Заслуженный спасатель России рассказал, есть ли шанс выжить в море в шторм
На побережье Черного моря уже несколько дней подряд бушует непогода. Однако туристы все равно продолжают лезть в воду, несмотря на сильные волны и предупреждения об опасности. За последнее время на курортах Черного моря утонули уже как минимум 5 человек, включая двоих детей. Разбираемся со специалистами, почему люди идут на такие риски и есть ли шанс спастись из штормовых волн.
Фото: телеграм-канал «Кубанские Новости»
Не вышли из моря
В Анапе 5 июля, несмотря на непогоду, 13-летний подросток пошел купаться в море на необорудованном пляже. По предварительным данным, его стало уносить течением, на помощь бросились отец ребенка и его друг. В результате погибли все трое. Прокуратура Краснодарского края организовала проверку.
Позже было найдено тело 47-летнего мужчины, который также участвовал в спасении мальчика. Уточняется, что на всех пляжах Анапы организовано дополнительное оповещение для жителей и гостей города.
Шторм на Черном море не обошел и побережье Абхазии. В Гагре туристка из Санкт-Петербурга решила пойти поплавать с тремя детьми, несмотря на непогоду. Сотрудники гостиницы запретили отдыхающим купаться в опасном штормовом море, тогда женщина с детьми отправилась на реку Бзыбь.
До того, как прибыли спасатели, местные жители и очевидцы общими усилиями смогли спасти одного из детей. Позже из моря вытащили еще двух: трехлетнего мальчика и семилетнюю девочку. Мальчик скончался в больнице. Поиски матери продолжаются до сих пор.
Накануне городские власти предупредили жителей Сочи о возможной эвакуации из-за подтоплений. После сильных ливней в городе запретили купаться на местных пляжах из-за непогоды.
В шести муниципалитетах Кубани – Туапсинском и Славянском районах, Горячем Ключе, Сочи, Северском и Геленджике – был введен режим чрезвычайной ситуации. Сейчас там отслеживают уровень подъема рек и эвакуируют жителей подтопленных строений.
Фото: телеграм-канал «Кубанские Новости»
«Надежда на авось»
По мнению старшего преподавателя кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ, психолога Екатерины Лебедевой, туристы могут заходить в опасное штормовое море из-за авантюризма и желания получить адреналин.
При этом Лебедева отметила, что люди любят не сам адреналин, а когда опасная ситуация, которая провоцирует его выброс, проходит и наступает расслабление и эйфория. «У людей возникает зависимость от этого. Они хотят почувствовать радость после пережитого страха и ужаса», – сказала психолог в диалоге с Москвой 24.
По мнению Лебедевой, расчет на авось («а вдруг пронесет?») – это неспособность объективно оценивать ситуацию. В результате человек рискует не только своей жизнью, но и жизнью детей, позволяя им купаться в шторм.
Специалист отметила, что для осознания риска родителям стоит представить потенциальные последствия – как бушуют волны и голова ребенка скрывается в мутной воде. «Надо рассказывать такие истории, показывать последствия, может быть, тогда у большего количества людей возникнет стремление к разумной осторожности», – подчеркнула Лебедева.
Фото: телеграм-канал «Кубанские Новости»
Можно ли выбраться из штормового моря?
Заслуженный спасатель России, спасатель международного класса Александр Гофштейн рассказал, что на человека, оказавшегося во власти стихии, оказывает влияние множество факторов. «Это физическое и моральное состояние, когда он поддался на такую авантюру – купаться в штормовом море. Пьяный он или трезвый, хочет ли самоутвердиться перед кем-то или перед самим собой», – уточнил эксперт в интервью Москве 24.
Кроме того, на сложность ситуации влияет и само море: величина волн, береговая линия (мыс, бухта, крутые скальные берега или пляж). «Все это может повлиять на специфику течения в данном районе и надежность спасения. На крутом берегу в воде, где много валунов и крупные камни, даже на мели уже тяжело спастись», – отметил специалист.
По словам Гофштейна, при отбойном течении не нужно пытаться его преодолеть и плыть к берегу. Лучше успокоиться и плыть параллельно суше, пока вода не вынесет туда, где нет этого течения. Потом можно плыть к берегу, говорит спасатель. Однако есть риск попасть в очередное отбойное течение, предупредил он.
Специалист также отметил, что если человек не знает природы и специфики водоема, не имеет хорошей физической подготовки, то не стоит сразу бросаться в воду на помощь утопающему.
В такой ситуации Гофштейн рекомендует бегать по берегу и звать на помощь, привлекая внимание спасателей, искать плавсредства. Кроме того, в холодной воде физический ресурс человека сильно снижается, поэтому рассчитывать на свои силы без необходимых навыков и владения информацией о данном месте не стоит, заключил спасатель.
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
• коллективное рвение после команды «свистать всех наверх»
• общая спешная работа
• перен. общая мобилизация для выполнения срочного задания, спешная работа
• работа на корабле, выполняемая одновременно всем личным составом
• работа на судне, в которой участвует вся команда
• работа, которая делается срочно и поэтому часто плохо
• скоростной режим работы
• событие в застойные годы, завершающее месяц
• спешная работа, выполняемая всем коллективом
• общая спешная работа всей команды на судне
• это начинается на корабле после команды «все наверх»
• по-английски этот морской термин звучит как «over all» — «все наверх!», а как это слову звучит по-русски?
• работа, как на пожаре
• беготня по свистку боцмана
• работа по разгребанию завалов на работе
• какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать?
• штурмовая работа «за просто так»
• когда много работы
• матросы, работы много!
• запарка у матросов
• много срочной работы
• когда работы выше крыши
• спешная работа на судне
• все наверх, работы много!
• экстренная работа всем скопом
• свистать всех наверх!
• горячка на корабле
• генеральная судовая уборка
• генеральная уборка на корабле
• срочная корабельная работа
• работа для экипажа судна
• судовая уборочная штурмовщина
• коллективный труд на судне
• запарка в конце месяца
• срочная работа матросов
• срочная работа на корабле
• коллективный труд в конце месяца
• спешная работа для моряков
• работа «со всех ног»
• запарка на корабле
• штурмовщина в конце месяца
• тревога на корабле
• полундра со швабрами
• общая работа на судне
• быстрая работа на судне
• режим работы при цейтноте
• спешное разгребание завалов
• работа повышенной скорости
• Общая спешная работа на корабле
• Мобилизация работников для выполнения срочного задания
• Работа на корабле, выполняемая одновременно всем личным составом
• Выполняемая всем коллективом спешная работа
• Спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой
• все наверх, работы много
• какую работу начинают тогда, когда ее следовало бы заканчивать
• коллективное рвение после команды «свистать всех наверх»
• матросы, работы много
• оврал [не думаю вообще, чтобы мы обязаны были хранить чужое правописание в принятом слове; требование это несообразно.] морск. повелительное: пошел все наверх, на палубу; вызов всех должностных на работу, где это, по роду ее или при опасности, нужно: авральные работы: отдача якоря, съемка с якоря, уборка парусов в шквал и пр
• по-английски этот морской термин звучит как «over all» — «все наверх!», а как это слову звучит по-русски
• работа «со всех ног»
• свистать всех наверх
• штурмовая работа «за просто так»
• это начинается на корабле после команды «все наверх»
Студийный альбом Ванессы Мэй, вышедший в 1997 году.
«Разгул стихии» с полотен Ивана Айвазовского.
Что предвещает свечение моря?
Природное явление, заселяющее робинзонами необитаемые острова.
Достойное испытание для морского волка.
Пьеса русского драматурга Владимира Билль-Белоцерковского.
Состояние моря, запечатлённое на картине Айвазовского «Девятый вал».
Десять баллов по «шкале Бофорта».
БИТЦ
Немецко-американская актриса, исполнившая роль Даны в фильме «Геошторм».
Немецкая актриса, исполнившая роль Уте Фассбендер в фильме «Геошторм».
Ирландский актёр, исполнивший роль Дункана в фильме «Геошторм».
Герой Эдуарда Павулса в фильме «После шторма».
БУГРО
Египетский актёр, исполнивший роль Дуссетта в фильме «Геошторм».
Какая стихия может превратить штиль в шторм?
Американский актёр, исполнивший главную роль в фильме «Идеальный шторм».
Над каким из мировых океанов рождается больше всего бурь и штормов?
Американский актёр, исполнивший роль Джонни Шторма в фильме «Фантастическая четвёрка».
БАТЛЕР
Шотландский актёр, исполнивший роль Джейка Лоусона в фильме «Геошторм».
Этот адмирал загнал понятие шторма в жесткие рамки от 75 до 88 км/ч.
Американский актёр, исполнивший роль президента США в фильме «Геошторм».
Американский писатель, автор романов «Красный шторм поднимается», «Кремлевский кардинал», «Охота за «Красным октябрем».
Австралийская актриса, исполнившая роль агента секретной службы Сары Уилсон в фильме «Геошторм».
8 марта 2017 года знаменитая скала Лазурное окно на острове Гоцо, принадлежащем этой стране, рухнула в результате шторма.
Латвийский актёр, исполнивший роль Юриса в фильме «После шторма».
На этой планете сильнейшие шторма образуют большой белый овал размером в тысячи километров.
Американский актёр, исполнивший роль госсекретаря США Леонарда Деккома в фильме «Геошторм».
ДЖАКУЗИ
В греческой мифологии нереида, морская богиня, которую моряки призывали во время шторма.
Американский актёр, исполнивший роль Бобби Шэтфорда в фильме «Идеальный шторм».
АХМАТОВА
То, что даже после двухдневной варки у штормовых сапог не появилось ни вкуса, ни питательности, он объяснял тем, что сделаны сапоги из синтетического каучука, а не из воловьей кожи, как в старину.
АЛЬБАТРОС
Морская птица, ликующая перед штормом.
Название системы управления климатом в фильме «Геошторм».
Этот 32-пушечный фрегат Черноморского флота доставлял продовольствие эскадре Ушакова и погиб во время шторма 9 октября 1800 года.
Британский актёр, исполнивший роль Макса Лоусона в фильме «Геошторм».
Веревочная лестница с деревянными перекладинами, спускающаяся за борт судна для высадки и посадки людей во время шторма.
МАДАГАСКАР
БУРЕВЕСТНИК
«Штормовое предупреждение» с крыльями.
Моряки считают, что появление именно этой птицы предвещает шторм.
Ответ на вопрос «Тропический шторм «, 5 (пять) букв: оркан
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова оркан
Определение слова оркан в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия М-87 «Оркан» — югославская и сербская реактивная система залпового огня калибра 262 мм, состоящая на вооружении нескольких стран бывшей Югославии и Ирака.
Примеры употребления слова оркан в литературе.
Газелл Известно нам, властительный Оркан, Что Тамерлан собрал свои войска, Каир покинул и спешит на север К Александрии, к рубежам турецким, Надеясь нашей овладеть страной.
Но ныне, Оркан, взгляни на воинство мое, Что на равнине здесь расположилось: Его единым взором не окинешь, Оно как аравийские пески, Когда глядишь с багдадской башни вниз, Как океан пред взорами того, Кто смотрит вдаль со снежных Апеннин!
Отныне, Сигизмунд, коль так случится, Что на тебя осмелится напасть Какой-нибудь властитель христианский, Пошли тотчас мне весть, и я, Оркан, Дунайский договор наш подтвержу, И враг, дрожа, велит трубить отход: Так всем народам в мире страшен я!
Сегодня мы устроим пышный пир, Потом на Турцию обрушим войско, Как ливень дождевой, когда Борей Набухшие дырявит облака: Тогда Оркан, анатолийский царь, И все его вассальные цари Такой необоримый страх узнают, Как будто царь Девкалион воскрес И в воинов он камни превращает.
Так вот, чтобы всем было ясно, отвечу почти по порядку и, вполне возможно, расскажу что-нибудь помимо этого.
Всем со школьной скамьи известно, что перемещение потоков воздуха в горизонтальном направлении называют ветром. И чем быстрее эти самые потоки перемещаются, тем сильнее ветер. Ну, это и так ясно даже мне, а уж читатель, наверняка, усмехнулся скептически, мол, хоть и не плавали, но знаем. Честь вам за это и хвала!
Итак, приступим. Погрузка судна в порту уже заранее принимает во внимание возможность встречи со штормом, поэтому груз укладывается в трюмах и надёжно крепится, чтобы избежать какой-либо его подвижки в море или, на худой конец, свести подвижку к минимуму. При погрузке ведётся строгий контроль за осадкой судна, которая не должна превышать допустимых для данного судна норм остойчивости и непотопляемости.
Одновременно капитан с помощниками изучают метеосводки по маршруту перехода и определяют наиболее оптимальный маршрут как в коммерческом отношении, так и в отношении безопасности.
Загрузились, убрали с палуб всё лишнее и вышли в море.
Шторм обычно налетает не сразу. Сначала он даёт знать о себе тяжёлой зыбью, которая раскачивает корабль с борта на борт или, если она встречная, корабль черпает воду носом, а иногда и кормой. Потом начинает снижаться атмосферное давление. Иногда плавно, но чаще всего резко. И вот налетает первый шквал, за ним ещё и ещё. Ведь избежать встречи со штормом почти невозможно, можно только выбрать маршрут, где его воздействие на корабль будет минимальным. Как только судно начинает зарываться в волны, механики сразу начинают волноваться – возрастает нагрузка на главный двигатель. Винт, выскакивая из воды, «забрасывает» обороты и приходится их сбавлять. Капитан и без механиков бы дал команду на уменьшение скорости, но они всегда опережают события на 2-3 часа, портя ему настроение, которое и так не очень. Недаром штурмана утверждают, что жизнь им портят водка, женщины и механики. А механикам – водка, женщины и штурмана. Деваться некуда – средний ход, а то и малый.
Чтобы уменьшить качку, капитан выбирает скорость и курс и иногда корабль идёт совсем не туда, куда нужно. Делать нечего – судно, экипаж и груз важнее точного времени прибытия в порт назначения.
Обычно вахта на морских судах несётся четыре через восемь. Это значит, что четыре часа моряк на вахте, потом восемь часов отдыхает. Не верьте тому, что прочитали! Судовые специалисты в дополнение к вахтам имеют ещё и собственные заведования, обслуживать которые во время вахты далеко не всегда удаётся. Так что рабочий день у моряка ненормированный. Отсюда и лексика морская тоже ненормированная. А вы как думали? Интересно, а как береговой человек отреагирует на то, что его вторую неделю подряд будят в два часа ночи потому, что вышел из строя агрегат, который находится в его заведовании? А человек только в полночь сдал вахту!
Немного отвлеклись, но не зря.
В самом лучшем случае моряк сдаёт вахту, ничего с его заведованием не случается и он идёт отдыхать. Ну, ну. Поспать ему вряд ли удастся. Он все восемь часов «отдыха» будет содрогаться вместе с судном, елозить, раскорячившись, по кровати от кренов, слушать грохот чего-то незакреплённого в каюте или в коридоре и, промаявшись положенное для отдыха время, он побредёт сначала в столовую или в кают-компанию, чтобы ошпариться чаем, и с покрасневшими от бессонницы глазами запишет в журнале: «Вахту принял такой-то. ». Но не тут то было! Капитан, чумной от бессменного торчания на мостике и очень расстроенный из-за разбившейся любимой кружки, отправит его назад в каюту, потому что моряк прибыл на мостик в тапочках, а не в жёстко закреплённой на ногах обуви. Понимая капитанскую правоту, но не принимая её по определению, моряк скользит вниз по трапам, думая о капитане то, что бы вслух бы никогда не сказал.
А капитан объявляет по судовой трансляции: — Внимание, через десять минут всей палубной команде выйти для крепления ящика у трюма номер четыре по правому борту!
А тут, как на беду, встречное судно и по правилам вы должны уступить ему дорогу. Приходится менять курс и корабль начинает болтать ещё сильнее, а скорость падает до нуля, потому что встречные ветер и волны иногда бывают сильнее судового двигателя.
В машинном отделении шторм воспринимается ещё хуже. Как уже было сказано, вахты никто не отменял и вахтенный механик и моторист делают регулярные обходы машинного отделения, проверяя параметры всех работающих механизмов. Конечно, размах качки в «машине» гораздо меньше, чем на мостике, но всё усугубляется изобилием запахов, присущих всем механизмам, грохотом двигателя и жарой, особенно, если судно штормует в тёплое время года. Тогда в некоторых местах машинного отделения температура может превышать шестьдесят градусов, а идти туда всё-равно надо, потому что там тарахтит насос охлаждения и его надо обязательно проверить.
Всем известно, что существует такая дрянная штука, как морская болезнь. Но никто не знает её точных симптомов. Общепринято считать, что при ней «отдаётся дань Владыке Морскому», то есть моряка непрерывно тошнит. Есть такие и немало. Но кто-то другой просто не может во время качки есть, а кто-то «трескает» всё подряд безостановочно, хотя при нормальной погоде и выглядит нормальным человеком. А кто-то вообще не реагирует на болтанку никаким образом. Всё это – симптомы морской болезни. Даже третий вариант – отсутствие реакции на качку – тоже своего рода аномалия. Существует твёрдое правило: только работа способна побороть эту болезнь. Будешь валяться в кровати – хана, никогда не придёшь в себя, пока штормит.
Может ли корабль перевернуться или утонуть? Может, конечно, хотя современные корабли сделаны с очень большим запасом плавучести, поэтому такие случаи крайне редки. Они просто невозможны, если соблюдены все правила погрузки, люковые закрытия надёжно задраены, судовой двигатель и руль работают исправно, а экипаж грамотно управляет судном в штормовых условиях.
После шторма жизнь не кажется более прекрасной, чем до него. Экипаж начинает «считать раны», нанесённые штормом и поверьте, что их всегда много. Это могут быть погнутые леера, подорванные стойки фальшборта, унесённые за борт спасательные круги, затопленные водой цепные ящики и многое другое. А на палубы и надстройки слабонервным лучше не смотреть. Недавно выкрашенный «кормилец» весь порыжел от морской воды и понадобится уйма времени, чтобы вернуть его в приличный вид.
Вот и получается, что море красиво только с берега. Хотя, можете мне не верить, не обижусь. А шторма – это часть жизни любого моряка. Не очень приятная, но неизбежная.