почему сальери презирает жизнь презирает слепого старика
Анализ трагедии «Моцарт и Сальери»
В трагедии «Моцарт и Сальери» (1830) в конфликте участвуют всего два персонажа — Моцарт и его антагонист Сальери. Оба образа художественно вымышлены и лишь условно совпадают со своими историческими прототипами — австрийским композитором Моцартом и итальянским композитором Сальери, жившим в Вене с 1766 по 1825 год.
Хотя Моцарт и Сальери принадлежат к «избранникам небес», к людям искусства, они противоположны по своему отношению к миру, к Божественному миропорядку. Бытие устроено, уверен Моцарт, справедливо и в принципе гармонично: земля и небо находятся в подвижном равновесии. Земная жизнь разделена на «прозу» и «поэзию», в ней есть жизнь низкая и жизнь высокая. Высокая жизнь содержит черты и признаки небесной, давая представление об идеале и райском блаженстве. Лишь немногим избранным дается счастье ощутить идеал и передать гармонию бытия, остальные люди пребывают в низкой жизни, погружены в заботы дня, и гармония бытия от них скрыта. Но без таких людей не мог бы «мир существовать».
Высшее предназначение «избранников», которых «мало»,— чувствовать и воплощать мировую гармонию, являть в искусстве (в поэзии, в музыке) образ совершенства. Искусство остается искусством лишь в том случае, когда оно отказывается от «презренной пользы» — наставлять, поучать, когда оно сотворяется не ради корысти, а ради самого искусства. Так смотрит и должен смотреть художник на свое творчество. Тут Пушкин передал свое творческое самоощущение, известное нам по другим его произведениям.
Не ради нужд «презренной жизни» композитор сочиняет музыку. Но это не значит, что он презирает людей, погруженных в житейскую прозу, или избегает изображения картин низкой жизни. Для Моцарта низкая жизнь составляет часть всего бытия, но отмеченность Божьим даром налагает на него как на художника особую предназначенность, не возвышающую над людьми, а отличающую от них. Ощущая свою избранность, он следует «веленью Божию», и это веление предуказывает композитору оставить «нужды низкой жизни», презреть ее «пользу, ее выгоды, ее корысть». Искусство требует полной самоотдачи, ничего не обещая взамен — ни наград, ни славы.
Если для Моцарта «жизнь» и «музыка» — два созвучия бытия, обеспеченные соразмерностью счастья и горя, радости и грусти, веселья и печали, то для Сальери «жизни» как бы не существует. К одному из созвучий бытия Сальери глух. С рокового осознания крушения мира, Божественного миропорядка в уме и в душе Сальери начинается трагедия. Чувствуя и остро переживая гармонию в музыке, Сальери потерял дар слышать гармонию бытия. Отсюда проистекает демонический бунт Сальери против миропорядка. Сальери любит одиночество. Он изображен Пушкиным то мальчиком в церкви, то в «безмолвной келье», то наедине с собой, отгороженный от жизни. Рисуя духовный облик Сальери, Пушкин не однажды со- провождает его образами смерти. Даже занятия Сальери музыкой наполнены холодом, умерщвляющим чувствительность, бездушным ремеслом, доведенным до автоматизма.
В отличие от Моцарта Сальери действительно презирает «низкую жизнь» и жизнь вообще. «Мало жизнь люблю»,— признается он. Обособившись от жизни, Сальери принес себя в жертву искусству, сотворив кумир, которому стал поклоняться. Самоотверженность Сальери превратила его в «аскета», лишила полноты живых ощущений. У него нет того разнообразия настроений, какие испытывает Моцарт, в его переживаниях преобладает один тон — подчеркнуто суровая серьезность. Музыка становится для Сальери подвигом священнодействия. Он «жрец» не в переносном, а в прямом смысле. Как «жрец», он совершает таинство и возносится над людьми непосвященными. Дар музыканта не столько отличает Сальери от людей, сколько, в противовес Моцарту, возвышает над ними, позволяя композитору стать вне обычной жизни. Дурное исполнение скрипача, вызывающее у Моцарта смех, но никак не презрение к человеку, Сальери воспринимает как оскорбление искусства, Моцарта и лично нанесенную обиду, дающую ему право презирать слепого старика.
Поскольку отношение Сальери к искусству серьезное, а у Моцарта, напротив, беспечное, то Моцарт кажется Сальери загадкой природы, несправедливостью неба, воплощением «божественной ошибки». Гений дан Моцарту не в награду за труды и отказ от «праздных забав», а просто так, ни за что, по роковой случайности. Пуш- кин передал Моцарту часть своей души. В своих произведениях он и себя постоянно называл беспечным и праздным певцом. Моцарт для Пушкина — «идеальный образ» художника-творца, не имеющий аналогий с образами художников, созданных европейской литературой и в известной мере порывающий с типичными представлениями. Моцарт у Пушкина — избранник, отмеченный судьбой, осененный свыше.
Пушкин исключил связь между гениальностью и трудом. Он лишь намекнул, что Моцарта «тревожат» музыкальные идеи, что он постоянно думает о реквиеме, который не дает ему покоя. Неутомимым и самоотверженным тружеником Пушкин вывел Сальери. Гениальность не следствие труда и не награда за труд. Ни любовь к искусству, ни усердие не сообщают художнику гениальности, если он не наделен ею свыше. Конечно, Пушкина нельзя заподозрить в недооценке труда, но ему важно обнажить мысль: беспечный Моцарт «избран» небом, труженик Сальери не избран. Моцарт сочиняет музыку, он наполнен музыкальными темами. О творчестве Сальери упоминается в прошедшем времени. Он лишь рассуждает о музыке, вдохновляется чужой гармонией, но ничего не создает.
Сальери не может смириться не с гениальностью Моцарта, а с тем, что гений достался даром ничтожному, по его мнению, человеку, этой гениальности недостойному. И не только от себя, но и от лица всех жрецов музыки, служителей искусства Сальери берет обязанность, священный долг восстановить справедливость, исправить ошибку небес.
Избранность Моцарта — искусство, гармония, «единое прекрасное». Избранность Сальери — убийство ради искусства.
Моцарт принимает вызов Сальери и своей смертью опровергает и его рассуждения, и его преступление. Эта сцена ясно дает понять, что Сальери предназначен судьбой не в гении, а в человекоубийцы. Для того чтобы восстановить нарушенный миропорядок, Сальери отделяет Моцарта-человека от Моцарта-композитора, «праздного гуляку» от его вдохновенной музыки. Он ставит перед собой неразрешимую задачу — «очистить» гений Моцарта от беспечного баловня судьбы, спасти музыку, убив ее творца. Но так как Сальери понимает, что, отравив Моцарта, он убьет и его гений, то ему нужны веские доводы, подкрепленные высокими соображениями о служении музам. «Что пользы, если Моцарт будет жив/ И новой высоты еще достигнет?/ Подымет ли он тем искусство?» — спрашивает себя Сальери и отвечает: «Нет. »
Почему Сальери презирает жизнь и презирает слепого старика?
В произведении Пушкина “Моцарт и Сальери” Сальери считает себя гением, которому вечно все мешают. Он презирает всех вокруг и саму жизнь, потому что через все преграды в этой жизни пытается чего-то добиться. Поэтому он пишет много музыки. Но в ней нет таланта, нет искры, он делает это не с душой, а с ненавистью к жизни. Любить жизнь ему мешают его гордыня, зависть и амбиции. Поэтому гениальность музыки Сольери видит только он.
И слепой старик, который вбрал светлую музыку Моцарта, не желая браться за “великие” творения Сольери, по этой же причине сразу же становится очередной целью ненависти Сольери. Он тоже, по мнению Сольери, просто не оценил гения.
Екатерина Шмелева 1
Другие интересные вопросы и ответы
Рассказ о работе археологов! Найдите дополнительный материал и составьте рассказ о работе археологов или этнографов.
Хотя гипотез, домыслов, базаров
В ученом мире на сей счет полно,
Причина вымиранья динозавров
Науке неизвестна все равно.
Одни считают, что метеориты
Их расстреляли залпом аж одним –
К нулю сводили, дескать, габариты
Всю вероятность промаха по ним.
Идея разделяется иными,
Что отравились попросту они
Растеньями покрытосеменными,
Что стали модны именно в те дни…
Чушь! В ходе эволюции их роста
и массы, главным образом, самцов,
Самцы утратили способность п
Можно ли разные виды улиток держать в одном террариуме?
По большому счёту, держать разные виды улиток в одном террариуме нежелательно. Потому, что у разных улиток различные условия содержания. Улитки могут плохо переносить общество другого вида, в результате чего будут испытывать стрессовое состояние, отказываться от еды и не расти. Но в исключительных случаях, держать разные виды улиток в одном террариуме возможно. В таблице уживаемости разных видов улиток, которая представлена чуть ниже, показана информация какой вид улиток с каким видом улиток уживается. Кто уживается, но не даёт гибридов. Кто уживается, но не всегда, а кто вообще никак не уживается. Смотрите и изучайте.
В моем вечном террариуме прекратилось развитие.
Какие этапы можно выделить в развитии реализма в литературе XIX века? Чем они различаются?
1 просветительский реализм
2 реализм с элементами романтизма
3 критический реализм
4 ну и соцреализм, больше относящийся к 20-му веку
и вапще – “Все мы вышли из гоголевской Шинели” Ф. М. Достоевский
Как прекратить загоняться и заниматься бесконечным самокопанием?
Эта проблема возникает из-за непонимания важной вещи: мир не стоит на месте. В мире нет кого-то или чего-то, что всегда бы оставалось собой без изменений. С другой стороны, ум устроен так, что ему иногда нужно фиксировать какие-то полезные идеи. Он может натренироваться воспринимать что-то как постоянное, чтобы извлекать пользу. Например, запомнить, где продаётся вкуснятина, или где живёт голодный лев. И когда мир делает шаг вперёд, а ум отстаёт от мира, то возникает конфликт. Человек пришёл за вкуснятиной, а магазин уже переехал. Или человек как и раньше обходит лес, а льва там давно уже нет. Ум по природе старается экономить энергию, создать для себя какой-то комфортный уголок, изолировать себя от изменений мира, чтобы было комфортно и стабильно. Но мир изменяется, и эти изменения просачиваются рано или поздно во все изолированные уголки. Поэтому полезно помнить: ничто не вечно.
Ум человека является частью мира, поэтому он тоже постоянно изменяется. Человек развивается, осваивает какие-то навыки, что-то забывает. Получается, нет какого-то постоянного человека, есть разные люди-актёры одного кадра, играющие роль этого человека, эти кадры и составляют фильм-жизнь человека от рождения до смерти. Каждый человек внутренне свободен. В каждый момент времени человек выбирает, какую роль ему играть. Прошлого уже нет, те актеры уже сыграли свои роли, в детском саду, в школе и т.д. Будущего ещё нет, неизвестно, какими будут будущие актёры, в каких обстоятельствах они окажутся, и как они свою свободу реализуют. Есть только сейчас. Поэтому важный вопрос: а что я могу сделать прямо сейчас, чтобы быть с миром в гармонии? Что прямо сейчас можно сделать, чтобы мои ожидания соответствовали реальности. Если можно сделать что-то, зачем думать об этом, нужно просто сделать это. Если нельзя это сделать, то тоже какой смысл об этом думать, реальность от размышлений всё равно не изменится. Получается, в беспокойстве нет смысла, можешь — делай, не можешь — не делай.
Так как мир движется, в нём нет места крайностям. Края перестают быть краями, потом опять становятся краями и т.д. Если ум воспринимает что-то как абсолют, такой ум находится в иллюзии. Он обманывается из-за неудачной точки зрения. Если ум успел натренировать себя на восприятие какой-то крайности, нужно перетренировываться обратно, делать ум более гибким, способным реагировать на изменения. Для этого можно выполнять такое упражнение: когда хочется использовать слова крайности, такие как: всегда, никогда, постоянно, ничего, всё, все кроме меня, никто кроме меня, лучший, худший, самый… тогда нужно попробовать конкретизировать мысль так, чтобы оно не было на краю. Например: я хуже всех знаю английский язык (крайность), среди учеников своего класса (конкретика). Или: я всегда выигрываю соревнования (крайность) в младшей возрастной группе (конкретика). Такое упражнение полезно потому, что выявляет причины неудовлетворенности и позволяет поставить более чёткую цель и начать поиск решения проблемы. Если тренировать гибкость ума, то ум будет находить пути для дальнейшего развития.
Иногда бывает тяжело не думать о чём-то, потому что в уме со временем сформировалась очень крепкая связь с какой-то идеей. Тогда бывает полезно дать уму отдохнуть. В это время можно сделать передышку. Есть такой способ расслабить ум: нужно найти спокойное место, удобно расположиться, спокойно и естественно дышать и считать вдохи и выдохи, наблюдая за тем, как входит и выходит воздух. Можно, например, досчитать до десяти вдохов-выдохов, потом посчитать в обратном порядке с десяти до одного, потом повторить всё заново. Несколько минут такой практики помогают отвлечься от надоедливых мыслей.
В любых ситуациях важно помнить о том, что внешние проблемы проходят, перестают быть актуальными. Остаётся внутренняя свобода, внутреннее понимание своего уникального пути к счастью.
Андрей Кудрявцев 23
Как прекратить загоняться и заниматься бесконечным самокопанием?
Эта проблема возникает из-за непонимания важной вещи: мир не стоит на месте. В мире нет кого-то или чего-то, что всегда бы оставалось собой без изменений. С другой стороны, ум устроен так, что ему иногда нужно фиксировать какие-то полезные идеи. Он может натренироваться воспринимать что-то как постоянное, чтобы извлекать пользу. Например, запомнить, где продаётся вкуснятина, или где живёт голодный лев. И когда мир делает шаг вперёд, а ум отстаёт от мира, то возникает конфликт. Человек пришёл за вкуснятиной, а магазин уже переехал. Или человек как и раньше обходит лес, а льва там давно уже нет. Ум по природе старается экономить энергию, создать для себя какой-то комфортный уголок, изолировать себя от изменений мира, чтобы было комфортно и стабильно. Но мир изменяется, и эти изменения просачиваются рано или поздно во все изолированные уголки. Поэтому полезно помнить: ничто не вечно.
Ум человека является частью мира, поэтому он тоже постоянно изменяется. Человек развивается, осваивает какие-то навыки, что-то забывает. Получается, нет какого-то постоянного человека, есть разные люди-актёры одного кадра, играющие роль этого человека, эти кадры и составляют фильм-жизнь человека от рождения до смерти. Каждый человек внутренне свободен. В каждый момент времени человек выбирает, какую роль ему играть. Прошлого уже нет, те актеры уже сыграли свои роли, в детском саду, в школе и т.д. Будущего ещё нет, неизвестно, какими будут будущие актёры, в каких обстоятельствах они окажутся, и как они свою свободу реализуют. Есть только сейчас. Поэтому важный вопрос: а что я могу сделать прямо сейчас, чтобы быть с миром в гармонии? Что прямо сейчас можно сделать, чтобы мои ожидания соответствовали реальности. Если можно сделать что-то, зачем думать об этом, нужно просто сделать это. Если нельзя это сделать, то тоже какой смысл об этом думать, реальность от размышлений всё равно не изменится. Получается, в беспокойстве нет смысла, можешь — делай, не можешь — не делай.
Так как мир движется, в нём нет места крайностям. Края перестают быть краями, потом опять становятся краями и т.д. Если ум воспринимает что-то как абсолют, такой ум находится в иллюзии. Он обманывается из-за неудачной точки зрения. Если ум успел натренировать себя на восприятие какой-то крайности, нужно перетренировываться обратно, делать ум более гибким, способным реагировать на изменения. Для этого можно выполнять такое упражнение: когда хочется использовать слова крайности, такие как: всегда, никогда, постоянно, ничего, всё, все кроме меня, никто кроме меня, лучший, худший, самый… тогда нужно попробовать конкретизировать мысль так, чтобы оно не было на краю. Например: я хуже всех знаю английский язык (крайность), среди учеников своего класса (конкретика). Или: я всегда выигрываю соревнования (крайность) в младшей возрастной группе (конкретика). Такое упражнение полезно потому, что выявляет причины неудовлетворенности и позволяет поставить более чёткую цель и начать поиск решения проблемы. Если тренировать гибкость ума, то ум будет находить пути для дальнейшего развития.
Иногда бывает тяжело не думать о чём-то, потому что в уме со временем сформировалась очень крепкая связь с какой-то идеей. Тогда бывает полезно дать уму отдохнуть. В это время можно сделать передышку. Есть такой способ расслабить ум: нужно найти спокойное место, удобно расположиться, спокойно и естественно дышать и считать вдохи и выдохи, наблюдая за тем, как входит и выходит воздух. Можно, например, досчитать до десяти вдохов-выдохов, потом посчитать в обратном порядке с десяти до одного, потом повторить всё заново. Несколько минут такой практики помогают отвлечься от надоедливых мыслей.
В любых ситуациях важно помнить о том, что внешние проблемы проходят, перестают быть актуальными. Остаётся внутренняя свобода, внутреннее понимание своего уникального пути к счастью.
Андрей Кудрявцев 23
Можно ли разные виды улиток держать в одном террариуме?
По большому счёту, держать разные виды улиток в одном террариуме нежелательно. Потому, что у разных улиток различные условия содержания. Улитки могут плохо переносить общество другого вида, в результате чего будут испытывать стрессовое состояние, отказываться от еды и не расти. Но в исключительных случаях, держать разные виды улиток в одном террариуме возможно. В таблице уживаемости разных видов улиток, которая представлена чуть ниже, показана информация какой вид улиток с каким видом улиток уживается. Кто уживается, но не даёт гибридов. Кто уживается, но не всегда, а кто вообще никак не уживается. Смотрите и изучайте.
Почему Сальери презирает жизнь и презирает слепого старика?
В произведении Пушкина “Моцарт и Сальери” Сальери считает себя гением, которому вечно все мешают. Он презирает всех вокруг и саму жизнь, потому что через все преграды в этой жизни пытается чего-то добиться. Поэтому он пишет много музыки. Но в ней нет таланта, нет искры, он делает это не с душой, а с ненавистью к жизни. Любить жизнь ему мешают его гордыня, зависть и амбиции. Поэтому гениальность музыки Сольери видит только он.
И слепой старик, который вбрал светлую музыку Моцарта, не желая браться за “великие” творения Сольери, по этой же причине сразу же становится очередной целью ненависти Сольери. Он тоже, по мнению Сольери, просто не оценил гения.
Как моцарта и сальери характеризует их отношение к игре слепого скрипача
Почему Сальери презирает жизнь, презирает слепого старика?
В произведении Пушкина «Моцарт и Сальери» Сальери считает себя гением, которому вечно все мешают. Он презирает всех вокруг и саму жизнь, потому что через все преграды в этой жизни пытается чего-то добиться. Поэтому он пишет много музыки. Но в ней нет таланта, нет искры, он делает это не с душой, а с ненавистью к жизни. Любить жизнь ему мешают его гордыня, зависть и амбиции. Поэтому гениальность музыки Сольери видит только он.
И слепой старик, который вбрал светлую музыку Моцарта, не желая браться за «великие» творения Сольери, по этой же причине сразу же становится очередной целью ненависти Сольери. Он тоже, по мнению Сольери, просто не оценил гения.
В произведении Пушкина «Моцарт и Сальери» Сальери считает себя гением, которому вечно все мешают. Он презирает всех вокруг и саму жизнь, потому что через все преграды в этой жизни пытается чего-то добиться. Поэтому он пишет много музыки. Но в ней нет таланта, нет искры, он делает это не с душой, а с ненавистью к жизни. Любить жизнь ему мешают его гордыня, зависть и амбиции. Поэтому гениальность музыки Сольери видит только он.
И слепой старик, который вбрал светлую музыку Моцарта, не желая браться за «великие» творения Сольери, по этой же причине сразу же становится очередной целью ненависти Сольери. Он тоже, по мнению Сольери, просто не оценил гения.
Что сближает Моцарта и Сальери, и что разъединяет?
Сближает их любовь к музыке и понимание её, а разъединяет — различное ощущение предназначения музыки. Сальери мнит себя жрецом-аскетом, для которого невозможны несерьёзные выходки и весёлый смех. Моцарт же весь соткан из лёгкости и приятия повседневной жизни, он, напротив, принимает весь мир в себя, не отгораживается от него — и в этом источник его постоянного вдохновения.
1 2 · Хороший ответ
Что имел в виду Ницше, когда написал «падающего — толкни»?
Ницше имел в виду, что слабым не место в мире, целью которого является рождение сверхчеловека.
Так что если этот падающий товарищ слабый, то Вы его подтолкнёте, чтобы он упал наверняка — и история скажет Вам спасибо. Пусть летит побыстрее ко дну, а мы посмотрим, как он весело летит — это летит наше нынешнее несовершенство, открывая путь для дальнейшего прогресса.
С другой стороны, если этот падающий товарищ сильный, то он выкарабкается даже если Вы его будете пихать. И благодаря этому станет только сильнее — вспомним другую цитату из Ницше, «то, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Так что, как ни крути, падающему протягивать руку помощи не надо. Его надо толкать в пропасть. А там как получится — любой вариант к лучшему.
Как моцарта и сальери характеризует их отношение к игре слепого скрипача
Уроки 25*—26*. «. Ничего нет труднее, как говорить о произведении, которое велико и в целом и в частях! К таким принадлежат: „Моцарт и Сальери“, „Скупой рыцарь“, „Каменный гость“. » 1
Вечные вопросы бытия в драматическом цикле Пушкина «Маленькие трагедии».
Уроки 27*—28*. «„Евгений Онегин“ — это образ мира, явленный в стиле» 2
Повторение романа Пушкина «Евгений Онегин».
При повторении романа «Евгений Онегин», изученного в 9 классе, учителю следует организовать работу так, чтобы поднять ее на новый уровень осмысления произведения, так как в возрастном развитии и читательском восприятии учеников 9 и 10 классов существуют значительные различия.
Информация, известная школьникам ранее, может быть кратко изложена в их сообщениях (творческая история романа, особенности его замысла, сюжета, композиции, системы образов, жанра, художественной формы, онегинской строфы).
В рассказе учителя следует подчеркнуть новаторский характер реалистического романа, который создавался в период приоритетов романтической художественной традиции, его отличие от романов, созданных до Пушкина. В гуманитарном классе эта позиция может быть дополнена докладами учащихся, работающих над рефератами, которые предполагают сопоставление романа с русской и западноевропейской прозой конца XVIII — начала XIX в., как с романами, которые читали Онегин и Татьяна: «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Мельмот-скиталец» Метьюрина, «Жан Сбогар» Нодье, «Страдания юного Вертера» Гёте, — так и с русскими романами, например «Наталья, боярская дочь» Карамзина.
Повторяя особенности сюжета, композиции и системы образов романа, следует подчеркнуть, что он включает в себя две линии: Онегин — Татьяна и Ленский — Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись. Но линия Ленский — Ольга не развивается, потому что судьба Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина. Ленский не только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Поэтому не случайно, что в VI главе автор дает нам два различных жизненных пути Ленского, если бы он остался жив.
Характеризуя отдельных героев романа, особенности его композиции, следует предложить школьникам подумать над такими вопросами:
1. Что стало причиной духовного кризиса Онегина? Смог ли он его преодолеть? Что общего у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?
2. Как меняются внешний облик и внутренний мир Татьяны от начала до конца романа? В чем смысл ее сопоставления с Ольгой?
3. Какой смысл имеет высказывание Г. А. Гуковского о романе «Евгений Онегин»: «Построение „Евгения Онегина“ напоминает зеркальное отражение предмета, которое мы видим дважды: в натуре и в зеркале. »? Г. А. Гуковский. «Пушкин и проблемы реалистического стиля». 1957.
4. Каковы взаимоотношения повествователя с героями романа и его оценки героев? Как образ автора способствует расширению границ романа, созданию «энциклопедии русской жизни»? Какими новыми принципами пользуется автор в изображении окружающей жизни?
5. Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях? Какова их композиционная роль?
6. В чем особенности художественной формы романа в стихах? Какова композиционно-стилевая роль онегинской строфы?
Кроме того, на уроке следует повторить основные оценки романа в критике и расширить для школьников список исследователей, писавших о романе как в XIX (Рылеев, Бестужев-Марлинский, Баратынский, Н. Полевой, Белинский, Герцен, Гоголь, Гончаров, Писарев, Достоевский, Ключевский), так и в XX в. (Мережковский, Л. Гроссман, Томашевский, С. Франк, Гуковский, Мейлах, Макагоненко, Ю. Лотман, Бахтин, Кожевников).
Итог уроков. «Евгений Онегин» — это новаторское произведение, реалистический роман, созданный в эпоху главенства романтизма, но далекий от литературных шаблонов и романных клише. Его главные герои — это национально-исторические типы, которые изображены не однолинейно, а многопланово. Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха — Онегин.
Татьяна — воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой, от высокой любви. Она жертва социальных условий, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает, прежде всего, от собственной позиции нравственного отрицания.
Важная особенность романа в том, что в нем раздвинуты границы личного конфликта, и в произведение входит русская жизнь во всех ее проявлениях. Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений четырех главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора-повествователя, выходит за эти рамки. Автор проявляется в романе двояко: и как герой романа, и как рассказчик. Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются основной частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени.
В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни, это отношение к творчеству, таланту, способностям, отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, и связующим звеном в картинах «энциклопедии русской жизни».
Урок 29*. «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем тоже Аnоnymе. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает» 3
Развитие реализма в прозе Пушкина 1830-х гг. «Повести Белкина» как прозаический цикл.
Во вступительном слове учителя следует сообщить, что осенью 1830 г. психологическое состояние поэта, серьезно готовящегося к предстоящей женитьбе, было связано с изменениями в его взглядах на любовь, на брак и семью. Он мечтал о простых человеческих радостях, семейном очаге вдали от светских интриг, творческой свободе. В это время обостряется идейный конфликт Пушкина и Булгарина, написавшего на поэта лживый фельетон, журнальная критика обвиняет поэта в подражательстве. Современные Пушкину читатели и критики не поняли высокого художественного смысла новаторских сочинений поэта, какими явились «Повести Белкина», написанные в Болдинскую осень 1830 г.
Пушкин предвидит, что повести о частной провинциальной жизни будут восприняты критикой в штыки, поэтому создает иллюзию, будто они написаны другим лицом, провинциальным помещиком Белкиным. В классе особенно пристально надо прочесть предисловие к повестям «От издателя» и обратить внимание на то, что их сюжеты и Белкин якобы слышал «от разных особ». Это поможет учащимся в усвоении такого литературоведческого понятия, как «точка зрения». Готовясь к уроку, школьники могут выполнить такие индивидуальные исследовательские задания:
1. Докажите, что в цикле «Повести Белкина» отразился образ рассказчика, провинциального помещика Ивана Петровича Белкина. Подтвердите свои рассуждения цитатами.
2. Найдите в тексте повестей цитаты, которые указывают на «психологию» вымышленных рассказчиков: титулярного советника А. Г. Н. в «Станционном смотрителе», подполковника И. Л. П. в «Выстреле», приказчика Б. В. в «Гробовщике», девицы К. И. Т. в «Метели» и «Барышне-крестьянке».
Обобщенный анализ повестей, частично изученных в основной школе, можно провести в группах, которые получат карточки с вопросами и исследовательскими заданиями. Эта работа поможет школьникам подняться в философском осмыслении повестей на новый, литературоведческий уровень, который был невозможен в средних классах.
Группа 1. «Выстрел».
1. Кто в повести рассказывает истории о двух дуэлях? Какой композиционный смысл имеет в повести постоянная смена рассказчиков?
2. Докажите, что все рассказчики показаны автором в развитии.
3. Дайте характеристику Сильвио. Как автор развенчивает в нем ореол романтического героя?
Группа 2. «Метель».
1. Какие черты сентиментальной повести есть в «Метели»?
2. Докажите, что повесть «Метель» пронизана авторской иронией.
3. Что изменилось в характерах главных героев «Метели» в результате их жизненных испытаний?
Группа 3. «Гробовщик».
1. Какую роль в повести играет фантастический сюжет?
2. Какой смысл приобретает в повести тема жизни и смерти?
3. Дайте характеристику Адриану Прохорову. Докажите текстом, что для него и для автора важный смысл имеют ценности семейной жизни.
Группа 4. «Станционный смотритель».
1. В чем трагедия Самсона Вырина? Докажите текстом, что он не только маленький человек и страдающий герой, но и не лишен заблуждений.
2. Как в повести переосмысливается известный библейский сюжет о блудном сыне?
3. Как Пушкин осмысливает закономерности и противоречия социального неравенства?
Группа 5. «Барышня-крестьянка».
1. Докажите, что подлинные лица почти всех героев повести скрыты за подражательными масками. Подтвердите свое мнение цитатами.
2. Что в повести является предметом пушкинской иронии?
3. Что сближает повесть «Барышня-крестьянка» с такими произведениями, как «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Жан Сбогар» Нодье, «Бедная Лиза» Карамзина?
Задания для всех групп.
1. Найдите в повестях черты сентиментализма и романтизма.
2. Докажите, что романтические истории, изложенные Белкиным, стали основой реалистического цикла.
Целенаправленные наблюдения над текстом повестей могут быть обобщены в выводах, которые сделают сами школьники.
Итог урока. Пушкин умышленно устраняет себя из повествования как автора, чтобы показать жизнь с точки зрения обыкновенного человека, не всегда четко понимающего причинно-следственные связи жизненных ситуаций. Вместе с тем в повести заметны тонкие авторские оценки, обусловленные высоким критическим сознанием Пушкина. Это становится причиной иронического изображения многих героев.
Сюжеты, где господствует случай, видятся Белкину романтическими, исключительными. Но в осмыслении Пушкина они поворачиваются к читателю своей необычной стороной. То, что Белкин видит необыкновенным, автор расценивает как прозу жизни. Наоборот, самые заурядные сюжеты под пером Пушкина приобретают поэтический и даже философский смыслы.
Кажущаяся бедность содержания повестей, отмеченная даже Белинским, обусловлена богатством пушкинского вымысла, развитого воображения, которого были лишены романтики. Поэтому отсутствие усложненности сюжетов, пространных описаний и психологических состояний героев обусловлены бедностью «таланта» не Пушкина, а Белкина. Придумав Белкина-автора, Пушкин создает сложную стилевую структуру цикла, помогающую рассматривать бытовые коллизии с разных сторон, изучать глубинные сферы жизни, которая не предполагает готовых решений, и постигать сложность бытия.
В заключительной части урока следует обратить внимание на политические взгляды Пушкина после Болдинской осени. Он убежден, что человеческое общество развивается по объективным историческим законам, и свобода несовместима с революцией, но остается сторонником европеизации России и распространения просвещения среди всех слоев общества. Он осуждает вмешательство правительств во внутренние дела других стран и пишет ряд политических стихотворений: «Клеветникам России», «Перед гробницею святой. », «Бородинская годовщина». Они могут быть прочитаны в классе.
В 1830-е гг. создаются шедевры прозы Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «История Пугачева». По этим произведениям можно выслушать сообщения учащихся, обобщающие ранее изученное, и предложить им темы рефератов для исследовательской работы.
Необходимо подытожить значение Пушкина для русской литературы и культуры, обратив внимание на эволюцию его творчества от романтизма к реализму, новаторство и общедоступность его языка и стилевой манеры.
Классное сочинение или контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.
Урок 32. «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют „сотой интонацией“. Слово слушается его, как змея заклинателя. » 4
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой. ». «Есть речи — значенье. ».
Десятиклассники не просто изучают отдельные стихотворения Лермонтова, а определяют основные мотивы его поэзии, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. Школьников следует познакомить с оценками творчества поэта, высказанными В. Белинским, В. Розановым, А. Ахматовой, И. Андрониковым и современными лермонтоведами.
При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, т. е. с 1826-го до начала 1850-х гг., повторить этапы биографии поэта и обобщить информацию о его творчестве, полученную в основной школе. Это предстоит сделать учителю и специально подготовленным ученикам.
Тематика сообщений учащихся
1. Жажда борьбы — одиночество — поиск гармонии мира в лирике Лермонтова.
2. Поэт-избранник и поэт-пророк в лирике Лермонтова.
3. «Я. теперь никого не люблю. » Любовь-страдание в лирике Лермонтова.
4. Осмысление судьбы своей родины и своего поколения в творчестве Лермонтова.
Основные положения лекции учителя
1 Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 621.
2 Чумаков Ю. Н. Роман в стихах // Пушкин А. С. Школьный энциклопедический словарь / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин; под ред. В. И. Коровина. — М., 1999. — С. 161.
3 Пушкин А. С. Письмо П. А. Плетневу от 9 декабря 1830 года // В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. — М., 1987. — С. 239—240.
4 Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч.: В 2 т. — М., 1990. — С. 134.