платонов неизвестный цветок биография автора
Андрей Платонов
краткая биография
Роль и место в литературе
Около тысячи исследовательских работ посвящено творчеству одного из самых неоднозначных и самобытных авторов первой половины 20 века Андрея Платонова. Писателем высокого напряжения называли русского советского писателя, поэта и публициста.
У Платонова была на редкость сложная судьба. Это выражалось не столько в плане материального благополучия, сколько в том, что у мастера такого масштаба не было ни единой возможности публиковаться на родине. За ее пределами в то время его имя было никому не известно, хотя объемы и разнонаправленность его творчества впечатляли – из-под его пера, помимо романов выходили и рассказы, и пьесы и очерки. Имея рабочее происхождение и бунтарский революционный склад души, Платонов оставался человеком мирным и доброжелательным и не мог понять, «почему он не нужен своей земле».
Очень много вопросов, связанных с жизнью и творчеством писателя, остается и по сей день. Его странный и загадочный образ еще не совсем обрел свое место в культурной жизни России. Для многих он непонятен не только своим языком, но и своеобразным взглядом на мир, отличным от взглядов большинства. В этом и заключался трагизм его положения изгоя на фоне знаменитых мэтров советской литературы.
Происхождение и ранние годы
Платонов – не наследственная фамилия писателя, а литературный псевдоним. Настоящая фамилия Андрея – Климентов. Родился он на одной из рабочих окраин Воронежа, в Ямской слободе 28 августа 1899 года. Кроме него, в семье воспитывалось еще десять младших братьев и сестер. Андрей был старшим ребенком слесаря и машиниста паровоза Платона Климентова и домохозяйки Марии Лобочихиной. Отец был настоящим пролетарием, его добросовестный труд был дважды оценен родиной в виде присвоения ему звания Героя труда.
Чтобы содержать такое немалочисленное семейство, Климентову старшему приходилось трудиться сутками. Дети, по мере взросления, пополняли ряды кормильцев и начинали зарабатывать деньги на жизнь.
Образование
Когда Андрею исполнилось семь лет, его отдали в церковно-приходскую школу. После ее окончания он, в 1909 году поступил в обычную четырехгодичную школу, на момент окончания которой ему было тринадцать лет. С этого возраста началась трудовая биография будущего писателя. Как на самого старшего из детей, на него возлагалась обязанность по зарабатыванию денег. До восемнадцатилетнего возраста Андрей получил уже несколько рабочих профессий, обучаясь им в разных мастерских.
Учеба в железнодорожном техникуме началась в 1918 году. Андрею не довелось окончить его, этому помешала Гражданская война. Молодой человек, не колеблясь, принял сторону большевиков и вступил в ряды Красной Армии. Именно в это время, под влиянием грандиозных событий, связанных с Октябрьской революцией, у него обнаружилось писательское дарование.
Творчество
В двадцатых годах Андрей взял себе новую фамилию – Платонов. Под этим псевдонимом он начинает сотрудничать с различными воронежскими издательствами. Начало его творчества отличалось многообразием жанров, это были и стихи, и очерки, и проза и критика. Первым произведением Платонова, вышедшим отдельным изданием в 1921 году, была «Электрификация». Через два года вышел сборник его стихов «Голубая глубина». В 1926 году издается повесть «Епифанские шлюзы», после которой имя Платонова стало узнаваемым. В это время, уже, будучи женатым, писатель перевозит семью в Москву и с головой погружается в работу.
Результатом этого вдохновения стали две повести – «Эфирный тракт» и «Город Градов», а также несколько рассказов. Одной из значимых работ писателя можно назвать роман «Чевенгур», написанный в 1929 году. В следующем году Платонов заканчивает нашумевший впоследствии роман «Котлован». К сожалению, автору так и не довелось узнать реакцию широкой публики на эти произведения. Изданы они были лишь после его смерти. При жизни же писатель не был обласкан властями, и его имя часто оказывалось в списке опальных авторов.
После выхода в свет повести «Впрок» в 1931 году Платонов всей кожей ощутил немилость и негодование И.В. Сталина, который запретил издавать этого писателя, несмотря ни на какие обстоятельства.
Когда власти немного ослабили тиски цензуры, Платонов в 1934 году уехал с коллегами в Среднюю Азию. В результате этой поездки появился рассказ «Такыр». На писателя вновь обрушился шквал критики, а сам Вождь Народов, иногда просматривавший его произведения, сделал на полях заметки сплошь из бранных слов, которые относились как к произведению, так и к личности самого автора.
Платонов на удивление спокойно реагировал на негатив со стороны властей и не собирался прекращать свою деятельность. В 1936 году он каким-то образом сумел опубликовать некоторые из своих вещей. Когда началась Великая Отечественная война, характер его творчества изменился – военная тема стала основной в его произведениях.
К сожалению, послевоенные годы оказались для писателя не самыми легкими – переписывание народных сказок одно время являлось единственным заработком Андрея.
Главные произведения
Роман «Чевенгур» был написан в 1929 году, а опубликован через десятилетия после смерти автора в Великобритании. Он по праву, наравне с «Котлованом» считается главным произведением Платонова. Советскому читателю он стал доступен почти в одно время с антиутопиями «О новый дивный мир» и «1984». Однако, если у Хаксли и Оруэлла повествование во многом можно назвать завуалированным, то в «Чевенгуре» Платонова, который все же не является прямой антиутопией или утопией, явно звучит прямой политический подтекст.
В «Котловане» (1930) читателю интересны, прежде всего, смысловые игры, пронизывающие буквально каждую страницу произведения. Некоторые называют текст романа токсичным но, тем не менее, только в нем можно насладиться знаменитым платоновским стилем и языком.
В «Котловане» обнажена жестокая правда тридцатых годов периода коллективизации. Роман пролежал на полке почти сорок лет, впервые был опубликован в США и приобрел необычайную популярность. Произведение также не является чистой антиутопией, здесь нет будущего и отрицательных вариантов его наступления. Но чувства и поступки героев настроены именно на него.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был опубликован в 1941 году. Главная тема – преодоление советским человеком испытаний, выпавших на его долю. Еще одна тема – одиночество таланта, которому нередко сопутствует гордыня, приводящая к слепоте. Не обязательно смотреть на мир широко раскрытыми глазами, достаточно раскрыть ему свое сердце.
Памятник в Воронеже
Отношение к враждебности прекрасного мира хорошо передают характеры главных героев – машиниста Мальцева и молодого человека Кости. Рассказ повествует об истории их взаимоотношений, от знакомства и постепенного сближения до крепкой дружбы, проявившей себя в беде.
Последние годы
В 1946 году Платонов вернулся домой. У него был диагностирован туберкулез, по одной из версий, подхваченный на фронте, а по другой – от заразившего его
сына. В этот период появился на свет рассказ «Семья Иванова». Он был напечатан с измененным названием «Возвращение» и снова вызвал бурное негодование критиков. Автора обвиняли в клевете на советских солдат, из-за чего ему был закрыт доступ во все издательства.
Семью содержать было не на что, и дочь Маша подсказала отцу идею переработки народных сказок. За год до смерти Андрей Платонович закончил работу над «Волшебным кольцом» и «Неизвестным цветком». В семидесятые годы по этим сказкам были созданы мультфильмы, которые по сей день остаются востребованными.
Андрей Платонов умер от туберкулеза 5 января 1951 года. Последним приютом писателя стало Армянское кладбище Москвы. Супруга пережила его на тридцать лет. Дочь Мария до самой своей смерти была организатором компании по изданию богатого творческого наследия отца. Она умерла в 2005 году и похоронена на том же кладбище.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1899 | Год рождения писателя |
1906 | Поступление в церковно-приходскую школу |
1909-1913 | Учеба в четырехклассной школе |
1911 | Написание первых стихотворений |
1913-1918 | Работа разнорабочим на разных предприятиях Воронежа |
1918 | Написание статей в воронежских газетах |
1918 | Поступление в ж/д училище, уход на фронт |
1919 | Работа помощником машиниста |
1920 | Вступление в ВКП(б) |
1921 | Выход брошюры «Электрификация» |
1922-1924 | Работа в системе мелиорации |
1926 | Переезд в Москву |
1927-1930 | Работа над романами «Чевенгур» и «Котлован» |
1931 | Критика И.В. Сталиным повести «Впрок» |
1931 | Переезд в дом Герцена, где живет до конца жизни |
1932 | Выход «Высокого напряжения» и «Ювенильного моря» |
1934 | Поездка в Среднюю Азию |
1935 | Написан рассказ «Джан» |
1936 | Закончен роман «Счастливая Москва» |
1941 | Уход на фронт собкором |
1944 | Диагностируется туберкулез |
1944-1951 | По возможности продолжает заниматься писательством |
1951 | Не стало Андрея Платоновича Платонова |
Интересные факты
Память о писателе
Улица, библиотека, гимназия, литературная премия, электропоезд – все эти объекты носят имя Платонова в Воронеже.
В центре Воронежа установлен памятник писателю.
С 2011 года в Воронежском литературном музее постоянно функционирует выставка, посвященная жизни и творчеству Андрея Платонова.
На проходной Воронежского тепловозоремонтного завода им. Ф. Э. Дзержинского и на здании вокзала ст. Воронеж-1 установлены мемориальные доски в память о Платонове.
Андрей Платонов
Андрей Климентов, ставший широко известным как Андрей Платонов, родился 16 (28 по новому стилю) августа 1899 года в в Ямской слободе близ Воронежа. Сам он называл днем рождения 1 сентября.
Родители Платонова похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.
В семье было 11 детей. Андрей был старшим сыном, поэтому с детства ему пришлось много трудиться и помогать воспитывать младших братьев и сестер.
В 1906 году Андрей поступил в церковно-приходскую школу.
С 12 лет начал сочинять свои первые стихи.
В 1909-1913 годах учился в городской 4-классной школе. Далее начал работать в губернском отделении страхового общества «Россия». Затем был помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. С 1915 года работал литейщиком на трубном заводе, делал мельничные жернова в воронежских мастерских.
Добровольцем записался в РККА, служил фронтовым корреспондентом, а затем в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Летом 1919 года побывал в Новохопёрске как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района».
Затем служил помощником машиниста на паровозе для военных перевозок и рядовым стрелком железнодорожного отряда в Части Особого Назначения (ЧОН). Участвовал в боях с казаками.
В 1920 году стал членом РКП(б). Далее был зачислен курсантом губернской советско-партийной школы, но не доучился из-за конфликта с секретарем ячейки. 30 октября 1921 года его исключили из партии за плохую дисциплину.
Андрей Платонов в молодости
В 1922 году Платонов поступает на службу в Воронежское губернское земельное управление и возглавляет губернскую Комиссию по гидрофикации. Через несколько лет в губернии появится 763 пруда, 315 шахтных колодцев, 16 трубчатых колодцев и 3 сельские электрические силовые установки. Платонов искал средства на покупку необходимого оборудования, поощрял энтузиастов, самоотверженно трудившихся «по пояс в болоте».
В 1923-1926 годах работал инженером-мелиоратором, специалистом по электрификации сельского хозяйства. Заведовал отделом электрификации и руководил строительством трех электростанций, одну из них в селе Рогачёвка потом сожгли кулаки. Выдвинул ряд рационализаторских предложений: проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи.
На Первом Всероссийском мелиоративном совещании в Москве в 1926 году Платонова включили в ЦК профсоюза работников леса и земли.
Литературное творчество Андрея Платонова
Летом 1927 года в июньском номере журнала «Молодая гвардия» печатается повесть «Епифанские шлюзы». Следом отдельной книгой выходит одноимённый сборник повестей и рассказов.
Андрей Платонов рассчитывает устроиться на работу в «СовКино». Проект сценария фильма по рассказу «Песчаная учительница» получает положительные отзывы. Однако работу в «Совкино» Платонов не получил, а постановка фильма затянулась на годы.
Осенью 1927 Платонов переезжает в Ленинград, где увлечённо работает над романом «Чевенгур».
В 1927-1930 годы Платонов создает повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Новаторские по языку и содержанию произведения в фантастическом духе изображают строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не опубликовали при жизни писателя.
В 1931 году Андрей Платонов пишет повесть «Впрок», которую опубликовал Александр Фадеев, редактор журнала «Красная новь». Затронув болезненные вопросы первой пятилетки в жанре сатиры, писатель не дал на них однозначных ответов. Но повесть резко критикует сам Сталин. Вождь отметил «тарабарский» язык и «балагурство» повести, а также сатирическое изображение лидеров колхозного движения. В редакцию «Красной нови» Сталин отправил письмо, где охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения». Сталин требует наказать автора и издателя в постскриптуме: «Надо бы наказать и автора и головотяпов так, чтобы наказание пошло им «впрок»».
Фадеев, чтобы исправить ошибку, пишет в «Известиях» разгромную статью «Об одной кулацкой хронике». В «Литературной газете», «Правде» и других изданиях публикуют разоблачительные статьи, в которых писателя называют «классовым врагом» и «литературным подкулачником». В следующие годы Платонова, фактически оказавшегося в литературной изоляции, почти не печатают, издательства расторгают договоры с ним.
Позже, с помощью Фадеева, стремившегося загладить вину, Платонов с семьёй поселяется во флигеле «Дома Герцена», где они и проживут в двух комнатах оставшиеся ему двадцать лет жизни. Там были написаны пьесы «Объявление о смерти» («Высокое напряжение»), «14 красных избушек», «Ученик лицея» и «Ноев ковчег», повести «Ювенильное море» и «Джан», романы «Счастливая Москва» и «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году», рассказы «Неодушевленный враг» и «Афродита».
Сам Сталин в 1932 году показал свою заинтересованность Платоновым. 26 октября вождь пришёл на квартиру Горького, дабы встретиться с ведущими литературными авторами. Именно там он назвал советских писателей «инженерами человеческих душ». И первым делом Сталин поинтересовался: «А Платонов здесь есть?».
В это время Платонов сотрудничал с известным философом Георгом Лукачем и также с критиком Михаилом Лифшицем. Это период их совместной работы в журнале «Литературный критик» и связи Платонова с кружком или, как сами участники его называли, течением Лукача-Лифшица. Платонов был включён в философские дискуссии по поводу отчуждения и свободы, ведущиеся в течении.
Во время Великой Отечественной войны писатель добровольцем уходит на фронт рядовым. Но вскоре становится военным журналистом, в звании капитана служит корреспондентом газеты «Красная звезда».
На фронте Платонов побывал подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Выполняя обязанности военкора, не раз рисковал жизнью. В годы войны Платонову присвоили звание майора. По окончании войны его наградили медалью «За победу над Германией».
К концу войны у Платонова резко ухудшается здоровье. После бомбёжки подо Львовом летом 1944 года в лёгких образовалась каверна и начался туберкулёз. Он не обратил внимания на кашель, лихорадку, повышенную температуру, продолжал выезжать на фронты. Осенью 1944 года в «Красной звезде» получили телеграмму: «Платонов заболел. Последние дни лежит. Работать не может. Как поступить?».
Однако писатель нашел в себе силы вернуться к написанию рассказов, создал целый ряд блестящих портретов советских офицеров.
В феврале 1946 писателя демобилизовали по болезни.
Прикованный к постели прогрессирующей болезнью, Платонов не оставлял работы: после войны в его пересказе вышли русские и башкирские народные сказки. Он написал пьесы «Пушкин в лицее», «Ноев ковчег», семь киносценариев, несколько рассказов о детях и оригинальных сказок, печатавшихся в детских издательствах. В архиве писателя остался незаконченный ещё с 1930-х годов роман «Счастливая Москва».
В 1946 вышел его рассказ «Возвращение» (авт. «Семья Иванова»). Критик Ермилов обвинил автора в «пошлости» и «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». К критике присоединился Александр Фадеев, который в «Правде» назвал «Семью Иванова» «лживым и грязноватым рассказцем» и «выползающей на страницы печати обывательской сплетней».
В дальнейшем Платонову удалось опубликовать несколько рецензий, пару рассказов в журнале «Огонек», несколько сборников народных сказок в литературной обработке. Последним его прижизненным изданием стала книга русских сказок «Волшебное кольцо» (под общей редакцией Михаила Шолохова, помогавшего Платонову в это время), которая вышла за несколько месяцев до смерти писателя.
Андрей Платонов умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище, за Краснопресненской заставой, рядом с сыном.
Личная жизнь Андрея Платонова:
Андрей Платонов и жена Мария Кашинцева
Официально свой брак они закрепили только в 1943 году. До этого на официальной регистрации, как свидетельствуют письма, настаивал именно Платонов.
Мария Александровна занималась домом, сыном, вела светскую жизнь. Она тоже хотела быть писательницей, желала писательской славы и признания. Но одна из задуманных ей книг о жизни с Платоновым не была написана.
Сын Платон Андреевич Платонов рос болезненным. В возрасте пятнадцати лет в мае 1938 года он был арестован. Поводом для ареста, по одной из версий, стало юношеское баловство. Платон вместе с приятелем написал письмо немецкому журналисту, жившему по соседству в одном доме, с предложением купить важную «информацию». По другой версии, его арестовали по доносу соученика по классу. В сентябре 1938 года Платон Платонов был осуждён и приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Сын писателя был отправлен для отбывания наказания в Норильлаг. Чтобы вызволить сына из тюрьмы, Платонов писал письма Сталину, наркому внутренних дел Николаю Ежову и его заместителю Михаилу Фриновскому, прокурору СССР Михаилу Панкратьеву и председателю Верховного суда СССР Ивану Голякову.
Андрей Платонов с женой и сыном Платоном
В октябре 1940 года сын вернулся из заключения, после хлопот друзей Платонова, и благодаря содействию Михаила Шолохова, но неизлечимо больным туберкулезом. Летом 1942 года удалось устроить сына в санаторий, но лечение не помогло. В январе 1943 года Платон Платонов умер. Незадолго до смерти у Платона родился ребенок.
Андрей Платонов с женой и дочерью
В течение своей жизни дочь вела борьбу за наиболее полную публикацию литературного наследия отца, а также увековечение его памяти. Благодаря усилиям Марии Андреевны, впервые в России увидели свет такие произведения Платонова, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», «14 Красных избушек». Ее усилиями в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, где она работала с 1992 года, была образована группа «Собрания сочинений Андрея Платонова», изданы уникальные «Записные книжки» писателя, подготовлен и вышел в свет первый том научного «Собрания сочинений». Мария Андреевна стала вдохновителем международного платоновского сообщества, а также участником всех Платоновских чтений в ИМЛИ РАН и сопутствующих научных изданий.
Мария Андреевна Платонова умерла 20 октября 2005 года, похоронена 24 октября 2005 года на Армянском кладбище.
Библиография Андрея Платонова:
Экранизации произведений Андрея Платонова:
Награды Андрея Платонова:
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «За оборону Москвы»
последнее обновление информации: 05.10.2020
«Неизвестный цветок» Платонова: сюжет и история создания
Андрей Платонович Платонов родился в конце 19 века в Воронеже. По его словам, жизнь его была лишена периода юности, и из детства он сразу шагнул во взрослый мир. Тем не менее, он считал судьбу свою настолько же счастливой, насколько и трагичной.
Детство писателя прошло в многодетной бедной семье, и уже с 13 лет ему пришлось работать вместе с отцом, чтобы семья могла избежать голода. Уже к 20 годам Андрей Платонов освоил несколько профессий – он работал и дворником, и посыльным, обходчиком железнодорожных путей и мелиоратором. Но настоящее призвание его – это журналистика и публицистика.
Произведения Платонова отличаются глубиной, реализмом, граничащим со сказочностью, но от этого не теряющим своего смысла. Массовому читателю неизвестны многие его произведения потому, что ему «посчастливилось» творить в советские времена, когда за каждым словом цензура старалась найти антисоветские крамольные мысли, а труды Платонова как раз и были теми витиеватыми и двусмысленными, которые запрещались к печати. В 1946 году писатель был вычеркнут из списка литераторов за рассказ о изломанной судьбе солдата.
Сюжет этого произведения Платонова разворачивается вокруг маленького беззащитного семени растения, которое старается выжить и дать всходы на заброшенном пустыре, на безжизненной глинистой почве. И, несмотря на то, что у него нет никаких шансов, он все же борется, ищет пути к спасению там, где их и быть-то не должно.
И наградой за его труды и стремление к жизни ему становится маленькая девочка, которой также одиноко и неуютно в этом мире. С ее помощью растение обретает возможность не только выжить, но и превратиться в цветок, дать жизнь своим детям-семянкам.
И эта сказка-быль Платонова наполнена скрытым смыслом, за простым, на первый взгляд, сюжетом сокрыто таинство выживания, которое заключается в характере каждого человека, но не всем удается эти качества раскрыть и взрастить в себе.
В последние годы своей жизни, уже будучи больным туберкулезом, Андрей Платонович много писал о детях и для детей. Но и эти его произведения балансировали на грани реализма и фантастики. Однако в «Неизвестном цветке» фантастика сведена к минимуму, а главный акцент сделан на подтексте, на том, что каждый из читателей увидит в произведении, что поставит для себя в качестве главной мысли и значения.
Эта сказка-быль была написана за год до кончины писателя и стала своеобразным завещанием для его дочери и для всех детей этого поколения. В сказке Платонов поднимал извечные риторические вопросы – как жить, для чего жить, как сделать окружающий мир лучше, а ответы на них каждый читатель должен находить сам.