плетнев друг пушкина биография
П. А. Плетнев в Удомельском крае
Каждому, кто знаком с творчеством А.С. Пушкина, известно имя его близкого друга поэта, критика, издателя П.А. Плетнева. Ему Пушкин посвятил роман «Евгений Онегин». Детство и юность Петра Александровича связана с бежецким краем, но нигде не упоминается, что первые годы своей жизни он прожил в селе Молдино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, где его отец Александр Петрович Плетнев (1766-1794) служил священником.
Биография Плетнева известна. Родился в селе Теблеши Бежецкого уезда в 1791 г. С 1801 г. учился в Бежецком духовном училище, затем окончил Тверскую духовную семинарию и Петербургский педагогический институт. Получил личное дворянство. Преподавал в Екатерининском и Патриотическом институтах, Павловском кадетском корпусе, в Пажеском корпусе (г. Санкт-Петербург). С 1819 г. – действительный член Общества любителей словесности, наук и художеств и Общества любителей российской словесности. Некоторое время печатал критические статьи в «Соревнователе просвящения и благотворения» и «Трудах». С 1824 г. – сотрудник альманаха «Северные цветы». В 1828 г. по рекомендации В.А. Жуковского Плетнев был назначен учителем литературы к цесаревичу Александру Николаевичу и великим княжнам. В 1832-1849 гг. – профессор русской словесности в Петербургском университете, в 1840-1861 гг. – ректор. С 1841 г. – член Петербургской Академии наук.
Очень рано Плетнев близко сошелся с Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнев был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь. Всем им Плетнев служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили.
Умер Плетнев 29 декабря 1865 г. в Париже, куда приезжал лечиться. Похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Во II томе «Друзья Пушкина» в биографическом очерке о П.А. Плеетневе написано:
«Исследователям связей Пушкина с Тверским краем еще пред¬стоит освоить «плетневскую» тему. Однако сделать это будет нелегко, поскольку профессор говорил в 1840 г.: «Ни собственная память моя, ни бумаги мои не удержали ничего из лет давно минувших»».
Тем не менее свои лучшие стихотворения – «Родина», «Под навесом мирной сени», элегию «К моей Родине» он посвятил родному Тверскому краю, и они навсегда останутся в русской поэзии.
В Тверском областном архиве в «Книге Тверской епархии Бежецкого уезда села Теблеши церкви Рождества Христова… 1791 года», есть запись: «В сентябре. 1-е. Села Теблеши у диакона Александра Петрова жена Агрипина Никитина родила сына Петра, которой крещен 8-го числа. Воспреемником был Бежецкого уезда сельца Носилова господин Михайло Александров сын Чаплин» (по собственной записи Плетнева в альбоме П.И. Кеппена, родился он 15.08.1792).
Отец поэта долгие годы служил пономарем в Теблешском приходе. Материальное положение младших чинов духовенства было невелико, да и прибавка от полученных треб делилась среди причта не в пользу псаломщиков и дьяконов. В селе Теблеши была целая улица, на которой селились церковнослужители с семьями (сохранилась улица Поповка), в том числе и семья Плетнева. Менее обеспеченные имели достаток ближе к крестьянскому, содержали рабочий и домашний скот, обрабатывали свой земельный участок. В конце XVIII в. благосостояние приходской церкви, как правило, зависело не только от количества прихожан, а в основном от их зажиточности. Штат прихода был строго ограничен, и поэтому младшее духовенство было вынуждено искать место в приходах других волостей и уездов. Дьякону А.П. Плетневу повезло. Ему удалось найти службу в с. Молдино в соседнем Вышневолоцком уезде.
В селе Молдино почти с начала XVIII в. действовал храм Преображения Господня, построенный стольниками Пыжовыми. В 1773 г. рядом открыта Успенская церковь. По местной легенде молдинские помещики Милюковы поссорились с Пыжовыми и решили построить собственный храм. Строителей торопили и, скорее всего, поэтому основой нового здания стал привезенный в Молдино сруб старой церкви. В дальнейшем его достраивали и приводили в порядок. Вплоть до начала XIX в. он состоял из двух престолов – Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Вероятно, в Успенской церкви и начал служить дьяконом Александр Плетнев. Сюда привез он жену с маленьким Петрушей. В поколенной росписи Плетневых указано, что служил Александр Петрович в Молдино два года. За это время отец поэта возведен в сан священника.
Жизнь сельского пастыря нельзя называть легкой. В зависимости от времени года и церковного календаря он должен был обслуживать две церкви – Преображенскую и Успенскую. Также в молдинский приход входили четыре часовни, 19 сел и деревень. Молодой 28-летний священник А.П. Плетнев скончался в 1794 г. и был похоронен на погосте у храма Преображения Господня в Молдино.
У исследователей почему-то не возникает вопросов, почему в начале элегии «К моей родине» П.А. Плетнев воспевает Храм Рождества Христова в селе Теблеши. Но иногда поэтические свидетельства бывают надежнее документальных. Поэт пишет:
Забуду ль на холме твой новый Божий храм,
Усердьем поселян сооруженный…
Однако, по сведениям бежецких краеведов, церковь, в которой крестили Петра Александровича, была утрачена еще в начале XIX в., и «на ее месте построен новый храм, освященный в 1819 г.», т.е. когда Плетнев уже жил и преподавал в Санкт-Петербурге. Сохранившийся же ныне каменный Храм Рождества Христова в селе Теблеши «построен на собственные средства в 1845 году». Возможно, начало элегии связано с детскими воспоминаниями поэта о Молдине, где как раз ко времени переезда отца к новому месту службы Успенскую церковь «обшивают» досками, имитирующими штукатурку с пилястрами. Храм имел тогда совершенно новый вид – «новый, Божий храм». Далее идет такой текст:
Могилы вкруг него, обросшие травой,
Неровными лежащие рядами,
Куда ребенком я ходил искать весной
Могилу ту, меж серыми крестами,
Где мой лежит отец. младенца своего,
Меня лишь на заре моей лобзавший;
Где, с тайным трепетом, я призывал его
И милой тени ждал, ее не знавши?
Безусловно, спустя время после смерти кормильца вдова с сыном вернулась из Молдино к родным в село Теблеши. Но тогда на каком кладбище ищет маленький Петр могилу отца?
Удомельский и Бежецкий районы тесно связаны общей историей и известными именами, такими как граф А.А. Аракчеев, В.В. Андреев, дворяне Лодыгины, Веселаго. Поэтому прошу читателя не рассматривать данный очерк за попытку «привязать» знаменитого бежечанина П.А. Плетнева к удомельскому краю. Это, прежде всего, дань уважения к близкому другу Пушкина и поэту П.А. Плетневу и стремление более полно исследовать его биографию и творческое наследие.
Тыранов А. В. ПОРТРЕТ ПЕТРА ПЛЕТНЕВА. 1836 г.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Плетнев Петр Александрович. Биография
Петр Александрович Плетнев родился 10 августа 1792 года, в один год с князем Вяземским, Милоновым, Раичем, Катениным и Панаевым. Воспитывался он в Главном педагогическом институте, по окончании курса в котором, в 1814 году, был назначен учителем в Екатерининский институт.
Прослужив восемнадцать лет преподавателем в разных учебных заведениях Петербурга, Плетнев был приглашен, в 1832 году, Министерством народного просвещения занять кафедру словесности в Петербургском университете, со званием ординарного профессора, а в 1840 году утвержден ректором того же университета.
Эту последнюю должность Плетнев занимал более двадцати лет, до 30 ноября 1861 года, когда тяжелая болезнь заставила его просить об увольнении от должности и об отпуске за границу, где он надеялся получить исцеление от поразившего его недуга.
На литературное поприще вступил он около 1818 года, напечатав несколько стихотворений и критических статей в разных изданиях, что вскоре сблизило его с Карамзиным и Жуковским, занимавшими в то время первые места в литературе и обществе.
Принадлежа к молодому поколению писателей, он сохранял, однако, связь с прошедшим и сделался, таким образом, связующим звеном между настоящим и другой, исполненной интереса эпохой. И те из молодых писателей, которые дорожили ее преданиями, небесполезно обращались к нему для пополнения своих знаний о прошедшем.
Как ревностный член Вольного Общества Любителей Словесности и сотрудник «Соревнователя Просвещения», Плетнев вскоре сблизился с новыми литературными деятелями: Рылеевым, Бестужевым и другими, с Дельвигом же и Баратынским свел тесную дружбу, которая и повела его к сближению с Пушкиным.
Впоследствии дружба Плетнева с великим поэтом, как равно с Дельвигом и Баратынским, укрепилась еще более, когда они узнали друг друга короче и обменялись посланиями, исполненными самой искренней привязанности друг к другу. Нужно было обладать особенными достоинствами, чтобы в такой степени, как Плетнев, приобрести уважение и доверие лучших писателей того времени.
Чтобы показать всю важность значения Плетнева в среде его знаменитых друзей, достаточно сказать, что Пушкин, Дельвиг и Баратынский, а впоследствии Жуковский и Гоголь, весьма часто отдавали на суд Плетнева новые свои произведения и охотно выслушивали его замечания.
В сравнении со своими друзьями Плетнев писал немного, особенно стихами. Тем не менее, некоторые из его стихотворений отличаются красотами, весьма редкими в произведениях второстепенных поэтов. Все поэтические произведения Плетнева, относящиеся к началу его литературной деятельности, за исключением оды «Честь», напечатанной отдельной книжкой в 1820 году, рассеяны по разным журналам и альманахам, и никогда собраны не были.
После смерти Пушкина, в начале 1837 года, Плетнев, совместно с Жуковским, князем Вяземским, князем Одоевским и А.А.Красавским, принял на себя редакцию «Современника», и исполнял эту обязанность до наступления 1838 года, когда издание, не дававшее никакого дохода наследникам Пушкина, передано было в полное владение Плетнева. Став единственным обладателем журнала, он усердно принялся за редактуру, и статьи его стали наполнять страницы «Современника». В это время Плетнев уже не писал стихов, предавшись исключительно ученым занятиям и критике. В течение своего девятилетнего редакторства, он поместил в журнале около пятидесяти больших статей, из которых многие отличаются живым современным интересом.
Как критик, Плетнев составлял полное исключение в среде своих товарищей по ремеслу, ведших отчаянную борьбу между собой. Во все продолжение своей критической деятельности, Плетнев ни разу не ввязался в происходившее вокруг него отчаянное ратоборство, доходившее иногда до забвения всех приличий.
Преданный весь делу, он не оставлял без внимания ни одного литературного произведения, носившего хотя бы и слабый оттенок дарования, и давал у себя приют всякому дельному и беспристрастному мнению. Его приговоры новым книгам бывали, по большей части, кратки, но существенны, и никогда не удалялись от строгих литературных приличий.
Болезнь, заставившая Плетнева просить об увольнении его от должности ректора, оказалась весьма серьезной. Петербургские медики объявили супруге Петра Александровича, что единственным средством продлить жизнь больного будет переселение его в более теплый климат.
Петр Александрович Плетнев был женат на княжне Александре Васильевне Щетининой и оставил после себя двух сыновей.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Плетнев друг пушкина биография
Плетнев Петр Александрович (1792-1865), поэт и критик, профессор российской словесности, впоследствии — ректор Петербургского университета; друг Пушкина и первый помощник его в литературных делах. Познакомились они еще до окончания Пушкиным Лицея; в годы михайловской ссылки поэт постепенно передал ему посредничество в издании своих произведений. Переписка их насыщена делами литературными, издательскими, финансовыми, практическими и проч. Плетнев, по собственному признанию, был для Пушкина «всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром». Он выпустил в свет — то есть нашел издатели и книгопродавца, решил типографские, материальные и иные проблемы, более 20 книг Пушкина, причем делал это совершенно бескорыстно. Пушкин называет Плетнева «кормильцем», «благодетелем» и признается, что независимостью своей он «обязан Богу и тебе».
Плетневу посвящен «Евгений Онегин». Трудно более точно определить свойства личности Петра Александровича, чем это сделал Пушкин в «Посвящении», назвав его человеком «души прекрасной, святой исполненной мечты, поэзии живой и ясной, высоких дум и простоты».
Дружба их с годами крепла. Живя в Петербурге, они виделись чуть ли не ежедневно, Дружили семьями.
Плетнев был «правой рукой» Пушкина в журнале «Современник», а после гибели поэта продолжил издание, по определению И. С. Тургенева, «унаследовав» журнал от Пушкина.
Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.
Плетнев Петр Александрович (10[21].08.1792; по его собственной записи в альбоме П. И. Кеппена, родился 15.08.1792 — 29.12.1865[10.01.1866]), поэт, критик, издатель. Родился в Тверской губ. Сын священника. Первоначальное образование получил в Тверской духовной семинарии. В 1810—14 учился в Педагогическом институте.
В 1814 началась блестящая педагогическая карьера Плетнева: он служит в Екатерининском и Патриотическом институтах, в военных учебных заведениях. По рекомендации В. А. Жуковского, с 1828 преподает литературу наследнику престола Александру II и вел. княжнам. С 1832 по 1849 Плетнев — профессор русской словесности Петербургского университета, читает лекции в Главном педагогическом институте. С 1840 по 1861 Плетнев — ректор Петербургского университета, с 1841 — член Петербургской Академии наук.
В к. 1810-х, в пору литературных дебютов, как поэтических, так и прозаических, Плетнев — добросовестный ученик своих кумиров: Н. М. Карамзина, Жуковского, К. Н. Батюшкова. С некоторым опозданием он осваивает лучшие образцы поэзии. Провинциализм молодого поэта сказывается в одновременности этих подражаний: «чувствительные» стихи в духе уже несколько архаичной к тому времени карамзинской поэзии («К Гонорскому», «Загородная роща», оба — 1818) сочетаются с ультраромантическими мотивами (баллады «Пастух» и «Могильщик», 1820).
В 1819 Плетнев становится действительным членом Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств и Общества любителей российской словесности. Связь с первым формальна, во втором Плетнев — один из активнейших членов: некоторое время редактирует печатный орган Общества — «Соревнователь просвещения и благотворения», избирается «цензором поэзии» (совмещающим функции редактора и рецензента) на 1821, регулярно печатает свои критические разборы в «Трудах» Общества. В обстановке подъема гражданственных, патриотических настроений в среде «соревнователей» Плетнев пишет оду «Долг гражданина» (1823) и послание «К Вяземскому» (1822), сближается с Ф. Н. Глинкой, Н. И. Гнедичем, в особенности с А. А. Дельвигом. С 1824 Плетнев — активнейший сотрудник издаваемого Дельвигом альманаха «Северные цветы».
В 20-е Плетнев становится одним из ведущих критиков формирующегося пушкинского круга писателей. Он пишет ряд статей, посвященных романтической поэзии, причем в центре его внимания оказываются писатели, близкие по идейно-эстетической ориентации. «Добрые критики» Плетнева основывались на поощрительных рецензиях Карамзина с их принципом, «не осуждая плохого, хвалить хорошее». Необходимо было, с его точки зрения, очертить круг «правильной» литературы, неприемлемые тенденции и авторы не осуждались — они просто не рассматривались.
Черты доромантической культуры определили и отношение Плетнева к романтизму. В новом литературном направлении он принимает то, что скоро «выпадает» из системы — «нового классика» Батюшкова, «Рыбаков» Гнедича (ст. «Заметка о сочинениях Жуковского и Батюшкова» и «“Рыбаки”, идиллия Гнедича», 1822). Плетнев будет писать об «ограниченности» субъективного начала в романтизме: отсюда проистекала его критика «Кавказского пленника» Пушкина (ст. «Кавказский пленник», 1822), неприятие Байрона (ст. «Шильонский узник», 1822, посвящена переводу Жуковского). В статье «Орлеанская дева» Шиллера в переводе Жуковского (1824) он противопоставляет субъективности Ф. Шиллера «объективную манеру» В. Шекспира. Сильное увлечение Шекспиром вылилось в опыты его переводов, а затем в самостоятельное исследование «Шекспир» (1837).
В статье 1824 «Письмо к графине С. И. С о русских поэтах» критик предложит концепцию русской поэзии, полемичную по отношению к обзорам А. А. Бестужева. Он объявит 20-е «золотым веком» русской словесности, подчеркнет многообразие поэтических стилей и невозможность сведения их к одной какой-либо тенденции. Статья вызвала негативную реакцию и в среде противников (А. Бестужев, Ф. В. Булгарин), и в среде единомышленников (Пушкин, Е. А. Баратынский). Тем не менее «добрые критики» Плетнева были необходимы для консолидации сил вокруг «Северных цветов» в не меньшей мере, чем его прямое участие в издательских делах. Рецензия Плетнева на первый сборник «Северных цветов» (1825), как и его статья «О стихотворениях Баратынского» (1827), защищавшая поэта от упреков в безнравственности, являлись выражением мнения пушкинского круга.
Оказавшись в самом центре литературного движения, Плетнев продолжил и свои поэтические опыты. Основные жанры его лирики 20-х — элегия, послание, антологическое стихотворение. Освоение элегической традиции первоначально вылилось в опыты стилизации — «Батюшков из Рима», «Жуковский из Берлина», «К рукописи Б стихов» (все —1821). Последнее было настолько близко поэтике молодого Баратынского, что долгое время приписывалось этому поэту. Послания Плетнева изображали не условный образ «унылого» поэта, а вполне реальный облик личности, ищущей своей поэтической дороги (напр., послание «К Гнедичу», 1822). Отвечая на критику своей поэзии со стороны Пушкина, Плетнев написал стихотворение «К А. С. Пушкину» (1822), одно из лучших в его лирике. В нем прозвучало и признание скромности своего поэтического дара, и мысль о растворении судьбы в славе друзей («Я буду жить бессмертием мне милых…»). Тепло принятое, послание послужило началом дружбы двух поэтов.
Плетнев становится постоянным и преданным поверенным во всех литературно-издательских делах Пушкина. Связь с опальным поэтом привела к возникновению секретного следствия о Плетневе. Он принимал участие в издании «Литературной газеты», затем журнала «Современник». Актом признательности со стороны Пушкина явилось посвящение Плетневу IV и V глав «Евгения Онегина» (1828) — а затем — и всего романа (в 1833, при его отдельном издании).
В к. 20-х Плетнев оставляет поэтическое поприще, реализуя свою идею ухода в мир «беспечной безвестности» (см. одно из его последних стихотворений «Безвестность», 1827). Взамен остается дружба. «Моя история вся в вас», — писал поэт Жуковскому
После смерти Пушкина Плетнев в числе т. н. литературной «складчины» (Жуковский, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский, А. А. Краевский) издает «Современник» в пользу семьи поэта. С 1838 по 1846 выпускает журнал уже самостоятельно. Здесь Плетнев пытается продолжить пушкинские принципы: привлекает к изданию писателей, связанных с прежним «Современником», печатает рукописи поэта, материалы о нем. Однако «исключительно литературное» направление журнала, стремление занять нейтралитет в разгоревшейся полемике славянофилов и западников не способствовали популярности. Ближайшим другом и помощником Плетнева в этот период становится Я. К. Грот, обширная переписка с которым имеет большую историко-литературную и мемуарную ценность.
Центральной статьей Плетнева в пору издания «Современника» стал его разбор «Чичиков, или “Мертвые души” Гоголя» (1842). Плетнев, введший Н. В. Гоголя в н. 30-х в литературные круги Петербурга, становится к к. 30-х его помощником в литературно-издательских делах: он помогает цензурному «прохождению» «Мертвых душ», позднее редактирует и издает «Выбранные места из переписки с друзьями». В статье о поэме Гоголя Плетнев подчеркнул погруженность писателя в мир действительной жизни, указал на приоритет жизни над вымыслом («не вымысел важен, а жизнь»). В разборе прозвучала мысль и о том, что первый том поэмы лишь начало, «вступление к великой идее о жизни человека, увлекаемого страстями жалкими»). В пору, когда за Гоголем установилась прочная репутация чисто комического писателя, это акцентирование «серьезности» и глубинной философичности поэмы было весьма актуально. Не случайно статья понравилась Гоголю более всех др. разборов поэмы.
Одним из первый в России Плетнев обратился к жанру биографического очерка. Его биографии «Александр Сергеевич Пушкин» (1838), «Евгений Абрамович Баратынский» (1844), «Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова» (1847), «О жизни и сочинениях В. А. Жуковского» (1852) содержали редкий сплав мемуаристики (в них использовались письма к нему), тонкого анализа творческого облика писателя и полемической заостренности, направленной против игнорирования принципа «уважения к преданию» в эпоху к. 30—40-х. В них давалась картина литературного быта предшествующей эпохи, противопоставляемая современным, «торговым» нормам взаимоотношений в литературно-журнальном мире.
Сочинения:
Сочинения и переписка: В 3 т. СПб., 1885;
Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым: В 3 т. СПб., 1896;
Поэты 1820—30-х. Л., 1972. Т. 1;
Статьи, стихотворения, письма. М., 1988;
Из переписки П. А. Плетнева / Публ. Е. П. Горбенко // Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1987.
Далее читайте:
Критик и поэт П.А. Плетнёв
Здравствуйте уважаемые читатели!
Пушкин не один раз приезжал в Тверскую губернию. Одним из тверских уроженцев, критиком и поэтом Петром Алексеевичем Плетнёвым, он был особенно близок. Да, тот самый Плетнёв, которому поэт посвятил самое лучшее свое творение — роман «Евгений Онегин».
Как и Куницын, Плетнёв был из духовного сословия. Родился он в Бежецком уезде, в 1792-м году. Учился в Тверской семинарии, дальше, была учеба Петербургском педагогическом институте. Впоследствии занялся литературной деятельностью, его публикации выходят в передовых журналах того времени «Сын отечества», «Северные цветы».
Плетнёв не был хорошим поэтом, зато выдвинулся как крупный историк и критик русской литературы. Большинство произведений Пушкина, начиная с 1826 года, издавал Петр Александрович. Это «Евгений Онегин», «Полтава», «Борис Годунов», «Повести Белкина». Он был профессором словесности, позднее стал ректором Петербургского университета. Карьера его складывалось очень успешно и он быстро стал академиком.
Его труды по истории, российской словесности, материалы о творчестве Жуковского и Гоголя и первый опыт творческой биографии «русского Эзопа» И.Крылова — все это являлось важным этапов его участия в развитии русской литературы.
Плетнёв и Пушкин
Плетнёв и Пушкин были знакомы еще в юности. Но это знакомство не сразу переросло в крепкую дружбу. В Петербурге они часто виделись, встречались, посещая «субботы Жуковского», на еженедельных вечерах у самого Плетнёва, но все равно сближение не произошло.
Сохранилась переписка двух друзей. Письма Пушкина пронизаны искренностью и теплотой к Плетнёву. Он был своим, близким человеком для поэта.
Пушкину не нравились стихи Плетнёва, он писал своему брату Льву Сергеевичу: «Плетнёву приличнее проза, нежели стихи». Были в письме и другие ироничные высказывание поэта, по поводу стихов Петра Александровича. Брат ознакомил с письмом поэта, Плетнёва, но и это обстоятельство не смогло их поссорить. Плетнёв ответил Пушкину дружеским посланием, но а брату досталось от Пушкина.
В годы михайловской ссылки, тот же брат Лев Сергеевич и Дельвиг всячески способствовали облегчению участи поэта. Для Пушкина ссылка стала благоприятной для творчества. Он написал ряд своих новых произведений, продолжил работу над «Евгений Онегин».
Лучшие друзья не оставляли поэта, его навещали И. Пущин, А. Дельвиг, Н. Языков. С другими приятелями и друзьями Пушкин вел оживленную переписку.
В Михайловском Пушкин прослышал о мятеже декабристов. Тщательно просмотрел свои бумаги, сжег некоторые письма и черновики, все то, что могло бросить тень на его и друзей-декабристов. К счастью все обошлось, его не тронули. Но гибель декабристов тягостно подействовала на нестойкую душу его друга Языкова. Она показалась ему безвозвратной гибелью всех надежд.
Вернемся все же к Плетнёву. Благодаря ему, увидала свет первая глава «Евгения Онегина». Изменился даже тон пушкинских писем своему старшему другу. Он ждет рецензии, критики, на своего «Евгения Онегина». Но до настоящей дружбы, большой, искренней и равноправной было еще далеко. В письмах лишь благодарность, за публикацию и заботы Плетнёва о литературных делах поэта.
Пушкин ценил дружеское участие Плетнёва в своей судьбе, ценил его смелость, прямоту, готовность рисковать карьерой. Ведь уже тогда, за Плетнёвым было установлено негласное наблюдение полиции. После получение известия о смерти императора Александра 1, поэт высказывает надежду на возвращение из ссылки.
Плетнёв теперь числится поэтом пушкинского круга. «Мой милый», «мой друг», отныне эти слова будут определять отношения, которые они сохранили на всю свою жизнь, которые уже никому и ничему не дано омрачить.
После смерти Пушкина Петр Александрович возглавил «Современник», он всегда пропагандировал пушкинские традиции в литературе, написал несколько проникновенных статей о своем друге, о глубоком уважении к его творчеству и личности.
Таков был у Пушкина большой и преданный друг, самоотверженно помогающий ему преодолевать тяготы непростой жизни.