почему мва меняет взгляд на жизнь
Зачем мне MBA? Зачем тебе MBA?
Чуть больше года назад, переписывая своё вступительное эссе в десятый или пятнадцатый раз, я неоднократно думал бросить свою идею о поступлении на MBA. Сколько можно высасывать из пальца ответы на эти странные вопросы для этого эссе? Какое отношение это имеет к тому, насколько я профессионален и интересен для бизнес-школы? Интересен ли я им вообще со своим нестандартным опытом? Так ли правда хорош и полезен MBA, как о нем рассказывают выпускники, или это они просто рационализируют потраченные на него годы и деньги? Я часто встречал статьи о том, что ценность MBA падает, спрос на выпускников все меньше, а самих выпускников все больше. Все эти мысли не прибавляли мотивации проводить очередной вечер за написанием эссе и заполнением многочисленных форм.
Я уверен, многие из вас задаются теми же вопросами:
В интернете, особенно английском, огромное количество информации, которая помогает ответить на эти вопросы (навскидку в голову приходят poets & quants про школы, Manhattan prep про GMAT и т.д.). При этом многие из источников противоречат друг другу, сайты школ не всегда можно считать объективными, и как синтезировать всю эту информацию и применить её в твоём конкретном случае не очень понятно. По крайней мере у меня было так, и сейчас, пройдя через все это и уже проучившись один семестр, я решил описать свой опыт поступления, рассказать, что и как делал я, что я бы сделал иначе, и поделиться первыми впечатлениями от программы и жизни в Америке. Ни в коем случае не претендуя на то, что мой опыт универсально подойдет всем, я постараюсь описать ещё одну точку зрения на проблему, и сделать это максимально объективно. Этот пост — общий обзор причин делать MBA, в последующих я напишу о том, как я выбирал школу и как поступал.
Кому и зачем нужен MBA и нужен ли он мне?
На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Для консультантов и банкиров MBA зачастую является условием повышения (хотя этим некогда строгим. правилом в последние годы все чаще пренебрегают). Часть студентов использует MBA для смены индустрии, функции или географии. Последнее особенно применимо для студентов из развивающихся стран (от Африки до России), которые стремятся перебраться в развитые. Предприниматели получают МBA, чтобы было проще общаться с инвесторами и привлекать финансирование. Для студентов с так называемым “нетрадиционным опытом” (гусары, молчать!), под которым часто подразумевается военная служба или научная карьера (помимо этих профессий, у меня на курсе есть учителя, врачи и, кажется, балерина), MBA — это способ перебраться в бизнес или дополнить свои профессиональные знания бизнес-навыками.
Лично для меня в MBA важна возможность расширить свой бизнес-кругозор, доступ к мировому рынку труда, возможность ускоренно построить качественный нетворк (не люблю англицизмы, но “сеть профессиональных контактов” звучит как цитата из плохого учебника менеджмента из 90х), и выучить немного теории менеджмента. Подробнее про каждый из 4 пунктов ниже.
На мой взгляд, очень многие профессионалы в России могли бы получить колоссальную пользу от хорошего западного бизнес-образования. Уровень профессионализма в менеджменте в России, к сожалению, довольно низок, и хороший MBA сильно выделяет кандидата из общего пула. Помимо этих эгоистичных мотивов, я уверен, большое количество профессионалов пойдет на пользу всей экономике. Тот факт, что у меня на курсе около 20 человек из Бразилии, более 30 из Китая и Индии, и всего 3 из России (включая меня) явно говорит о том, что бизнес-образование у нас недооценено и широко известно только в узких кругах. Конечно, MBA не панацея, менеджеров в России, как известно, и так много, а я предвзят и рационализирую вложенные деньги, но стоит хорошо задуматься, будет ли польза от MBA конкретно для тебя.
Я тоже задумывался об этом в тот вечер, когда чуть не бросил писать эссе и затею с поступлением. Отложив компьютер в сторону и собравшись с мыслями, я построил примерно ту же логическую цепочку, которую только что описал здесь. Проведя пару дней за городом, я вернулся к эссе, дописал быстрее, чем ожидал, отправил их в Стэнфорд и сел ждать ответа.
Очень сомнительная инвестиция. Почему после COVID-19 МВА больше не стоит своих денег
Стоит ли получать МВА в 2020 году? Становится все более и более очевидным, что степень MBA — это не просто сомнительная инвестиция. Это риск, который элементарно не стоит возможных потерь.
Давайте взглянем со стороны: ценность бизнес-школы уже некоторое время снижается. Просто спросите у Илона Маска, Шерил Сэндберг или Марка Кьюбана их мнение об MBA или посмотрите на снижение количества заявлений на поступление даже в лучших школах. Модель, где студенты покидали рабочие места, чтобы изучать кейсы десятилетней давности, была разработана для другой эпохи, когда технологии не меняли целые отрасли с такой головокружительной скоростью.
COVID-19 пролил яркий свет на то, насколько архаичным является этот тип образования. Практически в одночасье бизнес-планы были разрушены, правила, которым мы следовали, были пересмотрены. Руководители не могут опираться на тактику, которой они научились из устаревших примеров, — все мы узнаем о новом мире в режиме реального времени.
Исторически программы MBA обещали следующее: образование по основным бизнес-темам, доступ к более престижным вакансиям и сеть влиятельных контактов. Но в обозримом будущем они не могут гарантировать ничего из перечисленного.
Образование? Студенты MBA будут слушать лекции онлайн, и вы можете делать то же самое благодаря широкому доступу к МООК — массовым открытым онлайн-курсам вроде Udemy и Coursera. Вакансии? Многие компании, которые нанимают выпускников программ MBA, приостановили наем и отменили летние стажировки. Обладатели дипломов MBA будут конкурировать за рабочие места с кандидатами, которые в последние два года работали, а не попивали коктейли на мероприятиях для нетворкинга. К слову о коктейлях, построить сеть деловых контактов становится сложнее, когда на смену вечеринкам и весенним поездкам приходит Zoom.
И самое главное, я лично убедилась в том, что двухлетнего бизнес-образования просто недостаточно, чтобы построить карьеру сегодня. Будучи CEO образовательного стартапа, я каждый год обсуждаю с тысячами миллениалов, как выпускников программ MBA, так и нет, их карьерные потребности. Мои студенты не пытаются получить образование один раз и на всю жизнь. Они знают, что постоянные экономические изменения, которые мы наблюдали на протяжении нашей жизни и которые теперь ускорила пандемия COVID-19, означают, что они должны постоянно узнавать о последних трендах, расширять сеть своих контактов и получать новые навыки, необходимые для успеха. Они все чаще спрашивают не «стоит ли мне получить MBA?», а «как мне получить навыки и знания, необходимые в моей работе, сейчас?»
Более того, управленческие навыки никогда еще не были так важны для профессионального успеха в долгосрочной перспективе. В мире после COVID-19 защищены только те рабочие места, которые нельзя с легкостью автоматизировать или отдать на аутсорс. Одна из ключевых категорий — менеджерские позиции, которые требуют развитых коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и опыта. Это суровая действительность, которую многие из нас впервые осознали благодаря президентской кампании Эндрю Яна 2020 года и его книге The War on Normal People («Война против обычных людей»).
В 2018 году, когда я ушла из JP Morgan, чтобы основать свою компанию, зарплаты и возможности были тенью того, что было доступно до финансового кризиса, престижные рабочие места автоматизировались и все большее число коллег работали из-за рубежа. Вот один особенно показательный пример: раньше департамент торговли акциями в JP Morgan занимал два этажа в высотке на 270 Park Avenue — с тех пор его заменили алгоритмы и крошечная комната, где сидит, возможно, с десяток человек. Мои коллеги знали, что следующим под автоматизацию попадет рынок ценных бумаг с фиксированным доходом и что все больше и больше позиций в сфере финансов будут заняты роботами или более дешевыми сотрудниками из-за рубежа.
