почему ничего не получается в жизни православие
Будет счастье
«Жизнь не задалась. Все не так! Вот другие. Почему у них все получается, все планы реализуются, все спорится? Чем хуже я, чем лучше они? Отчего все так несправедливо? Почему Господь мне не помогает?»
Знакомые вопросы? Часто приходится их слышать? А отвечать на них? А самому задавать. Не вслух, может быть, про себя только. Но случается ведь.
А и правда — отчего? Почему?
Ведь Господь всегда «близ призывающих Его» (Пс. 144, 18). Ведь нет никого, кто был бы Им нелюбим, бесповоротно отвергнут. И нет, не может быть у Него никакого лицеприятия. Что же тогда?
Верит человек, в храм ходит, исповедуется, причащается, молится. А все одно — как об стену горох: те же неудачи, то же кручение на одном месте, та же бестолковость жизни, бесплодность всех усилий. И то же непроходящее недоумение, до скорби, до боли, до обиды: «Да почему?!».
Есть один ответ. Очень внятный, очень ясный, единственно верный. Одновременно и на поверхности лежащий, и предельно глубокий, серьезный. И вместе с этим — умом и сердцем не просто не принимаемый, а прямо отторгаемый ими.
. Как же часто мы просим Господа о помощи и одновременно противимся Ему — всеми силами, всем существом своим! Как просил некогда Августин: «Господи, даруй мне целомудрие. Но только не сейчас!». И больше того: «Помоги, но не так, и не так. Этого не отбирай! То — оставь! Спаси, но дай свободу грешить. ».
Ищем счастья и бежим от Того, Кто один — не только его источник, но и само счастье. Пытаемся украдкой от Всевидящего (!) что-то урвать от жизни, насладиться тем, что противно Ему.
И искренне обижаемся. на Него. И жалуемся. И ропщем. И от всего этого — еще хуже.
А состояться-то подлинным образом можно лишь одним способом. «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142, 8). А еще лучше: «Сам меня, Господи, этим путем поведи, даже если не захочу потом этого, если вырываться буду, биться в Твоих руках. Сейчас, когда мой ум хотя бы отчасти ясен, когда страсти не помрачают его, приношу молитву мою. Вонми ей, не дай пропасть мне вдали от Тебя».
Поразительно, как мы боимся сказать что называется у отцов «в чувстве сердца»: «Да будет воля Твоя!» или проще: «Делай со мной, что хочешь, только спаси!». По Его воле приходим в этот мир, по Его же воле его покидаем, от Его решения и вечная участь наша зависит всецело, и Ему не доверяем? Никто не любил и не полюбит нас так, как Он, и Его боимся?
«. Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши» (Пс. 15, 2). Ничего, что для нас на самом деле благо, полезно, спасительно, не отнимет у нас Христос. Он отсекает лишь вредное, чуждое, болезненное, то, с чем невозможно идти вслед Его и войти никак нельзя — туда, где Он, «придя прежде, все устроил для нас» (ср.: Ин. 14, 2-3). Больно, страшно? Иногда очень. Но без этого — как?
Кому охота ложиться на операционный стол? И вместе с тем — как быть, если иначе нельзя? И можно ли ожидать от хирурга, что он справится со своей задачей, если мы будем хватать его за руки, дергаться и брыкаться, спрыгивать с этого стола на пол, а то и вовсе из клиники сбегать?
Да, конечно, Господь не врач земной, все в Его власти и все Ему возможно. Но без нашей воли ничего не сделает с нами и Он, ибо какой в этом смысл?
Спасает ведь не одна лишь Его любовь, сама по себе, иначе не было бы никого не спасшегося. Спасает нас способность откликнуться на нее, спасает способность довериться. Не противиться, не бороться, не мешать Ему творить с нами дивные и великие Его чудеса.
Откликнешься, и не будет чувства, что жизнь не задалась. Доверишься, и не будет недоумений, вопрошаний, роптаний. Будет счастье.
О трудностях в христианской жизни
Впереди гора. Ура?
Как правило, сталкиваясь с трудностями в своей обычной – бытовой, повседневной – жизни, мы стараемся различными способами их обойти. И это совершенно закономерно: ведь если, скажем, мы идем домой и у нас на пути обледенелая горка, разумнее бывает пройти другой дорогой, нежели подвергать себя риску поскользнуться и что-нибудь себе сломать. Или, допустим, если мы ищем для себя квартиру и узнаём, что в каком-то доме часто не работает лифт, то будет вполне естественно, если мы этот дом для себя из списка исключим, а не воодушевимся перспективой каждый раз подниматься на десятый этаж по лестнице. И это, наверное, первое, на что стоит обратить внимание: будучи христианами и будучи просто взрослыми, ответственными людьми, мы не должны создавать себе трудности искусственно – наша жизнь и без того достаточно сложна.
Вместе с тем человек, который решительно избегает каких бы то ни было трудностей, редко в жизни преуспевает. Он может окончить школу, вуз, устроиться на относительно комфортную и не напряженную работу, но зачастую не достигает чего-то важного, чего при другом отношении к жизни мог бы достичь: ведь только по-настоящему трудные ситуации, более того – ситуации стрессовые заставляют нас мобилизовывать все свои силы, дают стимул к тому, чтобы мы научились их «перерастать». И потому, обходя трудности там, где это рационально, ни в коем случае нельзя прятаться от них там, где они могут чему-то существенному нас научить. Это касается и учебы, и работы, и спорта – и, безусловно, христианской жизни.
Перерасти свое малодушие
Трудности необходимы, ибо, по слову Иоанна Лествичника, когда мы боримы, мы противоборствуем
Почему в христианской жизни обязательно необходимо бороться с трудностями? Потому что, как формулирует это преподобный Иоанн Лествичник, когда мы боримы, мы противоборствуем, то, есть когда мы наталкиваемся на внутреннюю брань, когда нам приходится что-то делать с душевным трудом, с усилием, мы понимаем, что за этим стоят наши страсти и непосредственно наш враг, который не дремлет. И это понимание побуждает нас преодолевать страх, лень и делать именно то, что для нас спасительно.
А что в христианской жизни в принципе бывает для нас особенно трудным? Поступки, действия, направленные против той страсти, которая в этот момент сильнее всего действует в нас. Даже как-то чудно бывает видеть, как одному человеку трудно одно, другому – другое, третьему – третье, притом что каждый из них с легкостью сделал бы то, что трудно другому. И всё это не столько потому, что сами эти люди до такой степени различны, сколько потому, что такие разные в них с наибольшей силой действуют страсти.
Что значит «преодолеть трудность»? Практически всегда это означает перерасти свое малодушие. И, безусловно, во взрослом возрасте это бывает очень и очень нелегко, если человек не приучен к этому с детских лет. Поэтому когда приходит на исповедь ребенок и рассказывает, к примеру, о каком-то обмане, что он что-то натворил и свалил вину на младшего брата, священник не может не сказать ему: «Понимаешь, для того чтобы с этим справиться, есть только один способ: прийти после исповеди к папе и маме и признаться во всём». И в причинах этого обмана признаться: думал, что правда не откроется, или же было страшно, что накажут, или же хотелось, чтобы лучше думали о тебе.
И не только священник – любой взрослый, которому ребенок решил довериться, может открыть ему этот духовный закон: «Знаешь, если ты не признаешься сейчас, то, скорее всего, не признаешься в чем-то и в следующий раз, потому что это будет уже гораздо труднее, чем сегодня. Ты привыкнешь обманывать, и это приведет к тому, что ты будешь поступать так всегда. И потом, когда ты повзрослеешь и захочешь стать другим, тебе будет уже очень-очень сложно измениться. Я не могу тебя вынудить это сделать, но очень тебе советую: преодолей свой страх сейчас, прямо сегодня, чтобы тебе не было так тяжело потом». И надо сказать, что довольно многие из детей решаются этому совету последовать – и ты видишь, как этот ребенок себя перерастает, как он становится сильнее.
По большому счету, всё то же самое происходит и со взрослым человеком, когда он решается не бежать от ситуации, в которой ему стыдно и страшно, а сделать шаг к правде и перенести все возможные последствия.
Погремушки врага
Довольно часто люди задают вопрос: «У меня ну никак не получается что-то изменить в себе. Что же делать?» А путь на самом деле только один: постепенно, ступенечка за ступенечкой, становиться чуть больше самого себя. Почему же столь немногие люди поднимаются по этой лествице?
Не в последнюю очередь, думаю, потому, что многие верующие люди поддаются соблазну замены подвигов необходимых, то есть наиболее для них трудных, подвигами, относительно легко им дающимися. Коварство такой подмены в том, что мы видим вроде бы и свои усилия, и результаты. Бывает, например, что человеку очень трудно смолчать, когда его задели, – он ответит так, что мало не покажется. Но при этом в силу жизненных обстоятельств и неплохого здоровья ему достаточно легко поститься, он много молится, и даже ночная молитва в его ежедневном правиле присутствует, потому что он имеет возможность без ущерба для дневной своей деятельности ограничивать себя в сне. И он считает, что, раз он так подвизается, это каким-то образом компенсирует то, что он остается по-прежнему человеком несдержанным и резким. Конечно, на самом деле никакой компенсации не происходит.
Вообще плод нашего подвижничества, преодоления духовных трудностей является в том, как мы относимся к людям, как справляемся с различными жизненными испытаниями, а не в том, что мы становимся «чемпионами» по посту и «рекордсменами» по молитвенному правилу. Более того, такие внешние подвиги порой становятся своего рода «погремушками» в руках врага, которыми он увлекает нас в ту сторону, в которую хочет нас направить, то есть туда, где есть наибольшая вероятность погибнуть.
У меня был один знакомый, который провозгласил своим жизненным кредо абсолютную безжалостность к себе. Когда-то это выражалось, например, в том, что он мог без обезболивания разрезать себе ногу и потом ее зашить. Но кому она нужна, эта безжалостность ради безжалостности? Доказать самому себе: «Я это могу»? Опять же, зачем? Если уж действительно быть к себе безжалостным, то в том, что необходимо христианину, – в том, что будет свидетельствовать о любви к людям и Богу. Но до человека, находящегося в подобном заблуждении, это очень сложно бывает донести.
Терять и продолжать
Нужно обязательно в себе взращивать способность не отчаиваться, сколько бы ни было духовных падений
Иногда человек, утомленный трудностями, впадает от обиды в некий фатализм и говорит, что люди всегда будут делиться на тех, у кого вообще ничего не получается, у кого мало что получается и у кого получается практически всё, чего они хотят достичь. И это действительно так, но дело здесь отнюдь не в генетике, не в везении, не в фатальных обстоятельствах жизни, а в одном важном качестве, очень влияющем на то, преодолеет человек в конце концов трудность или перед ней отступит. Я говорю об умении подниматься после падений и находить в себе силы идти дальше. Даже если брать не христианскую, а обычную светскую жизнь, мы увидим, что в биографиях многих успешных, знаменитых людей есть эпизоды, когда они терпели неудачи, когда они теряли всё и им приходилось вновь идти к своей цели с нуля. Конечно, это требует большого напряжения сил, но, как писал преподобный Исаак Сирин, еще никто не восходил на Небо, живя прохладно. И эта способность не отчаиваться, сколько бы ни было духовных падений и как бы ни были велики наши потери в них, нам нужно обязательно в себе взращивать. Тот же преподобный Исаак Сирин уподобляет христианина путнику, который отправился куда-то в дальнее странствие: он едет на повозке, повозка ломается – он садится на корабль, некоторое время плывет, затем терпит кораблекрушение и, когда его выбрасывает на берег, сразу же принимается искать какой-нибудь другой вид транспорта, на котором можно свой путь продолжить. То есть нам даже мысли не должно допускать о том, что трудности в духовной жизни, вследствие которых мы что-то теряем, могут нас деморализовать и выбить из колеи. Мы всё равно продолжим свой путь.
Полководцы страстей
Самое трудное – бороться в себе с тем, чем мы досаждаем другим людям
И есть, наверное, еще один момент – момент анализа, без которого нам в борьбе с трудностями не обойтись. Нужно составить для себя объективное представление о том, каковы мы в глазах окружающих нас людей – в первую очередь близких. Что в нас для них является самым трудным? Не для нас, подчеркну, а для них. В том, что это трудное есть, можно не сомневаться, достаточно лишь внимательно за нашей повседневной жизнью понаблюдать. А может быть, и спросить – думаю, что в большинстве случаев близкий человек не затруднится с ответом, чем мы ему досаждаем и чем его огорчаем. И вполне может быть, что это и окажется для нас самым трудным – побороться с тем, что мешает в нас другим людям. Ведь это уже как бы наша натура, мы это зачастую считаем даже своей природой. Но нужно понимать: никакие наши черты, от которых плохо другим людям, не могут быть хорошими. Конечно, бывают ситуации пограничные – к примеру, в отношениях начальника и подчиненных: сотрудникам, не привыкшим добросовестно работать, может быть «плохо» из-за того, что их новый руководитель подходит к делу по всей строгости. Но тем не менее и в этом случае нужно обязательно задаваться вопросом: я требователен или придирчив, справедлив или жесток?
Осмысленно и беспощадно
Наверное, каждому из нас нужно постараться научиться воспринимать любую трудность как урок. Что для этого нужно? Прежде всего – признать, что те или иные конкретные вещи для нас трудны, и затем – попытаться понять, каковы причины этой «трудности», то есть немного углубиться и разобраться с тем, что внутри нас есть. Ведь даже в такой распространенной ситуации, как «трудно не осуждать», может быть разный корень проблемы. Человек может осуждать потому, что на фоне этого осуждения других он сам себе больше начинает нравиться. А может быть, ему кажется, что осуждение «ужасных» прегрешений другого дает ему право на собственные «маленькие слабости», которые не так уж греховны по сравнению с чужими. А возможно, что всё совершенно иначе: его искренне расстраивает то, что делает другой человек, и он не может удержаться от оценок или же считает, что его суждение о поступках является едва ли не единственным способом что-то изменить. А кто-то вообще не замечает, что осуждает, потому что постоянно о чем-то говорит без умолку и совершенно не контролирует поток своей речи. Во всех этих случаях человек не прав, но его путь к осознанию греха и избавлению от него опять-таки будет различным.
В борьбе с трудностями, рожденными нашими страстями, никаких пределов полагать не надо
К слову, если в посте, в бдении, в молитве человек должен соблюдать некую разумную меру, чтобы не надорваться, то в борьбе с трудностями, которые рождены нашими страстями, никаких пределов полагать не надо. Например, у человека возникает такая трудность: он никак не может перестать употреблять ненормативную лексику, и его отношения на работе, в семье от этого существенным образом страдают. В этом случае можно, скажем, не скупясь, определить себе за каждое нецензурное слово 50 земных поклонов. Тогда человек, если он это решил для себя всерьез, встанет перед суровым выбором: либо он перестает наконец эти слова употреблять, либо все вечера и выходные кладет поклоны. И поверьте, вытеснение нежелательного из нашей жизни происходит таким образом очень быстро.
То же самое, в общем-то, можно применить и к осуждению, и тут спектр воспитательных мер может быть достаточно широк – от тех же самых поклонов до того, чтобы каждый раз, начав осуждать, прерывать самого себя и приносить извинения собеседнику за то, что вновь увлекся недолжным. И надо сказать, эта практика весьма действенна: ее механизм, если можно так сказать, основан на том, что мы каждый раз очень больно наступаем на свое самолюбие, а врагу, как известно, это очень не нравится.
В древних патериках приводится история о некоем подвижнике, который молча выслушал обвиняющего его в чем-то брата, а потом, когда тот ушел, выплюнул на землю сгусток крови. Кто-то находившийся рядом спросил: «Что с тобой? Ты болен?», и он ответил: «Нет, просто во мне вызревало некое слово, которое я хотел сказать в ответ этому человеку, и я с собой боролся. Долго боролся, и в конце концов это слово превратилось в сгусток крови, и теперь я его таким образом из себя исторг». Трудно сказать, что произошло: то ли этот человек язык себе прикусывал, чтобы ничего не сказать, то ли каким-то таинственным образом это слово в кровь обратилось… Но образ этот очень и очень яркий. И, думаю, его стоит приводить себе на память, когда мы боремся с чем-то, что для нас по-настоящему трудно.
Когда всё не так
Кто из нас не знаком с ситуацией, когда вдруг, совершенно неожиданно и непредсказуемо ломается весь строй нашей жизни? Это бывает как в глобальном, так и в сиюминутном, если можно так сказать, масштабе. Происходят какие-то события нелепые, последуют какие-то реакции неадекватные, находят какие-то состояния странные, но ясно только одно – всё не так, как было еще минуту назад. Точно в какой-то бред угодил и ничего ты с этим бредом поделать не можешь.
Ведь есть же всё равно поле деятельности, пространство для выбора даже в самых бессмысленных и хаотических обстоятельствах. И прежде всего надо этим обстоятельствам не поддаваться. Не позволять себя втянуть в «заколдованный» мир, оставаться островком чистого и мирного смысла посреди очевидной и неуправляемой бессмыслицы. И главное средство в этом – живая молитва: «Помоги, Господи!»
Какие простые слова, но какую важную роль они могут играть в нашей жизни! Слова эти, произносимые с верой в Бога, в Его милостивое отношение к нам, в возможность и необходимость иного – мирного и доброго – устроения реальности, привлекают в нашу жизнь Божественную благодать, «всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Внезапные хаотические и бессмысленные состояния, скандалы, вспыхивающие «из ничего», – всё это связано с действием бесовских сил, цель которых именно смешать, омрачить, погубить то доброе, что дарует нам Господь. Разрушить тот добрый уклад, который милостью Божией выстраивается по крупице день за днем, год за годом… А значит, и главная наша задача во всех помянутых смутных и внезапных обстоятельствах – не поддаваться унынию, смуте, омрачению, а противостоять им крепким упованием на милость Божию, крепкой молитвой. Противостоять искренней любовью и верой в лучшее. В лучшее, что есть в тех людях, с кем наши внезапные расстройства связаны. Это трудно, порой очень трудно. Но только любовь знает, видит человека таким, каков он есть на самом деле.
Ведь часто именно чувство вражды, неприязни внушают нам духи тьмы к тем людям, из-за которых, как кажется нам, происходит смущение. Но именно этим чувствам доверять и нельзя, потому что, какие бы козни ни чинил человек, что бы он ни замышлял против нас (даже если это на самом деле происходит, а не кажется), всё равно любой человек заслуживает участия, и доброжелательности, и молитвы о нем, пусть даже приносимой с болью и состраданием. С состраданием потому, что всякий человек, движимый страстями, страдает сам: душа его не находит покоя и радости. Вот об этом и надо, пожалуй, молиться – о мире душевном, об освобождении от страстей, о радости духовной, озаряющей жизнь человека тихим и добрым светом.
И если твердо, несмотря на все ветра и переживания, уповать на Господа, хранить перед Ним свою совесть, молиться о тех, кто служит, как кажется, причиной расстройства нашей жизни, – если стоять в уповании этом, то «чары» развеются обязательно без излишних рефлексий и анализирующих размышлений, которые только ещё больше запутывают обстоятельства, а не служат их разрешению.
Конечно, многие наши искушения, трудности, внезапные и расстраивающие душу обстоятельства случаются по проискам лукавых духов, которые стремятся омрачить душу, смутить человека, а наипаче в дни духовных торжеств, в церковные праздники, накануне исповеди, причастия, во время поста… Словом, тогда, когда человек пытается сознательно вырваться из благодушно усыпляющего плена «обычной» жизни. Старается вырваться из паутины забвения, тонко и искусно сплетенной бесами. Паутины, в которой душа, предаваясь беспечности, постепенно гибнет для духовной жизни, пока совершенно не потеряет само представление и память о ней. Естественно, когда душа пытается вырваться из этих тенет, что называется – трепыхается, тут же и «паук духовный» оживляется и спешит к своей жертве, чтобы спутать ее покрепче, не дать ей вырваться из давнего плена.
Но искушения такие случаются всё-таки не сами по себе, а не иначе как по попущению Божию и, может быть, именно для того, чтобы мы не спали, чтобы не благодушествовали в ложном самоуспокоении, а, осознавая действие лукавых духов на душу, противостояли бы им усиленной и от сердца приносимой молитвой, упованием на Бога, сокрушенным и неустанным обращением к Нему. И в этом смысле всякое искушение, всякие внезапные смущения и расстраивающие обстоятельства можно – да и нужно – воспринимать как сигнал, подаваемый нам: пора молиться, трезвенно, без уныния и смущения, с неотступным и крепким обращением к Богу и с надеждой на Его человеколюбие.
И если твердо и незамедлительно стать в этой мысли, в этом чувстве при начале всякого искушения, то, без сомнения, можно извлечь из него великую пользу, помня, что всякое искушение подает нам повод строже взглянуть на свою жизнь не только в ее внешних проявлениях, но и в самых глубинных, сердечных устремлениях. В тех глубинах, которые в повседневной жизни остаются для нас почти совсем незаметными. Мы редко обращаем туда свой взор, а живем и действуем часто «самотеком», будучи увлекаемы греховными устремлениями, но даже не осознаем, не понимаем этого, пока не омрачим совесть явно тяжким греховным поступком.
Глубокая, внимательная молитва помогает утвердиться в правильном, мирном чувстве согласия с Богом и людьми. В чувстве, которое, в совокупности с терпением, способно противостоять любым неожиданностям и нелепостям именно потому, что в чувстве этом незримо присутствует Сам Господь, от всего сердца призванный нами на помощь и отозвавшийся на этот призыв по Своему естественному и неизменному человеколюбию.
Только начинать исправление любой самой сложной и запутанной ситуации нужно с осознания своей неспособности не то чтобы разрешить, а и ясно понять происходящее самостоятельно, без помощи Божией. И еще обязательно нужно захотеть – именно захотеть – увидеть свою вину, потому что без нее – без личной вины – ни одно искушение не обходится. Виноваты мы по любому хоть в чем-то, но не видим и не осознаём этого зачастую. Больше того – виноваты часто в самой своей «правоте», которая запирает нас в глухой непробиваемой скорлупе. И мы из этой скорлупы упрямства, гордости смотрим на мир и не можем понять, почему ничего не меняется к лучшему. Да потому и не меняется, что мы сами не хотим поменяться.
Трудно сказать «прости». Даже не то чтобы физически трудно взять да и перебороть себя – подойти и сказать. И это трудно… и надо делать, переступая через себя. Но еще труднее прийти к тому, чтобы это «прости» было сказано от сердца, да еще и там, где ты на сто процентов уверен в своей правоте. Как быть? А вот так: искать свою неправоту так же настойчиво, как обычно мы ищем себе оправдания. Искать от всей души, с честным и глубоким смотрением в свою совесть, с призыванием Божией помощи в этом непростом деле. И вот когда появится искреннее и честное осознание своей неправды, своей вины – тогда будет заложено действительное начало примирения, даже если до слова «прости» должно будет еще пройти время.
«Я виноват» – золотые слова, сказанные, прежде всего, Богу и самому себе, и они никогда не бывают напрасны. Навстречу этим словам приходит благодать и удивительным, непостижимым образом сама устраивает наше примирение, разрешение от самых сумбурных и бессмысленных обстоятельств и состояний.
Я виноват, прости меня, Господи, помоги нам.
Почему мы не преуспеваем?
«Унылые церковные будни»
Затрагивая тему преуспеяния в христианской жизни, нужно, наверное, говорить не о нем как таковом, а о его отсутствии – о том, почему мы не преуспеваем, поскольку совершенно очевидно: если бы мы все преуспевали в жизни христианской как должно, то церковная жизнь, которую мы видим, была бы принципиально иной. И никто из людей, в нее еще не вошедших, только лишь рассматривающих эту жизнь с порога, не высказывал бы недоумения по поводу того, почему у православных на службе такие грустные лица. Полагаю, что они бывают грустны не только оттого, что мы сосредоточенно внимаем песнопениям, молитвословиям, которые раздаются в храме, но и оттого, что мы задумываемся о своей жизни. Нас печалит понимание того, насколько наша жизнь не такова, какова она должна быть у человека, идущего за Христом, – мы слишком привязаны к земному, слишком отягощены заботами и печалями житейскими.
Человек так устроен, что, к какому бы делу он ни приступал, заниматься им продолжительное время без переутомления и не ломая себя он может только тогда, когда видит какие-то успехи. Когда мы замечаем, что хотя бы немного движемся вперед, это дает нам силы движение продолжать. Дело в том, что только движение дает нам возможность творчества в самом широком смысле этого слова, а необходимость в последнем заложена в каждом из нас: заканчивается творчество – и заканчивается радость. Возникает желание что-то поменять – но внешние перемены не спасут ситуацию, потому что причины такого рода тупика заключаются в нас самих.
Всё это относится и к христианской жизни. Можно порой увидеть, как люди, которым когда-то участие в богослужении и делах милосердия приносило радость, которые в этой жизни ощущали удивительную наполненность, относятся к ней теперь как к унылым церковным будням. Вообще это страшные слова – «унылые церковные будни», поскольку если мы заглянем в календарь, то увидим, что в Церкви каждый день – праздник, больший или меньший, но именно так он и должен нами переживаться, иначе наша церковная жизнь не будет развиваться правильно. И, опять же, это уныние возникает, когда человек не преуспевает в вере и, как следствие, время, вложенное в жизнь церковную, начинает воспринимать как напрасно потраченное. Человек унывает и не понимает, что делать дальше.
Пожалуй, в этом случае не лишним было бы обратиться к опыту людей, которые преуспевают на каком-то светском поприще. В Евангелии мы неоднократно встречаем такие сравнения, которые показывают нам пример для духовного делания. Можно рассмотреть опыт современников, который у нас перед глазами, и попытаться понять, почему эти люди так успешны там, где они этого хотят. И, наверное, мы увидим в этом два фактора, два явных момента.
История любого успеха – это история труда: длительного, кропотливого, упорного
Прежде всего, история практически всех успешных людей – это история труда. Действительно длительного, действительно кропотливого, действительно упорного.
Безусловно, мы в современной российской действительности сталкиваемся с тем, что в материальном плане порой имеют очень многое люди, которые не особенно для этого потрудились; это происходит в силу определенных обстоятельств, нередко незаконным или просто случайным образом. Но эти истории я бы вынес за скобки – по одной простой причине: то, что легко приобретается, столь же легко и теряется, и здесь можно говорить скорее не о том, что человек преуспевает, а о том, что он просто живет и всем этим пользуется, пока у него есть такая возможность.
А второе, что мы увидим: в основе преуспеяния состоявшихся людей лежит системный подход. Это основа их отношения к работе, к бизнесу; они правильно определяют для себя цели и продумывают пути, ведущие к этим целям; они держат в поле своего внимания всё, что может способствовать или помешать этому развитию. Можно возразить на это, что духовная жизнь – совсем другая сфера и плод преуспеяния в ней совершенно иной, – но если люди так трудятся ради каких-то временных стяжаний, тем более так должно было бы поступать нам, христианам, трудясь ради целей не временных, а вечных. Но мы, по словам Христа Спасителя, оказываемся гораздо менее догадливыми, нежели сыны века сего (ср.: Лк. 16: 8).
Заповеди – это легко?
Человек верующий, конечно, должен понимать, что такое христианское преуспеяние в принципе, в чем его отличие от мирской славы, от земного благополучия – от всего того, что нас к жизни вечной никак не приближает. По сути это то состояние радости и мира о Духе Святом, которое присуще человеку, ощущающему в своей жизни присутствие Бога и саму эту жизнь как предстояние пред Божиим лицом. Всё остальное – лишь средства, которые нас к этому ведут.
Одним из признаков преуспеяния в вере является легкость исполнения евангельских заповедей. Человек, который только-только начинает учиться их исполнять, обязательно сталкивается с тем, что это очень трудоемко. И больше всего сил при этом уходит на внутреннюю борьбу – со своим ветхим человеком, со своими страстями, которые подсказывают нам выбор прямо противоположный. Но по мере возрастания в жизни христианской заповеди приобретают для человека естественный характер, он уже не испытывает таких мучительных колебаний – и поэтому ему становится легко.
Преуспевшего в христианской жизни человека отличают его реакции на происходящее: это именно реакции человека нового – цельного, рожденного во Христе. Случается что-то неприятное – и он не раздражается, его первые слова – «слава Богу за всё». Обидел его кто-то – он не оскорбляется, а иногда радуется даже, поскольку видит в этом возможность какие-то свои несовершенства заметить и исправить. Утесняют его в чем-то обстоятельства – и опять же для него это не огорчение. Если же мы наблюдаем у себя реакции противоположные, то можно сделать вывод, что мы от духовного преуспеяния достаточно далеки.
Что необходимо для того, чтобы двигаться по пути преуспеяния? Необходимы удивительно простые вещи, но мы ими довольно часто пренебрегаем.
Прежде всего необходимо уважение к законам духовной жизни. Опять-таки, какую бы сферу мы ни взяли – экономику, искусство, спорт, – в них существуют свои законы, и людям не приходит в голову их игнорировать, если они хотят чего-то добиться. Точно так же человек не может преуспеть как христианин, игнорируя опыт Церкви.
Нельзя преуспеть как христианин, пренебрегая опытом Церкви, игнорируя духовные законы
Духовные законы, действующие в жизни человека, описаны в аскетике, в творениях святых отцов. О них нужно обязательно получить представление – может быть, даже взять тетрадь и выписать для себя эти закономерности, составить себе конспект. Ведь всем нам предстоит сдавать самый главный в жизни экзамен – перехода в жизнь вечную и ответа перед Богом.
Кроме того, очень важно выстроить в своей жизни систему приоритетов. У людей разные способности, но когда мы ставим что-то на центральное место в своей жизни, оно у нас, как правило, начинает получаться. Мы можем сокрушаться, что ничего не успеваем, но на то, что входит в приоритеты, у нас каким-то образом находится время. К примеру, время на то, чтобы поесть, хотя бы два-три раза в день, находят даже самые занятые люди. Так происходит просто потому, что человек понимает: иначе он потом встать не сможет. Если бы понимали, что точно так же бывает трудно подняться душе, утратившей навык молитвы, то, наверное, 20 минут на утреннее и вечернее правило у нас бы всегда находилось.
И еще нужно сказать о том, что, когда человек на что-то сознательно нацелен, направлен, это не просто занимает значительную часть его жизни – это изменяет всю его жизнь. И когда человек для себя делает главным в жизни следование путем исполнения заповедей Христовых, в его жизни, порой в самых неожиданных ее сферах, многое начинает меняться. Меняются обстоятельства, меняются отношения с людьми, меняются поступки, которые он совершает. И поначалу это может приводить человека в растерянность, но со временем он начинает смотреть на всё происходящее с ним духовно, и жить становится гораздо легче – появляется та простота, которой мы так часто себя лишаем, блуждая по каким-то тупикам.
Если же для нас принадлежность к христианству – просто одна из сфер интересов, то ничего хорошего у нас в христианской жизни не получится. Мы можем помнить, что должны что-то сделать ради Христа и любви к ближнему, что должны как-то иначе поступить, нежели поступали прежде, но это воспоминание будет постоянно вытесняться на задний план нашей жизни и в нас угасать.
Система жизни
В обычной, мирской жизни, в светских профессиях выстраивание приоритетов – часть того, что называют стратегическим планированием. Меня спрашивают порой, допустимо ли такое планирование в жизни духовной. Я бы сказал, что да, в определенной мере допустимо и даже необходимо. В частности, это относится к молитвенному правилу, духовному чтению, каким-то практическим делам, которые являются частью нашей церковной жизни. И это планирование должно быть достаточно твердым, потому что от этих дел нас будет с особенной силой отвлекать враг.
Должно быть и планирование, причем достаточно твердое, потому что от нашего делания враг будет отвлекать с особенной силой
К слову, не стоит такие дела откладывать на вторую половину дня – чем раньше мы их сделаем, тем лучше. Либо нужно постараться в начале дня сделать хотя бы какую-то часть подобных дел: тогда не только враг не успеет нас отвлечь, но и мы будем мотивированы это дело завершить, не бросить начатым.
Но наряду с таким планированием в духовной жизни необходимо и гибкое реагирование на изменения окружающей обстановки и на те перемены, которые происходят в нас самих. Некоторые воспринимают это как абсолютную спонтанность: я куда-то иду и вижу, что кому-то нужна помощь, – я всё бросаю и помогаю этому человеку. Но чтобы откликаться спонтанно и при этом правильно, тоже нужна подготовка: такое реагирование должно быть запланированным, как ни чудно это звучит.
Христианину необходима система жизни. Система, в которой существуют определенные настройки на внешние раздражители – оскорбления, несправедливость, житейские неурядицы. Система, в которой мы настроены мгновенно откликаться на боль и беду других людей. Система, в которой человек предупреждает свои греховные ошибки или по крайней мере исправляет их. Если же мы живем как христиане бессистемно: сегодня трудимся, идем в храм, потом на душеполезную беседу, кому-то помогаем во славу Божию, а потом неделю от этого «отдыхаем», оставив и молитву, и памятование о Боге, – то мы находимся в положении человека, который сегодня строит дом, завтра не строит, а послезавтра разрушает построенное. И когда он решит вновь вернуться к стройке в следующий раз, неизвестно, будут ли у него силы и желание продолжать. Именно поэтому нам так трудно бывает собраться на исповедь, трудно вернуться к молитвенному правилу, посещению служб, если мы раз за разом их оставляем. Кажется, что на это просто нет сил, но на самом деле они истощаются именно от бессистемного труда.
А чтобы системность в этом труде появилась, нужно постоянно напоминать себе, что мы не просто живем, дышим, едим, ходим на работу, общаемся со знакомыми и незнакомыми людьми – мы через всё это поучаемся в том, чему желает научить нас Господь. Все ситуации с нами не просто «случаются» – они нас проверяют, они нас побуждают к чему-то, они нас закаляют, они умягчают наше сердце, чтобы оно могло вместить Божественную любовь. Из этого и рождается то преуспеяние, плоды которого не истлеют и не отнимутся у нас в жизни земной.