыми легкими будут млекопитающие и птицы, т.к. они не только находятся в конце пищевой цепи, но и дополнительно теряют массу, тратя энергию на нагревание тела.
5. Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
Пока зерноядные птицы питаются зерном, они являются консументами первого порядка. Своих птенцов зерноядные птицы выкармливают насекомыми – в этот момент они являются консументами второго порядка.
6. Почему, согласно правилу экологической пирамиды, в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
1) энергия расходуется на жизнедеятельность организмов
2) энергия рассеивается в виде тепла
3) часть энергии не передается с предыдущего звена на следующее (пища не переваривается на 100%)
7. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.
1) листья репы –> крестоцветные блошки –> лягушка –> уж –> хорь;
2) консумент второго порядка – лягушка, так как она питается консументами первого порядка.
8. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: дождевой червь, лисица, листовой опад, орел, еж. Какой из организмов исполняет роль консумента третьего порядка?
9. Как изменяется количество энергии в пищевых цепях при переходе с одного трофического уровня на другой? Ответ поясните.
1) при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии теряется, 10% энергии сохраняется;
2) энергия теряется, так как рассеивается в виде тепла;
3) энергия теряется, так как часть пищи организмами не усваивается.
10. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крупная хищная птица, растение, бабочка, змея, лягушка. Сколько энергии переходит на уровень консументов III порядка, если чистая годовая первичная продукция экосистемы составляет 10 000 кДж?
1) пищевая цепь: растение – бабочка – лягушка – змея – крупная хищная птица;
2) на уровень консумента III порядка переходит 10 кДж энергии
11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2) Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3) К фототрофам относят зеленые растения и хемосинтезирующие бактерии. (4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6) Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7) Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.
3 – хемосинтезирующих бактерий не относят к фототрофам, они используют энергию окислительно-восстановительных реакций неорганических веществ;
4 – растения в пищевых цепях играют роль продуцентов;
6 – энергия, в отличие от веществ, не может передаваться по замкнутому кругу.
12. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Перенос веществ и энергии в биогеоценозе от их источника через ряд организмов называется пищевая цепь. (2) Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает в себя продуцентов и консументов. (3) Первым звеном пищевой цепи являются продуценты. (4) Консументами I порядка являются растительноядные животные. (5) Консументы II порядка формируют второй трофический уровень. (6) Редуценты живут в организмах и разлагают органические вещества до неорганических веществ. (7) Пищевая цепь другого типа – детритная – начинается от мелких почвенных животных и заканчивается крупными животными.
1) 5 – консументы II порядка формируют третий трофический
уровень;
2) 6 – редуценты живут в отмерших органических остатках и
разлагают органические вещества до неорганических веществ;
3) 7 – детритная цепь начинается с мёртвых растительных или
животных остатков (органических остатков)
13. Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?
1) главным источником энергии является детрит – отмершие растения и погибшие животные;
2) детритофаги: раки, черви-трубочники, бактерии-сапротрофы;
3) в глубоководных экосистемах они выполняют роль консументов и редуцентов
14. Объясните, почему не вся энергия, поступившая с пищей, расходуется на рост животного.
1) часть пищи не переваривается и выводится из организмов в виде кала;
2) часть поглощенной энергии расходуется на поддержание жизнедеятельности (движение, обмен веществ и т.д.);
3) часть энергии превращается в тепловую и рассеивается в пространстве
Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни могут занимать в пищевых цепях место консументов
Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.
1) В листьях оседают различные вредные вещества.
2) У лиственных растений листья опадают ежегодно, а с ними удаляются вредные вещества, у хвойных растений листья живут 3—5 и более лет, поэтому вредные вещества не удаляются и ведут к отравлению организма.
Критерии оценивания ответа на задание С3 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 2 |
Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.
1) у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, ненаследственной) изменчивости;
2) проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня).
Критерии оценивания ответа на задание С3 | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальное количество баллов | 2 |
Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пёстрым дятлом и малым пёстрым дятлом, обитающими в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.
1) Конкуренция за ресурсы.
2) Для жизни им требуются одни и те же ресурсы: обитают в одном ярусе, пища, одинаковая экологическая ниша
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов. Ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?
1) Сначала численность мышевидных грызунов резко возрастет, т. к. нет хищников.
2) Затем начнёт снижаться, под действием болезней и паразитов, т. к. они уничтожат свою кормовую базу —увеличится конкуренция (а также хищники уничтожали больных и ослабленных животных).
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов. Ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
1) зерноядные птицы питаются зернами — являются консументами I порядка.
2) своих птенцов выкармливают насекомыми (животная пища более богата белками для выкармливания потомства) — в этот момент являются консументами II порядка.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов. Ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.
Абиотические: глубина снежного покрова зимой
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Ручьевая форель живёт в воде с концентрацией кислорода не менее 2 мг/л. При понижении его содержания до 1,6 мг/л и меньше форель гибнет. Объясните причину гибели форели, используя знания о норме реакции признака.
1. Количество кислорода 2 мг/л является нижним пределом выносливости для ручьевой форели
2. Норма реакции – это генетически обусловленные пределы, в которых может изменяться признак организма. Норма реакции приспособительных признаков организма не позволяет ручьевой форели адаптироваться к концентрации кислорода ниже 2 г/л, поэтому при концентрации кислорода 1,6 г/л и ниже форель погибает.
1. Количество кислорода 2 мг/л определяется нормой реакции.
2. При повышении или понижении данного значения, организм гибнет, т. к. количество кислорода ограничивающий фактор.
У ручьевой форели узкая норма реакции
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Почему отношения гриба трутовика и берёзы считают примером паразитизма?
1. Трутовик питается за счет живых тканей березы.
2. Трутовик разрушает древесину березы и приводит к ее гибели.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Кровососущие насекомые — обычные обитатели многих биоценозов. Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов II, III и даже IV порядков.
1. Если кровососущее насекомое питается кровью растительноядного животного – то само является консументом II порядка.
2. Если кровососущее насекомое питается кровью насекомоядного, мелкого хищника, или даже падальщика – то само является консументом III или IV порядка.
1. Например, комар пьет кровь зайца. Комар — консумент II порядка.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
При загрязнении водоёмов отходами производства в воду поступают соединения тяжёлых металлов, которые накапливаются в живых организмах. Объясните, в какой части представленной пищевой цепи и почему концентрация этих веществ достигнет максимального уровня. Фитопланктон → зоопланктон → плотва → окунь → щука → рыбоядная птица.
1) наибольшее накопление будет в теле рыбоядной птицы;
2) рыбоядная птица — последнее звено в цепи питания.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
На тропинках и рядом с ними в лесах и парках люди вытаптывают землю. Объясните, к каким нарушениям в жизни обитателей почвы приводит интенсивное вытаптывание в местах массового отдыха людей.
1) уплотнение почвы приводит к уменьшению её воздухопроницаемости и водопроницаемости и нарушает жизнедеятельность растений;
2) из-за уменьшения воздухопроницаемости почвы нарушается дыхание обитающих в ней животных (червей, насекомых)
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Одна самка луны-рыбы вымётывает до 300 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоёмах беспредельно.
1) при наружном оплодотворении у рыб в воде не все икринки бывают оплодотворены;
2) до и после оплодотворения икринки рыб, образовавшиеся мальки и молодь гибнут из-за воздействия на них абиотических и биотических факторов среды.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов. ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
К каким изменениям в экосистеме леса может привести сокращение численности растительноядных млекопитающих?
1) Сокращение численности растительноядных млекопитающих приводит к увеличению численности растений, так как они будут меньше съедаться животными.
2) Сокращение численности растительноядных (консументов 1 порядка) приводит к уменьшению численности консументов второго (и последующих) порядка — хищников, так как им не будет хватать еды.
(как варианты ответа)
1) Сокращение численности крупных растительноядных копытных в большинстве случаев слабо отражается на других членах экосистемы, поскольку их биомасса относительно невелика. Сокращение численности мелких растительноядных приведёт к сокращению численности консументов последующих порядков.
2) Уменьшится прирост первичной биомассы.
Распространение плодов и семян растений замедлится, что приведёт к снижению их численности
3)Возможно, сокращение численности тех почвенных организмов, пищей для которых служил помёт копытных животных. Снизится деятельность этих организмов по переработке остатков и удобрению почвы.
Нарушится устойчивость экосистемы.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает один из названных выше элементов, ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Почему при изменении условий среды из биоценоза в первую очередь исчезают малочисленные виды?
1) у малочисленных видов небольшой спектр изменчивости и малая возможность приспособления к новым условиям;
2) чем меньше численность вида, тем больше вероятность случайной гибели особей и исчезновения вида.
При изменении условий среды в биоценозах прежде всего исчезают малочисленные виды в связи с тем, что они не могут приспособиться к новым условиям. Для того, чтобы выжить в изменяющихся условиях среды, нужно к ним приспособиться. В популяциях с большим количеством особей отбор идет эффективно, так как в таких популяциях больше генетическая неоднородность. Генофонд популяций малочисленных видов менее разнообразен. В таких популяциях чаще происходит близкородственное скрещивание, генетическое разнообразие таких популяций невелико. Соответственно, невелик материал для естественного отбора. Особи не могут приспособиться к новым условиям, поэтому погибают и исчезают в биоценозах в первую очередь.
Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
1)ПЕРВОЕразмножение у многих птиц наступает в весенние периоды, тогда, когда зёрен ещё НЕТ, но это не главная причина, т.
К. в повторные гнездования(а это у многих птиц с июля по август) или при потери гнёзда у птиц есть возможность добывать плоды растений.
2)Птенцам нужно поскорее вырасти = > ; им нужен белок, а это именно жучки, паучки, червячки и т.
3)Многие самки птиц сидят на гнёздах или добывают сами себе пропитание, высиживая птенцов, а это большие затраты энергии, которые нужно возобновлять.
Мясной и «насекомоядный» рацион очень питателен для птиц.
(во время перелётов происходит тоже самое)
4)Организму нужно «пополняться» минералами и др.
Компонентами, которые не содержаться в растительной пище.
Задам сразу такой вопрос, «А почему птицы сменяют свой рацион только в эти события?
«Например дятлы могут лакомится падалью, синица не прочь в «обычные» дни перекусить мошкой.
Это точно так же, как и хищные животные питаются(лакомятся) сладкими плодами типа арбузов, дынь и т.
С размножением и перелётами это событие связанно, конечно сильнее, но это не означает, что животные только питаются одной пищей(это так, на будущее)
Так как процесс размножения у птиц происходит тогда, когда зерна ещё нет, они вынужденны стать хищниками, чтобы приносить своим деткам червячков.
Тем более маленьким птичкам нужны нуклеиновые кислоты, которые можно взять у других организмов(опять же червяков).
Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?
Составте пищевую цепь, используя следущие живые организмы : тля, скворец, черная смородина, ястреб, паук, божья коровка?
Составте пищевую цепь, используя следущие живые организмы : тля, скворец, черная смородина, ястреб, паук, божья коровка.
Определите в этой пищевой цепи консумента второго порядка.
Эта пищевая цепь выедания или разложения?
Объясните, в каких случаях они занимают в пищевых цепях положение консументов 2, 3 и даже 4 порядков.
В пищевых цепях прокариоты являются, в основном : продуцентами, редуцентами, консументами I порядка, консументами II порядка,?
В пищевых цепях прокариоты являются, в основном : продуцентами, редуцентами, консументами I порядка, консументами II порядка,.
Какой трофический уровень занимает человек в этих цепочках?
Напишите пищевые цепи :
Определите количество звеньев в пищевой цепи.
В воздух будет выделяться сероводород. Он взрывоопасен и ядовит для человека. В воду буду сбрасывать отходы, может погибнуть жизнь в водоемах. Нужно строить очистительные сооружения.
Клетки могут быть круглыми, плоскими, веретенообразными и иметь отростки. Форма клетки в организме зависит от выполнения функции. Процессы переработки пищи в организме, расщепление питательных веществ и включение их обмен веществ обеспечивает пищев..
Земноводные легкие ящерицы легкие появляются трахеи.
Ответ : Является выростом клетки эпидермы.
Растения дышат в любое время дня и ночи, но питаются только днем.