почему тургенев назвал написанные в конце жизни рассказы стихотворениями в прозе
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ОЧЕНЬ СРОЧНО, БУДУ ВАМ БЛАГОДАРНА.
Почему И. Тургенев назвал написанные в конце жизни рассказы стихотворениями в прозе?
Композиция. Начало стихотворения — радостное восклицание («Мороз и солнце; день чудесный!»). Затем лирический герой обращается к возлюбленной, называя ее «друг прелестный», «красавица». В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний вечер, когда «вьюга злилась», и восхитительное солнечное утро. По контрасту со вчерашней бурей великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее. Очевидно, что прекрасным картинам природы созвучно и настроение лирического героя.
От любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. С помощью аллитерации он передает треск дров в печи:
Трещит затопленная печь.
Завершается стихотворение радостным призывом:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Точные и яркие образы солнечного зимнего утра соединены в стихотворении Пушкина с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.
Реферат на тему «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Озерская средняя общеобразовательная школа им. Сергея Аникина
«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева»
ученица 7 класса МКОУ Озерская СОШ
им. Сергея Аникина, Филатова Анна
учитель русского языка и литературы,
1.1 История создания цикла «Стихотворения в прозе»………………. ….4
1.2 «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: жанровые особенности, тематика………………………………………………………………………..….7
1.3 Место цикла «Стихотворения в прозе» в русской литературе………10
Иван Сергеевич Тургенев – один из блестящих мастеров русской прозы, автор романов, повестей, драматических произведений, рассказов, очерков и критических статей. [1] Творчество Тургенева сыграло громадную роль в духовном развитии русского общества, в истории русской литературы, обогатило отечественную и мировую культуру. Вражда к крепостному праву, искреннее сочувствие нуждам народа, прогрессивные гуманные идеи вдохновляли Тургенева. «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение наряду с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова», — писал Салтыков-Щедрин в некрологе о Тургеневе [2].
1. И.С. Тургенев – поэт.
1.1 История создания цикла «Стихотворения в прозе».
Признанный романист, Тургенев счел роман пройденным этапом. Писатель почуял возможность создания нового, более сложного жанра. Такого, которого до того не было в литературе. До поры об этом экспериментальном труде никто не знал.
Летом 1882 года Ивана Сергеевича навестил его старинный приятель, редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Матвеевич Стасюлевич. В беседе с писателем он полюбопытствовал, верен ли разошедшийся по Европе слух. Русские и даже английские газеты сообщали о том, что Тургенев трудится над новым большим романом. Стасюлевич желал узнать, соответствует ли истине это «приятное известие». Иван Сергеевич категорически отверг вести о том, что якобы напишет большое произведение. В доказательство обратного он «достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков, разного формата и цвета». Тут любопытство гостя дошло до крайнего предела. Тургенев пояснил, что набрасывал «нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры». Однако писатель не хотел, чтобы эти записи увидели свет при его жизни. Под влиянием вырвавшегося дружеского признания Иван Сергеевич окончательно решил: «Запечатаю все это и отдам вам на хранение до моей смерти».
В 1883 году создания Тургенева были напечатаны в «Вестнике Европы»[прил.1] Павел Васильевич Анненков, выражая чувства всех читателей, написал Стасюлевичу: «Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благородной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе»…» Редактор запросил у Тургенева новую часть, но писатель обошел просьбу молчанием. Много позднее, уже в 1920-е годы наследники Виардо дали наконец разрешение на просмотр рукописей писателя. К работе в архивах приступил французский литературовед Андре Мазон. И о чудо! Сразу нашел еще тридцать стихотворений, никому не известных. Очевидно, писатель счел их слишком личными и оставил у себя. Только в 1931 в России полностью был напечатан цикл «Стихотворений в прозе».
Вопрос о заглавии тоже решился не сразу. Ведь приходилось определять сущность жанра, которого ранее в литературе не существовало. Стасюлевич предлагал Тургеневу назвать эти маленькие произведения «зигзагами». По его мнению, эти художественные создания «коротки как молнии и как молния внезапно освещают пред Вами громадные перспективы». Однако Тургенев уже придумал два жанровых определения, которые взаимно дополняли друг друга. Одно касалось внутренней сути содержания. Писатель назвал свой цикл по-латыни «Старческое» – «Senilia». Оно говорит читателю, что перед ним своеобразные итоги жизни, рассказ о пережитом и перечувствованном. Другое название – раскрывало оригинальную форму. Тургенев точно охарактеризовал ее. Это сочетание лирического и прозаического начала, дотоле невиданное. Это – «Стихотворения в прозе». [5]
Найденное и воплощенное Тургеневым в его произведениях до цикла «Стихотворения в прозе» нашло свое отражение в его миниатюрах, созданных в последнее десятилетие жизни. Поэтому многоплановая, богатая идейно-художественная и философская проблематика этого цикла с учетом тех находок, которые были творчески развиты Тургеневым в других произведениях, может быть определена в её наиболее полном объёме на основе конкретного анализа большинства стихотворений, составляющих этот цикл, взятых в контексте эпохи, в контексте мировой культуры и тургеневского творчества в целом. В основе тургеневского миропонимания, а значит и его творчества лежит особое представление о жизни, согласно которому жизнь не может быть определена какой-либо одной истиной. Жизнь, считает писатель, слишком разнообразна. Необходимо подчеркнуть и тот факт, что для мировоззрения Тургенева-художника характерно определенное внутреннее постоянство, определенная целостность его взглядов. Его понимание искусства, его эстетические и этические идеалы неизменны и это прослеживается при изучении всего творчества писателя. Стихотворения в прозе, на наш взгляд, представляют собой образец уникального маргинального жанра, жестко связанного с формой цикла. Вне цикла, в отдельно взятой лирической миниатюре, основные жанровые признаки перестают функционировать. На примере анализа тургеневского цикла, который можно считать образцом жанра, мы впервые выделяем комплексную систему жанрообразующих признаков, особенности поиска которых определяются местом стихотворений в прозе в историческом контексте. Актуализируются не родовые признаки и не жанровые, а ритмико-речевые. Жанрообразующей становится сама прозаическая форма, актуальная на данном этапе развития; циклическая форма, подразумевающая наличие сквозного сюжета; особый, связанный с циклом, ритм. Мы считаем функциональный ритм одним из основных признаков, определяющих специфику стихотворения в прозе как жанра. Ритм в данном случае понимается как метр, а в широком смысле, как «упорядоченная последовательность элементов на всех уровнях его структуры»
Цикл обычно представляет собой некоторое тематическое и жанровое единство и дает картину многопланового осмысления жизни. В этой связи показательно, что в тургеневских «Стихотворениях в прозе» присутствуют все основные темы, традиционные для классической литературы (и искусства) в целом и характерные для творчества Тургенева в частности. Нам удалось выделить следующий тематический комплекс: тема Родины («Деревня», «Сфинкс» и т. д.); тема природы («Разговор», «Маша», «Старик», «Природа» и др.); тема смерти («Старуха», «Соперник», «Конец света», «Черепа», «Последнее свидание», «Насекомое», «Щи», «Встреча» и т. д.); тема «творец и общество» («Услышишь суд глупца…», «Довольный человек», «Два четверостишия», «Посещение», «Русский язык», «Писатель и критик»).
1.3 Место цикла «Стихотворения в прозе» в русской литературе. «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева занимают в русской литературе особое место. Поэт, автор очерков, рассказов, повестей, романов, драм, статей создал произведение, жанр которого определить не так просто.
Он считал эти миниатюры эскизами будущих картин и вряд ли думал, что им суждено было стать началом нового способа художественной выразительности и тем самым определить своё место. Он с печалью думал, что «река времён в своём течении унесёт лоно забвения эти легонькие листки» (из письма Григоровичу).
Пророчество автора не сбылось. «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный приём и надолго остались в нашей литературе. [7]
И.С.Тургенев и его стихотворения в прозе
РОМАНИСТ ТУРГЕНЕВ И ЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ
Создание литературного произведения – это особенный, не поддающийся логическому мышлению творческий процесс. Настолько творческий, что, порой, рождаются немыслимых форм творения, как то роман в стихах или стихотворение в прозе. Я думаю, надо обладать незаурядным талантом, чтобы произведения, созданные в непривычном для читателя виде, преодолели время и приобрели статус классических.
В настоящее время произведения крупных форм не пользуются спросом у читателей, их вытеснили детективы, беллетристика, блоги в социальных сетях. Однако судьба книги волнует людей ХХΙ века.
«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева – это собрание небольших лирических миниатюр, объединенных общим замыслом автора. Написаны они были в последние годы жизни писателя, которого волновали коренные вопросы бытия, “вечные” вопросы жизни
Обращение к творчеству писателя значимо для меня и актуально по нескольким причинам. Стихотворения из данного цикла мало изучаются, а ведь они воспринимаются позитивно и оказывают положительное воздействие: эмоциональное, эстетическое, психологическое, нравственное. В них много грусти, но грусти светлой, что важно для юного читателя.
«СТИХОТВОРЕНИИЙ В ПРОЗЕ»
ЛИТЕРАТУРА И ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Иллюстрация к стихотворению в прозе «Воробей» И.С.Тургенева
Творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева принадлежит к лучшим страницам мировой литературы. Он написал много романов, повестей, рассказов. Ближе к концу собственной жизни, Тургенев начинает все чаще обращаться к философским вопросам. Умудрённый жизненным опытом писатель свое мнение на этот счет выражает в виде миниатюр, которые в дальнейшем публикуются в сборнике под названием «Стихотворения в прозе».
Все свои стихотворения Тургенев не успел опубликовать при жизни – они
увидели свет позже. Автор не сразу выбрал название, был вариант «Posthuma» (от лат. посмертное), «Зигзаги», предложенный М. Стасюлевичем. Но выбор был сделан в пользу «Senilia» (от лат. старческое). По-видимому, у немолодого уже писателя было искреннее желание поделиться старческой мудростью в афористической, лаконичной форме. У цикла есть и подзаголовок «Стихотворения в прозе». Тургенев дал в нем указание на жанр, использовав своеобразный оксюморон.
Что же такое «стихотворение в прозе»?
Стихотворение в прозе (фр. фр. Poème en prose, petit poème en prose) — это литературная форма, в которой прозаический принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственным поэзии. Повествовательное начало в этой форме зачастую ослаблено, а внимание к языковой, выразительной стороне текста, в том числе к образности и собственно прозаическому ритму — повышено.
К слову, при дальнейшем повышении ритмической упорядоченности текста возникают такие смежные со стихотворением в прозе формы, как версэ и ритмическая проза (в русской традиции ассоциирующаяся, прежде всего, с именем Андрея Белого); по другую сторону стихотворения в прозе лежат сверхкраткие прозаические жанры (в частности, афоризм). Не следует путать стихотворение в прозе со свободным стихом (верлибром), ритмическая структура которого однозначно задана стихоразделами.
Очевидно, что на протяжении всего своего творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией. Устанавливая равновесие между ними, он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи.
«СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ»
Как я уже сказала, И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, находясь за границей, в Буживале, поэтому они носят подзаголовок Zenilia — «старческое». Сам он называл их «…нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».
М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале, Тургенев сказал: «Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу. ». Друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать.
Так в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г. было опубликовано 51 стихотворение.
Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений, в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение), была издана только в 1930-1931 гг.
Появление миниатюр было встречено с живейшим интересом. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.
Тематика “Стихотворений в прозе”
Было замечено, что среди основных мотивов можно выделить:
Восхищение русским языком – «Русский язык».
Любовь и дружба – «Любовь», «Воробей» «Роза», «Лазурное царство», «Как хороши, как свежи были розы», «Два брата», «Путь к любви».
Сострадание, жертвенность – «Порог», «Памяти Ю. Вревской», «Два богача», «Ты заплакал».
Все живые существа одинаковы перед матерью природой – «Соперник», «Собака», «Дрозд 1», «Морское плавание».
Мораль, нравственность; человеческое достоинство русского крестьянина – «Довольный человек», «Нищий», «Последнее свидание», «Щи», «Житейское правило», «Дурак», «Восточная легенда», «Гад», «Писатель и критик», «Повесить его».
Противоречие мира: правда и ложь; с частье и слезы прошедшей жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость – «О моя молодость», «Камень», «Завтра! Завтра!», «О моя молодость», «Когда меня не будет», «Я встал ночью», «Когда я один», «Попался под колесо», «Милостыня», «Эгоист», «Пир у Верховного Существа», «Враг и друг», «Молитва», «Мне жаль», «Проклятие», «Житейское правило», «С кем спорить», «Истина и правда», «Куропатки», «Мои деревья», «Соперник», «Черепа», «Кубок», «Роза», «Милостыня», «Посещение», «Я встал ночью», «Воробей», «Посещение», «Чья вина?», «Старик».
Особенности сборника «Стихотворения в прозе»
Цикл «Стихотворения в прозе» вышел в свет в 1882 году. Он включал 51 стихотворение. Выбранное название подошло сборнику как нельзя лучше.
И стихотворения и проза несут глубокий смысл, а сочетание двух жанров дает усиленный эффект. Да, Тургенев оперирует обычными словами, но он их мастерски объединяет между собой.
Что делает тургеневскую прозу поэзией?
Краткость. От 3 («Житейское правило»), 4 ‒ 5 («Ты заплакал», «Простота») строк до 1,5 ‒ 2 страниц («Дрозд», «Деревья» и др.).
Лиризм, автобиографичность. Отсутствие фабульной (событийной) развернутости.
Обилие тропов, средств речевой выразительности (анафор, инверсий, повторов).
Какие же черты имеет стихотворение в прозе?
Лиризм, передающий настроение автора.
Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.
Философские раздумья над основными вопросами бытия.
Все вместе стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита.
Попробуем проникнуть в некоторые из мелодичных миниатюр.
Сам писатель на момент создания этого произведения находился далеко от родины. Язык – единственное, что связывало тогда Тургенева с Родиной.
«Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить.
— А мы ее. и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Писатель в данном произведении сравнивает людей разных по статусу и социальному положению. Ротшильд – богатый человек, у которого есть все и он делится тем, что имеет, но прекрасно понимает, что разумная трата средств не принесет ему вреда и убытка. А крестьянская семья не может себе позволить вкладывать собственные средства в помощь кому-либо, но, несмотря на это, берет на себя эту тяжелую ношу – сиротку на воспитание.
Прочитав эту миниатюру, я задумалась,– почему она называется «Два богача», если писатель рассматривает богатых и бедных людей? А все гениальное просто: один человек богат, так как у него есть деньги, которыми он делится, а другой человек беден, но даже при этом он пытается помочь кому-то. Крестьянская семья отдает все ради ребенка, пусть даже не будет соли, чтобы посолить похлебку. Они жертвуют большим, нежели Ротшильд, который отдает лишь часть из того, что у него есть. Я уверена, что он не способен отдать последнее!
В произведении «Два богача» отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении действительно показаны два богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие.
Я уверена, что автор больше симпатизирует «бедному богачу»: в обездоленном нищем мужике он подчеркивает благородство и красоту души. Давая оценку поступкам богача, автор употребляет глаголы Хвалю и умиляюсь. А про мужика он говорит «Далеко Ротшильду до этого мужика».
Итак, проанализировав это стихотворение, мы пришли к выводу, что в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным людям.
Произведение «Близнецы» рассматривает еще один аспект нашей жизни, а именно – отношение людей друг к другу. Порою каждый из нас видит в другом врага, он не способен взглянуть на себя. Тут будет уместно вспомнить старую пословицу: «В чужом глазу соломинку увидишь, а в своем и бревна не заметишь». Так же и близнецы в этом произведении. Они вечно спорят друг с другом, пытаются задеть один другого.
«Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; одни и те же бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом. Для тебя не будет никакой разницы. но мне-то не так будет жутко».
Автор не видит смысла в том, чтобы осуждать человека, который, такой же, как ты. Нужно взглянуть на себя, рассмотреть свои проблемы и изъяны, устранить их.
Близкие люди, которые должны дорожить друг другом зачастую бранятся, ругаются и спорят. Почему мы не делаем выводов? Или мы невнимательно читаем художественную литературу? Зеркало очень часто выступает в различных произведениях, как средство, которое помогает раскрыть истину, открыть глаза главному герою на происходящее, уладить конфликты и Тургенев воспользовался этим в своей миниатюре. «Зеркало всегда говорит правду» и в данном случае Тургенев пользуется этим средством, чтобы показать родным людям, кем они являются на самом деле друг другу.
Кроме указанных выше произведений, в сборник входит множество других, не менее интересных миниатюр, способных заставить читателя задуматься о смысле жизни и ее жизнеутверждающем начале.
III . ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЕ МОТИВЫ «СТИХОТВОРЕНИЙ
Тургенев написал это стихотворение в апреле 1878 года, а опубликовал в “Русском вестнике” только в 1882-м, незадолго до своей смерти. В этой миниатюре автор подводит итог своей жизни и творчества.
“ Воробей” – история не пессимистичная, в ней Тургенев поет гимн жизни и рассказывает о великой силе любви.
Обратимся к композиции произведения. Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.
Важно заметить, что автор не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.
Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.
Это стихотворение в прозе написано очень лирично и эмоционально. Чтобы создать накал, Тургеневу не нужна рифма и особенная экспрессивная лексика: для этого он использует простые прерывистые фразы. Они не только демонстрируют накал чувств, но и придают действию динамизм.
Произведение написано белым стихом, что не мешает ему быть невероятно поэтичным.
Для передачи эмоций Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие эпитеты – «молодой воробей», «едва прораставшие крылышки», «старый черногрудый воробей», «отчаянный жалкий писк», «зубастая раскрытая пасть», «маленькое тело», «безопасная ветка», «любовный порыв».
Выразительность произведению придают и метафоры – «ветер сильно качал», «камнем упал», «голосок одичал и охрип», «сила сбросила его».
В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь – «судьба», злой рок, могучая и, казалось бы, непобедимая сила. Она так же медленно приближается к птенцу, как и пятно из стихотворения «Старуха». И здесь опровергается фраза старухи «Не уйдёшь!». Уйдёшь, ведь любовь сильнее, она «закроет» «зубастую раскрытую пасть». Даже это чудовище может остановиться, попятиться …признать силу, силу любви…
На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова, написанные ранее: «Стихотворения в прозе» – цикл жизнеутверждающих противопоставлений. В данном случае сила любви противостоит силе зла, смерти. Автор стремится «преодолеть» безысходную скорбь, противопоставить грусти жизнерадостную борьбу, настроение, которое выражается фразой: “МЫ ещё повоюем!”. Я сделала иллюстрацию к миниатюре, и мой Трезор получился очень «тургеневским». ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Содержание стихотворения «Голуби» отличается эмоциональностью. С первых строк «Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем – раскинулась и пестрела спелая рожь…» мы видим единение человека с природой, восхищение ее красками и просторами.
По типу речи это – описание. Вы любите наблюдать за природой? Я очень. Стихотворение «Голуби» открывает нам великую и непостижимую тайну жизни природы. А ведь знает эту тайну не каждый. Это дано только тем людям, которые умеют видеть и чувствовать природу, сливаться с ней, становясь как бы единым целым.
Лирический герой стихотворения – И.С.Тургенев – смотрит на окружающий его мир с вершины холма, томясь ожиданием грозы, как и все, переживая за голубей, радуясь тому, что все хорошо закончилось.
Стихотворение имеет чётко выраженную сюжетную форму. В завязке Тургенев пишет о том, что «назревала гроза великая». Эпитет «великая», метафора «назревала» говорят о значительном событии для всей природы.
В основной части лирический герой подробно описывает грозу и поведение голубей во время стихии. Всё происходящее в стихотворении живет единой жизнью с природой. Тёмно-синяя туча здесь – самостоятельный герой: она «летала грузной громадой», «не двигалась», «по-прежнему давила», «пухла да темнела».
Иван Сергеевич с волнением наблюдал за полетом голубя – тире и многоточие объясняют его беспокойство: «Летел, летал – всё прямо, прямо… и потонул за лесом». А дальше читатель облегченно вздыхает вместе с автором «…Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад…». Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «платочка», «комочка» и метафора «несутся» еще раз убеждают в силе и мужестве птиц во время стихии.
Заключительная часть стихотворения подтверждает то, о чем я писала выше. Она начинается с союза но. Идет гроза, «Но над навесом крыши… рядышком сидели два белых голубя…, чувствует каждый своим крылом крыло соседа…»
«Спокойно на душе: если маленькие птички не страшатся стихии, помогают друг другу, то и мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один, «один как всегда».
Многоточия позволяют понять каждому из нас, что автор не случайно пишет о грозе. Она – символ нашей жизни, потрясений, которые нас ждут. Гроза – это такой момент, в который мы будем обязаны сделать выбор. Он будет нелегок. Кто-то убежит, оставив ближнего в беде, а кто-то, как тот белый «платочек», несмотря на стихию, вернется за товарищем и поможет ему. Птицы так похожи на людей! А может, мы на них!?
Я увидела в прочитанных стихотворениях самое главное: нам всем надо научиться видеть свою жизнеутверждающую связь со всем живым вокруг нас.
Итак, каков он, лирический герой цикла?
Умудренный жизнью, во многом разочаровавшийся, но и влюбленный в жизнь, находящийся в ожидании смерти, одинокий, но и умеющий любить, ценить красоту…
Все это Тургенев, его душа!
Алексеев М.П. Тургенев и Марлинский. // В кн.: Творческий путь И.С.Тургенева/ под ред. Бродского. – 2003.
Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. – Свердловск, 2004.
Краткая литературная энциклопедия. – М., 2004. – Т.1-8.
Иллюстрация к стихотворению в прозе «Воробей» И.С.Тургенева