Так обстояли дела два года назад. Перенесемся в будущее: COVID-19 ускорил эти тенденции автоматизации и аутсорсинга экспоненциально и далеко за пределы сферы финансов. Согласно данным консалтинговой фирмы Bain, автоматизация будет расширяться и уничтожит от 20% до 25% существующих рабочих мест к концу десятилетия.
Аутсорсинг тоже развивается, так как предприятия вынуждены сокращать расходы, и в то же время им все более комфортно работать с распределенной командой. Даже технические специалисты больше не чувствуют себя уверенно: генеральный директор Uber Дана Хосровшахи пишет в плане «фундаментальной перестройки компании», что он перенаправит многие позиции инженеров за рубеж. Почти три четверти технических работников все больше беспокоятся о сохранении своих рабочих мест.
Несмотря на существование этих трендов и важность подготовки менеджеров, бизнес-школы предсказывают снижение числа студентов до конца 2020 года. И это логично: они годами не внедряли значимых инноваций, и они не вводят изменения, которые сейчас могли бы привлечь потенциальных студентов. Я не слышала о корректировках стоимости обучения или возвратах средств за испорченный весенний семестр — несмотря на громкие протесты — или о дополнительной карьерной поддержке для студентов, которые сейчас столкнулись с трудностями. Вместо этого многие программы спешат вновь открываться и намереваются сделать это раньше, чем другие компании. Подобно компании Blockbuster (компания, занимавшаяся прокатом фильмов и видеоигр. — Forbes Woman) в начале нулевых, они держатся за сильный бренд и высокую маржинальность, которые десятилетиями работали в их пользу, вместо того чтобы осваивать новые модели, которые были бы применимы в будущем.
Но грядут перемены. Студенты ожидают и заслуживают большего. Альтернативные программы MBA только начинают появляться и пока еще находятся на стадии эксперимента. Есть много факторов, которые нужно учесть при разработке альтернативного типа программы MBA. Но я полагаю, что одна из этих программ окажется эквивалентом Netflix: моделью будущего, которая вытеснит с рынка бренды с многолетней историей. В любом случае, с учетом того, что многие из этих программ бесплатны или дешевы, они связаны с гораздо меньшим риском.
Программы MBA — очевидная цель, но всем учреждениям высшего образования стоит обратить внимание на этот пример. Многие из этих старомодных заведений, которые заманивают студентов громкими именами, вгоняют их в долги и лишают самых продуктивных лет жизни, скоро постигнет судьба Blockbuster.
По следам Fortune 500: зачем руководителям получать MBA
Об эксперте: Екатерина Алексеева, руководитель направления MBA в Skillbox
В каком возрасте пора получать MBA?
Глава Apple Тим Кук получил степень MBA в 28 лет — к этому моменту он уже несколько лет проработал на позиции топ-менеджера в IBM. Сатья Наделла занимал менеджерскую позицию в Microsoft, а в бизнес-школу поступил в 29, когда его карьера уже была на пике. Глава Google Сундар Пичаи получил MBA в 30, проработав несколько лет инженером в разных компаниях Кремниевой долины.
Как видно, все они получили степень МВА ближе к 30 годам и к тому моменту уже построили успешную карьеру. Вероятно, Кук, Наделла и Пичаи добились бы успеха и без степени. Но образование помогло им совершить карьерный рывок. Пичаи отмечал, что бэкграунд Уортонской школы бизнеса позволяет ему хантить лучших людей в Google, а Наделла признавал, что бизнес-образование придало ему уверенности, которой ему так не хватало. Будущие CEO глобальных корпораций почувствовали, что настал момент для нового этапа — и поступили в бизнес-школу.
В целом, MBA-программы не устанавливают формальных возрастных рамок. Но считается, что лучше прокачивать управленческие навыки в более молодом возрасте. Например, в США принято получать бизнес-образование в 27–28 лет, а в России средний возраст студента MBA — 34–39 лет. И глобально этот показатель растет: хотя по статистике Financial Times он стабильно держится на отметке 28 лет, возрастной разрыв между учащимися увеличивается. Поэтому сегодня в бизнес-школы поступают как 23-летние, так и 55-летние. Причем и тех, и других становится все больше.
Этот тренд поддерживают и аккредитационные комиссии — с недавних пор при оценке новых бизнес-школ они обращают внимание не только на гендерное разнообразие в составе учащихся, но и на возраст студентов. Считается, что участники смешанных групп будут обмениваться опытом и экспертизой, что поможет им выйти из информационного пузыря и по-новому взглянуть на многие вещи.
На демографию MBA влияет и смена поколений. Так, в США и Европе миллениалы и зумеры чаще делают перерыв в учебе после окончания школы или колледжа, а также берут саббатикалы (долгосрочные отпуски за свой счет или за счет работодателя). Неудивительно, что средний возраст студентов бизнес-школ увеличивается.
Еще одна общая черта большинства кандидатов на MBA — это опыт работы. Например, в крупных американских бизнес-школах учатся студенты, которые проработали на разных позициях от нескольких месяцев до 13 лет, а в российских школах — от 3 до 15 лет. Влияет и локальная специфика — например, в России предприниматели и менеджеры в регионах поступают на MBA позже, чем москвичи — не в условные 30, а в 36-40 лет.
В любом случае, возраст и опыт — не главные и не единственные маркеры. Не так важно, сколько лет и в какой индустрии вы проработали, а также какой год рождения указан в вашем паспорте. Определяющую роль играет мышление и наличие внутренней мотивации.
Эволюция MBA
Долгое время степень магистра делового администрирования считалась маркером самых успешных CEO — по крайней мере на Западе. Если почти половина топов из рейтинга Fortune 500 обладает степенью MBA, то нужно непременно повторить их путь, иначе не добиться успеха. За рубежом работодатели действительно чаще отдавали предпочтение выпускникам бизнес-школ: им предлагали более высокую зарплату и перспективные должности. В России формата MBA долгое время просто не существовало. И хотя число бизнес-курсов со временем возросло, традиция пока еще не сформировалась. В результате сегодня только 60% работодателей считают диплом MBA конкурентным преимуществом кандидата.
Часто компании не выгодно развивать бизнес-мышление у сотрудника — есть риск, что специалист радикально изменит карьерную траекторию, отрасль или запустит свое дело. И опасения подтверждает статистика: в среднем около 70% слушателей курсов MBA меняют работу после получения степени. Они видят новые пути решения проблем — часто непривычные и нестандартные. Для консервативной компании это скорее риск, а для корпорации, которая стоит на пороге цифровой (и любой другой) трансформации, это скорее преимущество.
Признаки того, что вам пора получать MBA
Профессор Школы бизнеса Мичиганского университета Ноэль Тичи считает, что практический опыт приобретается в трех зонах:
В зоне комфорта мы учимся медленно и не слишком эффективно — например, когда изо дня в день повторяем одно и то же. В зоне паники прокачиваем навыки, решая срочные горящие задачи. А в зоне обучения грамотно и последовательно осваиваем новое. Большинство компаний — как в России, так и в мире — находятся в первой и второй зоне.
В комфортной среде руководитель и сотрудники довольствуются тем, что есть. Они выполняют рутинные задачи, получают умеренные результаты и не хотят ничего менять. В зоне паники вся команда находится в состоянии аврала и импровизации — решения приходится искать на ходу, а риски возрастают. И, наконец, зона обучения — это идеальная среда, в которой навыки прокачиваются, а знания приобретаются осознанно от соприкосновения с новым. Бизнес-школы как раз помогают выходить из зоны комфорта и экспериментировать, но при этом следовать стратегии, не поддаваясь панике. С одной стороны, они учат рисковать, а с другой, подсказывают, как амортизировать риски.
Интересно, что об MBA часто задумываются менеджеры, которые уже преодолели первые кризисы и добились первых успехов, но поняли, что этого недостаточно. Это может быть как период стремительного роста, так и период спада или стагнации. Вот несколько сценариев, с которыми чаще всего сталкиваются кандидаты на поступление в бизнес-школы:
Во всех четырех случаях у руководителей есть одна общая черта — неудовлетворенность текущим положением дел и стремление к росту. Они всегда стремятся к большему, хотят во всем разобраться и что-то изменить.
Для многих предпринимателей обучение в бизнес-школе — это своего рода взлом роста (growth hacking). Речь не идет о традиционных программах, которые дают классический набор знаний о ведении бизнеса. Современные MBA делают ставку на digital-направления, нетворкинг, развитие лидерских навыков, коммуникацию с экспертами и обмен опытом.
На что еще обратить внимание при выборе бизнес-школы
1. Местоположение
Если вы планируете строить карьеру и вести бизнес в России, то получать степень лучше тоже в РФ — так вы лучше вникнете в локальную специфику и выстроите связи с местным бизнес-сообществом. И наоборот — если готовитесь осваивать новые рынки, стоит поступать в иностранные бизнес-школы и заниматься нетворкингом в стране присутствия.
2. Экспертиза
Изучите биографии преподавателей и приглашенных экспертов — есть ли у них релевантный опыт, насколько он вам близок, сможете ли вы почерпнуть что-то полезное. Хорошо, если в преподавательском составе есть предприниматели и CEO с многолетним опытом. А вот бизнес-гуру, которые гастролируют по миру с лекциями об «успешном успехе», — не лучший вариант. Идеально, если у лектора уже есть опыт преподавания в бизнес-школе, а не на мастер-классах и коротких курсах. Важно, чтобы преподаватель проводил исследования и публиковал статьи в академических журналах, а также имел опыт внедрения идей на практике.
3. Формат обучения
Двухлетние full time-MBA уходят в прошлое, поскольку накладывают слишком много ограничений. Раньше специалистам приходилось увольняться и целенаправленно уезжать на учебу на пару лет, сегодня же можно выбрать смешанный (blended) формат и встроить занятия в свой график.
4. Нетворкинг
Проверьте, насколько развито сообщество выпускников, поддерживают ли они связь, запускают ли совместные проекты. Часто контакты приносят пользу опосредованно: не факт, что вы запустите совместный бизнес с сокурсниками, но зато они могут помочь советом или поиском партнеров.
5. Актуальность программы
Проверьте, на каких кейсах работают преподаватели и как часто они обновляют базу знаний. Обсуждение бизнес-модели TikTok сегодня не менее актуально, чем дискуссии о бизнес-стратегии Toyota в 80-е. И то, и другое принесет пользу, но классику обязательно нужно разбавлять актуальным контентом, который не устареет через пару лет.
6. Контекст
Кризис — идеальное время для бизнес-образования. Учеба займет у вас 1,5–2 года, и к моменту получения степени рынки как раз начнут восстанавливаться. А значит, вы покинете школу с новыми знаниями в период бизнес-бума. Учитывайте и тренды на рынке. Например, компании все чаще нанимают CDO (Chief Digital Officer), а значит, есть запрос на специалистов по цифровизации. При этом переход на digital большинству дается с трудом. А значит, лидер с цифровыми компетенциями еще долго будет востребованным.
Практическая ценность MBA и зачем учиться именно в России
Бизнес-образование встраивает привычку мыслить глобально, снимает барьеры, а также дарит опыт, который невозможно получить при других обстоятельствах, — так считают выпускники MBA-программ. MBA — знак качества.
Рассказываем, какие двери открывает степень MBA, что должны уметь топ-менеджеры, чтобы оставаться востребованными, в чём различие длинных и коротких программ обучения MBA и обязательно ли учиться за границей.
Редактор Нетологии.
Узнала, как меняется жизнь после MBA-обучения
Какие возможности предоставляет диплом MBA
Карьерный рост и увеличение дохода
По данным Graduate Management Admission Council, 7 из 10 выпускников получили нынешнюю работу благодаря степени МВА.
Глава клуба выпускников Cranfield School of Management в России
«MBA помогает многим снять карьерные ограничения, что позволяет легко поменять позицию, должность или зону ответственности. Например, легко осуществить переход от уровня исполнителя к человеку, который создаёт новые продукты, сервисы, направления. Мне было легко сменить операционное управление на развитие бизнеса. После обучения я перешёл на позицию заместителя генерального директора по развитию компании».
Как российские выпускники MBA оценивают карьерный рост в течение двух лет после обучения
Отличным и хорошим считают свой рост 73% топ-управленцев и 64% менеджеров среднего звена.
84% опрошенных указали увеличение дохода от 31 до 92% спустя два года после обучения.
Несмотря на растущий спрос на MBA-образование, российские работодатели считают его пока скорее преимуществом, чем требованием. Прежде всего ценятся подтверждённые профессиональные навыки, успешные бизнес-кейсы. Есть мнение, что основная причина такого положения дел в том, что в России ещё не сформировался пласт собственников, которые прошли школу MBA и понимают его практическую ценность.
Ускорение развития компании
Одна из частых причин получения топ-менеджерами бизнес-образования — поиск идей для развития бизнеса. В этом помогает накопленный опыт одногруппников, который позволяет найти решения в совместном обсуждении.
Также сотрудник с дипломом MBA развивает всю компанию через передачу полученных знаний и навыков своим подчинённым. В результате повышается эффективность работы всей команды.
Смена сферы деятельности или открытие своего бизнеса
Согласно данным Graduate Management Admission Council, 33% студентов MBA планируют уйти в другую отрасль деятельности, а 29% — начать свой бизнес. По статистике Forbes, 16% выпускников Стэнфордской школы основали стартапы.
В России перейти в другую сферу деятельности собираются 20‒25%, по результатам опросов Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ.
Переезд в другую страну
Степень MBA в хорошей бизнес-школе высоко ценится в международном кругу работодателей и инвесторов. Поэтому некоторые российские студенты по окончании обучения находят работу за границей, — к примеру, переходят из российского офиса в зарубежный либо открывают европейский стартап или ecommerce.
С какими запросами приходят желающие получить MBA?
Самый распространённый вопрос — «а не пора ли и мне поучиться?». Обычно его задают успешные менеджеры и предприниматели, которые не хотят останавливаться в саморазвитии и видят в себе потенциал для большего.
На начальной стадии они довольно смутно представляют себе, что такое программы бизнес-образования, но слышали от друзей и коллег, что МВА — вещь в хозяйстве полезная.
На следующем этапе обсуждаем непосредственные задачи профессионального развития. Выясняется, что для кого-то это просто важная строчка в резюме, которая помогает при трудоустройстве. Для других — возможность получить новые знания и навыки. А третьи хотят систематизировать накопленный практический опыт работы в бизнесе.
Поделитесь несколькими кейсами, которые запомнились, когда диплом MBA помог решить важную бизнес-задачу или чем-то помог выпускнику в карьере или жизни
Комплексная бизнес-программа (называется Advanced Management Program, своего рода сокращённый аналог МВА) позволила российскому топ-менеджеру крупной промышленной корпорации войти в состав правления.
Онлайн-программа Mini-МВА помогла директору российского подразделения международной итальянской корпорации со штаб-квартирой в Италии систематизировать весь предыдущий опыт, получить качественно новые знания о бизнес-управлении и запланировать смену работы.
Топ-менеджер одного из трёх крупнейших сотовых операторов в России встретила на программе Executive MBA любовь своей жизни и вышла замуж вскоре после окончания программы.
Современные требования к топ-менеджерам
Согласно порталу «MBA в Москве и России», примерно половина действующих российских руководителей не обладает умениями и инструментарием для внедрения инноваций и управления изменениями. Разбираемся, какие компетенции должны быть у востребованных управленцев.
Исследование: тренды лидерства и карьеры высших руководителей
Всероссийский конкурс по поиску и развитию управленцев «Лидеры России» заказал масштабное исследование по востребованным управленческим компетенциям — приводим ключевые результаты.
Умение вдохновлять считают важным большинство респондентов.
Ритм стартапа ⟶ ритм большой компании.
Переход управленца из отрасли в отрасль позволяет компании получить незамыленный взгляд на бизнес, а самому сотруднику — взять новую карьерную высоту.
«Работа с исключениями, быстрое принятие решений в условиях неопределённости, коммуникации и командное решение плохо формализуемых задач — такие компетенции будут требоваться не только от топ-управленцев, но и от линейных менеджеров и производственного персонала.
Это потребует иной корпоративной культуры — основанной на свободе и личной ответственности за результат, поощряющей эксперименты, дающей право на ошибку, стимулирующей горизонтальные взаимодействия», — отмечает ректор Московской школы управления «Сколково» Марат Атнашев.
«Золотые» компетенции управленца
Согласно исследованию «Сколково», у цифровых компаний-лидеров есть две важные уникальные компетенции: умение выстраивать стратегические партнёрства и понимание клиентского опыта — то, что нужно человеку в конкретный момент и как создать для него эту ценность. Эти компетенции можно назвать «золотыми» в управлении на следующие 10‒20 лет.
Digital
MBA
Также исследование «Сколково» показало, что менеджеры российских и международных компаний обладают общими компетенциями, что позволяет говорить об управленческом стандарте. В этот список входит стратегия, финансы, маркетинг, проектное управление, переговоры — почти всё, что относится к современному стандарту MBA и EMBA.
Что помогает получить сильные управленческие компетенции во время MBA-обучения?
За хорошей программой МВА стоит несколько факторов успеха, которые усиливают друг друга.
Преподаватели в ведущих мировых бизнес-школах — эксперты, которые постоянно работают с лидирующими компаниями, изучают и систематизируют их опыт, что позволяет выделять лучшие практики.
Правильно подобранные материалы и бизнес-кейсы позволяют не просто прочитать и узнать факты, но вжиться в атмосферу изучаемой компании и лица, принимающего решения, почувствовать себя на их месте и научиться на их опыте, как на своём.
Возможность пообщаться в доверительной атмосфере с успешными практиками бизнеса — это источник идей, подсказок, вдохновения.
Ну и самое главное — другие участники. На хороших программах встречаются потрясающие люди, которые часто становятся друзьями на всю жизнь, деловыми партнёрами или даже супругами.
«Зелёный» диплом MBA
Навыки борьбы с климатическим кризисом — это ещё один тренд в области лидерских компетенций, который отмечают международные специалисты в сфере образования.
Увеличивается количество студентов MBA, которые хотят руководить компанией с социальной или экологической миссией. Учесть особенности менеджмента таких компаний позволяет программа устойчивого развития — комплекс экономических и социальных изменений, который основан на бережном использовании природных ресурсов и направлен на улучшение состояния планеты.
Главная цель «зелёных» образовательных программ — обучить управленцев, которые способны внедрить в бизнес принципы экологичной работы и бережного отношения к планете и её ресурсам.
Чем различаются длинные и короткие программы обучения MBA
В последнее время очные длительные программы MBA переживают не лучшие времена в связи с ростом популярности онлайн-образования, ускоренных годичных программ и бизнес-магистратур. Согласно исследованию РБК, самые популярные виды образования — тренинги для руководителей, курсы менеджмента и онлайн-курсы для руководителей.
К длинным программам MBA относится классическое MBA-обучение с отрывом от работы.
Короткие программы MBA — это ускоренные и краткосрочные программы.
Собрали ключевые отличия:
Несмотря на преимущества полноценных программ MBA, короткие программы достаточно популярны в России. Частично это объясняется тем, что предприниматели хотят получить знания за короткое время и сравнительно небольшие деньги.
Что говорят по поводу коротких программ российские бизнес-школы
Приведём некоторые мнения из исследования РБК.
Академия бизнеса Ernst & Young
Компании всё чаще выходят с запросом на переквалификацию сотрудников и их адаптацию к новым условиям работы. От сотрудников ожидается, что они смогут внедрять цифровые технологии, управлять сложной цифровой средой и распределёнными командами, фокусироваться на комплексном понимании ситуации и поиске творческих решений. Именно поэтому на первое место выходят не только навыки работы с digital-технологиями, но и социальные навыки и навыки мышления.
Увеличился спрос на soft-тематики: межличностные навыки, совершенствование лидерских качеств и развитие навыков мышления. У руководителей на первое место выходят такие темы, как эмоциональный интеллект, построение высокоэффективных команд, персональный бренд и навыки публичного выступления.
Банковский институт НИУ ВШЭ
Мы всё больше ощущаем запрос на короткие программы, связанные с вопросами внедрения инновационных решений и технологий. В то же время остаётся потребность в традиционных навыках, которые требуются собственнику бизнеса или управленцу.
Московская школа управления «Сколково»
Предприниматели часто выбирают отдельные короткие программы — по переговорам, проектному управлению, цифровизации бизнеса и другим темам.
В какой стране учиться
Выбор страны обучения зависит от страны, в которой в дальнейшем собираетесь работать.
Если планируете работать за границей — лучше получить диплом MBA западной бизнес-школы. Получите опыт ведения бизнеса и связи, которые помогут устроиться в международную компанию.
Обучение в России необходимо тем, кто собирается вести бизнес в своей стране. Важно, что программа учитывает специфику России, ведь реалии ведения российского бизнеса и западного значительно отличаются. Также российский MBA позволит познакомиться с авторитетными коллегами-соотечественниками, будущими партнёрами или инвесторами.
Это не означает, что российские программы MBA не включают западный опыт. Престижные российские бизнес-школы привлекают международных консультантов и преподавателей, а также организовывают зарубежные учебные модули. Всё это позволяет российским слушателям наладить в том числе и внешние международные деловые контакты.
Как бы вы охарактеризовали российский рынок MBA, включая онлайн-программы?
Российский рынок крайне плохо структурирован. Мы пока не научились отличать качественное образование от некачественного, поэтому рынок завален поддельными кроссовками адидас от бизнес-образования.
Несколько провайдеров образования предоставляют контент мирового уровня качества или сделали свой собственный контент вполне достойного уровня. Однако подавляющее большинство занимается откровенной профанацией, производством контрафакта или торговлей дипломами.
В этой каше крайне трудно выявлять ценные и качественные продукты.
На что следует обращать внимание при выборе программы MBA и бизнес-школы в России?
Преподаватели
На престижных программах обучают эксперты мирового уровня и российские практики. Отсутствие любого из этих элементов — тревожный сигнал.
Образовательный дизайн
Это широкий спектр образовательных технологий, которые позволяют вовлечь участников в изучаемый материал. Если нет внятной информации о том, как организован образовательный процесс, об этом, скорее всего, просто не подумали.
Подход к отбору участников
Хорошие программы не могут принимать всех желающих — стараются сделать так, чтобы сформированный звёздный состав дополнял друг друга. Чем выше барьер на входе, тем ценнее награда за этим барьером.
Преимущества российского обучения на MBA
MBA и крупнейшие компании России
По оценке РБК, российский рынок МВА составляет 3,3 млрд рублей с учётом онлайн-программ. Согласно исследованию РБК-500 (рейтинг 500 крупнейших компаний России по выручке), диплом MBA имеют руководители 50 из 500 компаний, участвовавших в рейтинге.
17 из 50 руководителей получили степень MBA в России, 33 — в зарубежных бизнес-школах. Наиболее широко среди руководителей крупнейших компаний России представлены выпускники MBA-программ бизнес-школ, работающих в рамках РАНХиГС (5 руководителей), INSEAD (4), Московской школы управления «Сколково» (3), Стокгольмской школы экономики (3).
Резюмируем
Диплом MBA делает возможным карьерный рост, увеличение дохода, позволяет сменить отрасль, начать свой бизнес, переехать в другую страну.
Наиболее востребованы гибкие лидеры, которые умеют управлять проектами и изменчивыми командами, обладают цифровыми компетенциями и способны к горизонтальным перемещениям.
Умение выстраивать стратегические партнёрства и понимание клиентского опыта — «золотые» управленческие компетенции.
В международный и российский управленческий стандарт входит стратегия, финансы, маркетинг, проектное управление, переговоры — почти всё, что относится к современному стандарту MBA и EMBA.
Несмотря на преимущества полноценных программ MBA, короткие программы достаточно популярны в России. Частично это объясняется тем, что предприниматели хотят получить знания за короткое время и сравнительно небольшие деньги.
Делайте осознанный выбор.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.