план жизнь в пресных водах
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь в пресных водах»
Виктория Пак
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь в пресных водах»
Пак Виктория Сергеевна
План – конспект урока на тему
«Жизнь в пресных водах»
А. А. ПЛЕШАКОВ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС 1 ЧАСТЬ
Тема: Жизнь в пресных водах
Сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; учить бережному отношению к природе
Формируемые УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать положительное отношение к приобретению новых знаний, интерес к жизни в пресных водах
ПРЕДМЕТНЫЕ: умение отличать растительный и животный мир водоема от луга; объяснять роль человека в жизни растений и животных водоема
• ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию
• КОММУНИКАТИВНЫЕ; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осознанно строить речевое высказывание, аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения
• РЕГУЛЯТИВНЫЕ организовывать свою деятельность, готовить место для разных видов работ (работа с карточками)
Оборудование: презентация к учебнику, карточки растений луга и водоема, атлас-определитель, рисунки с изображением животных водоема.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас ждет много нового и интересного. Мы с вами погрузимся в подводное царство и все там рассмотрим. На уроке нам понадобится учебник, атлас определитель и ваше внимание. Начнем наше занятие с игры.
I. Определить уровень владения ранее изученного материала посредством игры и теста (предыдущая тема «Жизнь луга»).
• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)
• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)
а) только травянистые растения
в) кустарники и травянистые растения
а) лебеди, рябчики, шелкопряды
б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3.Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник
б) ландыш, осока, ягель
в) черника, пион, типчак
4.Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла
б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
II. Самоопределение к деятельности
Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Жизнь кипит, а мы споем
Это пресный. (водоем).
— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».)
— Какую цель урока мы можем себе поставить в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
III. Открытие нового знания
— Кто знает, какие бывают водоемы? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)
2. Работа в парах (группах)
— Внимательно рассмотрите фотографию на слайде. Опишите водоем по фотографии. (Заслушать рассказы 2- 3 пар.)
3. Самостоятельная работа
— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей)
— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.
— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)
А это сусак зонтичный и горец земноводный. В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря которым вода в озере имеет зеленый оттенок.
4. Самостоятельная работа
— Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)
Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга,как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.
5. Работа по учебнику С. 178-182
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод. (Ученики читают статью.)
— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)
— Как по другому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)
IV. Первичное закрепление 1. Работа с загадками
Хватает клешней. (Рак.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Зубаста, а не лает. (Щука.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Ловит лягушек. (Утка.)
2. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля рыбой.)
4. Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.)
Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы еще можете назвать (Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)
V. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)
Дополните предложение: «Теперь я знаю, что.»
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем еще надо поработать?
Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
• Прочитать текст на с. 178—186 учебника, ответьте на вопросы. Выполните задания 2,3,5,8 на с. 82- 85 рабочей тетради.
• Сходите с родителями на ближайший естественный водоем, послушайте звуки, посмотрите какие растения там растут, попробуйте найти те растения, с которыми мы сегодня познакомились
Жизнь в пресных водах стр. 178 – 186
1) Опишите водоём по фотографии.
На фотографии мы видим пресноводный водоём со стоячей водой. Это может быть небольшое озеро или пруд. На поверхности воды плавают различные водные растения, некоторые из которых цветут крупными белыми цветами.
А также видим стебли стоящих в воде растений, а значит глубина воды в водоёме небольшая.
2) Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа — определителя.
В гербарии мы видим несколько растений, обычных для пресного водоёма.
Это кувшинка и похожая на неё кубышка. Только цветы кувшинки белого цвета, а цветы кубышки — жёлтого.
Ещё одно растение пресного водоёма — стрелолист. Его листья похожи на наконечники стрел, отсюда его название.
На берегах пресного водоёма мы можем встретить камыш, рогоз или тростник. Они образуют густые высокие заросли. У рогоза на макушке стебля находится большой коричневый початок, а макушка камыша украшена колосками.
3) По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.
В пресных водах обитают самые разные виды животных.
Бобры строят свои плотины. По воде ходят белые цапли, выискивая тонким и длинным клювом лягушек и мелкую рыбёшку. Плавают утки.
В воде живут рыбы, например карась или щука. По дну ползают раки.
Много в пресных водоёмах насекомых. Это жуки — плавунцы, клопы — водомерки. Есть земноводные — лягушки. Можно встретить моллюсков — катушку, прудовика, двустворчатых моллюсков.
4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.
Пример экологических связей в пресных водах для 4 класса
Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество, в котором можно найти много экологически связей.
Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений. Они служат пищей для животных, они насыщают воду кислородом, делая её пригодной для дыхания рыб, они служат домом и убежищем для мелких живых организмов.
Для жизни растений нужны вода, солнце, воздух и почва. Но некоторые растения не прикрепляются к почве. Они получают нужные им вещества прямо из воды.
Растениями питаются как рыбы, так и насекомые, а раки поглощают отмершие останки живых организмов и тем самым очищают воду.
Есть в пресных водоёмах и хищники — щука, цапля, жуки — плавунцы и клопы — водомерки.
5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.
Пример модели цепи питания пресноводного сообщества для 4 класса
Типичные модели питания пресного водоёма:
Ряска — Карась — Щука — Останки — Рак
Водоросли — Головастик — Карп.
Ряска — Личинка комара — Водомерка — Лягушка — Цапля.
6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
Характеристика пресноводного сообщества для 4 класса
1. Пресноводное сообщество: Пруд.
2. Живые организмы сообщества:
Растения: ряска, кувшинка, рогоз, камыш, водоросли.
Животные: карась, окунь, щука, лягушка, утка, клоп — водомерка, прудовик, двустворчатые моллюски
3. Экологические связи: Вода, воздух, солнце и почва даёт жизнь растениям. Растения служат пищей для рыб, насекомых, моллюсков, птиц. Растения служат домом для мелких животных. Мелкие животные служат пищей для рыб и хищных насекомых. Отмершие останки перерабатываются микроорганизмами, становятся минеральными солями.
4. Значение для человека: место рыбалки, место отдыха, общения с прекрасным, запас пресной воды.
5. Влияние человека: негативное. Вылавливается рыба, уничтожаются животные, рвутся растения. Пруды загрязняются мусором и нефтепродуктами.
6. Охрана сообщества: необходимо очищать воду, не допускать её загрязнения. Беречь обитателей пруда, соблюдать правила экологической безопасности. Зимой нужно пробивать отверстия во льду, чтобы вода насыщалась кислородом.
Обсудим!
1) Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
О жизни в воде говорят названия: клоп — водомерка, жук — плавунец, речной рак, прудовик, водоросли.
2) Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
У кувшинок и кубышек есть широкие листья, которые легко плавают на воде, и длинный корень, крепящийся на дне. Ряска настолько маленькая, что легко плавает на воде. Камыш и Рогоз имеют длинные стебли, которые поднимают их цветы на большую высоту над водой.
У рыб есть плавники, хвост, чешуя, которые позволяют им плавать в воде. Они могут дышать кислородом, растворенным в воде.
У цапли тонкие и длинные ноги, благодаря которым она может ходить вдоль берега. А также длинный клюв, которым цапля может вытаскивать пищу из воды.
У уток перепонки на лапах, что позволяет им плавать.
У бобров широкий хвост лопатой, тоже приспособленный для плавания.
3) Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
Лягушки питаются комарами, если лягушки исчезнут, то комаров разведётся очень много.
Цапли питаются лягушками. Если исчезнут лягушки, цаплям придётся покинуть водоём в поисках пропитания.
Лягушки могут исчезнуть если водоём высохнет, если икру лягушек будут поедать другие животные, уничтожать человек, если человек будет уничтожать лягушек, например, как источник пищи.
Проверь себя
1) Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
Пресноводное сообщество составляют: водные растения, водоросли, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, моллюски, ракообразные.
2) Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
В охране нуждаются кувшинка, кубышка, раки, стрекозы, лягушки, двустворчатые моллюски, ондатры и бобры.
3) В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?
Школьники могут помогать спасать молодь рыб, после весеннего половодья. Молодь остаётся в лужах, после спада воды и гибнет, если её не перенести в водоём.
Можно вместе со взрослыми делать лунки во льду, чтобы зимой подводные обитатели не задохнулись от недостатка кислорода.
Задания для домашней работы
1) В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озёра или пруда. Воспользуйтесь атласом — определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук — плавунец, как бегает по воде клоп — водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.
Наверное, каждый видел, как по поверхности водоёма бегают клопы — водомерки. Они скользят по воде на широко расставленных лапках, перемещаются рывками, очень быстры.
2) В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
Сообщение о бобрах для 4 класса
Бобры — удивительные и очень милые трудолюбивые животные. Они относятся к грызунам и считаются лучшими строителями среди животных.
Живут бобры в хатках или норах, вход в которые обязательно должен быть расположен под водой. Поэтому, чтобы поднять уровень водоёма, бобры строят плотины, запружая стволами деревьев русла лесных ручьёв.
Вода в ручье поднимается, и от этого выигрывают и бобры, и лес. В таких бобровых водохранилищах поселяется рыба, поднимается уровень почвенных вод, а значит лучше расти деревьям.
А бобры даже зимой легко находят себе пищу под слоем льда, ведь вода перед плотиной не замерзает.
Ещё бобры строят каналы, то есть проводят орошение леса, доставляя воду к корням деревьев, удалённых от водоёма.
В этой главе мне показалось очень интересным то, что оказывается бобры, добывая себе пищу и строя для себя дома, приносят пользу окружающей природе, своему природному сообществу. Это пример экологических связей в пресноводном сообществе.
3) В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?
Мне не приходилось сталкиваться с подобными случаями, хотя я видела на берегах водоёмов пустые раковины моллюсков. Я не знаю, вытаскивали их специально или нет, но моллюски очень важны для водоёма.
Они, как и раки служат санитарами, очищая воду. Если моллюски исчезнут, то вода станет грязной, и из нее уйдут раки.
4) К каким последствиям может привести неумеренное осушение болот?
Осушение болот может привести к исчезновению многих видов животных и растений, к обмелению рек, к эрозии почвы.
На следующем уроке
Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?
Сельское хозяйство делят на животноводство и растениеводство.
В моём крае выращивают рожь, пшеницу, картофель, кукурузу, огурцы, томаты, и многие другие культурные растения.
Открытый урок по теме: «Жизнь пресного водоема» (предмет «Окружающий мир»). 4-й класс
Класс: 4
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использование природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. Уровень ее во многом определяется качеством экологического образования и воспитания. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
В своем уроке по теме “Жизнь пресного водоема” познакомила учащихся с разнообразием обитателей пресного водоема, мы рассматривали примеры нарушений сообщества водоема, формулировали правила, направленные на охрану его обитателей. Для активизации познавательной активности детей на уроке используются индивидуальные и групповые формы работы, методы эвристической беседы, решение проблемно-поисковых задач, инсценировки. Особое место на уроке занимает экологическая задача, решение которой вызывает у детей неподдельный интерес.
Предмет: Окружающий мир. 4 класс.
1. Познакомить учащегося с разнообразием обитателей пресного водоема, связями между ними.
2. Рассмотреть примеры нарушений сообщества водоема, вызываемые человеком.
3. Сформировать правила, направленные на охрану обитателей водоема.
Оборудование: учебные таблицы, раздаточный материал, учебник А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” 4 класс, перфокарты.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (тест).
— Вспомним, что называется водоемом?
1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой. | |
водоем | 2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом. |
3. Это хранилище воды. |
— Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные)
Какие бывают озера?
3. Объяснение нового материала.
— Тема нашего урока: Жизнь пресного водоема. Мы сегодня познакомимся с растительным и животным миром пресного водоема.
— Когда приходишь к водоему в теплое время года, видишь только некоторых его обитателей.
Всех увидеть невозможно!
— А почему в водоеме много разнообразных обитателей? (многие могут найти себе пищу и убежище)
— А почему водоем называют природным сообществом? (в водоеме совместно обитают разнообразные живые существа, они связаны между собой)
— Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?
— перепонки на лапах
— обтекаемую форму тела
— На поверхности воды можно увидеть одно из самых красивых растений.
Кувшинки и блюдца
Не тонут и не бьются. (белые кувшинки)Ученики собирают лилию из разрезанных частей (мозаика)
— Чем интересны кувшинки?
У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера.
Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.
Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.
— Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Красную книгу)
— Сформулируйте правило поведения у водоема, соответствующее этому знаку.
в) Работа в группах.
— У прибрежной части низкого заболоченного берега можно найти осоку, рогоз, камыш.
Работа в группах. (в учебнике панорама стр.193)
— Перечислите, назовите растения водоема.
— Глядя на растения, вы сейчас должны найти отличие и общее сходство у этих растений.
Камыш
Это крупные, высокие травянистые растения, растущие у берега, с длинными жесткими листьями, корни прикреплены ко дну водоема, цветки невзрачные Стебли с коричневатыми бархатистыми початками. Листья острые, режущие.
— Вывод: общее: все растения прикреплены корнями ко дну, имеют высокие стебли с длинными жесткими листьями.
отличие: одни растения цветут, а другие – не цветут.
— Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных)
Между растениями и животными водоема существует тесная связь.
— Название, каких животных водоема говорят об их жизни в воде? (водомерка, жук водолюб, жук плавунец, прудовик)
д) Животный мир водоема.
— Догадайся по описанию, о ком идет речь?
? По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка)
Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.
— Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)
— Какие улитки встречаются в водоеме?
— Чем защищено их тело?
— Какую пользу приносят улитки?
— Ребята, у кого дома есть аквариум?
— Зачем в аквариумы заводят труженицу улитку? (улитка очищает воду в аквариуме)
? Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак)Сформулируйте правила поведения у водоема согласно этому знаку.
— Ребята, вы молодцы! Это тоже могло быть причиной помутнения озера, но давайте откроем учебник и прочитаем правильный ответ. (учебник стр.197-199)
Вывод: Экологические задачи убеждают, что в водоеме нет ненужных обитателей.
Раки и моллюски играют свою роль в жизни водоема.
? Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло.
На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.
— Какую пользу приносят лягушки?
? Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.
— Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?
Стрекоза и ее личинки очень прожорливые хищники.
Сценка: “Стрекоза и улитка”
— Эй, стрекоза, ты не видела водяного чудища, страшного да безобразного?
— Ну, как бы не так. Ты красивая, легонькая, порхаешь, как вертолетик. А то чудище еле ползало.
— И все равно это я была. Два года я в некрасивой шкурке сидела, ваши насмешки терпела. А сегодня не выдержала, взяла, да и из себя вышла.
Сформулируйте правило поведения у водоема в соответствии с этим знаком.
У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми, головастиками.
Сценка: “Чем дышит плавунец”
— Ай, жук-плавунец помер! Глядите, глядите, вниз головой на воде плавает. Один хвостик маленький наружу!
— А зачем ты вниз головой подвесился?
— Подышать? Чем же ты дышишь-то?
— А что выставил наружу, тем и дышу. Вот так!
4. Закрепление знаний.
а) Исправь ошибки в тексте. (работа в группах)
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы, а по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски, прудовики и катушки. (обратная связь осуществляется через показ светофоров)
— Как приспособились птицы, живущие у водоемов в добывании пищи?
Составьте 1-2 схему цепей питания, характерных для птиц. (на доске составляем 1 схему питания)
— Кто внимательно слушал, о ком мы не поговорили, согласно нашему плану?
б) Укажи стрелочками, что к чему приводит:
1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий. а) начинают образовываться болота 2. Выловили двустворчатых моллюсков. б) в воду поступает кислород для дыхания рыб 3. Все озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями. в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные 4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду. г) вода стала мутной в водоеме 5. Домашнее задание.
Подумать дома, можно ли построить воздушный замок под водой?
— Сегодня, ребята, мы с вами подробно познакомились с пресным водоемом и его обитателями и растительным миром.