план по биографии толстого

Л. Н. Толстой стр. 33 — 34

Самостоятельно составь рассказ о жизни и творчестве Толстого. Используй тексты учебника, материалы из интернета и энциклопедии. Запиши его план.

Краткий план рассказа о творчестве и жизни Толстого для 4 класса.

1) Происхождение великого писателя.

2) Детство Толстого.

3) Образование Льва Толстого.

4) Начало литературной деятельности.

5) Военная служба писателя.

6) Заграничное путешествие.

6) Женитьба на Софье Андреевне.

7) Литературное творчество.

9) Вклад писателя в русскую культуру.

Короткий рассказ о творчестве и жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Будущий писатель родился 9 сентября 1828 года в дворянской усадьбе Ясной Поляне Тульской области.

Он потомок рода князей Волконских и графского рода Толстых.

Детство Льва Толстого прошло в усадьбе.

Маленький мальчик наблюдал за жизнью народа, внимательно слушал местный фольклор и вбирал в себя всю культуру русского народа.

В раннем детстве мальчик потерял мать, его воспитывал отец.

Николай Ильич Толстой любил читать, имел очень богатую библиотеку и поощрял увлечение своего сына литературой.

В 9 лет отец повёз юного Льва Толстого в Москву, где тот увидел городскую жизнь, которая до глубины души поразила его.

Через какое-то время Толстой напишет целый цикл книг об этой поездке и своих впечатлениях.

______

Через какое-то время отец и бабушка Льва умерли и юношу отправили на воспитание к тёте в Казань.

В 16 лет Лев Толстой поступил в университет Казани, но проучившись три года, решил закончить его экстерном и уехать к себе домой в Ясную поляну, а потом в Москву.

Из Москвы вместе с братом он поехал на Кавказ для прохождения военной службы, а после — на войну в Крым и на Кавказ.

В возрасте 27 лет Лев Толстой вернулся с военной службы в Петербург, где в это время активно обсуждалась отмена крепостного права.

Писатель активно изучал этот вопрос, что также отразилось в его будущих произведениях.

В 29 лет Лев Толстой захотел увидеть мир и поехал в путешествие по Европе, где заинтересовался европейским образованием в школах.

После Толстой вернулся в Ясную поляну и создал школу для детей, где работал учителем, а также написал для детей Азбуку.

Тогда писателя увлекло творчество для детей.

Когда писателю исполнилось 34 года, он повстречал дочь врача Софью Андреевну Бернс и женился на ней.

После женитьбы молодая семья на постоянное место жительства переехала в Ясную поляну, где Лев Толстой вплотную приступил к творчеству.

В этот период он создал роман «Война и мир», а также «Анну Каренину».

Пришло время, и дети писателя подросли. В возрасте 50 лет Толстой с семьёй переехал в Москву для получения образования детей.

В этот же период в русские города пришёл голод, и писатель занялся благотворительной деятельностью.

Он открыл столовые для голодного народа и организовал доставку продуктов из деревни в город.

Видя страдания народа и бесчувствие правящего класса к этому, писатель написал произведения «Власть тьмы» и «Воскресенье», где высмеял проблемы власти того времени.

За это Толстого хотели отлучить от церкви и запретить писать.

Но народ очень любил писателя, и царь побоялся идти на такие жёсткие меры.

После Толстой хотел показать людям нелепость всех войн и написал произведения «Живой труп» и «Хаджи-Мурат».

В возрасте 73 года Лев Толстой стал сильно болеть и переехал в Крым.

Последние годы писатель прожил с идеей передать землю крестьянам и издавать бесплатно его произведения, чтобы каждый мог прочитать их.

Но семья не поддержала его, и Лев Толстой принял решение уехать с поместья и прожить оставшуюся жизнь как простой крестьянин.

Но не смог осуществить эту мечту, так как ему стало очень плохо в поезде. Больной писатель сошёл с поезда на станции Астапово.

Льва Толстого принял в своей дом начальник станции, но помочь ему не смог.

Писатель умер в возрасте 82 года.

Вклад великого русского писателя в русскую культуру очень велик.

Лев Толстой описал все значимые события в жизни русского государства в период войны с Наполеоном, а также войн в Крыму и на Кавказе.

Великий писатель призывал в своих произведениях избегать войн и относится с уважением к каждому человеку.

Он не разделял сословные ограничения, а считал каждого человека достойного счастья.

Именно поэтому его так любил русский народ.

Толстой «Как мужик убрал камень»

Как ты думаешь, в чём заключается главная мысль басни Толстого? Запиши.

Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» — любая сложная проблема обычно имеет простое решение, если обдать знанием.

Отметь, какие из пословиц отражают главную мысль басни.

Отразить главную мысль басни можно вот этими русскими пословицами:

1) Чтобы рубить метко, нужна сметка.

2) Нужен не только учёный, но и смышлёный.

3) Истинное знание не бросается в глаза.

4) Один мигнёт, а другой уже смекнёт.

Самостоятельно составь рассказ, используя одну из пословиц.

Рассказ по пословице «Чтобы рубить крепко, нужна сметка» и «Истинное знание не бросается в глаза» для 4 класса.

Как-то один барин решил построить конюшню на своём участке. Только на этом месте стояла старая, крепкая стена, которая ему мешала.

Привёз он из города множество инженеров, чтоб посоветоваться, как разрушить старую стену.

Один говорит: —«Давай привезём 100 лошадей, привяжем к ним тугой канат одним концом, а другим обвяжем старую стену…

Кони потянут канат и стену разрушат…»

Другой говорит: — «Давай возьмём тысячу рабочих, дадим им в руки кувалды, и пусть они по стене бьют, пока она полностью не развалится…»

Стоит, думает барин и качает головой: «Как-то сложно всё это — кони, кувалды, тысячу рабочих…»

Тут подходит к компании местный кузнец и предлагает свою помощь по снесению стены.

Барин и говорит: «Да куда тебе одному её свалить? Видишь сколько всего нужно, чтобы стену снести?»

А кузнец ему и говорит: «А дайте я попробую».

Ходил кузнец возле стены часов 5, трогал её, рассматривал и даже нюхал.

Ходил, ходил и вдруг взял кувалду в руки и как бахнул посредине стены — она вся и разрушилась.

Барин и инженеры сильно удивились и спрашивают: «Как тебе это удалось?»

А кузнец и говорит: «У каждого есть своё слабое место.

Если по нему ударить, то сразу можно всё разрушить.

Вот я его искал столько времени, нашёл и ударил точнёхонько в слабое место старой стены. Вот она и разрушилась».

Источник

Конспект и план урока по биографии и творческому пути Л.Н. Толстого

познакомить студентов с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;

вызвать интерес к личности и творчеству автора;

развивать умение студентов вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

Тип урока: объяснение нового материала

портрет Л.Н. Толстого;

иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

Организационный момент (приветствие студентов, проверка явки и готовности к занятию)

Мотивация учебной деятельности (обозначение темы, знакомство с целями урока, вступительное слово преподавателя для формирования мотивации студентов к освоению нового материала о биографии и творческом пути Л.Н. Толстого)

Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

Изложение материала по плану:

1. Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого

1 этап: 1828-1851гг. Детство, отрочество, юность: опыт самостоятельной жизни.

2 этап: 1851-1860 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

3 этап: 1860-1880 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

4 этап:1880-1900 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

5 этап: 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

2. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Смысл названия.

3. Роман-эпопея «Война и мир». Жанр и композиция.

познакомить студентов с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;

вызвать интерес к личности и творчеству автора;

развивать умение студентов вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

портрет Л.Н. Толстого;

иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

Эпиграф: Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни… А.А. Блок

I. Вступительное слово учителя.

В этом году исполнилось бы 188 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, произведения. И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему занятию «Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…” ( Запишите их в тетради.)

II. Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради.

III. Презентация биографии Л.Н.Толстого – лекция учителя. Студенты составляет краткий конспект лекции. Слайд 1–5. Приложение

Туляк в нем видит земляка,
Родную душу парижанин.
Рабочая его рука
Своею мощью поражает,

Своею нежностью, своей
Неутомимостью, и, право,
Из-за кустов его бровей
Глядит колюче наша слава.

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

1этап:1828-1851гг.Детство,отрочество, юность: опыт самостоятельной жизни.

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа 1828г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

Радостный период детства” Слайды 6–7.

Толстой был 4 ребенком (всего было 5детей) в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще 2 лет(1830), отец Толстого, участник Отечественной войны, тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, звали они ее «тетенькой» и любили.

Казанский университет Слайд 8

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных 2года: занятия не вызывали у него интереса. Весной 1847, подав прошение об увольнении, Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), языки, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи». После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

2 этап: 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

В кругу литераторов и за границей Слайд 13

3этап: 1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

Народная школа Слайд 14–15

В 1859 Толстой открыл более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны для крестьянских детей, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции Лев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом изложил собственные идеи в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издал «Азбуку».

Война и мир” (1863–39) Слайд 16–18

В сентябре 1862 Толстой женился на 18-летней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема и семейного счастья. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи, работал в архивах, ездил на Бородинское поле, и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» 1-ю часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов. В 1870-е гг., живя в Ясной Поляне, продолжал учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества “Анна Каренина” (1973–77)

4этап:1880-1900 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

Перелом (1880-е годы) Слайды 20–23

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в исповедальной публицистике, где развернута его душевная драма: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (1906), в статьях «Так что же нам делать?» (1886), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви.

5этап: 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

IV. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Смысл названия.

I. Рассказ учителя (краткое изложение).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА-ЭПОПЕИ «ВОЙНА И МИР»

V. Роман-эпопея «Война и мир». Жанр и композиция.

II. Рассказ учителя (краткое изложение).

VI . Заключительное слово учителя. Обобщение материала, подведение итогов. Ответы на вопросы. Рефлексия.

Подведение итогов занятия – блиц – викторина

VII. Запись домашнего задания.

Майорова О.Е. Лев Николаевич Толстой – Биография.

Яснополянский мудрец. Традиции русского философствования в творчестве Л. Н. Толстого: А. Д. Сухов — Москва, ИФРАН, 2001 г.

Источник

Биография Толстого

Всего получено оценок: 12026.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) — выдающийся русский писатель, публицист, мыслитель, один из великих романистов в мировой литературе. Биография Толстого Льва Николаевича полна интересных фактов и событий, он был необыкновенной, уникальной личностью. Изучение его жизни и творчества будет полезно для учеников всех классов.

план по биографии толстого. Смотреть фото план по биографии толстого. Смотреть картинку план по биографии толстого. Картинка про план по биографии толстого. Фото план по биографии толстого

Детские годы

Дата рождения Льва Николаевича — 28 августа (9 сентября) 1828 года. Будущий писатель появился на свет в имении матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии. Родители будущего писателя принадлежали к графской ветви старинного дворянского рода Толстых.

Маленький Лев рано остался без материнской любви и заботы: причиной смерти матери были тяжелые роды, и двухлетний Лев со старшими братьями и сестрой воспитывался родственниками-опекунами. После смерти отца осиротевшие дети переехали в Казань к родной тёте, П. И. Юшковой.

Дом Юшковых был очень веселым и гостеприимным, тётя всем сердцем любила племянников, заботилась об их образовании, и детство Льва Толстого было по-настоящему счастливым. Позже он описал эти годы в автобиографической повести «Детство».

Юность

Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Императорский Казанский университет, где учился его старший брат Николай. Поначалу это был факультет восточных языков, но из-за низкой успеваемости юному графу пришлось бросить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет, так и не получив высшее образование.

Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, предприняв попытку управлять имением и жить как помещик. Но жизнь в деревне разочаровала юношу, и он отправился в Москву, затем в Петербург. Он принялся вести дневник, куда записывал все важное, чего должен достичь в жизни. Толстой занялся самовоспитанием и самообразованием, много читал. Он ставил перед собой высокие цели, часть из которых воплотил в жизнь, а часть так и не смог осуществить. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, сельское хозяйство, иностранные языки. В итоге в зрелом возрасте он свободно говорил на английском, французском, немецком, читал на итальянском, некоторых славянских языках, знал латынь, греческий, татарский и другие языки.

Это был период духовного поиска и метаний. Желание быть «лучше и чище» сменялось кутежами с цыганами и картами. В итоге Лев Толстой, выдержав экзамен в Петербургский университет, не стал учиться, а в звании юнкера отправился на Кавказ, где в то время служил его брат Николай.

Литература

Творческий путь Толстого берет свое начало на Кавказе, где Толстой провел три года. Именно там он сочинил повесть «Детство», вслед за которой последовали повести «Отрочество» и «Юность», составившие автобиографическую трилогию.

Литературный дебют в журнале «Современник» оказался удачным, и Лев Николаевич решил полностью посвятить себя литературе. Вскоре из-под его пера вышел цикл «Севастопольские рассказы», посвящённый Крымской войне и обороне Севастополя, в которой он лично участвовал.

Вернувшись в Петербург, Толстой стал членом литературного кружка «Современник», где им искренне восхищались. Однако писатель быстро устал от столичной суеты и отправился в путешествие по Европе. По возвращении в Ясную Поляну он занялся обустройством школ для крестьянских детей. Им была написана «Азбука», а также сотни добрых и поучительных сказок для самых маленьких.

Самыми главными работами Толстого стали романы «Анна Каренина» и «Война и мир», содержание которых знает практически каждый. Это глубокие психологические произведения, в которых писатель филигранно раскрыл не только внутренний мир героев, но и отразил важнейшие социальные проблемы общества.

В 1880-х годах в сознании писателя наметился перелом, который нашёл своё отражение в произведениях: «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», «После бала», «Отец Сергий». Посредством своих повестей и рассказов Толстой выступал против социального неравенства, праздности дворян, безнравственности и пустоты жизни правящего класса.

Личная жизнь

В краткой биографии Льва Толстого важно отметить, что его избранницей стала 18-летняя Софья Берс, которая была младше супруга на 16 лет. Этот брак оказался удачным, хотя между супругами не раз возникали разногласия.

В 1863 году в семье произошло пополнение: родился первенец четы Толстых. Есть сведения, что всего Софья Андреевна родила 13 детей, пятеро из которых не дожили до взрослого возраста. Долгие годы она была верной подругой и соратницей Льва Николаевича, всячески помогала и поддерживала, полностью оградила от решения бытовых вопросов.

Скончался Лев Николаевич Толстой 7 (20) ноября 1910 года, на 83-м году жизни. Причиной смерти стала банальная простуда, которая дала тяжелейшее осложнение — крупозное воспаление легких. Писатель был похоронен, как он сам завещал, в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу. Здесь прошли его счастливые годы, и здесь они с братьями в детстве искали «зелёную палочку», способную сделать всех людей счастливыми.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

план по биографии толстого. Смотреть фото план по биографии толстого. Смотреть картинку план по биографии толстого. Картинка про план по биографии толстого. Фото план по биографии толстого

Интересные факты

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Льва Николаевича – пройти.

Тест по биографии

Насколько хорошо вы знаете краткую биографию Толстого – проверьте свои знания:

Источник

Толстой Лев Николаевич

Детство

Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в именитой дворянской семье в родовой усадьбе матери Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в семье. Но в уже в детстве будущий великий писатель осиротел. После очередных родов, когда Льву не было и двух лет, умерла мать. Еще через семь лет, уже в Москве, внезапно умер отец. Опекуном над детьми была назначена их тетя – графиня Александра Остен-Сакен, но и ее скоро не стало. В 1840 году Лев Николаевич вместе с братьями и сестрой Марией переехал в Казань к другой тете – Пелагее Юшковой.

Обучение

В 1843 году повзрослевший Лев Николаевич поступает учиться в престижный и один из самых известных Императорский Казанский университет по разряду восточной словесности. Однако после успешных вступительных экзаменов будущий светило русской литературы посчитал обучение и экзамены формальностью и провалил итоговую аттестацию за первый курс. Чтобы заново не проходить обучение, молодой Лев Толстой перевелся на юридический факультет, где он не без проблем, но все-таки перешел на второй курс. Однако здесь он увлекся французской философской литературой и, не доучившись на втором курсе, покинул университет. Но обучение не прервал – поселившись в доставшейся ему по наследству усадьбе Ясная Поляна, он занялся самообучением. Каждый день он ставил перед собой задачи и пытался их выполнять, анализируя проделанное за день. Кроме того, в распорядок дня Толстого входили работа с крестьянами и налаживание быта в поместье. Чувствуя вину перед крепостными, он в 1849 году открыл школу для крестьянских детей. Но самовоспитание молодого Толстого не задалось, далеко не все науки его интересовали и давались ему. Решить эту проблему он собирался в Москве, готовясь к кандидатским экзаменам, но вместо них увлекся светской жизнью. То же самое повторилось и в Петербурге, куда он уехал в феврале 1849 года. Не досдав экзамены на кандидата прав, он вновь уехал в Ясную Поляну. Оттуда он часто приезжал в Москву, где много времени уделял азартным играм. Единственным полезным навыком, который он приобрел в эти годы, была музыка. Будущий писатель научился неплохо играть на рояле, результатом чего стало сочинение вальса и последующее написание «Крейцеровой сонаты».

Военная служба

В 1850 году Лев Толстой начал написание автобиографической повести «Детство» – далеко не первого, но достаточно крупного и значимого своего литературного произведения. В 1851 году к нему в имение приехал старший брат Николай, служивший на Кавказе. Необходимость перемен и финансовые трудности заставили Льва Николаевича присоединиться к брату и отправиться с ним на войну. И к осени того же года он был зачислен юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей на берегу Терека под Кизляром. Здесь у Толстого вновь появилась возможность писать, и он, наконец, закончил первую часть своей трилогии «Детство», которую летом 1852 года отправил в журнал «Современник». В издании оценили работу молодого автора, и с публикацией повести к Льву Николаевичу пришел первый успех.

Но и о службе Лев Николаевич не забывал. За два года на Кавказе он не раз участвовал в стычках с неприятелем и даже отличился в бою. С началом Крымской войны он перевелся в Дунайскую армию, вместе с которой оказался в гуще войны, пройдя и Сражение у Черной речки, и отбивая атаки врага на Малаховом кургане в Севастополе. Но даже в окопах Толстой продолжал писать, опубликовав первый из трех «Севастопольских рассказов» – «Севастополь в декабре 1854 года», который также был благосклонно принят читателями и высоко оценен самим императором Александром II. Вместе с этим артиллерист-писатель пытался добиться разрешения на издание простенького журнала под названием «Военный листок», где могли бы публиковаться склонные к литературе военные, но эта идея не получила поддержки у властей.

Творческий путь и признание

В августе 1855 года Льва Николаевича отправили курьером в Петербург, где он дописал оставшиеся два «Севастопольских рассказа» и остался, пока в ноябре 1856 года окончательно не оставил службу. В столице писателя приняли очень хорошо, он стал желанным гостем в литературных салонах и кружках, где сдружился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, И.С. Гончаровым. Однако Толстому это все быстро наскучило, и в начале 1857 года он отправляется в заграничное путешествие. В последующие четыре года он побывал во многих странах Западной Европы, но так и не нашел того, что искал. Европейский образ жизни ему категорически не подходил.

Жена стала для писателя настоящей спутницей жизни. С ее помощью он приступает к созданию своего самого знаменитого романа «Война и мир» о российском обществе в период с 1805-го по 1812-й годы, отрывки и главы которого он публиковал с 1865-го по 1869-й годы.

Творческий и философский перелом

Следующим великим произведением автора стал роман «Анна Каренина», над которым Толстой начал трудиться в 1873 году. После этого романа в творчестве Льва Николаевича наступил идейный перелом, выразившийся в новых взглядах писателя на жизнь, отношении к религии, критике власти, внимании к социальным аспектам устройства общества. Произведения на сюжеты светской жизни больше его не интересовали. Все это нашло свое отражение в автобиографическом произведении «Исповедь» (1884). Далее последовали религиозно-философский трактат «В чем моя вера?», «Краткое изложение Евангелия», а позже – роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат» и драма «Живой труп».

Вместе со своим творчеством изменился и сам Лев Николаевич. Он отказывается от богатств, одевается просто, занимается физической работой, отделяя себя от остального мира. Огромное внимание Толстой уделяет вопросам веры, но эта философия уводит его далеко от лона Русской православной церкви. К тому же церковные устои активно критикуются в таких произведениях писателя, как роман «Воскресение», из-за чего Священный синод в 1901 году отлучает его от Церкви, хотя данное решение скорее было констатацией факта, нежели какой-то мерой.

Вместе с тем Толстой много времени уделяет помощи крестьянам, заботится об их образовании и пропитании. Во время голода в Рязанской губернии Лев Николаевич открывал для нуждающихся столовые, где кормились тысячи крестьян.

Последние дни

28 октября (10 ноября) 1910 года Толстой тайно покидает Ясную Поляну и случайными поездами направляется в сторону границы, но на станции Астапово (ныне Липецкая область) он вынужден покинуть поезд из-за начавшегося воспаления легких. 7 (20) ноября великого писателя не стало. Умер он в доме начальника станции на 83-м году жизни. Льва Николаевича Толстого похоронили в его имении Ясная Поляна в лесу на краю оврага. На похороны приехали несколько тысяч человек. Дань памяти писателю отдали и в Москве, и в Петербурге, и даже за рубежом. По случаю траура были отменены некоторые развлекательные мероприятия, приостанавливалась работа заводов и фабрик, люди выходили на уличные демонстрации с портретами Льва Николаевича.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *