по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику

По такому критерию как сферы общественной жизни различают политику

© Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014

Одним из основных уроков первого двадцатилетия либерально-радикальных реформ в России (если датировать их начало рубежом 1990-х годов) заключается в доказательстве одной, в принципе довольно тривиальной (азбучной), истины: демократия – не тот строй, который можно построить по заранее сконструированной (или механически заимствованной) схеме. И тем более в одночасье ввести по «приказу сверху» методом шоковой терапии. Демократия – это всегда продукт эволюции, а не революции. История генезиса и развития демократии в западных странах более чем убедительно свидетельствует, что ее утверждение в обществе в качестве развитой формы организации человеческого общежития – дело не одного, и даже не «500» дней. Для этого требуются поколения.

Без чего, по определению, не бывает демократии? Прежде всего, без политически и юридически просвещенного народа. Ибо уже по самой этимологии, демократия (в переводе с греческого – «власть народа» или «народовластие») предполагает ответственное и осознанное участие граждан в делах государства, в выборе достойных его правителей, контроле власть имущих. «Политика как область общественной жизни предполагает минимальное осознание этой области, – пишет известный французский политолог Р. Арон. – Личности в любом сообществе должны хотя бы примерно представлять, кто отдает приказы, как осуществляется власть. Предполагается, что индивиды, составляющие любой политический режим, знакомы с его механизмами. Западные страны не смогли бы жить в условиях той демократии, которая там существует, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует»[1].

Если же такие знания правил среди граждан отсутствуют, то, следовательно, нет и необходимого для реальной демократии качества массы. А раз нет качества массы, то нет и качества «вождей». И вместо «участвующей демократии», основанной на рационально осознанном и ответственном волеизъявлении народа, мы в лучшем случае имеем дело с так называемой управляемой или патерналистской демократией. Демократией, при которой политически не просвещенный народ уподобляется «слепому», который и шагу не может ступить без «поводыря» (т. е. власти).

В этом плане именно такой предстает ситуация в сегодняшней России – стране, практически не имеющей демократических традиций, в которой, говоря словами В. Гиляровского, всегда были и все еще остаются «две напасти: внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти». И подавляющее большинство людей (причем не только из «низов», но и из «верхов») не имеют самого элементарного минимума современных политических и правовых знаний. А на уровне массы продолжает преобладать если и не совсем рабская, то сугубо подданническая психология «маленького человечка», убежденного многовековыми традициями авторитаризма в том, что от него в этой жизни ничего не зависит. А посему воспринимающего окружающий его мир, в том числе государство с его политикой силы, как предопределяемую кем-то свыше данность, изменить которую он не в состоянии. «Мы веками приучены к тому, чтобы во всем приказывали природа и государство, и не привыкли сами себе приказывать», – писал до революции будущий нарком иностранных дел советской России Г. Чичерин[2].

Самое тревожное в этих условиях то, что таким же социально и политически пассивным (если не сказать инфантильным) вступает в гражданскую жизнь молодое поколение россиян, становясь все более явно и в значительной своей массе легкой жертвой разного рода манипуляций – социальных, национальных, политических, нравственных и т. д. – зачастую с криминальным оттенком.

Связанный с этим же фактором очень расхожий в молодежной среде миф о том, что можно прожить и без политики, обусловливает доминанту в ней психологии политического конформизма и «пофигизма»: засилья неконвенционального политического поведения – политической индифферентности и пассивности, игнорирования выборов, неучастия в демонстративных политических акциях (митингах, шествиях, собраниях и т. д.), сознательного отключения от каналов массовых коммуникаций, безразличного отношения к типу политической власти и облику тех сил, которые олицетворяют ее.

Очевидно, что такое «добровольное» самоотчуждение от политики на крутом повороте российской истории тех, кто не только завтра, но уже и сегодня может и должен определять ее будущее, выгодно только тем силам, которые хотели бы повернуть эту историю вспять. Вернуться к временам «оракулов-вождей» и безропотно внемлющей им массы, этакратической (огосударствленной) системе, в которой нет места социально и политически активным гражданам (в подлинном значении этого слова), а есть только государству послушные подданные.

Показательно, что даже самые передовые слои и группы молодежи, ориентированные на то, чтобы состояться (сделать карьеру) в таких престижных ныне областях занятости, как бизнес, финансы, аудит и т. д., далеко не всегда отдают себе ясный отчет в том, насколько при этом важны не только специальные экономические знания. Но и знания других наук социально-гуманитарного профиля.

Что экономика, в том числе бизнес, – не изолированные сферы общественной жизнедеятельности, а сферы, которые, будучи самостоятельными и автономными, в то же время тесно взаимосвязаны с другими сферами (социальной, политической, духовной и т. д.), напрямую зависят от них. И, более того, во многом детерминируются (предопределяются) ими.

Без соответствующего политико-правового и социокультурного обеспечения, без создания благоприятной общественно-политической среды в России никогда не будет рынка (по крайней мере, в его современных цивилизованных формах). А раз не будет рынка, то никогда не будет и плюралистической демократии с ее неизменными приоритетами неотчуждаемых прав и свобод личности, общественного контроля и периодической ротации власть имущих и т. д.

Осознание такой диалектики требует серьезного изучения не только естественнонаучных и специальных дисциплин. Для честолюбивой, творчески самореализующейся личности очень значимо и постижение необходимого минимума социально-гуманитарных знаний. С тем, чтобы, обогатив ими свой интеллект, обрести способность рационально-критически осмысливать общественные явления и процессы, свободно самоопределяться в условиях политического выбора, не поддаваться манипулированию, не покупаться на обман и всякого рода обещания «манны небесной» и пр.

Еще Платон и Аристотель утверждали, что без социально-гуманитарных знаний нет и не может быть полноценной личности, а, в конечном счете, и хорошего общества. Равно как не может быть и полноценной личности человека-гражданина, воспринимающего себя не в качестве бессловесного (безропотного) объекта политики, а в качестве ее активного субъекта-творца. Человека, способного вместе с другими гражданами «заземлять» власть, лишать ее «внеземной миссии», заставлять служить не себе, а обществу.

Именно эти цели освоения студентами необходимого минимума современных политических знаний преследует курс политологии – особой междисциплинарной области обществоведческого знания, своеобразной «физики политики», содержащей свободные от идеологических ограничений и эгоизма классовых интересов ответы на вопросы о том, как устроены различные политические системы, кто и каким образом отправляет в них власть, кому и в каких пределах эта власть служит и т. д.

Политология – не только теоретико-познавательная, но и прикладная наука. Используя богатый арсенал политико-социологических методов сбора, анализа и обработки информации, прикладники-политологи всесторонне исследуют реальную политическую жизнь и политическую конъюнктуру, «выдавая» в качестве конечного общественно потребляемого продукта объективные экспертно-аналитические оценки и рекомендации по решению практических задач, а также разновариантные (краткосрочные и долгосрочные) прогнозы будущего развития событий. Не случайно политологию очень часто называют «зеркало политики», в которое отправляющие власть государственные мужи смотрятся для того, чтобы разглядеть «лицо» своей политики и «ужаснуться» или «обрадоваться» его отражению.

Источник

по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Смотреть фото по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Смотреть картинку по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Картинка про по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Фото по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику

Политика есть искусство возможного.
Отто фон Бисмарк

по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Смотреть фото по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Смотреть картинку по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Картинка про по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Фото по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику

Функции политики

Реализация общественных интересов, значимых с точки зрения власти.

Постановка целей развития общества, определение задач и способов их достижения, мобилизация сил на их реализацию.

Регулирование и упорядочение общественных отношений, условий труда и производства.

Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов.

Смягчение противоречий в обществе, разрешение конфликтов.

Поддержание политической коммуникации между социальными группами, посредничество в контактах власти и гражданского общества.

Гарантия политических прав и свобод граждан, соблюдение принципов социального равенства и справедливости.

по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Смотреть фото по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Смотреть картинку по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Картинка про по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику. Фото по такому критерию как сферы общественной жизни различают политику

Виды политики

В узком смысле политикой называют конкретное направление политической деятельности: экономическая политика, социальная политика, культурная политика, политика в области здравоохранения, военная политика и т.п.

По субъектам политика может делиться на политику мирового сообщества, политику государства, партии, организации etc.

По содержанию и характеру политику субъективно делят на прогрессивную (направленную на развитие, движение вперед) и реакционную (направленную на сдерживание перемен, возвращение к прошлому).

Внутренняя и внешняя политика

По направленности политику принято делить на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя политика касается отношений с другими государствами, международными организациями, мировым сообществом.

Источник

Тест №1. Политико-властные отношения и их особая роль

В жизнедеятельности общества

1. Политические отношения – это:

а) Отношения между людьми в процессе производства материальных и нематериальных ценностей и благ

б) Различия в восприятии людьми политических явлений и процессов, проявляющиеся в разных типах политического поведении

+в) Все многообразие форм взаимодействия субъектов политики по поводу власти в диапазоне – от сотрудничества до противоборства

2. Из приведенных ниже суждений, реальной истории возникновения политики соответствует:

а) Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти

+б) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства

в) Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед

г) Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры

а) Универсальный способ самовыражения и самореализации личности

+б) Деятельность по организации совместной жизни людей в обществе

в) Сфера духовной жизни

г) Основной вид жизнедеятельности народных масс

4. С точки зрения демократически организованного общества потребность в политике обусловливается необходимостью:

а) Подавления имущими классами неимущих слоев и классов

+б) Перераспределения жизненных благ и осуществление принципа социальной справедливости

в) Ограничения неотчуждаемых прав и свобод личности в интересах общества

г) Силового подчинения воли одних людей воле других

5. Относятся к первичным (социальным) субъектам политики:

а) Средства массовой информации

+б) Нации и народности

в) Религиозные организации

г) Лоббистские структуры

6. В современном обществе с его исключительно сложной социальной организацией и наличием публичной власти в лице государства очень трудно найти явления и процессы, абсолютно свободные от политических оттенков и влияния. Другое дело, мера «политичности». Она у всех разная. Наиболее ярко данная черта выражена в деятельности такого института, как:

7. В качестве субъектов политики статичным консерватизмом, т.е. неприятием и сопротивлением переменам, характеризуется:

8. По такому критерию, как сферы общественной жизни, различают политику:

Утверждения: 1) Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни строятся на причинно-следственных связях, т.е. взаимовлиянии политики и внешней среды; 2) Политика – самоопределяющаяся область общественной жизни и факторы внешней среды практически не играют в ней никакой роли

+в) Верно только первое

г) Верно только второе

10. Взаимодействие политики и экономики в разных общественных системах разное. В условиях рынка:

а) Политика выступает концентрированным выражением экономики

б) Экономика суть концентрированное выражение политики

+в) Экономика и политика – две одновременно независимые, зависимые и взаимозависимые сферы жизнедеятельности социума

11. Командно-административная экономика – это экономика, которая строится:

а) На многообразии форм собственности

+б) На подчинении экономики политике

в) На конкурентной борьбе за частную прибыль

г) На свободном труде

12. По отношению к механизмам саморегуляции рынка цель государственного вмешательства в хозяйственную жизнь заключается:

а) В их разрушении и замене на командно-административные методы

б) В создании условий для абсолютно свободного функционирования и саморазвития

+в) В упорядочении и юридически-правовом «обрамлении»

13. Возмездный переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть процесса:

14. Не относится к экономическим средствам и методам государственного регулирования хозяйственной сферы:

в) Стандартизация продукции

г) Квотирование экспорта

15. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как:

а) Свобода, не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других

б) Свобода везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал

+в) Свобода с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности

г) Свобода как право на девиацию (отклоняющееся поведение) в тех сферах, которые не регулируются законом

16. Не свойственно политике государства в рыночной экономической системе:

а) Обеспечение правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов

б) Поддержка незащищенных слоев населения

+в) Установление максимально допустимых объемов производства для частных фирм и корпораций

г) Выпуск в обращение денежных знаков

17. Уровень функционирования идеологии, на котором она непосредственно связана с практической деятельностью организованных политических сил и классов, относится к разряду:

18. Определение власти, полнее всего раскрывающее ее сущность:

а) Власть есть возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других

г) Власть – это безличное свойство системы

19. Трактовка власти как средства обуздания природной агрессивности человека составляет суть концепции происхождения этого феномена:

20. Власть не вещь, которой обладают. И не собственность одного индивида или группы. Власть – это всегда отношение, которое предполагает:

а) Независимость взаимодействующих сторон

б) Зависимость одной из них от другой

+в) Их взаимозависимость

22. Высшее качество и наибольшую эффективность власти придает:

а) Любовь к представителям власти или иерархам церкви

+б) Вера в исключительные качества и величие вождя

в) Способность одного человека повелевать другим

г) Имидж («общественное лицо») политического лидера

24. Политическая власть и государственная власть:

а) Понятия, которые ни как не связаны друг с другом

б) Являются понятиями одного смыслового ряда, т.е. синонимы

+г) Государственная власть – ядро политической власти

25. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как:

26. Одним из исходных понятий, характеризующих государственную власть, является понятие политического господства. Это понятие означает:

а) Использование власти в виде орудия подавления одного класса другим

+б) Создание «властной вертикали» и закрепление в обществе отношений командования и подчинения

в) Институционализацию системы привилегий для правящей элиты

г) Способ распределение в обществе социальных позиций и благ

21. Относится к функциям власти:

27. Легитимность власти, основанная на праве наследования престола:

28. На рационально-правовой легитимности основывается власть:

а) Наследственных монархов

б) Вождей в странах социализма

в) Военных диктаторов

+г) Президентов в демократических республиках

29. Если власть, сформировавшаяся демократическим путем, оказывается неспособной справиться с кризисными явлениями и поддерживать в обществе стабильность и порядок, то в данном случае имеет место дефицит легитимности:

30. Власть в современной России проявляется, прежде всего, как власть:

в) Технократически – легитимная

а) Партийного активиста

б) Общественного деятеля

+в) Профессионального политика

г) Государственного служащего

32. Из трех приведенных ниже определений наиболее точно отражает суть лидерства:

а) Власть, с целью побуждения людей к определенным действиям

+б) Процесс социальной организации и руководства

в) Функция личности, обладающей определенными чертами

г) Фокус (центр притяжения) группового процесса

33. «Власть даже пустого человека наполняет содержанием». Данное утверждение, принадлежащее немецкому писателю Л. Фейхтвангеру, выводится из лидерства:

34. Концепция лидера-сверхчеловека, возвышающегося над массой «простых смертных» и стоящего «по ту сторону добра и зла», принадлежит:

35. Тип лидеров, к которому относятся такие исторические фигуры, как В.И.Ленин, Мартин Лютер Кинг, аятолла Хомейни:

36. Под политической элитой как групповым лидерством понимается:

а) Организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть

+б) Привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений

в) Группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.)

