почему полотенце играло в жизни важную роль
Полотенце: почему его считали самым важным атрибутом русской избы
Антураж русской крестьянской избы всегда отличался минимализмом. Русская печь, лавки, обеденный стол – вот, в сущности, все внутреннее обустройство обычного дома простого человека. Однако стремление к красоте изначально присуще людям, поэтому на Руси пышным цветом цвели народные декоративно-прикладные ремесла: роспись по подносам, плотницкое искусство и, конечно, орнаментальная вышивка. Впрочем, подобные узоры в историческом прошлом несли не только непосредственно декоративную, но и очень важную сакральную функцию. Чаще всего объектом для деятельности русских мастериц оказывались полотенца, известные в этнографической науке под названием «рушники».
Вышивка как объект для исторического исследования
Ученые рассматривают народные орнаментальные узоры в вышивке, как традицию, уходящую корнями в языческую дохристианскую эпоху. Были предприняты попытки, опираясь на наиболее популярные мотивы в этом виде ремесел, восстановить азы миропонимания людей седой старины. Более всего на этой ниве отметился академик Борис Рыбаков. Он посвятил многие годы своей жизни изучению именно этого материала. Наиболее архаичным мотивом в вышивке он считал изображение оленей. Ученый утверждал, что для древнейшего славянского общества был характерен культ почитания этого животного, простые орнаментальные геометрические узоры виделись ему аллюзией на переплетение мощных оленьих рогов. Широкое распространение в народной вышивке нашли изображения лошади. По всей видимости, коня ассоциировали солнцем и аграрной деятельностью.
Распространены простые растительные орнаменты: ели, геометризированные лиственные деревья, ягоды. Интересен и многогранен символ птицы, особенно – в северных русских мотивах. Дело в том, что в славянской традиции водоплавающим птицам уделялось немного внимания, но этот мотив был популярен в карело-финском искусстве, а рушники северных русских традиционно богато украшены изображениями уток и лебедей. Вероятно, это свидетельствует о некоем симбиозе пришлого русского населения и коренных финно-угорских (большей частью – карельских) жителей. Птичьи мотивы нашли свое применение не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в фольклоре. Известно большое количество свадебных песен, в которых невесту именуют «лебедушкой», а жениха – «серым гусем».
Относительно малораспространенными были антропоморфные изображения. Помимо того – именно фигурки людей отмечены наибольшим схематизмом.
Богатство образов в русской вышивке нагружало украшенный ею объект дополнительными культурными смыслами. Весьма вероятно, впрочем, что ко времени, близкому к современным этнографическим реалиям, сакральное значение образов в вышивке размылось в народной памяти, но сохранилось в обрядовой традиции. Подобные сложные символические конструкции украшали вороты рубах, подолы платьев и, разумеется, полотенца-рушники.
Роль рушников в обрядовой жизни
Популярность подобных полотенец с орнаментальной вышивкой – это не исключительно русская черта, в той или иной мере это характерно для всех славянских народов, но эта традиция нашла особо яркое, выразительное применение именно в пределах проживания восточных славян. В разных областях их называли по-своему: ширинками (с ударением на первый слог), утирниками, полками, пешкирами (слово, употребляемое на юге славянских земель, в Болгарии и Македонии).
Под стать богатству названий было разнообразие форм: они могли быть совсем небольшими, а временами достигали нескольких метров в длину. Ими украшали красные углы, размещая поверх ликов святых, они украшали собой простые бревенчатые стены комнат, они висели над окнами.
Без такого культурно маркированного предмета не обходилось ни одно значимое событие в жизни семьи. Новорожденного укутывали в богато украшенный вышивкой рушник, он же оберегал сон младенца, находясь над колыбелью. Рушниками же украшали могилы, обвивая тканью кресты. Угощением, положенным на богато украшенное полотенце, русские встречали дорогих гостей (кстати, эта традиция дожила и до нашего времени).
Однако самое яркое применение рушники нашли в традиционном свадебном обрядовом комплексе. В сущности, всякий шаг в этой традиции сопровождается использованием богато вышитых полотенец. Начиналось все со сватовства: в некоторых регионах полотенца, торжественно врученные друг другу представителями жениха и невесты, обозначали согласие в достигнутой договоренности. Рушники были важной составной частью девичьего приданного, демонстрацией самостоятельно вышитых полотенец невеста могла показать свое трудолюбие и усердие. Рушником покрывали голову невесты в день ее последнего девичника. Ими богато украшали так называемый свадебный «поезд» (в данном значении – упряжка, на которой молодых везли в церковь на венчание). Непосредственно в самой церкви, прямо около аналоя, расстилался большой рушник, на который становились молодые во время процесса венчания.
В некоторых губерниях бытовал следующий обряд: правые руки молодых перед венчанием связывали полотенцем, тем самым символически обозначая, что теперь это не два разных человека, а одно целое – семья.
После свадьбы молодой жене меняли прическу: она впредь не могла публично появляться простоволосой и в первый день ей на голову повязывали именно рушник. Также полотенца были самым распространенным типом свадебных подарков. Их символическое значение в ритуале создания новой семьи очевидно – они образовывали некую образную связь, объединяющую новобрачных.
В наше время полотенца выполняют исключительно утилитарную роль, почти полностью растеряв свое сакральное значение. И единственное, что в наши дни выдает былое значение этого предмета, это традиция подавать гостям хлеб с солью на богато расшитом рушнике.
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемnovikova-izo.narod2.ru
Похожие презентации
3 Вышивка на полотенце Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.
5 Земля Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».
6 Макошь Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
7 Птица Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
8 Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.
9 Дерево Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо- дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
10 Вода Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
11 Название и предназначение полотенца Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождае т его всю жизнь от рождения до смерти.
12 Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
14 Свивальник Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.
15 Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
16 Свадебное полотенце На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.
17 Погребальное полотенце И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. Знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.
18 Современные полотенца Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение и сейчас они не утрачены
История полотенца
Полотенце — носитель славянских традиций
У древних славян полотенце представляло собой кусок домоткани, сотканной вручную из хлопковых или льняных нитей на горизонтальном или вертикальном станке. Такие полотенца украшали всеми возможными способами: вышитыми крестом или гладью узорами, кружевами, лентами, узкими полосками из цветастого ситца (кумача).
Обычные полотенца, предназначенные для ежедневного пользования, называли утирками или утиральниками. Их украшали по минимуму, лишь скромным орнаментом.
К свадьбе невесты готовили целую гору новых, нарядных полотенец, обычно от 30 до 100 штук. Суженый выбирал самое красивое полотенце и завязывал его на поясе. Ближайшие родственники тоже должны были украсить свои пояса подобным образом.
В свадебном обряде фигурировало еще одно очень маленькое, но богато расшитое полотенце — так называемая ширинка. Перед венчанием невеста утирала ширинкой свои девичьи слезы. Жених обвязывал этим полотенцем невесте правую руку, чтобы вывести свою суженую из родительского дома. А во время венчания ширинкой связывали руки жениха и невесты.
На 2-й день образования новой семьи молодая жена развешивала в доме мужа по стенам все свои полотенца, чтобы новая родня смогла по достоинству оценить ее рукоделие.
Банные полотенца в Европе и Америке
Вплоть до начала XIX века, когда текстильную промышленность начали механизировать, банные полотенца были очень дорогими, поскольку их ткали вручную, и этот процесс отнимал много времени. Поэтому полотенце для человека средневековья не играло такой же большой роли, как для человека современного.
В XIX веке полотенце получило большее распространение. Его вешали позади умывальника, на раковину или подкладывали под кувшин с водой. Эти полотенца все еще были сотканы в основном вручную из равномерно распределенных нитей. По размерам они скорее походили на современные салфетки. Ими вытирали только лицо и руки. Особенно модными считались полотенца, сотканные на жаккардовом станке, выкрашенные в красный или белый цвет.
И только к 1890 году мягкая махровая ткань заменила довольно жесткие льняные образцы в домах людей. Когда механизировали хлопковую промышленность, европейцы и американцы получили возможность покупать не только готовые полотенца, но и материал для них — метражом.
Любая американская домохозяйка могла прийти в универсам и заказать по почте готовое турецкое полотенце, сотканное, расшитое узорами и обработанное по краям. Но почти все они были сделаны из грубого и жесткого полотна. И лишь когда американская промышленность начала в массовом порядке производить махровую хлопковую ткань, а произошло это к концу XIX века, необходимость в покупке полотенец за границей у жителей США отпала.
История турецкого полотенца
Традиционное турецкое полотенце представляет собой банное полотенце размером 0.9 м на 1.1 м с небольшой петелькой в центре. Полотенца всегда играли очень важную роль в общественной жизни Турции, но первоначальное назначение турецкого полотенца — церемониальное омовение невесты перед свадьбой.
Не менее важны были полотенца для турецких купален. Жители довольно активно ими пользовались, принимая ванны. Для этой сложной церемонии был нужен комплект полотенец, по одному для каждой части тела: для груди, ног, плеч, бедер и головы. Именно турки сделали из обычного, заурядного полотенца роскошный предмет обихода. Они привнесли в производство полотенец стиль, воображение и ткацкие навыки, полученные благодаря многовековому и всегда виртуозному изготовлению ковров.
Вафельные полотенца, которые сегодня используют по всему миру, первоначально были сотканы в турецком местечке Бурса в XVIII столетии. Местные ткачи изобрели множество способов изготовления полотенец в зависимости от вида переплетения нитей. Но именно вафельные полотенца обрели мировую известность и получили название «турецкие полотенца». Поскольку первые вафельные образцы изготовлялись вручную, на один день работы приходилось не более 3-4 новых полотенец.
Вместо заключения
Как видите, в каждой стране полотенце имеет свою уникальную историю, прочно переплетенную с местными традициями и ритуалами. И как же все-таки здорово, что сегодня мы имеет возможность выбирать полотенце не просто для того, чтобы вытирать им лицо и тело, но и для того, чтобы один его вид радовал нас своими яркими красками и причудливыми узорами. Ведь в современном мире полотенце перестало быть просто необходимым предметом домашнего обихода, а стало еще и модным отражением наших с вами вкусов.
«Полотенце и его значение в жизни русского народа»
Районная краеведческая конференция Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Микулинская гимназия»
«Полотенце и его значение в жизни русского народа»
1.1. Роль полотенца в семейных обрядах…………………………… 5
2. Особенности символики русской вышивки на полотенцах.…………. 9
3. Значение вышитых узоров…………………………………………… 11
4. Использование рушников в современном мире.………………………. 14
В исследовательской работе использованы следующие материалы:
1. ушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7
8. http://sueverija. narod. ru/Kollekcii/Rushnik/Rushnik. htm
9.. http://royallib. ru/book/ribakov_boris/yazichestvo_drevnih_slavyan. html
10. http://wikipedia. ru
Много лет в нашей гимназии работает краеведческий музей, куда мы часто ходим с классом. В одной из экспозиций можно видела красивые полотенца. Они были очень красиво вышиты красными и черными нитями. Мы решили выяснить побольше о полотенцах.
Цель – формирование интереса к традиционной русской народной вышивке.
Задачи — исследовать роли полотенца в обрядовой культуре славян и использование его в современности;
· узнать, что такое « полотенце», «реликвия», «рушник» и определить его роль в обрядовой культуре;
· познакомиться со значением символики в вышивке полотенца;
· определить роль полотенца в русской культуре прошлого и современных обрядах;
Гипотеза: история полотенца своими корнями уходит в прошлое, но он применяется активно и в настоящее время.
· знакомство с экспонатами школьного музея и краеведческого музея с. Микулино.
Объект исследования: полотенце, как предмет быта в традиционной культуре русского народа.
Предмет исследования: виды узоров и вышивки на полотенцах
· Изучение специальной литературы, анализ полученных сведений.
· Ознакомление с историческими экспозициями музеев.
· Обобщение полученных сведений.
Актуальность своей работы видим в привлечении внимания к изучению истории вышивки полотенца. Уникальное и многообразное по своим видам народное искусство составляет значительную часть нашей культуры. Среди множества форм художественных народных промыслов именно вышивка является самым доступным и любимым видом творчества это возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь.
Как и где можно применить в наше время вышитые полотенца?
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в наш быт, одежду. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют вышивку при разработке коллекций одежды, интерьера. Все чаще в моду входят стилизованные свадьбы.
Практическая значимость: информация о полотенцах может быть использована на уроках технологии, в работе школьного музея, в фольклорных праздниках.
Определение слова «полотенце» мы стали искать в словарях. В словаре Ожегова дано значение этого слова как « простое изделие из впитывающей ткани или бумаги, обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо».
Точно как появилось полотенце, ученые не знают, но предполагают, что произошло оно от пояса, изготовленного из ткани. Поверхность такого пояса увеличилась в ширину, и рисунок из вертикального превратился в горизонтальный. Простейшая форма полотенца – это полотно.
1.1. Роль полотенца в семейных обрядах.
Из статьи Т. Блиновой «Рушники Центральной России – наше языческое настоящее», мы узнали, что полотенца были двух видов: бытовые и праздничные (обрядовые).
Начиная от рождения и до самой смерти, рушник сопровождал всю жизнь, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода.
При рождении ребёнка ранее использовали рушник РОДИЛЬНЫЙ – на него повитуха принимала дитя, а на крестины вышивали рушники КРЕСТИЛЬНЫЕ (КРИЖМО), на котором несли ребёнка в храм и утирали после окунания в купель. Крестильный рушник вышивала крёстная мать, на нём не должно было быть чёрного цвета. ( Приложение 2)
Длинный прямоугольный кусок ткани всегда у наших предков означал путь, путь, который ведет человека, помогает ему жить. После смерти человека рушники сопровождали его при погребении, на них несли гроб, их также вешали на поминальные кресты. ПОМИНАЛЬНЫЕ рушники на поминках расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно – считалось, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем. Такой рушник вышивали скромно, узкой полосой по краю. С приходом христианства появился обычай после сорокового дня передавать поминальный рушник в церковь. В этом обычае усматривают стремление защититься от духов умерших, чтобы они по поминальному рушнику не нашли обратную дорогу в дом, но, возвращаясь, пришли бы к храму. Рушниками украшали надмогильные кресты.
Многие эти традиции сохранились и в наше время.
Ежедневно смывая сон, человек «ласкал» лицо рушником-утиральником, которые практически не украшались. ( Приложение 3)
Садясь за стол, домочадцы творили молитву, их взгляд был обращён в красный угол, в котором Святой Образ находился в обрамлении рушников-свитков. (Приложение 4)
Вспоминая известную присказку “скатертью дорога!”, нельзя не вспомнить о ПОДОРОЖНЫХ рушниках. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.
Сакрально такой рушник означал, что невеста уже “умерла” для отчего рода, и её пора ввести в род жениха.
Отдельно ткали и вышивали рушник “РОДИТЕЛЬСКИЙ” или “БЛАГОСЛОВЕННЫЙ“, на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.
СОЮЗНЫЙ рушник уступает размерами остальным свадебным рушникам, он более узкий – им связывают руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы.
ДРУЖНЫЕ рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда, кстати, и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо). Самый главный свадебный рушник сейчас носит название “ВЕНЧАЛЬНЫЙ“, на нём стоят молодые в церкви. Как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их супружества.
На свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как оберег от злых сил, и пожелание молодым «процветания», здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты. Рушниками перевязывали пары сватов.
С хлебом-солью, который был на рушнике, провожали и встречали молодых на пороге дома.
Самую дорогую семейную святыню – икону – разрешалось выносить из дома (в контексте ряда традиционных обрядов) только покрыв рушником.
Рушник, максимально наполненный красными узорами орнаментов, использовали народные целители. (Приложение 7)
Известны рушники, которые вышивались к первому выгону скота на пастбище, к весеннему празднику Юрия. Такие рушники дарили пастухам, и назывались они «юрьевские», или скотоводческие. (Приложение 8 )
По сути, рушники выполняли роль тех же святых образов. С введением христианства они не исчезли, а вместе начали сосуществовать с иконами, служа для них украшением. Наверное, с тех пор стало умаляться значение рушника, сводиться лишь к его декоративной функции.
Узоры на рушниках сейчас вышиваются самые разные, и зачастую их смысл уже утерян. Но если говорить об исконных традициях такой вышивки – каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам. Грамотно вышитый венчальный рушник мог рассказать гостям свадьбы очень многое о вступающих в брак, их личной истории и их семьях. (Приложение 9 )
2. Особенности символики русской вышивки на полотенцах.
История вышивания начинается в Древней Руси, постепенно вышивание распространяется везде, захватывая с восемнадцатого века абсолютно все слои населения. Это занятие становится одним из главных у крестьянских девушек. С малолетства девочек обучали держать в руках веретено и иголку.
В старину не найти было ни одного дома на Руси без самобытных полотенец. Для народа он выполнял важные обрядово-бытовые функции: он сопровождал человека от рождения до смерти. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Их вешали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе; на полотенце опускали в могилу гроб и принимали родившегося ребенка.
Говорят, что дом, в котором нет вышитого полотенца, похож на семью, в которой нет детей. Самым важным предназначением этой святыни было обереговое. Еще наши давние предки использовали вышитый рушник как оберег.
По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии рукодельниц.
На экскурсии в краеведческом музее с. Микулино мы узнали: «Что рушник это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению – защищать.
Волшебство и магическую силу ему давала вышивка. Вышивка-главное украшение рушника. Она отражала художественные вкусы и представления людей. Представление о жизни и окружающей природе.
Все рисунки на полотенцах являются символами, которые вобрали в себя как древнейшее, так и более новые представления людей о космосе, о своём месте в нём, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.
Что же обозначают рисунки – символы на полотенцах?
В вышивку большая часть узоров и рисунков пришла из глубокой древности, когда многие из них имели магический смысл. Недаром их применяли в украшении праздничных и обрядовых предметов. Знаки – узоры, вышитые на одежде, обрядовых предметах и предметах домашнего обихода играли роль оберегов; одни охраняли от злых духов, колдунов; другие помогали в охоте, рыбной ловле, домашнего хозяйства, способствовали урожаю.
3. Значение вышитых узоров.
При вышивке обрядовых рушников прослеживаются определенные правила составления орнамента. Вообще, рушниковому творчеству, так или иначе присуще число 7. Так, длина рушника должна составлять его ширину, умноженную на 7. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов.
Несмотря на то, что вышивка у каждого народа имеет свой национальный колорит, свои секреты, определенные приемы исполнения и характер орнамента, существуют общие для всех узоры, идущие из глубокой древности. Таковыми являются: