плюсы и минусы студенческой жизни
Учеба в университете или опыт работы
В современном мире относительно непросто сесть на достойную должность без высшего образования, опыта работы или хороших связей. Поэтому, как бы ни хотелось не тратить время на учебу, получение диплома является неотъемлемой частью пути, который в дальнейшем может существенно облегчить поиск хорошей работы.
Плюсы и минусы учебы в университете
Положительная сторона учебы в ВУЗе
2. Помимо того, что вы получаете реальные знания, вы можете все это подтвердить практикой. Такого, к сожалению, нельзя проделать, к примеру, на домашнем или самостоятельном обучении.
3. Есть доступ к университетской библиотеке, в которой хранятся книги, журналы, буклеты, которых нет в магазинах и интернете.
4. По окончании учебы, вас ждет незабываемый выпускной вечер и, конечно же, заветный диплом.
5. Оконченное высшее образование дает значительное преимущество при приеме на работу.
6. Наличие диплома может положительно отразиться на собственном мнении о себе и повысить вашу значимость в глазах окружающих.
Да и вообще, окончив университет, вы можете с гордостью говорить о том, что вы дипломированный специалист!
Отрицательная сторона учебы в ВУЗе
1. Дорога к получению диплома занимает достаточно много времени. Вам придется отсидеть в аудитории минимум 5 лет, а то и больше.
2. Трудности при поступлении, особенно, если вы планируете занять место бюджетника.
3. Потраченные нервы и силы на сдачу зачетов. Непередаваемое чувство страха и волнения на государственных, итоговых экзаменах и защите диплома.
Учиться или работать?
Это решение вы должны принимать самостоятельно, это ваша жизнь. Есть лишь некоторые нюансы, которые могут помочь вам с этим нелегким выбором. Допустим, ваша желаемая работа.
Плюсы работы вместо учебы
1. Сразу после окончания школы, вы можете приступать к построению бизнеса, у вас больше времени, чем у тех, кто пошел за дипломом.
2. Иногда при приеме на работу работодатели и не спрашивают о наличии высшего образования. Для рекрутеров важен ваш опыт работы, и чем он больше, тем выше шанс получить желаемую должность.
Минусы работы без диплома
1. На некоторые должности просто невозможно устроиться без специального, высшего образования.
2. Если вы трудитесь в офисе, не имея высшего образования, то рост по карьерной лестнице у вас будет непрост, и очень мала вероятность того, что вы пойдете вверх.
Ищем выход из сложившейся ситуации
Жизнь в общаге: за и против
Как получить место в общежитии и переехать? Это одна из основных задач, которая встает перед родителями после зачисления ребенка на первый курс. Выходов несколько: одни снимают квартиру возле института, другие вынуждены продолжать жить под родительским крылом.
“За” переезд в общежитие
Самостоятельность
Хочет он того или нет, но, переехав в общагу, студент начинает решать любые проблемы сам: решает, что будет кушать, одевать, как стирать, убирать и гладить. Важно то, что находясь в одной комнате или блоке, все учатся взаимодействовать между собой, договариваются, что приготовить и кто будет сегодня убирать. Переезд дает возможность проявить себя и научиться быть ответственным.
Социализация
Данный процесс начинается у ребенка еще в детском саду, но не заканчивается и в период студенчества. Уже не совсем дети учатся находить общий язык с другими людьми, отвечать за свои поступки, общаться со взрослыми (деканом, преподавателями), решать свои личные (и не совсем) проблемы.
Кстати! Если студент до сих пор не понимает, что ответственен за свои поступки, мы поможем! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Ответственность
Если в школьные годы родители решали многие вопросы, договаривались и занимались организаторскими моментами, то теперь все иначе. Студент должен сам принимать решение, заниматься распределением времени, чтобы успеть сделать задания по всем предметам, а также искать пути развития и самосовершенствования.
Если вы не сделали задание, получили плохую отметку, не получили допуска к сессии, необходимо найти выход, взять “хвостовку”, договориться с преподавателем о пересдаче.
Взросление
“Против” переезда в общагу
Курение и алкогольные напитки
По статистике, большая часть студентов-первокурсников начинают курить или просто пробуют именно в момент зачисления в университет. Не сомневайтесь: все это запрещено в стенах общежития и даже карается выселением! Но это не останавливает молодых и энергичных людей, которые только вырвались из-под родительского контроля. Не так ужасен момент начала, как появление первых признаков зависимости.
Потеря стипендии, незнание коменданта и вахтера о студенческих забавах не говорит о том, что этого нет. Студенты очень находчивы, они тайком протаскивают алкоголь в комнату, где также могут курить.
Санитарные нормы, отсутствие комфорта
Многие насмотрелись нашумевших сериалов про жизнь в общаге и думают, что условия там лучше, чем в их квартире, но это далеко не так. Создатели сериалов работают на красивую картинку и ваше воображение, поэтому будьте готовы к худшему.
Разница характеров
Получается, что отрицательные моменты несколько перекрывают положительные стороны переезда в общагу. Но, пройдя их, студент становится взрослее, умнее и самостоятельнее.
А если умнее и взрослее он не становится, то на помощь приходит студенческий сервис, специалисты которого хоть и не решат все ваши проблемы, но лепту внесут значительную.
Каково быть студентом в наше время? Советы абитуриетам, плюсы и минусы учёбы в университете
Пока абитуриенты подают документы в вузы, сдают экзамены и верят в лучшее, опытные уже первокурсники готовы дать им советы. Наш блогер Полина Герасимова их записывает и узнаёт, какими качествами должен обладать студент для успешной учебы.
«Никто за тобой бегать не будет»
Альбина Коновалова, 19 лет. Студентка 1-го курса СПбГУ
Для меня быть студентом — это жить от выходных до выходных, чаще всего находиться в постоянной тревоге, особенно во время сессии. Студент должен уметь распределять свое время и правильно расставлять приоритеты. Важно не откладывать дела на потом, ведь разгребать накопившиеся долги будет еще сложнее.
Между школой и университетом — огромная разница. Если в школе за тобой бегали родители и учителя, то здесь за тобой бегать никто не будет: преподавателям плевать на тебя и твои проблемы. Теперь ты сам несешь за себя ответственность.
«Перестаёшь быть ребёнком»
Максим Ломакин, 20 лет. Студент 1-го курса БФУ им. Канта
Быть студентом — это получать незабываемые эмоции и бесценный опыт. В процессе студенчества мы социализируемся в обществе, находим себя. Мы растем и меняемся в течении всей жизни, но студенчество — один из сильных толчков в развитии. Ты перестаёшь быть ребёнком, рядом нет родителей, ты далеко от дома, отвечаешь сам за себя. Тут начинает проявляться самостоятельность.
В первую очередь, студент должен уметь выходить из любой сложной ситуации, уметь крутиться, как белка в колесе. У нас часто нет денег, нет времени, нужно сделать так, чтобы все это было. Устроиться на работу, распределить время. Сложно, да, но по-другому никак.
«24 часов не хватает»
Василина Дрозд, 18 лет. Студентка 1-го курса СПбГУП
Быть студентом — значит брать и делать. Прежде всего, студент должен уметь слушать и понимать преподавателя. Уметь находить общий язык с одногруппниками, чтобы студенческая жизнь была интересной.
Для меня огромный плюс студенческой жизни — льготные билеты в музеях и на разные мероприятия, а главный минус — недосып. Хочется успеть все и порой 24-х часов в сутках становится мало.
«Студент должен искать трудности»
Андрей Судомойкин, 28 лет. Студент 5-го курса якутской духовной семинарии
Быть студентом — значит желать знаний, не бояться трудностей и любить мир таким какой он есть. Студент должен уметь общаться с людьми, особенно со старшими по статусу. Должен уметь анализировать информацию. Так же студенту важно размышлять о себе, о своём призвании и окружающем его мире.
Я учился в нескольких высших учебных заведениях, параллельно учась на разных курсах. Каждая учёба вносила в мою жизнь важные аспекты и желание учиться дальше. Для студента нет ничего невозможного, он не должен бояться трудностей, а наоборот, должен искать их.
«Самое сложное — переезд в другой город»
Полина Долгих, 19 лет. Факультет гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета
Студент должен уметь организовать свое время, наладить режим, чтобы не перегружаться физически и умственно. Так же важно уметь правильно распределить средства на проживание и уметь общаться как со сверстниками, так и с людьми старше, а лучше уметь находить общий язык со с каждым человеком, любого возраста.
Лично для меня, самое сложное в студенчестве — это переезд в другой, незнакомый мне город, уезжать от родных людей. Теперь мне приходиться адаптироваться к месту, в котором никогда не была. Я пока привыкаю к другому отношению окружающих к себе.
«Стремиться к лучшей жизни»
Алена Дидык, 18 лет. Студентка 1-го курса СПбГУП
Быть студентом — значит стремиться к лучшей жизни, самодисциплинироваться и саморазвиваться. Университет поможет человеку только в том случае, если он будет готов воспринимать информацию, если он на самом деле хочет учиться.
В студенческой жизни много плюсов, она яркая и активная. У нас всегда много мероприятий, полезных семинаров, лекций и предметов. Единственное, хотелось бы больше практики по специальности, но я надеюсь, что на втором курсе ее будет больше.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Плюсы и минусы студенчества
Многие школьники стремятся продолжить образование в высшем учебном заведении, опираясь на советы и поддержку родителей и друзей, уже имевших опыт обучения в университете. Стоит ли посвящать этому несколько лет жизни и становиться студентом?
Плюсы студенчества
Углублённое изучение предметных областей, необходимых для освоения той или иной профессии. Невозможно представить себе врача-самоучку или грамотного лингвиста, выучившегося дома по книгам. Во время обучения в вузе открывается доступ к сложной для понимания неподготовленным человеком информации и возможность сразу же применить полученные знания: практикумы, курсовые, летние практики, и, конечно, дипломная работа.
Академическое сообщество. Университет – одно из лучших мест для обзаведения полезными знакомствами или профессиональными связями. На любой кафедре найдутся преподаватели, совмещающие должность научного сотрудника с работой в коммерческой фирме, или активные учёные-исследователи с крепкой научной группой. Выбор научного руководителя для диплома решает многое: при хорошем стечении обстоятельств может последовать предложение пойти в аспирантуру, или кандидатура студента будет порекомендована работодателю.
Стажировки и академическая мобильность. Студенчество идеально подходит для того, чтобы побывать в других странах на стажировках или на учёбе по обмену, тренируя языковые навыки и умение адаптироваться в незнакомом коллективе. Осуществить это во время обучения намного проще, чем во время работы: многие страны предлагают гранты и стипендии для студентов с хорошей успеваемостью, нужно лишь вовремя их отслеживать. Можно побыть короткое время стажёром или уехать учиться на полноценный семестр или даже год, приобретя важный опыт и неплохую возможность улучшить свое резюме.
Принадлежность к сообществу выпускников. Закончив учебное заведение с высоким качеством образования, студент попадает в сложившуюся, порой закрытую среду выпускников. На собеседовании диплом заветного факультета обеспечит не только преимущество по сравнению с другими кандидатами (а иной раз должность стремятся отдавать только «своим»), но и сразу расположит к себе работодателя, закончившего ту же кафедру десяток лет назад. В некоторых университетах существуют базы получивших диплом студентов, доступные для предприятий и компаний.
Внеучебная деятельность. Практически каждая работа требует не только специальных знаний, но и развитых личностных навыков. Задатки руководителя можно проявить, участвуя в работе студенческого совета факультета или университета: опыт организации мероприятий, пресловутая работа в команде и умение добиваться желаемого от начальства (декана или ректора) станут не просто стандартными строчками в графе резюме «О себе», но и будут иметь под собой реальную основу. Возможностей великое множество: редактура факультетской газеты, администрирование сайта кафедры или факультета, создание афиш для мероприятий, участие в спортивных сборных и хоре или оркестре – в университете учатся не только на лекциях.
Минусы студенческой жизни
Программа обучения. Конечно, в образовательную программу входят не только курсы по выбранной специальности, но и не относящиеся к ней: например, философию обязаны изучать почти все. С одной стороны, высшее образование предполагает наличие у выпускника общей эрудиции, но, с другой, многие предпочли бы ввести дополнительные пары по своей профессии вместо изучения истории религии на естественнонаучном факультете. К счастью, сейчас многие вузы вводят систему курсов по выбору, когда студент изучает интересный ему общеобразовательный предмет.
Недостаток времени. Немногие студенты могут эффективно совмещать работу и учёбу из-за огромных объёмов домашней и самостоятельной работы, а трудоустроиться на кафедру бывает проблематично. Поэтому перед поступлением в университет, особенно в другом городе, следует продумать источники финансирования. Неплохой вариант – устроиться на работу по специальности, помощником специалиста или стажёром в какой-либо отдел, чтобы развивать профессиональные навыки.
Разочарование. Часть обучающихся рано или поздно приходит к выводу, что они неправильно выбрали факультет, отчего резко падает мотивация. Помочь здесь может или перепоступление в другой вуз, или выбор другой программы для следующей ступени образования, или концентрация на деятельности помимо учёбы. Если же это невозможно, то доучиваться на нелюбимую специальность морально очень тяжело.
Студенчество: самое счастливое время или потерянные годы жизни?
Какой бы она ни была, студенческая жизнь запомнится на долгие годы. Новые знакомства, друзья, знания и правильно расставленные приоритеты станут жизненным подспорьем. Чтобы время, проведённое в университете, не было потрачено зря, следует тщательно выбрать как учебное заведение, как и специальность – этот выбор должен быть только личным, основанным на собственных желаниях и интересах. Главные навыки, который университет дает своим воспитанникам – умение учиться, искать информацию, организовывать свою деятельность – помогут состояться в любой профессии.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ СТУДЕНТОМ?
Однако, интенсивная учеба у многих учащихся, вызывает сильный стресс. Проблемы, характерные для молодых людей, период, когда на плечи ложится груз достаточно серьезной ответственности, по меньшей мере, за собственное будущее. Есть много подтверждений того, что верный спутник бытия студента – хронический учебный стресс.
И.А. Зимняя, рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
Можно сказать, что период студенчества один из самых переломных моментов в нашей жизни, ведь именно в этот период, закладываются основы нашего будущего. Поэтому проблема студенчества актуальна в любое время.
После окончания школы, перед нами стоит важный вопрос – это выбор профессии, выбор нашего дальнейшего пути. И самое главное в этот момент, сделать этот выбор осознанно. Учеба должна приносить радость, увлекать человека, чтобы студенту было легче справиться со стрессом перемен. Нашей задачей было выяснить почему люди выбрали такой путь, нравится ли им выбранная профессия и какой они находят студенческую жизнь, в общем. Для данного исследования было решено провести анонимные анкетирования студентов
Целью данного метода является выявление особенности субъективного восприятия студентами современной студенческой жизни.
Кроме того, перед нами стоял ряд следующих задач:
Выявить особенности адаптации студентов, а именно: самоопределение в коллективе, с однокурсниками, умение конструктивно выходить из конфликтов.
Определить уровень снижения депрессии и стресса из-за оторванности от родителей и от дома.
Выявить проблемы, связанные со студенческой и иной средой, легкомысленное отношение к учебе в вузе, иллюзия бесконтрольности. Неумение организовать свой рабочий день конструктивно, без ущерба для своего здоровья.
Для достижения цели, было проведено три анонимных анкетирования. Для данного исследования была взята группа студентов, в составе 18 человек.
Первое помогло нам выявить возникающие профессиональные трудности. Студентам было предложено ответить на следующие вопросы:
Мне трудно не поддаваться на конфликтную ситуацию:
Мне трудно общаться с однокурсниками:
Мне трудно контролировать свое эмоциональное состояние:
Мне трудно управлять процессом восприятия и позитивного общения с окружающими:
Мне трудно найти компромиссное решение в учебе:
Мне трудно себя контролировать:
Проведя анализ полученных ответов, можно сказать, что большая часть студентов, сохраняет позитивный настрой, и треть студентов имеет определенные трудности в учебе и общении с коллективом. Данный результат радует, но так, как часть студентов все-таки имеет дискомфорт, то есть необходимость проводить работу по раскрепощению студентов, налаживания общения, а так же проводить мероприятия, повышающие интерес к учебной деятельности.
Кроме того, студентам было предложено заполнить пропуски «мне трудно» своими ответами, что позволило выяснить наиболее острые проблемы в жизни студента. Таким образом, мы получили следующие результаты:
Трудности публичных выступлений
Трудности в выполнении заданий
Трудности принятия ответственности
Трудности в сохранении позитивного настроя
Трудности в сосредоточивании на учебе
Исходя из этих ответов, мы видим, что некоторые студенты стесняются выступать на публике, соответственно можно предположить, что эти же студенты имеют трудности общения в коллективе. Некоторые из студентов имеют проблемы в учебе, при выполнении заданий, сохранении позитивного настроя и сосредоточивании, это говорит о том, что возможно некоторые студенты не довольны выбором своей профессии. И некоторая часть студентов боится принятия ответственности, возможно потому, что люди до сих пор, не хотят выходить из-под крыла своей семьи.
Следующим шагом было использование методики незаконченных предложений, которая позволила выявить осознаваемые и неосознаваемые установки студента. Мы получили следующие результаты:
Если бы я был транспортным средством, я был бы…
1. Машина( класса люкс) – 24%
6. Поезд в Хогвартс- 5%
7. Теплоход(корабль)- 10%
Если бы я был отрицательным персонажем сказки, я был бы…
5. Непохожие ответы-53%
Если бы я был цветом, я был бы…
Если бы я был настроением, я был бы….
1. Плохим(грустным, злое)- 32%
Если бы я был грехом, я был бы…
Если бы я был инструментом, я был бы…
Если бы я был животным, я был бы…
1. Из семейства кошачьих- 63%
2. Оригинальные-37%(дракон, ёж, волк, орел, лиса, носорог, панда)
Если бы я был известным литературным героем или историческим деятелем, я был бы…
Если бы я был запахом, я был бы…
Данный тест, позволил нам узнать, что все студенты индивидуальны, так как различных ответов было гораздо больше, чем схожих. У каждого индивидуальное отношение, и каждый из них видит мир по-разному. На вопросы о цвете, грехе, настроении и запахе, были даны в большей степени положительные ответы. Это говорит нам о том, что настрой к учебе у ребят все еще положительный.
И в завершении студентам было предложено написать минусы и плюсы студенческой жизни. Проанализировав ответы, мы получили следующие результаты:
Плюсы:
Новые знакомства и нахождение лучших друзей, веселая жизнь- 16%
Свобода действий, начало самостоятельной жизни- 21%
Возможность развития, изучение чего-либо нового – 47%
Минусы:
Учить предметы, которые не нравятся-5%
Учеба, сильная нагрузка, много домашней работы-47%
Постоянная оценка моей работы-5%
Основными проблемами студента, являются хроническая усталость и изучение предметов, к которым нет интереса.
Основными позитивными моментами студента, являются новые знакомства и самостоятельность.
Заключение
Проведя исследования, результат которых изложен выше, мы пришли к следующему заключению: Основными и актуальными проблемами студенческого периода, как и предполагалось, оказались адаптация в новом коллективе, хроническая усталость, а так же, в некоторых случаях, неправильный выбор профессии. Эти проблемы очень важны и требуют незамедлительно решения. То есть, проведения мероприятий, направленных на преодоление трудностей, которые испытывают студенты. Важнейшим результатом для нас будет, создание комфортной обстановки для студента.
В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».