планы уроков по литературе 11 класс горький жизнь и творчество
Жизненный и творческий путь А.М. Горького. 11-й класс
Разделы: Литература
Класс: 11
Оборудование: инструктивные карты, кейсы с набором биографических и публицистических материалов, учебник литературы (Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П.- М.: Просвещение, 2004), ноутбуки, мультимедийный проектор.
Самая высокая радость жизни-
чувствовать себя нужным
и близким людям.
М. Горький
Жизнь великих людей всегда привлекала к себе пристальное внимание публики. В многочисленных монографиях и статьях о них можно увидеть противоречия, неясности, много иносказаний, туманных намеков, а иногда и просто интерпретацию наиболее часто повторяющихся слухов. Не избежал такой судьбы и М. Горький.
В советский период изучения творчества Горького его представляли читателям «пролетарским писателем», «буревестником революции», другом и соратником вождя. И лишь многие годы спустя стали известны новые факты его биографии, появились произведения писателя, которые проливали свет на истинную картину происходивших в то время событий. И взаимоотношения Горького с большевиками были не столь гладкими, как считалось ранее.
Книга «Несвоевременные мысли» открывает перед нами сложный, противоречивый мир души писателя, истоки его запутанных отношений с новой властью, переоценку Горьким революции, ее значения и роли в жизни русского народа. Он ужасается тому, как искажены были, первоначально казавшиеся гуманными, великие цели по переустройству общества, как безжалостны «вожди народа» к тем, ради кого была провозглашена революция, как благие намерения обернулись реками крови.
Горький, имевший в то время заслуженный международный авторитет, активно помогал людям, пострадавшим от новой власти, вмешивался в политические разборки и пытался облегчить судьбу тех, кто попадал в тюрьмы и лагеря. Его книги читал весь мир, с ним переписывались писатели и общественные деятели разных стран, поэтому советская политическая верхушка была вынуждена с ним считаться. И до сих пор биография великого писателя привлекает к себе пристальное внимание публицистов, критиков, читателей.
И сегодня вам, ребята, предстоит выяснить, как формировалось мировоззрение писателя, какие события и люди повлияли на его становление, как складывался его жизненный и творческий путь.
Инструктаж.
Хронометраж.
Выступления групп, дополнения, обсуждения, обмен мнениями.
Рефлексия.
Домашнее задание: прочитать рассказ «Старуха Изергиль», составить 7-8 проблемных вопросов к его анализу.
Использованная литература:
Русская литература XX века. 11 класс. Часть 1. Под ред. Журавлева В.П.- М.: Просвещение, 2004.
Планы уроков по литературе 11 класс горький жизнь и творчество
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)
Уроки литературы в 11 классе[1]
УРОК № 12
Тема.
Максим Горький: жизнь, творчество.
Ранние романтические рассказы.
Рассказ «Макар Чудра».
Особенности изображения характеров и обстоятельств
Цель: сформировать у учащихся понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявить наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима Горького; помочь учащимся увидеть своеобразие романтического метода писателя; обобщить знания об особенностях реализма как литературного направления; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы; воспитать стремление к свободе мыслей, чувств, любовь к красоте мира.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Макар Чудра», иллюстрации к рассказу, портрет молодого Максима Горького.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Максима Горького; имеют представление о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявляют наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима Горького; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа с использованием
интерактивного приёма «Микрофон»
• Дайте характеристику основных течений русского модернизма. Что объединяет символизм, акмеизм и футуризм как литературные течения?
• В каких произведениях русской литературы рубежа XIX–XX вв. нашла наиболее яркое художественное воплощение эпоха войн и революций? Какие образы представляются вам символами этой эпохи?
• Как соотносятся понятия «Серебряный век» и «русская культура рубежа веков»?
• В чём принципиальное отличие поэзии Серебряного века от поэзии Золотого века?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Горький вошёл в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» являются прекрасными образцами романтизма нового этапа. Автор хорошо знает традиции русской классической литературы, произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, но, живя в другую эпоху, Горький создаёт свой особый пафос на традиционном материале.
Романтические герои писателя — это много повидавшие на своём веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд Зобар и Радда, Ларра и Данко. Ранние рассказы Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической русской литературе в целом. Красота и свежесть авторской речи завораживает, заставляет задуматься о смысле бытия. А фраза Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…» стала абсолютной истиной.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
с постановкой проблемных вопросов
— А. Н. Толстой задал вопрос в своей статье «Ранний Горький»: «Какое волшебное слово сказал Горький, если существующий чинный, вполне приличный порядок размечтался о бродягах, ворах… цыганах, контрабандистах?».
• Так какое же волшебное слово сказал Горький в таких произведениях, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра»?
А. Н. Толстой писал, что первый рассказ Максима Горького («Макар Чудра») в первой его книге был чистейшей романтикой: «Чехов и Бунин изображали жизнь с неповторимым мастерством и правдивостью, но тем отвратительнее было для жизни глядеть в это зеркало. И Горький выдумал жизнь — сильную, свободную, радостную, полную волнующих предчувствий… И в этом была правда большая, чем правда обыденности».
Этот характер правды Горького очень точно определил В. Г. Короленко в обращении к писателю: «Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у Вас от себя, от своей сущности. Вы умеете не вмешиваться в течение их мыслей, игру чувств, это не каждому даётся. А самое хорошее в этом то, что Вы цените человека таким, каков он есть. Я же говорил Вам, что Вы реалист! — но, подумав и усмехаясь, добавил: — Но в то же время — романтик!»
Конечно, тогда и в этих произведениях Горький был романтиком, поскольку считал, что «…надо показать людей так, чтобы они видели себя преображёнными, лучшими, такими, какими они могут быть, такими, какими они хотят быть… это не романтика лжи, возвышающего обмана; это — романтика будущего».
• Что вы знаете о романтизме? Когда сформировался романтизм в русской литературе? Назовите известные вам романтические произведения.
• Что можно добавить к такому определению романтизма:
«Романтизм, если определить его в самой общей форме,— это художественный метод, основанный на стремлении… найти необыкновенное в обыкновенном, воссоздать жизнь в её самых острых и драматических моментах»?
• Обратите внимание на такую особенность творческого метода романтизма, как принцип романтического противопоставления двух миров: окружающей действительности и мира героя-романтика. Приведите примеры из знакомых вам произведений, в которых резко противопоставляются идеалы героя и окружающее общество.
Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Вспомните: романтический герой, как правило, не искал счастья в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Ознакомимся с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.
2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Максима Горького
(см. домашнее задание предыдущего урока)
Учащиеся по ходу составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Максима Горького.
Урок в 11 классе «Ранние романтические произведения А.М. Горького»
Содержимое разработки
Тема: Раннее творчество А.М. Горького. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш») Романтический пафос и суровая правда рассказов.
Цель: познакомить учащихся с ранними романтическими произведениями Горького; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического произведения, отбирая существенное для характеристики героев; воспитывать активное, действеннное отношение к жизни, желание быть лучше, духовно богаче.
Оборудование: портрет М. Горького; цитаты; иллюстрации к рассказам.
а) когда был написан первый рассказ и какой? (1892г. «Макар Чудра»)
б) в каком сборнике Горький объединил все ранние рассказы? Когда этот сборник был опубликован? (3 тома «Очерки и рассказы» 1898-1899гг.)
2. Сообщение темы и цели урока.
— Вступительное слово учителя.
В раннем творчестве Горького можно условно выделить 2 рода произведений: романтические рассказы и реалистические рассказы, хотя четкой границы между ними нет.
Много повидав на своем веку, Горький имел право утверждать, что жизнь превращена людьми в болото, что болото это может поместить в себя лишь «маленьких, слабеньких, худеньких, дрянненьких». Чтобы бороться с болотом, нужно быть, по его выражению, «почти великим».
И в письме к А.П. Чехову в 1900 году Горький писал: «Право же настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее».
Поэтому Горький отыскивал героев истинных и подлинно высоких чувств. Им посвящена та часть раннего творчества, которым справедливо считается лучшей и наиболее оригинальной.
— Вопросно-ответная беседа по прочитанным самостоятельно рассказам.
Гимном любви и свободы прозвучало полулегендарное сказание Макара Чудры о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде, дочери славного солдата Данилы.
1)перескажите содержание рассказа «Макар Чудра» (Любовь Лойко Зобара и Радды не могла блистать в мире тусклых, обычных людишек, готовых выгодно продать себя, способных покупать то, что они называли любовью. Радда и Лойко предпочли смерть).
Составители учебника считают, что на взгляды Горького, его творческую позицию оказали сильное влияние идеи немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900гг.), который на место классических философских категорий «материя» и «дух» ставил «жизнь» как «волю к власти» (силе, могуществу). Последняя, по Ницше, является критерием значимости явлений: «Что хорошо? – Все, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека. Что дурно? – Все, что вытекает из слабости». («Философский словарь», М.: изд. «Политической литературы», 1990 г.,страница 248).
Может быть, не оказали влияние, Горький спорит с Ницше.
в) Почему? А как мы относимся к убийству Радды Зобаром? (не ощущаем ужаса, а скорее восхищаемся духом свободы).
Ведь история любви Лойко Зобары и Радды оказывается по ту сторону добра и зла. Совершаемое Зобаром убийство подано автором таким образом, что мы, читатели, не ощущаем ужаса или отчуждения. Напротив, мы восхищены величием, красотой чувств, духом свободы и неповиновением человека воле другого человека, бурей страстей.
Обратимся к еще одному рассказу – «Старуха Изергиль» (1894г.)
Сам Горький считал, что этот рассказ написан «стройно и красиво». Поэтому наша задача – понять, что вложил Горький в эти слова, идет ли в них речь только о композиции и стилистике или нужно понимать, что автора удовлетворило воплощение дорогой ему идеи в очень удачной форме.
2) какова композиция рассказа?
4) Каково отношение к людям, к старейшинам племени?
5) Когда сын орла получил имя Ларра? Как Изергиль объясняет значение
6) Как вы понимаете слова мудреца: «Наказание ему – в нем самом?»
(Ларра – себялюбец и эгоист, который живет только ради себя).
эгоистического поступка Ларры лежит идея собственничества, идея
власти, которую не приемлет автор)
8) Как сложилась жизнь Ларры?
Изергиль рассказывает и легенду о Данко, о смелом и красивом юноше, который счастлив, что живет среди людей. Он любит их больше, чем себя, в отличие от Ларры.
9) Что случилось с племенем, в котором жил Данко?
10) Почему люди поверили Данко и пошли за ним?
Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, Данко вырвал из груди свое сердце.
«Идем»! – крикнул Данко. (наиз. отрывок)
11) В чем же истинная ценность человеческой жизни? (Это образ альтру-
иста, живущего и совершающего подвиг ради других, жалких и беспо-
мощных. Данко полон благородства и духовной красоты).
Альтруист (учебник страница 42) – человек, который бескорыстно заботится о благе других, готов жертвовать для других своими личными интересами.
12) Прочитать концовку легенды о Данко. Куда вывел Данко людей?
И снова мы встречаемся с приемом антитезы. (смрадное болото и степь, залитая морем солнечного света и чистого воздуха). Этот прием помогает автору подчеркнуть красоту и совершенство мира и человека. Свободного мира и свободного человека. Красота романтического мира дополняется яркими, сочными, контрастными красками, запахами травы, земли.
Идеологический смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своей жизни- тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине.
13) К кому ближе героиня – к Ларре или к Данко?
14) Как понимает она, что такое человеческая гордость? (Больше всего
она ценит свободу и с гордостью заявляет, что никогда рабой не была)
А так ли это? (хотя именно ей принадлежит знаменитый афоризм «В
жизни всегда есть место подвигам», старуха Изергиль не свободна,
она – раба своих страстей)
15) Как сложилась жизнь старухи Изергиль?
Итак, в оригинальной форме (рассказ написан «стройно» и «красиво») рассказа Горький поставил и разрешил нравственно-философские проблемы, актуальные и сегодня:
1) мучительное и постылое бессмертие (Ларра);
2) одинокая старость (Изергиль);
В реалистических рассказах Горький изображает замкнутое пространство города, цивилизации, которое порождает несвободных людей – людей собственников.
— Прочитать начало рассказа «Челкаш».
Слабость несвободных людей порождает зло. Гаврила от рабской зависимости перед деньгами покушается на жизнь Челкаша.
Мы читаем рассказ и любуемся не Гаврилой, а Челкашом, хотя это босяк, вор. Но столько в нем чувства собственного достоинства, не позволяющего мириться с долей рабов.
— Перескажите содержание рассказа «Челкаш».
У горьковских героев возвышенный нравственный облик, сильные, гордые и благородные характеры, могучие чувства, сильные страсти, умение наслаждаться жизнью и постоять за нее. Они тоскуют по лучшей жизни, ненавидят и презирают стяжательство, поэтому Горький, противопоставляя их серому и скучному быту, поэтизирует их и славит «безумство храбрых».
3. Подведение итога урока. Выставление оценок.
4. Домашнее задание: страница 42-45, прочитать I-II действие пьесы «На дне»;
отобрать материал для характеристики героев.
Планы уроков по литературе 11 класс горький жизнь и творчество
Урок 11
Жизнь и творчество Максима Горького
(Алексея Максимовича Пешкова). Обзор
Цель : познакомить с жизнью и творчеством М. Горького, обратив внимание на сложность судьбы писателя, неоднозначность его творческого пути.
. Сама его жизнь – это книга, это увлекательный роман.
Горький – материал своих книг.
I. Вступительная беседа.
– Какие воспоминания остались у вас о детстве? Чего вспоминается больше, хорошего или плохого?
Очень сложной была судьба этого писателя, трудным было детство, он, может быть, и псевдоним выбрал в соответствии с этим.
Все чаще в нашей печати встречаются слова: «трагедия Горького». При политическом режиме Сталина, когда писатель был признан советским классиком, не только подорвали авторитет Горького в мире, но и лишили его сочувствия многих любивших его раньше людей. «Кто утверждает, что в судьбе Горького все законно, естественно и даже прекрасно, – писал наиболее влиятельный в русской эмиграции критик Георгий Адамович, – служит памяти его очень дурную службу».
II. Лекция с работой ассистентов.
16 (28) марта 1868 г. В Нижнем Новгороде в семье столяра- краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны из мещанского рода Кашириных родился сын Алексей. Необычайную живописность этого края отмечал Е. Замятин в воспоминаниях о Горьком:
«На высоком берегу реки – зубчатые стены древнего Кремля, золотые кресты и купола многочисленных церквей. Ниже, у воды – бесконечные склады, амбары, пристани, магазины: здесь каждое лето шумела знаменитая русская ярмарка, где происходили гомерические кутежи и делались миллионы, где с длиннополыми сюртуками русских купцов смешивались азиатские халаты. И, наконец, на другом берегу – кусок Европы – лес фабричных труб, огненные жерла домен, железные корпуса кораблей...
Этот город, где жили рядом Россия XVI и XX века, – Нижний Новгород, родина Горького. Река, на берегу которой он вырос, – это Волга, родившая легендарных русских бунтарей Разина и Пугачева, Волга, о которой сложено столько песен русскими бурлаками. Горький прежде всего связан с Волгой: его дед был здесь бурлаком».
1879–1884 гг. После смерти матери дед отправляет Алешу «в люди». Е. Замятин писал об этом: «Самоучка, за всю свою жизнь только полгода пробывший в начальной школе, Горький не переставал учиться всю жизнь и знал очень много. И к тому, что он не знал, у него было трогательное, какое-то детски почтительное отношение. Эту черту мне приходилось наблюдать в нем много раз».
В 1884 г. Алексей Пешков безуспешно пытается поступить в университет. Работает на пристанях.
12 декабря 1887 г. После смерти деда и бабушки, в результате мучительного разлада между мечтой и действительностью Алеша Пешков пытается покончить с собой.
1891 г. Уходит из Нижнего Новгорода путешествовать «по Руси». « Все это – пешком, в компании бездомных живописных бродяг, с ночевками в степи у костров, в заброшенных домах, под опрокинутыми лодками. Сколько происшествий, встреч, дружб, драк, ночных исповедей! Какой материал для будущего писателя. » (Е. Замятин.)
12 сентября 1892 г. В тифлисской газете «Кавказ» напечатан рассказ «Макар Чудра» за подписью «М. Горький».
«. Романтический бродяга выпустил книгу рассказов, – пишет о начале писательской деятельности Горького Е. Замятин. – Пред изумленным читателем предстал не только до тех пор неведомый мир «босяков», но и целая система анархической философии этих пасынков общества. «Цеховой малярного цеха Алексей Пешков», как было записано в паспорте, превратился в Максима Горького. Он сразу стал одним из самых популярных писателей в России, особенно в кругах молодежи и интеллигенции».
1901 г. Участвует в демонстрации в Петербурге на площади около Казанского собора. В числе других литераторов и общественных деятелей подписывает протест против насилия во время разгона демонстраций. Арестован за революционную деятельность и заключен в тюрьму. Освобожден по состоянию здоровья под домашний арест в результате хлопот Л. Толстого.
1902 г. Академия наук на заседании Отделения русского языка и словесности избирает Горького почетным академиком, но решение было отменено. Николай II на докладе о выборах Горького в почетные академики пишет: «Более чем оригинально!».
1905 г. Активно участвует в революционном движении. Снабжает деньгами большевистские газеты. Заключен в Петропавловскую крепость в связи с обвинением в «государственном преступлении».
С 1906 г. – за границей. На Капри принимает участие в съезде литераторов, читает лекции по русской литературе.
В 1914 г. возвращается в Петербург. Настоящей катастрофой для Горького была Первая мировая война, чудовищный пример «коллективного безумия», когда Человек из гордого существа превратился в «окопную вошь» и «пушечное мясо», когда люди зверели на глазах, когда разум человеческий вдруг доказал свое полное бессилие перед трагическими событиями. В малоизвестном стихотворении Горького мы найдем такие строки:
Как мы потом жить будем?
Что нам этот ужас принесет?
Что теперь от ненависти к людям
1917 г. После свержения самодержавия восстановлен в звании почетного академика.
21 апреля в газете «Новая жизнь» начинают появляться заметки из цикла «Несвоевременные мысли», которые печатаются и в 1918 г.
Группа подготовленных учащихся представляет сообщение по статьям Горького «Несвоевременные мысли», прослушав которое учащиеся письменно отвечают на предложенные вопросы:
1. Какие главные темы ставит М. Горький в «Несвоевременных мыслях»?
2. Почему мысли Горького названы «несвоевременными» в 1917–1918 гг. и в чем их нынешняя «своевременность»?
О существовании «Несвоевременных мыслей» разговоры ходили давно. Это были глухие разговоры о том, что «пролетарский писатель» Максим Горький не принял Октябрьской революции, не соглашался с политикой большевиков и резко осуждал лично Ленина.
К сожалению, нет подлинных документов, например, о жизни Горького в СССР, когда он был фактически изолирован от внешнего мира и даже в своих частых поездках по стране не мог быть объективным наблюдателем того, что происходило на самом деле.
Да, он спорил с Лениным и большевиками в 1917–1918 годах и позже, когда в 1922 году в письме к Ан. Франсу писал: «Суд над эсерами носит цинический характер публичного подготовления убийства людей, которые искренно были преданы делу освобождения русского народа». Хотя до революции Горький помогал большевикам и своим творчеством, и даже просто своими деньгами.
Ясно, что отъезд на Запад был продиктован не только болезнью, а и невозможностью дальше сотрудничать с большевиками в культурной области. Основной идеей писателя в это время становится желание сохранить культуру России.
Этому подчинено создание издательства «Всемирная литература» и статьи «Несвоевременные мысли». Нам это сейчас трудно представить, но в 1918 г. в Петрограде за мешок мерзлой картошки продавали старинные фамильные бриллианты. О том, как разного рода жулики наживались на этом, Горький также писал в этих статьях.
«Несвоевременные мысли» Горького – это, прежде всего, резкий протест против небрежения культурными ценностями и, самое главное, – теми людьми, которые создают эти ценности. Горький вышел из низов и потому с особой болью реагировал на всякого рода дикость, грубость, невежество. Он их как бы всей «кожей чувствовал».
И наоборот – даже самые слабые ростки культуры, даже самые обычные проявления вежливости, порядочности вызывали в нем ликование.
В повести Горького «Городок Окуров» есть замечательная сцена, где словно предсказан характер революции в России. Городовой говорит по поводу объявления в России «свободы»: «Теперь такое начнется, – ух! Теперь каждый каждому все обиды напомнит!»
Не кажется ли вам, что это подходит и к нынешней ситуации, когда объявление «свободы» оборачивается не культурными задачами, а напоминанием всеми своих «обид» друг другу? А там, где начинается напоминание «обид», городовому всегда будет работа!
Вот почему городовой в «Городке Окурове» был спокоен. Он понимал, что объявлять «свободу» – еще не значит сделать всех истинно свободными.
Вот и вторая тема «Несвоевременных мыслей» Горького: культура и свобода. Для развития культуры свобода необходима – но одной внешней свободы недостаточно. Ведь она может повернуться своей страшной стороной: свободой грабить, воровать и убивать. Горький кричит об этой опасности.
И посмотрите вокруг себя: разве его крик не доносится до наших дней?
«Грабят – изумительно, артистически; нет сомнения, что об этом процессе самоограбления Руси история будет рассказывать с величайшим пафосом».
И наконец – третья тема: русский национальный характер в понимании Горького. Никто не написал о русском человеке столько высоких слов, как Горький.
В цикле «По Руси», в «Заметках из дневника» он показывает наш народ самым талантливым и способным к творчеству народом на земле. Но в то же время он сказал о русском народе наиболее страшные слова из всех, какие когда-либо произносились.
С точки зрения Горького, талантливость народа часто оборачивается в зверствах. Гражданская война, безусловно, давала примеры зверства, и не Горький придумал это.
И все-таки его речи о русском характере нельзя принимать буквально. Жестокими были все мировые революции. Но Горький судит свой народ и судит его как бы изнутри. Это называется «национальной самокритикой».
В XIX веке такой «самокритикой» занимались, например, Чаадаев, Грибоедов, Пушкин, Гоголь. Они не льстили своему народу, писали о нем правду. Пушкин писал о зверствах казаков в «Капитанской дочке», Гоголь подсмеивался над мужиками в «Мертвых душах».
Но «самокритика» Горького оказалась страшнее, яростнее и оттого, может быть, – не совсем справедливой. Но и время было другое. И характер писателя, недаром взявшего себе литературный псевдоним Максим («максимальный»), был другим.
Важно помнить, что «Несвоевременные мысли» – не просто сборник публицистики, а страстные газетные отклики на ежедневные события в стране.
Читая их, мы чувствуем дыхание того времени, слышим крики и стоны той эпохи, времени, в которое нам едва ли надо возвращаться, но которое нам нельзя забывать.
Вот одна из статей, опубликованных в газете «Новая жизнь» № 82 (297), 3 мая (20 апреля) 1918 г.
«На днях какие-то окаянные мудрецы осудили семнадцатилетнего юношу на семнадцать лет общественных работ за то, что этот юноша откровенно и честно заявил: «Я не признаю советской власти!»
Этот юноша – плоть от плоти тех прямодушных и бесстрашных людей, которые на протяжении десятилетий, живя в атмосфере полицейского надзора, шпионства и предательства, неустанно разрушали свинцовую тюрьму монархии, внося, с опасностью для свободы и жизни своей, в темные массы рабочих и крестьян идеи свободы, права, социализма. Этот юноша – духовный потомок людей, которые, будучи схвачены врагами и изнывая в тюрьмах, отказывались на допросах разговаривать с жандармами из презрения к победившему врагу.
Этот юноша воспитан высоким примером тех лучших русских людей, которые сотнями и тысячами погибали в ссылке, в тюрьмах, в каторге и на костях которых мы ныне собираемся строить новую Россию.
Это – романтик, идеалист, которому органически противна «реальная политика» насилия и обмана, политика фанатиков догмы, окруженных – по их же сознанию – жуликами и шарлатанами.
Чтоб воспитать мужественного и честного юношу в подлых условиях русской жизни, требовалась огромная затрата духовных сил, почти целый век напряженной работы.
И вот теперь люди, ради свободы которых совершалась эта работа, не понимая, что честный враг лучше подлого друга, осудили мужественного юношу за то, что он, – как это и следует, – не может и не хочет признавать власть, попирающую свободу. Есть очень умная басня о свинье под дубом вековым, – может быть, премудрые судьи найдут время прочитать ее? Им необходимо ознакомиться с моралью этой басни».
После прослушивания материала учащиеся выполняют письменную работу (составляют ответы на предложенные в начале выступления группы вопросы). Получившиеся ответы зачитываются и обсуждаются.
4 сентября 1918 г. заключает договор с большевиками об образовании издательства «Всемирная литература».
1918–1921 кроме литературной работы активно занимается общественной деятельностью: читает лекции о культуре, работает в «комиссии по улучшению быта ученых».
9 августа 1921 г. по настоянию Ленина уезжает за границу, где продолжает литературную деятельность.
9 мая 1933 г. возвращается в Россию, где пишет многочисленные публицистические статьи, руководит подготовкой I съезда писателей.
27 мая 1936 г. М. Горький заболел гриппом и 18 июня умер в Горках, близ Москвы.
20 июня после траурного митинга урна с прахом писателя замурована в Кремлевской стене.
Так сложилась судьба известного русского писателя и общественного деятеля М. Горького. Беседу о нем закончим словами Леонида Леонова:
«. По собственному опыту известно нам, насколько необязательны для потомков дедовские кумиры и привязанности. Но только всякий раз, оглянувшись на наш век с его незатухающим заревом великих битв, эпохальных сожжений. на пути в землю обетованную, они среди прочих исполинских теней. различат и характерную сутуловатую фигуру Максима Горького. Из-под козырька прижатой ко лбу ладони, с той же неповторимой, чуть иронической одобрительной улыбкой он будет испытующе всматриваться вослед им, все вперед и дальше уходящим поколеньям, в которые он так верил – трибун, поэт, бунтарь, отец и наставник Человеков на земле».
– Каким предстал перед вами М. Горький?
Прочитать рассказ Горького «Старуха Изергиль».
Индивидуальное задание : прочитать и проанализировать рассказ М. Горького «Челкаш».