почему дети не помнят первые годы жизни

Что такое «младенческая амнезия», или Почему мы не помним себя до 3 лет

Загадка, связанная с отсутствием воспоминаний о первых 3 ‑3,5 годах жизни человека, не давала покоя ученым долгие столетия. Почему человек, получая самый бесценный опыт своей жизни и самые яркие впечатления от мира, не помнит эти важные моменты? Сегодня наука знает лишь приблизительный ответ на этот вопрос и мы постараемся популярно объяснить этот феномен.

почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть фото почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть картинку почему дети не помнят первые годы жизни. Картинка про почему дети не помнят первые годы жизни. Фото почему дети не помнят первые годы жизни

В первые годы жизни головной мозг ребенка еще полностью не сформировался и занят более важными делами, чем сохранение каких-либо впечатлений. Если вам кажется, что у вас есть младенческие воспоминания, то ученые готовы вас разочаровать — это иллюзорные, или как их еще называют «ложные воспоминания». Они основаны на опыте и знаниях, полученными нами позднее, хотя в это и сложно поверить.

почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть фото почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть картинку почему дети не помнят первые годы жизни. Картинка про почему дети не помнят первые годы жизни. Фото почему дети не помнят первые годы жизни

Даже после первого реального воспоминания, в котором мы абсолютно уверены, могут быть значительные пробелы и обрывочные «зарубки». Полноценно человеческая память начинает работать гораздо позднее и возраст этот у каждого индивидуален. Для отсутствия воспоминаний в раннем детстве Зигмунд Фрейд придумал особый термин — «младенческая амнезия» и проблема эта занимала великого психолога не меньше чем сексуальность.

Ребенок начинает тренировать свой мозг еще в утробе матери, а в раннем младенческом возрасте формируют по 700 новых нейронных связей в секунду. В первые годы жизни ребенок проявляет поистине феноменальные способности к изучению языков, которые недоступны большинству взрослых полиглотов. Именно поэтому в старину дети из дворянских семей осваивали вместе с родным языком французский, немецкий и английский и к 5–6 годам уже свободно ими владели.

Так почему, обладая такими феноменальными особенностями в первые месяцы и годы жизни, мы теряем воспоминания? Некоторые ученые считают, что «младенческая амнезия» никакой не феномен и не загадка, а естественный процесс утраты информации, которую мы называем забыванием. Ведь и взрослые люди могут терять некие данные, если им не приходится ими пользоваться, например, забывать чьи-то адреса, лица, телефонные номера и фамилии.

почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть фото почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть картинку почему дети не помнят первые годы жизни. Картинка про почему дети не помнят первые годы жизни. Фото почему дети не помнят первые годы жизни

Первым ученым, серьезно занявшимся этим вопросом, стал немецкий психолог Герман Эббингауз, живший в 19 веке. Этот человек, не имея методик исследования памяти, сам их создал и над собой же ставил первые в мире науки эксперименты такого рода. Для чистоты опыта Эббингаузу нужно было получить чистый, не занятый информацией мозг. Сделать это удалось, запоминая тысячи бессмысленных сочетаний букв, например, «сланс» и «каг».

По мере запоминания психолог заметил, что некоторые несуществующие слова, которые он выучил ранее, постепенно стираются из его памяти. Эббингауз составил кривую забывания, подтвердившую его гипотезу, которая утверждала о потере человеческим мозгом информации в течение первого же часа, если к запоминанию не прикладывались особые усилия.

Опыты психолога показали, что таким образом теряется до 50% данных в течение первого же часа, а к 30 дню человек, не повторяя полученную информацию, удерживает в памяти не более 2–3% полученных сведений. Важным итогом работы Эббингауза стал вывод, что забывание — естественный и вполне предсказуемый процесс. Поэтому, чтобы понять, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, нужно просто составить графики и затем их сравнить.

почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть фото почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть картинку почему дети не помнят первые годы жизни. Картинка про почему дети не помнят первые годы жизни. Фото почему дети не помнят первые годы жизни

В 1980‑х годах ученые обратили внимание, что воспоминания каждого из нас до 6–7‑летнего возраста на удивление размыты и фрагментированы. Теория Эббингауза не вполне объясняла это явление, тем более что выявили странную вещь — у людей «завеса» памяти поднималась в разном возрасте. Кто-то отчетливо помнил свои игрушки в двухлетнем возрасте, а кто-то не мог точно вспомнить лицо первого школьного учителя.

Обрывочные воспоминания в среднем появляются у человека с возраста 3,5 года и детская забывчивость сильно зависит… от страны проживания. Разница в среднем возрасте появления первых устойчивых воспоминаний в разных уголках планеты может отличаться на 2 года.

Эта удивительная особенность заинтересовала психолога Ци Ван из Корнельского университета (США). Эта женщина отобрала добровольцев среди китайских и американских студентов и собрала базу из сотен их воспоминаний в разном возрасте. Внезапно выяснилось, что у американцев детские воспоминания ярче, подробнее и с обязательным акцентом на собственной персоне.

почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть фото почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть картинку почему дети не помнят первые годы жизни. Картинка про почему дети не помнят первые годы жизни. Фото почему дети не помнят первые годы жизни

Китайцы описывали детство лаконичнее, предпочитая сухие факты и их воспоминания начинались, в среднем, на 1,5 года позднее, чем у ровесников из США. Подобные исследования проводились в разных странах, и все они подтверждают зависимость возраста «младенческой амнезии» от региона проживания.

Разбираясь с необычной особенностью детской памяти, Ван поняла, что они не связаны с расовыми особенностями, а их истоки скрываются в менталитете. В восточных культурах детей не воспринимают всерьез и их воспоминания никого не интересуют. Сама Ци Ван родилась в Китае и ее первым воспоминанием была прогулка с родителями в горах в окрестностях родного Чунцина в возрасте 6 лет. Но впервые ей задали вопрос о том, что она помнит из детства только в США.

Другими словами, если окружающие придают значение вашим воспоминаниям, интересуются ими, то вы их сохраните. Если они никому не нужны, то вы их со временем утратите. Найден народ, дети которого имеют самые ранние воспоминания — это новозеландские маори. Связано это с тем, что для этого народа характерно пристальное внимание к прошлому, предкам и минувшим событиям. Многие взрослые представители этого этноса хорошо помнят себя с 2–2,5 лет! Есть и отдельные феномены, такие как Ребекка Шаррок, которая помнит себя в двухнедельном возрасте.

почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть фото почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть картинку почему дети не помнят первые годы жизни. Картинка про почему дети не помнят первые годы жизни. Фото почему дети не помнят первые годы жизни

Ци Ван нашла еще одну необычную закономерность. Она опросила родителей студентов и оказалось, что способность забывать передается от родителей. Другими словами, если ваша мать отчетливо помнит себя с 5 лет, то шанс, что у вас будут реальные детские воспоминания с более раннего возраста ничтожно малы. Генетика? Вовсе нет. Просто если родители ваших родителей не слишком интересовались их детскими впечатлениями, то и они не будут придавать вашим особое значение.

А еще установлено, что события начинают лучше сохраняться в памяти после того, как человек осваивает речь. Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США) считает, что это работает так:

почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть фото почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть картинку почему дети не помнят первые годы жизни. Картинка про почему дети не помнят первые годы жизни. Фото почему дети не помнят первые годы жизни

Но в этой теории есть слабое место. Дело в том, что люди, родившиеся глухими и не знавшие языка жестов до школьных лет, помнят себя в том же возрасте, что и их слышащие сверстники. В общем, уверенно говорить о том, что загадка «младенческой амнезии» полностью разгадана, сегодня еще рано, хотя наука серьезно продвинулась на пути к пониманию процессов, происходящих в нашей памяти.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Почему мы не помним себя в детстве?

почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть фото почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть картинку почему дети не помнят первые годы жизни. Картинка про почему дети не помнят первые годы жизни. Фото почему дети не помнят первые годы жизни

Представьте, что вы обедаете с кем-то, кого знаете уже несколько лет. Вы вместе отмечали праздники, дни рождения, веселились, ходили по паркам и кушали мороженое. Вы даже жили вместе. В целом этот кто-то потратил на вас довольно много денег — тысячи. Только вы не можете вспомнить ничего из этого.

Самые драматичные моменты в жизни — день вашего рождения, первые шаги, первые сказанные слова, первую пищу и даже первые годы в детском саду — большинство из нас ничего не помнит о первых годах жизни. Даже после нашего первого драгоценного воспоминания остальные кажутся далеко отстоящими и разрозненными. Как же так?

Эта зияющая дыра в летописи нашей жизни разочаровывает родителей и озадачивает психологов, неврологов и лингвистов уже много десятилетий. Даже Зигмунд Фрейд тщательно изучал этот вопрос, в связи с чем придумал термин «детской амнезии» более 100 лет назад.

Изучение этой табулы расы привело к интересным вопросам. Действительно ли первые воспоминания говорят о том, что с нами происходило, или же были составлены? Можем ли мы вспомнить события без слов и описать их? Можем ли мы в один прекрасный день вернуть недостающие воспоминания?

Часть этой головоломки проистекает из того факта, что младенцы, словно губки для новой информации, формируют 700 новых нейронных связей ежесекундно и владеют такими навыками обучения языку, что самые совершенные полиглоты позеленели бы от зависти. Последнее исследование показало, что они начинают тренировать свои умы уже в утробе.

Но даже у взрослых информация теряется со временем, если не предпринимается никаких попыток по ее сохранению. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что детская амнезия просто является результатом естественного процесса забывания вещей, с которыми мы сталкиваемся в течение своей жизни.

Немецкий психолог 19 века Герман Эббингауз проводил необычные эксперименты на себе, чтобы узнать пределы человеческой памяти. Чтобы обеспечить своему сознанию совершенно чистый лист, с которого начать, он изобрел «бессмысленные слоги» — выдуманные слова из случайных букв, вроде «каг» или «сланс» — и принялся запоминать тысячи их.

Его кривая забывания показала обескураживающе быстрое снижение нашей способности вспоминать то, что мы узнали: оставленные в покое, наши мозги избавляются от половины изученного материала за час. К 30 дню мы оставляем всего 2-3%.

Эббингауз обнаружил, что способ забывания всего этого вполне предсказуемый. Чтобы узнать, отличаются ли чем-нибудь воспоминания младенцев, нам нужно сравнить эти кривые. Проделав расчеты в 1980-х, ученые обнаружили, что мы помним гораздо меньше от рождения до шести-семи лет, что можно было бы ожидать, исходя из этих кривых. Очевидно, происходит нечто совсем другое.

Что примечательно, для некоторых завеса приподнимается раньше, чем для других. Некоторые люди могут помнить события с двухлетнего возраста, тогда как другие — не помнят ничего, что с ними было до семи или даже восьми лет. В среднем расплывчатые кадры начинаются с возраста в три с половиной года. Что еще более примечательно, расхождения разнятся от страны к стране: расхождения в воспоминаниях доходят в среднем до двух лет.

Чтобы разобраться в причинах этого, психолог Ци Ван из Корнелльского университета собрала сотни воспоминаний у китайских и американских студентов. Как и предсказывают национальные стереотипы, истории американцев были длиннее, демонстративно эгоцентричнее и сложнее. Китайские истории, с другой стороны, были короче и по факту; в среднем они также начинались на шесть месяцев позже.

Такое положение дел подкрепляется другими многочисленными исследованиями. Более подробные и обращенные на себя воспоминания проще вспомнить. Считается, что в этом помогает самолюбование, поскольку обретение собственной точки зрения наделяет события смыслом.

«Есть разница между этими мыслями: «В зоопарке тигры» и «Я видел тигров в зоопарке, было одновременно страшно и весело», говорит Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори.

Когда Ван снова провела этот эксперимент, в этот раз опросив матерей детей, она обнаружила ту же схем. Так что если ваши воспоминания туманны, вините в этом своих родителей.

Первым воспоминанием Ван описывает поход в горы возле дома ее семьи в городе Чунцин, Китай, с матерью и сестрой. Ей было около шести. Но ее не спрашивали об этом, пока она не переехала в США. «В восточных культурах воспоминания детства не особо важны. Людей удивляет, что кто-то может такое спрашивать», говорит она.

«Если общество говорит вам, что эти воспоминания важны для вас, вы будете их хранить», говорит Ван. Рекорд по самым ранним воспоминаниям принадлежит маори в Новой Зеландии, культура которых включает сильный акцент на прошлом. Многие могут вспомнить события, которые происходили в возрасте двух с половиной лет».

«Наша культура может также определять то, как мы говорим о наших воспоминаниях, и некоторые психологи уверены, что воспоминания появляются лишь тогда, когда мы осваиваем речь».

Язык помогает нам обеспечить структуру наших воспоминаний, нарратив. В процессе создания истории опыт становится более организованным, и, следовательно, его проще запомнить надолго, говорит Фивуш. Некоторые психологи сомневаются, что это играет большую роль. Они говорят, что нет никакой разницы между возрастом, в котором глухие дети, растущие без языка жестов, сообщают о своих самых первых воспоминания, к примеру.

Все это приводит нас к следующей теории: мы не можем вспомнить первые годы просто потому, что наш мозг не обзавелся необходимым оборудованием. Это объяснение вытекает из самого известного человека в истории нейробиологии, известного как пациент HM. После неудачной операции по лечению его эпилепсии, которая повредила гиппокамп, HM не мог вспомнить никаких новых событий. «Это центр нашей способности учиться и запоминать. Если бы у меня не было гиппокампа, я не смог бы запомнить этот разговор», говорит Джеффри Фейген, изучающий память и обучение в Университете Сент-Джона.

Примечательно, однако, что он все еще был в состоянии изучать другие виды информации — как и младенцы. Когда ученые попросили его скопировать рисунок пятиконечной звезды, глядя на него в зеркало (сделать это не так легко, как кажется), он становился лучше с каждым раундом практики, несмотря на то что сам опыт был для него совершенно новым.

Возможно, когда мы очень молоды, гиппокамп просто не развит достаточно, чтобы создавать богатую память о событии. Детеныши крыс, обезьян и людей продолжают получать новые нейроны в гиппокампе в первые несколько лет жизни, и никто из нас не может создавать продолжительные воспоминания в младенчестве — и все указывает на то, что в момент, когда мы перестаем создавать новые нейроны, мы внезапно начинаем формировать долговременную память. «В младенчестве гиппокамп остается крайне недоразвитым», говорит Фейген.

Но теряет ли недосформированный гиппокамп наши долгосрочные воспоминания или же они вообще не формируются? Поскольку события, перенесенные в детстве, могут влиять на наше поведение спустя долгое время после того, как мы стираем их из памяти, психологи полагают, что где-то они должны оставаться. «Возможно, воспоминания хранятся в месте, которое уже недоступно для нас, но продемонстрировать это эмпирически очень сложно», говорит Фейген.

При этом наше детство, вероятно, полно ложных воспоминаний событий, которые никогда не происходили.

Элизабет Лофтус, психолог Калифорнийского университета в Ирвине, посвятила свою карьеру изучению этого феномена. «Люди подхватывают домысли и визуализируют их — они становятся словно воспоминаниями», говорит она.

Лофтус не понаслышке знает, как это происходит. Ее мать утонула в бассейне, когда ей было всего 16 лет. Несколько лет спустя родственник убедил ее, что она видела ее плавающее тело. Воспоминания затопили сознание, пока неделю спустя тот же родственник не позвонил и не объяснил, что Лофтус неправильно все поняла.

Конечно, кому понравится узнать, что его воспоминания ненастоящие? Чтобы убедить скептиков, Лофтус нужны неопровержимые доказательства. Еще в 1980-х годах она пригласила добровольцев для исследования и самостоятельно посеяла воспоминания.

Лофтус развернула сложную ложь о грустной поездке в торговый центр, где те заблудились, а потом были спасены ласковой пожилой женщиной и воссоединились с семьей. Чтобы сделать события еще более похожими на правду, она даже приплела их семьи. «Мы обычно говорим участникам исследования, что, мол, мы говорили с вашей мамой, ваша мама рассказала кое-что, что случилось с вами». Почти треть испытуемых вспомнила это событие в ярких деталях. На самом деле, мы более уверены в своих мнимых воспоминаниях, нежели в тех, что произошли на самом деле.

Даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, они, вероятно, были слеплены и переработаны задним числом — эти воспоминания насажены разговорами, а не конкретными воспоминаниями от первого лица.

Возможно, самая большая загадка не в том, почему мы не можем вспомнить детство, а в том, можем ли мы доверять своим воспоминаниям.

Источник

Почему мы не помним себя в младенческом возрасте

почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть фото почему дети не помнят первые годы жизни. Смотреть картинку почему дети не помнят первые годы жизни. Картинка про почему дети не помнят первые годы жизни. Фото почему дети не помнят первые годы жизни

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие «зарубки в памяти» получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин «младенческая амнезия», и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Автор фото, Simpleinsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Формирование и развитие нашей памяти может определяться культурными особенностями

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

Автор фото, Kimberly Hopkins/Flickr/CC-BY-2.0

Некоторые психологи убеждены, что способность формировать яркие воспоминания о себе приходит только с овладением речью

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M.

После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

Воображаемые события

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им «воспоминания».

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

«Мы говорили участникам исследования: ‘Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось'».

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились «вспомнить» это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *