по сообщениям газеты нельзя судить о жизни
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Обособление вводных слов и вводных предложений
Глаголы, имена и наречия в предложении могут выступать в функции вводных слов, которые так или иначе – грамматически, лексически, интонационно – выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.
Сравните два предложения:
Сравните еще несколько примеров в таблице:
Эта фраза была сказана между прочим.
Слова, выделенные запятыми, можно удалить из предложения, не разрушив его смысла.
К слову КСТАТИ из первого предложения можно задать вопрос КАК?
К словосочетанию МЕЖДУ ПРОЧИМ можно поставить вопрос КОГДА?
Многие слова могут быть использованы в качестве вводных. Но есть группа слов, которые никогда вводными не бывают. Прочитайте два предложения:
В этом году, очевидно, будет хороший урожай;
В этом году непременно будет хороший урожай.
АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.
Вводные слова могут передавать пять различных типов значений:
Чаще всего с помощью вводных слов говорящий передает различную степень уверенности в том, о чем он сообщает. Например: Вы, несомненно, хорошо сдадите экзамен или Вам, кажется, нужно больше заниматься. К этой группе относятся слова:
КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ.
Источником сообщения может быть также сам говорящий (ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ) или источник может быть неопределенным (ГОВОРЯТ, СЛЫШНО). Например: Вам, говорят, придется прервать тренировки.
ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО-ВАШЕМУ.
К вводным также относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника:
ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) и другие.
Эти же значения могут быть выражены не только вводными словами, но и аналогичными предикативными конструкциями (вводными предложениями). Сравните: Снегопад, вероятно, скоро кончится и Снегопад, я думаю, скоро кончится. Кроме запятых, для выделения вводных предложений могут быть использованы скобки или тире. Так поступают в том случае, когда вводная конструкция сильно распространена и содержит дополнительные замечания или пояснения. Например:
Вот проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как бы вам сказать, не солгать – лет пятнадцать. (Тургенев)
Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. (Пушкин)
Правило обособления вводных слов и предложений имеет несколько очень важных примечаний.
Если перед вводным словом стоит союз А или НО, то запятая между вводным словом и союзом ставится не всегда. Сравните пару предложений:
Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит.
Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.
Вводное слово можно переставить или убрать без союза только в первом случае, поэтому между вводным словом и союзом необходима запятая. Во втором предложении это сделать невозможно, а значит, запятая не cтавится.
Вводные слова могут начинать собой обособленную конструкцию, например уточняющий оборот. При этом запятая после вводного слова не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).
Я увидел, точнее почувствовал, что она ко мне неравнодушна.
Кроме этого, запятая не ставится перед вводным словом, расположенным в конце обособленного оборота.
На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Коломну например.
Если же вводное слово стоит в середине обособленной конструкции, то оно выделяется запятыми на общем основании.
Я решил объясниться в любви, почувствовав, кажется, сердцем, что и она ко мне неравнодушна.
Если вводные слова расположены перед оборотом, начинающимся словами «как» или «чтобы», то они выделяются запятыми.
Прожитый день показался ей бессмысленным, в сущности, как и вся жизнь.
Он на мгновение задумался, вероятно, чтобы подобрать нужные слова.
Программа для поступающих. Русский язык
Программа для поступающих. РУССКИЙ ЯЗЫК
Форма экзамена: тест
Продолжительность: 2 часа (120 минут)
Система оценки: 100-балльная (шкала устанавливается до начала вступительных испытаний)
Тестирование по русскому языку позволяет выявить состояние орфографических и пунктуационных навыков экзаменующихся в условиях заданной ситуации, а также культурноречевой и грамматический уровень.
Тест содержит в себе задания с примерами, в каждом из которых есть задания по орфографии, пунктуации и культуре речи, а также по фонетике, морфемике, грамматике.
Задания по орфографии и пунктуации включают в себя весь материал, изучаемый в средней школе по данным разделам.
Задания по фонетике, морфемике, грамматике выявляют базовый уровень владения языковой теорией.
Задания по культуре речи выявляют знания орфоэпических норм русского языка, понимание значения иноязычных слов, развитость чувства языка через умение осуществлять выбор слов-синонимов, определять возможную лексическую сочетаемость, а также «чувствовать» предложения с речевыми ошибками.
Методика проведения тестирования: каждый экзаменующийся получает свой вариант теста с заданиями и бланк ответов с таблицей, которую он должен заполнить. После определения правильных ответов в задании абитуриент заполняет бланк ответов.
Проверка теста проводится по бланку ответов.
ОРФОГРАФИЯ
Правописание гласных в корне
Проверяемые безударные гласные
Непроверяемые безударные гласные
Гласные после шипящих и ц
Правописание согласных в корне
Звонкие и глухие согласные
Употребление прописных букв
Прописные буквы в собственных именах
Разделительные ъ и ь
Употребление ъ и ь
Приставки на -з и приставка с-
Гласные ы и и после приставок
Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
Гласные о и ё после шипящих
Правописание имен существительных
Окончания имен существительных
Суффиксы имен существительных
Окончания имен прилагательных
Суффиксы имен прилагательных
Правописание сложных слов
Соединительные гласные о и е
Сложные слова без соединительных гласных
Правописание сложных существительных
Правописание сложных прилагательных
Числительные количественные, порядковые, дробные
Отрицательные и неопределенные местоимения
Личные окончания глаголов
Употребление буквы ь в глагольных формах
Окончания и суффиксы причастий
Правописание нн и н в причастиях и в отглагольных прилагательных
Гласные на конце наречий
Наречия на шипящую
Слитное и раздельное написание наречий
Дефисное написание наречий
Раздельное написание наречных выражений
Правописание предлогов и союзов
Раздельное и дефисное написание частиц
ПУНКТУАЦИЯ . ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тире между членами предложения
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире в неполном предложении
Тире для обозначения пространственных, временных, количественных пределов
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Однородные члены, не соединенные союзами
Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами
Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами
Однородные члены, соединенные двойными союзами
Однородные и неоднородные определения
Обобщающие слова при однородных членах
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Знаки препинания при словах,
грамматически не связанных с членами предложения
Вводные слова и предложения
Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
ПУНКТУАЦИЯ. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
ПУНКТУАЦИЯ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Знаки препинания при прямой речи
Знаки препинания при цитатах
ФОНЕТИКА
Звуки и буквы. Соотношение звуков и букв
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Корень, приставка, суффикс, окончание
ГРАММАТИКА
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
Типы односоставных предложений
Главные и второстепенные члены предложений и способы их выражения
Отметьте номера в предлагаемых заданиях, где:
1. Буква О пишется в словах:
2. Буква Ь пишется в словах:
1) суп с говяж__ей тушенкой
4) придет__ся убраться
3. Буква И пишется в словах:
4. Буква А пишется в словах:
5. Буква Ъ пишется в словах:
6. Буква И пишется в словах:
7. Буква Е пишется в словах:
1) гулять по улиц__
2) встретился на репетици__
3) лежать в постел__
5) носить в куртк__
8. Буква З пишется в словах:
9. Буква Ы пишется в словах:
10. Буква Ё пишется в словах:
11. Буква Т пишется в словах:
12. Буква Е пишется в словах:
13. Буква И пишется в словах:
14. Частица НЕ пишется раздельно:
1) не__кошеный летом луг
3) не__скошенный луг
4) не__взрачный на вид
5) не__мелкое, а глубокое озеро
15. Частица НЕ пишется слитно:
1) это н__ с чем сравнить
2) не__много преувеличивать
4) не__понятное правило
5) отнюдь не__джентельмен
16. Буква А (Я) пишется в словах:
17. С дефисом пишутся слова:
1) по__летнему расписанию
2) обнять по__дружески
3) одеться по__летнему
5) ехать по__тихоньку
18. Раздельно пишутся слова:
2) Что (же) это такое?
3) Я то (же) хочу поехать туда.
4) Как (будто) потеплело.
5) Кто (нибудь) пришел?
19. Две буквы НН пишется в словах:
1) полирова__ый шкаф
3) участки застрое__ы
4) краше__ый мною стол
20. Одна буква Н пишется в словах:
Отметьте номера, в которых:
21. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях
1) Осторожно, не нарушая всеобщего покоя ночи__пробираюсь в палатку.
2) Он мчался на станцию__сломя голову.
3) По поляне__не торопясь__бежал какой-то зверь.
4) Он рассказал об этом __спустя три года.
5) Заметив людей__ конь фыркнул.
22. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях
1) Мы с вами__кажется__знакомы?
2) По сообщениям газеты__ нельзя судить о жизни.
3) Вам это __навряд ли __понравится.
4) В Париж__вероятно__я не поеду.
5) По сообщению синоптиков__погода не изменится.
23. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях
1) И встанет день__как дым__стеной.
2) Я хотел сказать несколько слов о Федине__как о простом человеке.
3) И__как ни старался, я не мог забыть всего произошедшего.
4) Я должен был заботриться о брате__как старший
5) Облака__как птицы__плывут над землей.
24. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях
1) Мы шли__ по сплошь покрытой бурыми листьями__обочине.
2) Воздух__пахнущий туманом__врывается в комнату.
3) А он__несчастный__просит бури, как будто в буре есть покой.
4) Покрытое осенними тучами__небо отразилось в озере.
5) Внизу проплывали сопки__покрытые розовым снегом.
25. Запятые ставятся на месте пропуска в предложениях
1) Чуть заметно зажглись звезды__и звуки понемногу затихли.
2) Дети спали__и ничего не слышали.
3) Дорога повернула вправо__а слева показалась река.
4) На берегу горел костер__и на дорогу наносило дым.
5) В саду играл оркестр__и пел мужской хор.
1) Уже темнело__и на небе появились звезды.
2) Ветер стал стихать__а мороз усиливаться.
3) Солдаты собрались в кучу__и указывали в поле.
4) Воздух дышит весенним ароматом__ и вся природа оживляется.
5) Он явно занервничал__ и начал собираться в дорогу.
27. Тире ставится на месте пропуска в предложениях
1) Он__был хороший поэт.
2) Знание__родник, который никогда не исчерпаешь.
3) Дело науки__служить людям.
4) Жить__ родине служить.
5) Звук__ есть колебание воздуха.
28. Двоеточие ставится на месте пропуска в предложениях
2) Андрей не мог оплатить счет__недавно его уволили с работы.
3) Платья, блузы, туфли__все изчезло в один миг.
4) Перед нами открывалась грандиозная панорама__ряды высоченных скал обрамляют ущелье, нависают над нами бесконечными уступами.
5) Прочтешь хотя бы неколько строк из его рассказа__тотчас же захочется писать самому.
29. Отметьте предложения с пунктуационной ошибкой
1) К удивлению всех, так странно кричал филин.
2) Зато вблизи дома, во дворе, которого рос фруктовый сад, было весело и жизнерадостно.
3) Неподалеку, наклонившись к пруду, стояла береза все еще зеленеющая и дающая листву, но уже старая.
4) Для научной работы требуется как умелый подход, так и тонкие наблюдения.
5) Снежинки опускались на землю и на лицо, на руки.
30. Отметьте примеры с ошибкой в образовании формы слова
2) много килограммов
31. Отметьте слова с ударением на втором слоге
32. Какое из перечисленных слов имеет значение «беспринципный человек, занимающийся рискованными сомнительными по честности делами»?
33. Отметьте предложения с речевой ошибкой
1) Главный режиссер считает, что без финансовых поддержек театр существовать не может.
2) Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.
3) Я хотел обратиться к вам еще по поводу того, что сделать для того, чтобы прекратить информационное ухудшение.
4) Путники медленно двигались и проклинали трудности дороги.
5) Президент попросил доложить все, что сейчас происходит.
Geum.ru
Содержание
для поступающих на 2-й курс
в ФГБОУ ВПО «ДВГГУ» на 2012/2013 учебный год
Направления: 050100.62 Педагогическое образование (Биология, История, Математика и информатика, Информатика, Начальное образование, Дошкольное образование, Русский язык и литература)
Предмет: Русский язык
Форма экзамена: тест
Продолжительность: 2 часа (120 минут)
Система оценки: 100-балльная
Минимальное количество баллов: 36
Тестирование по русскому языку позволяет выявить состояние орфографических и пунктуационных навыков экзаменующихся в условиях заданной ситуации, а также культурноречевой и грамматический уровень.
Тест содержит в себе задания с примерами, в каждом из которых есть задания по орфографии, пунктуации и культуре речи, а также по фонетике, морфемике, грамматике.
Задания по орфографии и пунктуации включают в себя весь материал, изучаемый в средней школе по данным разделам.
Задания по фонетике, морфемике, грамматике выявляют базовый уровень владения языковой теорией.
Задания по культуре речи выявляют знания орфоэпических норм русского языка, понимание значения иноязычных слов, развитость чувства языка через умение осуществлять выбор слов-синонимов, определять возможную лексическую сочетаемость, а также «чувствовать» предложения с речевыми ошибками.
Методика проведения тестирования: каждый абитуриент получает свой вариант теста с заданиями и бланк ответов с таблицей, которую он должен заполнить. После определения правильных ответов в задании абитуриент заполняет бланк ответов.
Проверка теста проводится по бланку ответов.
Клевета в газете
В газете опубликовали статью по просьбе моей тети 83-ёх лет, в которой она и ее соседка рассказывают о жизни моей семьи (моих родителей, сестер и недавно умершей бабушки) с перевиранием истории и фактов.
Я хочу привлечь их и к уголовной, и к гражданской ответственности, потребовать компенсации ущерба и извинений в газете.
Вопрос: правильно ли я понимаю, что заявление об обвинении в клевете нужно писать на тетю, соседку, а также журналистку и редакцию газеты?
Тетя и газета находятся далеко от Москвы. Я же проживаю в Москве. В какую инстанцию мне обращаться? Как долго рассматриваются такие дела? Какие нюансы учесть при составлении иска и заявления и какими нормами законодательства следует вооружиться?
Нужно ли мне доказывать, что например, тетя не оплачивала мое образование, как она утверждает в газете? А я училась на бюджетной основе и всегда получала стипендию.
У тети есть мотив опорочить мою репутацию, т.к. умершая бабушка оставила на меня и сестер завещание на квартиру, где сейчас проживает прописанная в ней тетя, не являющаяся собственницей и желающая остаться там дальше жить.
Заранее спасибо за советы.
Я хочу привлечь их и к уголовной,
Мила
УК РФ, Статья 128.1. Клевета
1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
и к гражданской ответственности, потребовать компенсации ущерба и извинений в газете.
Мила
ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
При рассмотрении иска следует учесть, что Вы должны доказать, что сведения носячт порочащий характер и что ответчик их распространил.
Ответчику необходимо будет доказывать соответствуют эти сведения действительности или нет.
Дополнительная сложность привлечения к уголовной ответственности за клевету ((в отличие от гражданского иска) состоит в том, что для привлечения необходимо доказать не только что сведения не соответствуют действительности, а и то, что виновный заведомо знал, что распространенные им сведения ложные.
Более свежие разъяснения Верховного суда по этому поводу
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.)
Можете ознакомиться по ссылке
Возникнут вопросы — задавайте.
Мила, соглашусь с коллегой Анастасией Наумовой — она написала совершенно правильное уточнение и отрицательно оценили Вы его зря. Я например давал консультации исходя из того что текст порочащий, при этом заметил, что порочащий характер сведений Вам еще предстоит доказать. Естественно, что не видя текста, эту сторону проблемы мы оценить не можем, а Вы в вопросе привели всего-лишь маленькую и не дословную выдержку по которой судить о порочащем характере статьи невозможно. Более того, если это наиболее порочащее из имеющихся в тексте сведений — иск действительно может и не иметь перспектив. Так что Анастасия сделала весьма важное уточнение и Вам стоит обратить на него внимание.
Здравствуйте. Пленум ВС РФ достаточно полно и хорошо разъяснил как следует поступать в таких случаях.
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2005 г. N 3
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ
О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ГРАЖДАН,
А ТАКЖЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГРАЖДАН
И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
4. В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а юридическое лицо — сведений, порочащих его деловую репутацию. При этом законом не предусмотрено обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные выше сведения. Вместе с тем гражданин вправе обратиться с требованием об опровержении таких сведений непосредственно к редакции соответствующего средства массовой информации, а отказ в опровержении либо нарушение установленного законом порядка опровержения могут быть обжалованы в суд (статьи 43 и 45 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, а также юридическое лицо, если опубликованные сведения порочат его деловую репутацию, имеют право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации (пункты 3, 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 46 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
5. Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения. Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. При опубликовании или ином распространении не соответствующих действительности порочащих сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) надлежащим ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, то есть организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного средства массовой информации (часть 9 статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.
Если истец предъявляет требования к одному из надлежащих ответчиков, которыми совместно были распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, суд вправе привлечь к участию в деле соответчика лишь при невозможности рассмотрения дела без его участия (статья 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В случае, когда сведения были распространены работником в связи с осуществлением профессиональной деятельности от имени организации, в которой он работает (например, в служебной характеристике), надлежащим ответчиком в соответствии со статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации является юридическое лицо, работником которого распространены такие сведения. Учитывая, что рассмотрение данного дела может повлиять на права и обязанности работника, он может вступить в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, либо может быть привлечен к участию в деле по инициативе суда или по ходатайству лиц, участвующих в деле (статья 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
6. Если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного статьей 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
Отказ в возбуждении уголовного дела по статье 129 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращение возбужденного уголовного дела, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
7. По делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации).
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.