почему земля и другие природные ресурсы оценивают как основа жизни народов

Природные ресурсы как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации

Аверьянова Н.Н., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, кандидат юридических наук.

Земля и природные ресурсы как объекты, которые требуют особого отношения к себе со стороны государства и общества, признаны всенародным достоянием. Однако «всенародное достояние» можно интерпретировать по-разному. Так, в Конституции РСФСР 1978 г. положения о природных ресурсах как всенародном достоянии рассматривались через призму имущественных отношений, что было обусловлено наличием исключительной государственной собственности на данные объекты, которая и выступала гарантом реализации данного принципа. Положение ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации 1993 г. не связано с имущественными отношениями, а отражает особую жизненную значимость данных объектов, при этом давая законодателю установку на закрепление в нормативных актах особого режима их использования и охраны.

Aver’yanova N.N. Natural resources as a basis for life and activity of peoples living on the territory of the Russian Federation.

Часть 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации закрепила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Что касается вопроса о земле как основе жизни и деятельности народов, то он хотя и вызывает определенное волнение в душах тех самых народов, но в том, что он так или иначе реализуется, сомнений нет: в конце концов, народ живет на земле. В отношении реализации конституционного положения о том, что природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов России, то данная проблема является более чем острой.

Прежде чем определить юридическое и фактическое значение природных ресурсов для народов России, необходимо четко обозначить, что является природным ресурсом по смыслу ч. 1 ст. 9 Конституции.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (часть 1). Ст. 25; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 26. Ст. 3012; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17.

Семьянова А.Ю. Экологическое право: Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2005.

А в целом, несмотря на прямую связь положений конституционного и экологического законодательства, необходимо отметить, что последнее более детально, «педантично» в своих определениях. Здесь очень четко разделяются основные дефиниции отрасли: что есть природные ресурсы, полезные ископаемые, природные объекты, компоненты природной среды и др.

Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства / Под ред. А.С. Шестакова. М.: КМК, 2003.
См.: www.ostu.ru.

Уже сразу после принятия Конституции Российской Федерации положения ч. 1 ст. 9 истолковывались неоднозначно. Например, в Конституции Республики Алтай появилось положение о том, что все природные ресурсы (земля, недра, леса и др.) являются собственностью этой Республики. И она как собственник самостоятельно решает вопросы о разграничении права собственности на природные ресурсы: на федеральную, региональную, муниципальную и частную. В защиту субъекта Российской Федерации здесь стоит сказать, что вывод об имущественной природе данного положения напрашивается сам собой и может быть признан логичным, учитывая, что ч. 2 той же статьи Конституции закрепляет как раз формы собственности на землю и природные ресурсы.

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

Таким образом, Конституционный Суд полностью исключил имущественную сущность данного положения, т.е. ч. 1 ст. 9 не имеет намека на отношения собственности на природные ресурсы.

См.: Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007; Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996; Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

В частности, единодушно определено, что Конституция выделяет землю и природные ресурсы как всенародное достояние, объекты, которые требуют особого отношения к себе со стороны государства и общества.

Таким образом, в Основном Законе, по которому мы жили до 1993 г., положения о природных ресурсах как всенародном достоянии рассматривались через призму имущественных отношений, т.е. отношений собственности.

Пикалов И.А. Справедливость или гуманизм? // Современное право. 2008. N 6; Черняева А.В. Теория Дж. Ролза и государство: пути осмысления политической справедливости власти и государства // История государства и права. 2008. N 2 и др.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

Поэтому тот факт, что Конституция вносит положения о земле и природных ресурсах в эту главу, уже говорит об особой важности данного вопроса и об особом отношении власти к нему. И это не может не радовать, тем более что теоретически данная правовая конструкция несет в себе лишь положительный потенциал, реализовать который под силу отраслевому законодательству.

Современная тенденция такова, что большинство природных ресурсов находятся преимущественно или исключительно в государственной собственности, причем в федеральной. То есть реального многообразия форм собственности на природные ресурсы не существует.

Поэтому говорить о полноценном праве муниципальной и частной собственности можно только по отношению к земле. В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. в ст. 8 определяет, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за небольшим исключением.

СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; 2006. N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; 2007. N 49. Ст. 6056; 2008. N 18. Ст. 1941; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3420; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17.

См.: Румянцев Ф.П. О некоторых правовых особенностях начала аграрной истории современной России // История государства и права. 2007. N 21.

ФЗ от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2008. N 49. Ст. 5748.

Кроме того, люди имеют право на бесплатное пользование частью природных ресурсов в личных целях (свободно пребывать в лесах, на водных объектах, пользоваться недрами на своем земельном участке в определенных границах).

Подытожив сказанное, необходимо отметить, что положение ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации является декларацией прав народов на землю и другие природные ресурсы. Оно не связано с имущественными отношениями, а отражает особую жизненную значимость данных объектов, при этом давая законодателю установку на закрепление в нормативных актах особого режима их использования и охраны. Свою практическую реализацию данное положение находит в отраслевом законодательстве, которое регулирует порядок использования и охраны природных ресурсов для всех граждан Российской Федерации и их объединений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *