почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость

Размышление о добродетели

И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтет, чтобы его назвали «хорошим человеком», и возмутится, если его назовут «плохим человеком». Никто в детстве не мечтает стать злодеем. Все люди тянутся к добру. Но проходят годы, и, как правило, все больше позади ошибок, и все больше несовершенств накапливается в человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и остается недостижим.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая – неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина – неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле.

Известна такая поговорка: «горбатого могила исправит». Она выражает мнение грешных людей, убежденных, что тот, кто укоренился в какой-либо дурной привычке, уже не имеет шанса стать лучше. Эту поговорку придумали те, кто не имел веры и кто хотел оправдать нежелание меняться.

Господь может исправить любого горбатого – и в физическом и в нравственном отношении. Чтобы это случилось, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и [Он] приблизится к вам», – говорит апостол Иаков (Иак. 4: 8).

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещенного Христом.

Самая большая сложность в делании добра – определение четких ориентиров и понятий. Для очень многих людей серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. Любой по собственному опыту знает, что, хотя в некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет правильным и хорошим, но такая ясность имеется далеко не всегда.

В этом изречении святой отец сразу дает понять, что истинное добро всегда связано с Богом. Бог абсолютно добр, и Он – подлинный источник добра. Поэтому добром в настоящем смысле является сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражена в заповедях Божиих.

Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

Но ценность каждого поступка определяется тем, с каким намерением он совершается. Известна такая история. Трое рабочих работали на строительстве храма, перенося кирпичи. Каждому задали вопрос: что он делает? Первый ответил: «Таскаю кирпичи»; второй: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»; а третий сказал: «Строю храм». Таким образом, хотя внешне они исполняли одну работу, но внутренне это было не так, и вес поступка каждого из них изменялся в зависимости от того смысла, с которым он совершался. В глазах сторонних людей их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах Бога, и неодинаковое значение имело для душевных качеств каждого из них.

Итак, нравственное значение дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего или ради кого.

Вот помогать больным – дело хорошее. Но представим человека, который помогает больным, однако использует это как средство для личной наживы – просит у других людей денег для больных, самим больным передает крохи, а большую часть забирает себе. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего больным. Он не получает за это никаких денег, однако заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему количеству людей через газеты и телевидение. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто использует это как средство для получения себе хорошей репутации, людской славы, уважения.

Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть доброе дело по существу. Сюда же можно отнести и тот случай, когда кто-нибудь восклицает: «Вот, я ему столько добра сделал, а он мне такую гадость причинил!» – да еще добавляет: – «Вот и делай после этого добро людям». Но что эти слова значат? Что человек и не делал настоящего добра, а искал выгоды для себя, желал привязать к себе облагодетельствованного человека, рассчитывал на взаимность по принципу «ты – мне, я – тебе». Здесь те же самые корыстные цели, пусть корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении конкретного человека.

Вернемся к примеру с помощью больным. Представим человека, который делает это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он делает это ради себя, чтобы почувствовать себя удовлетворенным, чтобы хвалить себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве нельзя сказать, что и он таким образом получает свою выгоду, корысть, которая губит значение его доброго дела?

Итак, никакое доброе дело, совершаемое из эгоистичных побуждений, будь то получение денег, славы или хотя бы самодовольства, в действительности не является настоящим добром. Не являются также подлинным добром те поступки, которые совершаются под явным или неявным нажимом других людей: сделает ли это доброе дело человек, потому что его кто-то заставляет или донимает просьбами, или для того «чтобы не выделяться из всех», как, например, в храме многие прихожане во время обхода с блюдом для пожертвований охотно кладут деньги на виду у всех, но далеко не все из них опускают пожертвование в специальный ящик, когда этого никто не видит.

В полном смысле слова добро является таковым, когда совершается добровольно и свободно от любой эгоистической мотивации. А такую свободу дает добро, совершаемое не ради себя, а ради Бога.

Если такую радость чувствует человек, совершающий добро ради самого добра, то неудивительно, что еще большую радость испытывает тот, кто делает добро ради Источника всякого добра – Бога.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Мы получаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но всякий может убедиться, что нередко после исповеди человек впадает в тот же грех. Почему так? Потому что грех стал уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от этого навыка происходит, когда мы с помощью Божией выкорчевываем дурной навык противоположной ему добродетелью.

Каждая добродетель постигается на практике. Пока человек не начнет трудиться делом в приобретении добродетелей, он будет иметь о них лишь поверхностное и самое неполное представление. Здесь разница примерно такая же, как между тем, чтобы почитать туристический буклет о далекой стране, и тем, чтобы самому съездить в эту страну.

Не нужно откладывать добрые дела «на завтра», то есть искать какого-то «более удобного» для них времени. Как известно, дорога под названием «сделаю завтра» выводит на дорогу под названием «никогда». Нет, всякое время нужно считать удобным к исполнению добра, угодного Богу.

Уместно вспомнить, как Господь Иисус Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21), тем самым ясно дав понять, что одно лишь называние себя христианином и даже молитвы к Господу, если это не сопряжено с творением добра, заповеданного Богом, не принесут пользы и спасения. Об этом свидетельствует и апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2: 14, 17).

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую крайность, считая, что не важно, как верить, главное, что человек делал хорошие дела. Поскольку добро непосредственно связано с Богом, то невозможно действительно совершенствоваться в добродетели, имея искаженные или ложные представления об источнике добра – Боге.

Хочется привести замечательные слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие. “Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется”.

У самого входа в религиозную область существует некий “гипноз больших дел”: “надо делать какое-то большое дело – или никакого”. И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царству Божию.

Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.

Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. И хотелось бы остановить пристальное внимание всякого человека на совсем малых, очень легких для него и, однако, чрезвычайно нужных вещах…

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: “Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”.

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра.

Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя все великое. И тут через того, кто творит малое, Сам Господь творит великое.

Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Это единственная неэгоистическая радость – радость добра, радость Царства Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

Источник

Добродетели: что это такое? Список добродетелей

почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть картинку почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Картинка про почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость

Что такое добродетели?

Добродетели — это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду «по умолчанию». Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к «новому» миру, миру, который подарил нам Новый Завет.

Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.

Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?

Добрый поступокДобродетель
Помириться с обидчикомПростить обидчика, молиться о нем даже, если он не желает примирения. Отказаться от мщения, не желать ему зла.
Хранить верность супругуНе изменять супругу даже помышлением, ведь Христос сказал «кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем».
Накормить нуждающегосяОтдать последнее тем, кто нуждается в помощи. Не привязываться к материальному миру, деньгам, вещам.

Итак, добродетели отличаются от стандартных «добрых дел». Добродетели — это не перечень обязательных условий для попадания в рай. Это значит, что, если очень стараться быть добродетельным формально, не вкладывая душу в свои хорошие поступки, их смысл теряется. Добродетель — то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.

почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть картинку почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Картинка про почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость

К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?

Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели — поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.

Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.

Добродетели: список

Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:

Второй же исходит из противопоставления грехам:

На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.

Главное, что мы знаем о добродетелях — Господь ничего не «придумывает» для того, чтобы усложнить человеку жизнь, но дает возможность даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс исправить свои плохие поступки, изменить свою жизнь.

Добродетели

Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь — это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.

Если же говорить о вере, то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.

Милосердие как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие — это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.

почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть картинку почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Картинка про почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость

Смирение — это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.

Ревность, как добродетель, не имеет ничего общего с желанием «присвоить» человека себе и не давать ему общаться с противоположным полом. Обычно мы употребляем слово «ревность» именно в таком контексте. Но среди добродетелей ревность — это решимость быть с Богом, ненависть ко злу.

Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.

Не случайно в списке добродетелей оказалось и благоразумие. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Целомудрие говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.

Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.

почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть картинку почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Картинка про почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость

Высказывания о христианских добродетелях

«Дела – это единичные, в этот час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями» (св. Феофан Затворник).

«Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения. Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду» (прп. Макарий Великий)

«Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» (св. Силуан Афонский)

«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческой свободы; каждая из них – это Бого-человеческое действие, Бого-человеческий факт» (св. Иустин Попович)

«Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро, как сказано в псалме: уклонися от зла и сотвори благо ( Пс.33:15 ); не сказано только: уклонися от зла, но и: сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: уклонися от зла и сотвори благо. Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость – смиренномудрие, сребролюбие – милосердие, блуд – воздержание, малодушие – терпение, гнев – кротость, ненависть – любовь и, одним словом, каждая страсть, как я сказал, имеет противоположную ей добродетель» (прп. авва Дорофей)

«Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение. Святой апостол Павел следующие указывает христианские благорасположения сердца, яко плоды Духа Святаго: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22-23 ). В другом месте: облецытеся… якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле: и благодарни бывайте ( Кол.3:12-15 )». (свт. Феофан Затворник).

«Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах» (прот. Алексий Уминский)

Источник

Подвиг добродетельной жизни

почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть картинку почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Картинка про почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость

О средствах воспитания добродетелей у детей и взрослых рассказывает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области.

– Отец Валериан, можно ли говорить о стяжании добродетелей в современном обществе?

– А как же! К.Д. Ушинский, классик педагогики, писал, что все воспитание заключается в выработке добрых навыков и нравственных привычек. И хотя он имел в виду чисто практические, бытовые привычки (умение рано вставать, например), естественно, на первом месте в шкале ценностей находятся добродетели. «Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстьми и похотьми. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:22–25).

Все добрые навыки рассматриваются именно в свете добродетелей. У нас сейчас показывают, как живет мир, а точнее – как не надо жить. Многие знают известное изречение: «Век живи – век учись». И люди чувствуют, что чего-то не хватает, что результат печальный, поэтому говорят: «Век живи – век учись, а дураком помрешь». Шутка на самом деле горькая, но это свидетельство того, что современному человеку неизвестно продолжение этого изречения. А полностью оно звучит так: «Век живи – век учись, как надо жить». А «как надо жить» – это и есть стяжание добродетелей.

– Батюшка, а как надо жить?

– «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши» (Пс. 17:26). Но проще запомнить: «С кем поведешься, от того и наберешься».

Поэтому – учись, как надо жить. У нас все говорят, как не надо жить. С одной стороны, это правильно. А с другой стороны – а как надо? Об этом прекрасно сказал Пушкин в ответной статье на «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, который поносил нравы своего времени. Пушкин написал «обратное» произведение – «Путешествие из Москвы в Петербург», в котором отметил: «…Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви».

У нас поносят, а как и что делать-то? А это уже подвиг. Как отец Сергий Орлов сказал: «Для спасения нужен подвиг, а без подвига не спастись». Подвиг и заключается в стяжании добродетелей. Потому что против добродетелей восстает мир: против целомудрия – разврат, против честности – обман, против смирения – гордыня, самоутверждение, самооправдание…
В свое время, когда я перед исповедью напоминал о грехах, моя теща очень хорошо заметила: «Это правильно, но нужно и о добром говорить». А она была духовным чадом отца Алексия Мечёва, который и про диавола-то особо не упоминал – так, «окаяшка». Он говорил о том, как надо жить: в любви, в мире. Есть выражение: «Будут все время называть свиньей – захрюкаешь». Так и есть…

Гоголь прекрасно сказал: это не реализм, когда показывают одни недостатки… Он и сам показал в «Мертвых душах» страстные образы, страсти. А второй том не смог написать, потому что там речь шла о добродетелях…

– А почему Гоголь не смог показать добродетели? Великий писатель вел по сути монашеский образ жизни.

– Да, говорят, что в конце жизни он жалел, что не стал монахом.

Почему не смог написать? Это не так просто. Гоголь был великий писатель, глубокий психолог, но ближе и понятней ему были страсти. А для того чтобы описать добродетели, нужно быть преподобным Амвросием, святым праведным Иоанном Кронштадтским, Оптинскими старцами – они-то и показали добродетели. Тут уровень другой… Показывать недостатки жизни – это одно. А вот достоинства – сложнее.

– Если Гоголь не смог рассказать о добродетелях, как могут это сделать современные педагоги, родители?

– Есть такое изречение: «Поучения наставляют, а примеры убеждают». В свое время отец Тихон (Агриков) рассказывал: «Иногда слушают, слушают, потом делятся: батюшка такую проповедь говорил!» – «А что говорил-то?» – «Да я не помню, что говорил, но хорошо говорил».
И отец Тихон сказал: «Для того чтобы запомнили, нужны примеры». Это еще преподобный Амвросий Оптинский замечал: «Теория – это придворная дама, а практика – медведь в лесу». Нужно указать на конкретные примеры, и когда эти примеры есть – это хоть что-то, чему можно подражать. Как говорит апостол Павел: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).

У нас же есть примеры, многие встречали: бабушки – добродетельные, труженицы, молчаливые, никого не осуждали… Когда по инерции сохранялась нравственность царской России, у нас и фильмы были с добрыми примерами. А сейчас таких почти нет.

– Сегодня создана Ассоциация кинопедагогов, решено воспитывать детей на добрых, в том числе советских фильмах…

– Да, все-таки там были остатки нравственности. А сейчас создали мультики для детей, для воскресных школ о Священном Писании – богохульство сплошное. Для меня подобная экранизация была оскорблением святыни, которую кто-то старается «приблизить» к современности. Но искусство должно поднимать до своего уровня. А здесь получается, опускается…
Я вырос в церкви, и все это было понятно. Как-то прихожу, а матушка читает моим детям поучения Иоанна Златоуста на славянском языке. Я говорю: «Матушка, да ты что?» Она замолчала, а дети говорят: «Мам, читай, читай». Они слушали. Что они понимали?

Недавно мне рассказали о том, как одну из моих книжек прочитали детям шести и двенадцати лет. Положили ее в стол. А вечером, когда им предложили почитать другую, шестилетний ребенок говорит: «Мам, давай ту книжку еще почитаем, я не все запомнил». Оказывается, он понимает! «Я не все запомнил». А это – дошкольник. Вот тебе и пожалуйста – развитие! Всё от Бога.

– Расскажите, пожалуйста, о влиянии богослужения на детей.

– Оно сильнейшее. По сути своей богослужение является главным свидетельством истины православной веры. На наших предков произвело впечатление именно богослужение. Есть современные рассуждения: почему мы с католиками общаемся, что это такое? Да пусть приезжают, хоть увидят что-то, некоторые просто не знают православного богослужения. Это не экуменизм, это общение – разные вещи. Мы не собираемся оттуда ничего брать, в Православии вся полнота.

Именно дети понимают богослужение. По крайне мере чувствуют. Я уже рассказывал, как к нам в храм пришли на экскурсию шестиклассники, а потом в сочинениях написали: «тронула теплая атмосфера в храме», «вышли – почувствовали спокойствие», «это не просто экскурсия, а духовное наполнение» и т.п. И это только храм, даже еще не богослужение!
Ни в одном вероисповедании мира не совершается Таинств. Ведь ничего выше Таинства Евхаристии просто нет! Это живое общение с Богом. И покаяние нигде в мире не стоит на первом месте – как в Православной Церкви.

Ни одно вероисповедание мира не собирало ученых мужей по вопросу веры – как веровать. Магомет, Кришна что-то сказали – и все. А у нас Символ веры утвержден на Семи Вселенских Соборах в течение нескольких веков – и не одним человеком, а собранием ученейших и святых людей. И чудесные свидетельства были, не просто разговоры. Святитель Спиридон Тримифунтский, объясняя догмат о Пресвятой Троице, сжал кирпич, и из него вырвался огонь, потекла вода, а в руках осталась глина.

Или открылись врата храма – по молитве святителя Василия Великого, а не ариан. Или униаты освятили воду – одновременно с нами – и запечатали: у православных – чистейшая вода, а у тех протухла. Это все есть, но об этом не говорят.

Истинная вера свидетельствуется от Бога. Огонь сходит на Гробе Господнем в Иерусалиме только у православных – это факт. Не просто огонь, а огонь, который не обжигает. Говорят: можно зажечь. Но зажги, чтобы он не опалял. Это ж факт, что температура его составляет 42º. Отец Геннадий Заридзе (председатель Объединения православных ученых. – Ред.) измерил. Попробуй сделать огонь, который не жжет!

– Батюшка, а как же святые боялись смерти? Сисой Великий говорил: «Не знаю, положил ли я начало покаянию».

– Они не смерти боялись. Они боялись ответа за свою жизнь. Но надеялись на милость Божию. Святитель Афанасий (Сахаров) писал: «Я надеюсь исключительно на то, что дерзновенно скажу Господу: Твой есмь аз – спаси мя».

В том-то и дело, что мы спасаемся милостью Божией, а не заслугами. Какие заслуги? Никаких нет, одни грехи только. Но все-таки разбойника Господь принял в райские обители, может, и нас помилует. Так что у нас есть надежда.

И потом, если «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16) – такова любовь Божия, что и представить себе невозможно! Погибнуть невозможно, если ты веруешь, – Господь по милосердию спасет! А что-то претерпеть за грехи – ну, что-то терпеть нужно…

– Отец Валериан, а какие главные средства воспитания добродетелей?

– Самое важное средство – личный пример. Конечно, ребенок, воспитанный в мире, в любви, будет считать, что только так и можно жить. К несчастью, не все это видят…
Помню, у одной моей дочери какие-то проблемы возникли, а другая ей советует: «Ты с мамой говорила?» – «С мамой невозможно говорить, – отвечает первая, – все, что она говорит, она сама делает».

Поэтому все очень просто: нужно побольше молчать, стараться не гневаться, молиться. Человек не может не раздражаться, поэтому и сказано: «Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Согласно Соломону, «сдерживающий гнев выше берущего приступом город».

Не нужно вести пустых разговоров. Я недавно услышал выражение: празднословие – это свобода слова, умноженная на отсутствие мысли.

Я не помню, чтобы мама кого-то осуждала. Мне запрещала даже старшему брату перечить. О родителях, учителях вообще не было разговора. А у нас: учитель – не прав. Сейчас детям дали «права» нарушать заповедь почитания родителей. Утвердили закон непочитания старших – это как раз то несчастное состояние человечества, о котором в Священном Писании сказано: «Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом, тьму почитают светом, а свет – тьмою» (Ис. 5:20).

За счет чего держатся некоторые народы – Средняя Азия, Кавказ? А народность держится именно за счет почитания старших, традиций. Это святитель Макарий (Невский) сказал, что любое племя, в котором будут почитать старших, соблюдать традиции, дольше просуществует, чем народ, который это отвергнет. «Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, да долголетен будеши на земле» – пятая заповедь дает и долголетие, и добрую жизнь.

– Какое значение в стяжании добродетелей имеет молитва?

– Молитвенный подвиг – прежде всего, это всем нужно помнить: и взрослым, и детям. «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мк. 9:29). Помню, мои мальчишки подрались между собой, говорю сыну: что ж ты… А он откровенно отвечает: «Я не могу с собой справиться». – «А потому что не с собой, тебя еще подзуживает другая сила, которая старается посеять разделение, злобу. Поэтому твори Иисусову молитву». Потом, когда я напоминал ему об этом разговоре, он тут же успокаивался.

– А с какого возраста дети могут выучить Иисусову молитву?

– Да когда в кроватке еще лежат! Я вспоминаю своих детей. Мы им ставили кроватки так, чтобы нельзя было друг до друга дотянуться, но они все равно ухитрялись это делать и друг друга цепляли. И вот они лежат (а старшему сыну тогда пять лет было), и один из них говорит: «Кто-то меня за волосы схватил!» Другой сын отвечает: «Кто тебя схватил? Бес, наверное?»

Я думаю, про бесов, на ночь-то глядя, не к чему вспоминать, лучше о Боге. Говорю старшему сыну:
– Андрюша, знаешь молитву Иисусову?

Он Тихону, второму сыну, говорит:

– Слушай: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…» – остановился: «это – сила Божия» – а потом: «…помилуй меня, грешного!»
Кто его научил так разделять? Пять лет ему было.

В другой раз – меня прихватил радикулит, Андрей вбегает: «Пап, ты чего лежишь?» Я отвечаю: «Папа заболел». Он посмотрел на меня: «Ты хоть и батюшка, но раз ты заболел, тебе надо причаститься…»

– Как детям-подросткам объяснить, зачем пост нужен?

– А зачем люди делают зарядку, занимаются физкультурой, например? Воздержание – сдерживание своих порывов – нужно для самого человека. Понятно, что преподобные, подвизаясь, достигали духовной высоты. Но и в спорте не все же чемпионами становятся. А зарядка всем полезна. Пост нам еще в раю был заповедан. Он укрепляет волю. Пост – условие гармоничного развития всего человека: и души и тела. Человек может оказаться в разных обстоятельствах. Те, кто не постятся, чуть что – сразу раздражаются. А человек, который может себя сдерживать в элементарном – в еде, и во всем остальном владеет собою, не раболепствует.

– Мальчикам часто хочется самоутвердиться, силу применить невпопад – то дерутся, то какие-то соревнования опасные устраивают… А как им объяснить, что такое настоящее мужество?

– Помню, как при мне отец Николай Гурьянов осадил одного офицера-афганца, который побывал чуть ли не во всех горячих точках.
– А тебе нужно мужество.
– Как?! – удивился тот.
– То, о чем ты думаешь, – это геройство, отвага. Это порыв, может, одно мгновение. А мужество – это видеть свои грехи и оплакивать их.
Александр Васильевич Суворов, у кого не было ни одного поражения, говорил: «Себя победишь – будешь непобедим».

почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Смотреть картинку почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Картинка про почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость. Фото почему добродетельная жизнь рождает в человеке радость Отец Валериан Кречетов

– Сейчас еще есть такая проблема – «клиповое сознание». Ребенок постоянно отвлекается-развлекается: эсэмэска пришла, видео посмотрел, в Ватсапе ответил… Все такое мелкое, фрагментарное – нашинкованное! Как цельности, целеустремленности детей научить?

– А что такое целеустремленность? Это настойчивое преследование цели. Ну, а цель-то какая? В этом же все дело. Помню, старец Иосиф Ватопедский, когда мы с ним на Афоне беседовали, сказал: «Главное в жизни – цель». Какая у тебя в жизни цель? Если цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, стяжание Духа Святаго – это одно дело. А если потребителем стать, то он и будет весь рассеян. Слово еще такое придумали: «расслабиться». Расслабленным быть?! Боже упаси! «Яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) – это все уже совсем другое дело…

– А кстати, такая «почемучка» от молодежи: карьеру делать – это грех или добродетель?

– Что мы подразумеваем, когда говорим «человек сделал карьеру»? У него была такая возможность, и он ее использовал. На самом деле человек сам не может «сделать карьеру». Это самообман. Допустим, президент. Он один, а претендентов было много. Почему один сделал карьеру президента, а другой не сделал? Да потому что воля Божия: этому быть главой государства, а этому нет. Есть притча, в которой отшельник просит Бога открыть, за что им дан такой жестокий правитель. Бог ответил: «Искал худшего, но не нашел».

За примерами далеко ходить не надо. Говорят, когда Гитлер пришел к власти, он поначалу растерялся, потому что сам того не ожидал. Так же и Ленин. Разве они «сделали карьеру»? Когда я однажды при отце Сергии Орлове упомянул про Ленина, батюшка сказал: «А что это за личность? Это – никто, какой-то публицистишка! Я был в гуще революционных событий, о нем не слышали, знали Плеханова и других». Ленин за две недели до революции еще и не догадывался, что состоится переворот. Как про него говорить, что он «сделал карьеру»? Господь просто его попустил народу – хуже, что называется, «не нашел». Отступление произошло в массах. Просто так на пустом месте безбожие не могло охватить значительную часть населения.

В каком смысле может быть грешно делать карьеру? В том, что человек пытается добиться своей земной цели. А главное-то – исполнять волю Божию. Как сказал святитель Николай Сербский, своя воля – злая воля. Потому что, если на что-то есть воля Божия, это и так исполнится. А если воли Божией нет, а человек упорствует, он и будет грешить.

– А если цель, допустим, выбрана благая. Человек искренне в это верит. Может ли цель оправдывать средства?

– Над верующими подростками сверстники иногда подтрунивают: «Фанатик!» Вы говорили, что против добродетели мир воюет. Как устоять?

– Иногда слышу это слово, оно обозначает человека последовательного в своих твердых принципах. Это скорее – идти против течения. Так любого порядочного человека можно назвать фанатиком. Вопрос – в чем ты являешься фанатиком. Если фанатик футбола…

– Нет, про этих-то уважительно говорят: «фанаты». Их всегда много, они молоды, энергичны, толпа всегда чувствует право большинства диктовать «как надо жить». А этот, мол, со старушками в церкви поклоны кладет…

– Когда моему сыну (сейчас он уже сам священник – отец Тихон) в школе сказали: «Ты что, в церковь ходишь? Там же одни старушки». Он ответил: «Старый человек куда попало не пойдет». Очень хорошо сказал. А то можно ведь и в глупости упорствовать, что очень свойственно как раз тем, кто действует по стадному инстинкту. Тут весь вопрос, в чем ты упорствуешь. А так получается, что все ученые, великие деятели искусств, писатели – фанатики. Иначе бы они ничего не достигли. Надо просто направлять упорство в доброе русло.

– Отец Валериан, расскажите о православном укладе семьи.

– Чем отличается наша православная вера? Тем, что она обнимает всю жизнь. Прежде всего идет обращение к Богу, а в свете этого – все остальное.

По-настоящему земная жизнь по Евангелию должна строиться согласно богослужебному кругу. Праздники, посты, воскресные дни распределены по всему году. Есть такая заповедь – никуда не ходить и не принимать гостей под великие двунадесятые праздники, воскресные дни. Нужно быть в храме. Больше того, Евдокия-капельница, крещенские, сретенские морозы» и пр. – то, что происходило в жизни, в природе, люди связывали с тем, что происходило в церкви. Когда человек в поле пахал и слышал колокольный звон, он понимал: 12 раз – значит, поют Символ веры, звон возвещает о начале Евхаристического канона. Человек останавливался, снимал шапку и молился. Ударят потом – «Достойно есть», начинал дальше пахать.

Одни сельскохозяйственные культуры высаживали по «неподвижному» кругу, а другие – по «подвижному». Редьку, например, после Троицы сажали (раньше ее оставляли на зиму, а весной вырывали свежую). Освящение плодов на юге происходит в Петров день. А у нас – на Преображение. Мед освящают на первый Спас. Весь распорядок так и создавался…

Что касается богослужения, то в нем апостольские и евангельские чтения иногда повторяются, пересекаются. Повторение – мать учения, и, видимо, здесь Церковь старается, чтобы еще раз прозвучал тот или иной отрывок. Как тот ребенок сказал: «Мама, прочитай еще, я не все запомнил».

Например, «Богородичное» Евангелие читается довольно часто на дни икон Матери Божией, в Богородичные праздники. А заканчивается одним и тем же: «Блаженны слышащие слово Божие – и хранящие его» (Лк. 11:27). Перед этим говорится о едином на потребу: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отнимется от нея» (Лк. 10:40–42). Слово Божие и есть «едино на потребу».

Когда есть благословение Божие, пища становится питательной. А если этого нет – она не только не питательна, а иногда и вредна. Важно, с каким чувством человек что-либо делает, говорит. В рассказе «Проклятая щука», записанном преподобным Варсонофием Оптинским, казанский архиепископ Афанасий велел убрать со стола вроде бы прекрасно приготовленную щуку. Владыка духом почувствовал, что повар ее проклял, порезав палец.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Слово Божие – это всё. Словом Божиим небеса утверждаются и вся красота. Слово Божие – это церковная архитектура. Слово Божие – иконы, богословие в красках. Слово Божие – наше внутреннее духовное состояние. Сказано в Священном Писании: «От человека произволение сердца, а изречение уст от Бога» – что Господь дает.

Например, мы говорим, о добродетелях, но Церковь все время напоминает о Заповедях блаженства – тех же добродетелях, которые включены в богослужение.

– В Евангелии нет понятия счастья – только блаженство?

– Счастье – это часть. А блаженство связано с Богом, это – полнота. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). Поэтому все, что от Бога, – то блаженство.

– Но блаженство связано со страданием.

– Это путь. Просто так получить что-то без труда – не совсем то… Это как-то не ценится. Даже если взять нашу жизнь – не почувствуешь отдых, если не потрудишься как следует, – тогда и сон в сладость, а так – не спится…

Поэтому путь к блаженству лежит через страдания.

– В Свято-Тихоновском университете провели исследование, опросили детей, какие добродетели даются им легче. Оказалось, младшие школьники «легкими» считают добродетели радости, любви, упования на Бога. Старшеклассникам это уже труднее. Получилось, что малыши более добродетельны, чем дети постарше.

– Они более восприимчивы к добродетелям. Они чувствуют самое главное. Потому и сказано: «Аще не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Нужно дойти до того же состояния – как говорят, что стар, что мал. Что в старости нужно? Любовь, мир, радость… А от ругани никогда не было пользы.

– То есть дети могут научить добродетелям?

– Очень даже могут. Как дети рассуждают? Папа стоит со своей дочкой на платформе, ждут электричку, чтобы поехать в храм, а рядом – муж с женой ругаются. «Папа, а почему они ругаются?» – спрашивает девочка. Тот не знает, как объяснить. «Не любят, поэтому ругаются?» – говорит ребенок.

Другой мальчик на вопрос «что такое счастье?» ответил: «Счастье – это когда все друг друга любят».

К несчастью, люди начинают забывать, что это самое главное. Когда современное человечество отошло от Бога, то покатилось в бездну. Любви-то настоящей нет, только плоть, на этом все замешано, все вокруг этого крутится. Семьи лопаются: там разводятся, здесь разводятся, «гражданский брак» – блуд это откровенный. Какое-то грязненькое удовольствие получили: удо-вольствие – «уды» волю получили, а дальше что? Пустота все это.

Почему и сказано: «Любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие». Любовь – это то, что обнимает все бытие. Поэтому и говорил преподобный Иустин (Попович): «Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества».

Это как ребенок спросил меня: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Вопрос непростой. «Ты маму с папой любишь? – отвечаю я. – Мама и папа любят друг друга? Все в любви живут. А любви не свойственно жить в себе – она должна на кого-то изливаться. И Господь пожелал, чтобы другие разумные существа тоже жили в любви, – и сотворил человека. И все должны жить в любви». Ребенок все понял.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *