Туристический кластер что это такое
Создание концепции туристского кластера
Что такое туристский кластер
Туристский, или же туристско-рекреационный кластер — это особая форма территориальной организации предприятий (резидентов кластера), принимающих участие в производстве комплексного турпродукта.
Кластер рассматривается как система, способная создать особую инновационную среду, благоприятствующую повышению конкурентоспособности каждого предприятия и развитию территории в целом.
А с точки зрения менеджмента это сочетание предприятий, зачастую объединенное пересекающимся штатом сотрудников, единым управленческим аппаратом и системами кросс-продаж (cross-sales).
Таким образом, при наличии соответствующего туристского ресурса, грамотно разработанной концепции, экономически просчитанной ее практической реализации и правильном продвижении, кластер становится самостоятельной туристской дестинацией^ то есть конечным пунктом и основной целью путешествия туриста.
Кластер значительно выгоднее, чем просто большой загородный комплекс, потому что может функционировать круглый год без значительных потерь в доходе: предприятия внутри кластера (резиденты) подбираются так, чтобы сезонность одних совпадала с несезонностью других.
Кроме того, для всех предприятий кластера целевая аудитория общая, то есть мы завоевываем ее внимание единожды, а не для каждого объекта отдельно.
Подход к созданию туристского кластера
Создание туристского кластера — масштабный процесс, влекущий за собой гораздо большую ответственность, чем работа над, например, проектом загородного гостиничного комплекса.
Туристский кластер может входить в особую экономическую зону (ОЭЗ) или территорию опережающего развития (ТОР).
Какие этапы входят в процесс разработки
Прежде чем приступить к разработке концепции освоения земли под туристский кластер, мы анализируем внешнюю среду, имеющуюся инфраструктуру, думаем над целевой аудиторией и делаем аналитику возможных конкурентов.
Для туристского кластера разрабатываем общую концепцию проекта и отдельные концепции для каждого вида бизнеса, который будет включен в кластер, т. е. будет являться его резидентом.
Основная задача на этапе работы с концепцией — создать самый оптимальный набор предприятий и разработать такую систему, при которой каждая часть территории кластера будет функционировать максимально эффективно.
Для каждого туристского кластера набор предприятий будет уникальным, даже если бренд кластера является масштабируемым (как наша разработка для проекта SMART LAND) : мы масштабируем не наполнение, а идеологию.
В рамках проекта туристского кластера SMART LAND ALTAY мы разработали идею специализированной управляющей компании, которая может создавать кластеры с варьируемым функционалом, но узнаваемым качеством. Так мы каждый раз сможем менять состав предприятий, но оставлять неизменными высокие стандарты бренда.
Целевая аудитория туристского кластера
Туристский кластер необходим регионам, которые обладают соответствующим потенциалом: для развития региона туристских маркеров — например, музеев — недостаточно.
Кластер становится самостоятельной дестинацией, то есть пунктом назначения в туристском маршруте, и привлекает в регион новых людей, поэтому в регионе будут развиваться инфраструктура, клиентский бизнес, внутренняя торговля, культурно-познавательные места.
Именно поэтому мы говорим про ответственность: туристский кластер по сути формирует облик региона.
То, какими будут посетители кластера, то есть прямая целевая аудитория, зависит от предприятий внутри кластера, расположения, особенностей земли и региона, предложенной инфраструктуры внутри кластера и т. д.
Посетителям должен быть близок тот набор предприятий, который мы подберем для кластера, поэтому до того, как его продумывать, мы анализируем потенциального потребителя и ориентируемся на его запросы. Только после этого мы формируем состав кластера.
Каких результатов позволяет добиться грамотная концепция
В туризме есть такое понятие как дестинация — территория, которую турист выбирает для посещения и где проводит некоторое время. Например, Санкт-Петербург — дестинация, в состав которой входят туристские кластеры, например исторический центр города.
Наша ключевая цель — превратить территорию земли в самостоятельную туристскую дестинацию, которая будет функционировать практически как небольшой город, которой будут доверять без привязки к местности.
Теоретические основы формирования туристского кластера
Экономические науки
Похожие материалы
В условиях мирового финансово-экономического кризиса и в туризме возникла необходимость в укреплении партнерства между государством, бизнесом, образованием и наукой. Перестройке способов организации производства и территориальной структуры туризма способствовало развитие рыночной экономики в России. Кластерный подход был признан основным методом развития туристской отрасли.
Применение кластерного подхода в туриндустрии в условиях переходной экономики является весьма актуальным и связано с целым рядом особенностей данной отрасли. В первую очередь с нематериальным характером турпродукта, создаваемого на конкретной территории, на основе местных ресурсов при взаимодействии хозяйствующих субъектов и администрации региона и наличии тесных межотраслевых связей.
Применение кластерного подхода для стратегического планирования регионального туризма приводит к масштабному мультипликативному эффекту.
Кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.
Центральным понятием кластера выступают туристские ресурсы, им принадлежит решающая роль в развитии туризма, потому что они в большей степени основным являются мотивом и причиной участия людей в туристских поездках.
В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующая трактовка туристских ресурсов — это природные, исторические, социально-культурные объекты исторического показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Туристический кластер — это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых правительством РФ.
Управляющей компанией туристического кластера признается юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными особыми экономическими зонами (ОЭЗ), входящими в туристический кластер.
В законопроекте говорится также, что на момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении, в пользовании или в распоряжении граждан или юридических лиц. Срок существования туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, может быть продлен по решению правительства РФ не более чем на 29 лет.
На момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении, в пользовании или в распоряжении граждан или юридических лиц.
В проекте закона предлагается распространить действующий упрощенный миграционный режим для высококвалифицированных иностранных специалистов, привлекаемых для работы в кластере.
Цель создания туристического кластера — повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч.:
Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.
Основоположниками кластерного подхода были А. Маршалл и Б.С. Ястремский, и изначально он был применен к промышленному производству, но популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал Майкл Портер профессор Гарвардской школы бизнеса.
Предпосылки для возникновения кластера были представлены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции». Помимо традиционных факторов — условий спроса, конкурентной среды и наличия поддерживающих производств — на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы!) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.
Основными характеристиками туристских кластеров мы считаем следующие:
Выгода от формирования рекреационного кластера заключается в следующих основных аспектах:
Конфигурация туристского кластера, по С. Нордин, представляет:
Чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация, по мнению профессора М. П. Войнаренко необходимо пять условий — «5И»:
Под туристским кластером мы предлагаем понимать совокупность предпринимательских структур, органов власти и государственных учреждений, общественных организаций, функционирующих в индустрии туризма и смежных отраслях, совместно использующих туристские ресурсы определенного региона для формирования, продвижения и реализации его туристского продукта с целью удовлетворения рекреационных потребностей и повышения своей конкурентоспособности и конкурентоспособности региональной экономики.
Отличительная черта кластера — целевая предпринимательская деятельность.
12 характерных признаков кластеров:
7 основных характеристик кластеров:
Стратегические проекты развития кластера:
Ресурсный потенциал туристического кластера:
Эффективное использование ресурсного потенциала кластера оказывает содействие четкому выделению в его границах рыночного фактора — туристический спрос — туристическое предложение.
Основоположником теории кластеров считается А. Маршалл.
Феномен кластеров впервые был подробно изучен известным ученым Майклом Портером при исследовании условий развития и деятельности 100 наиболее конкурентоспособных группировок крупных, средних и множества малых предприятий, расположенных в различных странах мира. Такие группировки предприятий одной отрасли формируются потому, что одна или несколько крупных фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение, постепенно создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей. В свою очередь, успехи такого окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности всех участников этой группировки компании. Такие образования и есть кластеры.
Для участников кластеров расширяется доступ к информации относительно разных аспектов деятельности, открывается возможность создания компьютерного центра и использования сети Internet для получения информации об имеющихся свободных материальных ресурсах, рынках сбыта, возможностях выхода на зарубежные рынки, налаживанию связей с партнёрами по производству, а также получению информации о конкурентах, как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Суть создания кластеров состоит в том, чтобы на основе научно-обоснованных комплексных решений, а также коммерческих механизмов сформировать условия для инновационного развития туризма.
Структура ядра туристического кластера включает множество компаний (туристических операторов), производящих или формирующих туристский продукт в различных его видах.
Главная причина необходимости формирования кластера на любом территориальном уровне состоит в повышении конкурентоспособности на всех иерархических уровнях — страны, региона, города, отрасли, предпринимательской структуры. Следовательно, представляется, что при определении сущности понятия «туристский кластер» необходимо учитывать данное обстоятельство.
Кроме того, следует иметь в виду, что уровень конкурентоспособности в туризме зависит от степени удовлетворённости потребителя — туриста. При этом турпродукт постиндустриальной эпохи представляет собой не просто набор туристских услуг (размещение, транспортировку, экскурсии, питание), а реализацию со стороны потребителя духовных, эмоциональных потребностей, опыта пребывания в необычных условиях путём созерцания непривычной для туриста окружающей среды.
Кроме того, в отличие от производства товара в производственной сфере, процесс формирования туристского продукта представляет собой процесс взаимодействия предпринимательских структур различных отраслей экономики. Поэтому многие учёные определяют туризм как сложный межотраслевой комплекс, включающий в себя — туристские фирмы, транспортные организации, музеи, коллективные и индивидуальнее средства размещения, предприятия ресторанного бизнеса и т.д. Индустрия туризма представляет собой межотраслевой хозяйственный комплекс, специализирующийся на создании турпродукта, способного удовлетворять специфические потребности населения в проведении досуга в путешествии путём производства и реализации товаров и услуг туристического назначения.
В рамках исследования анализа условий, способствующих или препятствующих развитию индустрии туризма, и оценки перспективности развития туризма кластер рассматривается, как «совокупность сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства.
Особое внимание при формировании туристского кластера необходимо уделять взаимосвязям между его элементами. Данная связь основывается не только на экономической выгоде участников, но и ориентирована на создание и реализацию качественных туристских услуг, удовлетворяющих потребности, как туристов, так и территории. Это выражается во взаимосвязи («транспорт — средства размещения — питание») как основных услуг кластера, так и во взаимосвязях («государственное управление — коммерческие организации — научно- образовательные учреждения»).
Идентификация туристского кластера (ресурсы, структура, границы, вид) необходима в процессе его формирования, развития и дальнейшего совершенствования. Эффективная работа всех элементов туристского кластера поможет не только значительно пополнить бюджеты территорий, но и образовать новую сферу занятости населения, стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов.
Кроме того, функционирование кластера позволит сохранить культурно-исторические памятники, природные парки и заповедники, оздоровить экологическую обстановку, развить сферу услуг, совершенствовать инфраструктуру территорий.
Ключевыми признаками, позволяющими судить о наличии туристского кластера на исследуемой территории, являются:
Признаки необходимы для доказательства наличия кластера на территории региона (муниципального образования) и могут быть использованы в ходе исследования состояния кластера.
Для российских туристских кластеров характерно неравномерное развитие структуры и каркаса кластера. Это в свою очередь приводит к появлению «узких мест», которые значительно осложняют работу туроператоров и тормозят развитие всего кластера. Наиболее часто «узкими» местами российских кластеров становятся: гостиничный сектор (нехватка номеров в периоды высокого спроса), транспортные предприятия (дефицит билетов) и транспортная инфраструктура (пропускная возможность вокзалов и терминалов; транспортная доступность населённых пунктов, входящих в кластер).
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Туристический кластер. Туристско-рекреационная особая экономическая зона. Туризм. Гостевой дом. Усадьба. Хутор. Деревня. Сельский агротуризм. Экотуризм
Рустам Минниханов вступился за сельских туроператоров: «Не вздумайте этих людей наказывать за то, что у них кто-то переночевал»
Управляющей компанией туристического кластера признается юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристический кластер.
На момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении, в пользовании или в распоряжении граждан или юридических лиц.
Срок существования туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, может быть продлен по решению правительства РФ не более чем на 29 лет. На момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туристический кластер, земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении, в пользовании или в распоряжении граждан или юридических лиц.
В проекте закона предлагается распространить действующий упрощенный миграционный режим для высококвалифицированных иностранных специалистов, привлекаемых для работы в кластере.
С нашими предложениями по улучшению развития отрасли «сельский туризм» и «агро-, эко-туризм»
можно ознакомиться здесь.
Обращайтесь к нам!
Цель создания туристического кластера – повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в т.ч.:
Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.
Первоначально кластерный подход был применен к промышленному производству, и его основоположниками были А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. «Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции».
Помимо традиционных факторов – конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств – на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы!) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.
Основными характеристиками туристских кластеров считаются следующие:
— наличие кооперации между субъектами туристского кластера (предпринимательскими структурами, органами власти и государственными учреждениями, общественными организациями), функционирующими в индустрии туризма и смежных отраслях (в (форме государственно-частного партнерства, ассоциаций, союзов и т.п.):
— совместное использование субъектами туристского кластера туристских ресурсов территории, на которой расположены туристские аттракторы, обладающей сложившейся туристской инфраструктурой (объект туристского кластера):
— наличие вертикальных (внутри продуктовой цепочки индустрии туризма) и горизонтальных взаимосвязей (между структурами, участвующими в процессе производства тур продукта) между участниками туристского кластера:
— наличие единой цели функционирования туристского кластера, заключающейся в повышении конкурентоспособности объектов и субъектов кластера, а также удовлетворении рекреационных потребностей за счет формирования, продвижения и реализации туристского продукта региона.
Типы кластеров:
По стадии жизненного цикла различают:
По видам туристских аттракторов различают:
Как правило, в одном туристском кластере сочетаются несколько туристских аттракторов.
По видам туристских ресурсов различают:
По масштабу различают:
По форме управления предлагают различать следующие виды кластеров: управляемые бизнес-структурами, управляемые органом государственной власти, управляемые на базе государственно-частного партнерства. По способу формирования выделяют целевые и исторически сложившиеся.
Выгода от формирования рекреационного кластера заключается в следующих основных аспектах:
— предпринимательские структуры, приходящие из других отраслей, ускоряют свое развитие, стимулируя внедрение инноваций и привлекая инвестиционные ресурсы для внедрения новых стратегий в рекреационном кластере;
— происходит свободный обмен информацией, что приводит к быстрому распространению инноваций по каналам поставщиков ресурсов или потребителей рекреационных услуг, взаимодействующих с конкурентами;
— взаимосвязи внутри рекреационного кластера ведут к появлению новыхпутей в конкуренции и создают новые возможности для его развития;
Конфигурация туристского кластера, по С. Нордин, представляет (рис. 1):
— комплекс туристских ресурсов, привлекающих не коренных жителей территории;
— концентрацию компаний, направленных на удовлетворение туристского спроса: рестораны, сектор размещения, транспортные услуги, ремесла и туристские агентства и т.д.;
— сектора и производства, направленные на поддержку туристских услуг;
— экологически чистую и дешевую инфраструктуру (дороги, топливо, канализация, медицинское обслуживание);
— компании и институты, обеспечивающие необходимую квалификацию кадрам, информационную поддержку и финансовый капитал;
— внутренние агентства, организующие и внедряющие кластерную концепцию;
— государственные органы, регулирующие и координирующие структуры, влияющие на кластерные образования.
Еще по теме субсидий, льгот, преференций:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем помочь вам официально получить налоговые льготы, преференции, субсидии.
Обращайтесь к нам!
Преимущества размещения на территории промышленных площадок (индустриальных парков):
Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта на территории ОЭЗ или ТОСЭР (с учетом льгот резидента и без льгот), на территории промышленной площадки, индустриального парка (с учетом субсидий и преференци и без них) для принятия взвешенного решения. Обращайтесь к нам!
Мы можем подобрать Вам промышленную площадку или индустриальный парк с оптимальными условиями размещения в которых вы получите дополнительный эффект от льгот, субсидий и преференций резидента. Обращайтесь к нам!
*** Виды государственной поддержки резидентов ПП и ОЭЗ РУ от муниципалитета (субъекта РФ):
**** Льготы резидентам ТОСЭР в моногородах
По сути, это означает законное выведение из под налогообложения значительной суммы добавочной стоимости (налогов с добавочной стоимости станет меньше на 37 процентных пунктов (!), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке будучи резидентом ТОР:
Компания имеет практический опыт сопровождения проектов промышленных (индустриальных) парков, промышленных (отраслевых и территориальных) кластеров (включая сопровождение резидентов ТОСЭР, ОЭЗ, промышленных площадок) Республики Татарстан и других регионв в конкурсе Министерства экономического развития России, Фонда развития моногородов, Минпромторга России
Также компания имеет практический опыт сопровождения 307 проектов предпринимателей
Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.
Ключевые компетенции сотрудников Компании:
Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании: