почему родители не давали благословения варфоломею начать иноческую жизнь
Почему родители не давали благословения варфоломею начать иноческую жизнь
контрольная работа по чтению
Контрольная работа №1. «Летописи. Былины. Жития.»
1). С кем воевал Олег?
2). В какое дерево попала стрела Ильи?
3) Где Илья нашёл сокровища?
В) в лесу под деревом
4). Как звали мать преподобного Сергия?
5). Сколько кораблей было у Олега
А) Тысяча Б)Две тысячи В) Три тысячи Г) Четыре тысячи
6). Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?
А)Гулял по лесу В) Искал скот
Б)Пастушил Г). Играл с детьми
7). Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?
А) Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил
Б) Не хотели, чтобы он вёл такую жизнь
В) Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям
Г) Боялись жить одни
8)Произведения, состоящие из погодных записей – это _____________________________________________________________
9)Произведения, рассказывающие о жизни святых – это __________________________________________.
10)Назовите автора иконы «Троица» ____________________________________________________________.
Контрольная работа №1 «Летописи. Былины. Жития.»
1. Какое прозвище получил князь Олег?
А) от любимого коня
В) от отравленного вина
3. В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?
4. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?
Б) за освобождение от врагов
В) за принятие из закона
5. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?
6. Сколько детей было у родителей С. Радонежского?
Сказка 3. Быль
Летопись 4. Былина
8). Почему Олег не принял вино от греков?
Оно прокисло
Он не пил вина
Оно было разбавлено
9)Автор картины «Богатыри»__________________________
10)Произведения, состоящие из погодных записей – это ___________________________________________.
Контрольная работа № 2
по литературному чтению
Тема: «Чудесный мир классики»
1.Кому принадлежит произведение «Детство»?
2. Определи жанр произведения «Дары Терека».
1) басня З) стихотворение
2) рассказ 4) сказка
3. Узнай произведение по опорным словам.
Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.
1) «Детство» З) «Мальчики»
2) «Ашик-Кериб» 4) «Няне»
4.По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.
1)И молния грозно тебя обвивала…
2) Вскормлен грудью облаков…
5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?
Укажи название произведения и автора.
1) Где счастье плодится, там и зависть родится.
2)Хотя и с нуждою (бедностью),но добился чести.
6. Как ты понимаешь слово пенять?
1) толкать З) дарить подарки
2) смеяться 4) упрекать
7.К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.
Контрольная работа № 2
по литературному чтению
Тема: «Чудесный мир классики»
1. Кто написал произведение «Дары Терека»?
2. Определи жанр произведения А.С. Пушкина «Няне».
1) сказка 3) стихотворение
3. Узнай произведение по опорным словам.
Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.
2) «дары Терека» 4) «детство»
4. По одной строчке стихотворения вспомни его название и автора. Запиши.
1) Глядишь в забытые вороты…
2)И редкий солнца луч, и первые морозы…
5. К какому произведению из изученного раздела подходят эти пословицы?
Укажи название произведения и автора.
1) Кто сильно хочет, тот того добьётся.
2)Чем крепче дружба, тем легче служба.
1) сторож 3) знатный господин
2) офицер 4) мальчик
7.К данным фамилиям допиши имена и отчества писателей.
Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, житие» 4 класс
Летописи, былины, жития
1. Укажи, как называлась в Древней Руси запись по годам?
а) былины б) летопись в) житие г) слово
2. Отметь, что сделал князь Олег для победы над греками?
а) собрал большое войско б) долгое время осаждал город
в) поставил корабли на колёса г) убедил греков сдаться
3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?
а) женатым быть б) убитым быть в) пленным быть ) богатым быть
4. Укажи имя, которое в крещении получил Сергий Радонежский?
а) Кирилл б) Варфоломей в) Стефан г) Фёдор
а) былина б) летопись в) житие г) слово
6. К какому жанру относится произведение устного народного творчества о подвигах богатырей?
а) былина б) летопись в) житие г) сказание
7. Отметь верное значение слова ЖЕМЧУГ.
а) драгоценное перламутровое вещество, добываемое из раковин некоторых моллюсков
б) драгоценный металл
в) посуда
г) украшение
8. Как умер князь Олег?
а) погиб в сражении б) умер от старости в) умер от укуса змеи г) умер от отравления
9. Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на камне?
а) богатым быть б) женатым быть в) пленённым быть г) убитым быть
10. Что попросил Сергий Радонежский у черноризца?
а) богатства б) здоровья в) знать грамоту г) стать монахом
11. Какова главная тема былины об Илье Муромце?
а) три поездки Ильи Муромца б) три подвига Ильи Муромца
в) бой с разбойниками г) борьба с латынщиной
12. С кем воевал Олег?
А) с греками Б) с турками В) с немцами
13. Сколько кораблей было у Олега
А) Тысяча Б)Две тысячи В) Три тысячи Г) Четыре тысячи
14. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?
А)Гулял по лесу б) Искал скот в)Пастушил Г). Играл с детьми
15. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?
А) Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил
Б) Не хотели, чтобы он вёл такую жизнь
В) Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям
Г) Боялись жить одни
16. Произведения, состоящие из погодных записей – это _______________________.
17)Произведения, рассказывающие о жизни святых – это ______________________.
18. Почему Олег не принял вина от греков?
А)оно было отравлено б) оно было разбавлено
В)оно прокисло на солнце Г)Олег не любил вино
19. Соедини стрелками название произведений с названием жанра.
«И вспомнил Олег коня своего» житие
«Житие Сергея Радонежского» былина
«Ильины три поездочки» летопись
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда
Соедини слово и его толкование.
ЯСТВА деньги Древней Руси
ГРИВНЫ шёлковые ткани
ПАВОЛОКИ изысканная еда
ЗАСТАВА драгоценные камни
ЧЕРНОРИЗЕЦ религиозное песнопение
ПСАЛОМ сторожевая застава
Запиши цифрами порядок действий Олега перед заключением мира с греками.
ПРИКАЗАЛ ДАТЬ ДАНЬ.
НЕ ПРИНЯЛ ОТРАВЛЕННОГО ВИНА.
ЗАКЛЮЧИЛ МИР С ГРЕКАМИ.
ПРИШЁЛ К ЦАРЬГРАДУ.
ПОСТАВИЛ КОРАБЛИ НА КОЛЁСА.
Летописи, былины, жития
а) былина б) летопись в) житие г) слово
2. Отметь, каким образом погиб князь Олег?
а) погиб в бою б) умер от укуса змеи в) умер от болезни в походе г) умер от старости
3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?
а) женатым быть б) забытым быть в) убитым быть г) богатым быть
4. Укажи, что попросил отрок Варфоломей у старца?
а) знание грамоты б) богатства для семьи в) здоровья родителям
г) счастья всем людям
5. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история о Вещем Олеге?
а) былина б) летопись в) житие г) слово
6. Какое прозвище получил князь Олег?
А) Гордый Б) Славный В) Вещий
А) от любимого коня Б) от укуса змеи В) от отравленного вина
8. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?
А) за женитьбу Б) за освобождение от врагов В) за принятие их закона
9. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?
А) Кирилл Б) Сергий В) Варфоломей
10. Сколько детей было у родителей С. Радонежского?
11 . Почему Олег не принял вино от греков?
А)Оно прокисло б) Он не пил вина в) Оно было отправлено
12. Автор картины «Богатыри»_____________________________________.
13. Произведения, состоящие из погодных записей – это _______________.
14. Отметь верное значение слова БАШЛЫК .
а) капюшон б) плащ в) человек г) священник
15. Против какого народа воевал князь Олег?
а) греков б) турков в) болгаров г) немцев
16. Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на камне?
а) богатым жить б) женатым быть в) забытым быть г) убитым быть
17. Какова главная тема «Жития Сергия Радонежского»?
а) детство Сергия Радонежского
б) отношение Сергия Радонежского к родителям
в) встреча Сергия Радонежского с монахом
г) становление святого Сергия Радонежского
18. Что означает слово «УЗОРОЧЬЕ»?
А)драгоценности, наряды б) шелковые ткани, покрывала в) старинные монеты г) еда, кушанье
19 . Соедини стрелками название произведений с названием жанра.
«И вспомнил Олег коня своего» житие
«Житие Сергея Радонежского» былина
«Ильины три поездочки» летопись
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда
Соедини слово и его толкование.
ЯСТВА деньги Древней Руси
ГРИВНЫ шёлковые ткани
ПАВОЛОКИ изысканная еда
ЗАСТАВА драгоценные камни
ЧЕРНОРИЗЕЦ религиозное песнопение
ПСАЛОМ сторожевая застава
Запиши цифрами порядок действий Олега перед заключением мира с греками.
ПРИКАЗАЛ ДАТЬ ДАНЬ.
НЕ ПРИНЯЛ ОТРАВЛЕННОГО ВИНА.
ЗАКЛЮЧИЛ МИР С ГРЕКАМИ.
ПРИШЁЛ К ЦАРЬГРАДУ.
ПОСТАВИЛ КОРАБЛИ НА КОЛЁСА.
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда – летопись
ПРИКАЗАЛ ДАТЬ ДАНЬ. 4
НЕ ПРИНЯЛ ОТРАВЛЕННОГО ВИНА. 3
ЗАКЛЮЧИЛ МИР С ГРЕКАМИ. 5
ПРИШЁЛ К ЦАРЬГРАДУ. 2
ПОСТАВИЛ КОРАБЛИ НА КОЛЁСА. 1
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда – летопись
ПРИКАЗАЛ ДАТЬ ДАНЬ. 4
НЕ ПРИНЯЛ ОТРАВЛЕННОГО ВИНА. 3
ЗАКЛЮЧИЛ МИР С ГРЕКАМИ. 5
ПРИШЁЛ К ЦАРЬГРАДУ. 2
ПОСТАВИЛ КОРАБЛИ НА КОЛЁСА. 1
Номер материала: ДБ-1394305
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
В России создали сообщество активных родителей
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
пятница, 30 июля 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к «Житие Сергия Радонежского» для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 29-30.
1. Что ты узнал о детстве Варфоломея? Чем он отличался от других детей?
Я узнала, что Варфоломей с раннего детства твёрдо верил в Бога и часто обращался к нему с молитвами. Ещё младенцем он соблюдал пост и не пил молоко по средам и пятницам.
Варфоломей не отличался прилежанием и учился хуже братьев. Он молил Бога, помочь ему изучить грамоту.
2. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?
Варфоломей овладел грамотой посредством чуда. Он скушал кусочек просфоры, которую дал ему старец-монах, и познал грамоту. Это чудо совершил Бог.
Это случилось с Варфоломеем потому, что он был истинно верующим, добрым и уважительным мальчиком, который всегда искал помощи у Бога и неустанно ему молился.
3. О чём просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю? О каких чертах характера говорит его поступок?
Варфоломей хотел стать монахом, но родители просили его ухаживать за ними, пока они не умрут. Варфоломей с радостью исполнил их просьбу, и пошёл в монахи лишь после того, как похоронил родителей.
Это поведение Варфоломея говорит о его любви и почитании к родителям. Он проявил твёрдость духа, смирение, терпение.
4. Найди в энциклопедии текст о Сергии Радонежском. Расскажи своими словами о его жизни и подвигах.
Краткая биография Сергия Радонежского своими словами для 4 класса
Ещё мальчиком Сергий Радонежский проявил великую силу веры и любви к Богу. Тогда он носил имя Варфоломей и научился грамоте с помощью божественного откровения, чуда.
Сергий был почтительным и любящим сыном. Он мечтал стать монахом, но не мог оставить престарелых родителей.
Только когда его родители умерли, Сергий исполнил свою мечту. В глухом и безлюдном месте он основал монастырь, получивший название Троице-Сергиевой лавры. Слава о сподвижнике пронеслась по всей стране. В монастырь стекалось много народу.
Князь Дмитрий Донской приехал к отцу Сергию просить благословления на битву с татарами. Сергий Радонежский благословил князя и послал с ним двух своих монахов, которые приняли участие в Куликовской битве.
Сергий Радонежский прославился и своими чудесами. Он воскрешал мёртвых, изгонял бесов и возвращал зрение.
Умер он в возрасте 76-78 лет и завещал потомкам беречь Отчизну, помогать бедным и хранить душевную чистоту.
5. Обсудите с другом, почему князь Дмитрий Донской поехал к Сергию Радонежскому перед великим сражением с Мамаем?
Дмитрий Донской понимал, что вера в Бога помогает человеку преодолевать трудности, воодушевляет его на подвиги. Он хотел получить благословение на битву от отца Сергия, чтобы его воины поверили, что с ними Бог, что их дело освящено церковью, что оно святое.
6. Расскажи о битве на Куликовом поле. В своём рассказе используй опорные слова.
Рассказ о Куликовской битве по опорным словам для 4 класса
В те далёкие годы Русь стонала под гнётом Золотой орды. Московский князь Дмитрий Иванович решил положить конец владычеству татар и дать отпор Золотой орде.
Он долго готовился к решающей битве с Мамаем, собирал войско, выбирал время. Перед началом сражения Дмитрий Иванович отправился просить благословения у Сергия Радонежского, самого известного и уважаемого священнослужителя того времени.
Святой благословил русское войско и предрёк победу.
Русская армия вышла из Кремлёвских ворот 10 августа 1380 года. Спешным маршем она достигла Дона.
Ночью накануне сражение русские перешли Дон и расположились на Куликовом поле. В рощице предусмотрительный князь велел укрыть засадный полк.
Утром 8 сентября началась битва. Первыми на поле вышли монах Пересвет и татарский богатырь Челубей. Они ударили друг друга копьями и оба погибли.
Началась сеча. Татары рвались к ставке князя и тому пришлось самому вступить в битву. Удар копья свалил князя, но он остался цел. Однако, русские начали отступать. Их по пятам преследовала вражеская конница, прорвавшаяся в тыл войску.
Но тут из рощицы на татар обрушился засадный полк. Перепуганные, они решили, что мёртвые русские воины ожили и вновь вступили в бой. Татары и хан Мамай обратились в бегство.
Это была великая победа на Дону, после которой князь Дмитрий получил прозвище Донской.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития».» (4 класс)
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития».
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Летописи. Былины. Жития»; развивать воображение, фантазию; воспитывать отношения сотрудничества.
Тип урока : контроль знаний и умений.
Личностные: сформированность учебных мотивов, умение правильно и развернуто отвечать на вопросы;
Предметные: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу
Личностные: включить обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
Регулятивные: создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идеи произведения
Коммуникативные: Научить учащихся мыслить критически, ответственно относится к учёбе.
Оборудование : листы с текстом проверочной работы.
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
(На доске записаны даты и слова. Читаю учащимся вопрос, а они должны выбрать правильный ответ на доске.)
— В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходящих событиях? ( В 11 веке.)
— Одним из первых летописцев был … ( Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, одарённый человек.)
— В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли? (В 1224 году.)
— Этой датой начинается отрывок из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назовите её. ( В лето 6 415 (907) и в лето 6 420 (912).)
— Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей.)
— Прямо ехать убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!
Откуда эти строки? (Из былины «Ильины три поездочки»)
— «Богатыри» Кто автор этой картины и кто на них изображён? (Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.)
— В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. А кто на самом деле попадает в плен ? (Русский народ.)
— Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? (В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая сильная дружина, правил в Киеве. В 907 году совершил поход на Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.)
— Как называется раздел, который мы с вами изучали?
— Что интересного вы узнали из этого раздела?
— Что мы обычно делаем после завершения изучения определенного раздела? (Пишем проверочную работу.)
— Именно этим мы сегодня и займемся.
IV . Работа по теме урока
(У каждого учащегося лист с текстом проверочной работы.)
Летописи, былины, жития
1. Укажи, как называлась в Древней Руси запись по годам?
а) былины б) летопись в) житие г) слово
2. Отметь, что сделал князь Олег для победы над греками?
а) собрал большое войско б) долгое время осаждал город
в) поставил корабли на колёса г) убедил греков сдаться
3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?
а) женатым быть б) убитым быть в) пленным быть ) богатым быть
4. Укажи имя, которое в крещении получил Сергий Радонежский?
а) Кирилл б) Варфоломей в) Стефан г) Фёдор
а) былина б) летопись в) житие г) слово
6. К какому жанру относится произведение устного народного творчества о подвигах богатырей?
а) былина б) летопись в) житие г) сказание
а) драгоценное перламутровое вещество, добываемое из раковин некоторых моллюсков
б) драгоценный металл
в) посуда
г) украшение
8. Как умер князь Олег?
а) погиб в сражении б) умер от старости в) умер от укуса змеи г) умер от отравления
9. Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на камне?
а) богатым быть б) женатым быть в) пленённым быть г) убитым быть
10. Что попросил Сергий Радонежский у черноризца?
а) богатства б) здоровья в) знать грамоту г) стать монахом
11. Какова главная тема былины об Илье Муромце?
а) три поездки Ильи Муромца б) три подвига Ильи Муромца
в) бой с разбойниками г) борьба с латынщиной
12. С кем воевал Олег?
А) с греками Б) с турками В) с немцами
13. Сколько кораблей было у Олега
А) Тысяча Б)Две тысячи В) Три тысячи Г) Четыре тысячи
14. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?
А)Гулял по лесу б) Искал скот в)Пастушил Г). Играл с детьми
15. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?
А) Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил
Б) Не хотели, чтобы он вёл такую жизнь
В) Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям
Г) Боялись жить одни
16. Почему Олег не принял вина от греков?
А)оно было отравлено б)оно было разбавлено
В)оно прокисло на солнце Г)Олег не любил вино
17. Соедини стрелками название произведений с названием жанра.
«И вспомнил Олег коня своего» житие
«Житие Сергея Радонежского» былина
«Ильины три поездочки» летопись
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда
VI . Продолжение работы по теме урока
(После того, как все сдадут работы, разбираются вопросы, которые вызвали затруднения у учащихся.)
VII . Подведение итогов урока
Житие Сергия Радонежского стр. 29
1. Что ты узнал о детстве Варфоломея? Чем он отличался от других детей?
Когда родился Варфоломей, родители пообещали Богу отдать служить его в церковь.
В младенчестве, будучи ещё несознательным, соблюдал церковные посты в среду и субботу, не пил грудное молоко.
Мальчику было сложно учиться в школе. Варфоломей втайне ото всех молился Богу, чтобы тот послал ему возможность понять грамоту.
Бог послал маленькому Варфоломею встречу со старцем, который прочитал с ним молитву, накормил просфорой, и мальчишке стало лучше даваться образование.
2. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?
Необычно то, что Варфоломею нужно было помолиться в церкви и скушать просфору, чтобы у него открылась возможность обучаться наукам.
Бог ему подал знак, что нужно сначала получить Божье благословение, а после приступать к новому делу.
3. О чём просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю? О каких чертах характера говорит его поступок?
Варфоломей вырос и захотел вести иноческую жизнь, но родители попросили его присмотреть за ними, так как они уже были в пожилом возрасте.
Их старшие дети женились и ушли в свои семьи, а родители остались совсем одни.
Одна надежда у них была на Варфоломея.
Юноша согласился и смотрел за своими родителями до смерти.
Его поступок говорит о большом чувстве ответственности и любви к родителям, о том, что он выполняет свои обещания.
На такого человека можно положиться в жизни.
4. Найди в энциклопедии текст о Сергии Радонежском. Расскажи своими словами о его жизни и подвигах.
Рассказ о жизни и подвигах Сергия Радонежского для 4 класса
Сергий Радонежский родился в богатой боярской семье под Ростовом.
Его родители были верующими людьми, растили своих детей в православной вере.
У Варфоломея было ещё два старших брата.
В юном возрасте мальчик встретил старца.
Он предсказал ему служение Господу и благословил его на это.
Старец научил молитвам Варфоломея, и с того момента мальчик стал всё лучше и лучше учиться всем наукам, которые ему ранее никак не давались.
Через время семья вынуждена была переехать в Радонеж.
Когда юноша достиг двадцатилетнего возраста, он решил постричься в монахи, но родители не благословили его, попросив присмотреть за ними в старости, а после пусть идёт служить Богу.
Через несколько лет родители умерли, а Варфоломей решил совершить подвиг — пустынножительство.
К тому времени его младший брат Стефан овдовел и также стал служить Богу.
Братья вместе решили идти в дремучий, безлюдный лес.
Там поселились, срубив себе келью. А через некоторое время построили малую церковь, посвящённую Святой Троице.
Стефан не смог выдержать все тяготы пустынножительства и ушёл из поселения, а Варфоломей остался и постригся в монахи, став Сергием. Ему было 23 года.
Два года он жил уединённо, пока не разнеслась молва о нём и другие монахи не пришли к нему на поселение, захотев разделить с ним пустынножительство.
Так возникла Троицкая обитель.
По желанию братии Сергий стал настоятелем церкви, приняв сан священнослужителя.
Жила обитель очень бедно, иноки добывали себе хлеб тяжким трудом, иногда в обитель приносили пожертвования.
На пожертвования монахи покупали для служения свечки, из муки делали просфоры.
С течением времени за Сергием утвердилась слава чудотворца и прозорливца, люди шли в Троицкий монастырь, и он становился всё больше и больше.
Множество людей и священнослужителей жертвовали на жизнь и содержание храма. Троицкий монастырь ставал всё краше.
Но отец Сергий жил всё так же скромно, как и раньше, посвящая все свои силы и средства служению Богу.
Он был духовным наставником князей русских, в том числе благословил князя Дмитрия Ивановича Донского на победу в Куликовской битве.
Ещё при жизни Сергия Радонежского стали называть святым, а после смерти канонизировали его в Русской православной церкви.
В его честь построили в Новгороде церковь Сергия Радонежского.
Житие преподобного Сергия Радонежского было написано спустя 26 лет после его кончины учеником, Епифанием премудрым.
5. Обсудите с другом, почему князь Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому перед великим сражением с Мамаем.
Князь Дмитрий Донской считал игумена Сергия Радонежского по-настоящему верующим человеком.
Он был духовным наставником князя. Битва с Мамаем была решающей для очищения русской земли от Мамая, а армия Мамая была огромной.
А так как армия Мамая была огромной, для победы понадобилась Божья помощь.
Поэтому князь Дмитрий решил просить благословения у человека, который всю свою жизнь служил Богу и был отмечен чудесами Божьими.
Так и произошло. Русская армия победила Мамая, очистив русскую землю от захватчиков.
6. Расскажи о битве на Куликовом поле. В своём рассказе используй опорные слова:
Золотая Орда двести сорок лет владычествовала на русских землях, пока все знатные люди и патриоты не сплотились под руководством московского князя Дмитрия Ивановича Донского, решив избавиться от этого ига.
Армия Золотой Орды была огромна, но русские воины были храбры и не боялись сражения.
Они хотели изгнать Мамая с русских земель и дать отпор Золотой Орде.
Так была назначена дата Куликовской битвы.
Русская армия вышла из Кремлёвских ворот 10 августа 1380 года.
Перед битвой князь Дмитрий Донской просил благословения у великого святого тех времён Сергия Радонежского, и старец благословил и предрёк ему победу.
Первая битва самых отважных воинов двух армий — Пересвета и Челубея — окончилась победой Пересвета 8 сентября 1380 года.
Это был знак, что русские смогут победить Золотую Орду.
Так и случилось. Вражеская конница Золотой Орды была загнана в реку Непрядва и там перебита русским войском. После этого татары обратились в бегство, с ними убежал и Мамай с ханами.
Так русский народ избавился от владычества Золотой Орды и отпраздновал великую победу на Дону.