г) Сообщество государственных чиновников и служащих

37. В качестве синонима понятию «оппозиционная элита» соответствует понятие:

г) Политический истеблишмент

38. Одним из подвидов политической элиты выступает административная элита, которая представлена:

а) Президентом и его окружением

б) Спикерами обеих палат и руководителями наиболее влиятельных парламентских фракций

в) Депутатами и выборными должностными лицами

+г) Высшими государственными служащими

39. Из приведенных ниже понятий, точнее и емче выражает основную функциональную роль политической элиты понятие:

г) Политический менеджмент

40. В ходе смены правящих элит, связанных с революционным ниспровержением старого строя:

а) Происходит коренной разрыв между старой и новой элитой и вся старая элита «выбрасывается на свалку истории»

б) Новая элита предает «анафеме» и отвергает до основания ценности и традиции старой элиты

а) Одного смыслового ряда, т.е. синонимы

+б) Второе относится к первому, как часть целого

в) Наоборот. Первое – часть второго

2. Говоря о политической системе как о наиболее широком понятии политической науки, обычно имеют в виду:

а) Структурно-функциональную организацию государственной власти

б) Систему участвующих в процессах формирования и отправления власти политических партий

+в) Совокупность всех политических взаимодействий, включающих власть и руководство, посредством которых обеспечивается жизнь социума как дифференцированного множества

г) Инфраструктуру массово организованных групп интересов и групп давления

3. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое, наряду с территориальным измерением, имеет измерение:

4. Будучи сверхсложной системой, политическая система включает в качестве структурирующих элементов ряд подсистем, в том числе такую подсистему, как:

5. В качестве структурных элементов в институциональную подсистему политической системы входит:

+а) Система представительных органов власти

б) Политическая профессиональная этика

в) Система политических коммуникаций

г) Банковская система

6. Из перечисленных ниже структур к разряду теневых относится:

а) Кабинет министров

+б) Государственная служба безопасности

в) Парламентское лобби

г) Легальная оппозиция

7. Доминирующее влияние бюрократических аппаратов управления присуще политической системе на уровне:

8. Не является форой поддержки политической системы со стороны граждан:

а) Своевременная уплата налогов

б) Труд на общественных началах

+г) Создание неформальных организаций и союзов

8. Требование к политической системе, связанное с удовлетворением первичных человеческих нужд:

+а) Повышение заработной платы и пенсий

б) Расширение прав и свобод личности

в) Борьба с коррупцией

г) Роспуск и запрет ультрарадикальных партий

9. Перегрузка системы, связанная со сложностью предъявляемых к ней требований, относится к разряду:

10. Одной из важнейших функций политической системы является нормотворчество. Эта функция:

а) Всецело сводится к законодательству

+б) Включает в качестве составляющей производство подзаконных актов

в) Реализуется также посредством политических традиций

11. Структурная дифференциация политических систем предполагает:

+а) Высокую степень расслоения между властными институтами по функциональному признаку

б) Политико-правовую подотчетность органов законодательной власти президенту

в) Сосредоточение всех регулятивных функций в руках исполнительной власти

г) Автономия и независимость местных органов власти от центральных государственных инстанций

12. Эффективность политической системы определяется ее «способностями-возможностями»:

+а) Черпать из среды необходимые для своего функционирования ресурсы (как материальные, таки социально-демографические)

б) Подтверждать себя средствами нелегитимного принуждения и вооруженного насилия

в) Не допускать изменений в сложившемся порядке вещей

г) Стимулировать центробежные тенденции в обществе с тем, чтобы «разделять и властвовать»

13. Система оказывается нежизнеспособной и разрушается в ситуации, когда:

а Активно вмешивается в процессы распределения материальных и нематериальных благ

+б) Не обладает интеграционным потенциалом – постоянно порождает прямолинейные расколы и размежевания

г) Принимает превентивные (упреждающие) меры с тем, что бы купировать неблагоприятные для социальной стабильности тенденции

14. Движение политической системы любого государства к демократии исключает:

+а) Прогрессирующую централизацию власти и властных полномочий

б) Усложнение системы и ее отдельных элементов

в) Развитие ассоциативных форм политической жизни

г) Определение системы суверенитетов субъектов политического процесса

15. Понятием «политический режим» как функциональной стороне любой политической системы охватывается:

а) Форма государственного устройства

+в) Способ правления

г) Принцип организации публичной власти

16. «Всепоглощающее властвование» как способ правления характерно для режимов:

17. Первым, кто ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм», был:

18. Верховная власть при тоталитарном режиме принадлежит:

+в) Единовластно правящей партии

г) Репрессивным органам

19. Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к тоталитарному типу относится:

а) Принудительная деполитизация масс

+б) «Единовластие» официальной идеологии

в) Разделение властей

г) Свободная рыночная экономика

20. Только в условиях тоталитаризма граждане:

а) Обязаны платить налоги

б) Могут участвовать в работе любой из политических партий

+в) Должны придерживаться единой и обязательной для всех идеологии

г) Имеют право открыто выражать свой протест против действий правительства

21. Относится к «родовым» признакам авторитарного режима:

а) Принудительный тип политической активности

б) Существование легальной политической оппозиции

в) Правовая и социальная государственность

+г) Апелляция к национальной идее и государственному патриотизму

22. В число авторитарных режимов включают:

а) Коммунистические режимы

+б) Военные диктатуры

в) Фашистские режимы

г) Парламентские монархии

23. «Демократия» и «монархия» как понятия:

а) Вообще не совместимы друг с другом

+б) Они не совместимы, когда речь идет об абсолютной монархии

в) Они не совместимы, когда речь идет о парламентской монархии

24. Организация и функционирование демократического режима, построенного на свободном волеизъявлении народа, предполагает подчинение:

а) Большинства меньшинству

б) Всего населения власти одного лица или небольшой группе лиц

+в) Меньшинства большинству

г) Всего населения власти одной партии

25. Исходные принципы демократии, без которых эта форма человеческого общежития практически неосуществима, исключают:

а) Народный суверенитет

б) Политический плюрализм

г) Правовую государственность

26. Демократический режим не предполагает:

а) Легального существования леворадикальных партий

+б) Сращивания различных ветвей власти

в) Независимости судебной системы

г) Наличия системной оппозиции

а) На поведение, неподвластное каким бы то ни было внешним ограничениям и табу

+б) На поведение, не выходящее за рамки того, что предписывает закон и нормы нравственности

в) На поведение, ориентированное на достижение поставленной цели любой ценой

г) На поведение по принципу: «поступай в отношении другого так, как он поступает в отношении тебя»

28. Право граждан на справедливый, независимый и публичный суд относится к разряду прав:

29. Переход России от социализма к рыночной экономике и демократии принял в стране форму:

+а) Радикальной реформы сверху – своего рода «революции верхов»

б) Постепенной реформы, согласованной между властью и оппозицией

в) Капитуляции старого режима как результат массового антикоммунистического движения протеста, наподобие того, которое имело место в Польше

г) Бескровной революции по типу «бархатной революции» в Чехословакии, «революции роз» в Грузии, «оранжевой революции» в Украине

30. Облик нынешнего политического режима в России детерминирует множество факторов, в том числе такой как:

а) Разделение власти и собственности – власть находится в руках государства, собственность в руках частных предпринимателей

б) Консенсус (согласие) общества по вопросу о базовых ценностях и приоритетах развития

в) Формирование исполнительной власти по итогам выборов в парламент на партийной основе – победившая партия формирует правительство

+г) Мафиозное сращивание организованной преступности с политико-властными структурами

31. Президент РФ аккумулирует в своих руках функции:

а) Главы государства и главы правительства

+б) Только главы государства с правом председательствовать на заседании правительства

в) Только главы правительства с правом представительства страны на международной арене

г) Председателя Конституционного суда

32. Год избрания первого Президента РФ в лице Б.Ельцина:

33. Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в случае:

а) Выдвижения Думой обвинения против президента в государственной измене

+б) Отказа в доверии правительству

в) Введения в стране чрезвычайного положения

г) Острого конфликта между партиями, представленными в Думе

34. Олицетворяя собой представительную ветвь власти, и работая на профессиональной основе, депутаты Государственной Думы вправе:

а) Совмещать депутатский мандат с работой в правительстве

+б) Заниматься преподавательской и иной творческой деятельностью

в) Создавать собственные фирмы и получать прибыль

35. Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами – компетенция, прежде всего:

а) Конституционного суда РФ

б) Органов внутренних дел

в) Министерства Юстиции РФ

+г) Органов прокуратуры

36. Действительно свободные соревновательные выборы предполагают:

+а) Свободу самоопределения каждого потенциального избирателя в своей позиции по отношению к выборам

б) Ранжирование кандидатов в правах на информацию и возможность вести пропаганду во время избирательной кампании

в) Открытое голосование, обеспечивающее гласность того, за какую партию или кандидата проголосовал избиратель

г) Полное (и равное по объему) государственное финансирование всех зарегистрированных участников электоральной борьбы и запрет всех других его форм

37. Через механизм всеобщих свободных и прямых выборов в РФ выбирают:

39. Относится к характеристике последствий применения пропорциональной системы:

а) Порождает диспропорции между количеством получаемых партией депутатских мест и числом проголосовавших за нее избирателей

+б) Дает возможность максимально точно определить долю представительства каждого участника предвыборной гонки и объем симпатий к нему со стороны электората

в) Стимулирует тенденцию к предвыборным союзам, блокированию и даже слиянию мелких партий

г) Позволяет создавать сильные правительства, опирающиеся на прочное парламентское большинство

40. Из перечисленных ниже источников избирательных фондов законом о выборах в РФ запрещены:

а) Пожертвования от смешанных предприятий и фирм, в которых доля иностранного капитала не превышает 30%

б) Собственные средства избирательного объединения и кандидата

+в) Перечисления со стороны государственных и муниципальных предприятий и компаний

г) Добровольные пожертвования физических и юридических лиц

Интересов – группы давления

1. Плюрализм строится:

+а) На признании противоречий и перманентной «борьбы противоположностей» как источника общественного прогресса

б) На праве монопольного владения властью теми или иными организованными политическими силами

в) Конкурентной борьбе и соперничестве с использованием самых разнообразных средств, включая прямое насилие

г) На конституционном закреплении в качестве государственной той или иной идеологии

2. Плюрализм, в рамках которого наряду с системными партиями активно действуют и антисистемные, носит характер плюрализма:

3. Борьба за политическое и общественное влияние, принимающая в условиях умеренного плюрализма форму конструктивной деятельности, ориентированной на поисках компромиссов и достижение консенсуса, предстает в виде процесса, который:

а) Относится к разряду самоуправляющихся процессов и исключает вмешательство со стороны государства

+б) Не только не исключает, а предполагает его с тем, чтобы конкуренция и соперничество между партиями не выходили за рамки закона

в) Содержит прямой правительственный запрет на критику правящих сил со стороны оппозиционных партий

5. Из перечисленных ниже суждений правильным является:

а) Все партии делятся только по классовому признаку

б) Все партии имеют индивидуальное фиксированное членство

+в) Все партии имеют целью борьбу за власть

г) Все партии ограничивают свою деятельность выборами

7. Важнейшей государственной процедурой, предусматривающей официальное признание партии, является процедура:

8. Наряду с высшим руководством «партийную олигархию» представляют также:

а) Партийные функционеры

б) Активисты партии

+в) Партийные меценаты

г) Партийный электорат

9. Не входит в число основных функций партии:

а) Программирование стратегии общественного развития

б) Политическая социализация и мобилизация населения

в) Рекрутирование и формирование политической элиты

+г) Занятие предпринимательской и коммерческой деятельностью

10. Удельный вес партии в политической жизни демократического общества обусловливается:

а) Численностью первичных партийных организаций и ячеек

б) Объемом членских взносов и добровольных пожертвований

+в) Количеством избирателей, голосующих за партию в период выборов

г) Уровнем харизматичности партийного лидера

11. В зависимости от места, которое партия занимает в политической системе, различают партии:

а) Идеологические и прагматические

+б) Правящие и оппозиционные

в) Кадровые и массовые

г) Автократические и демократические

12. Партии, находящиеся в оппозиции:

а) Вообще не обладают политической властью

+б) Обладают, но в масштабах, меньших, чем правящие партии

в) Имеют объем власти, не уступающий объему власти правящих партий

13. Стремясь объединить различные слои населения вокруг своей программы, партия тем самым выполняет функцию:

а) Социального представительства

+б) Социальной интеграции

в) Социальной адаптации

г) Социальной стратификации

14. Наиболее общее название партийно-политической системы, обозначающее наличие в стране трех и более партий:

15.Самой высокой стабильностью характеризуется правительство:

а) При многопартийной системе без доминирующей партии

б) Многопартийной системе с доминирующей партией

в) Системе «двух с половиной партий»

16. Однопартийная система и демократия:

а) Понятия, которые вполне совместимы друг с другом

б) Понятия, которые, если и совместимы, то лишь отчасти

+в) Понятия, которые несовместимы вовсе

17. Политический рынок очень часто определяют как «рынок власти». Основными производителями политического товара на этом рынке выступают:

+а) Политические партии

б) Государственные органы

г) Лоббистские структуры

18. Для того, чтобы быть допущенной к дележу депутатских мест на выборах Государственной Думы, партия должна набрать:

а) Не менее трех процентов от общего количества голосов избирателей

б) Не менее пяти процентов

+в) Не менее семи процентов

г) Не менее десяти процентов

19. В случае, когда одна партия победит с подавляющим преимуществом, а все остальные не доберут нужное для прохождения в Думу число голосов избирателей:

а) Выборы будут признаны не действительными

б) Будет сформирован однопартийный парламент

+в) Партия, показавшая второй результат, также пройдет в парламент, и все 450 мандатов будут распределены между этими двумя партиями

г) Пройдет в парламент и получит депутатские места партия, показавшая третий результат

20. Партия, которая провела своих кандидатов в Государственную Думу на декабрьских (2007 г.) выборах:

б) «Гражданская сила»

21. Нынешний спикер Совета Федерации С.Миронов одновременно является лидером:

+б) «Справедливой России»

22. «Капитализм – путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе». Эта максима – кредо партии:

в) «Справедливая Россия»

23. Говоря о группах давления, обычно имеют в виду:

+а) Организации самого различного типа, члены которых, не претендую на высокую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов

б) Более или менее крупные группы людей, которые добиваются власти с тем, чтобы реализовать свои программные установки и цели

в) Способ действия тех или иных социальных формирований, т.е. метод поддержки или срыва определенных политических решений

г) Любая организованная группа единомышленников, чья деятельность не требует выхода на властные центры

24. К группам давления широкого профиля относятся:

+а) Объединения предпринимателей

в) Экологические движения

г) Студенческие ассоциации

25. Не входит в число функций, выполняемых в политических системах преимущественно группами давления:

а) Формулирование и представительство корпоративных интересов в политико-властных структурах

б) Согласование представляемых интересов с мерами, которые собирается предпринять властный орган

в) «Канализация» выдвигаемых требований, т.е. их доведение до властей с соблюдением всех принятых регламентаций и процедур

+г) Объединение избирателей на определенной идейно-политической платформе

26. Из названных ниже институтов объектами воздействия групп давления выступают:

+а) Парламентские учреждения

б) Предпринимательские ассоциации

в) Коммерческие банки

27. Давление, оказываемое организованными группами интересов на центры принятия решений по своему характеру:

28. Армия играет роль группы давления в случае, когда:

+а) «Прессингует» государственные органы в целях защиты собственных профессиональных интересов

б) Используется властями для подавления народных волнений

в) Путем военного переворота захватывает власть

29. Не имеет «политического окраса»:

+а) Забастовка в форме «работы по правилам»

б) Забастовка в форме захвата предприятия

в) Забастовка как протест против незаконных увольнений

г) Забастовка на государственном оборонном предприятии

30. Среди всего многообразия способов давления к разряду уголовных преступлений относится:

б) Сбор подписей под петициями в адрес правительства или парламента

а) Комплекс представлений об обществе, его законах и правилах функционирования

+б) Зафиксированная в законах, политических традициях и политическом сознании «память» о прошлом как народа в целом, так и отдельных его образующих социальных слоев и групп

в) Совокупность юридически-правовых, нравственно-этических и религиозных норм взаимоотношений между людьми

г) Предметный мир вещей, составляющих вторую «возделанную природу», преобразованную среду обитания социума

2. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму ориентации:

3. Обозначая границы возможного и допустимого в деятельности политических субъектов, политическая культура выполняет функцию:

4. По критерию отношения к социальному прогрессу политическую культуру подразделяют:

а) На радикальную и консервативную

+б) Динамичную и застойную

в) Эгалитарную и элитарную

г) Авторитарную и тоталитарную

5. Демократическая политическая культура отрицает:

а) Традиции в виде лояльного отношения к власти и закону

б) Идею самоценности личности

+в) Конфронтационный тип общественного взаимодействия

г) Идеологическое многообразие

6. Безграничное слияние собственного сознания с субъектом власти составляет квинтэссенцию политической культуры:

7. Из двух типов политической культуры Запада: «культуры гражданственности» и «культуру подчинения» первый тип характерен:

8. Не присуще отечественной политической культуре:

а) Харизматический тип общественного сознания, т.е. преимущественная ориентация на лидера, а не на политические институты и организации

+б) Развитая индивидуальность, высокий статус личных притязаний на власть и политическое участие

в) Правовой нигилизм, т.е. несоблюдение законов, которые «только для того и существуют для того, чтобы их обходить»

9. Из перечисленных ниже суждений правильным является суждение:

+б) Политическое сознание распадается на сознание индивидуальное, групповое и массовое

в) Политическое сознание содержит в себе только передовые научные знания

г) Политическое сознание всецело формируется стихийно возникающими представлениями и стереотипами

10. Особая динамичность политического сознания присуща такому его уровню, как:

а) Знания, полученные индивидом от институтов политической социализации

б) Суждения, высказанные авторитетными политиками и общественно-политическими деятелями

+в) Знания в форме обобщений и выводов, прошедшие проверку на жизнеспособность политической практикой самого индивида

12. Консерватизм как политическая идеология и тип политического сознания сформировался в Европе:

б) В эпоху Возрождения

+в) В период буржуазных революций

13. Консерватизм исключает:

а) Защиту традиционных устоев общественной жизни

б) Страстную приверженность ценностям, связанным с семей и религией

г) Ориентацию на изменение того, что подлежит изменению

+д) Неприятие и сопротивление любым реформам

14. Упорное стремление удержать то, что потеряло жизненную силу, присуще политикам:

15. Возникнув в эпоху становления новых капиталистических отношений, либерализм стал идеологией:

а) Реформистки настроенной части феодальной аристократии

+б) Нарождающейся буржуазии

в) Формирующегося пролетариата

г) Деревенской бедноты

16. Из перечисленных ниже максим к характеристике либерализма не относится максима:

а) Человеческая личность, ее права и свободы являются высшей ценностью

б) Рыночное регулирование должно главенствовать над административным управлением

+в) Общество по своей значимости стоит выше индивида

г) Все, что ограничивает, и что сдерживают частную инициативу должно быть ликвидировано (или смягчено)

17. В теории и практике либерализма, ключевым всегда было и остается слово:

18. Радикализм – это:

а) Уважение к установившемуся порядку вещей и стремление не допустить перемены

б) Нацеленность на решительные действия в политике

в) Упор на идею неотчуждаемости естественных прав личности (на жизнь, свободу, собственность и т.д.)

г) Умеренный социальный реформизм

19. Социал-реформизм характеризует:

а) Установка на обобществление средств производства и достижение всеобщего равенства

в) Упор на необходимость подчинения личности государству и власти одной партии

+г) Приверженность социальной государственности и социально ориентированному рынку

д) Учение о всемирно-исторической миссии рабочего класса как «могильщика» капитализма

20. Ориентация на уничтожение государства и освобождение личности от любых форм экономической, политической и духовной власти органически присуща:

а) Социальному либерализму

21. Насильственное ниспровержение капитализма и замена его социализмом составляет суть:

а) Социалистического учения К.Маркса и Ф.Энгельса

+б) Большевистской интерпретации марксизма

в) «Русского прочтения» К.МарксаГ.Плехановым

22. В связи с крахом СССР и мирового социалистического содружества:

а) Произошел «вселенский» крах социалистической идеи как таковой

б) Все коммунистические партии прекратили свое существование

+в) Начался процесс социал-реформизации коммунистических партий и их сближения с социал-демократическими партиями

23. Не входит в базовые характеристики правового радикализма:

+а) Отрицание государства

б) Реакционное бунтарство

24. Фашизм характеризуют:

а) Фетишизация и абсолютизация свободы

+б) Антисемитизм и расизм

в) Идеализация и гипертрофия классовых интересов

г) Просвещенный авторитаризм и гуманизм

25. Психологические компоненты входят в число факторов политического поведения, оказывая существенное влияние на его типологию и формы проявления. На уровне личности эти компоненты включают:

а) Анатомические и физиологические свойства

+б) Интеллект и характер

в) Статусные позиции

г) Политический опыт

26. Из перечисленных ниже эмоциональных состояний человека, «реактивных» по отношению к политической практике и возможностям удовлетворения своих политических потребностей, агрессивное поведение вызывают:

а) Имеют одни и те же социально-психологические предрасположенности к власти.

+б) Делятся на тех, кто рожден властвовать и тех, кто рожден починяться

в) В своем большинстве не избегают власти, а «рвутся» к ней любой ценой

г) На уровне массы характеризуются переходящей от поколения к поколению привычкой противостоять власти

28. Социоцентрическая мотивацию стремления к власти исключает побуждение, которое строится на желании:

а) Послужить «Царю и Отечеству»

б) Войти в анналы политической истории своей страны в качестве признанного народом национального лидера

+в) Обрести престижный статус государственного мужа и связанные с ним привилегии

г) Взять на себя ответственность за процессы принятия политических решений, разделить бремя ответственности за судьбы страны

29. Психологический фактор предрасположенности избегания власти:

а) Ярко выраженная индивидуальность

+б) Неуверенность в себе, подверженность чужому влиянию

в) Сильный волевой характер

30. Представляя собой толпу на улице, участников собрания или митинга и т.д. люди приобретают специфические черты массы, для которой (помимо прочих) характерна такая черта, как:

а) Стабильность и упорядоченность отношений

б) Организованность и четкое распределение ролей

+в) Неустойчивость и разнородность состава

г) Рациональность и прагматизм

31.Черта, не присущая человеку в толпе:

а) Повышенная эмоциональность, когда разум уступает место чувствам и инстинктам

б) Утрата личной ответственности и способности контролировать ситуацию и свои действия

в) Психологическая разрядка и снятие напряжения (избавление от груза накопившихся житейских проблем)

+г) Способность внимать и адекватным образом реагировать на логическую аргументацию

32. Утверждение искаженного образа другой группы чаще всего связано:

а) С преимущественной ориентацией на поиск того, что схоже (или идентично) тому, что присуще собственной группе

б) Наличием опыта непосредственного дружеского общения с представителями другой группы

+в) Действием психологического принципа «переноса репутации», т.е. когда сложившиеся в результате личных контактов с отдельными представителями другой группы антипатии переносится на всю группу

33. Ситуация разрушения, исчезновения привычных норм, регулирующих и направляющих поведение человека, охватывается понятием:

34. Выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам принимает формы:

а) Правового нигилизма

б) Политической апатии

+г) Массового митингового протеста

а) Отсутствие согласия между членами социальной общности по поводу коллективных устремлений и целей

б) Межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие социальные или профессиональные позиции, награды и т.п

+в) Столкновения людей и групп, в котором они, исходя из собственных (действительных или мнимых) интересов, стремятся оттеснить и порой даже уничтожить друг друга

36. Социал-дарвинизм выводит конфликт:

а) Из социального неравенства людей

б) Несовпадения или несовместимости их личных и групповых интересов

+в) Естественной агрессивности человека в борьбе «за место под солнцем»

г) Несовершенства человеческой психики, когда отрицательные эмоции и чувства берут верх над здравым смыслом

37. Универсальный источник конфликтов:

38. Из перечисленных ниже утверждений правильным является:

а) Уровень развития общества и уровень его конфликтогенности никак не связаны друг с другом

+б) Чем беднее общество, тем больше конфликтов

в) Наоборот, ибо, чем выше уровень развития, тем выше уровень личных и групповых притязаний

39. Как соотносятся понятия «конфликт» и «конкуренция»:

а) Они никак не связаны друг с другом

б) Являются понятиями-синонимами

в) Первое может выступать как причина второго

+г) Второе может являться причиной первого

40. Глубинную суть политического кризиса полнее всего раскрывает:

а) Потеря доверия масс к политическим и государственным лидерам

б) Вотум недоверия правительству со стороны парламента

+в) Неспособность государства и его органов выполнять свои непосредственные функции, своего рода «паралич власти»

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 16767 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *