почему театр называют зеркалом жизни
Конспект классного часа «Зеркало жизни»
Классный час «Театр – зеркало жизни»
Цель: приобщить обучающихся к миру театрального искусства..
1.Познакомиться с историей развития театра в мире и в России и его видами.
2. Развивать коммуникативные навыки и творческий потенциал учащихся, раскрыть им интересный мир театрального искусства; сформировать свое мнение о месте театра в жизни каждого человека.
3. Воспитать эстетический вкус и ценностное отношение к жизни.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
И, конечно же, премьера!( Сайд 1)
Догадались вы, наверно, какова тема нашего занятия? ( Театр ) (Слайд 2)
Ведущий 1: Правильно!
— Каковы же будут цель и задачи нашего занятия? Но прежде определим смысл высказывания К.С. Станиславского о театре (слайд 3) :
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».
Константин Сергеевич Станиславский
Ребята формулируют цель и задачи, делая акцент на том, что театр является отражением реальной жизни человека, людей, общества, то есть – зеркалом жизни.
ВИДЕО отрывок спектакля «Ревизор» (слайд4)
— Ребята, узнали, что это за спектакль? Кто является автором пьесы? ( «Ревизор». Автор Н.В. Гоголь)
— О чём нам поведал автор пьесы? ( О людских пороках..)
— Какое время, отрезок в истории отражен в пьесе? Встречаются ли в современном мире Хлестаковы?
— Посмотрите теперь фрагмент спектакля Дударева «Не покидай меня».(Слайд 5)
— О каком периоде, событии в истории идет речь в спектакле? Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.)
— Почему вы пришли к такому мнению? Какие факты об этом свидетельствуют? (Обмундирование, ремень, пряжка, разговоры…)
Ведущий 1: Кто в театре не бывал,
Тот полжизни потерял,
Если кто спектакль не видел,
Очень тот себя обидел.
Ведущий 2: Ведь в театре зачастую
Проживаешь жизнь другую:
То героям подпеваешь,
То в трагедии рыдаешь.
— Ребята, Где и когда возник театр?(Слайды 6-11)
Ведущий 2: Они сопровождались весёлым шествием, на котором было много ряженых. Представления шли по несколько дней….
— Когда на Руси возник театр?
Первые упоминания об истоках русского театра относятся к 11 веку.
Да его, честно сказать, и не существовало, а заменяли его скоморохи, выступавшие прямо на улице. Первый театр, названный «Комедийная хоромина», построил только в XVII веке царь Алексей Михайлович, который мог смело строить и не глядеть на церковников. Когда же Алексей Михайлович, по обычаю всех царей, умер, хоромину-таки сломали. Однако наступление театра, было не остановить.
Крестным отцом русского театра можно смело считать прусского короля Фридриха Вильгельма, который в 1659 году основал первый в мире кадетский корпус. Отсюда все пошло. Прусские кадетские корпуса к театру, впрочем, отношения не имели, зато имели российские: при кадетских корпусах создавать актерские труппы, а дворян кадетов обучать актерскому делу. Царицу Анну можно с полным правом отнести к тем, кто стоял у истоков русского профессионального театра. Российский театр решила основать императрица Елизавета Петровна…
— Ребята! Вы много говорили о театре. Прослушайте загадки о видах театров и, назовите театры, о которых идёт речь. (слайд12)
Презентация слайд 2 “Какие бывают театры?”(слайды13-17)
— Какие еще вы знаете виды театров?
( Я вам подскажу : кукольный, драматический, фольклорный, оперетта, оперы и балета.)
Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но всё же, как тут, ни крутись,
А главный человек – артист!
— Без кого не обходится ни один театр? ( без актеров?)
Физминутка (инсценировка )( слайд 18)
Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.
1- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
2- Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
Задание. Оформить выставку фотографий актеров и провести небольшую экскурсию . ( Ребятам вразброс даются фотографии актеров, их фамилии и имена и названия фильмов, в которых они снимались. Все необходимо привести в соответствие).
— Ребята, многие из вас уже побывали в театре. А что вы еще знаете о нём?
Предлагают вам, ребятки,
Театральные загадки
Внимательно слушать продолжайте
Не шумите, а спокойно отвечайте!
Загадки о театре. Доскажи словечко
Для хранения одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы было им удобно и не жарко –
Гардероб есть. Или проще –. (РАЗДЕВАЛКА!)
В оформлении лица –
Парики, раскраска,
И шиньоны, и накладки,
И наклейки, маски –
Это всё для грима нужно,
Нужно всё, без спору.
Нужно мастеру по гриму –
Художнику-. (ГРИМЁРУ!)
Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие. (ДЕКОРАЦИИ!)
Если длинный вдруг спектакль –
Есть антракт в нём непременно.
Это краткий перерывчик,
Словно в школе. (ПЕРЕМЕНА!)
Коль спектакль завершился –
Слышно “Браво!”, комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы. (АПЛОДИСМЕНТЫ!)
Кто любитель представлений,
Просмотрел их тьму, немало,
Кто театра почитатель –
Тот зовётся. (ТЕАТРАЛОМ!)
— Спасибо всем за активное участие в мероприятии. И заканчиваем мы его такими словами:
— «Весь мир театр, а люди в нем – актеры»,- сказал Шекспир, и был, бесспорно, прав!
PRO Отрадное
Информационно-аналитическое сетевое издание «Про-Отрадное». Новости Кировского района Ленинградской области
Театр — зеркало человеческой жизни
Театр в России
прошел путь от языческих обрядовых практик и скоморошьей ярмарки до отдельного
направления в искусстве. Российский театр по праву гордится своей историей. Система
великого реформатора сцены К.Станиславского, принципы биомеханики В.Мейерхольда,
сценические открытия Е.Вахтангова и А.Таирова определили развитие не только
российского театра, но и всего мирового сценического искусства.
Понятие «театр»
включает в себя различные его виды: драматический, оперный, балетный, кукольный
и др. Во все времена это было коллективное искусство, ведь в создании спектакля
помимо актеров и режиссера обязательно участвуют художник-сценограф,
композитор, хореограф, костюмер, гример, постижер, бутафор, реквизитор,
осветители, рабочие сцены, помощник режиссера, который во время спектакля
руководит спектаклем за кулисами. Театр — это не только искусство, это
творческий труд людей различных профессий. Театр — это, как говорил
великий Мигель де Сервантес, «зеркало человеческой жизни, пример нравов,
образец истины».
Всемирный день
театра установлен в 1961 году IX конгрессом
Международного института театра и 27 марта ежегодно отмечается международным
театральным сообществом. Традиционно он проходит под единым девизом «Театр как
средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».
Театр — это
костюмы, маски, грим и драматические действия, посредством которых актеры изображают
события, характеры и судьбы.
Ни один вид
искусства не находится в такой сильной зависимости от воспринимающей и
оценивающей его публики, как театр. Мы наблюдаем тесный эмоциональный контакт
сцены и зрительного зала. Актеры театра, выходя на сцену, может быть, острее,
чем их коллеги по другим видам художественного творчества, ощущают перемены в
социальном, нравственном, эстетическом вкусе публики. Театр считается самым
сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене,
зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем.
Год театра в России
НСК театр эстрады «Калейдоскоп» встретил постановкой моноспектакля по пьесе Л.Духаниной
«Неужели меня нет?». 27 марта, в Международный день театра, во Дворце культуры
открылась выставка художника-постановщика театра А.Сасина. 30 марта состоится
премьера «Ваш выход, артист!» по мотивам пьесы японского драматурга К.Симидзу
«Актерская гримерная».
Несмотря на все
трудности и проблемы, любительские театры продолжают жить, развиваться и искать
все новые и интересные постановки для своего зрителя. Хочу пожелать нашему
театру успеха и неизменного покровительства со стороны духа первого актера
Фесписа.
Поздравляю с днем
театра! Пусть любые актерские роли удаются, а жизненные сценарии будут
позитивными и со счастливым концом. Желаю премьер и аншлагов, наград и
аплодисментов, любви зрителей и удовольствия от работы!
Е. Костина,
режиссер НСК театра эстрады «Калейдоскоп»
Мы будем помнить!
15 октября состоялась торжественная церемония открытия памятной доски Светлане Владимировне Шлыковой и медикам, погибшим в борьбе с COVID-19.
Вьетнамские мотивы
Выставочный зал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» приглашает до конца октября посетить выставку мгинского художника Юрия Дмитриева «Вьетнамские мотивы», посвященную 90-летию автора.
Вывоз мусора юрлиц
Ленинградская область наводит порядок в системе вывоза мусора, который генерируют такие юридические лица, как магазины, кафе, салоны красоты и другие, пользующиеся придомовыми площадками для отходов. Все они должны иметь договор на вывоз мусора.
Кировскому филиалу «Океанприбора» — 44!
1 октября Кировский филиал АО «Концерн «Океанприбор» отметил 44-летие со дня своего основания. На торжественное мероприятие по этому поводу были приглашены узкий круг сотрудников и высокие гости: глава Кировского муниципального района Юнус Ибрагимов, руководитель аппарата совета депутатов Кировского муниципального района Лилия Борзова, глава МО «Кировск» Светлана Ворожцова и глава администрации Ольга Кротова.
Цифра в деле: итоги первой недели переписи
Санкт-Петербург вошел в первую шестерку регионов-лидеров России по активности участия в онлайн-переписи. На портале «Госуслуги» переписалось более 11% населения региона.
Человек как личность начинается в семье. Именно в этой малой группе осуществляется его первичная социализация за счет мощного личностно потенциала всех взрослых, прежде всего родителей, посредством обучения ребенка семейным, национальным и культурным традициям; передачи ему жизненно важных представлений об устройстве мира. В семье ребенок научается бережному отношению к самому себе и другим людям, приобретает качества, навыки и умения, без которых немыслим современный человек.
Час общения на тему: «»
Знакомство. Написать на маске имя. Как вы уже догадались, речь у нас с вами пойдет сегодня о театре
А чем театр привлекает к себе людей?
На столах перед вами лежат зеркала. Возьмите их в руки и посмотрите в них. Что вы увидели?
А сейчас поработаем с голосом. Посмотрите на экран, вы видите там цитату из знаменитой пьесы У. Шекспира «Гамлет» Произнесите ее без выражения, спокойно, а теперь эмоционально. У вас все получилось? Кому это было сделать сложно? Почему? Может быть потому, что вы попытались понять глубину этой фразы?
Хорошо, спасибо вам всем. А как вы думаете, зачем я попросил вас это сделать?
Для того, чтобы у вас сформировалось хотя бы небольшое представление о профессии актера. Эта профессия требует постоянной тренировки (отработки) разных ролей. Именно работа с зеркалом является процессом самопознания актера.
Актерское мастерство – результат упорного кропотливого труда над собой и своим образом.
Продолжите мою фразу: «Чем ответственнее актер относится к своей работе, тем….».
Что за произведение? А кто в главной роли?
Что вы почувствовали, когда смотрели этот отрывок?
Как он играл эту роль?
Эта роль его любимая. Он играл ее более 300 раз и каждый из них по-разному.
Объясните, что в вашем понятии означает актер одного дубля.
А сам Высоцкий на этот счет говорил, что нельзя прожить одну и ту же роль дважды.
То есть как он относился к роли? Он не просто ее играл, он ею жил.
Для кого из вас это открытие, что Высоцкий – актер?
Посмотрим его биографию.
Слайд №5 (первая роль) Потом еще 20 ролей, но главная, как вы уже поняли.
Главный его театр – театр на Таганке.
Сам он говорил о театре «Я пришел сюда, чтобы правду ответить!». Если вдуматься в эту фразу, то можно понять, зачем люди ходили на спектакли с его участием
Но эта правда не всем нравилась…….Врагов и завистников хватало. Но поклонников его творчества было, конечно намного больше. Его слушала вся страна. А что люди слушали? Конечно песни. Их за свою недолгую жизнь он написал более 600.
Песни Высоцкого имеют огромный заряд нравственности.
Тематика его песен многогранна.
Друзья всегда отзывались о нем, как о преданном, надежном друге.
Да, он очень остро, даже болезненно чувствовал все проблемы нашего мира, нашей страны. И коль мы говорим о нем, как об актере (он, кстати, оставался им до конца своих дней ), давайте зададим себе вопрос: «Мог ли такой человек работать вполсилы, не по-настоящему?»
И это ведь чувствовали его зрители.
А после смерти его популярность стала еще больше….. его стали печатать, издавать
Его фонограммы, проводить ежегодно вечера памяти… О чем это может свидетельствовать?
Пришло время подвести итоги. Мы говорим, что театр – это эпоха, в которой отражаются события и люди. Как вы можете соотнести эту фразу с творчеством актера В.С. Высоцкого?
Можно сказать даже больше: В творчестве В. Отразился целый театр, Театр на Таганке. (Цитата Ю. Любимова)
Кто из вас узнал что-то новое сегодня?
Кто из вас изменил отношение к Высоцкому?
Кто изменил отношение к театру?
А почему мы сегодня говорили о театре?
Я надеюсь, что у вас появится желание чаще посещать театры, где вы будете иметь возможность увидеть свое отражение в игре актеров.
Вернемся к зеркалу…..Посмотрим в него и скажем «Удачи тебе, человек!»
Почему театр называют зеркалом жизни
Театральный сезон 2006/07 в Екатеринбурге
Театр — живой и беспокойный организм, чье бытие подчиняется законам не менее чудесным, чем законы природы. Изучать театральную жизнь даже в одном отдельно взятом городе за один сезон — все равно, что наблюдать за развитием какой-нибудь цистозейры бородатой: понять общие закономерности бесконечно трудно, остается лишь наблюдать. С эмпирической точки зрения, которую развенчанный классик считал единственно верной, большинство екатеринбургских театров в минувшем театральном сезоне жить стали лучше, жить стали веселей и — после скандалов сезона предыдущего, в частности, забастовок в оперном, выселения Коляда-театра — продуктивно и позитивно.
Самые сильные изменения претерпел академический театр оперы и балета. Сезон он начал с новым директором. Энергичного топ-менеджера Андрея Шишкина перевели из Уфы указом сверху, его назначили чиновники, утомленные многочисленными ябедами коллектива, которыми тот засыпал Москву. Вообще люди театра обожают сплетничать, но только между собой, выносить сор из избы как-то не принято; коллектив же оперного позволил себе огласку по полной программе.
Представлял нового директора лично руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой с напутствием: “Хватит модернизма! Вы “Травиатку” сначала поставьте, зрителей в зал верните”. Завет руководства выполнили, “Травиатку” поставили. От сырых и скучных предыдущих премьер этот спектакль отличался как небо от земли. “Травиата” получилась роскошной, — еще и потому, что изначально делалась в экспортном варианте, для гастролей в Португалии. Первую премьеру сезона, “Снегурочку” Мусоргского, тамошний импресарио отверг как слишком сложную, которую португальский зритель может и не оценить, потому в рекордные сроки подготовили “Травиату” и успешно откатали ее за границей, куда театр не выезжал уже почти десять лет. В октябре оперный снова поедет на заграничные гастроли — к океану и пальмам, в столицу Таиланда Бангкок.
Таким образом, оперный, совсем было увядший, воспрял и вышел на новый, современный уровень. Для академического государственного театра такое стало возможным, лишь благодаря работе директора, знающего толк в бизнесе, объектом которого служит театр. Шишкин изменил сложившуюся еще в советские времена систему, упразднив должности главного режиссера, хореографа, художника, — сейчас таковых, по западному образцу, только приглашают на отдельно взятую постановку. Очевидно, ему удобно работать с людьми, которых он знает давно и которым доверяет, поэтому в постановочных группах так часто появляются “варяги” из Уфы.
За сезон в театре подняли четыре премьеры: три оперы (“Снегурочку”, “Травиату” и “Тоску”) и один балет — “Корсар”, который поставил Etoile Парижской Гранд-опера Жан-Гийом Бар. Предпочтения, как можно заметить, отныне отдаются опере.
Появилась в театре и новая традиция: ради повышения статуса премьерные спектакли работают специально приглашенные исполнители. На Виолетту, например, приглашали великолепное сопрано из Челябинска, злодея-барона в “Тоске” пел баритон с Сицилии, а в “Корсаре” заглавную роль Конрада танцевал солист Гранд-опера. Такой же традицией стало посещение премьер чиновниками из Минкультуры РФ.
Претерпела изменения и труппа. В оперной — новый солист, молодой, под 40 лет, тенор, который хотя бы в силу возраста и худощавого сложения более подходит для исполнения заглавных теноровых партий героев-любовников, чем его коллеги. Владимира Чеберяка называют “самородком”: выросший на конезаводе “Омский”, он начал профессионально заниматься вокалом лишь в 27 лет, работал в театрах Омска, Калининграда, Башкирии, номинировался на “Золотую маску”.
В балетной труппе также пополнение. Хореографом-репетитором и одновременно, так сказать, “играющим тренером”, который время от времени появляется на сцене, пригласили (конечно же, из Уфы) 26-летнего танцовщика Дениса Зайнтдинова. Таких великолепных прыжков, какие исполняет он, на екатеринбургской сцене не видели давно, если видели вообще. Сложные па даются ему непринужденно, причем его парение отнюдь не выглядит акробатическими этюдами: страстный, чрезвычайно мужественный исполнитель, пожалуй, единственный пример настоящего мачо в екатеринбургском балете.
Бар выбрал для своей постановки “Корсара” самый сложный вариант па-де-труа, самого знаменитого фрагмента этого балета, предложенный в 20-х годах прошлого столетия знаменитым Вахтангом Чабукиани. Многие балерины крутят 32 фуэте, визитную карточку женской партии этого трио, но танцовщиков, которые могут повторить револьтад Чабукиани (прыжок через согнутую ногу), можно пересчитать по пальцам. В Екатеринбурге такой только один — Зайнтдинов.
Разболтанный ранее кордебалет весьма достойно проявляет себя не только на премьерах, — и другие репертуарные спектакли выглядят гораздо чище и достойнее. Хор великолепно проявил себя в той же “Травиате” в многочисленных и сложных по географии массовых сценах. Теперь в этот театр можно ходить, не настраиваясь заранее на всепрощенческий лад (пусть поют неважно, зато “свои” и музыка живая), спектакли можно оценивать по гамбургскому счету, без всяких скидок “по блату” и “для своих”.
Словом, театр ожил. Возможно, в знак перемен вскоре загорится и, казалось бы, навеки потухший фонарь в руке одной из трех граций над входом во вместилище муз — в Екатеринбургский театр оперы и балета.
Театр музкомедии пошел на рекорд: второй год подряд он привозит в Екатеринбург “Золотую маску”, что для театра, не имеющего счастья существовать в Питере или Москве, является практически невыполнимой миссией. Предыдущую “Маску” музком получил за “Ночь открытых дверей” по “Рождественским повестям” Диккенса, причем тогда дико возмущенная московская театральная общественность довольно злобно шушукалась, что уральцы “Маску” “купили”. По вручении нынешней премии шепотков стало поменьше.
Самую престижную театральную премию России завоевала Елена Костюкова, которой еще и двадцати лет нет, студентка училища им.Чайковского. Ее мальчик-паж Керубино из “Figaro” признан, как ни парадоксально это звучит, “лучшей женской ролью” в музыкальных спектаклях России всей. Спектакль-эксперимент, окрещенный создателями remix-оперой, как коктейль, взболтали из разных жанров — классической и рок-оперы, клубной музыки и мюзикла. По признанию его постановщика Дмитрия Белова, такого экстрима столичные театры просто не могут себе позволить — зрители не поймут.
К чести зрителей екатеринбургских, музком и в нынешнем сезоне продолжил дерзать и осваивать, вроде конкистадоров, “белые пятна” на карте музыкальных жанров. Премьера-next этого сезона “www.СИЛИКОНОВАЯ ДУРА.net” обозначена как “reality-мюзикл в 2-х действиях”.
Со времен Эсхила театры нуждались в актуальных пьесах: тому пришлось сочинять “Персов”, а Александр Пантыкин с Константином Рубинским написали “Силиконовую дуру” (“CD”), архиактуальный спектакль под знаком компьютерной зависимости. Поэт Рубинский — екатеринбуржец, композитор Пантыкин ныне эмигрировал в Москву, где в основном пишет музыку к сериалам, но продолжает именоваться “молодым уральским композитором”. Кому как, а лично мне как патриоту гордо за местные силы, сумевшие создать современный мюзикл, приправленный высокими технологиями.
Ставшее возможным только сейчас знакомство в чате — подарок для завязки сюжета, пока еще не оцененный драматургами по заслугам. Часть действия происходит в Интернете, который режиссер Кирилл Стрежнев сумел визуализировать. Мы знаем, как выглядит Всемирная сеть в кино — “Матрицу”-то все смотрели, — но в “CD” она впервые выражена средствами хореографии. Воплощение сети в танце, придуманное хореографом Сергеем Смирновым, позволяет понять: “Так вот ты какой, килобайт интернетовский!” Ломаные движения виртуальных призраков и их наряды идеально соответствуют непостижимому для разума феномену Интернета.
“CD” рождался долго и в муках. Почти два года сходились придумывать спектакль Пантыкин с Рубинским и режиссер Кирилл Стрежнев с помощником Еленой Обыденновой. Каждый поворот сюжета, каждый музыкальный фрагмент обсуждался коллегиально. Финал придумали практически накануне премьеры и сделали его замечательно: историю про конфликт поколений, достойную желтопрессных страниц, которая, казалось бы, неминуемо должна завершиться трагедией, оставили без развязки, в воле зрителя додумать любое ее продолжение. И весь спектакль получился светлым и романтичным — “про любовь”.
“CD” уже успела завоевать одну, быть может, самую ценную награду — от публики, спектакль идет при переаншлагах. И его зрители в большинстве своем — в том же возрасте, что и герои на сцене. А ведь завлечь в зрительный зал эту возрастную категорию практически невозможно. Младшеклассников организованно водят к Мельпомене на сказки или сценические версии произведений, которые проходят в школе. Затем театры посещают выпускники вузов, уже не стыдящиеся потратить свое свободное время на неподвижное сидение в зрительном зале. Но между ними — провал.
Как я понимаю, музком уже “Figaro” делал как раз для “племени младого”, но одних только современных ритмов и пластики для выполнения этой цели оказалось недостаточно. Next-поколению требовалась еще и соответствующая story, какую им предоставили в “CD” — ко всеобщему удовольствию.
В спектакле заняты артисты, немногим старше своих героев. Главный режиссер музкома Кирилл Стрежнев озаботился ковкой молодых кадров для своего театра еще в начале 90-х годов прошлого века. В театральном институте он взял под свое руководство курс, не оставляет вниманием и перспективных студентов “чайника” и “консервы”, как в просторечье именуют училище им. Чайковского и консерваторию. И сейчас музком может себе позволить вывести на сцену семнадцати, восемнадцатилетних артистов, что для театров, вообще говоря, большая редкость. Например, в “CD” главную роль исполняет обладатель голоса сексуального тембра, студент IV курса ЕГТИ Евгений Зайцев, в театре он работает уже два года. Его однокурсник Алексей Литвиненко, “хорошист” по жизни, играет двоечника и барыгу по кличке Дуремар.
Во время оно екатеринбургский театр музыкальной комедии называли “лабораторией советской оперетты”. Один из лучших музыкальных театров в стране смело экспериментировал, постановки тогдашнего главрежа, легендарного Владимира Курочкина, оставались эталонными многие годы. Сейчас можно говорить о том, что “эпоху Курочкина” достойно продолжает “эпоха Стрежнева”, театр остается дерзким и молодым — и в буквальном смысле тоже.
Чертовщина, сеновал и игра в бисер
Как личинки ручейника принимают форму убежища, где им удалось затаиться, — так же, по моему мнению, на драматический театр влияет внешность здания, где он обитает. Вместилище академического театра драмы выстроили сильно похожим на мавзолей, под боком у обкома партии. Неудачный проект и неудачное место, куда не ходит общественный транспорт (надо полагать, чтоб не мешал чиновникам), — да и бытие театра проистекает не самым лучшим образом.
Премьеры сезона — что “Всё кончено”, переименованная режиссером Евгением Ланцовым из “Все в саду” Олби, что булгаковская “Кабала святош”, поставленная главным режиссером театра Владимиром Рубановым, — неинтересны и скучны. Не особо спасла ситуацию даже “Смерть Тарелкина”, которую выбрал для постановки литовский режиссер Сауляс Варнас, хотя по сравнению с предыдущими занудными спектаклями она выглядит прямо-таки шедевром.
Опыт приглашения “варягов” для Драмы оказался удачным. К “Тарелкину” написаны световая и звуковая партитуры, подобрано современное музыкальное оформление, используются видеопроекции. На сцене появилась давно не виданная “география”: артисты не толпятся в середине сцены, попеременно убегая в правую или левую кулису, а плетут козни в ее глубине, за прозрачным занавесом и даже выбегают в зал. Сама пьеса Сухово-Кобылина трактуется неожиданно — в мистическом ключе, не без чертовщинки. Но, увы, как одинокая ласточка весны не делает — так и один спектакль не в силах изменить общую атмосферу увядания, свойственную этому театру с его уже немолодой труппой.
Сухово-Кобылин стал сейчас модным автором, ставят его наперебой, например, в московских театрах в прошлом сезоне было 14 постановок его пьес. Следуя за модой, не отстал от драмтеатра и любимец городских властей — Камерный театр. Его выстроили на излете социализма, тратя средства без меры. Модерновое здание спрятали за фасадом деревянного дома, впихнув в историческую застройку. Избыточная и уже устаревшая социалистическая роскошь давит на зрителя, что сводит на нет впечатление от удобного зрительного зала и просторной сцены, — в этом театре неуютно.
Неловко и на спектаклях. От “Свадьбы Кречинского”, зачина трилогии Сухово-Кобылина остается одно неудобство. Режиссер Евгений Ланцов отдал постановку на откуп артистам с напутствием: “Сделайте мне смешно”, — что, при всем уважении к актерской профессии, недопустимо: сапоги таки должен тачать сапожник, а спектакль ставить — режиссер. В результате артисты скатились до шуточек, уместных, скорее, на капустнике.
Такая бесхребетная постановка — для Камерного не исключение. Скажем, в прошлом сезоне тот же Ланцов сделал в том же театре невыносимо скучного “Дядю Ваню”, которого этим летом все-таки поощрили областной театральной премией “Браво”, — поскольку Камерный театр принято ободрять. Премию, впрочем, дали художнику Владимиру Кравцеву — “за какой-то сена клок”, если использовать слова Гамлета. Он уставил и увесил сцену тюками источающего упоительный аромат свежего сена, расширив средства воздействия театра за счет обоняния.
Кравцев, скорее всего, сам того не ведая, стал первооткрывателем. И перспективы этого пути очевидны: арома-медиа, машинки, источающие незаметные, но приятные ароматы, успешно используются в торговле, в шоу-бизнесе, но в театре до сих пор носы зрителей бездействовали. Возможно, вскоре эти нехитрые аппараты придут и в зрительный зал, и к спектаклям будет сочиняться партитура запахов.
Сеновал присутствует и в новой постановке ТЮЗа — “Жак и его господин” по модному Милану Кундере — только не в натуральном виде, а заключенный в цирковой аппарат, так называемое ренское колесо, которое перекатывается по сложной двухэтажной конструкции.
ТЮЗ сражается с данной ему архитектурой, и в “Жаке” из сцены большой сделали маленькую, сократив ее за счет рядов стульев для зрителей. В таких непростых условиях — нос к носу со зрителем — прекрасно и естественно работает Валерий Смирнов. Его Жак-простолюдин бесконечен как Вселенная, как любой из нас.
Столичный режиссер Олег Рыбкин и одна из самых сильных постановочных групп в стране (сценограф Юрий Гальперин, художник по костюмам Фагиля Сельская и художник по свету Сергей Грачев) создали современный, интересный спектакль, который надо смаковать, как хорошее вино, обнаруживая все новые оттенки букета. Кундера написал “Жака” по мотивам романа Дидро, который, в свою очередь, вдохновлялся Стерном. Такая многослойность, философия века Просвещения в современном изложении, дает нелегкую нагрузку на мозги зрителя — в самый раз для любителей интеллектуальной “игры в бисер”. Вот так уж получилось в этом сезоне, что самый глубокомысленный спектакль создан в театре юного зрителя, а в его епархию, в свою очередь, вторгся театр музыкальной комедии.
“Гамлет” — произведение программное для театра, для режиссера, поэтому нет ничего удивительного в том, что Николай Коляда в честь юбилея (уже пятилетнего!) театра имени себя выбрал именно эту пьесу Шекспира. Коляда — режиссер боли, страдания и надрыва, его кредо “ничего не слишком”, скажем, единственного черепа бедного Йорика на сцене ему мало, он заменяет его кучей костей.
Такая избыточность сделала “Гамлета” самой что ни на есть трагедией. “Несчастья начались, готовьтесь к новым”, — сулит принц Датский, и режиссер выполняет данное обещание. И в этом смысле его работа передает саму суть феномена театра. Непревзойденный авторитетом Аристотель ратовал за катарсис как высшую цель театрального искусства, подразумевающую очищение души. К сожалению, та часть аристотелевой “Поэтики”, где об этом говорится, до сего времени не сохранилась, но “Гамлет” Коляды вполне позволяет прочувствовать ее содержание. Его Гамлет настолько несчастен, что по сравнению с его страданиями любые неприятности реальной жизни кажутся трын-травой, — и зритель обретает искомое очищение души или, в других терминах, психологическую разгрузку.
Как режиссер Коляда позволил себе такую абсолютную свободу самовыражения, о какой другим остается только мечтать. Бестрепетной рукой он сократил текст Шекспира в переводе Пастернака почти наполовину, поставив себя с ними на равную ногу, что требует не просто смелости, но — ощущения демиурга в себе: “Стихии мне подвластны”. Поэтому спектакль получился таким интересным — жестким и страстным, исключительно авторским, показывающим, что думает Коляда о Шекспире, мир его праху.
Та же свобода, которая, как нас учили, есть “осознанная необходимость”, позволила режиссеру появиться на сцене в ключевой роли Призрака, дающей толчок всему сюжету. Коляда развеял сожаления тех, кто горевал по поводу чересчур краткого пребывания этого интереснейшего персонажа на сцене: Призрака в спектакле много, он же отчасти исполняет роль могильщика, забирая с собой умерших. И начинается “Гамлет” с похорон его отца, которого, как известно, звали так же — и лишь потом, “прислонясь к дверному косяку” появляется Гамлет-сын. Его играет большой артист Олег Ягодин, самый молодой из “заслуженных” в Екатеринбурге, он же — рок-музыкант, по которому сохнут фанатки.
На мой взгляд, одна из несомненных заслуг “Коляда-театра” — создание труппы единомышленников, цельной, как кристалл. Другая — воспитание зрителя, заточенного именно под это культурное учреждение, зрителя не случайного, интеллигентного, чуткого, понимающего, такого, о каком другие могут только мечтать, в чье существование даже не верится, пока не увидишь.
…Тот же Гамлет поучал: “Цель театра во все времена была и будет: держать, так сказать, зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное — низости, и каждому возрасту истории его неприкрашенный облик”. Жизнь меняется, и театры меняются вместе с нею. Затишье летних каникул кончилось, и новый сезон, я уверена, приготовит не меньше сюрпризов. Театры-зеркала в Екатеринбурге совсем разные, но от этого только интересней.