по божьей воле актеры
Здесь бога нет: рецензия на фильм «По воле божьей»
Неоправданно сухой и излишне академичный фильм Франсуа Озона на очень важную тему
Трейлер
Набожный Александр почти случайно узнаёт, что священник Бернард Прейна, когда-то домогавшийся его, всё ещё работает с детьми. Он пишет кардиналам и прочим епископам с просьбой разобраться в ситуации, но его лишь кормят обещаниями: мол, да, это ужасно, но ничего поделать не можем. Сам священник-педофил при встрече вроде бы и раскаивается, но постоянно заявляет, что он тоже, представьте себе, жертва и вообще больной человек. Александр начинает информационную кампанию против такой несправедливости, которую вскоре подхватят Франсуа и Жиль — незнакомых людей объединяет общая травма. Вместе они намерены добиться суда над Прейна и всеми, кто покрывал его преступления.
Кадр из фильма «По воле божьей»
Стоящие в опасной близости слова «Франсуа Озон» и «фильм про педофилию в католической церкви» с ходу вызывают вполне определённые образы и самые разные домыслы. Очень интересно было посмотреть, как именитый режиссёр будет работать с настолько щепетильной темой, где легко уйти в эмоциональную манипуляцию, а любое неверное движение может звонко отозваться в сердцах общественности. От провокатора Озона ждали чего угодно — ехидности, откровенности, избыточности, трансгрессивных движений и громкого протеста. Но мало кто ждал, что режиссёр пойдёт в диаметрально противоположную сторону (что в своём роде, конечно, тоже протест) — к сухому академизму и отстранённому взгляду а-ля оскароносный «В центре внимания», чей постер Франсуа так ненавязчиво повесил на стену в своём фильме.
Кадр из фильма «По воле божьей»
Причина такой холодности, видимо, в том, что изначально «По воле божьей» задумывался как фильм неигровой, безупречной журналистской документалистикой, призванной сорвать покровы с проблемы, о которой все знают, говорят о ней и шутят, но делать ничего не хотят. По каким-то причинам идея не выгорела, фильм снимали уже вполне себе постановочным, но документальная интонация, структурность и некоторая авторская дистанция сохранились. «По воле божьей» — это попытка беспристрастно и объективно рассказать о событиях и людях, которые должны трогать и цеплять за живое сами по себе, без активного включения сверху. Идея понятная и даже логичная, но, к сожалению, едва ли в игровом кино работающая — драма героев натурально сильна, но в абсолютно управляемом пространстве фильма они так и остаются говорящими головами, муторно и нудно дискутирующими на острые темы.
Кадр из фильма «По воле божьей»
Во всём том же «В центре внимания» академизм был мерой необходимой — фильм рассказывался с точки зрения журналистов, которым по долгу работы надо действовать (или хотя бы стараться действовать) с холодной головой. Озон же помещает нас среди жертв и личных трагедий, но сам смотрит на них сквозь двухстороннее стекло, не позволяя толком ни себе, ни зрителю почувствовать боль, гнев и многолетние обиды. Он намеренно отсекает всякую выразительность, строит фильм как бы из кусочков «настоящей жизни», очень опосредованно связанных драматургией, и даже в самые надрывные моменты предпочитает не приближаться к героям слишком сильно. Несмотря на все старания актёров, для фильма они так и остаются статистами, не людьми с чувствами и страхами, а удобными трансляторами антиклерикальной «сути» — оправданной и правильной, но уж очень безжизненной.
«По воле божьей» остаётся очередным криком в пустоту, социальным плакатом, говорящим о том, что все и так, в общем, знают. При всей угрюмой серьёзности и журналистских амбициях в решении проблемы он вряд ли будет эффективнее любой дурацкой шутки или задорной песни про священников-педофилов. Озон рассказывает историю очень смелых людей, но сам даже вполовину не так смел: он будто ждёт, что материал всё сделает за него, и надеется выйти сухим из воды. А ведь именно здесь манипуляция, может, и не помешала бы.
«По воле божьей»: Франсуа Озон против священников-педофилов
Станислав Зельвенский — о новом скандальном фильме Франсуа Озона, сюжет которого идет параллельно с настоящим судом над священниками, из‑за чего в России прокат сдвинули после православной Пасхи.
Лионский банкир Александр (Мельвиль Пупо), сорокалетний мужчина, счастливый на работе и в браке, отец пятерых детей и практикующий католик, однажды после разговора со старым приятелем вспоминает, как когда‑то к нему приставал священник, отец Бернар Прена (Бернар Верле). Выясняется, что Прена по-прежнему служит и по-прежнему имеет доступ к мальчикам. Александр забрасывает обращениями лионский диоцез, его вежливо принимают и выслушивают, церковный психолог (Мартина Эрель) даже организует ему встречу с Прена (тот внезапно ничего не отрицает), и дело доходит до главы епархии, архиепископа Филиппа Барбарена (Франсуа Мартуре). Однако больше ничего не происходит: церковь очевидно пытается спустить неприятную историю на тормозах. Тогда Александр и еще несколько активистов, в прошлом — жертв Прена, организуют ассоциацию «Освобожденное слово», подключают полицию и медиа.
Впрочем, шума вокруг нового Озона много как никогда. Речь, конечно, не про комический мини-скандал с участием российского Минкульта, который сдвинул релиз с православной Пасхи, продемонстрировав неожиданную, вероятно, невольную и, пожалуй, неуместную в данном случае солидарность с Католической церковью. Но во Франции тянущееся уже три года «дело Прена» и окружающие его судебные иски действительно громкая история. Адвокаты людей, названных в фильме настоящими именами (а это почти все, кроме жертв), пытались помешать прокату, ссылаясь на презумпцию невиновности и не законченное расследование, однако судьи приняли сторону Озона.
Сам Прена предстанет перед судом в лучшем случае в конце года. Там, впрочем, все понятно — старик сразу признал все обвинения, находится под стражей и остаток дней будет так или иначе платить по счетам. Но дело не только и не столько нем, о чем, собственно, Озон и толкует, а в заговоре молчания. В центре циклона — кардинал Барбарен, популярная и влиятельная фигура. В начале марта, то есть уже после премьеры, он был признан виновным в недоносительстве и фактически покрывательстве сексуальных преступлений и осужден на полгода тюрьмы условно (при этом папа Франциск скандально не принял его отставку, формально из‑за поданной апелляции, и Барбарен просто вышел на пенсию). Именно нашумевшая оговорка кардинала во время пресс-конференции — он сказал, что срок давности по большинству эпизодов «слава богу, вышел», дала фильму плакатное название.
Эта запечатленная на телекамеры сцена кропотливо воспроизведена в картине, равно как и множество разговоров, происходивших за закрытыми дверями, но, очевидно, так или примерно так, как записал Озон со слов участников. Своей художественной лицензией режиссер пользуется разве что в редких эпизодах, посвященных частной жизни героев: вслед за Александром в фокусе оказывается другой пострадавший, а потом еще один, и если первые двое — буржуа с семьями, то третий более маргинальная и нервная фигура с эпилептическими припадками и сложной личной жизнью. Впрочем, последствия травмы могут проявляться по-разному, и нельзя сказать, что кому‑то из жертв приходится легче других: у каждого есть список незакрытых вопросов — прежде всего к собственным родителям.
При этом фирменная сентиментальность режиссера то и дело прорывается через деловитый фасад, что выглядит скорее неловко, чем пронзительно. Смотреть «По воле божьей», несмотря на солидный хронометраж, не скучно — человеческие истории все-таки берут за живое, и, наверное, поучительно, но не более того. Это неплохая публицистика и качественное, среднее кино. Про общественно значимые фильмы принято писать, что их «надо увидеть», но в большинстве случаев это как раз тот момент, когда можно поверить окружающим на слово.
Андрей Плахов рассказывает в 12 предложениях о фильме «По воле божьей» Франсуа Озона, который перенесли от Пасхи подальше
25 апреля должен был выйти в прокат (и даже успело пройти несколько сеансов в разных городах, и даже на момент публикации показы значатся в расписаниях некоторых кинотеатров) новый фильм Франсуа Озона «По воле божьей», получивший Гран-при Берлинале-2019, но в день премьеры Минкульт в условно-приказном порядке перенес прокат на 29 апреля, чтобы эта картина не демонстрировалась во время православной Пасхи. Андрей Плахов рассказал о фильме кратко и исчерпывающе, ровно в 12 предложениях.
Этот фильм способен сбить с толку как фанатов Франсуа Озона (наверное, меня надо приписать к их числу), так и злостных скептиков, даже ненавистников, которых тоже в изобилии породил французский режиссер, известный в первую очередь склонностью к стилистически изощренным жанровым перевертышам и мистификациям.
Впервые этот пересмешник делает серьезную социально-критическую хроникально-репортажную докудраму на горячем материале: в ее основе — скандал вокруг священника-педофила Бернара Прейна и крышевавшего его лионского архиепископа кардинала Филиппа Барбарена, одного из приближенных к Святому престолу и ватиканской элите; сюжет включает также историю формирования протестной организации La parole libérée («Свободные голоса») силами жертв сексуального аппетита демонического священника.
Впервые Озон вторгается в реальную, происходящую во Франции борьбу (кстати, сначала фильм задумывался как документальный), которая еще далеко не завершена: уже после берлинской премьеры картины в марте 2019-го состоялось судебное слушание по делу Барбарена, и он был приговорен к полугодовому сроку условно, после чего во второй раз обратился к понтифику с просьбой освободить его от должности.
Прейна, процесс над которым еще впереди, подал иск, чтобы воспрепятствовать выходу в прокат фильма Озона, поскольку «он может негативно сказаться на имидже подсудимого и вердикте суда», но получил отказ, и все же картина (в количестве 300 копий) вышла на две недели позже запланированной даты; в последний раз во Франции переносили релиз по схожим причинам в 1973 году: тогда задержали выход «Кровавой свадьбы» Клода Шаброля, основанной на реальных событиях, судебное разбирательство которых еще не было завершено.
Действие начинается в 2014-м, когда успешный адвокат и образцовый католик Александр Герен (первоначально фильм должен был называться его именем) узнает, что Прейна опять функционирует в Лионе и имеет «по работе» доступ к детям; вместе с двумя другими бывшими скаутами Александр решается бросить перчатку могучей католической институции и консервативному лионскому обществу, они собирают десятки свидетельств потерпевших, поднимают на ноги юриспруденцию и клерикальную верхушку вплоть до Ватикана.
Все это настолько непохоже на обычный материал и стиль Озона, что вскоре перестаешь искать какие бы то ни было связи с его прошлым кинематографом и просто отдаешься течению интриги, развернутой в (тоже не характерном для этого режиссера) суховатом ключе эпистолярного романа; первая треть фильма, длящегося два с лишним часа, состоит большей частью из закадрового чтения писем, которыми персонажи обмениваются между собой или адресуют их в служебные инстанции, и как раз из писем мы узнаем о ключевых событиях и поступках героев.
С одной стороны, это придает фильму несвойственную миру Озона аутентичность (письма подлинные и доверительно предоставлены в распоряжение режиссера прототипами главных героев); с другой — это отголосок литературной традиции эпохи Просвещения, обожавшей романы в письмах, так что невольно начинаешь вспоминать, что Озон — ученик Эрика Ромера, а тот, в свою очередь, как и Франсуа Трюффо, ввел эту традицию в обиход французской «новой волны».
Александра, первоначально застегнутого на все пуговицы 40-летнего отца пятерых детей, играет Мельвиль Пупо (актер, не раз снимавшийся у Озона и сыгравший его альтер эго — смертельно больного гомосексуального фотографа во «Времени прощания»); в процессе самопознания вера этого героя подвергается серьезной переоценке, загнанная в подсознание травма выходит наружу, и он окончательно выходит из футляра.
С появлением в сюжете еще двух героев фильм обретает более высокий эмоциональный градус: взрывной по темпераменту атеист Франсуа — полная противоположность интровертному набожному Александру, и играющий его Дени Меноше работает на этом контрасте; особенно же хорош в роли фрустрированного нестабильного Эмманюэля актер Сванн Арло (похожий на покойного Патрика Девера — символа хрупкости и незащищенности); Эмманюэль — единственный из троих, кто не имеет точного жизненного соответствия и представляет собой контаминацию двух разных реальных персонажей.
Не менее значима и «оговорка по Фрейду» одного из церковных функционеров: говоря о педофилах, он употребляет для их характеристики слово «гомосексуалисты», на что тут же обращает внимание один из оппонентов, замечая, что нет никакой связи между педофилией и сексуальной ориентацией, а церковь, призывая «божий гнев» на геев, в то же самое время покрывает педофильские преступления; и тут опять мы видим в Озоне наследника традиции «циничных» моральных парадоксов и антиклерикальных умонастроений, которыми пронизаны французская классическая философия («Опыты» Монтеня, «Максимы» Ларошфуко), литература («Монахиня» Дидро) — равно как и кинематограф.
Читайте также:
Читайте также
Экспонат «киноязыка»: Майя Туровская о советской киномифологии в «Окраине» Луцика и Саморядова
Фильмы «Восьмой класс» и «Сможете ли вы меня простить?» получили награды Гильдии сценаристов США
Самый главный босс: грехи и роли Аль Пачино
«Кинотавр-2021». Дебюты ковидной эпохи. 1920-е: новости из советской древности
Главный редактор
Главный редактор «Искусства кино» с лета 2017 года, обозреватель Meduza, автор книг о кинематографе
Авторы
Адрес редакции:
Телефон:
Редакция журнала:
Распространение и подписка:
Мы в соцсетях:
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
По воле божьей (Grâce à Dieu)
Быть может, это кино, нацеленное против священников-педофилов и священников-лицемеров и получившее Гран-при Берлинале, даже лучше, чем оскароносный «В центре внимания». Сценарист и режиссер Франсуа Озон, закоренелый парижанин и пижон-интеллектуал, несомненно, снял свой самый зрелый, самый большой и, возможно, даже великий фильм. И это не просто социально важная картина на острую и глобальную проблематику. Это безупречно мастерское, глубокое и основательное полотно, объявляющее бойкот не только католической церкви, включая самого Папу, но и всей клерикальной системе в целом, и религиям, и даже вере, которая делает нас слепыми и глупыми. Озон одинаково презирает и духовенство, лживое, меркантильное и малодушное, и всех оголтелых верующих, позволяющих служителям алтаря существовать вне человеческого закона и своевольно командовать миром «по воле господней».
На экране появляется актер Мельвиль Пупо («И все же Лоранс»). Его герой Александр – обычный житель Лиона, представитель крепкого среднего класса, сорокалетний семьянин, любящий муж и отец пятерых детей, скромный и законопослушный офисный работник с частыми командировками в Париж, преданный католик и прихожанин, не пропускающий воскресных служб. Но однажды одно событие заставляет его вспомнить события тридцатилетней давности, когда он, будучи хорошим и послушным десятилетним мальчиком, несколько лет подряд проводил летние каникулы в лагере католических скаутов под предводительством священника Бернара Прейна. Священника, который в укромных и темных местах не упускал возможности поцеловать в губы и засунуть руку в детские скаутские шорты.
Это воспоминание и негодование тем фактом, что Прейна до сих пор является активным служителем церкви (никто и не пытался лишить его духовного сана, несмотря на жалобы со стороны родителей) и продолжает работать непосредственно с детьми, заставляют Александра написать письмо кардиналу Барбарену, любимцу лионцев, удостоенному городского звания «человек года». Одно письмо, второе, третье, четвертое… А в ответ – однообразные отписки с пожеланием найти покой в душе, здоровья близким и счастливых праздников. Наконец Александр пишет письмо Папе Римскому, который так и не удостоит его ответом…
Что интересно, фамилия Прейна в оригинале пишется Preynat, вмещая в себя слово «prey». Если бы она писалась через «a» (Praynat), то включала бы слово «pray», что на английском означает «молиться». А вот «prey» переводится как «охотиться на жертву или добычу».
Франсуа Озон, на счету которого детективно-комедийный мюзикл «8 женщин», сексуально-криминальная драма «Бассейн», психологическая игра на грани вымысла и реальности «В доме», лирика о юности и взрослении «Молода и прекрасна», послевоенная черно-белая драма «Франц», эротико-психологический триллер «Двуличный любовник»…, в течение режиссерской карьеры заигрывал с очень разными жанрами и стилями, но по-настоящему сумел удивить публику, пожалуй, только сейчас, сняв совершенно, абсолютно, стопроцентно несвойственное себе и своей творческой манере кино.
Смотрите легально на MEGOGO
Впервые Озон взялся за историю, основанную на реальных и злободневных событиях. Собственно, полицейское расследование по делу Прейна велось на протяжении всех съемок фильма, то есть Озон создавал сюжет практически в реальном времени. Изначально он планировал сделать документалку, но после все же переключился на игровой формат. Условно игровой. «По воле божьей» максимально, предельно приближена к документальному жанру. Все имена, как жертв, так и духовных лиц, оставлены как есть, без художественных изменений. Материалы дела, постепенное развитие громкого публичного скандала и резонанса поданы с дотошной основательностью и последовательностью. Стиль повествования по возможности объективен и сух. Авторский почерк умышленно почти незаметен.
Тема педофилии среди «посредников божьего голоса», основанная на фактах реальных уличений и разоблачений, конечно же, не нова. Она тянется еще со времен канадского телефильма 1992 года «Мальчики святого Винсента». Продолжается в «Спящих» Барри Левинсона, в «Песне для изгоя» Эшлин Уолш, в «Дурном воспитании» Педро Альмодовара и наконец в экранизации журналистского расследования «В центре внимания» режиссера Тома МакКарти, получившей главный «Оскар» 2016. Фильм Озона очень приближен к последнему и наверняка им вдохновлен. Собственно, в кадре упоминается дело бостонских священников, а среди декораций можно разглядеть постер картины МакКарти.
Фильм «В центре внимания» был разоблачением церкви посредством прессы, которая, конечно же, общалась с непосредственными жертвами, но героями истории были в первую очередь журналисты. И хотя бостонские репортеры на экране искренне проникались рассказами повзрослевших, но не оправившихся пострадавших, это все же была не их боль, чужая, боль, положенная в основу работы и предстоящей статьи. Поэтому эмоций был минимум, а фактов максимум. Озон же делает своими героями именно жертв, которые поочередно обращаются за помощью и справедливостью в церковь, полицию и СМИ, но в основном действовать им приходится самостоятельно. Следовательно, эмоций у Озона, безусловно, больше. Хотя по большей части манера изложения такая же фактичная, трезвая, сдержанная, дельная, без излишних экспрессии и мелодраматизма.
Чтобы зритель сполна прочувствовал тягучесть волокиты, все эти переливания из пустого в порожнее и гнусное, низменное стремление церкви замять, спустить на тормозах надвигающуюся бурю, запудрить жажду конкретного праведного воздаяния потоком бесполезных, бестолковых, абстрактных слов о мире и успокоении в душе, Озон первую треть довольно длинного фильма целиком посвящает зачитыванию писем вслух (реальных писем) и детальному воссозданию телефонных разговоров с кардиналом и его пресс-атташе.
А когда позади остается едва ли не целый час хронометража, Озон внезапно меняет главного героя. Эстафету Александра перехватывает Франсуа, другая жертва сексуальных домогательств священника Прейна, который в отличие от Александра вырос в заядлого атеиста. А после центр внимания переходит к Эммануэлю, на психике и физическом здоровье которого события в лагере скаутов отразились наихудшим образом. В итоге оказывается, что фильм Озона по форме можно назвать триптихом, иллюстрирующим три отдельных фрагмента, которые ближе к финалу сходятся воедино, складываются в цельное полотно.
Но как бы часто в фильме ни звучало имя Бернара Прейна (который, нужно отдать ему должное, безропотно принимает каждое обвинение в свой адрес и во всем сознается без малейшего колебания и потуги возразить; более того, если верить его словам, а им почему-то верится, много лет назад он сам пришел к кардиналу и заявил, что неизлечимо болен и не может работать с детьми, но адекватной реакции и ответных действий со стороны церкви не последовало), вовсе не он у Озона главный злодей. И даже не Барбарен, годами замалчивающий преступления и прикрывающий педофила. И даже не Папа и вся католическая церковь вместе взятые.
История католической церкви уже запятнана инквизицией, запятнана педофилией (в то время как история, к примеру, протестантской церкви запятнана охотой на салемских ведьм, а история православной – поддержкой царской диктатуры, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Путиным). Что еще нужно, чтобы институт церкви окончательно себя дискредитировал, опорочил и обесчестил? Чтобы в приходах не осталось ни одного ослепленного болтовней о «воле всевышнего»? Кажется, именно этим вопросом задается Франсуа Озон. Риторическим, ясное дело.
«По воле божьей» в украинском прокате с 18 апреля.
По воле божьей (Grâce à Dieu)
2018 год, Франция/ Бельгия
Продюсеры: Эрик Альтмайер, Николас Альтмайер, Давид Рагониг
Режиссер: Франсуа Озон
Сценарий: Франсуа Озон
В ролях: Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Эрик Каравака, Франсуа Марторе, Бернар Верле, Жозиан Баласко, Мартина Эрель, Элен Венсан, Франсуа Шатто
Оператор: Мануэль Дакоссе
Композиторы: Евгений Гальперин, Саша Гальперин
Длительность: 137 минут/ 02:17
Рецензия на фильм «По воле божьей» / Grâce à Dieu
Поделитесь в соцсетях:
Драма «По воле божьей» стала отображением реальной истории о священнике-педофиле, годами растлевавшем детей. Узнав о резонансном деле, французский режиссер Франсуа Озон захотел снять документальный фильм, но позже отказался от этой идеи, чтобы не травмировать жертв сексуального насилия. Их заменили на актеров, к сюжету добавили художественные приемы, но в основе фильма осталась подлинная хронология и свидетельства пострадавших.
«По воле божьей» / Grâce à Dieu
Жанр драма
Режиссер Франсуа Озон
В ролях Мельвиль Пупо (Александр), Франсуа Мартуре (кардинал Филипп Барбарен), Бернар Верли (Бернар Прейн) Дени Меноше (Франсуа), Сванн Арло (Жиль) и др.
Компании Mandarin Films, FOZ, Mars Films
Год выпуска 2018 (в Украине 2019)
Сайт IMDB
Главным героем картины выступает лионский банкир Александр. Однажды он узнает, что римско-католический священник по имени Бернар Прейн, неоднократно домогавшийся Александра, когда тот был ребенком, все еще работает с детьми. Эта новость шокирует героя и он, будучи отцом пятерых детей, намерен требовать отставки священника. Для этого нужно сделать непростой шаг – рассказать представителям церкви о случившемся и встретиться с обидчиком.
Фильм «По воле божьей» открыто говорит о том, через что пришлось пройти детям, доверяющим своим наставникам и не научившимся распознавать, какие действия, совершенные против них, считаются преступными. Картина на примере четырех жертв объясняет, почему им понадобилось так много времени, чтобы заговорить и попытаться наказать обидчика. Также в ленте упомянули тех, кто так и не смог преодолеть себя и проговорить подробности случившегося.
Франсуа Озон, выступивший сценаристом фильма, деликатно подсказывает, насколько важно оказать моральную поддержку жертвам сексуального насилия. Не все родители адекватно реагировали на случившееся, кто-то вообще не догадывался о происходившем. Более того, пойти против церкви не решались даже те, кто смог стать опорой для своих детей.
Священник Бернар Прейн и высокопоставленный кардинал Филипп Барбарен – единственные герои, чьи имена в фильме не меняли, продолжая предавать делу о педофилии мировую известность. Десятилетиями это было невозможно из-за покровительства Барбарена, который оберегал репутацию католической церкви. Ему было известно, что Прейн делает с детьми, однако кардинал закрывал на все глаза. В реальной жизни это привело к судебному процессу против кардинала, которого обвинили в сокрытии педофилии. В марте 2019 года он был приговорен к шести месяцам условного заключения.
О том, что сценарий «По воле божьей» следует фактам, говорит начало фильма. Оно посвящено длительной переписке главного героя Александра и кардинала Филиппа Барбарена. С появлением других героев лента становится отображением расследования, которое проводят не журналисты, а пострадавшие. Учитывая специфику фильма, не стоит ждать от него быстрого темпа – главной задачей режиссера было собрать доказательства преступлений и показать травмы уже взрослых людей. И это невероятно важно. Во-первых, чтобы не осуждать жертв. Во-вторых, чтобы понимать, через что им приходится проходить.
Ради этой цели Франсуа Озон создал фильм, у которого нет ничего общего с его предыдущими работами (ранее режиссер выпустил триллер «Двуличный любовник», а также снял культовые французские фильмы «8 женщин», «Бассейн», «В доме»). Озон отказался от привычных для него откровенных сцен и проскакивающего юмора, сосредоточившись на документальной основе художественной ленты. Благодаря такому подходу драма «По воле божьей» завоевала Гран-при жюри 69-го Берлинского кинофестиваля.
Истории главных героев французского фильма «По воле божьей» перекликаются с историями мальчиков из других стран. Поэтому выход фильма на большие экраны крайне важен для понимания ситуации, которая не может быть исчерпана заявлением Папы римского с осуждением педофилов-священников.