playback театр что это такое

О Плейбек-театре

Плейбек-театр — это уникальное взаимодействие между исполнителями и аудиторией. Один человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актёров для исполнения ролей, а затем наблюдает, как эта история тут же воспроизводится и приобретает артистическую форму и последовательность.

Образование сообщества посредством личных историй

Плейбек-театр создаёт ритуальное пространство, где любая история, не важно, обычная ли, необычная, недосказанная или развёрнутая, — немедленно превращается в театр. Здесь почитается и поддерживается уникальность каждой личности, что выстраивает и укрепляет нашу связь друг с другом как членов человеческого сообщества.

Становление

Впервые плейбек-театр был собран в единую организацию в 1975 году, её возглавил Джонатан Фокс. Это случилось в Мид-Хадсон Вэллей на севере Нью-Йорка. Плейбек стал частью театрального экспериментирования 70-х — поисков путей к зрителю, приближения театра к повседневной реальности и разрушения традиций сценарного театра. С тех пор плейбек-театр распространился по всему миру, организации и постановки плейбек-театра проходят более чем в 30 странах. Он процветает в самых разных формах: как в театральных сообществах, так и в сфере профессиональных услуг делового и социального сектора.

Что повлияло на становление плейбек-театра:

Основная структура

Будь то в учебном классе, в больнице, на бизнес-конференции или в театре, всегда присутствует одна и та же общая структура плейбек-театра:

Каждая труппа может иметь свои дополнительные приспособления, например: «дерево» ткани в правом заднем углу сцены — набор кусков ткани разных цветов, развешенных на перекладине или лестнице. Такой набор может быть использован в театральном действии. Или в задней части сцены может быть повешен простой занавес на перекладине для отделения скрытого от зрителей пространства, которое также может быть использовано актёрами во время действия. Всё это — возможные дополнения.

Ритм перфоманса

Сценарий отсутствует, однако есть ритм и последовательность перфоманса плейбек-театра. Ведущий руководит процессом и является посредником между актёрами и зрителями. После того, как завершились вводная часть перфоманса и разогрев, какой-либо доброволец вызывается рассказать свою историю. Это может быть история о каком-то небольшом эпизоде или о более длинном событии. Эта история может быть взята из прошлого, настоящего или будущего. Она может быть о чём-то особенном или же о том, что случается каждый день. За всё время выступления 3, 4 или 5, а может быть и больше, зрителей выйдут на сцену и расскажут свою историю такого рода. В конце перфоманса ведущий может попросить зрителей выразить своё отношение к прошедшему выступлению, и, согласно этим высказываниям, актёрская команда сымпровизирует финал перфоманса.

Тематика перфоманса

Иногда плейбек-перфоманс может изначально задаваться определённой темой, тогда зрителям предлагается рассказывать истории, раскрывающие эту тему. Иногда выступление проходит без заданной тематики, и тогда темы, которые волнуют собравшихся в зале людей, раскрываются через глубинный рисунок, образованный их рассказами. Он не всегда очевиден, но умелый ведущий способен донести его до сознания участников в конце выступления.

Последовательность рассказа

Главное в плейбек-перфомансе — рассказ истории:

Простые правила такой последовательности формируют определённый ритуал, который является существенным положением в плейбек-театре.

Ритуал

Ритуал в плейбек-театре является очень важным вместилищем всей практики плейбека. Ритуал создаёт структуру, определяет весь процесс, внутри которого может проявиться нечто непредсказуемое и чудесное. Если ведущий и актёры правильно соблюдают ритуал действия, то у зрителя возникает подсознательное ощущение безопасности. И в такой атмосфере самое сокровенное и самое будничное в зрительских историях будет принято с достоинством и уважением.

Художественность

Разыгрывается натуралистическая сцена, или же абстрактное движение и звук, разыгрывается в танце, или при помощи кукол, или пением (или совмещением всех этих форм), — если при этом исполнители уловили суть истории на высоком уровне артистизма, то воздействие их исполнения может быть очень сильным и выводить на новый уровень преображения и исцеления. Если мы наблюдаем это в форме спонтанного совместного творчества, то такое творчество предлагает нам более глубокое переживание нашей человечности и совместного потенциала.

Социальное взаимодействие

Помимо фундаментальных принципов ритуала и художественности, плейбек-Театр уделяет внимание и социальному взаимодействию. Ритуал и артистический подход имеют смысл только тогда, когда присутствует хорошее понимание целостного группового участия. Эта театральная форма напрямую служит оздоровлению отношений, коммуникации и взаимопонимания среди людей. Такие ценности составляют её основу, так что ведущий в непосредственном взаимодействии с аудиторией проявляет уважение и человеческое тепло, а также он ощущает более широкий социальный контекст плейбек-действия. Слушая личные рассказы, мы чувствуем, как наши собственные истории вплетаются в паутину сообщества людей, сливаясь таким образом с коллективным и универсальным опытом. Так начинаются социальные изменения и преобразования, когда мы при помощи индивидуальных голосов создаём пространство историй сообщества и поддаёмся их воздействию.

Актёр плейбек-театра

Аутентичность спонтанности лежит в основе практики плейбек-театра. Понятие «гражданский актёр» имеет большое значение в мире плейбека — любой человек обладает природной способностью играть в плейбек-театре достаточно хорошо. плейбек-театр призывает актёров слушать, высвобождает их интуицию и вдохновение, предполагает доверие и поддержку друг друга, апеллирует к присущей им личной мудрости и жизненному опыту. Поэтому при обучении плейбек-театру, в дополнение к актёрскому мастерству, необходимо развивать в актёрах глубокое самосознание и самопонимание. Актёрами плейбек-театра становятся люди из самых разных сфер деятельности — социальные работники, администраторы, педагоги. Некоторые из них — профессиональные актёры, многие — талантливые работники творческих профессий, тренеры и терапевты.

Организация плейбек-театра»

Для группы плейбек-театра» нормой является наработка совместной практики плейбека в течение некоторого периода, возможно, один вечер в неделю, прежде чем начать открытые для публики выступления. Многие группы решают устраивать регулярные перфомансы, один раз в месяц или два месяца, для своего сообщества в каком-либо публичном месте. Когда группа достигает определённого мастерства, они могут предложить проведение своих перфомансов по специальным заказам. Интересный феномен заключается в том, что участники организации плейбек-театра остаются в организации на многие годы, зачастую получая совсем небольшое вознаграждение за свои усилия и потраченное время, а то и вовсе без вознаграждения. В некотором смысле ценности и сама направленность работы плейбек-театра — ориентация театра на оказание непосредственной помощи обществу — уже предполагает достаточное вознаграждение для участников группы. К тому же применение совместной практики за большой период времени формирует артистическое мастерство, которое может стать экстраординарным.

Разнообразие контекстов и аудиторий

Гибкость форм плейбек-театра позволяет ему с высокой чувствительностью реагировать на нужды разнообразных специфических групп общества. Вот несколько примеров:

Трансперсональные основания

Можно было бы сказать, что плейбек — это форма исцеляющего, даже сакрального театра, которая даёт возможность божественному проникнуть во взаимодействие собравшихся вместе людей. Однако, нельзя не почувствовать, что такой театр основывается на повседневной жизни и её событиях, когда спонтанное разыгрывание ситуаций из жизненного опыта выстраивает отношения между людьми посредством уважения к достоинству, драматизму и уникальности рассказанных ими историй.

Источник

Театр психологических импровизаций

playback театр что это такое. Смотреть фото playback театр что это такое. Смотреть картинку playback театр что это такое. Картинка про playback театр что это такое. Фото playback театр что это такое

Часто «корочка», получаемая на таких курсах, вещь не более чем статусная. Как и многие курсы и кружки по интересам, а также всевозможные семинары курсы актёрского мастерства – это не более чем способ занять время со вкусом (для молодых девушек и юношей, ещё не сломленных взрослой жизнью с её рутиной, не оставляющей уже времени, сил и средств для подобных занятий).

Есть ещё часть аудитории, так называемой возрастной аудитории, которая посещает подобные мероприятия – люди, никогда не считающие денег и располагающие временем (неплохо обеспеченные домохозяйки 30+ в поисках своего Я), и просто вечно юные душой люди, которые не собираются стареть до 70 и всю жизнь посещают все платные и бесплатные мероприятия, которые обычно посещают активно только студенты и студентки. Такие люди лучше откажут себе в чём-то «мещанском», но сэкономят средства для подобных курсов и школ.

Однако, какова бы ни была целевая аудитория школ актёрского мастерства, любому человеку (кем бы он ни был и сколько бы у него ни было денег) всё же хочется реально применить полученные им знания на практике, принести себе и людям удовольствие ну и, конечно, монетизировать свою деятельность, заработав хотя бы социальные бонусы и громкую славу, участвуя в сотнях благотворительных проектов в своём городе и даже области.

Человек, закончивший курсы актёрского мастерства, разумеется, не будет принят в труппу театра родного города. А педагог, набирающий студентов на подобные курсы, часто сталкивается с недобором в группы и тем самым теряет возможность преподавать своё актёрское ремесло вообще. Что же делать? Работать массовиком-затейником, аниматором? Стучаться в двери ивент-агентств, чтобы вести свадьбы и юбилеи? Открывать на свой страх и риск своё ивент-агентство?

Итак, мы описали первую часть целевой аудитории и потенциальных специалистов в нише плейбек театров. А вот и вторая часть. Также не секрет, что в последнее время в моду опять вошли разнообразные психологические тренинги (не будем называть их по именам), где людей натренировывают на одну важную и полезную способность – уверенно держаться на сцене перед любой аудиторией и выполнять различные упражнения с большим элементом театрализованности.

И, наконец, распространившиеся как грипп зимой – расстановки по Берту Хеллингеру. Далеко не каждый человек рискнёт идти на так называемые «расстановки». А вот плейбек театр – это как вакцина коровьей оспы против настоящей эпидемии чёрной оспы. Скажем так, формат плейбек театра – это лёгкая версия «расстановок по Хеллингеру». Она не несёт в себе никакой угрозы для человечества и скорее напоминает анимацию в Турции, только гораздо впечатляюще и интереснее.

В чём суть плейбек театра

Плейбек театр – это маленькая любительская труппа, которая продаёт свои «психологические импровизации», называя это модным словом (и оно обязательно должно стоять на афише!) – Перформанс. Действие происходит так. Зрители, собравшиеся на «спектакль», рассказывают свои истории, а актёры, внимательно их выслушав, тут же воплощают их рассказ в Сценическое Действие. Это выражение из жаргона театра – «воплощение сюжета в Сценическое Действие».

А чтобы угодить той части потребителей, которая больше уважает психологию, нужно использовать ряд других терминов, например: «раскрытие событий прошлого с нового ракурса» или «переживание эмоций здесь и сейчас». Несомненно, плейбек театр приносит психологическую пользу, при этом не нанося никакого вреда. Ведь если вы дадите прохожему на улице конфету и улыбнётесь, вы тоже принесёте ему психологическую пользу, и диплома психолога у вас никто не потребует с вопросом: «На каком таком основании вы улучшаете эмоциональное состояние людей и улыбаетесь им с конфетами в руках?»

То же самое делает и плейбек театр, только гораздо новее, неизбитее и креативнее. Актёры воспроизводят на сцене воспоминания из прошлого клиента, текущую жизненную ситуацию (что болит) или показывают, как исполнятся их мечты, отнесённые в будущее. Разумеется, труппе плейбек театра нужно запастись реквизитом и кое-какими костюмами (Например, чтоб сыграть роль начальника. Сложных костюмов вроде Бабы-Яги не нужно, ведь вы будете отыгрывать ситуации из реальности!)

В Новогодние Праздники 2016 года в столицах прозвучали перформансы плейбек театров на тему «Письма Деду Морозу». Клиенты, собравшиеся в зале, рассказывали самые трогательные истории из своего прошлого (детства) и ещё раз переживали их глядя на сцену. Актёр должен уметь воплотить в сценическое действие услышанное им от клиента и гораздо проще, чем найти работу в настоящем театре или в сериале.

Если человек поработал Снегурочкой на ёлках, аниматором или раскован тренингом (не говоря о корочке актёрского вуза) ему это будет сделать легко. Однако необходимо иметь в зале одну-двух подсадных уток из своих же собратьев-помощников или актёров (для начала и для красивого финала перформанса) и отрепетированные с ними заранее мини-спектакли. Тогда и у обычных зрителей появляется драйв и в подсадной утке, приготовленной на финал, бывает уже нет необходимости.

Первофмансы плейбек театров могут быть благотворительными, бартерными и просто – платными. Пиаря свой бизнес, напирайте на выражение «психологическая импровизация» и не забывайте упоминать имя великого психотерапевта Якоба Леви Морено, который сто лет назад в Вене и придумал первый в истории психологии психологический театр – театр психодрамы (не путать с символдрамой!) Итак, если вам надоело быть аниматором на пьяных корпоративах, или вы не знаете, что делать с курсами актёрского мастерства – попробуйте себя в свежем и очень модном формате – плейбек театр. Театр психологических импровизаций.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Источник

Плейбек-театр: вернуть зрителю его историю

Это не театр в классическом смысле. Не психотерапия, хотя и может дать похожий эффект. Здесь у каждого зрителя есть возможность стать соавтором и героем спектакля, в буквальном смысле увидеть себя со стороны и вместе со всеми пережить настоящий катарсис.

В этом театре каждый спектакль рождается на наших глазах и больше не повторяется. Любой из сидящих в зале может рассказать вслух о каком-то событии, и оно тут же оживет на сцене. Это может быть мимолетное впечатление или то, что врезалось в память и давно не дает покоя. Ведущий расспросит говорящего, чтобы прояснить суть. А актеры – обычно их четверо – не повторят сюжет буквально, а сыграют то, что они в нем услышали.

Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что другие люди реагируют на его историю

Каждая постановка пробуждает сильные эмоции у актеров и зрителей. «Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что он присутствует в мире и что другие люди реагируют на его историю – показывают на сцене, сопереживают в зале», – объясняет психолог Жанна Сергеева. Тот, кто рассказывает о себе, готов открыться незнакомым людям, потому что ощущает себя в безопасности – это базовый принцип плейбека. Но почему это зрелище увлекает зрителей?

«Наблюдая, как чужая история с помощью актеров раскрывается, подобно цветку, наполняется дополнительными смыслами, обретает глубину, зритель невольно думает о событиях своей жизни, о собственных чувствах, – продолжает Жанна Сергеева. – И рассказчик, и зрители видят: то, что кажется незначительным, на самом деле заслуживает внимания, каждый момент жизни можно глубоко прочувствовать».

Интер­активный театр придумал около 40 лет назад американец Джонатан Фокс (Jonathan Fox), соединив театр импровизации и психодраму. Плейбек сразу же стал популярен во всем мире; в России его расцвет начался в нулевые, и с тех пор интерес только растет. Почему? Что дает плейбек-театр? Этот вопрос мы адресовали актерам, нарочно не уточняя, дает – кому? И получили три разных ответа: про себя, про зрителя и про рассказчика.

«На сцене я в безопасности и могу быть настоящей»

Наталья Павлюкова, 35 лет, бизнес-тренер, актриса плейбек-театра «Соль»

Источник

Playback театр что это такое

Формы игры в плэйбэк театре

Статья взята из журнала Практическая психология.
Загряжская Елизавета, Романова Вера

Загряжская Елизавета – клинический психолог, психодраматерапевт, преподаватель психологии и психодрамы в МГУ им. М.В.Ломоносова, актер, кондактор и руководитель труппы плэйбэк театра (Москва), плэйбэк практик и тренер плэйбэк групп, член международного сообщества плэйбэк театра (IPTN). E-mail: psychodramatist@newmail.ru

Романова Вера – студентка факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, актриса плэйбэк театра (Москва).

Резюме статьи: В статье описываются формы игры в плэйбэк театре. Они являются важными элементами структуры плэйбэк перформанса.

Zadryazhskaya E., Romanova V.
Playback Theatre play forms
Summary: The article describes Playback Theater play forms. They are important elements of playback performance structure.

Ключевые слова: плэйбэк театр, перформанс, кондактор, формы игры в плэйбэк театре, Жидкая скульптура, Трансформация, Хор, Говорящий хор, Пять элементов, Картина, Фотографии, Коллаж, Домино, Открытая заморозка, Розетка, История (Сцена), Эпизоды, История в одно слово, Свободная форма (Свободный джаз), История в трех предложениях, История в частях, Палитра, Спектр, Три солиста, Синхронизация (Синхронный перевод), Мозаика, Символическая История, Рассказ в форме V, Эхо, Салют, Пары, Встреча символов, Куклы (Греческие куклы), Балет рук, Балет ног, Плэйбэк-марионетки, Мудрец, Хайку, Табло.

Keywords: playback theatre, playback performance, conductor, Playback Theatre play forms, Fluid Sculpture, Transformation, Chorus, Speaking Chorus, Five elements, Picture, Photos, Collage story, Dominoes, Open Freeze, On the Jack, Story (Scene), Episodes, One-word Story, Free Form (Free Jazz), 3-sentence story, N-part story, Palette, Spectrum, Three soloists, Synchronization, Mosaic, Symbolic Story, Narrative-V, Echo, Salute, Pairs, Meeting of symbols, Dolls (Greek Dolls), Hands ballet, Feet ballet, Playback Puppets, Wise man, Action Haiku, Tableau

Жидкая скульптура: рассказчик дает из зала короткий эмоционально насыщенный ответ на вопрос кондактора. Актеры по очереди выступают вперед с повторяющимся звуком и движением, выражающим какой-то аспект чувств рассказчика (изображается только рассказчик, а не объект, вызывающий эти эмоции, или другой персонаж). Играет музыка. Актеры придают действию органичную (гармоничную, целостную) скульптурную форму. Актер, выступивший первым, останавливается, за ним следуют остальные. На короткое время скульптура замирает в финальной позе.
Происхождение формы: Форма Жидкая скульптуры была создана Джонатаном Фоксом.

Трансформация: когда рассказчик описывает свои переживания так, что в них на смену одному чувству приходит другое, то можно показать ему это в форме Трансформация. Сначала актеры играют первое чувство в форме жидкой скульптуры, потом замирают в финальной позе, а потом сразу (без перехода в нейтральные позиции) начинают играть второе чувство тоже в форме жидкой скульптуры.
Происхождение формы: Форма Трансформация разработана в Школе плэйбэк театра в Нью-Йорке.

Хор: актеры (два и более) становятся очень близко друг другу и играют, используя голос и движение как единый организм. Один человек предлагает реплику, другие немедленно ее подхватывают и развивают, пока не будет предложена следующая. Каждая реплика произносится с характерной интонацией, сопровождается движением, жестом, мимическим и пантомимическим выражением; актеры вместе с репликой повторяют синхронно эти движения, жесты и т.д. В форме хора можно сыграть целую историю, используя его как короткую форму, или элемент длинной истории, которая разыгрывается в форме истории. Актер может отделиться от хора на какое-то время и сыграть другого персонажа, а потом снова влиться в хор.
Происхождение формы: Форма Хор была создана Френсисом Баттоном (Австралия).

Говорящий хор: двое актеров сидят на стульях, близко друг к другу, остальные – стоят сзади них. Кондактор спрашивает несколько зрителей подряд об их чувствах, настроении. Когда несколько человек сообщают об этом, актеры одновременно играют все эти чувства, используя только мимику и голос (звуки, слова). Музыкант при этом не аккомпанирует. Эту форму удобно использовать в начале перформанса для разогрева аудитории.
Происхождение формы: Нам точно не известно происхождение этой формы. Мы узнали ее от актеров плэйбэк театров Финляндии, где она достаточно часто используется.

Пять элементов: актеры встают на сцене в один ряд. Каждый из пяти актеров играет всю историю целиком (или любую ее часть), используя только одно выразительное средство: движение (танец), песня (голос), действие с тканями (реквизитом), музыка (актер берет какой-либо музыкальный инструмент и играет мелодию на нем, или это делает музыкант), мимика, речь и т.п., при этом используемое выразительное средство не должно повторяться дважды. Актеры играют по очереди: когда первый, отыграв свою часть, замирает, вступает следующий и т.д. Последний актер изображает самого рассказчика.
Происхождение формы: Форму Пять элементов создал Питер Холл (Австралия), в оригинале она исполняется без слов.

Картина: Актеры под музыку выходят и занимают места на сцене. Музыка останавливается. Каждый актер далее играет любой фрагмент истории, стоя на своем месте (без перемещений). Используются мимика, пантомима, слова, звуки. Музыка сопровождает игру. В конце все одновременно замирают.
Происхождение формы: Нам неизвестно, где впервые появилась эта форма. Ее активно используют плэйбэк труппы Германии (г. Бремен, г. Кассель и др.).

Фото (Фотографии): история, рассказанная кем-то из зрителей, пересказывается кондактором примерно в 5 емких и коротких предложениях, обычно в настоящем времени и фразами из истории. После каждого предложения актеры четко, быстро и резко застывают в образе, выражающем сказанное. Они не издают звуков и используют минимум движений.
Форму Фотографий удобно использовать, когда рассказчик сообщает о большом количестве дел или событий, и при этом не говорит о своих чувствах: эта форма провоцирует человека почувствовать эмоции. Существует множество вариаций этой формы. В одной из них актеры могут использовать звуки и движения.
Происхождение формы: В Плэйбэк театре Мельбурна, где впервые возникла эта форма, она называется Табло.

Коллаж: используется обычно, если в истории рассказчика отражена широкая социальная панорама. Кондактор просит рассказчика выбрать актера на роль себя, другие персонажи не выбираются. Актеры встают в ряд на заднем краю сцены лицом к зрителям. Один человек выступает вперед и играет какой-то аспект, момент или образ из истории. Другие могут присоединяться, чтобы полнее отыграть этот момент. Затем все возвращаются на линию, и следующий актер выступает вперед и т.д. Соблюдать хронологию не обязательно.
Форма Коллаж может быть использована также для завершения перформанса. Тогда актеры исполняют подряд много эпизодов из историй, прозвучавших во время представления. Подчеркнуть ценность каждой истории, придать ей глубину и художественную форму можно, если актер, выступающий вперед, начинает свою фразу так: «Однажды…», или «Жили-были…» и т.п.
Происхождение формы: Эта форма была создана Хадсон Ривер Плэйбэк театром (США).

Домино: актеры встают в ряд на заднем краю сцены лицом к зрителям. Кондактор пересказывает историю рассказчика в 3-5 предложениях в настоящем времени и фразами из истории. После каждого предложения один актер выступает вперед и играет одну роль, соответствующую этой части истории, которую он выбирает сам. Другие актеры один за другим последовательно, быстро, ритмично присоединяются к первому, создавая общую картину произошедшего. Далее все замирают в позах. Затем кондактор произносит второе предложение, и актеры по очереди меняют свои позы, создавая вторую картину. (Смена ролей и поз актеров происходит через занятие ими нейтральных позиций). И т.д.
Эта форма также подходит, чтобы сыграть серию историй из одного предложения: разные рассказчики последовательно из зала говорят по одному предложению, фразе, и актеры играют их в форме Домино.
Происхождение формы: Мы узнали форму Домино от Петроса Теодору, руководителя плэйбэк театра «T!ING» (Греция, Солоники). П.Теодору назвал эту форму разновидностью Фотографий. Она также похожа на Коллаж, но отличается тем, что в Коллаже рассказчик выбирает актера на роль себя, а в Домино – нет, а также тем, что в Коллаже эпизоды не называются кондактором (актеры сами их выделяют свободно), а в Домино – кондактор произносит названия эпизодов. В Домино актеры быстро и ритмично присоединяются к игре того, кто вышел вперед, а в Коллаже они действуют в свободном темпе и ритме.

Открытая заморозка: актеры встают двумя колоннами по бокам сцены. После того, как история рассказана, актеры по одному выходят в центр сцены и исполняют любую часть истории (в то время, как один актер играет, остальные остаются на своих местах в колоннах или иногда они могут сопроводить первого актера, но только если они уверены, что это поможет сделать сцену ярче, а потом возвращаются на свои места в колоннах). Первый актер, сыграв свою часть истории, замирает в центре сцены, далее второй актер исполняет свою часть истории, подстраивается к первому и тоже замирает, и.т.д.
Происхождение формы: Форма Открытая заморозка была создана плэйбэкерами Израиля.

Розетка: актеры стоят на сцене в форме прямоугольника в нейтральных позах. Они играют, стоя на своих местах, или могут перемещаться строго по горизонтали, вертикали или диагонали прямоугольника. Каждый актер играет свой аспект истории один и не одновременно с другими актерами. Перемещение актера в другую точку прямоугольника осуществляется им достаточно стремительно, при этом характер движения нейтрален (как выход на сцену). Если другой актер замечает, что первый движется в точку, где он стоит, то он может покинуть свое место, а может и остаться, он также может отвернуться от идущего к нему или пойти ему навстречу. 3 этапа: движение в новую точку, экспрессивная игра, принятие нейтральной позиции. В процессе игры актеры используют минимум плача, смеха, слов, падений на пол, больше пантомимы, жестикуляции. Эту форму удобно использовать, когда история рассказчика содержит множество аспектов.
Происхождение формы: Форма Розетка была создана плэйбэкерами Новой Зеландии и является подражанием театру Гротовского.

История (Сцена): рассказчик выходит на сцену, садится рядом с кондактором, рассказывает историю, выбирает актеров на роль себя и обычно основных действующих лиц. Не разговаривая между собой, актеры занимают места на сцене, пока играет музыка, разыгрывают историю (музыка сопровождает всю игру). После того, как история сыграна, кондактор спрашивает рассказчика о его впечатлениях. 5 этапов: интервью, мизансцена, разыгрывание истории, благодарность рассказчику (взгляд на него) и расспрос о впечатлениях.
Происхождение формы: Классический вариант формы История (Сцена) был создан Джонатаном Фоксом, основателем плэйбэк театра.

Эпизоды: когда история рассказчика очень большая и состоит из нескольких эпизодов, то кондактор может структурировать ее исполнение, задавая актерам словами, какой эпизод нужно сыграть. После того, как актеры в форме Истории (Сцены) сыграли нужный эпизод, кондактор объявляет следующий. И.т.д. Последовательность эпизодов, задаваемая кондактором, может не совпадать с последовательностью, в которой их рассказывал рассказчик.
Происхождение формы: неизвестно.

История в одно слово: рассказчик выбирает только актера на роль себя, остальные актеры берут себе роли сами. Эта форма исполняется как История, однако каждый актер может говорить только одно слово в течение всего действия. Это слово нужно пронести через всю историю. Актер может поизносить выбранное им слово с разной интонацией, разным тембром в разные моменты действия, диалоги с другими персонажами тоже происходят только с помощью одного слова от каждого из них.
Происхождение формы: Эта форма возникла из упражнения, предложенного Джонатонам Фоксом, направленного на тренировку исполнения актерами историй рассказчика. Оно так понравилось участникам тренингового курса, что они решили использовать его как форму плэйбэк игры.

Свободная форма (Свободный джаз): после того, как история рассказана, кондактор предлагает рассказчику выбрать актера на роль себя. Остальные актеры выбирают себе роли сами и могут даже менять в процессе игры. Внешние и внутренние роли могут присутствовать на сцене одновременно. И даже выбор актера на роль рассказчика не обязателен. Это свободная импровизация. Актеры используют любые выразительные средства для исполнения своих ролей. Действие на сцене сопровождается музыкой.
Происхождение формы: Эта форма имеет смешанное происхождение.

История в трех предложениях: кондактор приглашает зрителей рассказать историю в трех предложениях (если нужно кондактор делает выжимку из истории). Три актера выходят на сцену. Первый актер, прослушав все три предложения, старается передать суть первого предложения, используя голос, тело, ткани, движение в пространстве сцены, затем он замирает. Второй актер делает то же самое для второго предложения и т.д. Он может обращаться к первому, застывшему, но тот не отвечает. Актеры могут изображать разных персонажей.
Происхождение формы: Эта форма создана в Плэйбэк театре Юджина (штат Орегон, США).

История в частях: играется так же, как и предыдущая форма, но здесь актеры сами выделяют в истории три ключевые части. Можно также разделить историю на 4-5 частей и тогда большее количество актеров может играть на сцене.
Происхождение формы: Эта форма имеет смешанное происхождение. В Швейцарии она известна под названием «Трилогия».

Палитра: эта форма используется для исполнения историй, в которых повествуется о последовательности событий, произошедших с рассказчиком, и о смене его чувств. Актеры встают полукругом и по очереди играют последовательность действий, эмоций или событий истории в хронологическом порядке – по одному действию на каждого актера. После того, как последний актер сыграл свою часть истории, все актеры одновременно начинают играть каждый свой аспект, а затем находят завершение (одновременно замирают). Игра сопровождается музыкой. Палитра отличается от Истории в частях тем, что в Палитре обычно каждый актер играет рассказчика (его состояния, переживания), тогда как в Истории в частях актеры могут играть разных персонажей истории.
Происхождение формы: Нам неизвестно, где впервые появилась эта форма. Мы узнали ее от Йозефа Паради, тренера плэйбэк групп и директора Плэйбэк Театра сновидений в Будапеште (Венгрия).

Спектр: играется аналогично Палитре, но каждый последующий актер начинает исполнять свою часть истории, копируя финальную позу предыдущего актера. И после выступления последнего актера действие заканчивается, т.е. в конце нет одновременного исполнения актерами всех частей истории.
Происхождение формы: неизвестно.

Три солиста: Три актера выходят на сцену. Они сами выделяют в истории три ключевые части. Первый актер делает шаг вперед и играет одну из частей истории (не обязательно в хронологическом порядке), используя мимику, пантомиму, ткани. Затем он замирает в финальной позе. Далее второй актер встает рядом с первым и копирует его позу. Первый актер после этого встает в нейтральную позицию и отходит назад. Далее второй актер играет свою часть истории и т.д. После того, как третий актер сыграл свою часть истории и замер в своей финальной позе, первые два актера выходят вперед так, чтобы все твое встали в линию, и каждый занимает свою финальную позу. Актеры могут изображать разных персонажей, а также символические образы. Важно, чтобы актеры делали свои движения очень медленно и продолжительно. В основном они играют невербально, однако допускается использование звуков или отдельных слов.
Происхождение формы: Форму Три солиста создал Петрос Теодору, руководитель плэйбэк театра «T!ING» (Греция, Солоники).

Синхронизация (Синхронный перевод): один актер занимает центральное место на сцене, другие четверо встают в один ряд на краю сцены (справа или слева). Первый актер играет всю историю, используя только жесты, мимику и пантомиму. Остальные четверо с произвольной последовательности озвучивают действия первого актера словами (реже – мелодией и звуками), сохраняя эмоциональную нейтральность и не используя движений. Эта форма может быть применена, когда история рассказчика длинная и все события в ней происходят вокруг него, а также для исполнения истории в юмористическом ключе.
Происхождение формы: Нам неизвестно, где впервые появилась эта форма. Мы узнали ее от Петроса Теодору, руководителя плэйбэк театра «T!ING» (Греция, Солоники).

Символическая история: после того, как рассказчик рассказал свою историю, кондактор просит актеров дать свои ассоциации к ней, обозначая, что существует три типа ассоциаций – с миром природы (природных явлений), с миром общества (людей), с миром культуры (сказок, художественных произведений, фильмов и т.п.). Актеры четко, ясно и нейтральным голосом по очереди говорят свои ассоциации, используя форму: «У меня Ваша история ассоциируется с …» или «Ваша история напоминает мне…». Рассказчик далее может поделиться своей ассоциацией, пришедшей ему в голову, и выбирает один из названных образов (сюжетов), который ему откликается. Далее актеры играют историю, используя и первоначальное ее содержание, и символическое (ассоциацию).
Происхождение формы: Форма Символической истории была создана Елизаветой Загряжской, руководителем плэйбэк труппы в Москве (Россия).

Рассказ в форме V: актеры стоят на сцене в форме V. Актер, стоящий впереди, рассказывает историю от третьего лица, используя жесты, но, не разыгрывая ее. Другие актеры эхом повторяют жесты рассказчика, но не смотрят на него. Можно иногда использовать и звуки.
Происхождение формы: Эта форма была создана Хадсон Ривер Плэйбэк театром, художественным руководителем которого является Джо Салас (США).

Эхо: актеры становятся буквой V острием к зрительному залу, образуя три ряда. Актер, стоящий впереди подразделяет историю на три части и первым начинает играть каждую из них. Исполнив свою часть, первый актер плавно приседает. Актеры, стоящие сзади, развивают то, что он сыграл, при этом интенсивность игры нарастает, достигая максимума в последнем ряду (это касается и движений, и громкости голоса и содержания, которое может стать гротескным). Два актера второго и третьего рядов играют одновременно, но, не перебивая друг друга, по завершении своей части тоже садятся или замирают в позах, соответствующих сыгранному. Как только третий ряд окончил свою игру, первый актер поднимается и начинает следующую часть и т.д.
Происхождение формы: Форма Эхо, вероятно, является модификацией Рассказа в форме V, имеет смешанное происхождение и много разновидностей исполнения.

Салют: актеры стоят на сцене в форме пятиконечной звезды. После того, как актер, стоящий впереди, отыграл свою часть, все остальные хором (как залп салюта) повторяют его последнее слово и сопровождающий его жест. Затем актеры сдвигаются на одну позицию по часовой стрелке и повторяют последнее слово и жест второго актера, который теперь стоит впереди и т.д. В конце, после того, как все актеры отыграли и вернулись на свои изначальные места, каждый повторяет свое последнее слово и движение.
Происхождение формы: Форма Салют была создана актерами Московского плэйбэк театра (Россия).

Пары: актеры становятся в пары один позади другого, изображая две части одного человека. Кондактор расспрашивает зрителей об амбивалентных чувствах. Первая пара начинает, вторая продолжает. Каждый член пары играет одно чувство рассказчика. Во время игры актеры остаются в парах, чтобы визуально создавать образ одного человека.
Модификация этой формы: Если на сцене 5 актеров, то четыре из них образуют пары, а один обычно встает между этими парами актеров и играет один последовательно два амбивалентных чувства, четко разделяя их короткой паузой. После игры всех актеров музыкант также может исполнить Музыкальную Пару – две мелодии, каждая из которых выражает одно из противоположных чувств, о которых рассказал зритель (для этого можно использовать музыкальные инструменты, издающие разные типы звуков).
Происхождение формы: Классический вариант Формы Пары был создан Джонатаном Фоксом.

Встреча символов: эта форма плэйбэк театра применяется при работе со сновидениями. Три актера на сцене изображают один символ из сновидения рассказчика, трое других – другой символ, и они встречаются в центре сцены.
Происхождение формы: Форма Встреча символов была создана Йозефом Паради, руководителем Плэйбэк Театра сновидений в Будапеште (Венгрия).

Куклы (Греческие куклы): на сцене играют 4 актера. Первый актер выходит на сцену и с нейтральным выражением лица нейтральным голосом говорит слово (фразу). Второй актер выходит на сцену, делает из первого куклу специфическим способом и отходит на задний план сцены. После этого первый актер произносит то же слово (фразу), но уже из роли куклы, используя интонацию и сохраняя позу куклы. Далее он принимает нейтральную позицию и тоже отходит на задний план сцены. Затем третий и четвертый актеры делают на сцене аналогичные действия. Когда они закончи все четыре актера одновременно делают шаг вперед и останавливаются на несколько мгновений в нейтральных позах.
Процедура делания куклы: мастер (кукловод) не дотрагивается физически о тела куклы. Оба они представляют, что между ними есть невидимые ниточки, дергая за которые можно придать телу куклы позу. Мастер отрывистым, резким движением руки на расстоянии указывает кукле на часть ее конечности (тела, головы) и далее тянет куклу за эту часть ее тела в нужную сторону (в соответствии с замыслом мастера), не дотрагиваясь до нее (как тянут за ниточку). Потом мастер выбирает другую часть тела куклы и тянет ее в другую сторону и т.д.
Происхождение формы: Эту форму создал Петрос Теодору (Греция), поэтому в России мы называем ее Греческие Куклы.

Балет рук: двое актеров держан непрозрачное полотно. За ним располагаются остальные актеры так, чтобы были видны только их руки над полотном. Актеры придают своим пальцам и кистям рук разные позы, используют голос, движение, появление, исчезновение из-под полотна рук.
Происхождение формы: Нам не известно точное происхождение этой формы.

Балет ног: играется аналогично балету рук, только в данном случае из-под непрозрачного полотна видны только ноги актеров. Актеры играют историю рассказчика ногами. При этом они используют голос. Эту форму удобно использовать, если актеры играют на сцене, а зрители при этом сидят ниже уровня сцены.
Происхождение формы: Нам неизвестно точное происхождение этой формы.

Плэйбэк-марионетки: двое актеров на сцене держан непрозрачное полотно (занавес). За ним – пять актеров. Рассказчик излагает свою историю. После этого пять разных предметов человеческого обихода появляются поверх занавеса (например, топор, миксер, игрушка, бутылочка с моющим средством, линейка, туфля и п.т.), из которых зритель выбирает персонажей на роль себя и ключевых героев истории. Затем эти марионетки начинают разыгрывать историю. Действие сопровождается музыкой.
Происхождение формы: Нам точно неизвестно происхождение этой формы. Она описана в книге Джо Салас (Джо Салас, 2009, с.43) и используется труппами разных стран мира.

Мудрец: кондактор приглашает зрителей задать вопросы, какие они хотели бы адресовать мудрецу. Мудрецом выступает труппа актеров. Актеры в свободной форме импровизации иносказательно, метафорически отвечают на эти вопросы (в том числе вопросом на вопрос)[1]. При этом актерам важно использовать нелинейную логику мышления и действия. Эту форму удобно использовать в конце перформанса.
Происхождение формы: Мы узнали об этой форме от Йозефа Паради, тренера плэйбэк групп и директора Театра сновидений в Будапеште (Венгрия).

Хайку: один из актеров встает посередине сцены, другой – сбоку. Кондактор просит зрителей высказать свои мысли, которые возникли у них в ходе перформанса, или просто сказать по одному любому слову. Затем кондактор передает эти фразы (слова) актерам. Актер, стоящий в центре сцены создает из этих фраз (слов) художественное произведение, похожее на хайку. После того, как он произносит первое предложение, второй актер придает телу первого позу, выражающее это утверждение. Сохраняя эту позу, первый актер произносит второе предложение, второй актер слушает его, а потом вносит изменения в позу первого, и т.д. С помощью этой формы можно заканчивать перформанс.
Происхождение формы: Плэйбэк-форма Хайку была создана Джонатонам Фоксом.

Табло: эта форма часто используется для завершения плэйбэк перформанса. Кондактор просит всех актеров, участвовавших в представлении, выйти на сцену и сыграть любую роль из любой истории, рассказанной зрителями, которая тронула лично его. Актеры последовательно выходят в центр сцены, и каждый играет один свою роль. При этом они объединяются в общую скульптуру. Желательно, чтобы максимальное количество героев историй было представлено актерами. После того, как последний актер сыграл выбранную им роль, все актеры одновременно начинают играть каждый свой аспект (иногда подхватывая, и иногда споря друг с другом), а затем находят завершение (одновременно замирают в соответствующих позах).
Происхождение формы: Форма Табло имеет смешанное происхождение. Нас научил этой форме Йозеф Паради, тренер плэйбэк групп (в том числе ведущий тренер первых московских плэйбэк актеров) и директор Плэйбэк Театра сновидений в Будапеште (Венгрия).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *