планирование жизни и карьеры
План личной жизни и будущей карьеры
Самоменеджмент и его основные положения. Исследование основных направлений самосовершенствования. Наличие и отсутствие личных качеств. Разработка плана личной жизни и карьеры. Критическая оценка свои личных и деловых качеств, анализ достижений и неудач.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.10.2017 |
Размер файла | 66,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
План личной жизни и будущей карьеры
самосовершенствование личный качество карьера
ГЛАВА 1. Исследование фактического уровня самоменеджмента
1.1 Самоменеджмент и его основные положения
1.2 Тестирование в целях выявления готовности исполнять роль менеджера
1.3 Обработка материалов тестирования
ГЛАВА 2. Исследование основных направлений самосовершенствования
2.1 Сущность и целесообразность самосовершенствования
2.2 Личные качества, необходимые для самосовершенствования
2.3 Определение потребности в самосовершенствовании на основе анкетирования
ГЛАВА 3. Разработка плана личной жизни и карьеры
3.1 Поэтапное построение своей жизни
3.2 Расчет личного капитала времени
3.3 Ситуационный анализ
3.4 План личной жизни
3.6 Проект мероприятий «МОИ ДЕЙСТВИЯ»
При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но и организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели, следовательно, нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества, способности. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.
На данном этапе моей жизни меня привлекает карьера менеджера. Меня интересуют вопросы экономики.
Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и работа прямо-таки захлестывает, можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день, выделяя резерв времени (в том числе и для досуга).
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью любого человека планировать свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические подходы к овладению основами самоменеджмента;
2. определить основные направления самосовершенствования: оценить наличие и отсутствие личных качеств, необходимых для самосовершенствования; определить потребности в совершенствовании на основе анкетирования;
3. оценить свои личные и деловые качества, разработать план мероприятий «Мои действия» для приобретения недостающих личных качеств, необходимых для самосовершенствования.
Исходя из этого, я думаю, что будет, не только интересно, но и полезно выполнить эту работу, это поможет мне разобраться в самой себе, понять себя, чего же я хочу от жизни. В данной работе я старалась критически оценить свои личные и деловые качества, проанализировать достижения и неудачи, поставить цели в плане личной жизни и карьеры. И это поможет мне с первых лет моей профессиональной карьеры действовать эффективно и добиваться максимального успеха.
ГЛАВА 1. Исследование фактического уровня самоменеджмента
1.1 Самоменеджмент и его основные положения
Больше всего в жизни нам не хватает человека, который бы заставил нас делать то, что мы хотим и умеем.
Ральф Эмерсон, философ
Еще совсем недавно значение самоменеджмента недооценивалось. Вопросам самосовершенствования, самоорганизации уделялось очень мало времени. Да и редкий человек вообще знал, что это такое.
Сейчас ситуация изменилась, самоменеджмент стал одной из важнейших составляющих менеджмента в целом. Теперь он изучается в вузах, где готовят будущих менеджеров, управленцев.
Каким должен быть успешный, эффективный менеджер? Разумеется, он должен знать свое дело, умело управлять, уметь ставить цели и добиваться их. Профессия менеджера требует от специалиста умения управлять, прежде всего, собой. Ведь как может человек руководить другими людьми, целой организацией, если он не может управлять даже собой? Но все эти качества бесполезны, если руководитель не умеет правильно организовать свое рабочее время. Нереально добиться успеха, если человек не может планировать свое время.
Эти цели часто представляют в виде модели из семи требований к качествам менеджеров:
џ способность формулировать и реализовывать жизненные цели;
џ личная организованность;
џ знание техники личной работы;
џ способность делать себя здоровым;
џ эмоционально-волевой потенциал;
Самоменеджмент помогает выполнять работы с меньшими затратами, лучше организовать труд и, следовательно, получить лучшие результаты; уменьшить загруженность работой а, значит, и уменьшить спешки и стрессы.
Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправленных и выполнимых задач.
Многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком подходе они предпочитают:
правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;
сохранять средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;
выполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;
уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.
Ключевым словом в самоменеджменте является «время».
Прежде чем что-либо сделать, ответьте себе на 4 вопроса, как советуют западные эксперты по управлению временем.
Ў «Нужно ли мне именно это?»
Ў «Нужно ли мне это именно сейчас?»
Ў «Нужно ли мне это именно такой ценой?»
Ў «Нужно ли это именно мне?»
Умело распоряжаться своим временем должен научиться каждый руководитель.
Самоменеджмент при использовании современных подходов позволяет значительно продвинуться на пути овладения искусством управления. Самоменджмент не просто помогает быть успешным, он учит быть победителем во всех сферах жизни.
Решение своих проблем, как в личной, так и профессиональной сфере можно представить в виде различных взаимосвязанных функций, которые осуществляются в определенной последовательности.
Функций самоменеджмента пять:
1. Постановка личных и профессиональных целей.
2. Планирование использования времени.
3. Принятие решения по предстоящим делам.
4. Реализация и организация личного трудового процесса.
5. Самоконтроль итогов трудовой деятельности.
Начальным моментом в реализации данных функций является постановка цели.
Для того, чтобы добиться успеха необходимо правильно выбрать цели. У каждой фирмы, у каждого менеджера есть одна основная, важнейшая цель, которая разбивается на множество небольших промежуточных целей низшего уровня, достижение которых обеспечивает достижение цели более высокого уровня и, в конечном счете, высшей цели. Нужно устанавливать ясные согласованные между собой цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия, чтобы их можно было непосредственно планировать.
Для достижения и определения целей часто используют ситуационный анализ. Он представляет собой своего рода определенный список средств для достижения целей и позволяет выяснить, что следует поощрять (т.е. выделяет сильные стороны) и над чем ещё надо работать (слабые стороны).
Нельзя брать на себя слишком много, чтобы не погрязнуть в невыполненных делах. Следует устанавливать краткосрочные цели, согласованные с достижением долгосрочных целей. Нельзя ставить перед собой невыполнимые в принципе или за определенный срок задачи. Это, разумеется, не значит, что вы должны ставить перед собой легко воплотимые в жизнь цели. Вы должны требовать от себя и других выполнения только достижимых целей.
Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени, оно призвано обеспечить аккуратное использование времени. Чем лучше распределено (т.е. спланировано) время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Нужно планировать использование ограниченного времени для достижения поставленных целей.
Главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. Общий практический опыт на производстве показывает, что увеличение затрат времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.
Очевидно, затраты времени на планирование не могут бесконечно увеличиваться, существует оптимум, после которого дальнейшее увеличение времени на планирование становится неэффективным. От общего планового периода (год, месяц, неделя, день) надо максимально 1% времени тратить на планирование.
Основные проблемы руководителей заключаются в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работ и распределяют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела.
Менеджеры должны стремиться к тому, чтобы, успевая решать во время рабочего дня множество разных текущих вопросов, в течение определенного времени заниматься только одной-единственной задачей, всегда завершать за один раз только одно дело, но последовательно и целеустремленно. Предпосылками для такой работы служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление списка приоритетов на основе этого решения и соблюдение его. Сознательное установление однозначных приоритетов, последовательное и системное выполнение задач, включенных в план, в соответствии с их очередностью поможет:
– работать только над действительно важными задачами;
– решать вопросы в соответствии с их неотложностью;
– концентрироваться на выполнении только одной задачи.
После принятия решения о выполнении составленных планов рассматривается вопрос о том, как овладевать трудовым процессом и реализовывать трудовую активность.
Реализация и организация личного трудового процесса предполагает составление распорядка дня руководителя для достижения поставленных целей. Организация рабочего дня должна соответствовать принципу «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот».
Существуют правила организации рабочего дня. Вот основные из них:
Правила начала рабочего дня:
1. Начинать день с хорошим настроением.
2. Начинать работу по возможности в одно и то же время.
3. Перепроверка плана дня, составленного накануне.
5. С утра занятия сложными и важными делами.
6. Согласование плана дня с секретарем.
Правила основной части рабочего дня:
7. Хорошая подготовка к работе.
8. Влияние на фиксацию сроков выполнения работ.
9. Отклонение дополнительно возникающих проблем.
10. Своевременные паузы, размеренный темп работы.
11. Рациональное завершение начатого дела.
12. Максимальное использование времени.
13. Выделение времени для себя.
Правила завершения рабочего дня:
14. Завершение несделанного.
15. Контроль за результатами и самоконтроль.
16. Составление плана на следующий день.
Самоконтроль служит улучшению, оптимизации трудового процесса. В ходе самоконтроля вы определяете были ли достигнуты поставленные цели, и вносите необходимые коррективы.
Все вышеперечисленные функции самоменеджмента будут не столь эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задачи:
осмысление состояния вопроса, т.е. что достигнуто к моменту осуществления контроля;
сравнение запланированного с достигнутым;
корректировка по установленным отклонениям.
Контроль над результатами труда должен в любом случае производиться после выполнения задачи. В конце рабочего дня необходимо контролировать и отражать не только выполнение поставленных целей, но и личную ситуацию. В данном случае справедлива мысль о том,что тот, кто хочет себя по-настоящему разгрузить, не может отказаться от самоконтроля.
1.2 Тестирование в целях выявления готовности исполнять роль менеджера
Каким должен быть успешный, эффективный менеджер? Разумеется, он должен знать свое дело, умело управлять, уметь ставить цели и добиваться их. Также руководителю нужно обладать навыками общения на высоком уровне, уметь вести переговоры, быть организованным и уверенным в себе.
Подхожу ли я на эту роль? Смогу ли быть руководителем? Я много раз задавала себе этот вопрос. Чтобы проверить, имею ли я все вышеперечисленные качества, пройду несколько тестов.
Психологические тесты помогают взглянуть на себя другими глазами, отметить свои деловые качества и увидеть недостатки. Пройдя подобные тесты, можно оценить свою способность быть менеджером. Благодаря тестам можно составить план работы над собой, постоянно самосовершенствоваться. Конечно, замечательно, если человеку с самого рождения присущи деловые качества, он всегда организован, целеустремлен и решителен, но ведь можно и развивать в себе это, меняться в лучшую сторону. Итак, я ответила на вопросы тестов: «Какой вы руководитель», «Организованный ли вы человек», «Какова техника вашей личной работы», «Насколько вы эффективно управляете своей жизнью?»
Карьерное планирование: как продумать стратегию своего будущего
Чтобы на протяжении многих лет оставаться актуальным и востребованным специалистом в своей сфере, необходимо ставить себе долгосрочные карьерные цели. При этом важно сразу предполагать определенную гибкость и возможность смены сценария: ведь окружающая действительность меняется очень быстро. О том, как работать с такими целями и планировать свою карьеру в целом, рассказывает Ольга Лермонтова — автор образовательных программ, карьерный стратег с 14-летним опытом работы в пяти странах и основатель самого крупного карьерного проекта для русскоязычных специалистов «Карьерум».
Начните с готовности к ошибкам
Внутренний перфекционизм и нереалистичные ожидания — большая проблема, которую нужно решить до начала планирования. Как бы детально вы ни продумали свое будущее, реальность не будет соответствовать этому плану на все 100%. Будут ошибки, будут неудачи — и это нормально. Вы можете учиться на своих ошибках, исправляя их.
Поэтому, кстати, карьерное планирование представляет собой постоянный процесс. Не получится один раз все продумать, а потом долгие годы просто придерживаться одной и той же тактики: придется постоянно что-то менять, адаптировать, обновлять. Карьерный план имеет смысл строить на ближайшие 3–5 лет, выбирая навыки и компетенции, которые нужно прокачать или получить с нуля.
При этом понимание того, что план не будет на 100% соответствовать реальности, вовсе не означает, что заниматься планированием не нужно. В момент планирования вы отвечаете на важные вопросы о себе, формируете собственные критерии карьеры мечты и получаете такое понимание ситуации, которое при хаотичном подходе недостижимо (либо приобретается с гораздо большими затруднениями). Например, представленное на International Conference on Business, Economic, Social Science and Humanities исследование показывает, что планирование карьеры и развития собственной профессиональной эффективности позволяет увеличить результативность работы на 28,72%.
Определитесь с тем, что такое «ваша работа»
Существует простой принцип: чем ýже вы определяете свою деятельность, тем меньше у вас выбора и релевантности на рынке в долгосрочной перспективе. Например, специалист по облачным сервисам не должен себя обязательно ассоциировать только с конкретным продуктом. Будет лучше, если он обозначит свою роль следующим образом: «я помогаю клиентам находить лучшие решения для их бизнес-потребностей в системе облачных и IT-технологий». Такая формулировка и восприятие себя позволят найти свое место даже после того, как конкретный продукт устареет или компания уйдет с рынка.
При этом, определяя собственную специализацию, важно учитывать индивидуальные особенности — профессиональные и личные ценности, таланты и сильные стороны, а также те уникальные факторы, которые вас мотивируют. Ключевой вопрос звучит так: какие задачи я люблю решать? Например, если вы любите писать отчеты и у вас это получается делать лучше всего, — это ваша сильная сторона. Значит, данную обязанность стоит выполнять самостоятельно, а не делегировать ее кому-то другому, потому что эта работа будет вас вдохновлять и генерировать еще больше энергии для других карьерных достижений.
Учитывайте не только запросы рынка, но и собственные
Очень важно, чтобы место будущей работы — и ее условия — соответствовали вашим личным ожиданиям и критериям. Именно попытки мириться с неподходящей деятельностью обычно приводят к карьерному выгоранию, кризису и поискам «волшебной таблетки» у карьерных консультантов. Профессор психологии университета Беркли, специалист по выгоранию Кристина Маслах подчеркивает: выгорание — это не болезнь человека (хотя оно и присутствует в Международной классификации болезней 10-го пересмотра), а «болезнь» работы и рабочего места. Ее итог — общее снижение качества работы и жизни: согласно исследованию APA, выгоревшие сотрудники в 2,6 раз чаще начинают искать новую работу, на 63% чаще берут больничный и на 23% чаще нуждаются в неотложной медицинской помощи.
Пример осознания такой проблемы со стороны самого работника: есть специалист, которая выгорела, уволилась, год просидела дома, а затем начала искать новую работу — такую же, как прежде. Ей было сложно спозиционировать свой перерыв: если говорить про выгорание, то нужно объяснять, отчего оно случилось и как она его преодолела, — а она не могла, потому что не провела анализ и не сделала выводы.
Для исправления ситуации девушка поработала со списком ценностей и разделила все рабочие процессы на три категории, схема «хочу-могу-надо»:
Хочу выполнять: те задачи, решение которых приносит удовольствие;
Могу выполнять: задачи, с которыми вы можете справиться;
Надо выполнять: задачи, которые возникают в ходе рабочего процесса.
Проведение такого анализа важно, потому что специалисты часто не осознают свои истинные ценности и игнорируют то, что эти ценности идут вразрез с ценностями компании. Например, руководитель придерживается жесткой политики «в офисе нужно быть с 9:00 до 18:00, вне зависимости от занятости», а для сотрудника важнее эффективность труда и быстрое решение задач: «закончил работу, можешь идти домой». Это хороший пример фактора из категории «хочу», но на практике многие сотрудники склонны мириться с тем, что не получают желаемого: «Да, я не могу уйти с работы пораньше, но зарплата-то хорошая, потерплю». Этот конфликт и приводит к выгоранию.
Подобные проблемы могут возникать по десяткам разных причин и обстоятельств. Таким образом, анализируя свои «хочу-могу-надо», можно лучше понять, чего мы действительно хотим и что нам может предложить рынок. А потом найти эти точки соприкосновения, приведя в баланс свои потребности (хочу), реальные навыки и умения (могу) и то, что можете получить на практике (надо).
В результате сотрудница из приведенного выше примера четко поняла, какие элементы ее работы вызывали перегруз. Выходом стало переформулирование запроса: она осталась в той же отрасли и отчасти специальности, но поиск стал более продуктивным.
Так что, выбирая работу, смотрите не только на ее материальные перспективы, но и на то, чтобы она устраивала вас с мотивационной точки зрения — давала необходимую самореализацию и удовольствие.
Анализируйте результат своей работы и сразу делайте выводы
После того как вы устроились на новое место или скорректировали свои планы и подходы на прежней работе, карьерное планирование не останавливается. Постоянно следите за тем, какой эмоциональный отклик вы получаете от своей работы, насколько удается следовать построенному ранее плану.
Видите, что что-то пошло не так? Постарайтесь сразу же разобрать эту ситуацию и дать себе «экологичный фидбек»: не просто ругать себя за просчет, а сконцентрироваться на том, что можно сделать в следующий раз, чтобы результат был другим.
То же самое, кстати, актуально для работы со своими подчиненными. Негативная критика работает хуже, чем вовлечение сотрудника в обсуждение ситуации:
«Ты не уложился в сроки по проекту, теперь клиент нам не заплатит!» — деструктивный негатив;
«Как ты планируешь решать проблему с затянутыми сроками, чтобы клиент остался доволен и провел оплату?» — конструктивный подход.
И, главное: никогда — ни с собой, ни с другими людьми — не говорите про личность. Говорите про результат конкретных действий. Не «ты невнимательная» (или «я», если вы склонны ругать себя), а «в этот раз не получилось Х и У, в следующий раз сделай/я сделаю так-то и так-то».
Конкретика, настрой на позитивный результат — основы конструктивного фидбека себе и другим. Если же одну и ту же ошибку вы совершаете не первый раз, причем происходит это в одинаковом контексте, нужно искать ее причины. Одной из таких причин может быть несоответствие ваших компетенций или ожиданий выполняемой роли.
Если чувствуете, что находитесь не на своем месте и не можете это изменить, — меняйте работу
Есть четыре основных причины, по которым может возникать ощущение, что занимаемая вами роль вам не подходит:
Роль не соответствует вашей личной долгосрочной карьерной цели или замедляет движение к ней. Для того чтобы избежать такой проблемы, важно понимать свой карьерный вектор и действовать в согласии с ним;
Роль не помогает прокачать навыки, которые понадобятся в будущем для достижения карьерной цели. Ищите роль, которая даст вам возможность работать по ключевым навыкам более 80% времени;
Культура компании не соответствует вашим ценностям. Важно понимать, что всю компанию не переделать, свои нервы дороже;
У вас плохие отношения с руководителем, вы уже испробовали все способы их улучшить, но не добились результата. А руководитель уходить не собирается.
Важная часть планирования карьеры — умение отличать факторы, на которые вы можете повлиять, от моментов, с которыми нет возможности что бы то ни было сделать. Здесь может помочь концепция кругов влияния, которая предлагает распределить влияющие на вас силы на три зоны: зону контроля (целиком находится в вашей власти, вы можете изменить положение вещей без постороннего участия), зону влияния (то, на что вы можете влиять косвенно, например договорившись с кем-то) и зону обстоятельств (то, на что вы повлиять не можете, но оно влияет на вас). Часто нам кажется, что мы не контролируем рабочие ситуации. Но если это для нас важно, мы можем изменить сложившуюся ситуацию, влияя на нее косвенно.
Лучшие годы: женщины, добившиеся успеха после 50 лет
Разработка тренинга по профориентации «Планирование жизни и карьеры»
КГУ «Школа-детский сад №26»
Занятие-тренинг по профориентации:
Тема : «Планирование жизни и карьеры»
Автор :Педагог-психолог: Мансурова Е.В
Тема : «Планирование жизни и карьеры»
определение жизненных и профессиональных планов.
познакомить участников группы;
определить перспективные жизненные и профессиональные цели;
проанализировать и осмыслить жизненные и профессиональные перспективы участников;
сформировать представление о планировании жизни и карьеры;
развить навыки планирования;
создать личный жизненный и профессиональный план.
Знакомство – Упражнение «Визитная карточка»
Цель: познакомить участников группы и создать благоприятную атмосферу для совместной работы.
Время проведения: 15 минут.
Количество участников: 6-12 человек.
Материалы и оборудование: листы бумаги А4, маркеры, цветные карандаши.
имя, причем на каждую букву имени надо подобрать прилагательное, характеризующее вашу личность;
откуда вы (где живете, учитесь);
ваш девиз по жизни.
Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записывать все выработанные правила на доске или листе А4:
Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).
Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.
Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.
Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях.
Цель: Развивать чувство уверенности в достижении цели
Время проведения : 5 мин.
3.Упражнение – разминка «Дотронься»
Цель: активизация участников группы.
Время проведения: 10 минут.
Количество участников: 6-12 человек.
Участники группы встают и начинают свободно перемещаться. Внезапно ведущий дает команду: «все дотроньтесь до синего предмета» (или др. цвета, предметы). Участники должны быстро дотронуться до чего-нибудь синего на другом человеке и т.д.
4.Упражнение «Мои жизненные и профессиональные планы»
Цель упражнения: анализ и осмысление жизненных и профессиональных перспектив.
Время проведения: 15 минут.
Размер группы: 6-12 человек.
Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмыслить над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
А сейчас я вам предлагаю представить, что вы ожидаете от своей жизни, какие ставите перед собой цели, как планируете их достигать.
Процедура проведения: каждый участник тренинга рассказывает о своих жизненных и профессиональных планах. В конце упражнения можно обсудить с группой необычные, интересные жизненные и профессиональные планы.
6.Упражнение «Планирование будущего»
Цель упражнения: создание личного жизненного и профессионального плана.
Время проведения: 40 минут.
Размер группы: 6-12 человек.
Материалы и оборудование: листы бумаги А3, маркеры, цветные карандаши, ножницы, клей-карандаш.
Инструкция: а теперь предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего.
Для начала необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая.
В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить реальные цели и спрогнозировать реальные события.
Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей.
Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.
Теперь у каждого из вас есть личный жизненный и профессиональный план. А как добиться поставленных целей? Для этого можно использовать алгоритм достижения поставленных целей.
Алгоритм достижения поставленных целей (раздается каждому участнику тренинга): ( см.приложение 1)
Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей.
Определите пути преодоления этих недостатков.
Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям.
Определите пути преодоления внешних препятствий.
Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).
С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана. Укажите конкретную дату.
А теперь давайте попробуем построить картину ближайшего будущего. Сейчас еще раз представьте, кем вы себя видите в будущем? Какое вы получите к этому времени образование? Где вы будете работать? Каков будет ваш ежемесячный доход? Как вы будете себя чувствовать? Какими будут ваши перспективы на ближайшее время?
Участникам тренинга раздаются журналы и чистые листы формата А3и предлагается составить коллаж. На это задание отводится 20-30 минут.
После того, когда задание будет выполнено, каждый участник показывает свой коллаж и рассказывает группе об образе своего будущего.
Цель: мышечная релаксация.
Время : 5 мин. (см.приложение 2)
Цель упражнения: з авершение работы над темой занятия.
Размер группы: 6-12 человек.
Вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в общем кругу.
После завершающего упражнения все участники садятся в круг и по очереди высказываются, что понравилось, не понравилось в ходе проведения занятия, какие трудности возникали, что полезного узнали и т.п.
Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записывать все выработанные правила на доске или листе А4:
Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).
Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.
Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.
Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях.
Массажный комплекс «Караван».
Это комплекс для спины. Участникам необходимо встать в круг друг за другом и выполнять действия, которые зачитывает ведущий.
— Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины).
— На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом « АХ» ).
— На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом « ОХ»).
— А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).
— Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладим спину кистями рук в указанных направлениях).
— Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее), что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину).
— И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины), потом красавица ОХ (выполняем те же движения, но легче), затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).
— Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).
— Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево), но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).
— Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).
— После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).